ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ В РОССИИ

Наука » Психология » Специальная психология
Специальная психология как ветвь психологиче­ской науки начала развиваться в России в 20-е гг. XX в. До этого исследованием психики аномальных детей занималась медицина. В 1935 г. в России была соз­дана первая в мире экспериментальная психологи­ческая лаборатория по изучению психики аномаль­ных детей. Ее возглавил известный отечественный дефектолог Д. В. Заикош, под руководством которо­го шло изучение особенностей учащихся специаль­ной школы, проявляющихся в младшем и старшем школьном возрасте, а также путей развития этих де­тей в условиях специально организованного процес­са обучения. Отечественная специальная психоло­гия формировалась как сравнительная психология нормально развивающегося ребенка и ребенка с от­клонениями в развитии. Исследования проводились по проблемам развития познавательной деятельно­сти, эмоционально-волевой сферы, личности ано­мального ребенка с опорой на клинические данные, полученные отечественными психиатрами: И. С. Пвва-ивр, Г. Е. СухшрФШой и др. Ими были подробно изу­чены вопросы этиологии и патогенеза аномального развития, вопросы отграничения детей с отклоне­ниями в развитии от сходных состояний, дано под­робное описание этой категории детей.

В конце 50-х гг. XX в. дефектологами проводилось изучение особенностей высшей нервной деятельно­сти детей с нарушением интеллекта. Исследования познавательной деятельности этой группы детей имело выраженную педагогическую направленность и предоставляли материалы для разработки дидакти­ческих принципов и методологических путей обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. В работах отечественных психологов было показа­но, что для детей с отклонениями в развитии харак­терна незрелость всей психики в целом. Кроме того, было установлено, что наиболее общие закономер­ности развития психики свойственны как нормально развивающимся, так и аномальным детям. В рабо­тах Л. В. Зашсова, X. С. Зшнсжого, Ж. Шмф нашли отражение следующие наблюдения: недостаточность всех структурных компонентов мышления, слабость мыслительных операций, в особенности обобщения и абстрагирования, грубое нарушение словесно-ло­гического мышления. По данным ряда дефектологов к концу среднего школьного возраста при условии целенаправленной коррекционно-психологической работы слабость мотивации мыслительной деятель­ности совершенствуется. Благодаря работам извест­ных отечественных дефектологов В. Г. Петровой, Г. М. Дульнеша и ряда других были получены данные . о возможности коррекции речи у детей с нарушения­ми интеллекта в процессе обучения: увеличение объе­ма активного словаря, коррекция грамматического строя речи, совершенствование устной и письмен­ной речи. В работах отечественных дефектологов было доказано, что психическое развитие аномальных де­тей характеризуется не только недостатками, они имеют и широкие потенциальные возможности раз­вития мышления. Это подтверждают и исследова­ния Л. С. Выготского о том, что в процессе коррек-циокного обучения у детей с отклонениями в развитии развиваются сложные виды психической деятельно­сти.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.