ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР

Наука » История » Всемирная история
ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР
ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР

В истории человечества есть два периода — первобытный и период существования сложно организованных, классовых обществ. Первый из них длился много сотен тысяч лет, второй — совсем недолго. В первобытное время человек стал человеком в полном смысле слова, возникла его культура. Коллективы людей были относительно небольшими и просто организованными, с прими-тивным бытом, поэтому они и называются первичными — первобытными. Сначала люди для того, чтобы добыть себе пищу, занимались собирательством и охотой, пользуясь каменными орудиями. Потом они начали сами выращивать нужные для себя растения, разводить домашних животных, строить жилища, создавать поселения.
Люди в первобытных общинах были равными по своему положению, с одинаковыми правами и обя-занностями, среди них не было богатых и бедных. Отношения между семьями и отдельными людьми определялись родственными связями, и нормой в этом обществе были помощь и взаимная поддержка.
По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю на три «века»: каменный, бронзовый и железный. Самым долгим был каменный век — он начался около 2,5 млн. лет назад, а закончился за 3 тысячи лет до н. э. Бронзовый век длился более 2,5 тысяч лет, а при-близительно в середине II тыс. до н. э. наступил железный век, в котором живём и мы. Эти века, особенно бронзовый и железный, наступили в разных районах Земли не одновременно, где-то рань-ше, где-то позже. Самый долгий период — каменный век — делится на несколько эпох: древний каменный век, или палеолит (2,5 млн. — 12 000 лет назад), средний каменный век, или мезолит (12 000—8000 гг. до н. э.), новый каменный век, или неолит (8000—3000 гг. до н. э.). Итак, большая часть истории человечества приходится именно на период первобытности. Цифры мало что говорят нашему воображению. Если этот колоссальный период спрессовать до суток, то окажется, что в начале суток (в 0 ч) люди, ещё сохранявшие признаки своих предков-животных,
стали делать первые орудия. «Человек выпрямленный», питекантроп, жил между 14 и 19 ч, а древняя разновидность «человека разумного», неандерталец, — между 19 ч и 23 ч 30 мин. Поздний период каменного века — неолит — начался совсем близко к концу суток, в 23 ч 55 мин. В 23 ч 56 мин начался бронзовый век, а государства с их городами, письменностью, постоянно развивающейся техникой и сложно организованным обществом появились, да и то лишь на крохотных пятачках Земли, всего 3 мин назад.
Сейчас трудно поверить в это, но чуть более ста лет назад люди считали, что их облик оставался неизменным с момента появления человека. Конечно, было хорошо известно, что по культуре, образу жизни, обычаям разные народы отличаются друг от друга. Но всех их считали потомками первого мужчины и первой женщины, которых создали боги, независимо от того, были ли это боги христиан, мусульман или последователей учения Будды. Когда при раскопках находили человече-ские кости, отличающиеся от современных, их считали останками особенно сильных людей или, наоборот, больных. В 40-е гг. прошлого века в Германии были найдены кости одного из предков современного человека — неандертальца, которые приняли за останки русского казака, участника наполеоновских войн, а один почтенный учёный сказал, что это кости больного старика, которого к тому же несколько раз ударили по голове.
В 1859 г. была издана книга Чарлза Дарвина «Происхождение видов», в которой не говорилось о происхождении человека, но высказывалось предположение, что человек, подобно другим живым существам, тоже мог изменяться, развиваться от более простых к более сложным формам. С этого момента началась борьба между теми, кто считал возможным происхождение человека от обезьяны, и их противниками. Конечно, речь шла не об известных нам гориллах, шимпанзе или орангутанах, а о каких-то вымерших видах, предках, общих для человека и обезьян.

ПРОСТРАНСТВО

Наука » История » Всемирная история
ПРОСТРАНСТВО
сутки за каждые 128 лет. Постоянная точка зимнего «солнцеворота» (24 декабря) всё больше смещалась, отставая в календаре от истинного времени.
Поэтому в эпоху Возрождения учёные снова взялись за уточнение календаря. Подготовительная работа велась более двух столетий, и, наконец, в 1582 г. Папа Григорий XIII специальным указом («папской буллой») ввёл уточнённый календарь, получивший название григорианского, или «нового стиля», значительно более точного: ошибка в одни сутки набирается по нему только за 3280 лет! Страны, где господствовал католицизм (Франция, Италия, Испания, Польша и др.), ввели новый стиль, сразу сдвинув счёт дней на 10 суток вперёд. В других странах новый стиль вводился значительно позже или не вводился совсем. В России переход на новый стиль был совершён в 1918 г., но Русская Православная церковь продолжает придерживаться «старого стиля», т.е. юлианского календаря, «отставая» теперь от астрономического времени на 13 суток. Историки, называя дату какого-либо события, вынуждены теперь нередко к словам «нашей эры» (н. э.) или «от Р.Х.» добавлять уточнение: «по старому» или «по новому» стилю. Отметим ещё одно важнейшее свойство времени — его необратимость, т.е. односторонность движения всего существующего: только из прошлого в будущее. Все рассуждения о возможности создания «машины времени», способной перенести нас назад в прошлое или вперёд в будущее, являются мечтами писателей-фантастов. Про-шедшее в той форме, в которой оно состоялось, никогда уже снова вернуться не может. Однако это вовсе не означает, что нет смысла знать это прошедшее, планировать своё настоящее и будущее.
Наряду со временем для истории важно и то место, где именно совершаются исторические события. Приходится прибегать к уменьшенному в сотни, тысячи и миллионы раз изображению земной поверхности — картам. Степень уменьшения изображения на карте называется её масштабом (от немецкого «мерная палка»). Карты оказывают огромную помощь в восприятии исторических сведений, давая нашему воображению возможность как бы наглядно воссоздать в уменьшенном виде, например, поход Александра Македонского на Восток, морское сражение, произошедшее в 1805 г. у мыса Трафальгар.
По мере развития цивилизаций все народы создавали свои системы мер, отталкиваясь, как правило, от естественных величин (длина человеческого шага, размах рук, ладонь, пядь). Поэтому существует огромное количество систем измерений. В 1960 г. была создана Международная система единиц (СИ), в основу которой положена метрическая система мер (другое название — «десятичная система мер»). Её исходные единицы — метр, секунда и килограмм. Если для исчисления времени необходимо иметь исходные даты, то и для определения места в пространстве необходимы начальные точки отсчёта. Ими являются условно нанесённые на земную поверхность линии — меридианы и параллели. Их пересечения определяют местоположение данного объекта на поверхности земного шара (его координаты), так же как в уменьшенном виде — на карте. Опери-ровать координатами особенно важно в условиях открытых морей и океанов, когда «привязать» себя к каким-либо фиксированным местам поверхности Земли нет возможности.
Итак, мы знаем место и время свершения исторического события. Какими же источниками располагает учёный для суждения о самом событии, о его характере, породивших его причинах, его значении и последствиях? Источники эти чрезвычайно разнообразны. Чем ближе к нашему времени происходило событие, тем больше свидетельств о нём попадает в руки исследователей. Это уже и остатки жилищ, и орудия труда, и наскальные изображения сцен охоты и рыбной ловли, и, наконец, письменные источники. Наиболее ранние из них носят название идеографических, когда письменный знак — условное изображение или рисунок — соответствовал целому слову. Таковы были древнеегипетская, древнешумерская, отчасти китайская письменности. Умение прочесть такое письмо давало огромные возможности обогащения исторической науки сведениями об оставившем подобную письменность народе. Так, в 1799 г. близ Розетта (Египет) была обнаружена базальтовая плита с начертанными на ней текстами на трёх языках (один из них был греческий). Работа над этим «розеттским камнем» помогла французскому египтологу Шампольону (1790—1832) разработать основы дешифровки древнеегипетского иероглифического письма. Наконец, наступает время, когда история начинает уже находить систематическое и всестороннее отражение в письменных источниках самого разнообразного харак-тера.
Постоянно складываются традиции хранения всевозможных документов, образуются их архивы, являющиеся в настоящее время важнейшим источником исторических сведений. Постепенно соз-даются библиотеки, играющие огромную роль в прогрессе исторической науки и являющиеся гордостью владеющих ими стран. И вот из земных пластов, из архивных папок, с библиотечных полок трудом историков извлекаются и строятся в свою временную последовательность трудовые свершения и войны, переселения народов, возникают из небытия их участники, составляя содержание исторического процесса.
В чём же его смысл? Обнаружить его, понять, почему история идёт именно таким путём, — на эти вопросы по-разному пытались ответить мыслители прошлого.
Например, в средневековье господствовало понимание хода истории как проявления воли Бога, как осуществления заранее предусмотренного божественного плана спасения человека. Понимание истории как пути человека в Царство Божие было подробно развито в V в. н. э. монахом Августином Блаженным. Люди, по Августину, — лишь актёры драмы, автором которой является Бог. Августин противопоставил «град земной», т.е. государственность, которая основана на «любви к себе, доведённой до презрения к Богу», — «граду Божию», т.е. духовной общности, основанной «на любви к Богу, доведённой до презрения к себе». Учение Августина оказало влияние на некоторые более поздние воззрения на историю. В борьбе с подобными представлениями в эпоху Возрождения складываются учения, стремящиеся вскрыть цели, движущие силы и смысл исторического процесса. Часто они продолжали считать силу, управляющую историей, внеисторической, стоящей над её событиями.
В XIX в. Гегель заявил, что история — единственный закономерный процесс, в котором каждая эпоха — ступень в общем развитии человечества. Этот процесс — лишь бесконечное саморазвёртывание Высшего разума, Абсолютного духа.
Учёные XX в. считают, что люди сами творят свою историю, будучи одновременно и актёрами исторической драмы, и её авторами. Но они подчиняются объективным условиям, строя свою деятельность на основе достижений предшествующих поколений, с использованием их опыта. И чем глубже осознаётся опыт прошедшего, тем плодотворнее движение вперёд.

ВРЕМЯ

Наука » История » Всемирная история
ВРЕМЯ
Сама природа дала человеку три постоянно повторяющихся временных цикла, в пределах которых протекает, особенно в умеренном климате, весь круг хозяйственной деятельности. Естественно, при-чины, вызывающие эту цикличность, очень долго были человеку неведомы, он довольствовался мифическими их объяснениями, но сама цикличность была отмечена и использована для исчисления времени уже в глубокой древности. Это цикличность, вызванная вращением Земли вокруг своей оси (смена дня и ночи, сутки), движением луны вокруг Земли (месяц) и годовым движением Земли вокруг Солнца. На этой основе разные народы создали системы исчисления времени (календари).
Каждый календарь должен иметь «точку отсчёта», «начальную дату», которую стали называть словом «эра».
Одной из древнейших эр, счёт лет которой вёлся с исторического события, была введённая греческим учёным Клавдием Птоломеем (около 87—165 гг. н. э.) эра Набонассара — древневавилонского царя, занявшего престол в 747 г. до н. э. С 1032 г. эры Набонассара начиналась эра Диоклетиана — римского императора, приступившего к правлению в 284 г. н. э. Это летоисчисление сохранилось до сих пор в церковных календарях египетских христиан — коптов — и у эфиопов. В 46 г. до н. э. римским императором Юлием Цезарем был введён календарь, составленный по его поручению александрийскими астрономами во главе с Созигеном. Счёт времени по этому календарю, вошедшему в историю под названием юлианского, ведётся с 1 января 45 г. до н. э. После некоторых усовершенствований юлианский календарь оставался единственным и неизменным по всей Европе до конца XVI в., а в отдельных странах, в том числе и в России, до начала XX в. Римский монах Дионисий Малый предложил начать считать годы по юлианскому календарю, но первым годом отсчёта лет полагал год рождения Иисуса Христа. Сопоставляя сведения о жизни Христа, приводимые в Евангелиях и других книгах Нового Завета, он предложил считать, что это событие произошло 525 лет назад, то есть в 284 г. до эры Диоклетиана или в 753 г. «от основания Рима».
Предложенный Дионисием новый отсчёт лет получил распространение не сразу. В X в. лишь в отдельных документах, исходивших от главы католической церкви, стали указывать год с пометкой «от Р.Х.», но с обязательным указанием и года «от сотворения мира» (которое якобы произошло за 5508 лет до начала н. э.). Последнее требование сохранилось и после середины XV в., когда на всех папских документах стали обязательно ставить дату «от Р.Х.». В России, согласно указу Петра I, изданному в 1699 г., «лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах» год 7209 «от сотворения мира» было приказано считать 1700 годом «от Рождества Христова». Так появилось понятие «христианская эра». Период оборота Земли вокруг своей оси для удобства исчисления времени суток произвольно делился на 24 часа, каждый час — на 60 минут, минута — на 60 секунд. Но, условившись считать, что год состоит из 365 суток, мы «забываем», что продолжительность его в действительности не равна 365 суткам, а составляет 365 суток 5 часов 48 минут и 45,9747 секунд. Конечно, тысячные доли секунды могут интересовать лишь скрупулёзных учёных, но даже если округлить длину года до пятого десятичного знака, то ошибка в одни сутки «набежит» только за 100 тысяч лет. Однако в юлианском календаре продолжительность года была установлена в 365 дней и 6 часов, а это больше истинной продолжительности года на 11 минут и 14 секунд. Такая ошибка уже весьма заметна: она даёт «сбой» на одни

КАК УЗНАТЬ О СВОЁМ ПРОШЛОМ?

Наука » История » Всемирная история
КАК УЗНАТЬ О СВОЁМ ПРОШЛОМ?
истории человечества, а также, используя новейшие данные других наук, нарисовать гипотетическую картину обстоятельств — времени, места, основных причин — возникновения человека.
Местом действия была северо-восточная Африка, территория теперешних Эфиопии, Кении, Танзании, где с севера на юг проходит грандиозный разлом земной коры — Великий Африканский рифт, образовавшийся в промежутке времени между 15 и 5 млн. лет назад. Возникшая здесь высокая вулканическая и тектоническая активность привела тогда к широкому обнажению урановых руд и к значительному повышению естественной радиоактивности. У предков нынешних обезьян, обильно населявших тогда эту территорию, стали появляться потомки с врождёнными дефектами: с меньшей физической силой, с увеличенным черепом, лишённым мощных клыков. И этот наш предок не смог бы выжить, если бы не нашёл замену тому, что у него отобрала радиация. Замена была найдена: систематическое изготовление и использование каменных орудий освободившимися в результате прямохождения руками и активная взаимопомощь — зародыши общественных связей. Переход к первичным формам труда занял около 2 млн. лет, но он спас предка человека от гибели.
Хочется отдать должное супругам Лики, Луису и Мери-Николь, и их сыну Ричарду, сделавшим сенсационные находки стоянок древнейшего человека северо-восточной Африки. Именно они в 50— 60-е гг. нашего столетия, а вслед за ними свыше 150 археологических экспедиций в этом районе, подтвердившие правильность их выводов, сделали принципиально новый важный шаг в изучении прошлого человечества, открыв его прародину. Человечество возникло благодаря исключительному стечению обстоятельств в одном очаге и уже позже, пройдя колоссально длинный путь под воздействием новых природных условий в местах расселения, приобрело расовые отличия, как бы разделившись на отдельные самостоятельные ветви.
Очень советуем познакомиться с книгой нашего видного археолога Г.Н. Матюшина «3 миллиона лет до н. э.» (Москва, «Просвещение», 1986 г.). Основные данные нашего рассказа о первых шагах человека взяты из неё.
Однако надо помнить, что никогда путь человечества не был лёгким, радостным и безоблачным. Многочисленные легенды и мифы о «золотом веке» были лишь своеобразным выражением всегда свойственной людям мечты о счастливой, свободной от всевозможных опасностей, лишений и страданий жизни.
История, настойчиво стирающая одно за другим «белые пятна» нашего прошлого, убедительно показывает, что путь человечества — непрерывный поступательный процесс, неодолимое, настойчивое движение вперёд, путь совершенствования орудий труда, средств борьбы с низкими температурами и стихийными бедствиями. Это была постоянная напряжённая борьба, и лишь только она ослабевала в одном из звеньев, это звено обрекалось на гибель. Но в общем историческом процессе человек всегда побеждал.
Каким же образом можно «воскресить» прошлое, сделать его доступным нашему восприятию, нашему пониманию? Историк должен установить для этого, когда и где произошло достойное нашего внимания событие, в чём его сущность, какие причины привели к его появлению и какие последствия оно имело.
Вопрос «когда?» очень существен. Если для огромного «доисторического» периода достаточно было оперировать миллионами, сотнями и десятками тысяч лет, то для собственно истории, для эпох (а слово «эпоха» буквально значит «остановка» в развитии природы или общества, имеющая какие-либо отличительные особенности) развитых цивилизаций нужны уже другие масштабы. Переход к земледелию и скотоводству заставил человека искать такие ориентиры, которые указывали бы ему на необходимость подготовки к севу, к перегону скота на зимние пастбища, заготовки топлива и кормов и т.д.

ИСТОРИЯ И ВРЕМЯ

Наука » История » Всемирная история
ИСТОРИЯ И ВРЕМЯ
слово это получило множество смысловых оттенков. Ныне словом «история» мы обозначаем не только рассказ о прошлом, науку, изучающую прошлое, но и вообще само последовательное развитие, изменение действительности.
Однако, несмотря на свою «завершённость», былое никогда не являлось безразличным ни для отдельного человека, ни для народа, ни для человечества в целом. Поэтому мы всегда стремимся «проникнуть мыслию» в прошлое, познать его. Недаром таким почётом и уважением пользовались в народе сказители былин, различные хранители старины и мудрости, носители и передатчики сведений и знаний — те, кого современным языком можно было бы назвать единственными в прошлом «ретрансляторами информации».
Итак, история — это сам путь, проделанный человечеством, и сведения, знания об этом пути. Путь этот был очень долог, сложен, мучителен. Для познания прошлого служит целый комплекс исто-рических наук. Среди них всеобщая история и истории отдельных стран и народов, история науки, техники, культуры, искусства, языка, археология, этнография, политология, хронология. Они в свою очередь опираются на данные других наук, даже если на первый взгляд эти науки непосредственного отношения к истории человечества не имеют.
Путь, пройденный человечеством, пролегал в определённом пространстве и занял определённое время. До наступления исторических эпох, оставивших письменные источники — летописи, дневники, письма, — важнейшими свидетельствами «мест действия» являются археологические материалы, полученные при раскопках поселений и городов, сохранившиеся орудия труда и утварь, костные останки, рисунки на скалах, монеты и т. д. Однако определить время их возникновения бывает очень трудно. Даже в том случае, если по слоям береговых отложений, сохранивших следы смены времён года, или по годовым кольцам деревьев можно узнать продолжительность существования интересующего нас объекта, его абсолютный возраст установить бывает затруднительно. Столь же неопределённой до недавнего времени была и длительность существования самого человечества.
Убедительно ответить на этот вопрос наука получила возможность лишь в результате проникновения в тайны микромира, т. е. лишь в XX столетии.
Изучение свойств микромира позволило установить, что около 4,5 млрд. лет назад из громадного газопылевого космического облака образовалась наша планета, вобравшая в себя все химические элементы этого облака, в том числе первичный свинец, уран" и торий. Сравнительно скоро, менее чем через 1 млрд. лет, на остывшей Земле начинает зарождаться жизнь, но прошло много времени, прежде чем появился человек.
Говоря об этом событии, нельзя обойти вниманием ещё одно открытие середины XX столетия. К нему упорно шли учёные разных стран, стремясь проникнуть в тайны самой жизни, в удивительный мир носителя её — клетки, в механизм наследственности, без понимания которого нельзя постичь и саму жизнь.
В 1953 г. американским биохимиком Уотсоном и английским биофизиком и генетиком Криком была предложена экспериментально обоснованная структура того механизма клетки, который является носителем, «копировальщиком» и передатчиком — репликатором — черт наследственности. Сейчас это всемирно известная структура, носящая название «двойной спирали ДНК» (ДНК — сокращение слов «дезоксирибонуклеиновая кислота»). Этот важный шаг генетики дал возможность убедительно реконструировать и научно обосновать события, отстоящие от нас на миллионы лет и положившие начало

Рока

Наука » Мифы » Античная мифология
По пути в Аргос Даная рассказала Персею о том, что царь Аргоса Акрисий — его дед. Но Акрисий никогда не говорил Данае о предсказании оракула, и она не знала, почему он так жестоко обошелся с ней:
вначале заточил в темницу, а потом бросил в море вместе с маленьким сыном. Но прошло уже столько времени, сын вырос и стал героем. «Может быть, отец теперь объяснит мне, почему он так поступил», — думала Даная.

Но как только Акрисий узнал о прибытии внука, он в страхе тотчас же бежал далеко в северные края, в Фессалию. Все это время он помнил о предсказании оракула.

Жители Аргоса обрадовались, узнав, что к ним вернулась Даная с сыном.А где же мой отец? — спросила Даная.

— Мы не знаем, — ответили ей придворные. — Как только царь увидел на горизонте корабль, на котором вы плыли, то сразу же, не сказав никому ни слова, умчался из города.

Прошло много времени, но Акрисий не возвращался, и жители Аргоса предложили Персею стать их царем. Счастливо и мудро правил Персей в Аргосе.

Тесей и Минотавр

Наука » Мифы » Античная мифология
Тесей пришел в Афины в скорбное для афинян время: в этот день с острова Крит прибыли послы за страшной данью.
Каждые девять лет критский царь Мидас требовал присылать ему семь юношей и семь девушек, которых отдавали на съедение быкоголовому
чудовищу Минотавру. Эту дань критский царь наложил на афинян за то, что они убили его сына. Когда Тесей появился в Афинах, уже был
снаряжен корабль с черными парусами, в знак скорби по юным жертвам.

Узнав об этом, Тесей пришел в ярость:

— Я сам поеду на Крит и убью Минотавра! Эгей противился этому, но Тесей был тверд в своем решении. Тогда Эгей дал сыну белый
парус и сказал:

— Сын мой, я не могу удержать тебя. Ты отправляешься на страшный бой, но если одолеешь чудовище, то возвращайся домой под
белым парусом. Если погибнешь — пусть на мачте поднимут черный парус.
Я буду ждать тебя и каждый день смотреть на море.

Атланта-охотница

Наука » Мифы » Античная мифология
У царя Аркадии была дочь — прекрасная Аталанта. Недовольный тем, что у него родилась девочка, а не мальчик, царь бросил ее, и Аталанту вскормила медведица, а воспитали охотники.
С самого раннего детства не играла она в те игры, которые нравились девочкам, не сидела за ткацким станком, не украшала себя цветами, не наряжалась в дорогие одежды.
Гораздо больше маленькой Аталанте нравилось бегать по полям с ветром наперегонки или упражняться с оружием, пытаясь натянуть тугую тетиву лука.
Аталанта бегала по лесу в простой короткой тунике и охотилась на диких зверей.
Даже дикие кабаны не могли испугать ее: она ловко владела луком и стрелами.

Аталанта была единственной женщиной, которая участвовала в охоте на ужасного калидонского вепря, которую устроил Мелеагр, сын царя Калидона.
Она первая ранила зверя и получила за это почетную награду: голову и шкуру зверя.
Когда гордый отец Аталанты узнал об этом, он при знал ее своей дочерью и она стала жить вместе с ним во дворце.

Гибель Геракла

Наука » Мифы » Античная мифология
Два последних подвига Геракла были самыми трудными. Не успел он вернуться к себе в Тиринф, как Эврисфей дал ему еще одно задание. Он приказал ему принести золотые яблоки из волшебного сада Гесперид.
В этом саду росла яблоня с золотыми плодами — ее подарила Гея, богиня Земли, своей дочери Гере в день ее свадьбы с Зевсом. Геспериды были дочерями титана Атланта, который держал на плечах небесный свод. Сад Гесперид сторожил стоглавый дракон Ладон.
Прибегнув к хитрости, сумел Геракл обмануть могучего Атланта и с его помощью добыть золотые яблоки.

Последний, двенадцатый подвиг совершил Геракл, когда Эврисфей отправил героя в царство мертвых Аид, чтобы тот доставил ему страшного трехголового пса Кербера,охраняющего вход в подземное царство. Вместо шерсти у этого пса на туловище извивались змеи, а на конце хвоста была змеиная голова с огромной пастью.
Эврисфей уже заране ликовал:

-На этот раз Гераклу живым не вернуться!

Подвиги Геракла

Наука » Мифы » Античная мифология
Убийство Немейского льва было первым подвигом, который совершил Геракл. Но вскоре Эврисфей велел ему убить лернейскую гидру. Это было ужасное чудовище с телом змеи и девятью головами, и даже дыхание ее было ядовито. Одна из голов была бессмертна, поэтому победить гидру никто не мог.
Гидра жила в болоте близ города Лерны и уничтожала вокруг все живое. Для многих путников болото стало могилой. На этот подвиг Геракл отправился вместе со своим племянником Иолаем. Тихо и мрачно было на болоте, в самом воздухе, казалось, витала смерть. Геракл обнаружил гидру в пещере и стал пускать в нее горящие стрелы.
Взметнулось чудище, сверкнув чешуей, бросилось на Геракла и тугим кольцом обвило его ноги. Одну за другой отсекал герой головы гидры, но на месте одной отсеченной головы тут же вырастали две новые.

Тогда призвал Геракл на помощь Иолая:

— Как только отрублю я голову, скорей прижигай ее горящей головней!

Иолай стал сразу же прижигать обезглавленные шеи чудовища, и новые головы уже не вырастали.

Детство Геракла

Наука » Мифы » Античная мифология
У прекрасной Алкмены, царицы города Фивы, родился от Зевса ребенок, которому дали имя Геракл. Зевс знал, что именно этот его сын станет героем — защитником людей и богов, и был очень рад его рождению.
Очень любил Зевс Геракла, но богиня Гера, супруга Зевса, сразу же возненавидела мальчика и стала преследовать его с первых дней жизни.
Она послала к колыбели маленького Геракла двух огромных змей, чтобы они задушили его. У этих чудовищных змей были огненные глаза, а с зубов стекал яд. Ночью они тихо вползли во дворец и обвились вокруг тела младенца. Но Геракл проснулся, схватил ручками этих гадин и задушил их.
В ужасе закричала Алкмена, увидев, что произошло, и на ее крик сбежались люди. Все были поражены необычайной силой маленького ребенка, и тогда Алкмена призвала прорицателя и спросила его о судьбе сына.

— Славное будущее ждет этого героя! Двенадцать великих подвигов совершит он и достигнет в конце жизни бессмертия, — таков был ответ.

Ящик Пандоры

Наука » Мифы » Античная мифология
Зевс простил Прометея за то, что он похитил божественный огонь.
Но с тем, что люди обучились ремеслам и искусствам, овладели природой, что жизнь их стала счастливее, верховный бог не мог смириться. Еще когда-то давно Зевс задумал уничтожить всех людей на земле, и только заступничество Прометея помешало ему сделать это. И он решил отомстить. Зевс позвал к себе Гефеста и приказал
ему:

— Смешай воду и землю и сделай женщину. Она должна красотой своей походить на богинь.

Гефест сделал прекрасную женщину, и боги оживили красавицу. На нее надели сияющие на ряды, золотые ожерелья,кольца и браслеты.
Это была самая прекрасная из когда-либо созданных женщин. Назвали ее Пандорой, что означает «наделенная всеми дарами» — от всех богов получила она дары.
Но именно она и должна была принести людям несчастье. Глупостью, злостью и ленью наделил ее Зевс.

Он же приказал Гермесу доставить Пандору на землю, к брату Прометея Эпиметею.