Рока

Наука » Мифы » Античная мифология
По пути в Аргос Даная рассказала Персею о том, что царь Аргоса Акрисий — его дед. Но Акрисий никогда не говорил Данае о предсказании оракула, и она не знала, почему он так жестоко обошелся с ней:
вначале заточил в темницу, а потом бросил в море вместе с маленьким сыном. Но прошло уже столько времени, сын вырос и стал героем. «Может быть, отец теперь объяснит мне, почему он так поступил», — думала Даная.

Но как только Акрисий узнал о прибытии внука, он в страхе тотчас же бежал далеко в северные края, в Фессалию. Все это время он помнил о предсказании оракула.

Жители Аргоса обрадовались, узнав, что к ним вернулась Даная с сыном.А где же мой отец? — спросила Даная.

— Мы не знаем, — ответили ей придворные. — Как только царь увидел на горизонте корабль, на котором вы плыли, то сразу же, не сказав никому ни слова, умчался из города.

Прошло много времени, но Акрисий не возвращался, и жители Аргоса предложили Персею стать их царем. Счастливо и мудро правил Персей в Аргосе.

Тесей и Минотавр

Наука » Мифы » Античная мифология
Тесей пришел в Афины в скорбное для афинян время: в этот день с острова Крит прибыли послы за страшной данью.
Каждые девять лет критский царь Мидас требовал присылать ему семь юношей и семь девушек, которых отдавали на съедение быкоголовому
чудовищу Минотавру. Эту дань критский царь наложил на афинян за то, что они убили его сына. Когда Тесей появился в Афинах, уже был
снаряжен корабль с черными парусами, в знак скорби по юным жертвам.

Узнав об этом, Тесей пришел в ярость:

— Я сам поеду на Крит и убью Минотавра! Эгей противился этому, но Тесей был тверд в своем решении. Тогда Эгей дал сыну белый
парус и сказал:

— Сын мой, я не могу удержать тебя. Ты отправляешься на страшный бой, но если одолеешь чудовище, то возвращайся домой под
белым парусом. Если погибнешь — пусть на мачте поднимут черный парус.
Я буду ждать тебя и каждый день смотреть на море.

Атланта-охотница

Наука » Мифы » Античная мифология
У царя Аркадии была дочь — прекрасная Аталанта. Недовольный тем, что у него родилась девочка, а не мальчик, царь бросил ее, и Аталанту вскормила медведица, а воспитали охотники.
С самого раннего детства не играла она в те игры, которые нравились девочкам, не сидела за ткацким станком, не украшала себя цветами, не наряжалась в дорогие одежды.
Гораздо больше маленькой Аталанте нравилось бегать по полям с ветром наперегонки или упражняться с оружием, пытаясь натянуть тугую тетиву лука.
Аталанта бегала по лесу в простой короткой тунике и охотилась на диких зверей.
Даже дикие кабаны не могли испугать ее: она ловко владела луком и стрелами.

Аталанта была единственной женщиной, которая участвовала в охоте на ужасного калидонского вепря, которую устроил Мелеагр, сын царя Калидона.
Она первая ранила зверя и получила за это почетную награду: голову и шкуру зверя.
Когда гордый отец Аталанты узнал об этом, он при знал ее своей дочерью и она стала жить вместе с ним во дворце.

Гибель Геракла

Наука » Мифы » Античная мифология
Два последних подвига Геракла были самыми трудными. Не успел он вернуться к себе в Тиринф, как Эврисфей дал ему еще одно задание. Он приказал ему принести золотые яблоки из волшебного сада Гесперид.
В этом саду росла яблоня с золотыми плодами — ее подарила Гея, богиня Земли, своей дочери Гере в день ее свадьбы с Зевсом. Геспериды были дочерями титана Атланта, который держал на плечах небесный свод. Сад Гесперид сторожил стоглавый дракон Ладон.
Прибегнув к хитрости, сумел Геракл обмануть могучего Атланта и с его помощью добыть золотые яблоки.

Последний, двенадцатый подвиг совершил Геракл, когда Эврисфей отправил героя в царство мертвых Аид, чтобы тот доставил ему страшного трехголового пса Кербера,охраняющего вход в подземное царство. Вместо шерсти у этого пса на туловище извивались змеи, а на конце хвоста была змеиная голова с огромной пастью.
Эврисфей уже заране ликовал:

-На этот раз Гераклу живым не вернуться!

Подвиги Геракла

Наука » Мифы » Античная мифология
Убийство Немейского льва было первым подвигом, который совершил Геракл. Но вскоре Эврисфей велел ему убить лернейскую гидру. Это было ужасное чудовище с телом змеи и девятью головами, и даже дыхание ее было ядовито. Одна из голов была бессмертна, поэтому победить гидру никто не мог.
Гидра жила в болоте близ города Лерны и уничтожала вокруг все живое. Для многих путников болото стало могилой. На этот подвиг Геракл отправился вместе со своим племянником Иолаем. Тихо и мрачно было на болоте, в самом воздухе, казалось, витала смерть. Геракл обнаружил гидру в пещере и стал пускать в нее горящие стрелы.
Взметнулось чудище, сверкнув чешуей, бросилось на Геракла и тугим кольцом обвило его ноги. Одну за другой отсекал герой головы гидры, но на месте одной отсеченной головы тут же вырастали две новые.

Тогда призвал Геракл на помощь Иолая:

— Как только отрублю я голову, скорей прижигай ее горящей головней!

Иолай стал сразу же прижигать обезглавленные шеи чудовища, и новые головы уже не вырастали.

Детство Геракла

Наука » Мифы » Античная мифология
У прекрасной Алкмены, царицы города Фивы, родился от Зевса ребенок, которому дали имя Геракл. Зевс знал, что именно этот его сын станет героем — защитником людей и богов, и был очень рад его рождению.
Очень любил Зевс Геракла, но богиня Гера, супруга Зевса, сразу же возненавидела мальчика и стала преследовать его с первых дней жизни.
Она послала к колыбели маленького Геракла двух огромных змей, чтобы они задушили его. У этих чудовищных змей были огненные глаза, а с зубов стекал яд. Ночью они тихо вползли во дворец и обвились вокруг тела младенца. Но Геракл проснулся, схватил ручками этих гадин и задушил их.
В ужасе закричала Алкмена, увидев, что произошло, и на ее крик сбежались люди. Все были поражены необычайной силой маленького ребенка, и тогда Алкмена призвала прорицателя и спросила его о судьбе сына.

— Славное будущее ждет этого героя! Двенадцать великих подвигов совершит он и достигнет в конце жизни бессмертия, — таков был ответ.

Ящик Пандоры

Наука » Мифы » Античная мифология
Зевс простил Прометея за то, что он похитил божественный огонь.
Но с тем, что люди обучились ремеслам и искусствам, овладели природой, что жизнь их стала счастливее, верховный бог не мог смириться. Еще когда-то давно Зевс задумал уничтожить всех людей на земле, и только заступничество Прометея помешало ему сделать это. И он решил отомстить. Зевс позвал к себе Гефеста и приказал
ему:

— Смешай воду и землю и сделай женщину. Она должна красотой своей походить на богинь.

Гефест сделал прекрасную женщину, и боги оживили красавицу. На нее надели сияющие на ряды, золотые ожерелья,кольца и браслеты.
Это была самая прекрасная из когда-либо созданных женщин. Назвали ее Пандорой, что означает «наделенная всеми дарами» — от всех богов получила она дары.
Но именно она и должна была принести людям несчастье. Глупостью, злостью и ленью наделил ее Зевс.

Он же приказал Гермесу доставить Пандору на землю, к брату Прометея Эпиметею.

Рождение Богов

Наука » Мифы » Античная мифология
Говорят, было это в те времена, когда и самого времени еще не было. Не было ничего — ни Звезд, ни Неба, ни Земли. Была только ледяная черная пустота — Хаос.

Но именно из этой зловещей бездны, словно колосок из зерна, все и возникло. И наш мир, и всемогущие бессмертные боги — все это родилось из Хаоса.

Вначале появилась Гея — Земля, могучая бессмертная богиня, мать и кормилица всего на ней живущего.

Глубоко под Землей родился ужасный, наполненный вечной тьмой, мрачный Тартар. Земля породила и Урана — голубое Небо, Нюкту — темную Ночь и Эреба —безбрежный Мрак.

От Нюкты и Эреба родились Гемера — светлый, радостный День и Эфир — чистый прозрачный ВозДУХ.
Хаос породил и могучую силу Эрос — любовь, дающую всему жизнь.

Эрот

Наука » Мифы » Античная мифология
Эрот
Эрот

Эрот — у древних греков бог любви, понимавшийся как особое мировое божество и как безотлучный спутник и помощник Афродиты. Как мировое божество, соединяющее богов в брачные пары, Эрот считался порождением Хаоса (темной ночи) и светлого дня или Неба и Земли. Отцом его называли также Урана, Хроноса, Орфея и других.
В позднейшем предании Эрот обыкновенно называется сыном Афродиты и Арея. Он господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время — с цветком и лирой, позднее — со стрелами любви или пылающим факелом.
Художественное развитие тип Эрота получил под резцом ваятелей младшей аттической школы — Скопаса, Праксителя и Лисиппа. Скопасу принадлежала статуя Эрота, находившаяся в Мегарах. Пракситель изваял Эрота для Пария (город в Мизии при Геллеспонте) и — шедевр греческой скульптуры — для Феспий, где находилась также статуя Эрота работы Лисиппа.
Культ Эрота существовал в Парии и главным образом в Феспиях, где первоначально грубый камень служил изображением бога. В Феспиях через каждые четыре года устраивалось в честь Эрота празднество — Эротидии, — сопровождавшееся гимнастическими и музыкальными состязаниями. Кроме того, Эрот, как бог любви и дружбы, соединявший юношей и мужчин, пользовался почитанием в гимназиях, где статуи Эрота ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла.
Спартанцы и критяне обыкновенно перед битвой приносили Эроту жертву. Лучший фиванский (так называемый священный) отряд имел в Эроте своего покровителя и вдохновителя. Самийцы посвятили Эроту гимназий и праздновали в честь его свои элевтерии. Взаимная любовь юности нашла себе символическое изображение в группе Эрота и Антэрота, находившейся в элейской гимназии: рельеф с этой группой изображала Эрота и Антэрота, оспаривающими пальму победы друг у друга.
Эрот служил одним из любимых сюжетов для философов, поэтов и художников, являясь для них вечно живым образом как серьезной мироуправляющей силы, так и личного сердечного чувства, порабощающего богов и людей. Позднейшему времени принадлежит возникновение группы Эрот и Психеи и развившейся из этого представления известной народной сказки.

Эней

Наука » Мифы » Античная мифология
Эней
Эней

Эней — после Гектора славнейший герой Трои, сын Анхиза и Афродиты, рожденный на горе Иде. По Гомеру Эней состоял в родстве с правящей троянской династией, происходя от общего с ней предка Троса, он жил в Дардане, принадлежавшем Анхизу, и в первые годы Троянской войны не принимал в ней участия.
Когда Ахилл напал на Энея и оттеснил в Лирнесс, он повел свои отряды против греков. В битвах под Троей он принимал деятельное участие. В поединках с Диомедом (из-за трупа друга своего Пандара) и с Ахиллом был избавлен от гибели в первый раз Афродитой, во второй раз Посейдоном.
Послегомеровские сказания и основанные на них литературные памятники создали Энею великое героическое поприще, причем в наслоении мифических сюжетов, сгруппировавшихся около Энея, этапными пунктами служили топографические названия, сближенные с именем Энея, и местности с культом Афродиты. Таким образом сага об Энее, через южную Фракию, острова Делос, Эрит, Киферу, через Аркадию, Эпир, Сицилию и Карфаген дошла до Италии.
По древнейшему послегомеровскому преданию Эней, спасшийся после взятия и сожжения Трои, остается в Троаде, где основывает новое поселение. Позднее распространяется сказание о переселении его на полуостров Паллену (Гелланик), где он основывает город Энею, и в Гесперию, то есть Италию. О троянском происхождении латинян и, в частности, римлян сообщает впервые определенно Тимей (современник Пирра), по свидетельству которого Эней основал Лавиний, со святилищем троянских пенатов, и Рим. Сам Пирр, по словам Павзания, решился на войну с римлянами под влиянием мысли, что он, как потомок Ахилла, будет бороться с потомками троянцев.
В третьем веке предание о происхождении римлян от троянцев утвердилось в Риме и нашло выражение в произведениях Невия, Энния, Фабия. Великий город видел в Энее, как представителе древнейшего великого царства, своего предка, а возвысившийся в 1-м веке до нашей эры род Юлиев — в сыне Энея, Иуле, своего родоначальника. Обстоятельный рассказ о странствованиях и судьбах Энея дает нам греческий историк Дионисий Галикарнасский. На том же материале, но в чисто римском освещении, основана поэма современника Дионисия, Виргилия, носящая имя Энея. В Виргилиевой Энеиде, как в фокусе, сгруппировались все основные черты местных сказаний об Энее, но освещенные одной преобладающей идеею. Как национальная эпопея, Энеида имела целью указать на божественное происхождение Рима, прославить потомка Энея, восстановителя римского государства — Августа, и отметить в сказочных образах мифического прошлого светлые картины великой современной поэту эпохи.

Эдип

Наука » Мифы » Античная мифология
Эдип
Эдип

Эдип — потомок Кадма, из рода Лабдакидов, сын фиванского царя Лая и Иокасты, или Эпикасты, излюбленный герой греческих народных сказаний и трагедий, ввиду множества которых очень трудно представить миф об Эдипе в его первоначальном виде.
Согласно наиболее распространенному сказанию, оракул предсказал Лаю о рождении сына, который убьет его самого, женится на собственной матери и покроет позором весь дом Лабдакидов. Поэтому, когда у Лая родился сын, родители, проткнув ему ноги и связав их вместе, отослали его на Киферон, где Эдипа нашел пастух, приютивший мальчика и принесший его затем в Сикион, или Коринф, к царю Полибу, который воспитал приемыша, как собственного сына.
Получив однажды на пиру упрек в сомнительности происхождения, Эдип обратился за разъяснениями к оракулу и получил от него совет — остерегаться отцеубийства и кровосмешения. Вследствие этого Эдип, считавший Полиба своим отцом, покинул Сикион. На дороге он встретил Лая, затеял с ним ссору и в запальчивости убил его и его свиту.
В это время в Фивах производило опустошения чудовище Сфинкс, задававшее несколько лет подряд каждому загадку и пожиравшее всех, кто ее не отгадывал. Эдипу удалось разгадать эту загадку (какое существо утром ходит на четырех ногах, в полдень на двух, а вечером на трех? Ответ — человек), вследствие чего Сфинкс бросился со скалы и погиб. В благодарность за избавление страны от продолжительного бедствия фиванские граждане сделали Эдипа своим царем и дали ему в жены вдову Лая, Иокасту — его собственную мать. Вскоре двойное преступление, совершенное Эдипом по неведению, открылось, и он в отчаянии выколол себе глаза, а Иокаста лишила себя жизни. По древнему сказанию Эдип остался царствовать в Фивах и умер, преследуемый Эриниями.
Софокл рассказывает о конце жизни Эдипа иначе: когда открылись преступления Эдипа, фиванцы с сыновьями его, Этеоклом и Полиником, во главе изгнали престарелого и слепого царя из Фив. Эдип в сопровождении своей верной дочери Антигоны отправился в местечко Колон (в Аттике), где в святилище Эриний, кончил свою полную страданий жизнь.

Циклопы

Наука » Мифы » Античная мифология
Циклопы
Циклопы

Циклопы — в космогоническом эпосе Гезиода порождение Урана и Геи, титаны, олицетворение грозовой тучи с молнией, символическим образом которой является единый большой горящий глаз исполинов.
На отношение Циклопов к атмосферному явлению грозы указывают имена их: Бронт (гром), Стероп (молния) и Арг (яркий, сверкающий). За враждебное отношение к отцу они были низвергнуты в земную бездну — миф, в основе которого лежит представление об исчезновении в земле молнии, прорезывающей тучи и воздух. При посредстве их Крон победил Урана, а затем они же помогли Зевсу одолеть Крона. Зевс пользовался изготовленными ими молниями и громовыми стрелами. Когда Зевс поразил молнией Аполлонова сына, Асклепия, Аполлон, разгневанный на Циклопов за то, что они были в этом деле пособниками Зевса, умертвил их.
Циклопы, о которых сообщает нам Гомер в Одиссее, носят уже иные характерные черты и свойства: первоначальное представление о них, как об олицетворенных космических явлениях, сменилось теперь представлением этическим. Циклопы Одиссеи имеют божественное происхождение и находятся в общении с богами, которых они не боятся. Великаны, с одним глазом во лбу, они отличаются необычайной силой, но в то же время дики, грубы, жестоки. Им неведомы законы, справедливость, отношения культурной жизни. Они живут не обществом, а каждый порознь, в пещерах на вершинах гор, занимаясь скотоводством и незнакомые с земледелием.
Циклоп Полифем, которого Одиссея наделяет индивидуальными чертами, сын Посейдона и Фоосы, обладает ужасным голосом (отсюда и его имя), и ростом. Сила его такова, что он легко поднимает и швыряет камень, который едва ли могли бы сдвинуть с места 22 телеги. Жестокость его безгранична: к тому же он людоед, вероломный и бесстрашный.
Связь Циклопов с Посейдоном (по происхождению) и сближение его с морским исполином Орионом, которого, как Полифема — Одиссей, ослепляет Ойнопион, а также с Бриареем-Эгеоном, указывает на природные черты Циклопов как морских божеств. На Истме приносили жертвы Циклопам наряду с Посейдоном, Палемоном и другими морскими богами.
Имя Циклопа Гереста может быть сближено с евбейским городом Герестом, в котором существовал культ Посейдона. Поскольку движущие силы природы вулканического и нептунического происхождения являются силами созидающими, и поскольку Посейдон, будучи землеколебателем, в то же время устраивает землю и из морских глыб строит стены, дамбы и прочее, постольку же и Циклопы считаются мифическими строителями. Им приписывается постройка названных по их имени циклопических стен, о которых нам сообщает аргивский миф: согласно последнему, семь "чреворуких" Циклопов пришли из Ликии к Тирифскому царю Пройту и построили ему из громадных камней твердыни города.
В позднейших сказаниях Циклопы фигурируют как божества огня, но не атмосферного, а подземного, как кузнецы, работающие в мастерской Гефеста. Местопребывание их приурочивается то к вулкану — Этне на Сицилии, то к острову Лемносу и к Липарским островам, сохранившим следы вулканического происхождения. Полифем Одиссеи, как тип первобытного некультурного существа, в одном мифе, пользовавшемся большой популярностью, выступает в сентиментальной роли влюбленного, изнывающего по очаровательной и шаловливой Нереиде Галатее.