Готовность детей к обучению в школе

Наука » Медицина » Педиатрия
Готовность детей к школ. Обучению вкл-тся 3 компанентами: 1. Физическая готовность. 2.Соц. –псих-кая или личностная готовность. 3. Психологическая готовность. Физиолог-кой готовностью занимаются медики, котор. проводят проверку ребенка по основным критериям: 1.Физическое развитие – длина тела (рост стоя и сидя), масса тела и окружности груд. клетки. 2. Биологич-кий возраст – кол-во прорезавшихся постоянных зубов, достижение определ-х пропорций тела возрасту. 3. Комплексная оценка сост. здоровья – дети подразделяются на 5 групп здоровья (начиная от детей без каких-либо отклонений с хорошим физическим развитием, заканчивая детьми, имеющими отклонения в сост. здоровья, исключается возможность обучения в массовой школе). Соц.-псих-кая или личностная готовность определяется готовностью ребенка к новым формам общения. При поступлении в школу ребенок попадает в новые соц. условия и осваивает новую поль Я-ученик. В этот период дети становятся трудновоспитуемые, упрямые, грубые по отнашению ко взрослым, или наоборот, дети, котор. были болтунами, задирами могут стать тихими. Псих-кая готовность представляет собой сложное образование и охватывает все стороны психики ребенка, его готовность к усвоению учеб. материала. Псих-кой готовностью к обучению в школе явл:1. Уров. развития мышления, памяти, внимания, воображ-я. 2. Ур. разв. мелкой маторики рук. 3. Ур. разв. связной речи. 4. Умение конролир-ть свои действия, следуя инструкции взрослого. Полученные результаты заносятся в карту сопровожд-я котор. передается родителям по окончанию учеб. года. При необх. эти результаты можно показать на собеседовании при поступлении в школу.

Гигиена белья, одежды и обуви

Наука » Медицина » Педиатрия
Детская одежда долж. соответств-ть возрасту детей, времени года, обеспечивать комфорт, благопр-ный микроклимат, эстетические требов-я. Необх. учитывать тепло изоляцию, легкость. Ткань долж. быть без шероховатостей, вызывающих раздражение кожи, не затрудняла движение, дыхание, кровообращение. У одежды ворот. длина и ширина рукава долж. соответ-ть размерам ребенка, а пояса не надавливали на брюшную полость. Уличная одежда- легкие шерстяные ткани (2 тонкие рубашки лучше удерживают тепло, чем 1 плотная). Одежда ребенка на 1-м году жизни не долж. стеснять свободы движения, мешать дыханию, кровообращению и пищеварению. Нужны пеленки х/б фланелевые, распашонки. На 2-м году жизни ребенок нуждается в ползунах с бретельками и без резинки. Не надо кутать малыша. С 9-мес. нужны х/б колготки, мягкие пинетки. С 11 мес. для прогулок – обувь, не пропуск. влагу. С возрастом белье надо выбирать из х/б ткани, гладить, содержать в чистоте. В тепл. время – одежда из льна и сатина, зимой – из байки, трикотажа, шерсти. Летом – голов. убор (панама), зимой – на уши, лоб, долж. быть одеты варежки, шарф. Обувь долж. соотв. размерам и форме стопы. Долж. быть легкой, мягкой, со сгибаемой подошвой, на невысоком каблуке. Задник долж. удержив. пятку, чтобы нога не скользила . Расстояние от пальцев стопы до носка долж. быть 0,5 -1 см – для свободного движения пальцев ног и дальнейшего роста ноги и положения стоя.
Тесная и узкая обувь – причина плоскостопия у детей. Летом – сандалии, туфли, босоножки, зимой - сапожки или высокие ботинки со шнуровкой, резиновые сапоги - дождливую погоду, спортив. крассовки лучше использовать для занятия физкульт. Одежда долж. быть чистой. Белье детей 1-3 лет меняют через день, 3-7 лет -2-3 раза в неделю, после 7 лет – 1 раз в неделю. Пеленки, распошенки стирают детским мылом и хорошо поласкают (порошки вызывают аллернгию). Сушить одежду лучше на воздухе. Одежду надо гладить, пеленки с 2-х сторон. Грязное белье складывают в отдел. закрытые для белья и стирают отдельно. Все виды одежды хорошо стираются, чтобы ребенок не боялся запачкаться. Белье не надо крахмалить, оно делается жестким, менее воздухопроницаемым. Обувь после улицы очищают от грязи и просушивают, стельки сушат отдельно, после обувь начищают кремом.

Принципы закаливания, закаливание воздухом и водой

Наука » Медицина » Педиатрия
Знач-е солнечной радиации для закаливания.Средства закал-я- солнце, воздух, вода. Принципы закалив-я-системат-сть, непрерывность, индив. подход. Закалив-е воздухом- воздушную ванну ребенок получ.при смене белья после ночн. и днев. сна (3-4 раза день), при проведении массажа и гимнастики, продолж-сть увелич-тся от 2-х мин. до 8. Закал. водой-нач. со слабых воздействий местных и переходят к общим. Местные водные процедуры-это обтирание и облие до пояса. Местное влажное обтирание назнач. ослабленным детям, после обтирания кожу растирают сухим полотенцем до появления умеренного покраснения, начин. обтирание с рук, туловища до пояса и переходят к общему обтиранию. Обливание оказыв-т общий раздражающий эффект (не только t но и давление воды). Местное облив-е проводят из ковша 0,5 литра при t воздуха не ниже 20 С, смачивают нижнюю часть голени и стопу, продолж-сть 20 сек. Затем обтирают сухим полотенцем до покраснения кожи, эффект только если на теплые ноги прохладную воду. Лучше проводить процедуру после днев. сна. Летом после прогулки ноги моют теплой водой, потом закаливающие процедуры: в 2 года начальная t 30, конечная 16. В 4-7 лет нач. t 30, конечная 30. t снижается через 2 дня на 2 С. Обливание ног с использ-ем конкретных процедур: рекомендовано для детей раннего возраста в холодный период года. Закален-м и редко болеющим детям проводить контрасное облив-е, нач. с 24-25 С, затем 35-36 С, чередованием , потом сухое растирание. Водные процедуры проводятся через 30-40 мин после приема пищи. Облив-е всего тела долж. проводится не ниже t воздуха 23 С, объем воды равен 1,5-2 литра, длит-сть процедуры 15-35 сек. t снижается на 2 С через 4 дня. При достижении конечных t останавл-тся на 2 мес. для эффекта тренировки.
Купание в открытом водоеме разрешено детям старше 3-ех лет, при t воздуха не менее 25 С и воды не менее 23 С, продолжительность от 3-до 5 мин. Закалив-е солнцем осущ-тся на прогулке в весеннее-летнее время при любой деят-сти. Дети оголяют руки и ноги, обязател-е присутствие головн. убора. На солнце. детей помещать не более 5-6 мин. Сначала закалив-е доводят до 10 мин. одномоментному пребыванию. В теч. дня общее время может состав-ть 40-50 мин.

Организация системы закаливания в д/у

Наука » Медицина » Педиатрия
Закаливание- это система мероприятий, направлен-х на повышение устойчивости орг-ма ребенка ко всем неблаг-ным факторам внеш. среды.Для закалив-я использ-тся факторы внеш. среды (воздух, вода, солнце).Необх-мо соблюдать след: 1. Сост. здоровья ребенка с учетом его индив-х потребностей при выборе метода закалив-я. 2. Постепенное увелич-е силы природн. фактора. 3. Системность закалив-я. 4. Спокойное, радостное настр-е ребенка во время закаливающей процедуры. Для повыш-я эффектив-сти закаливающих меропр-й их следует проводить при исходном сост. теплового комфорта орг-ма детей, котор. достигаются сочетанием теплой одежды с t воздуха и на открытом воздухе. Методы и средства закалив-я изменяются с учетои сезона года, t помещения, эпидемнологической обстановки в группе, и подбир-тся индив-но в зависимости от возраста, сост. здоровья ребенка и условий окр. среды. Закалив. детей долж. сост. из системы меропр-й: воздушные ванны, водные процедуры, правильно организов-ю прогулку, физич. упраж-я, проводимые в легкой спорт. форме одежды в помещении и на откр. воздухе. При проведении закалив-х процедур долж. быть обеспечены санитарно-гигиенич. условия и имеется в наличии легкие полиэтиленовые баки (2 шт), ковш (0,5 л для обливания) полотенца, рукавички для обтирания, одежда для занятий гимнастикой и физич. упраж-ми в зале и на откр. воздухе.

Гигиенические требования к оборудованию и инвентарю в д/у

Наука » Медицина » Педиатрия
Детск. комнаты для груд-х детей в яслях оборудуют манежами прямоугольной формы, установленными вдоль окон на расст. 0,5м от окна, столы для кормления устанавл-т ближе к буфетной чтобы свет не слепил в глаза. Оборудов -е долж. быть безопасным (исключать травматизм детей). В детских ставят шкафы для игрушек, туалетный стол с полкой для белья и ящиками, в котор.хранят предметы ухода за детьми. Комнаты оборудуют столами, стульями, диванами, шкафами, где хранят игрушки и пособия. Шкафы для хранения игрушек, пособий долж. соответс-ть росту детей (для мл. группы 135 см, для ср. и стар. гр. 145см). Столы и стулья долж. быть одной группы и маркировки, подбирают на основании изменения роста.Умывальники долж. быть удобными для самостоят-го пользования – высота над полом 460 мм, глубина 300 мм. Вешалки закрепл-тся для полотенец на уровне роста детей. Долж. быть вытяжная вентиляция. В игровой комнате следует распределить игровые участки для сюжетно-ролевых игр, настольных игр в хорошо освещенных местах. Необх. выделить гигиенич. уголок, котор. стимулирует активные движения детей (наклонная доска, дуги для подлезания, ящики для метания). Физкультур. оборудование для проведения физич-х упраж-й (мячи, палки, обручи, флажки) долж. быть правильно подобраны и хранится в зале. Стены групповой комнаты долж. быть гладкими, окрашены в спокойные, светлые, теплые тона (розовые, желтые,персиковые). Стены спален окрашив. в холод. тона-голубов-е, зеленов-е, серые. Коридорные и раздевалки окрашив. солнеч. тонами- это увеличив. освещение. Полы могут быть паркетными или из линолеума, цвет пола не долж. быть ярким (серые тона, вишневые, голубые). Стулья долж.быть в комплекте со столом т.е. 1-й группы и маркировки. Все оборудование долж. быть закреплено, во избежание травматизма. Требов-я к инвентарю в д/у:
1. В кажд. группе долж. быть свой инвентарь для уборки кажд. помещения группы, промаркированный и хранящийся отдельно, запрещается переносить в другие группы.
2.Емкости, тряпки и швабры для туалетных комнат долж. иметь сигнальную маркировку (красную), хранится в туалетном шкафу, на верхней полке хранятся моющие и дезинфицирующие средства, внизу ведро и тряпка, котор. после употребления промывают в 1% растворе моющих средств.
3. Емкость для уборки гр. комнат, спален, поверхностей маркируют (для мытья столов, для мытья пола).
4. Для мытья посуды и столов - ветошь однородного пользования, используемую кипятят или замачивают в 1% растворе хлорамина на 30 мин. Чистая ветошь хранится в чистых промаркированных емкостях.

Воспитание правильной осанки, профилактика ее нарушений

Наука » Медицина » Педиатрия
Осанка –это привычное положение тела чел-ка. Она считается правильной, если чел-к держит голову прямо, свободно, плечи находятся на 1-м уровне, слегка опущены назад, корпус выпрямлен, живот подтянут, грудь слегка выступает вперед, колени выпрямлены. Осанка не бывает врожденной, она формир-тся на протяжении всего периода роста. На формир-е осанки важное знач-е имеют:
1.Своевременное правильное питание.
2. Свеж. воздух.
3. Подбор мебели в соответствии с длинной тела.
4. Оптимальная освещенность.
5. Привычка правил. переносить тяжел. предметы.
6. Привычка правильно сидеть за столом.
7.Расслаблять мышцы тела.

Воспитание правильной осанки:
1. С раннего детства приучать ребенка держать свое тело.
2. Проводить с детьми подвижные игры, танцы, кувыркание, бег это обеспеч-т позу прямостоячих.
3. Контрол-вать позу сидения за столом, чтобы стул и стол соответств-л росту, обращать внимание на плечи во время работы, они должны быть прямыми.
4. Проводить с детьми упраж-я с предметами на голове, балансирование, хождение по наклонной плоскасти.
5.Обращать внимание на одежду, обувь, контролировать 1 в пол года самост-сть, осмотр проводить в дневное время, при хорошем освещении.

Профилактика:
1.Сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине.
2. Правильн. и точная коррекция обуви.
3. Компенсация дефектов стоп (плоскостопия, косолапее).
4.Орг-ция и строгое соблюдение правил-го режима дня (время сна, бодрствование, питание).
5. Отказ от вредных привычек: стояние на 1-й ноге, нога на ногу при сидении, ссутуливание или искривление спины в бок во время сидения.
6. Письменный стол и стул долж. соотв. росту ребенка.
7. Контроль за правил-й, равномер-й нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок.
8. Постоян. двигател-я активность, включ-щая прогулки, занятия физич. упраж-ми, спортом.
9. Плавание.
10. Мебель долж. соотв. росту ребенка.

Организация питания в дошкольных учреждениях

Наука » Медицина » Педиатрия
Воспит-е у детей гигиенич. Навыков приема пищи. Правильная орг-ция питания детей в д/у предусматр-т необх-сть соблюдения основных принципов. 1.Составл-е полноценных рационов питания. 2. Использ-ние разнообразия продуктов, гарантир-х содерж-е необх-х минеральных веществ и витаминов. 3. Строгое соблюдение питания, отвечающего физиолог-м особенностям детей различ-х возрастных групп, правильное сочетание его с режимом дня кажд. ребенка и режимом работы учрежд-я. 4.Собл-е правил эстетики питания, воспитания необх. Гигиенич-х навыков в зависимости от возраста и уровня развития детей. 5. Правильное сочетание питания в д\у с питанием в домаш. условиях, проведение необх-й санитарно-просветительной работы с родителями, гигиен-кое воспитание детей.6. Учет климатич-х особенностей, времени года, изменение в связи с этим режима питания, включение соответств-х продуктов и блюд, повышение или понижение калорийности рациона.7. Индивид-й подход к кажд. ребенку, учет сост-я его здоровья, наличия хронич-х заболев-й. 8. соблюд-е технолог-х требов-й при приготовлении пищи, обеспеч-е правильной кулинарной обработки пищевых продуктов. 9. Повседневный контроль за работой пищеблока, доведением пищи до ребенка, правильной орг-ции питания детей в группах. 10. Учет эффектив-сти питания детей. Воспитание у детей гигиенич-х навыков приема пищи: 1.Мыть руки перед каждым приемам пищи. 2.Правильно сидеть за столом(не садиться на спину стула, не ставить локти на стол).3. Правильно держать вилку и ложку. 4. С 6-7 лет детям дают ножи для мяса. 5. Во время приема пищи ребенок не долж. спешить, играть обеденными приборами, набивать полный рот, разговар-ть, чавкать.6. Если ребенок ест медленно, его можно отправлять мыть руки и 1-м садиться за стол.

Смешанное и искусственное питание

Наука » Медицина » Педиатрия
Прикорм. При недостатке груд. молока кажд. грудн. ребенок 1-го года жизни долж. быть обеспечен индивид-м смешенным или искусствз-м вскармлив-м, назнач-м врачом,с учетом физиологич-х потребн-й ребенка в пищевых веществах, физиологич-го развития, сост. здоровья. Дети 1-х месяцев жизни получ-т приближенные к грудн. молоку, искусств-е молочн. смеси . Это «Малютка», «Малыш», «Виталакт». В них белкок коровьего молока подвергается спец. обработке, котор. повышает переваримость и усвояемость, добавл-тся витамины, минир-е вещества. Молочн. смеси можно назначать с 1-х дней жизни. Можно давать кисло-молочные продукты, котор. стимулируют секрецию желудочного сока. улучшает пищеварение. вытесняет микробы. Смесь приобретается мед. работн-м, долж. быть подогрета до 70 град, затем охлаждена до 36-37 град.Не использовать через 40 мин. после приготовл-я. Кол-во зависит от массы ребенка,после оканчания долж. оставаться небол-е колво . Введение прикорма:1-й прикорм-овощное пюре дают ребенку с 4-4,5 лет.2-й прикорм-молочные каши в 4,5 месяца.с 7 мес. возроста ребенку дают блюда из мяса,с 6 месяцев-детям необх. давать кипяченую воду.

Естественное вскармливание и его назначение для здоровья ребенка

Наука » Медицина » Педиатрия
Грудн. молоко-единств-я пища,в котор.нуждается ребенок в теч.1-х 6 мес-в, оно защищает ребенка от многих болезней.Груд. вскармлив-е создает эмоцион-ную связь между матерью и ребенком и на 98 % защищает женщину от зачатия(иск. женщины больные ВИЧ). После 6 мес. ребенку нужна дополнит-я пища-прикорм.Это пища. котор. полностью может заменить одно из грудных кормлений. Продукты прикорма: 1.Овощное пюре. 2. Каша 3.Адаптивная смесь прикорм необх. для дальнейшего развития ребенка,он получает растительные белки, жиры, пищевые волокна. Правила введения прикорма: 1. Новые продукты только здоровому ребенку.2.Нельзя при изменениях режима(поездки в дни прививок)3.Дают перед кормлением грудью с 1-2х чайных ложек , увеличивая до 150 гр. В течении 2-х недель,2 прикорма одновременно нельзя.После прикорма новыми продуктами,докармливают грудным молоком.нельзя кормить насильно. Свежеприготовленные однородный сметанообразный-з6-37 градусов. Продукты: крупы, котор. содержат белка глютина (рис, гречка, кукуруза). Яичный желток, фруктовое пюре, творог, мясной фарш не прикорм, а пищевае добавки, обагащенные питание грудного ребенка.С 6 мес -творог с 5 до 50 гр.К 1 году желток с 0,1 до о,2 -2 раза в неделю.С 7-ми месяцеми-мясное пюре.К 1 году-паровые котлеты.С 8-9 мес.-1,2 раза в неделю рыбное пюре без соли ,сахара, специй,все готовится.До 2-х лет-чай нет,кофе нет.До 9 мес-нельзя цельное кроровье или козье молоко,козье вообще не рекамендуется.С появлением зубов, консистенция такая же как и взрослая пища. позже когда вводится соль.

Роль белков, жиров, углеводов. Роль витаминов для здоровья

Наука » Медицина » Педиатрия
Роль минеральных веществ для орг-ма ребенка. Белки- занимают особое значение т.к. без них не может осуществл. построение основн.элементов органов и тканей. Недостаток белков влияет на функцию голов. мозга, и на работу иммунной системы орг-ма. Животный белок содержит незаменимые аминокислоты и находится в продуктах животного происхождения: молоко, сметана, творог, мясо, рыба, яйца. Растительные белки содержатся в хлебе крупе, овощах. В питании детей долж. быть 75% белков животного происхождения и 25% растительного. Жиры – это источник энергии, принимает участие в обмене веществ, способствует выработке иммунитета. С раннего возроста дети долж. Получать растител. масла, т.к. они богаты полиненасыщенными жирными кислотаси. Недостаток приводит к снижению массы тела, возникновению кожных заболеваний, к снижению иммунитета, ведет к развитию атеросклероза. Углеводы- основной источник энергии, способствует усвоению в орг-ме белков и жиров. содержатся в свекловичном, тростниковом сахаре, меде, ягодах, фруктах. Сложные углеводы содерж. В муке, картофеле. Избыточное колич-во углеводов ведет к нарушению обмена веществ. Витамины представл. Собой высокоактивные в биологическом отношении вещества, способные обеспечить норм. Течение биолог. Процессов в орг-ме. Они повышают функц-ые способности основ. Систем орг-ма, его устойчивость к действию неблагоприятных факторов. Витамины считаются основным профил-ким средством против многих белезней, повышают умственную и физическую работоспособность, усиливают силы орг-ма в борьбе с инфекцией. Овощи, фрукты, травы-источники витаминов. Все витамины делятся на 2 гр.: водорастворимые (С) и жирорастворимые (А,Д,Е,К). Минеральные вещества в зависимости от их кол-ва в орг-ме чел-ка подразделяются на макро и микроэлементы. Кальций, фосфор, магний, железо, калий, натрий, входят в сосав всех клеток и тканей орг-ма, участвуют в обмене веществ, активизируют ферменты вещества.

Понятие о рациональном питании

Наука » Медицина » Педиатрия
Основ. ингредиенты пищи и их назначение. Ежедневно в пищу необх. вводить определен-е кол-во белков,жиров и углеводов:от 1 года до 1,5- 4.5 гр белков,4,5 жиров,16 углеводов. До 3-х лет-4 белков,4 жиров,15 углеводов. От 4-х до 6 лет-3,5 жиров, 3.5 белков. 14-15 углеводов.Завтрак-20-25 % суточной калорийности,обед-30-35 %, полдник-15-29 %, ужин-20-25 %.В питании долж.быть кальций-не менее 1 гр. В сутки, фосфор-1 гр. В сутки, железо-15 мг. В сутки.Необх.достаточное кол-во воды.5 блюд в рационе долж. быть жидким в теч. дня, нужен витамин А в чистом виде-1/2, каротин-1/3 ,мясные и рыбные блюда лучше подавать на завтрак и обед: молочные, крупные и овощи на ужин, молоко, кисломолочные продукты, ягоды, фрукты на полдник. В теч. 1-го дня однородные блюда не долж. повторяться. Удельный вес белков животного происхождения с возрастом может уменьшаться:1.От 1 до 3-х лет-75 % животных белков. 2.От 4 до 6 лет-65% 3.От 7 и выше -50%Раздача пищи сразу после приготовления:1-е блюда-t 70 град. 2- блюда - t 60 град. 3-е блюда- t 10-15 град. 4. Холод. закуски. Необх. обратить вним-е на оформл-е места приёма пищи (эстетики для возбуждения аппетита детей), не проявлять нетерпение,если ребенок ест медленно.Если дети отказыв -тся от пищи, сажать такого ребенка надо с теми детьми, котор. едят хорошо,не заставлять ребенка доедать. Если плохо кушает, теряет вес, обратиться к врачу. Если 2-е блюдо сухое, особенно детям,у котор. выдел-тся мало слюны. Дать возмож-сть запить киселем или компотом.но не водой, т.к. разбавл-тся желудоч-й сок.Не надо приучать есть много хлеба с супом, со 2-ми блюдами или макаронами.

Требования к проведению прогулок и экскурсий

Наука » Медицина » Педиатрия
К прогулкам и экскурсиям допуск. дети дош. возраста и учащиеся с1 класса, прошедшие инструктаж по охране труда, мед. осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. При проведении прогулок и экскурсий группу детей долж. сопровождать 2 взрослых. Для оказания первой мед. помощи пр травмах обязательно иметь медаптечку с набором необх. медикаментов и перевязочных средств. Общая продолжительность прогулки составляет 1-4 часа. Необх. надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движений и соответствующую сезону и погоде. Для предотвращения травм и укусов ног надеть брюки или чулки. По окончании прогулки проверить по списку наличие детей в группе.