Разложение первобытно-общинного строя происходило с 10 по 5 тысячелетие до н.э., для этого периода было характерным зарождение частной собственности и частного хозяйства, классов и государств.
Разложение первобытного общества протекало в двух основных формах:
* патриархата, когда общественное неравенство формировалось при ведущей роли мужчины
* матриархата, когда сохранялась ведущая роль женщины и материнско-родового культа.
Женщина как глава рода заботилась не только о питании, поддержании очага, но также о благополучии и здоровье своих сородичей. Об этом свидетельствуют памятники в честь женщин, воздвигнутые в различных местах расселения первобытных людей. Археологи называют эти памятники “каменными бабами” (которые у славянских народов получили название “берегиня”, т.е. женщина, оберегающая здоровье рода).
В области врачевания в этот период произошли большие изменения:
* закреплялись и развивались традиционные навыки и приемы
* расширялся круг лекарственных средств
Разложение первобытного общества протекало в двух основных формах:
* патриархата, когда общественное неравенство формировалось при ведущей роли мужчины
* матриархата, когда сохранялась ведущая роль женщины и материнско-родового культа.
Женщина как глава рода заботилась не только о питании, поддержании очага, но также о благополучии и здоровье своих сородичей. Об этом свидетельствуют памятники в честь женщин, воздвигнутые в различных местах расселения первобытных людей. Археологи называют эти памятники “каменными бабами” (которые у славянских народов получили название “берегиня”, т.е. женщина, оберегающая здоровье рода).
В области врачевания в этот период произошли большие изменения:
* закреплялись и развивались традиционные навыки и приемы
* расширялся круг лекарственных средств
Этот период начался около 40 тыс. лет тому назад и закончился в 10 тысяче- летии до н.э. К этому времени окончательно завершился процесс антропогенеза, значительно расширились территории расселения первобытных людей, совершенствовалась их трудовая деятельность и социальные отношения.
Характерной чертой этого периода было возникновение общинно-родового строя, сначала в форме ранней родовой общины охотников, собирателей и рыболовов, а затем в форме более развитой поздней родовой общины земледельцев и скотоводов.
В период перехода к охотничьему хозяйству изменилось и мировоззрение людей, начали зарождаться первые религиозные представления, которые отразились и на приемах врачевания. Первобытный охотник стал понимать, что животные являются основным источником его существования. Многие племена считали то или иное животное своим родоначальником, охранителем здоровья.
У многих племен бытовало слово “тотем”, что означает “мой род” – отсюда возник термин “ТОТЕМИЗМ” – вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного, которое стали называть тотемным животным. Например, в Северной Африке культовым животным являлся буйвол, в Греции – козел, в Сибири – медведь, в Индии – корова, у славянских племен – дикий кабан. Тотему не поклонялись, его считали “отцом”, “старшим братом”, защитником от бед и болезней.
Характерной чертой этого периода было возникновение общинно-родового строя, сначала в форме ранней родовой общины охотников, собирателей и рыболовов, а затем в форме более развитой поздней родовой общины земледельцев и скотоводов.
В период перехода к охотничьему хозяйству изменилось и мировоззрение людей, начали зарождаться первые религиозные представления, которые отразились и на приемах врачевания. Первобытный охотник стал понимать, что животные являются основным источником его существования. Многие племена считали то или иное животное своим родоначальником, охранителем здоровья.
У многих племен бытовало слово “тотем”, что означает “мой род” – отсюда возник термин “ТОТЕМИЗМ” – вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного, которое стали называть тотемным животным. Например, в Северной Африке культовым животным являлся буйвол, в Греции – козел, в Сибири – медведь, в Индии – корова, у славянских племен – дикий кабан. Тотему не поклонялись, его считали “отцом”, “старшим братом”, защитником от бед и болезней.
Эволюция человека, т.е. переход от его ближайших предков (австралопитеков) к гоминидам (т.е. людям) длилась в течение примерно 2 млн. лет и завершилась на рубеже третичного и четвертичного периодов (т.е. около 40 тыс. лет тому назад).
Грань между животным и человеком определялась наличием так называемой
гоминидной триады, которая включала в себя следующие признаки:
* прямохождение, которое создало предпосылки для развития трудовой деятельности, и, тактим образом, явилось решающим признаком гоминид
* свободную развитую кисть с противопоставляющимся большим пальцем, способную к выполнению тонких трудовых операций
* относительно крупный высокоразвитый мозг.
Формирующееся человеческое общество прошло в своем развитии две основные стадии:
- эпоху древнейших людей (архантропов), живших свыше 2 млн. лет назад
- эпоху древних людей (палеоантропов или неандертальцев), живших 40-35 тыс. лет тому назад.
Грань между животным и человеком определялась наличием так называемой
гоминидной триады, которая включала в себя следующие признаки:
* прямохождение, которое создало предпосылки для развития трудовой деятельности, и, тактим образом, явилось решающим признаком гоминид
* свободную развитую кисть с противопоставляющимся большим пальцем, способную к выполнению тонких трудовых операций
* относительно крупный высокоразвитый мозг.
Формирующееся человеческое общество прошло в своем развитии две основные стадии:
- эпоху древнейших людей (архантропов), живших свыше 2 млн. лет назад
- эпоху древних людей (палеоантропов или неандертальцев), живших 40-35 тыс. лет тому назад.
История человечества начинается вместе с возникновением человека на Земле. Современная историческая наука определяет в развитии человечества две эры:
* бесписьменную (первобытную, доклассовую) эру - каменный век, которая охватывает период от возникновения человека (более 2 млн. лет тому назад) до формирования первых цивилизаций в 4 тысячелетии до н.э.
* письменную историю человечества (с 4 тысячелетия до н.э. до наших дней).
Если всю историю человечества представить в виде метровой ленты, то 99 сантиметров придется на историю первобытного общества и только 1 сантиметр - на все последующие общественно-экономические формации.
Современная наука доказала, что человек и человеческое общество сформировались около 2 млн. лет тому назад на территории Восточной Африки. Постепенно расселяясь по земному шару, человек освоил огромные пространства сначала Азии, Европы, Америки, затем - Австралии и Океании и к концу 4 тысячелетия до н.э. подошел к созданию первых в истории человечества цивилизаций. Древнейшие цивилизации создавались в долинах крупных и наиболее плодородных рек нашей планеты: Тигра и Ефрата на Ближнем Востоке и Нила в Северо-Восточной Африке.
* бесписьменную (первобытную, доклассовую) эру - каменный век, которая охватывает период от возникновения человека (более 2 млн. лет тому назад) до формирования первых цивилизаций в 4 тысячелетии до н.э.
* письменную историю человечества (с 4 тысячелетия до н.э. до наших дней).
Если всю историю человечества представить в виде метровой ленты, то 99 сантиметров придется на историю первобытного общества и только 1 сантиметр - на все последующие общественно-экономические формации.
Современная наука доказала, что человек и человеческое общество сформировались около 2 млн. лет тому назад на территории Восточной Африки. Постепенно расселяясь по земному шару, человек освоил огромные пространства сначала Азии, Европы, Америки, затем - Австралии и Океании и к концу 4 тысячелетия до н.э. подошел к созданию первых в истории человечества цивилизаций. Древнейшие цивилизации создавались в долинах крупных и наиболее плодородных рек нашей планеты: Тигра и Ефрата на Ближнем Востоке и Нила в Северо-Восточной Африке.
История медицины знает не только врачей-героев, готовых принести себя в жертву. Многие обыкновенные, рядовые врачи погибали от заразных болезней, полученных у постели больного. Они умирали от брюшного и сыпного тифа, от холеры и чумы, от скарлатины и дифтерии, причем они не только заражались сами, но и подвергали серьезной опасности своих близких. Нет ни одной инфекционной болезни, которой не заражались бы врачи, выполняя свой долг.
Эти врачи не были героями, как те, что ставили опыты на себе. Они совершали героические поступки из простого стремления помочь больному, часто даже не сознавая, что они делают что-то особенное, не думая об опасности и каждый день рискуя собственным здоровьем и здоровьем своих близких.
Таким образом, история развития медицины это летопись героической борьбы за жизнь и здоровье, самопожертвования в поисках истины, столкновений с невежеством, суевериями и предрассудками, упорства и героизма перед лицом неудач и разочарований.
МЕДИЦИНА это система научных знаний и практической деятельности, направленная на укрепление и сохранение здоровья людей, продление их жизни, на предупреждение и лечение болезней.
Медицина является одной из древнейших наук. В своем развитии она прошла долгий путь и на каждом этапе накапливала и обобщала опыт и знания о строении и функциях человеческого организма, о болезнях человека и о практических навыках по их распознаванию, предупреждению и лечению.
Эти врачи не были героями, как те, что ставили опыты на себе. Они совершали героические поступки из простого стремления помочь больному, часто даже не сознавая, что они делают что-то особенное, не думая об опасности и каждый день рискуя собственным здоровьем и здоровьем своих близких.
Таким образом, история развития медицины это летопись героической борьбы за жизнь и здоровье, самопожертвования в поисках истины, столкновений с невежеством, суевериями и предрассудками, упорства и героизма перед лицом неудач и разочарований.
МЕДИЦИНА это система научных знаний и практической деятельности, направленная на укрепление и сохранение здоровья людей, продление их жизни, на предупреждение и лечение болезней.
Медицина является одной из древнейших наук. В своем развитии она прошла долгий путь и на каждом этапе накапливала и обобщала опыт и знания о строении и функциях человеческого организма, о болезнях человека и о практических навыках по их распознаванию, предупреждению и лечению.