ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРИОД РАЗЛОЖЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Наука » Медицина » История медицины
Разложение первобытно-общинного строя происходило с 10 по 5 тысячелетие до н.э., для этого периода было характерным зарождение частной собственности и частного хозяйства, классов и государств.

Разложение первобытного общества протекало в двух основных формах:

* патриархата, когда общественное неравенство формировалось при ведущей роли мужчины

* матриархата, когда сохранялась ведущая роль женщины и материнско-родового культа.

Женщина как глава рода заботилась не только о питании, поддержании очага, но также о благополучии и здоровье своих сородичей. Об этом свидетельствуют памятники в честь женщин, воздвигнутые в различных местах расселения первобытных людей. Археологи называют эти памятники “каменными бабами” (которые у славянских народов получили название “берегиня”, т.е. женщина, оберегающая здоровье рода).

В области врачевания в этот период произошли большие изменения:

* закреплялись и развивались традиционные навыки и приемы

* расширялся круг лекарственных средств

* изготовлялись металлические инструменты для врачевания из меди,
бронзы и железа

* стала применяться ампутация конечностей

* развивалась лечебная помощь раненым во время войн

* совершенствовалось родовспоможение и даже производилось кесарево сечение.

Один известный путешественник привел описание поразившей его операции кесарева сечения, которая была успешно проведена в его присутствии в одном из племен Центральной Африки:

Двадцатилетняя женщина, первороженица, совершенно нагая, лежала на несколько наклоненной доске, изголовье которой упиралось в стену хижины. Под влиянием бананового вина она находилась в полусонном состоянии. К своему ложу она была привязана тремя повязками. Оператор с ножом в руках стоял с левой стороны, один из его помощников держал ноги в коленях, другой фиксировал нижнюю часть живота. Вымыв свои руки и нижнюю часть живота оперируемой сначала банановым вином, а затем водой, оператор, издавший громкий крик, который подхватила собравшаяся вокруг хижины толпа, провел по средней ли
нии живота разрез от лобкового сочленения почти до самого пупка. Этим разрезом он рассек как брюшные стенки, так и самую матку; один ассистент прижег с большим искусством раскаленным железом кровоточащие места, другой раздвинул края раны, чтобы дать хирургу возможность извлечь из полости матки ребенка. Удалив через разрез отделившуюся тем временем плаценту и образовавшиеся сгустки крови, оператор при содействии своих помощников подвинул больную к краю операционного стола и повернул ее на бок таким образом, чтобы из брюшной полости могла вытечь жидкость. Только после всего этого были соединены края брюшных покровов при помощи семи тонких, хорошо отполированных гвоздиков, которые были обмотаны крепкими нитями. На рану была наложена паста, приготовленная тщательным разжевыванием двух каких-то корешков и выплевыванием получившейся массы в горшок. Поверх пасты был наложен нагретый банановый лист и все это укреплено при помощи своего рода бандажа. Выздоровление наступило на 11-й день.

В период поздней родовой общины продолжала развиваться культовая практика, которая сложилась еще в эпоху расцвета первобытного общества: если раньше она не составляла секрета и простые церемонии и ритуалы мог совершать каждый, то теперь, в связи с установлением классового неравенства и развитием верований ритуалы усложнились, круг лиц, способных их усвоить, резко сузился и культовые действия стали совершаться старейшинами рода или наиболее умелыми членами общины. Таким образом, появились профессиональные служители культа, которые, наряду с совершением религиозных обрядов, занимались лечебной магией и врачеванием.

Нередко врачевание становилось их основным занятием и тогда служители культа превращались в народных врачевателей, которых называли знахарями.

Знахари прекрасно знали флору и фауну окружающей местности, незыблемо хранили законы и обычаи племени, передавали их по наследству. Они были тонкими психологами, артистами и даже фокусниками. Знахари прекрасно понимали своих соплеменников, а соплеменники безраздельно верили им. Пользуясь ловкостью рук, гипнозом и самовнушением, они полностью подчиняли себе суеверное сознание первобытных людей.

Все действия знахарей были направлены на “изгнание злого духа”, который якобы являлся причиной болезни. Работали знахари перед зрителями, среди которых скептиков не было, поэтому простейшими приемами быстро достигали нужных результатов. Они умело создавали атмосферу таинственности и страха. Для этого применялись устрашающие приемы (удары бубна, крики, своеобразная одежда). Иногда больных били, кололи иглами, трясли, не давали пищи и воды до тех пор, пока не изгонялся “злой дух”, вызвавший болезнь.

Особенно сильны были в приемах устрашения шаманы, которые для создания атмосферы страха не останавливались даже перед убийством. Они хранили

свои профессиональные навыки в строжайшей тайне много столетий. Считалось, что шаман обладает сверхъестественной силой, потому что иногда им удавалось достичь потрясающих результатов в лечении самых тяжелых заболеваний.

Подготовка знахарей велась индивидуально. Знания сохранялись в секрете и передавались от родителя детям или специально избранному для этих целей наиболее способному ребенку в племени, при этом большое значение придавалось воспитанию мужества и выдержки.

Выбор ученика в различных странах проводился по-разному. Например, в Африке мальчиков многократно заставляли до обморока дышать дымом в специальной хижине, а затем подвергали испытанию большими муравьями (стоя по щиколотку в воде, мальчики держали в руках большие куски муравейника, откуда выбегали разъяренные насекомые; побеждал тот, кто последним бросался в воду).

В Америке будущий знахарь должен был доказать, что получил свою миссию с благословения великих предков племени, и для этого готовился к своей профессии в отдалении от общины и в полной изоляции от соплеменников.

В Индии ученики с детства изучали природные лекарственные средства, способы их приготовления и применения, тексты священных книг, которые должны были произноситься во время врачевания, а также таинственные приемы, призванные победить зло болезни.

Конец первобытной эры совпадает с началом истории классовых обществ и государств, когда более 5 тыс. лет назад стали зарождаться первые цивилизации. Однако остатки первобытно-общинного строя сохранялись во все периоды истории человечества. Сохраняются они и в настоящее время у племен аборигенов Австралии, Азии, Америки и островов Океании, а народные врачеватели в этих странах до сих пор используют наследие и опыт древней медицины.

Таким образом, первобытное врачевание возникло как результат тяжелой борьбы человека с могучей и непонятной природой. Оно не было примитивным для своего времени и явилось одним из истоков как традиционной медицины последующих эпох, так и современной научной медицины.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.