Этот период начался около 40 тыс. лет тому назад и закончился в 10 тысяче- летии до н.э. К этому времени окончательно завершился процесс антропогенеза, значительно расширились территории расселения первобытных людей, совершенствовалась их трудовая деятельность и социальные отношения.
Характерной чертой этого периода было возникновение общинно-родового строя, сначала в форме ранней родовой общины охотников, собирателей и рыболовов, а затем в форме более развитой поздней родовой общины земледельцев и скотоводов.
В период перехода к охотничьему хозяйству изменилось и мировоззрение людей, начали зарождаться первые религиозные представления, которые отразились и на приемах врачевания. Первобытный охотник стал понимать, что животные являются основным источником его существования. Многие племена считали то или иное животное своим родоначальником, охранителем здоровья.
У многих племен бытовало слово “тотем”, что означает “мой род” – отсюда возник термин “ТОТЕМИЗМ” – вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного, которое стали называть тотемным животным. Например, в Северной Африке культовым животным являлся буйвол, в Греции – козел, в Сибири – медведь, в Индии – корова, у славянских племен – дикий кабан. Тотему не поклонялись, его считали “отцом”, “старшим братом”, защитником от бед и болезней.
Другими религиозными представлениями, характерными для периода ранней родовой общины, были фетишизм, анимизм и магия.
ФЕТИШИЗМ (португ. “фетиш” – амулет, талисман) – вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Сначала эта вера распространялась на орудия труда (например, особо удачное копье), плодоносящие деревья, полезные предметы обихода, т.е. имела вполне материальную основу. Впоследствии фетиши стали изготавливаться специально в качестве культовых предметов; так появились амулеты и талисманы (от чумы, холеры, ранения в бою, укусов ядовитых змей).
АНИМИЗМ (лат. “анима” - душа,) – вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы. Эти представления связаны с культом умерших, и ритуалы, посвященные мертвым, до сих пор встречаются на островах Океании, в Австралии, Америке, Африке.
МАГИЯ (греч. “магеа” – колдовство) – вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Не понимая еще истинной связи событий и явлений природы и превратно истолковывая случайные совпадения, первобытный человек пытался с помощью специальных магических приемов вызвать желаемый результат (изменения погоды, удачу на охоте или выздоровление от болезней). Позднее появилась лечебная магия - врачевание ран и недугов, основанное на ритуалах и отправлении различных культов. Эти церемонии обычно совершали старейшины рода.
В эпоху ранней родовой общины врачевание было коллективным занятием. Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины, мужчины - потому что нужно было оказывать помощь сородичам во время охоты или в борьбе с соседними племенами.
Особенно важным этапом в истории развития человечества стала эпоха поздней родовой общины. Характерной чертой этого периода был переход к земледелию и скотоводству. Началось разведение домашних животных. Были одомашнены собака, овца, коза, бык и лошадь.
Тогда же были изобретены керамика, прядение и ткачество, колесный транспорт и парусная лодка; освоены строительство зданий из кирпича и подземная добыча камня. Начала развиваться рисуночная живопись (пиктография), и тотемные животные стали изображаться на стенах пещер и скалах.
Врачевание в этот период характеризуется использованием первобытными людьми эмпирических знаний, полученных в результате практического опыта. Для лечения они с успехом пользовались флорой и фауной того континента, на котором проживали: эвкалиптовой смолой, касторовым маслом, луковицами орхидей, жиром животных.
Первобытные врачеватели уже владели определенными навыками:
* они умели останавливать кровотечение при помощи паутины и золы
* при змеиных укусах высасывали кровь и прижигали рану
* при заболеваниях кожи делали промывания мочой и прикладывали местную глину
* они владели также приемами оперативного лечения
* умели обрабатывать раны лекарствами, приготовленными из растений,
минералов и частей животных
* накладывали импровизированные “шины” при переломах
* знали опьяняющее и наркотическое действие некоторых природных средств и использовали их для обезболивания
* умели делать кровопускания (применяя для этого изделия из камня, кости, рыбьей чешуи, колючки и шипы растений), могли также вскрыть вену при помощи небольшой стрелы, которую выпускали с близкого расстояния.
Культ предков отразился и на представлениях первобытного человека о причинах болезней - они понимались как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка. Приемы врачевания в этих случаях были направлены на изгнание духа болезни из тела больного (например, высасывание “духа болезни” с помощью полого рога буйвола, кормление больных горькой пищей, неприятной для “вселившегося духа”, позднее - ритуальная трепанация черепа для того, чтобы “дух болезни” мог через отверстие покинуть тело больного).
В большинстве случаев трепанация черепа заканчивалась успешно, о чем свидетельствует образование костной мозоли по периметру отверстия. Отсутствие костной мозоли говорит о том, что человек умер во время или вскоре после операции. Но сам факт успешной трепанации указывает на реальность удачных оперативных вмешательств на мозговом черепе, проведенных первобытными врачевателями еще сотни тысяч лет тому назад.
Характерной чертой этого периода было возникновение общинно-родового строя, сначала в форме ранней родовой общины охотников, собирателей и рыболовов, а затем в форме более развитой поздней родовой общины земледельцев и скотоводов.
В период перехода к охотничьему хозяйству изменилось и мировоззрение людей, начали зарождаться первые религиозные представления, которые отразились и на приемах врачевания. Первобытный охотник стал понимать, что животные являются основным источником его существования. Многие племена считали то или иное животное своим родоначальником, охранителем здоровья.
У многих племен бытовало слово “тотем”, что означает “мой род” – отсюда возник термин “ТОТЕМИЗМ” – вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного, которое стали называть тотемным животным. Например, в Северной Африке культовым животным являлся буйвол, в Греции – козел, в Сибири – медведь, в Индии – корова, у славянских племен – дикий кабан. Тотему не поклонялись, его считали “отцом”, “старшим братом”, защитником от бед и болезней.
Другими религиозными представлениями, характерными для периода ранней родовой общины, были фетишизм, анимизм и магия.
ФЕТИШИЗМ (португ. “фетиш” – амулет, талисман) – вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Сначала эта вера распространялась на орудия труда (например, особо удачное копье), плодоносящие деревья, полезные предметы обихода, т.е. имела вполне материальную основу. Впоследствии фетиши стали изготавливаться специально в качестве культовых предметов; так появились амулеты и талисманы (от чумы, холеры, ранения в бою, укусов ядовитых змей).
АНИМИЗМ (лат. “анима” - душа,) – вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы. Эти представления связаны с культом умерших, и ритуалы, посвященные мертвым, до сих пор встречаются на островах Океании, в Австралии, Америке, Африке.
МАГИЯ (греч. “магеа” – колдовство) – вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Не понимая еще истинной связи событий и явлений природы и превратно истолковывая случайные совпадения, первобытный человек пытался с помощью специальных магических приемов вызвать желаемый результат (изменения погоды, удачу на охоте или выздоровление от болезней). Позднее появилась лечебная магия - врачевание ран и недугов, основанное на ритуалах и отправлении различных культов. Эти церемонии обычно совершали старейшины рода.
В эпоху ранней родовой общины врачевание было коллективным занятием. Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины, мужчины - потому что нужно было оказывать помощь сородичам во время охоты или в борьбе с соседними племенами.
Особенно важным этапом в истории развития человечества стала эпоха поздней родовой общины. Характерной чертой этого периода был переход к земледелию и скотоводству. Началось разведение домашних животных. Были одомашнены собака, овца, коза, бык и лошадь.
Тогда же были изобретены керамика, прядение и ткачество, колесный транспорт и парусная лодка; освоены строительство зданий из кирпича и подземная добыча камня. Начала развиваться рисуночная живопись (пиктография), и тотемные животные стали изображаться на стенах пещер и скалах.
Врачевание в этот период характеризуется использованием первобытными людьми эмпирических знаний, полученных в результате практического опыта. Для лечения они с успехом пользовались флорой и фауной того континента, на котором проживали: эвкалиптовой смолой, касторовым маслом, луковицами орхидей, жиром животных.
Первобытные врачеватели уже владели определенными навыками:
* они умели останавливать кровотечение при помощи паутины и золы
* при змеиных укусах высасывали кровь и прижигали рану
* при заболеваниях кожи делали промывания мочой и прикладывали местную глину
* они владели также приемами оперативного лечения
* умели обрабатывать раны лекарствами, приготовленными из растений,
минералов и частей животных
* накладывали импровизированные “шины” при переломах
* знали опьяняющее и наркотическое действие некоторых природных средств и использовали их для обезболивания
* умели делать кровопускания (применяя для этого изделия из камня, кости, рыбьей чешуи, колючки и шипы растений), могли также вскрыть вену при помощи небольшой стрелы, которую выпускали с близкого расстояния.
Культ предков отразился и на представлениях первобытного человека о причинах болезней - они понимались как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка. Приемы врачевания в этих случаях были направлены на изгнание духа болезни из тела больного (например, высасывание “духа болезни” с помощью полого рога буйвола, кормление больных горькой пищей, неприятной для “вселившегося духа”, позднее - ритуальная трепанация черепа для того, чтобы “дух болезни” мог через отверстие покинуть тело больного).
В большинстве случаев трепанация черепа заканчивалась успешно, о чем свидетельствует образование костной мозоли по периметру отверстия. Отсутствие костной мозоли говорит о том, что человек умер во время или вскоре после операции. Но сам факт успешной трепанации указывает на реальность удачных оперативных вмешательств на мозговом черепе, проведенных первобытными врачевателями еще сотни тысяч лет тому назад.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи