МЕДИЦИНА В ВИЗАНТИИ

Наука » Медицина » История медицины
В истории мировой культуры византийская цивилизация явилась непосредственной преемницей греко-римского наследия. В течение 10 веков своего существования она была центром своеобразной и поистине блестящей культуры.

Соответственно и здравоохранение, и медицинское образование в Византийской империи первоначально также явились продолжением античной греческой и римской медицины. Ранневизантийская цивилизация унаследовала от античности устройство и быт городов – были построены различные санитарно-технические сооружения: водопроводы (акведуки), сточные системы, бани (термы), которые являлись также местом врачевания и византийские врачи назначали больным в качестве лечения баню 1-2 раза в неделю.

Со второй половины 4 века в Византийской империи во множестве возникают монастыри. В 6 веке только в одном Константинополе было свыше 70 монастырей и на каждые 12 жителей приходился один монах.

В 7 веке монастырям Византии принадлежала лучшая половина всех земель империи. По примеру древних языческих храмов христианские монастыри стремились использовать в своих целях потребность населения в медицинской помощи. Византийские монахи начали строить больницы, открывать при них лекарские школы. Лечение больных и преподавание в школах шло по системе Галена, широко применялись религиозные обряды. Таким образом, церковь приобрела господствующее положение и сосредоточила содержание больниц в своих руках. Так возникла монастырская медицина.

Первая крупная монастырская больница была построена в 4 веке в Кесарии при монастыре, основанном епископом Василием Кесарийским. Она была похожа на маленький город и имела столько зданий, сколько болезней было известно в то время. Была там и колония для прокаженных.

Василий Кесарийский издал в 370 г. первый в истории монастырский “Устав”, который предусматривал, кроме больниц, устройство при монастырях богаделен (приютов для престарелых и увечных) и ксенодохий (постоялых дворов для странников, заболевших в пути).

Другая крупная монастырская больница была построена в Константинополе. В ней было 5 отделений, 50 коек, постоянный штат врачей (в том числе хирурги и повитухи). В каждом отделении было по 2 врача, которые принимали также и приходящих больных. Врачи получали жалованье деньгами и продуктами, пользовались бесплатным жильем и монастырскими лошадьми, но не могли заниматься частной практикой без специального разрешения императора. При больнице работала школа по обучению врачебному искусству.

Кроме монастырских, в крупных городах Византии продолжали существовать частные больницы и при них медицинские школы; создавались также большие гражданские больницы, а позднее и аптеки.

Больницы были распространены повсеместно. Они возникали из богаделен,
ксенодохий, изоляторов для заразных больных.

Расширение торговых связей, появление ремесленных объединений привело к росту городов, отличавшихся скученностью, теснотой и грязью, а также массовые передвижения огромного количества людей, постоянно находящихся в пути (так называемое “великое переселение народов” с Востока на Запад), крестовые походы - все это привело к невиданному дотоле явлению - эпидемиям.

Эпидемии средних веков, как и заразные болезни древности, обычно описывались под названием “мора”. Термин этот был собирательным и включал в себя различные заболевания (чуму, тифы, оспу, дизентерию, смешанные инфекции).

Непрекращающиеся эпидемии, которые уносили огромное число людей, заставили византийское правительство сохранить существовавшие со времен Римской империи должности городских врачей для бедных. И хотя некоторые из них стремились в основном заниматься частной практикой, обслуживая состоятельных пациентов из числа обеспеченных ремесленников и торговцев, закон обязывал бесплатно лечить городскую бедноту. В крупных городах сохранились, как и в древнем Риме, должности архиатров.

Подготовка врачей в Византии проводилась в школах при монастырских и гражданских больницах, в которых работали опытные и образованные врачи. Появление больниц коренным образом изменило процесс подготовки врачей, он перестал носить характер индивидуального ученичества. Обстановка в больнице позволяла врачам наблюдать сотни больных, расширились возможности изучения клинических проявлений и лечения различных заболеваний.

Учебный процесс находился под контролем церковных и светских властей. Обучение строилось на анатомо-физиологических представлениях Галена, для преподавания практической медицины широко использовались труды Гиппократа, античных и особенно византийских врачей-энциклопедистов. Учащиеся школ под руководством наставников участвовали в осмотрах больных и их ле
чении. Вопрос о предоставлении ученику права на врачебную практику решался индивидуально после сдачи экзамена.

В середине 9 века в Византии впервые возникла высшая школа, где, наряду с философией, математикой, астрономией и другими науками преподавалась и изучалась медицина. Таким образом, обучение врачей впервые стало проводиться в государственном учебном учреждении и было тесно связано с обучением другим наукам. Хотя это и было шагом вперед в медицинском образовании, тем не менее осмотры и даже демонстрации больных на медицинском факультете не практиковались, поэтому преподавание практической медицины было поставлено хуже, чем в школах при больницах.

Главным источником и основой медицинских знаний в Византийской империи были “Гиппократов сборник” и сочинения Галена. Надо сказать, что в лице Галена медицина того времени потеряла своего последнего великого представителя. Ни одному греку, ни одному римлянину не суждено было уже подняться до той высоты исследователя, на которой стоял Гален.

Тот исследовательский дух, который вдохновлял Герофила, Эразистрата и их знаменитых последователей в Александрии, в 3-м веке окончательно покинул медицину. Александрия, наряду с Афинами и Римом, оставалась городом, где можно было учиться врачебному искусству, но стремления к самостоятельному творчеству уже не было. Поиск естественно-научного объяснения природы болезни приостановился, и врачи в основном занимались собиранием материалов и изучением того, что было сделано до них, т.е. тех практических приемов, которые были выработаны в предшествующие столетия.

В Византии жили и работали известные в то время врачи-ученые; все они были энциклопедистами, и, кроме занятий врачебной практикой, собирали и систематизировали богатое наследие античной медицины; описывали они и свои собственные наблюдения. Благодаря этому были спасены от забвения сочинения выдающихся ученых древности и их опыт смогли унаследовать последующие поколения.

Одним из самых известных врачей Византии был лейб-медик императора Юлиана ОРИБАЗИЙ, который жил в 4 веке. Грек по происхождению, медицину он изучал в Александрии, которая в то время сохраняла славу крупнейшего медицинского центра в Средиземноморье. Друг и покровитель Орибазия император Юлиан поручил ему составить книгу, которая содержала бы все, заслуживающее внимания, из трудов греческих врачей. Орибазий выполнил просьбу императора и составил свой основной энциклопедический труд в 72 книгах, из которых до нас дошли лишь 27. В этом труде он обобщил и систематизировал врачебное наследие от Гиппократа до Галена, включая труды и других античных авторов.

По просьбе своего сына Евстафия, который изучал медицину, Орибазий составил сокращенный вариант своего обширного свода в 9 книгах под названием

“Синопсис”, который много лет служил пособием для изучающих врачебные науки.

Позднее Орибазий составил еще более краткое извлечение из “Синопсиса” под названием “Общедоступные лекарства”. Это была книга об употребительных, доступных и годных для ежедневной практики средствах, которая предназначалась для людей, не имевших врачебного образования и занимавшихся приготовлением лекарств в домашних условиях.

Такие же своды составляли и другие врачи. В 6 веке АЭЦИЙ АМИДИЙСКИЙ, первый византийский врач-христианин, написал руководство по медицине в 16 книгах, которое, кроме трудов античных авторов, содержало рецепты египетской и эфиопской медицины и охватывало, таким образом, почти всю медицину Средиземноморья того времени.

Известным современником Аэция был АЛЕКСАНДР ТРАЛЛЬСКИЙ, который создал 12-томный трактат о внутренних болезнях и их лечении. Основным материалом для этого руководства послужила собственная врачебная практика Александра. От других врачей его отличали точность в постановке диагноза и стремление выяснить причины болезней; главной задачей врача он считал профилактику. Этот труд пользовался огромной популярностью на протяжении всего средневековья, а самого Александра при жизни называли “Целителем”.

Другим выдающимся врачом Византии был ПАВЕЛ ЭГИНСКИЙ, он, как и его предшественники, тоже учился и работал в Александрии. Павел составил два больших сочинения: труд о женских болезнях (который до нас не дошел) и медико-хирургический сборник в 7 книгах, который отличался оригинальностью мысли и ясностью изложения. Описанные в этом сборнике хирургические операции считались классическими вплоть до 17 века, а сам Павел прославился своими исследованиями в военной хирургии и почитался как самый смелый хирург своего времени.

В Византийской империи очень велик был интерес к лекарственным растениям, их целебным свойствам и возможностям практического применения для лечения различных заболеваний. Основными источниками знаний о лекарственных средствах были труды грека Феофраста (которого называли “отцом ботаники”) и римского военного врача Диоскорида, тоже грека по происхождению. Его сочинение “О лекарственных средствах” на протяжении 16 столетий было основным учебником по лекарственному врачеванию.

Изготовлению лекарств способствовала также алхимия, которая возникла на заре нашей эры и достигла наибольшего расцвета в средние века. Алхимию часто называют лженаукой. На самом деле – это закономерный исторический этап становления современной химии и фармакологии.

Истоки алхимии восходят к древнеегипетским жрецам, которые создавали сплавы различных металлов (в них входило и золото). Искусство древних египтян переняли древние греки и дали ему название “chymeia”. В 7 веке арабы приставили к нему приставку “al”, которая была отброшена лишь в начале 16 века.

Перевод арабских алхимических рукописей на латинский язык произвел в Западной Европе настоящий переворот. В период с 12 по 16 вв. европейские алхимики открыли железный купорос, углекислый аммоний, сурьму и ее соединения, освоили способы изготовления бумаги и пороха. Главной целью средневековой алхимии было превращение “неблагородных” металлов в “благородные” (золото и серебро). Полагали, что это превращение происходит под влиянием “философского камня” и “эликсира долголетия”, которым приписывались чудодейственные свойства исцеления от всех болезней и возвращения молодости. На поиски этого камня, который, как считали, избавил бы человека от болезней и обеспечил ему долгую жизнь и бессмертие, были направлены усилия многих поколений алхимиков. В результате алхимией стали заниматься короли и вельможи, богословы и врачи и даже люди без определенных занятий.

В то время алхимия и врачебное искусство были тесно связаны друг с другом, и замечательные врачи были одновременно и великими алхимиками. Несмотря на то, что исходная посылка алхимиков была ложной, их практика способствовала расширению знаний о свойствах лекарств, способах их получения и т.о., дальнейшему развитию лекарственного врачевания.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.