Разумеется, центральной осью функционирования формальных организаций является управление. Сущность социологического подхода к управлению состоит в выделении трех компонентов. Первый — целенаправленное управляющее воздействие, включающее целеполагание и целеосуществление, составляет ядро управления. Такое воздействие бывает внешним (когда орган управления находится за рамками самих объектов), а также самоуправлением (когда воздействие осуществляется подразделением или субъектом, входящим в состав самого объекта). Второй — социальная самоорганизация, т.е. спонтанные процессы внутри-коллективного регулирования (лидерство, «шкала престижа", неформальное группообразоваиие, социальные нормы). Оба названных компонента образуют третий — организационный порядок, включающий в себя как продукты «прошлого» управленческого труда (решения, объективированные в стабильной должностной структуре, административном распорядке), так и систему стихийно сложившихся правил и норм отношений в коллективе.
Оптимальное соотношение данных элементов предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и учета границ каждого из них, снятия возможных противоречий. Так, руководитель заинтересован как можно больший объем решений (приказов, заданий) перевести из формы разовых воздействий в форму долговременного порядка или «подключить» спонтанные регуляторы к целям, поставленным перед организацией.
Методы управления — это комплекс социальных методой целенаправленного воздействия на работников, группы и коллективы.
На каждом уровне управление сталкивается со специфическими проблемами, а значит, и вырабатывает соответствующие методы, одни из них применимы в каждом из трех случаев, применение других ограничено каким-либо одним случаем. По отношению к отдельному работнику предприятия можно выделить разные виды воздействия (методы социального управления) на его поведение:
· прямое (приказ, задание);
· через мотивы и потребности (стимулирование);
· через систему ценностей (воспитание, образование и т.д.);
· через окружающую социальную среду (изменение условий
труда, статуса в административной и неформальной организации и др.).
Применительно к группе, входящей в производственный коллектив предприятия, используются следующие методы социального управления:
· целенаправленное формирование состава группы (по квалификационным, демографическим, психологическим признакам,
количеству, размещению рабочих мест и т.д.);
· сплочение группы (посредством организации соревнования, совершенствования стиля руководства, использования социально-
психологических факторов и т.п.).
На уровне социальной организации предприятия используются методы:
· согласования формальной и неформальной структур (преодоление противоречий между запланированными и действитель
ными связями и нормами);
· демократизации управления (посредством повышения роли общественных организаций, широкого привлечения работников к
выработке общих решений, выборности некоторых руководителей производства, развития трудовой активности и т.д.);
· социального планирования (повышение квалификации работников, совершенствование социальной структуры коллектива,
Улучшение благосостояния и другие мероприятия).
Оптимальное соотношение данных элементов предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и учета границ каждого из них, снятия возможных противоречий. Так, руководитель заинтересован как можно больший объем решений (приказов, заданий) перевести из формы разовых воздействий в форму долговременного порядка или «подключить» спонтанные регуляторы к целям, поставленным перед организацией.
Методы управления — это комплекс социальных методой целенаправленного воздействия на работников, группы и коллективы.
На каждом уровне управление сталкивается со специфическими проблемами, а значит, и вырабатывает соответствующие методы, одни из них применимы в каждом из трех случаев, применение других ограничено каким-либо одним случаем. По отношению к отдельному работнику предприятия можно выделить разные виды воздействия (методы социального управления) на его поведение:
· прямое (приказ, задание);
· через мотивы и потребности (стимулирование);
· через систему ценностей (воспитание, образование и т.д.);
· через окружающую социальную среду (изменение условий
труда, статуса в административной и неформальной организации и др.).
Применительно к группе, входящей в производственный коллектив предприятия, используются следующие методы социального управления:
· целенаправленное формирование состава группы (по квалификационным, демографическим, психологическим признакам,
количеству, размещению рабочих мест и т.д.);
· сплочение группы (посредством организации соревнования, совершенствования стиля руководства, использования социально-
психологических факторов и т.п.).
На уровне социальной организации предприятия используются методы:
· согласования формальной и неформальной структур (преодоление противоречий между запланированными и действитель
ными связями и нормами);
· демократизации управления (посредством повышения роли общественных организаций, широкого привлечения работников к
выработке общих решений, выборности некоторых руководителей производства, развития трудовой активности и т.д.);
· социального планирования (повышение квалификации работников, совершенствование социальной структуры коллектива,
Улучшение благосостояния и другие мероприятия).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи