Управление в организациях

Наука » Социология
Разумеется, центральной осью функционирования формальных организаций является управление. Сущность социологического подхода к управлению состоит в выделении трех компонентов. Первый — целенаправленное управляющее воздействие, вклю­чающее целеполагание и целеосуществление, составляет ядро уп­равления. Такое воздействие бывает внешним (когда орган управ­ления находится за рамками самих объектов), а также самоуп­равлением (когда воздействие осуществляется подразделением или субъектом, входящим в состав самого объекта). Второй — социальная самоорганизация, т.е. спонтанные процессы внутри-коллективного регулирования (лидерство, «шкала престижа", неформальное группообразоваиие, социальные нормы). Оба на­званных компонента образуют третий — организационный по­рядок, включающий в себя как продукты «прошлого» управлен­ческого труда (решения, объективированные в стабильной долж­ностной структуре, административном распорядке), так и систе­му стихийно сложившихся правил и норм отношений в коллективе.
Оптимальное соотношение данных элементов предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и учета гра­ниц каждого из них, снятия возможных противоречий. Так, ру­ководитель заинтересован как можно больший объем решений (приказов, заданий) перевести из формы разовых воздействий в форму долговременного порядка или «подключить» спонтанные регуляторы к целям, поставленным перед организацией.
Методы управления — это комплекс социальных методой целенаправленного воздействия на работников, группы и коллек­тивы.
На каждом уровне управление сталкивается со специфически­ми проблемами, а значит, и вырабатывает соответствующие мето­ды, одни из них применимы в каждом из трех случаев, примене­ние других ограничено каким-либо одним случаем. По отноше­нию к отдельному работнику предприятия можно выде­лить разные виды воздействия (методы социального управления) на его поведение:
· прямое (приказ, задание);
· через мотивы и потребности (стимулирование);
· через систему ценностей (воспитание, образование и т.д.);
· через окружающую социальную среду (изменение условий
труда, статуса в административной и неформальной организации и др.).
Применительно к группе, входящей в производственный коллектив предприятия, используются следующие методы соци­ального управления:
· целенаправленное формирование состава группы (по квали­фикационным, демографическим, психологическим признакам,
количеству, размещению рабочих мест и т.д.);
· сплочение группы (посредством организации соревнования, совершенствования стиля руководства, использования социально-
психологических факторов и т.п.).
На уровне социальной организации предприятия ис­пользуются методы:
· согласования формальной и неформальной структур (пре­одоление противоречий между запланированными и действитель­
ными связями и нормами);
· демократизации управления (посредством повышения роли общественных организаций, широкого привлечения работников к
выработке общих решений, выборности некоторых руководите­лей производства, развития трудовой активности и т.д.);
· социального планирования (повышение квалификации работников, совершенствование социальной структуры коллектива,
Улучшение благосостояния и другие мероприятия).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.