УСЛУГИ

Наука » Экономика
УСЛУГИ, экономическая деятельность, результаты которой выражаются в удовлетворении личных потребностей населения и общества в целом. Услуги, наряду с товарами, являются составной частью валового внутреннего и национального продукта. Услуги представляют собой специфический продукт труда, т.к. в услугах полезный эффект не существует отдельно от процесса его производства в виде какого-либо предмета. По этой причине услуги, в отличие от товара, не могут быть предметом накопления, а процессы их производства, реализации и потребления, как правило, совпадают во времени и пространстве. Однако последствия потребления ряда услуг могут иметь материальный, долговременный характер (перевозимый пассажир, лечащийся больной и др.).

При современном уровне развития производительных сил сфера услуг, масштабы и степень её развитости занимает особое место в оценке экономического положения страны. Это обусловлено растущей взаимосвязью сферы услуг и уровня развития экономики, усилением взаимозависимости экономического роста и повышения роли услуг (их объёма и разновидностей) в национальном хозяйстве. В развитых странах сектор услуг обеспечивает занятость подчас большую, чем производственный сектор, здесь же создаётся значительная часть валового внутреннего продукта. Это находит своё выражение в увеличении доли трудовых, материальных, финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. Развитие сферы услуг, прежде всего здравоохранения, образования, культуры, способствует совершенствованию производственных отношений, расширению воспроизводства, в т. ч. рабочей силы. Поэтому уровень жизни в современных условиях определяется не только масштабами развития отраслей материального производства, но и уровнем потребления услуг.

С точки зрения затрат труда различают услуги материальные и нематериальные. К материальным услугам относятся те их виды, на производство которых затрачивается труд, направленный на осуществление процессов обмена, распределения или потребления готовых продуктов, т. е. не создающий материальные блага, а выполняющий функции по доведению ранее созданного продукта до требуемой кондиции и продаже его потребителю или по обслуживанию процесса их потребления. Эти услуги индивидуальны, учитывают личные запросы заказчика-потребителя (ремонт и пошив обуви, одежды, ремонт автомобилей и т.д.). Эта форма находится, по существу, на стыке собственно сферы услуг и сферы материального производства и ведёт к их взаимопроникновению. Под нематериальными услугами понимают ту часть затрат труда, которая не принимает предметной формы и не входит составной частью в стоимость какого-либо товара (деятельность работников просвещения, здравоохранения, культуры, непроизводственного управления, общественных организаций, банковских, страховых компаний и др.).

По форме потребления услуги разделяются на индивидуальные (личные) бытовые и массовые (общественные). Спектр личных услуг очень широк: от работы в домашних хозяйствах (няни, прислуга, репетиторы, повара и др.) до создания новых изделий (строительство индивидуального жилья, индивидуальный пошив одежды, обуви, изготовление предметов мебели и т.д.). Массовые услуги включают обслуживание населения средствами транспорта, услуги прачечных, химчисток, фотоателье, парикмахерских и т. д.

Услуги для населения делятся на платные (оплачиваемые потребителем) и бесплатные (оказываемые за счёт бюджетных средств). Удельный вес первых при расширении рыночных отношений растёт. В платную категорию услуг переходят и те их виды, которые ранее целиком или в значительной мере опирались на государственные субсидии и дотации - предприятия здравоохранения, образования, детские дошкольные учреждения и др.

В условиях становления многоукладной экономики и развития рыночных отношений происходят существенные изменения в сфере услуг. Значительно возрастают объёмы услуг, специфически присущих рыночной экономике (банковских, финансовых, страховых, риелторских, юридических и др.). Растут услуги, связанные с управлением, содержанием органов государственной власти, правоохранительных органов. Кризисное состояние российской экономики, хронический дефицит государственного бюджета обусловили уменьшение бюджетного финансирования многих видов услуг, особенно науки и научного обеспечения, что повлияло на уровень и динамику научно-технического потенциала в стране. В развитых странах доля услуг в ВНП значительна и постоянно растёт. На услуги приходится примерно 50% всех потребительских расходов населения, т.е. сфера услуг превращается в главную сферу современного общественного производства, характеризующую уровень экономического развития страны.

В российской статистической практике рассчитывается показатель общего объёма потребляемых населением услуг. В него входят: валовая продукция предприятий торговли и общественного питания; объём реализации населению производственных и непроизводственных видов бытовых услуг; валовая продукция отраслей, обеспечивающих население водой, газом, теплом, электроэнергией; выручка от оплаты населением услуг транспорта и связи; расходы на содержание отраслей жилищно-коммунального хозяйства; расходы на здравоохранение, просвещение, культуру и искусство, физкультуру и спорт, социальное обеспечение; другие виды платных и бесплатных услуг. Сюда же включаются капитальные вложения в основные фонды в отраслях сферы обслуживания (в т.ч. без капитальных вложений в жилищно-коммунальное хозяйство) и др.

Степень удовлетворения потребностей населения в различных видах услуг характеризуется также системой натуральных показателей. Например, для характеристики услуг пассажирского транспорта применяются такие показатели, как пассажиро-километр и количество пассажиров, перевезённых различными видами транспорта.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.