ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Наука » Экономика
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО (бизнес), инициативная деятельность отдельных лиц или коллективов в экономической области, осуществляемая на свой риск и под свою ответственность и направленная на систематическое получение дохода (прибыли), а также развитие и расширение сферы деятельности. Предпринимательская деятельность сопряжена с риском (см. Риск предпринимательский), предполагает наличие начального, стартового капитала, осуществляется на основе принципов самофинансирования, превышения результатов над затратами, экономической самостоятельности в рамках действующего законодательства, предусматривающего определённую регламентацию предпринимательской деятельности, установление "правил игры".

Законодательством определены предпосылки предпринимательской деятельности: частная собственность охраняется законом; каждый вправе распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению, никто не может быть лишён своего имущества иначе, как только по решению суда; право наследования гарантируется законом.

Сущность предпринимательства как вида деятельности состоит в поиске и реализации соединения в новых, до сих пор не использовавшихся сочетаниях материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов в целях производства товаров, оказания услуг или выполнения работ, предназначенных для удовлетворения потребностей различных экономических агентов - предприятий, граждан, организаций. Такое соединение может быть либо кратковременным, либо долговременным, постоянным; выбор срока диктуется стабильностью спроса, возможностями отвлечения ресурсов и др. условиями. Если речь идёт о долговременном соединении ресурсов, возникает, как правило, организация, или организационная единица, функционирование которой подчинено определённым, относительно устойчивым правилам и нормам,- предприятие. Если соединение ресурсов производится на определённый, относительно небольшой срок и имеет чётко выраженную конечную цель, говорят о социально-экономическом инвестиционном проекте.

Традиционно наиболее подходящими для реализации предпринимательской активности считаются сферы услуг, в т. ч. консультационных, посреднических операций, производство потребительских товаров, мелкие финансовые операции, венчурный бизнес - разработка и внедрение в практику результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В странах с развитой экономикой инфраструктура венчурного бизнеса включает инновационные банки, страховые институты, фонды поддержки и др. организации, обеспечивающие высокорисковые предпринимательские операции. К сожалению, часто областью применения предпринимательской активности становятся также криминальные операции.

В соответствии со стадиями производственного цикла предпринимательская деятельность делится на производственное предпринимательство - деятельность по производству товаров, оказанию услуг, выполнению работ, информационному обеспечению, созданию духовных ценностей; коммерческое предпринимательство - проведение торговых, торгово-посреднических и торгово-закупочных операций; финансовое предпринимательство - деятельность на финансовых рынках, в сфере страхования, аудита. В сфере услуг развивается консалтинговое предпринимательство - инициативная деятельность по управленческому консультированию. В РФ в первые годы перехода к рынку активно развивалось производственное предпринимательство, довольно быстро уступившее первенство коммерческому. В середине 1990-Х гг. интенсивно росла сфера финансового предпринимательства. Высокие темпы роста в конце 1990-х гг. демонстрировало консалтинговое предпринимательство.

Наиболее эффективна предпринимательская деятельность в таких областях, как производство новых благ (товаров и услуг), применение новых способов использования в коммерческих целях уже существующих благ; освоение новых рынков сбыта для известных видов продукции; освоение новых источников сырья; обновление структуры и размещения производства на данном рынке, в частности создание или прекращение действия монополии.

Предпринимательство как вид продолжающейся деятельности может быть реализовано на различных предприятиях последовательно по времени, одновременно или смешанным образом. Наряду с этим одно и то же предприятие может стать ареной предпринимательства для различных физических или юридических лиц, реализующих те или иные проекты. Бизнес может прекратиться с уходом из него предпринимателя, а может быть и успешно продолжен другими людьми. Предпринимательскую деятельность может вести как отдельный гражданин (в форме индивидуального предприятия), так и группа граждан (в форме товарищества).

Главной и естественной средой развития предпринимательства является сфера малого бизнеса. Здесь легче всего создать предприятие, владельцем и руководителем которого является предприниматель. Во многих странах малый бизнес находится под особым патронажем государства, для малых предприятий предоставляется система налоговых льгот, упрощается система отчётности, облегчается возможность проникновения на рынок, в т. ч. рынок, имеющий монополистический характер. Возможность соединить предпринимательскую идею, финансовые средства, материальные и трудовые ресурсы для производства товаров или оказания услуг характеризует степень развития экономических институтов в той или иной стране и, как показывают исследования, тесно связана с общим уровнем благосостояния страны. Вместе с тем государство должно использовать свои возможности для контроля за деятельностью малых предпринимательских предприятий, соблюдением технологии и санитарных норм при производстве продукции, обеспечивать гарантию потребителям товаров или услуг от возможного недобросовестного поведения предпринимателя.

Предпринимательство может активно развиваться и в тесной связи с крупными и средними предприятиями, а также внутри таких предприятий (внутрифирменную предпринимательскую деятельность называют также интрапренёрством, в отличие от независимого предпринимательства, именуемого иногда экстрапренёрством). В рамках крупных и средних предприятий любой формы собственности выявляются относительно автономные сферы деятельности, которые требуют особой предприимчивости, быстрого реагирования на изменяющиеся экономические условия, принятия нестандартных решений. Руководство такими участками работы целесообразно поручать людям, наделённым предпринимательскими способностями, предоставляя им права и делегируя им полномочия, сходные с правами и полномочиями руководителя самостоятельного предприятия. При этом данный комплекс средств производства и трудовых ресурсов может либо стать самостоятельным юридическим лицом (напр., зависимым предприятием или дочерним предприятием), либо функционировать на правах особого подразделения предприятия. Интрапренёрство способно существенно повысить эффективность деятельности почти любого предприятия, решить многие управленческие проблемы, а также создать условия для самореализации тех работников, для которых органична самостоятельная деятельность. В зависимости от сферы деятельности на предприятии в системе интрапренёрст-ва выделяют: макропредпринимателей -работников, организующих внешние связи предприятия с другими организациями, деловой, административной и технологической средой, населением; мезопредпринимателей - работников среднего управленческого звена, осуществляющих управление материально-финансовыми потоками во внутренней деятельности предприятия, в т. ч. инновационными мероприятиями; микропредпринимателей, сферой активности которых являются структурные подразделения и функциональные группы внутри предприятия - цеха, отделы, участки, вплоть до организации рабочих мест. Особенностью интрапренёрства по сравнению с экстрапренёрством являются более тесные рамки допустимого поведения предпринимателя, а также необходимость учёта интересов предприятия в целом. Вместе с тем порой возможности распоряжения ресурсами и масштабы деятельности инграпренёра могут превосходить масштабы независимого предпринимателя.

Обычно предпринимателем становится человек, обладающий такими личностными качествами, как предприимчивость, целеустремлённость, готовность к риску, восприимчивость к новому, напористость, острота ума, умение контактировать с людьми, определённые лидерские черты. Считается, что ярко выраженными предпринимательскими качествами обладает ок. 5% населения страны, хотя в разных странах в зависимости от особенностей национального характера и сложившихся культурных традиций эта цифра может меняться.

По характеру деятельности предприниматели делятся на "инноваторов", т. е. людей, стремящихся к созданию и реализации новых технологий, видов товаров и услуг, и "имитаторов", предпочитающих распространять, переносить в новые области или сферы уже созданные ранее технологии. Наличие предпринимателей обеих категорий имеет жизненно важное значение для экономики, реализации достижений научно-технического прогресса.

Предпринимательские предприятия (фирмы), в которых владелец и руководитель - одно и то же лицо, обычно следует рассматривать как промежуточную, не совсем устойчивую форму. Функционирование большинства предприятий в рыночной экономике базируется на взаимодействии элементов треугольника "собственники - менеджеры - работники". Если первые два элемента этого треугольника совпадают, то интересы предпринимателя и коллектива оказываются противопоставленными, что может привести к конфликту. Кроме того, фактором риска может стать естественное изменение характера предпринимателя и положения предприятия в хозяйственной среде.

В случае, когда предприятие развивается успешно, а предприниматель с возрастом и укреплением своего положения теряет готовность к риску, он начинает вкладывать накопленные средства в другие предприятия. Если предприятие работает недостаточно успешно, то предприниматель либо перейдёт на положение менеджера на другом, более успешно работающем предприятии, либо повторит попытку создания предпринимательского предприятия заново. Таким образом, предпринимательство для многих инициативных граждан становится как бы промежуточной ступенькой в восхождении к более устойчивому и успешному положению в деловой среде.

В основе предпринимательской деятельности лежит преодоление неопределённости, неразрывно связанной с будущим развитием событий. Приобретая сегодня необходимые для производственной деятельности ресурсы по известной цене, предприниматель рассчитывает в будущем реализовать продукцию по цене, достаточной для получения прибыли. Следует учесть при этом, что из-за новизны предпринятого дела предпринимателю часто приходится платить владельцам факторов производства более высокую цену, чем сложившаяся на данном рынке, чтобы стимулировать отвлечение ресурсов для реализации своих целей. Поскольку точно предсказать будущий спрос, как правило, невозможно, предприниматель рискует. Поэтому если его расчёты оказались правильными, личный доход предпринимателя может рассматриваться как своеобразная "премия за риск". Шансы получить эту премию возрастают, если предприниматель, представив на рынок новый и полезный для общества продукт, сумеет на некоторое время удержать своё монопольное положение на рынке. Тем самым предприниматель берёт на себя как бы функции "первопроходца во времени", прокладывающего дорогу к будущему и "смягчающего" для других встречу с ним. Амортизирующий эффект предпринимательской деятельности достигается также за счёт того, что предприниматель более зорко, чем обычные субъекты экономики, наблюдающий за экономической действительностью и подмечающий не удовлетворённый в настоящее время спрос, создаёт ситуацию, при которой этот спрос в конце концов удовлетворяется и на данном рынке наступает равновесие. Вместе с тем надо понимать, что достижение равновесия в будущем обусловливается определённой дестабилизацией в настоящем, поскольку действия предпринимателя порой резко нарушают сложившееся распределение сил в экономике. Для каждой страны в данном периоде характерна своя совокупность условий, определяющих степень предпринимательской активности, возможности концентрации ресурсов, необходимых для реализации предпринимательского замысла. Эта совокупность характеризует предпринимательский климат страны.

Учитывая важную роль предпринимательства в развитии экономики и придании ей динамичности, можно говорить о предпринимательском потенциале экономики как совокупности её базисных характеристик, которые определяют возможности реализации предпринимательских устремлений граждан. Предпринимательский потенциал играет существенное значение в повышении конкурентоспособности национальных экономик.

Предпринимательская деятельность имеет ярко выраженный циклический характер. Наряду с относительно кратким производственным циклом - периодом от начала до окончания производства некоторого продукта - существует цикл обращения, включающий время на реализацию и оплату продукта, а также более долговременные циклы, отражающие динамику развития предпринимательской деятельности - предприятия или проекта. Периоды этого цикла могут быть охарактеризованы следующим образом. Первый период - возникновение бизнеса в связи с выявлением неудовлетворённой или не вполне удовлетворённой потребности экономики в некотором виде товаров или услуг, с поиском и занятием свободной рыночной ниши. Главная цель бизнеса на данной стадии - выживание, т. е. переход к следующей стадии цикла. Это требует от лидера бизнеса таких качеств, как вера в успех, готовность рисковать, высокая работоспособность. Вторая стадия - становление, т.е. закрепление своего положения на рынке и в деловом сообществе. Основная задача - укрепление конкурентоспособности бизнеса. Это высокорисковая стадия, т.к. именно в этот период часто происходит бурный и плохо контролируемый рост организации. На этой стадии многие вновь образующиеся фирмы терпят крах из-за неопытности и некомпетентности бизнесменов или менеджеров. Третья стадия - рост - стадия продолжения ускорения и, как правило, полный захват допустимой для этого бизнеса части рынка. При этом происходит переход от комплексного менеджмента, осуществляемого небольшой командой единомышленников, к дифференцированному менеджменту с использованием простых или более изощрённых форм планирования и прогнозирования. Интуитивная оценка риска руководством организации уже недостаточна, и это заставляет менеджеров прибегать к аналитическим оценкам рисков, что способствует появлению в организации узких специалистов. Следующая стадия - насыщение. Развитие фирмы на этой стадии обычно ведётся в интересах системного сбалансированного роста на базе устойчивой структуры и чёткого управления. К руководству приходят опытные администраторы, при этом неординарные, талантливые специалисты нередко заменяются более "послушными".

Зрелость организации связана с её проникновением в новые сферы деятельности, расширением и дифференциацией, однако именно в этот период активно зарождается бюрократизм в управлении. Выделяются три стадии насыщения (зрелости): ранняя, промежуточная и окончательная. Период ранней зрелости характеризуется произвольным ростом фирмы, промежуточной - сбалансированным ростом, окончательной - насыщением и стагнацией деятельности. Предпоследняя стадия - спад - характеризуется утратой конкурентных позиций на рынке, обострением внутрифирменных противоречий и конфликтов, ухудшением финансового состояния фирмы и снижением её стоимости. Главной задачей организации является борьба за выживание, затруднённая бюрократизацией как внутреннего пространства фирмы, так и внешней среды. Новые идеи на этой стадии редко находят адекватное воплощение. Последняя стадия - ликвидация, завершение данного бизнеса. По существу это может быть либо концентрированный переход капитала в другую отрасль или сферу деятельности, либо дисперсия (распыление) капитала по многочисленным кредиторам и ликвидация капитала как целого. Наконец, возможно и разорение владельцев бизнеса. В этой стадии предприниматель часто готовит новый цикл, активизируя ресурсные возможности для решения новых задач в сфере распространения нововведений в целях удовлетворения потребностей экономики.

В сфере предпринимательства в рыночной экономике заложен огромный интеллектуальный и творческий потенциал, который может раскрыться и в направлениях, желательных для конкретного человека или общества, и в нежелательных направлениях. В связи с этим обществу приходится брать на себя как задачи стимулирования и поддержки предпринимательства, так и функции его контроля и регулирования, жертвуя при этом возможностями удовлетворения текущих запросов в пользу удовлетворения потребностей будущего. Г. Б. Клейнер.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.