БИЗНЕС

Наука » Экономика
БИЗНЕС (англ. business) (предпринимательство), экономическая деятельность в условиях рынка, направленная на получение прибыли. Может осуществляться как в сфере материального производства, так и в отраслях народного хозяйства, производящих услуги. Бизнесмен (предприниматель) - это человек, который "делает деньги", независимо от того, является ли он владельцем крупной фирмы или маленькой лавчонки. Бизнесмен как субъект экономической деятельности отличается от менеджера. Последний - это наёмный управляющий, он может быть уволен; бизнесмен же как самостоятельный субъект рынка действует на свой страх и риск.

Бизнес имеет специфическую организационную структуру. Основное звено бизнеса - фирма. Фирма - это организация, которая занимается хозяйственной деятельностью на правах юридического лица. Фирма может включать несколько предприятий - организационно-технически обособленных звеньев по производству товаров и услуг.

Выделяются следующие типы предпринимательских фирм: единоличное владение, партнёрство и акционерное общество (корпорация).

Единоличное владение - форма полностью самостоятельного бизнеса, владелец которого сочетает функции собственника, управляющего и работника. Чаще всего это организационная форма малого бизнеса.

Партнёрство - форма бизнеса, в котором объединяются ресурсы двух и более лиц, в результате чего возникает солидарная ответственность за работу фирмы. Эта организационная форма характерна как для малого, так и для крупного бизнеса.

Акционерное общество возникает на базе акционерного капитала - результата продажи акций (ценных бумаг, удостоверяющих внесение владельцем определённой доли в акционерный капитал). Эта форма характерна в основном для крупного бизнеса.

Бизнес имеет конкретные организационно-правовые формы, которые определяются способом предпринимательской деятельности (индивидуальная или коллективная), статусом предпринимателя (физическое или юридическое лицо), характером деятельности организации. В современном бизнесе действуют хозяйственные товарищества, акционерные общества, производственные кооперативы. Большинство фирм имеют организационно-правовой статус акционерных обществ (корпораций).

Различают открытые (АО) и закрытые (ЗАО) акционерные общества. В первом случае осуществляется открытая подписка на выпускаемые акции и их продажа. Во втором - акции выпускаются и распределяются только среди учредителей. Акционерная форма организации бизнеса позволяет мобилизовать финансовые ресурсы, способствуя тем самым созданию стартового капитала и его инвестированию в наиболее привлекательные отрасли.

Фирма в современных условиях имеет контрактную природу. Это означает, что в производственном процессе на всех его ступенях действует механизм контрактов и хозяйственных соглашений (сделок). Поэтому особое значение приобретает минимизация трансакционных издержек, т. е. затрат на подготовку, заключение и реализацию сделок.

Собственником и зачастую управляющим фирмы выступает предприниматель. Его функции состоят в том, чтобы проявлять инициативу и соединять ресурсы для производства товаров или оказания услуг; принимать основные решения по управлению фирмой, внедрению нововведений в производство. Предприниматель несёт полную ответственность за экономический риск. Он получает личный предпринимательский доход, который образуется после вычета из прибыли внешних отчислений (налоги, процент за кредит, арендная плата и др.), а также затрат на внутренние потребности фирмы: на накопление, подготовку кадров, развитие социальной сферы и т. д.

В процессе предпринимательской деятельности (бизнеса) используются следующие факторы: земля, труд, капитал, собственно предпринимательская деятельность. В современных условиях, когда в производственном процессе решающую роль играют новая техника и новейшие технологии, всё большее значение приобретают предпринимательские способности к внедрению нововведений и к риску, а также высокая квалификация работников. Среди факторов производства усиливается значение земли и др. природных ресурсов, ибо они ограничены, редки и невосполнимы.

По своим размерам бизнес подразделяется на малый, средний и крупный. Исторически, начиная с 16 в., главной тенденцией в развитии производительных сил было укрупнение производства: на базе машинной системы успешно развивались заводы, фабрики с большим количеством рабочих, ставшие главными производственными звеньями предпринимательства. Однако в 20 в. (особенно с 1980-х гг.) на основе научно-технической революции расцветает малый бизнес как традиционный (мелкие мастерские, услуги, торговые предприятия), так и сверхсовременный - инновационные фирмы (фирмы по разработке и внедрению новейших достижений науки и техники - венчурные фирмы).

В России бизнес имеет свои особенности. Бурное развитие предпринимательской деятельности наблюдалось после отмены крепостного права (1861 г.). Однако в результате Октябрьской революции 1917 г., национализации фабрик и заводов, а также коллективизации сельского хозяйства предпринимательская деятельность в России замирает. Только в 1990-е гг. в РФ в ходе приватизации и разгосударствления экономики предпринимательство стало возрождаться и развиваться. Его основная организационная форма - акционерное общество (до 50% общего количества коммерческих фирм). Малый бизнес, в отличие от развитых стран, не получил большого распространения.

Э. Ф. Миженская.

БИЗНЕС-ИНКУБАТОР, специализированное учреждение, осуществляющее всестороннюю организационную, консультационную, финансовую и имущественную поддержку вновь создаваемым малым предприятиям. Обычно бизнес-инкубатор размещается в одном здании площадью в несколько тысяч м2, в котором вновь создаваемым малым предприятиям за умеренную плату (а в первые два-три года нередко бесплатно) предоставляются помещения под офисы, склады, иногда производственные цеха и т. п. Единая система связи, ксерокопировальных, компьютерных и иных услуг снижает общие издержки фирмы. Бизнес-инкубатор располагает высококвалифицированными специалистами - менеджерами, маркетолога-ми, юристами, бухгалтерами, оказывающими начинающим предпринимателям крайне необходимые им услуги за небольшую, часто символическую плату. Основными инициаторами создания бизнес-инкубаторов выступают региональные власти (в США - власти штатов), озабоченные проблемами социально-экономического развития регионов и расширения занятости, диверсификации местной экономики и др. Естественно, не каждому начинающему предпринимателю открыт вход в бизнес-инкубатор. В первую очередь услуги и помощь бизнес-инкубаторов предоставляются предпринимателям, деятельность которых, по оценке их руководителей, местных властей и спонсоров, может содействовать экономическому возрождению и развитию региона, предложить рынку новые товары и услуги, технические нововведения, представляет интерес для потенциальных инвесторов. Зарубежная практика свидетельствует о высокой эффективности деятельности бизнес-инкубаторов.

Обычно число предприятий, стремящихся к размещению в бизнес-инкубаторе, значительно превосходит его возможности, поэтому производится своеобразный конкурсный отбор участников из общего числа претендентов. Пребывание в бизнес-инкубаторе, как правило, ограничено во времени. Исключение того или иного предприятия (предпринимателя) из числа участников бизнес-инкубатора определяется, во-первых, контрактом и зависит от срока эффективной реализации предлагаемого проекта; во-вторых, оно может осуществляться не единовременно, а поэтапно (сокращение разного рода льгот по мере становления бизнеса); в-третьих, оно может ограничиться прекращением экономического и иного содействия, в котором предприятие уже не нуждается, но при сохранении прежнего территориального размещения, системы связи и обслуживания и т. д. Но при всех условиях бизнес-инкубатор продолжает оказывать помощь предприятию, в т. ч. и при обосновании его на новом месте, за пределами площадей бизнес-инкубатора.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.