НИЩЕТА, состояние людей, которым не хватает доходов для удовлетворения основных физиологических и социальных потребностей даже на уровне определённого нормативного порога, называемого чертой бедности, хотя большинство специалистов различают эти понятия.
Кроме этого объективного определения нищеты, существуют понятия "относительная нищета по доходам" и "субъективная нищета по доходам": первое определяется как разрыв в уровне доходов данного лица и средних (медианных) доходов и уровня потребления в обществе вне связи с уровнем самих средних доходов; второе - как личная оценка своего благосостояния индивидом. Общее определение нищеты - это, как правило, абсолютная нищета по доходам.
Эксперты ООН предлагают учитывать понятие и показатель крайней нищеты, целиком связывая его с питанием человека: если семья не удовлетворяет 80% минимальной нормы рациона питания по калорийности, установленного Всемирной продовольственной организацией и Всемирной организацией здравоохранения, даже при условии, что на питание она тратит 80% своих доходов, то такая семья попадает в категорию крайней нищеты.
Распространённость нищеты связана как с уровнем развития страны, так и с проводимой государством социальной политикой по поддержке лиц, не обладающих приемлемыми доходами. Резкие изменения в экономической политике, напр. смена модели экономического роста, а также политические потрясения всегда ведут к росту нищеты и бедности. Расширение этого явления свойственно и странам с переходной экономикой или постсоциалистическим странам, к которым относится и Российская Федерация. Особенно страдает население тех стран, где продолжительное время наблюдается высокий уровень инфляции.
Нищета характеризуется глубиной, под которой понимается среднее расстояние от черты бедности, выраженное соотношением с этим показателем, т. е. по существу степень обнищания населения. Так, в РФ, кроме доли населения, находящегося за чертой бедности, рассчитывается доля населения, у которого доходы в 2 и более раза ниже прожиточного минимума, и к нему применяется официальный термин "крайняя бедность": в 1992 г., когда численность населения с доходами ниже прожиточного минимума была в РФ максимальной (50,2 млн. чел.), численность живущих в крайней бедности составила ок. 7 млн. чел., в 1994 г.- ок. 8 млн. чел. При этом важно, является ли нищета временной, сезонной или хронической, долгосрочной для данного человека или семьи.
Нищета и бедность признаны самыми острыми социальными проблемами международным сообществом и всеми международными организациями. Многие международные и благотворительные организации проводят изучение феномена нищеты в странах с переходной экономикой. В 1995 г. Детский фонд ООН посвятил специальный мониторинговый доклад проблеме "Нищета, дети и социальная политика"; в докладе констатируется, что в 1989-1994 гг. резко возросла нищета на Балканах, в Закавказье, в РФ, других бывших республиках СССР. Самый значительный рост нищеты отмечен в Болгарии, Молдавии, Литве, Азербайджане: в 1994 г. 27-35% населения в них жили в условиях нищеты (в 1989 г. 1,5%). Почти в половине семей, попавших по обследованию в эту категорию, было 4 и более детей. По оценкам Детского фонда ООН, ок. 75 млн. чел. оказались на уровне нищеты за этот период в странах Центральной и Восточной Европы.
Российские исследователи считают, что в состоянии нищеты по социальной шкале доходов находятся лица, имеющие доход ниже 25% от среднедушевого. Таких в РФ, по обследованию в рамках международного проекта "Социальная стратификация в странах Восточной Европы после 1989 г.", было 29%, в Венгрии и Словакии 12%, в Болгарии 14%, в Чехии 8%. Уровнем нищеты при этом характеризовался слой людей, чей доход едва позволял им выживать. Если считать, что население, имеющее доходы ниже стоимости потребительской корзины из 25 продуктов питания (российские организации считают прожиточный минимум по продуктовым наборам из 19 и 25 продуктов, причём последний всегда ниже), относится к живущему в крайней нищете, то доля такого населения в РФ составляла 14,7% в 1994 г., 17,3% в 1995 г. и 8,4% в 1996 г.
При определении семей и лиц, относимых по уровню жизни к категории нищеты, имеет значение их субъективное восприятие своего материального положения; так, в РФ, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 3-4% лиц, имеющих самые низкие заработки, оценивают своё благосостояние как хорошее. Т. И. Заславская (РФ) предложила при исследовании социальных групп и слоев называть слой, занимающий по существу пространство около черты нищеты, нижним слоем; работники, относящиеся к этому слою, имеют доходы на уровне 44% от минимально необходимого дохода, а душевые доходы их семей - менее 25% от достаточного дохода, который, в свою очередь, почти на 10% ниже среднего.
Всемирный банк в 1990 г. рассчитал абсолютный уровень нищеты, который составил 370 долл. США в год на одного человека; таких людей насчитывалось в мире 1,5 млрд. чел., в т.ч. ок. 1,1 млрд. чел. в развивающихся странах. В 1994 г. число живущих в нищете по доходам составило 1,3 млрд. чел. Сравнение стран по уровню нищеты допустимо лишь в том случае, когда они близки по среднему размеру и составу семей, т. к. эти показатели очень влияют на материальное положение семьи и уровень её среднедушевых доходов. В этом отношении близки страны Восточной Европы, и поэтому выявляемые различия в составе категории нищеты показывают уже различия в экономической динамике и социальной политике. Так, удельный вес больших семей (св. 5 чел.) среди относящихся к категории нищеты колеблется от 35% в Венгрии и 40% в РФ до 50% в Чехии и Словакии и 61% в Болгарии.
Общий рост нищеты может быть связан с рядом факторов, основными из которых являются изменения в распределении доходов (преобладающие социальные нормы и политика, распределительный эффект, налоговая система, альтернативные механизмы и общественные расходы) и общее снижение доходов на душу населения. Например, в 1989-91 гг. рост нищеты в Венгрии и Польше происходил в основном за счёт сокращения доходов, а изменения в распределении доходов, наоборот, снижали нищету. В 1991-93 гг. изменения в распределении доходов уже увеличивали нищету, и в Польше их влияние в 3 раза превышало влияние снижения доходов, хотя темпы роста нищеты значительно сократились.
В 1997 г. в ежегодном докладе Программы развития ООН (ПРООН) о развитии человека (человеческого потенциала) впервые введён индекс нищеты населения (ИНН) как комплексная оценка различных лишений, влияющих на качество жизни, показывающая долю населения, одновременно подвергающегося трём основным видам лишений: ранняя, преждевременная смертность, неграмотность взрослого населения, низкий уровень жизни. Оценки ИНН произведены по 78 развивающимся странам, в т. ч. в 8 странах он выше 50% (самый высокий индекс нищеты в Нигере - 66%).
В странах с переходной экономикой, по оценке экспертов ООН, наиболее высокий уровень нищеты наблюдается среди детей: в 1992-95 гг. он составлял в РФ 62%, в Болгарии 43%, в Румынии 36%, в Эстонии 34%, в Польше чуть выше 20%; наиболее низка эта доля в Словении, Венгрии, Чехии, при этом в последней она фактически не росла. Нищета среди пожилого населения также значительно выросла в первой группе стран, кроме Польши, и в 1993 г. составляла в Эстонии 38%, в РФ 34%, в Болгарии 28%, в Румынии 19%.
Для промышленно развитых стран ПРООН хотя и не рассчитывает индекс нищеты, но приводит отдельные показатели, входящие в ИНН. Оценки нищеты по доходам позволяют экспертам сделать вывод, что с конца 1970-х гг. до начала 1990-х гг. в Великобритании, Нидерландах, Норвегии наблюдался регресс в области нищеты, а в Дании, Канаде, Франции, Испании - прогресс. Нищета продолжает оставаться серьёзной проблемой и для развитых стран, т.к. в них насчитывается ок. 80 млн. чел., которые по критерию, принятому в США для определения нищеты, имеют столь низкие доходы; особенно серьёзная проблема нищеты существует в отношении доходов пожилых людей в Австралии, Канаде, Великобритании. Основная форма борьбы с нищетой -государственная политика перераспределения; напр., так называемые трансфертные платежи правительства помогли снизить долю нищего населения в Бельгии почти в 5 раз, в Швеции - в 6 раз. В целом по странам ОЭСР нищета, исчисленная как доходы ниже 60% от среднедушевого уровня с поправкой на чистый подушный доход, составляла в 1-й половине 1990-х гг. 9% (доля нищего по доходам населения во всём населении): от 19% в США и 15% в Великобритании до 10% в Испании и 7% в Нидерландах. В специальной литературе встречается термин "неимущее население" - синоним нищеты по доходам.
А. А. Ткаченм.
Кроме этого объективного определения нищеты, существуют понятия "относительная нищета по доходам" и "субъективная нищета по доходам": первое определяется как разрыв в уровне доходов данного лица и средних (медианных) доходов и уровня потребления в обществе вне связи с уровнем самих средних доходов; второе - как личная оценка своего благосостояния индивидом. Общее определение нищеты - это, как правило, абсолютная нищета по доходам.
Эксперты ООН предлагают учитывать понятие и показатель крайней нищеты, целиком связывая его с питанием человека: если семья не удовлетворяет 80% минимальной нормы рациона питания по калорийности, установленного Всемирной продовольственной организацией и Всемирной организацией здравоохранения, даже при условии, что на питание она тратит 80% своих доходов, то такая семья попадает в категорию крайней нищеты.
Распространённость нищеты связана как с уровнем развития страны, так и с проводимой государством социальной политикой по поддержке лиц, не обладающих приемлемыми доходами. Резкие изменения в экономической политике, напр. смена модели экономического роста, а также политические потрясения всегда ведут к росту нищеты и бедности. Расширение этого явления свойственно и странам с переходной экономикой или постсоциалистическим странам, к которым относится и Российская Федерация. Особенно страдает население тех стран, где продолжительное время наблюдается высокий уровень инфляции.
Нищета характеризуется глубиной, под которой понимается среднее расстояние от черты бедности, выраженное соотношением с этим показателем, т. е. по существу степень обнищания населения. Так, в РФ, кроме доли населения, находящегося за чертой бедности, рассчитывается доля населения, у которого доходы в 2 и более раза ниже прожиточного минимума, и к нему применяется официальный термин "крайняя бедность": в 1992 г., когда численность населения с доходами ниже прожиточного минимума была в РФ максимальной (50,2 млн. чел.), численность живущих в крайней бедности составила ок. 7 млн. чел., в 1994 г.- ок. 8 млн. чел. При этом важно, является ли нищета временной, сезонной или хронической, долгосрочной для данного человека или семьи.
Нищета и бедность признаны самыми острыми социальными проблемами международным сообществом и всеми международными организациями. Многие международные и благотворительные организации проводят изучение феномена нищеты в странах с переходной экономикой. В 1995 г. Детский фонд ООН посвятил специальный мониторинговый доклад проблеме "Нищета, дети и социальная политика"; в докладе констатируется, что в 1989-1994 гг. резко возросла нищета на Балканах, в Закавказье, в РФ, других бывших республиках СССР. Самый значительный рост нищеты отмечен в Болгарии, Молдавии, Литве, Азербайджане: в 1994 г. 27-35% населения в них жили в условиях нищеты (в 1989 г. 1,5%). Почти в половине семей, попавших по обследованию в эту категорию, было 4 и более детей. По оценкам Детского фонда ООН, ок. 75 млн. чел. оказались на уровне нищеты за этот период в странах Центральной и Восточной Европы.
Российские исследователи считают, что в состоянии нищеты по социальной шкале доходов находятся лица, имеющие доход ниже 25% от среднедушевого. Таких в РФ, по обследованию в рамках международного проекта "Социальная стратификация в странах Восточной Европы после 1989 г.", было 29%, в Венгрии и Словакии 12%, в Болгарии 14%, в Чехии 8%. Уровнем нищеты при этом характеризовался слой людей, чей доход едва позволял им выживать. Если считать, что население, имеющее доходы ниже стоимости потребительской корзины из 25 продуктов питания (российские организации считают прожиточный минимум по продуктовым наборам из 19 и 25 продуктов, причём последний всегда ниже), относится к живущему в крайней нищете, то доля такого населения в РФ составляла 14,7% в 1994 г., 17,3% в 1995 г. и 8,4% в 1996 г.
При определении семей и лиц, относимых по уровню жизни к категории нищеты, имеет значение их субъективное восприятие своего материального положения; так, в РФ, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 3-4% лиц, имеющих самые низкие заработки, оценивают своё благосостояние как хорошее. Т. И. Заславская (РФ) предложила при исследовании социальных групп и слоев называть слой, занимающий по существу пространство около черты нищеты, нижним слоем; работники, относящиеся к этому слою, имеют доходы на уровне 44% от минимально необходимого дохода, а душевые доходы их семей - менее 25% от достаточного дохода, который, в свою очередь, почти на 10% ниже среднего.
Всемирный банк в 1990 г. рассчитал абсолютный уровень нищеты, который составил 370 долл. США в год на одного человека; таких людей насчитывалось в мире 1,5 млрд. чел., в т.ч. ок. 1,1 млрд. чел. в развивающихся странах. В 1994 г. число живущих в нищете по доходам составило 1,3 млрд. чел. Сравнение стран по уровню нищеты допустимо лишь в том случае, когда они близки по среднему размеру и составу семей, т. к. эти показатели очень влияют на материальное положение семьи и уровень её среднедушевых доходов. В этом отношении близки страны Восточной Европы, и поэтому выявляемые различия в составе категории нищеты показывают уже различия в экономической динамике и социальной политике. Так, удельный вес больших семей (св. 5 чел.) среди относящихся к категории нищеты колеблется от 35% в Венгрии и 40% в РФ до 50% в Чехии и Словакии и 61% в Болгарии.
Общий рост нищеты может быть связан с рядом факторов, основными из которых являются изменения в распределении доходов (преобладающие социальные нормы и политика, распределительный эффект, налоговая система, альтернативные механизмы и общественные расходы) и общее снижение доходов на душу населения. Например, в 1989-91 гг. рост нищеты в Венгрии и Польше происходил в основном за счёт сокращения доходов, а изменения в распределении доходов, наоборот, снижали нищету. В 1991-93 гг. изменения в распределении доходов уже увеличивали нищету, и в Польше их влияние в 3 раза превышало влияние снижения доходов, хотя темпы роста нищеты значительно сократились.
В 1997 г. в ежегодном докладе Программы развития ООН (ПРООН) о развитии человека (человеческого потенциала) впервые введён индекс нищеты населения (ИНН) как комплексная оценка различных лишений, влияющих на качество жизни, показывающая долю населения, одновременно подвергающегося трём основным видам лишений: ранняя, преждевременная смертность, неграмотность взрослого населения, низкий уровень жизни. Оценки ИНН произведены по 78 развивающимся странам, в т. ч. в 8 странах он выше 50% (самый высокий индекс нищеты в Нигере - 66%).
В странах с переходной экономикой, по оценке экспертов ООН, наиболее высокий уровень нищеты наблюдается среди детей: в 1992-95 гг. он составлял в РФ 62%, в Болгарии 43%, в Румынии 36%, в Эстонии 34%, в Польше чуть выше 20%; наиболее низка эта доля в Словении, Венгрии, Чехии, при этом в последней она фактически не росла. Нищета среди пожилого населения также значительно выросла в первой группе стран, кроме Польши, и в 1993 г. составляла в Эстонии 38%, в РФ 34%, в Болгарии 28%, в Румынии 19%.
Для промышленно развитых стран ПРООН хотя и не рассчитывает индекс нищеты, но приводит отдельные показатели, входящие в ИНН. Оценки нищеты по доходам позволяют экспертам сделать вывод, что с конца 1970-х гг. до начала 1990-х гг. в Великобритании, Нидерландах, Норвегии наблюдался регресс в области нищеты, а в Дании, Канаде, Франции, Испании - прогресс. Нищета продолжает оставаться серьёзной проблемой и для развитых стран, т.к. в них насчитывается ок. 80 млн. чел., которые по критерию, принятому в США для определения нищеты, имеют столь низкие доходы; особенно серьёзная проблема нищеты существует в отношении доходов пожилых людей в Австралии, Канаде, Великобритании. Основная форма борьбы с нищетой -государственная политика перераспределения; напр., так называемые трансфертные платежи правительства помогли снизить долю нищего населения в Бельгии почти в 5 раз, в Швеции - в 6 раз. В целом по странам ОЭСР нищета, исчисленная как доходы ниже 60% от среднедушевого уровня с поправкой на чистый подушный доход, составляла в 1-й половине 1990-х гг. 9% (доля нищего по доходам населения во всём населении): от 19% в США и 15% в Великобритании до 10% в Испании и 7% в Нидерландах. В специальной литературе встречается термин "неимущее население" - синоним нищеты по доходам.
А. А. Ткаченм.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи