МЕНЕДЖЕР (англ. manager от manage - управлять), управляющий, лицо, которое обеспечивает выполнение работы, организуя других людей и руководя ими. Менеджер предполагает наличие хотя бы одного подчинённого.
Осуществляя управленческую деятельность, менеджеры выполняют в организации следующие основные функции:
1) руководителя, лидера (бригадир, заведующий отделом, начальник цеха, вице-президент компании, председатель совета директоров и т.д.). В этом качестве он формирует отношения внутри и вне организации, мотивирует работников организации на достижение целей, координирует их усилия и выступает представителем организации или её соответствующего подразделения;
2) "преобразователя" информации. Менеджер собирает разнообразную информацию, касающуюся условий и результатов деятельности организации, распространяет её в виде фактов и нормативных установок, разъясняет политику и основные цели организации;
3) лица, принимающего решения, организующего работу по выбору средств для достижения установленных целей.
Таким образом, каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией, выступает руководителем по отношению к определённой группе людей. Однако не все менеджеры занимают одинаковое положение в организации. Оно зависит от уровней управления: высшего, среднего и низшего. На каждом уровне есть свой менеджер, в задачи которого входит согласование деятельности подчинённых ему людей.
Независимо от уровня, на котором менеджер функционирует, он применяет одни и те же принципы менеджмента и одинаковые с процедурно-профессиональной точки зрения процессы для достижения результата. Чем выше уровень управления, тем большее влияние оказывает менеджер на принятие и выполнение решения и тем больше его ответственность. В этом главное различие уровней менеджмента.
Примером менеджера низшего уровня может служить руководитель производственной линии - координатор, мастер, бригадир, начальник участка. Эта группа менеджеров руководит деятельностью ограниченного числа людей, работает непосредственно с исполнителями и несёт полную ответственность за их действия. В обязанности членов группы входит организация и координация труда подчинённых, обеспечение условий для выполнения ими качественно и в срок производственных заданий, контроль за соблюдением графика работ, рациональным использованием ресурсов, соблюдением дисциплины. На этом уровне менеджеры обладают достаточной квалификацией как для наблюдения за деятельностью подчинённых, так и для выполнения самой работы. Они способны в зависимости от ситуации выступать в качестве инструктора или в качестве работника, поддерживая плавную работу системы. Менеджеры этого уровня управления отчитываются перед менеджерами среднего уровня.
Менеджеры среднего уровня возглавляют отдельное подразделение (директор производства, коммерческий директор, главный бухгалтер, начальник отдела технического контроля, начальник цеха и т.д.). Они несут полную ответственность за работу подразделения, являясь основными "внутренними" менеджерами в бизнесе и занимаясь именно оперативным управлением. Менеджеры этого уровня сосредоточивают своё внимание на координации работы групп, руководимых менеджерами низшего звена. Через них руководители среднего звена устанавливают задания исполнителям, осуществляют текущий контроль, занимаются совершенствованием организации и технологии производства, условий труда, контролируют соблюдение производственной, технологической, трудовой дисциплины, санитарных норм. В рамках их полномочий решают кадровые вопросы (частично самостоятельно, частично - выходя с предложениями к руководству организации), принимают решения о поощрении и наказаниях своих подчинённых. Отчитываются перед исполнительными руководителями фирмы.
Менеджер верхнего уровня - руководитель, масштабы управления которого распространяются на всю организацию в целом. Во многих компаниях к представителям высшего менеджмента относятся президент, вице-президент, члены Совета директоров, председатель правления. Они несут ответственность за координацию работы фирмы в целом и за руководство основной деятельностью различных подразделений компании.
Основные задачи высших менеджеров организации состоят в формулировании цели, политики, основных стандартов и норм деятельности, формировании структуры и системы управления, представительстве на переговорах с партнёрами и с государственными органами. Функции высших руководителей чрезвычайно сложны, разноплановы, требуют глубоких и всесторонних знаний, аналитических способностей, задатков политика, дипломата, публициста, оратора.
Менеджеры прежде всего определяют, как, какими способами можно достичь поставленной цели, организуют и направляют работу подчинённых в соответствии с детально разработанными планами. Своё взаимодействие с окружающими они строят на основе чёткой регламентации прав и обязанностей, стараясь не выходить за их рамки.
Главная задача менеджера - делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Хорошего менеджера всегда заботят интересы фирмы, он стремится сбалансировать интерес группы и интересы индивида, производственные интересы с социальными потребностями работников.
В международной практике менеджмента выработан ряд правил, которыми следует руководствоваться менеджеру в своей управленческой деятельности. Это так называемые "десять золотых правил поведения руководителя":
1. Уметь определять важность и очерёдность выполняемых задач, выделять главное.
2. Самые существенные вопросы, от которых зависит будущее предприятия, решать самому.
3. Быть требовательным по отношению к подчинённым и к самому себе, не допускать безответственности и расхлябанности.
4. При необходимости действовать быстро и решительно.
5. Быть хорошо информированным по тем вопросам, которые входят в компетенцию руководителей.
6. Не заниматься второстепенными делами, доверять их исполнителям.
7. Действовать только в пределах возможного, избегать слишком рискованных и тем более авантюрных действий.
8. Уметь проигрывать, отступать.
9. Быть справедливым, честным, последовательным и твёрдым в своих действиях.
10. Находить удовольствие в работе, уважать и любить её. Э. Я. Шейнин.
Осуществляя управленческую деятельность, менеджеры выполняют в организации следующие основные функции:
1) руководителя, лидера (бригадир, заведующий отделом, начальник цеха, вице-президент компании, председатель совета директоров и т.д.). В этом качестве он формирует отношения внутри и вне организации, мотивирует работников организации на достижение целей, координирует их усилия и выступает представителем организации или её соответствующего подразделения;
2) "преобразователя" информации. Менеджер собирает разнообразную информацию, касающуюся условий и результатов деятельности организации, распространяет её в виде фактов и нормативных установок, разъясняет политику и основные цели организации;
3) лица, принимающего решения, организующего работу по выбору средств для достижения установленных целей.
Таким образом, каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией, выступает руководителем по отношению к определённой группе людей. Однако не все менеджеры занимают одинаковое положение в организации. Оно зависит от уровней управления: высшего, среднего и низшего. На каждом уровне есть свой менеджер, в задачи которого входит согласование деятельности подчинённых ему людей.
Независимо от уровня, на котором менеджер функционирует, он применяет одни и те же принципы менеджмента и одинаковые с процедурно-профессиональной точки зрения процессы для достижения результата. Чем выше уровень управления, тем большее влияние оказывает менеджер на принятие и выполнение решения и тем больше его ответственность. В этом главное различие уровней менеджмента.
Примером менеджера низшего уровня может служить руководитель производственной линии - координатор, мастер, бригадир, начальник участка. Эта группа менеджеров руководит деятельностью ограниченного числа людей, работает непосредственно с исполнителями и несёт полную ответственность за их действия. В обязанности членов группы входит организация и координация труда подчинённых, обеспечение условий для выполнения ими качественно и в срок производственных заданий, контроль за соблюдением графика работ, рациональным использованием ресурсов, соблюдением дисциплины. На этом уровне менеджеры обладают достаточной квалификацией как для наблюдения за деятельностью подчинённых, так и для выполнения самой работы. Они способны в зависимости от ситуации выступать в качестве инструктора или в качестве работника, поддерживая плавную работу системы. Менеджеры этого уровня управления отчитываются перед менеджерами среднего уровня.
Менеджеры среднего уровня возглавляют отдельное подразделение (директор производства, коммерческий директор, главный бухгалтер, начальник отдела технического контроля, начальник цеха и т.д.). Они несут полную ответственность за работу подразделения, являясь основными "внутренними" менеджерами в бизнесе и занимаясь именно оперативным управлением. Менеджеры этого уровня сосредоточивают своё внимание на координации работы групп, руководимых менеджерами низшего звена. Через них руководители среднего звена устанавливают задания исполнителям, осуществляют текущий контроль, занимаются совершенствованием организации и технологии производства, условий труда, контролируют соблюдение производственной, технологической, трудовой дисциплины, санитарных норм. В рамках их полномочий решают кадровые вопросы (частично самостоятельно, частично - выходя с предложениями к руководству организации), принимают решения о поощрении и наказаниях своих подчинённых. Отчитываются перед исполнительными руководителями фирмы.
Менеджер верхнего уровня - руководитель, масштабы управления которого распространяются на всю организацию в целом. Во многих компаниях к представителям высшего менеджмента относятся президент, вице-президент, члены Совета директоров, председатель правления. Они несут ответственность за координацию работы фирмы в целом и за руководство основной деятельностью различных подразделений компании.
Основные задачи высших менеджеров организации состоят в формулировании цели, политики, основных стандартов и норм деятельности, формировании структуры и системы управления, представительстве на переговорах с партнёрами и с государственными органами. Функции высших руководителей чрезвычайно сложны, разноплановы, требуют глубоких и всесторонних знаний, аналитических способностей, задатков политика, дипломата, публициста, оратора.
Менеджеры прежде всего определяют, как, какими способами можно достичь поставленной цели, организуют и направляют работу подчинённых в соответствии с детально разработанными планами. Своё взаимодействие с окружающими они строят на основе чёткой регламентации прав и обязанностей, стараясь не выходить за их рамки.
Главная задача менеджера - делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Хорошего менеджера всегда заботят интересы фирмы, он стремится сбалансировать интерес группы и интересы индивида, производственные интересы с социальными потребностями работников.
В международной практике менеджмента выработан ряд правил, которыми следует руководствоваться менеджеру в своей управленческой деятельности. Это так называемые "десять золотых правил поведения руководителя":
1. Уметь определять важность и очерёдность выполняемых задач, выделять главное.
2. Самые существенные вопросы, от которых зависит будущее предприятия, решать самому.
3. Быть требовательным по отношению к подчинённым и к самому себе, не допускать безответственности и расхлябанности.
4. При необходимости действовать быстро и решительно.
5. Быть хорошо информированным по тем вопросам, которые входят в компетенцию руководителей.
6. Не заниматься второстепенными делами, доверять их исполнителям.
7. Действовать только в пределах возможного, избегать слишком рискованных и тем более авантюрных действий.
8. Уметь проигрывать, отступать.
9. Быть справедливым, честным, последовательным и твёрдым в своих действиях.
10. Находить удовольствие в работе, уважать и любить её. Э. Я. Шейнин.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи