ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

Наука » Экономика
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ, 1) научная дисциплина, изучающая исторический процесс развития экономической науки, как в целом - от её возникновения до современного состояния,- так и по отдельным периодам и проблемам. 2) Собственно сам объективный процесс возникновения и развития экономической науки, в котором можно выделить 4 крупных периода: формирование экономических знаний (до 2-й половины 18 в.); возникновение экономической науки (до 1870-х гг.); утверждение науки (до 1940-х гг.); современное развитие экономической науки.

Когда и с чего началась экономическая наука? Учёные дают самые разные ответы на этот вопрос. Одни из них ищут корни экономической науки в Древнем Египте и Вавилоне за несколько тысяч лет до новой эры. Другие - утверждают, что её начало было положено лишь во 2-й половине 18 в. Некоторую ясность можно внести, если отделить экономическую науку от экономической мысли. Можно сказать, что думать об экономических проблемах и выражать эти мысли на папирусе или глиняной табличке люди действительно стали много сотен лет до новой эры. Если делать ударение на слове "наука", что означает обобщённые и упорядоченные знания о действительности, полученные с помощью специальных инструментов анализа, обычно недоступных непосвящённым, то этой науке немногим более трёхсот лет. Но изучая, напр., геометрию и физику, мы до сих пор используем труды древних греков Евклида, Пифагора и Архимеда! В силу каких причин экономическая наука так опоздала с появлением на свет?

Вспомним, какие бывают экономические системы - способы организации хозяйственной жизни, отвечающие на вопросы, что, как и для кого производить. На протяжении большей части истории человечества эти вопросы решались либо в соответствии с обычаями и традициями ("так, как раньше", "так, как наши предки") - это называлось традиционной экономикой, либо по приказу главы государства (фараона, короля или генерального секретаря ЦК КПСС) - это называлось централизованной или командной экономикой. Фактически в большинстве случаев дело обстояло так: там, где существовали приказы, они выполнялись, в тех же областях жизни, которые приказами не охватывались, хозяйственная жизнь протекала по обьиаю. Но в обоих случаях необходимости в какой-то особой науке, которая изучала бы экономику, не возникало; приказ и обьиай "обжалованию не подлежали", и действия людей мог объяснить и предсказать любой наблюдатель, не оснащённый специальными инструментами анализа.

Совершенно иная ситуация складывается в системе, называемой рыночной экономикой. Там действуют самостоятельные люди, свободно, в своих собственных интересах принимающие решения, что, как и для кого производить, без оглядки на обычаи и приказы. Понять, как работает эта, на первый взгляд, "беспорядочная система", непросто, но процесс её познания увлекателен. Поэтому экономическая наука в полном смысле этого слова, т. с. как занятие профессиональных экономистов, возникла вместе с рыночной экономикой в 18 в. Конечно, отдельные элементы рыночной экономики существовали и в предыдущие эпохи, но с ними было тесно связано меньшинство населения - купцы и банкиры, тогда как все остальные - крестьяне, ремесленники, феодалы-землевладельцы - с ними соприкасались лишь изредка.

Предыстория

Экономическая наука появляется вместе со становлением рыночной экономики. А чем же занималась экономическая мысль до этого? Вначале её предметом было домоводство - управление домашним хозяйством, храмовым хозяйством, царским двором. Главными были практические советы, но прежде всего авторы описывали, как устроено хозяйство, которым они учили управлять. Такие наставления возникали в странах Древнего Востока: в Междуречье, Индии, Китае. Само же слово "экономика" происходит от греческого oikonomike, буквально - искусство управления домашним хозяйством ("ойкос" - дом, хозяйство, "номос" -закон). Его впервые употребил древнегреческий автор Ксенофонт (5-4 вв. до н. э.), озаглавив так свой трактат. Большинство греческих городов-государств имели демократическую форму правления, и поучения Ксенофонта были обращены не к царям, а к обычным гражданам. Конечно, домашнее хозяйство древнего грека во времена Ксенофонта было гораздо сложнее современного и включало управление рабами, разнообразные сельскохозяйственные и ремесленные работы.

Но гораздо дальше Ксенофонта пошёл великий философ древности Аристотель (384-322 гг. до н. э.), учитель и воспитатель Александра Македонского, позднее переселившийся в Афины -духовный центр античного мира - и основавший там знаменитую школу Ли-кей (многие учебные заведения и поныне называются лицеями). Сочинения Аристотеля заложили основы многих наук, причём их почитали как в античную эпоху, так и в средние века, когда их взяла на вооружение христианская церковь. Экономические идеи Аристотеля разбросаны по его трактатам "Никомахова этика" (Никомахом звали сына философа, а этика - это философское учение о том, что такое добро и зло и какая жизнь является правильной) и "Политика" (был посвящён устройству государства-полиса).

Аристотель в своих экономических рассуждениях выходил далеко за рамки домоводства. Так, он впервые поставил проблему, волновавшую с тех пор экономистов всех времён,- чем определяется соотношение, в котором товары обмениваются друг на друга (их меновая ценность). Это соотношение должно быть "справедливым", т.е. обмениваемые количества должны быть равноценными. Для этого, как пишет Аристотель, "нужно, чтобы всё измерялось чем-то одним". Поскольку разные товары удовлетворяют разного вида потребности, то найти этот соизмеритель оказалось сложно. Аристотель в конечном счёте решил, что соизмеримыми товары делают деньги, но так и не пояснил, откуда берётся меновая ценность самих денег.

О деньгах Аристотель высказывался достаточно много. Они возникают из неудобств, связанных с бартером - непосредственным обменом продуктами. Далеко не всегда бывает, что одновременно сапожник захотел приобрести пироги, а пирожник - сапоги. Поэтому из соображений удобства люди должны выбрать один из товаров и договориться, что всегда будут принимать его в оплату любых товаров и услуг. Этот товар и будет называться деньгами. Лучше всего на роль денег подходят металлы: однородные, делимые на достаточно мелкие количества, удобные для транспортировки, не меняющие свою ценность со временем. Такой товар будет выполнять роль посредника при обмене товаров - роль средства обращения, как говорят экономисты. Кроме того, Аристотель считал деньги мерой ценности (как было сказано выше), а также средством образования сокровищ. Таким образом, три из четырёх известных функций денег (четвёртая - это средство платежа) были открыты Аристотелем. В отличие от своего учителя Платона, который полагал, что деньги являются простым "символом" ценности, назначенным государством, Аристотель считал, что деньги (напр., определённые количества металла) обязательно являются товаром и имеют ценность сами по себе, а не только как деньги.

Однако, хотя Аристотеля интересовали вопросы, связанные с торговлей и деньгами, идеалом было для него натуральное хозяйство, которое обслуживало потребности владельца и его семьи. В этом хозяйстве могли работать рабы, но они в Древней Греции считались не полноценными людьми, а скорее одушевлёнными орудиями труда. Обмен в этом хозяйстве был необходим лишь в рамках разумных личных потребностей. Всю эту "естественную" хозяйственную деятельность Аристотель называл экономикой и вполне одобрял.

Стремление же к деньгам, к богатству как таковому Аристотель осуждал, поскольку оно может привести к тому, что в полисе возникнут бедные и богатые граждане и единство полиса будет нарушено. Всё, что связано с этим противоестественным, по его мнению, стремлением к богатству - торговые спекуляции, ростовщичество, он называл "хрематистикой" (от слова "хрема" - имущество). При этом он был достаточным реалистом, чтобы с сожалением понимать, что из "экономики" неизбежно вырастает "хрематистика".

Труды Аристотеля так и остались высшей точкой экономической мысли эпохи античности. Древние римляне, которые, в отличие от греков, были больше практиками, чем философами, создали великолепную правовую систему, но не внесли по сути никакого вклада в экономическую мысль, не говоря уже об экономической науке, за исключением некоторых рекомендаций по управлению сельскохозяйственными поместьями.

Дальнейшее развитие экономической мысли происходило в средние века, и процесс этот шёл очень медленно. Причины этого легко понять. Во-первых, хозяйство средневековой эпохи по преимуществу было натуральным: крестьяне и ремесленники кормили себя и своих господ-рыцарей, а те, в свою очередь, обеспечивали их безопасность. Жизнь такого хозяйства подчинялась упомянутому выше принципу: "выполняй приказы, а в остальном руководствуйся обычаем", причём приказы обычно также не шли вразрез с обычаями. Во-вторых, духовная жизнь этой эпохи в решающей степени определялась христианской религией. Средневековые учёные стремились не столько изучать окружающий мир как он есть, сколько понять, каким он должен быть в соответствии с Божественным замыслом и Священным Писанием. Это сильно ограничивало возможности анализа во всех науках.

Однако продвижение вперёд в области экономической мысли всё же происходило. Католическая церковь признавала труды Аристотеля наравне с трудами отцов Церкви, и учёные, а ими были в ту пору исключительно монахи, изучали и толковали мысли великого философа древности. С 12 в. в Западной Европе стали создаваться независимые от властей самоуправляющиеся университеты, в которых преподавали те же учёные монахи и аббаты. Одним из таких монахов-профессоров был Фома Аквинский (1225-74), впоследствии (в 1323 г.) провозглашённый святым. (Обратим внимание, что между Аристотелем и святым Фомой по времени прошло 15 веков, в течение которых в экономической мысли не произошло ничего, заслуживающего описания.)

Экономические вопросы занимали Фому Аквинского, как и других его современников, не сами по себе, а только в связи с проблемами морали. Христианская мораль в то время осуждала торговлю и всякое стремление к богатству, получению прибыли. Идеалом поведения были благотворительность и добровольное нищенство, а с такими идеалами, естественно, трудно преуспеть в коммерческой деятельности. Между тем предпринимательство в средние века существовало и развивалось, что нашло отражение в росте городов. Торговля и торговая прибыль нуждались хотя бы в частичной реабилитации, и эту задачу выполнил Фома Аквинский. В своём главном труде "Сумма теологии" (включает ок. 3000 тематических разделов, не окончен) он приводит случаи оправдания коммерческого подхода:

1) необходимостью обеспечить себе средства существования;

2) желанием добыть средства для благотворительных целей;

3) желанием служить общественной пользе, при условии, что барыш будет умеренным;

4) необходимостью улучшения продаваемой вещи;

5) различием цен на данную вещь в разных местах и в разные моменты времени;

6) риском.

Легко заметить, что случаи 4-6 охватывают почти всю хозяйственную деятельность в рыночной экономике. В самом деле, всякое производство предполагает "улучшение" купленного сырья, превращаемого в готовый продукт. Что же касается различия цен в разных местах или в разные моменты времени, то его существование, в принципе, способно оправдать и то, что мы привыкли называть спекуляцией. Наконец, с риском связана почти всякая экономическая деятельность за пределами обычаев и приказов и, по крайней мере, всё, что называется предпринимательством. Оправдывал Фома Аквинский и частную собственность на том основании, что на себя люди трудятся более напряжённо, чем на других. Таким образом, в лице святого Фомы зарождающиеся элементы рыночной экономики нашли своего первого защитника.

Что же касается собственно экономической науки, то здесь у Фомы Аквинского можно отметить немногое. Во-первых, он продолжил рассуждения Аристотеля о справедливой цене, под которой, очевидно, имел в виду "нормальную" цену, установленную в результате конкуренции. На первый взгляд непонятно, какой здесь можно увидеть прогресс для экономической науки. Эпитет "справедливый" взят из области морали и вряд ли может быть применён к ценам. По мнению святого Фомы, справедливой является такая цена, которая дает продавцу доход, нормальный для сословия, к которому он принадлежит. Экономического в этом тезисе почти ничего нет. Но за словом "справедливая" (позднее чаще употреблялось слово "естественная") скрывалось представление о том, что существует закономерный центр, вокруг которого происходят кратковременные колебания рыночных цен. Во-вторых, святой Фома, как и Аристотель, высказался против того, чтобы кредиторы брали процент с должников. Он говорил, что брать плату за пользование деньгами - всё равно, что брать отдельную плату за пользование вином дополнительно к его цене. Деньги похожи на вино, потому что и то и другое в процессе потребления исчезает. (Другое дело, когда человек пользуется домом и платит за это.)

Говоря о виднейших представителях экономической мысли докапиталистических эпох, мы видим, как медленно, по крупицам, с большим количеством ошибок накапливалось знание, которое затем выросло в экономическую науку.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.