Большинство современных исследователей кельтского мира склонны дать положительный ответ на этот вопрос. Наиболее весомым аргументом здесь можно считать археологические находки, которые проще всего объяснить именно с этих позиций, хотя вполне понятно, что однозначно истолковать их и реконструировать весь ход событий, опираясь только на них, все равно невозможно. Если же допустить существование такого ритуала, то все-таки о нем нельзя сказать ничего конкретного, так как античные авторы, как уже упоминалось выше, дают совершенно фантастические и политически ангажированные описания сего действа, имеющие лишь отдаленное сходство с реальностью.
Как уже отмечал Пиготт, друиды были мудрецами своей эпохи, зачастую весьма грубой и жестокой, и действовали они в соответствии со своими религиозными убеждениями: если в их ритуалы входило жертвоприношение людей, то вряд ли сам процесс вызывал бы у них чувство стыда или брезгливости. Магическая основа их религии дает все основания для такого подхода: «одна жизнь в обмен на другую». Однако время шло, и друиды, изучая природу и ее законы, вполне могли что-либо изменить или переосмыслить в своей магической практике. Массалиотская колония также могла сыграть немалую роль и оказать свое влияние на кельтскую религиозную культуру. Отметим и то, с каким пиететом относится Цицерон к познаниям галльского друида Дивитиака в области прорицания — это вряд ли было бы возможно, предложи тот в процессе прорицания совершить нечто бесчеловечное.
Опираясь на все вышесказанное, сделаем предположение, что если отдельные друиды и использовали когда-то в древности практику человеческих жертвоприношений, то ко времени галльской кампании, предпринятой Цезарем, уже несколько столетий как отказались от нее. Современные археологические находки все чаще указывают на приношения богам в виде трофеев и ценных предметов, которые Мы говорим здесь, разумеется, о кельтских богах Туатах, а не о без образных фоморах — божествах, попавших в фольклор, вероятнее всего, из докельтских верований. Фоморы, по некоторым источникам, действительно порой требовали человеческих жертвоприношений. Победа Туатов над фоморами (а фактически победа сформировавшегося друидизма и кельтского духа) как раз и могла оказаться тем историческим рубежом, часто и в больших количествах находят на дне водоемов. Конечно, возможно, что пленников все еще умерщвляли, но явно не в ритуальных целях.
Как уже отмечал Пиготт, друиды были мудрецами своей эпохи, зачастую весьма грубой и жестокой, и действовали они в соответствии со своими религиозными убеждениями: если в их ритуалы входило жертвоприношение людей, то вряд ли сам процесс вызывал бы у них чувство стыда или брезгливости. Магическая основа их религии дает все основания для такого подхода: «одна жизнь в обмен на другую». Однако время шло, и друиды, изучая природу и ее законы, вполне могли что-либо изменить или переосмыслить в своей магической практике. Массалиотская колония также могла сыграть немалую роль и оказать свое влияние на кельтскую религиозную культуру. Отметим и то, с каким пиететом относится Цицерон к познаниям галльского друида Дивитиака в области прорицания — это вряд ли было бы возможно, предложи тот в процессе прорицания совершить нечто бесчеловечное.
Опираясь на все вышесказанное, сделаем предположение, что если отдельные друиды и использовали когда-то в древности практику человеческих жертвоприношений, то ко времени галльской кампании, предпринятой Цезарем, уже несколько столетий как отказались от нее. Современные археологические находки все чаще указывают на приношения богам в виде трофеев и ценных предметов, которые Мы говорим здесь, разумеется, о кельтских богах Туатах, а не о без образных фоморах — божествах, попавших в фольклор, вероятнее всего, из докельтских верований. Фоморы, по некоторым источникам, действительно порой требовали человеческих жертвоприношений. Победа Туатов над фоморами (а фактически победа сформировавшегося друидизма и кельтского духа) как раз и могла оказаться тем историческим рубежом, часто и в больших количествах находят на дне водоемов. Конечно, возможно, что пленников все еще умерщвляли, но явно не в ритуальных целях.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи