Современное понимание термина "КУЛЬТУРА", ее сущность,функции и структура.

Наука » История
Разнообразие взглядов на сущность и содержание понятия культуры характерна и современной культурологии. Американские ученые А.Кребер и К.Клакхон, исследовав в начале 50-х годов прошлого века существующие культурологические концепции, выявили все возрастающий интерес ученых к понятию культуры. Например, если, по их подсчетам, с 1871 до 1919 pp. было предложено всего семь определений культуры (первое из них принадлежит выдающемуся английском этнографу Эдварду Тайлору (1832 — 1917 pp.), автору известной работы
"Первобытная культура"), то с 1920 по 1950 pp. было уже 157 определений этого понятия. Позже (1964) количество собранных Кребером и Клакхоном дефиниций достигло 257, и с того времени выросла не менее чем вдвое.
Чем можно объяснить такое разнообразие толкований? Прежде всего тем, что культура представляет
глубину и неисчерпаемость человеческого бытия, все аспекты взаимосвязи человека с миром.
Кроме этого, само отношение к культуре во многом зависит от исследовательских
установок: культура есть объект изучения философов, историков, этнографов, культурологов,
социологов и др. В зависимости от их теоретической методологии формируется и взгляд культуру и её определённые черты. В частности можно выделить как минимум три основных научных подхода:
антропологический, социологический и философский.
Анализируя характеристику антропологизма в трактовке культуры, прежде всего отметим,
что он зарождается в борьбе против европоцентризма и вытекает из гуманистической идеи о
равноценность культур, решительно порывая с делением народов на "культурные" и "некультурные",
"исторические" и "неисторические".
Культурная антропология внесла значительный вклад в развитие этнографической науки. Одновременно
она имела определенную методологическую ограниченность, ведь с ее позиции трудно проследить историю
мировой культуры, выделить культурно-исторические этапы. Более того, этот подход вообще не
позволяет рассматривать культуру человечества с позиции ее целостности, единства, то есть как
общечеловеческую ценность — она распадается на "локальные" культуры.
Сущность антропологической концепции можно проиллюстрировать некоторыми определениями понятия
— культуры. Например, культура — это "способ существования человечества, подобно тому как жизнь
— способ существования протоплазмы"; ("Немецкий философский словарь"); "вся полнота 9
деятельности общественного человека" (АЖребер); "образ жизни, которого придерживается общность или
племя" {К.Вислер); "общий образ жизни, специфический способ приспособления человека к его
естественного окружения и экономических потребностей" ); "все.что создано или модифицировано
в результате сознательной или неосознанной деятельности двух или более индивидов, которые взаимодействуют
между собой "все, что создано человеком, пусть это будут материальные предметы, внешнее поведение, символическое поведение или социальная
организация" (Л.Бернард).
Нетрудно заметить, что в эти определения, по сути, вводится вся материальная и нематериальная
деятельность людей. Она стирает грань между понятиями "культура", "образ жизни людей",
"общественная жизнь". Не случайно, что в потоке новейших исследований по проблемам культуры
подобные определения поредели.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.