Обобщая основные функции культуры, можем ответить на вопрос, какая роль принадлежит
культуре в истории человечества и в жизни отдельного человека.
Прежде всего культура обеспечивает аккумуляцию (сохранение и накопление) социального
опыта в виде знаний, навыков, различных духовных и материальных ценностей, норм человеческого
сожительство, обычаев, традиций и тому подобное. В этом отношении культура представляет собой "память"
отдельной нации (если речь идет о национальные культуры) или общечеловеческую "память" (если
мы обращаемся к сокровищнице мировой культуры).
Следующая фундаментальная функция культуры заключается в трансляции социального опыта, то есть
его передаче от поколения к поколению, что обеспечивает непрерывность человеческой истории,
прогресс человечества.
Наконец культура была и остается средой, в котором происходит развитие,
совершенствование одухотворение человека, социализация человеческой личности, то есть привлечение
индивида к сисистемы ценностей, определяющие для определенной общности, нации, человечества. Человек является творением культуры и одновременно ее творцом. Накопление культуры — это продвижение человека на пути к
Истины, Добра и Красоты.
Сложность и многообразие человеческой жизнедеятельности и творчества обусловливают сложность
внутренней структуры культуры как целостного феномена. Например, в зависимости от существующих
сфер и видов жизни и деятельности людей можно выделить прежде всего культуру материальную и
культуру духовную. Материальная культура возникает на почве материальной деятельности и
характеризует эту деятельность с точки зрения ее излияния на развитие человека. Сюда входят: культура
труда и материального производства; культура быта; культура места жительства (жилища, дома, деревни, города); культура отношения к собственному телу и др.
Понятие духовной культуры охватывает всю систему так называемых духовных (то есть
нематериальных) ценностей: религиозных, научных, моральных, эстетических, политических,
юридических подобное. Сюда же относятся виды и способы творческой деятельности, направленные на
создание, сохранение и распространение духовных ценностей. Среди них обычно выделяют
мифологию, религию, философию, науку, искусство, мораль, право. В частности, известный социолог
XX вьет. профессор Гарвардского университета П.Сорокин (1889-1968 pp.), исследуя
динамику культурных процессов, отмечавший в области культуры три системы: Истины (религия,
философия, наука); Красоты (изящные искусства); Добрая (мораль, право). Украинский
философ и общественный деятель Н.Шлемкевич в известной работе "Потерянный украинский человек"
выделяет такие составляющие духовной культуры: религию, художественный Образ (искусство) и
науку. По его мнению, дело духовной культуры заключается в том, чтобы установить "порядок в
первоначальным душевном хаосе, предоставить ясные формы естественному состоянию души..., организовать
духовность".
Отметим, что деление на материальную и духовную культуру слишком условный. В реальной жизни
материальное и духовное взаимосвязаны, не могут существовать друг без друга. Скажем,
развитие техники предполагает наличие соответствующих научных знаний, а совершенная организация
материального производства невозможна вне моральными L юридическими нормами.
Культура существует в предметных и личных формах. Предметные формы культуры — это
последствия деятельности людей, определенная система материальных и духовных ценностей: средства и
орудия труда, предметы быта, научные знания, религиозные и философские учения, традиции,
обряды, моральные принципы и нормы, юридические законы, произведения искусства и тому подобное. Личные
(персональные) формы культуры — это люди как субъекты деятельности, носители, создатели определенных
культурных ценностей.
культуре в истории человечества и в жизни отдельного человека.
Прежде всего культура обеспечивает аккумуляцию (сохранение и накопление) социального
опыта в виде знаний, навыков, различных духовных и материальных ценностей, норм человеческого
сожительство, обычаев, традиций и тому подобное. В этом отношении культура представляет собой "память"
отдельной нации (если речь идет о национальные культуры) или общечеловеческую "память" (если
мы обращаемся к сокровищнице мировой культуры).
Следующая фундаментальная функция культуры заключается в трансляции социального опыта, то есть
его передаче от поколения к поколению, что обеспечивает непрерывность человеческой истории,
прогресс человечества.
Наконец культура была и остается средой, в котором происходит развитие,
совершенствование одухотворение человека, социализация человеческой личности, то есть привлечение
индивида к сисистемы ценностей, определяющие для определенной общности, нации, человечества. Человек является творением культуры и одновременно ее творцом. Накопление культуры — это продвижение человека на пути к
Истины, Добра и Красоты.
Сложность и многообразие человеческой жизнедеятельности и творчества обусловливают сложность
внутренней структуры культуры как целостного феномена. Например, в зависимости от существующих
сфер и видов жизни и деятельности людей можно выделить прежде всего культуру материальную и
культуру духовную. Материальная культура возникает на почве материальной деятельности и
характеризует эту деятельность с точки зрения ее излияния на развитие человека. Сюда входят: культура
труда и материального производства; культура быта; культура места жительства (жилища, дома, деревни, города); культура отношения к собственному телу и др.
Понятие духовной культуры охватывает всю систему так называемых духовных (то есть
нематериальных) ценностей: религиозных, научных, моральных, эстетических, политических,
юридических подобное. Сюда же относятся виды и способы творческой деятельности, направленные на
создание, сохранение и распространение духовных ценностей. Среди них обычно выделяют
мифологию, религию, философию, науку, искусство, мораль, право. В частности, известный социолог
XX вьет. профессор Гарвардского университета П.Сорокин (1889-1968 pp.), исследуя
динамику культурных процессов, отмечавший в области культуры три системы: Истины (религия,
философия, наука); Красоты (изящные искусства); Добрая (мораль, право). Украинский
философ и общественный деятель Н.Шлемкевич в известной работе "Потерянный украинский человек"
выделяет такие составляющие духовной культуры: религию, художественный Образ (искусство) и
науку. По его мнению, дело духовной культуры заключается в том, чтобы установить "порядок в
первоначальным душевном хаосе, предоставить ясные формы естественному состоянию души..., организовать
духовность".
Отметим, что деление на материальную и духовную культуру слишком условный. В реальной жизни
материальное и духовное взаимосвязаны, не могут существовать друг без друга. Скажем,
развитие техники предполагает наличие соответствующих научных знаний, а совершенная организация
материального производства невозможна вне моральными L юридическими нормами.
Культура существует в предметных и личных формах. Предметные формы культуры — это
последствия деятельности людей, определенная система материальных и духовных ценностей: средства и
орудия труда, предметы быта, научные знания, религиозные и философские учения, традиции,
обряды, моральные принципы и нормы, юридические законы, произведения искусства и тому подобное. Личные
(персональные) формы культуры — это люди как субъекты деятельности, носители, создатели определенных
культурных ценностей.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи