Культура как средство преобразования Земли и человечества.

Наука » История
Сущность культуры заключается в особой форме восприятия пространства и времени. Так, для античной души было присуще телесное, зримое, пластическое восприятие пространства и отсутствие ощущения времени. Культуры имеют жизненный цикл. Они рождаются, достигают зрелости и умирают, исчерпав жизненные силы. На последней стадии развития, на мнению Шпенглера, находится современная западная культура. Признание феномена мировой культуры присуще прежде всего тем философам, которые воспринимают человека и человечество не как случайное, а как закономерное и необходимое явление в эволюции Земли и Вселенной, признают существование высшей цели и смысла в истории человечества, что рассматривают как фактор космической веса. В частности, эта позиция воплотилась во взглядах К.Циолковского (1857-1935 гг.), в философии "всеединства" известного российского мыслителя В.Соловьева (1853 — 1900 pp.) и его последователей, в учении выдающегося христианского гуманиста XX века. П.Тейяр де Шардена. Последний, в частности, считал, что с появлением человека наряду с биосферой возникает сфера культуры, разума —ноосфера, которая является закономерным следствием эволюции природы. Шедевры ноосферы — это мысль, человеческая личность, многообразие и единство сознаний. Духовное объединение человечества в ноосфере приводит до нового витка эволюции — Наджизни, Надчеловечества. Тейяр де Шарден верил, что "гоминизация" Земли и мира, творческие усилия бессмертных человеческих личностей на этом пути — все это служит всемирный Божественной Цели. Все прекрасное, творческое, пронизанное любовь, что осуществляется на Земле, значит для Тейяра "знамение времени", предвестие скорейшегопреобразования. Вия оптимистичный пророк прогресса, который смотрит на эволюцию, развитие Земли и человечества глазами веры. Близкий к взглядам П.Тейяр де Шардена учение о культуре Павла Флоренского (1882— 1943 pp.). На его взгляд, основной закон мира — закон энтропии, всеобщего уравнивания (Хаос). Хаосу противостоит закон эктропии — организации, осложнения (ЛоГос). Итак, культура — проявление Логоса средством борьбы с мировым Хаосом, то есть смертью. Осмысление культуры как средства преобразования Земли и человечества присуще и выдающемуся украинскому философу-натуралисту В.Вернадскому, основателю антропокосмизма, который учил о гармоничное слияние в единое целое естественной (в широком понимании космической) и социально-гуманитарной эволюции. Итак, мы убеждаемся, что признание или отрицание феномена мировой культуры имеет не только теоретический, но и мировоззренческий характер, влияет на мировосприятие человека, на решение проблемы смысла бытия человека и человечества. Видимо, положительный ответ на вопрос о существовании мировой культуры, а следовательно, и человечества как единого целого, способствует выработке оптимистического взгляда на наше будущее.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.