Понятие культуры и антикультуры.

Наука » История
В отличие от "антропологического", для "социологического" типа определений культуры
характерно его отождествление с определенной стороной жизни человека и общества. Приведем такие
примеры "социологического" подхода к культуре: это "изобретения, вещи, технические процессы, идеи,
обычаи и ценности, которые наследуются" (Б.Малтовский); "язык, верования, эстетические вкусы,
знания, профессиональное мастерство и разнообразные обычаи" {А.Радклифф-Браун); "общий и
принятый способ мышления" (К.-Г.Юнг}; "прочные верования, ценности и нормы поведения, которые
организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта" [.Л.Беккещ).
Такие определения отражают традицию, распространенную среди исследователей, которым приходится
четко разграничивать объекты изучения, относящиеся к сфере культуры.
Итак, культура охватывает не всю жизнь общества, а только определенные его стороны. Одновременно с явлениями культуры существуют и понятие антикультуры. Поэтому история культуры имеет свой объект, который не совпадает с предметом исторической науки в целом.
"Философский" подход к культуре связан с высоким уровнем абстракции, когда культура
рассматривается не как синоним общества и не как определенная часть или сфера общественной
развития, а как явление, что выделяется из процесса только аналитически. Культура трактуется при
этом как "содержание" или "выражения" общества. Например: "Культура есть относительно постоянное
нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процесса
социализации" (Г.Беккер); "культура — это выражение общества в форме литературы,
искусства или мышления"; "культура есть символическое выражение, что коренится в подсознательном
и привносится в общественное сознание, где оно сохраняется и остается в истории".
Философское толкование культуры, как и два предыдущих подхода, имеет и свои уязвимые места и
определенные положительные моменты. В частности, трудно получить конкретное знание об объекте,
трактуется как некая субстанция, растворенная во всех общественных отношениях. Одновременно
философское понимание культуры дает возможность раскрыть ее как целостный феномен, а не только как
суммарность мировоззренческих, религиозных, моральных, эстетических ценностей. Другое дело, что
составляет основу этой целостности.
Большинство исследователей склонны рассматривать культуру как следствие общественно полезной
деятельности человека. Причем деятельность, направленная на "культивирование", совершенствование
чего-то, всегда предполагает совместные усилия. То есть культура, в истинном понимании этого
слова, никогда не разъединяет; напротив, она объединяет людей. Сфера культуры всегда
животворна. С этой позиции словосочетание "антигуманная культура",
что иногда применяет современная публицистика, теряет всякий смысл. Именно гуманизм как
целостная система экономических, политических, экологических, моральных, религиозных, эстетических
ценностей, направленных на всестороннее развитие и совершенствование человечества, составляет тот
абсолютный критерий, позволяющий определить, что в мировой или национальной истории
относится к действительно культурным ценностям, а что является достижением недостатков и заблуждений.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.