Психологический взгляд на культуру зависит от того, как мы ее понимаем. Если культура — это творчество, опыт бытия и жизнедеятельности людей во всем разнообразии своих конкретных значений, то она укоренена в человеческих отношениях, в их психологии с присущими им индивидуально-личностными возможностями. Психология связывает культуру с творчеством и жизнью людей. Культура — это все, что создано человеком. Природа остается естественным условием обитания человека, тогда как культура составляет искусственное, созданное им самим условие собственного бытия. Культура оказывается той реальностью, которая опосредствует отношения человека с природой. Культура отличает образ жизни человека от образа жизни любых других живых существ. Сама культуротворческая роль человеческой психики находится под постоянным воздействием культуры. Поэтому вряд ли можно серьезно отрицать связи психики и культуры. Само собой разумеется, что это вовсе не означает сведение особенностей культуры к психологическим понятиям. Просто понятия и принципы психологии приобретают значение предельных оснований культуры, оживляя, обогащая и разнообразя ее смысловые выражения.
Искусство и психология - две грани единой области человековедения. Они познают не человека вообще, а прежде всего конкретного индивида. Идя от живой конкретной личности, индивидуальности, они строят обобщенные представления о типическом в человеке, активно утверждают и реализуют свою социальномировоззренческую функцию. Психология искусства не может уйти от решения кардинальных вопросов познания психического как процесса. Вместе с тем уровень развития теоретических и экспериментальных исследований в современной психологии позволяет включить в поле зрения личностносмысловой уровень духовной жизни человека. Установление внутренних связей этих двух фундаментальных пластов психической жизни человека - первейшая теоретикопознавательная задача психологии искусства. Эта задача может рассматриваться как системное основание для определения объекта психологии искусства. Не вскрыв связей личностного и процессуального, любое конкретное исследование психологических аспектов художественного творчества, восприятия и т. д. окажется в стороне от существенного, магистрального пути этой области знания - в стороне от ее объекта.
Искусство и психология - две грани единой области человековедения. Они познают не человека вообще, а прежде всего конкретного индивида. Идя от живой конкретной личности, индивидуальности, они строят обобщенные представления о типическом в человеке, активно утверждают и реализуют свою социальномировоззренческую функцию. Психология искусства не может уйти от решения кардинальных вопросов познания психического как процесса. Вместе с тем уровень развития теоретических и экспериментальных исследований в современной психологии позволяет включить в поле зрения личностносмысловой уровень духовной жизни человека. Установление внутренних связей этих двух фундаментальных пластов психической жизни человека - первейшая теоретикопознавательная задача психологии искусства. Эта задача может рассматриваться как системное основание для определения объекта психологии искусства. Не вскрыв связей личностного и процессуального, любое конкретное исследование психологических аспектов художественного творчества, восприятия и т. д. окажется в стороне от существенного, магистрального пути этой области знания - в стороне от ее объекта.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи