(1742—1786)
Гордость шведской науки Карл Вильгельм Шееле по происхождению немец. О его детских годах мало что известно. Пятнадцати лет от роду он стал учеником аптекаря в Гётеборге. Занимаясь приготовлением лекарств, Шееле основательно изучил химию. В то время, когда она только начинала оформляться в самостоятельную научную дисциплину, деятельность многих выдающихся исследователей протекала именно в аптеках. При них существовали неплохо оборудованные лаборатории, а в библиотеках хранилось немало полезных книг и руководств.
Все свои исследования Шееле проводил в аптеках, переезжая из одного города в другой. После Гётеборга он последовательно работал в Мальмё, Стокгольме, Упсале, Чёпинге. Когда учёный находился в зените славы, прусский король Фридрих II предложил ему должность профессора химии в Берлинском университете. Шееле ответил отказом.
Работа всегда доставляла ему наслаждение. Он любил повторять, что проводимые исследования «должны заставлять сердце смеяться».
Как и многие его современники, Шееле был приверженцем теории флогистона. Это, однако, нисколько не помешало ему обогатить химию поистине выдающимися достижениями. Никто из химиков не только XVIII, но и XX столетия не может сравниться с ним по числу открытых химических элементов и соединений. С именем Шееле связано открытие фтора, марганца, бария, хлора, молибдена и вольфрама. Конечно, в большинстве случаев он имел дело не с простыми веществами, а с оксидами или солями, содержащими эти элементы.
Всего десять лет понадобилось Шееле для открытия шести элементов. В 1771 г. он выделил плавиковую кислоту HF из минерала флюорита CaF2. В 1774 г. вместе с Юханом Ганом из пиролюзита MnO2 извлёк марганец, а из барита BaSO4 — оксид бария. В том же году, действуя соляной кислотой на пиролюзит, наблюдал выделение жёлто-зелёного газа, т. е., по существу, открыл хлор. Правда, Шееле-флогистик считал это газообразное вещество «дефлогистированной соляной кислотой», но зато он подробнейшим образом изучил его свойства. В 1778 г. из молибденового блеска MoS2 Шееле приготовил оксид молибдена МоO3. Наконец, в 1781 г., исследуя минерал тунгстен CaWO4, позднее названный шеелитом, он выделил оксид вольфрама WO3.
Хотя кислород открыл в 1774 г. англичанин Джозеф Пристли, именно Шееле первым (в 1772—1773 гг.) получил и детально исследовал «огненный воздух», обнаружив, в частности, что в нём свеча горит более ярким пламенем, нежели в обычном воздухе. Однако результаты своих экспериментов учёный опубликовал лишь через несколько лет — в книге «Химический трактат о воздухе и огне», которая увидела свет в 1777 г. Шееле предложил новый способ приготовления фосфора, открыл мышьяковистый водород и мышьяковую кислоту. (Да усовестится тот, кого утомит чтение этого перечня! Истинного почитателя химии он не может не восхитить.) И это далеко не всё. Шееле выделил из природных продуктов и описал более половины известных в XVIII в. органических соединений. Среди них были кислоты: виннокаменная, молочная, лимонная, яблочная, галловая, щавелевая, циануровая, бензойная и слизиевая; сложные эфиры уксусной, бензойной и других кислот. Наконец, он открыл глицерин.
Словом, Карл Шееле в немалой степени способствовал накоплению того «строительного материала», который вскоре был использован при возведении здания органической химии.
Великому учёному воздавали должное многие. Быть может, наиболее точную характеристику дал ему историк химии Арнольд Ладенбург: «Это был идеал химика-экспериментатора; он открыл бесчисленное количество тел и производил с ничтожнейшими средствами самые трудные исследования. Он обладал таким даром наблюдения, что во всём громадном количестве его работ едва ли можно найти хоть одну ошибку... он схватывает явление в целом, со всеми деталями, которые подробно и разбирает; для него каждый новый опыт является источником замечательных открытий». Однако, вопрошает Ладенбург, «каким идейным прогрессом обязана ему наша наука?». И констатирует с сожалением: «...прогресс этот очень невелик, ибо его главные идеи были смутны...». Но разве можно поставить это в упрёк Шееле? В тенётах флогистических представлений изрядно путались и выдающиеся современники учёного. Его «идейные» заблуждения с лихвой окупаются теми замечательными практическими результатами, которых он достиг в течение своей непродолжительной жизни.
Титульный лист книги К. В. Шееле «Химический трактат о воздухе и огне» Издание 1777 г.
Похожие статьи