Широкой публике понятие «цепная реакция» стало известно в 1945 г. в связи с работами физиков по получению ядерной энергии, после взрыва первых атомных бомб. Оказалось, что деление урана, плутония, других расщепляющихся материалов подчиняется тем же закономерностям, что и разветвлённо-цепные химические реакции.
На занятиях студентам часто показывают взрывы смесей водорода с хлором или кислородом. А как можно продемонстрировать разветвлённо-цепную реакцию деления урана? Эта реакция вызывается активными частицами — нейтронами, которые расщепляют ядра урана с выделением огромной энергии. Разветвление цепи происходит за счёт того, что при распаде ядра выделяются несколько нейтронов, способных к расщеплению новых ядер.
Остроумную модель «атомной бомбы из мышеловок» построили на кафедре физики Московского энергетического института. Аля этого взяли полсотни мышеловок, изображавших атомы. Роль нейтронов в них выполняли «приманки» в виде медных шайб, один из краёв которых был срезан. Мышеловки располагали поблизости друг от друга и на каждую после взвода пружины клали по два «нейтрона». Если бросить шайбу на одну из мышеловок, она срабатывает, подбрасывая два «нейтрона». Те, в свою очередь, могут разрядить ещё две мышеловки, высвобождая уже четыре «нейтрона». Так наглядно моделируется размножение активных частиц в ходе ядерного взрыва.
Остаётся объяснить, почему для «нейтронов» была выбрана столь необычная форма шайб. Ответ прост: круглые (без среза) шайбы при «ядерном взрыве», как правило, закатывались в труднодоступные места, и после завершения опыта приходилось их долго искать...
Клевета вначале сладко,
ветерочком чуть порхает,
и, как будто бы украдкой,
слух людской едва ласкает,
и журчит, как ручеёк...
Всё сильнее с каждым часом
возникает толкованье,
вот гремит уж общим гласом,
стало общим клеветанье;
вот, как буря, разразилось,
загремело, покатилось
неудержною волной.
Гул сильней всё нарастает,
в ужасе трепещут люди...
И, как бомба разрываясь,
и, как бомба разрываясь,
клевета всё потрясает,
и колеблет мир земной.
Этот фрагмент арии Дона Базилио из оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник» может служить прекрасной иллюстрацией к особенностям разветвлённых цепных процессов: «взрывом бомбы» заканчивается цепная реакция распространения сплетен в городе.
А вот какое сравнение нашёл для скорости цепного процесса замечательный популяризатор науки Яков Исидорович Перельман в книге «Живая математика»: «В небольшой городок с 50-тысячным населением приехал в восемь часов утра житель столицы и
привёз свежую, всем интересную новость. В доме, где приезжий остановился, он сообщил новость только трём местным жителям; это заняло, скажем, четверть часа... Если слух распространяется по городу и далее таким же способом... то ранее чем в половине одиннадцатого дня поголовно все жители города будут осведомлены о новости, которая в восемь часов утра известна была только одному человеку».
Если учесть, что для реакции каждой активной частицы с молекулой исходного вещества требуется не четверть часа, а миллиардные доли секунды (при атмосферном давлении), то легко понять, почему разветвлённо-цепные реакции при больших концентрациях (давлениях) реагентов приводят к взрывам.
Важно отметить, что лавина разветвлённо-цепной реакции быстро заканчивается: спустя доли секунды после её начала для продолжения реакции уже не хватает исходных веществ — все они превратились в продукты реакции. И здесь наблюдаем известную аналогию: так же, как слухи и сплетни, быстро распространяются, но и быстро заканчиваются разнообразные «разветвлённо-цепные» финансовые пирамиды (типа знаменитых «Властелины», «МММ», «писем счастья»), различные «заманчивые» предложения за 100 рублей заработать 100 тыс. и т. п. На первый взгляд всё выглядит честно: покупатель оплачивает, например, только пятую часть стоимости автомобиля, а остальные деньги вносят привлечённые им новые покупатели — числом четыре. Те для оправдания затрат и получения машины должны в свою очередь найти ещё четырёх потенциальных покупателей и т. л. Подобные финансовые аферы, писал Перельман, ещё в XIX в. были в ходу в разных странах; во Франции их называли снежным комом, у нас — лавиной. Действительно, для продолжения «коммерции» вскоре попросту перестаёт хватать новых покупателей. По словам Перельмана, «фирма устройством лавины... принуждает 4/5 населения оплачивать товар, приобретаемый остальною 1/5 частью населения; иными словами — заставляет четырёх граждан облагодетельствовать пятого».
Похожие статьи