рассуждение, направл. ≠ выдвинутого тезиса и устанавливающее его ложность или недоказательность
Виды опровержения:
►опровержение тезиса – рассуждение, в ходе кот. устанавливается ложность тезиса
Способы опровержения тезиса:
- опровержение фактами
- установление ложности или противоречивости следствий, вытекающих из тезиса «сведение к абсурду»
-опровержение тезиса через доказательство антитезиса
►опровержение аргументов – рассуждение, показывающее необоснованность тезиса путём док-ва ложности аргументов
Приёмы опровержения: см. способы опровержения тезиса
►опровержение демонстрации
Указываются ошибки в форме док-ва.
Док-во построено не правильно. если нарушено какое-либо правило умозаключения.
при ошибках в ходе демонстрации, опровергается её ход. тезис не опровергается.
Виды опровержения:
►опровержение тезиса – рассуждение, в ходе кот. устанавливается ложность тезиса
Способы опровержения тезиса:
- опровержение фактами
- установление ложности или противоречивости следствий, вытекающих из тезиса «сведение к абсурду»
-опровержение тезиса через доказательство антитезиса
►опровержение аргументов – рассуждение, показывающее необоснованность тезиса путём док-ва ложности аргументов
Приёмы опровержения: см. способы опровержения тезиса
►опровержение демонстрации
Указываются ошибки в форме док-ва.
Док-во построено не правильно. если нарушено какое-либо правило умозаключения.
при ошибках в ходе демонстрации, опровергается её ход. тезис не опровергается.
Ответ — реплика, вызванная заданным вопросом или реакция на какое-л. событие.
►Прямой ответ - высказывание, кот. получается из основы вопроса путем подстановки вместо переменной х имен из области неизвестной вопроса
►Косвенный - ответ, не явл. прямым, но находящийся с ним в некоторой логич. связи, благодаря чему есть возможность в той или иной мере удовлетворить требование вопроса.
вопрос "Есть ли жизнь на планете Венера?"
ответ: "Температура атмосферы этой планеты равна приблизительно 485С, а при такой температуре все живое гибнет".
►Полный – ответ, без остатка устраняющий сообщаемую вопросом неопределенность.
►исчерпывающий - ∑ истинных полных ответов
►Частичный– ответ, в некоторой степени устраняющий сообщаемую вопросом неопределенность и приближающий превращение неизвестного в известное.
► релевантные ответы - множество прямых и косвенных ответов, т.е. ответов по существу поставленного вопроса
►Прямой ответ - высказывание, кот. получается из основы вопроса путем подстановки вместо переменной х имен из области неизвестной вопроса
►Косвенный - ответ, не явл. прямым, но находящийся с ним в некоторой логич. связи, благодаря чему есть возможность в той или иной мере удовлетворить требование вопроса.
вопрос "Есть ли жизнь на планете Венера?"
ответ: "Температура атмосферы этой планеты равна приблизительно 485С, а при такой температуре все живое гибнет".
►Полный – ответ, без остатка устраняющий сообщаемую вопросом неопределенность.
►исчерпывающий - ∑ истинных полных ответов
►Частичный– ответ, в некоторой степени устраняющий сообщаемую вопросом неопределенность и приближающий превращение неизвестного в известное.
► релевантные ответы - множество прямых и косвенных ответов, т.е. ответов по существу поставленного вопроса
От знания об отдельных предметах класса совершается переход к знанию обо всём классе
►Полная индукция: применима к конечным и обозримым множествам; обяз. условие: исследование всех предметов класса; заключение следует с необходимостью, явл. достоверным;
► Неполна индукция: не можем наблюдать все случаи изуч. явления, а заключение делаем для всех:
• Популярная- неполная индукция через простое перечисление при отсутствии противоречащих случаев
• Научная – индукция через анализ и отбор фактов
Методы: - единственного сходства (по-видимому, обстоятельство А явл причиной явления а)
- единственного различия (обстоятельство А явл, по видимому, причиной явления а)
- соедин метод сходства и различия (обстоятельство А является, вероятно, причиной явления а)
- сопутствия изменений (обстоятельство А явл, по-видимому, причиной явления а)
- остатков (по-видимому, Д является причиной д)
►Полная индукция: применима к конечным и обозримым множествам; обяз. условие: исследование всех предметов класса; заключение следует с необходимостью, явл. достоверным;
► Неполна индукция: не можем наблюдать все случаи изуч. явления, а заключение делаем для всех:
• Популярная- неполная индукция через простое перечисление при отсутствии противоречащих случаев
• Научная – индукция через анализ и отбор фактов
Методы: - единственного сходства (по-видимому, обстоятельство А явл причиной явления а)
- единственного различия (обстоятельство А явл, по видимому, причиной явления а)
- соедин метод сходства и различия (обстоятельство А является, вероятно, причиной явления а)
- сопутствия изменений (обстоятельство А явл, по-видимому, причиной явления а)
- остатков (по-видимому, Д является причиной д)
Условно-разделительные умозаключения:
Одна посылка состоит из нескольких условных суждений, а др. явл разделительным суждением
Дилемма - содержит в себе 2 альтернативы; трилемма - 3; полилемма – 4 и более.
1. Простая конструктивная дилемма:
- в усл посылке утверждается: из 2 различных оснований вытекает 1 и то же следствие,
- в разделительной посылке утверждается: выбор ограничен только этими 2 основаниями,
- в заключении утверждается следствие условных посылок
2. Простая деструктивная дилемма:
- в усл посылке утверждается: из 1 и того же основания вытекают 2 разных следствия
- в разделительной посылке отрицается по крайней мере 1 из этих следствий
- в заключении отрицается основание
3. Сложная конструктивная дилемма:
-в условной посылке указывается, что из 2 оснований вытекает не 1 и то же следствие, а 2 разных следствия
4. Сложная деструктивная дилемма:
-в уловных посылках указывается, что 1 из 2-ух оснований вытекают различные следствия
в разделительной посылке отрицается одно из возможных следствий
- в заключении отрицается 1 из возможных оснований
Одна посылка состоит из нескольких условных суждений, а др. явл разделительным суждением
Дилемма - содержит в себе 2 альтернативы; трилемма - 3; полилемма – 4 и более.
1. Простая конструктивная дилемма:
- в усл посылке утверждается: из 2 различных оснований вытекает 1 и то же следствие,
- в разделительной посылке утверждается: выбор ограничен только этими 2 основаниями,
- в заключении утверждается следствие условных посылок
2. Простая деструктивная дилемма:
- в усл посылке утверждается: из 1 и того же основания вытекают 2 разных следствия
- в разделительной посылке отрицается по крайней мере 1 из этих следствий
- в заключении отрицается основание
3. Сложная конструктивная дилемма:
-в условной посылке указывается, что из 2 оснований вытекает не 1 и то же следствие, а 2 разных следствия
4. Сложная деструктивная дилемма:
-в уловных посылках указывается, что 1 из 2-ух оснований вытекают различные следствия
в разделительной посылке отрицается одно из возможных следствий
- в заключении отрицается 1 из возможных оснований
Это лог. операции, основанные на законе обратного отношения между V и содержан. понятия
Обобщение – переход от видового понятия к родовому путём изъятия из содержания видового понятия видообразующего признака; переход от понятия с меньш. V, но больш. содержанием к понятию с больш. V, но меньш. содержанием.
Категории – предельно общие понятия
Ограничение – переход от родового понятия к видовому путём добавления к содержанию данного родового понятия видообразующих признаков; переход от понятия с больш.объёмом, но меньш. содержанием к понятию с меньш. объёмом, но больш. содержанием. Предел – единичные понятия.
Обобщение – переход от видового понятия к родовому путём изъятия из содержания видового понятия видообразующего признака; переход от понятия с меньш. V, но больш. содержанием к понятию с больш. V, но меньш. содержанием.
Категории – предельно общие понятия
Ограничение – переход от родового понятия к видовому путём добавления к содержанию данного родового понятия видообразующих признаков; переход от понятия с больш.объёмом, но меньш. содержанием к понятию с меньш. объёмом, но больш. содержанием. Предел – единичные понятия.
Деление понятий. Классификация. Типология логическая операция, посредством кот. объём делимого понятия распределяется на ряд подмножеств
Структура операции деления:
- Делимое понятие (родовое понятие, V кот. подвергается делению);
- Члены деления (видовые понятие, получивш. в результате деления);
- Основание деления (признак, с учётом кот. производится деление);
Классификация:
- Деление по видоизменению признака: каждый из членов деления обладает 1 и тем же признаком, служащим основанием деления, но у каждого из них этот признак находит своё особое проявление
- Дихотомическое деление: руководствуются только наличием или отсутствием признака у предмета. В результате - V делится на 2 вида.
Структура операции деления:
- Делимое понятие (родовое понятие, V кот. подвергается делению);
- Члены деления (видовые понятие, получивш. в результате деления);
- Основание деления (признак, с учётом кот. производится деление);
Классификация:
- Деление по видоизменению признака: каждый из членов деления обладает 1 и тем же признаком, служащим основанием деления, но у каждого из них этот признак находит своё особое проявление
- Дихотомическое деление: руководствуются только наличием или отсутствием признака у предмета. В результате - V делится на 2 вида.
1.деление должно производиться по 1 основанию (признак, избранный в качестве основания деления, не должен в ходе деления подменяться др. признаком)
2. деление должно быть соразмерным (сумма V членов деления = V делимого понятия).
3.члены деления должны исключать друг друга (V членов деления не должны иметь общих элементов)
4.деление должно быть последовательным. (от делимого родового понятия следует переходить к видовым понятиям одного и того же уровня)
2. деление должно быть соразмерным (сумма V членов деления = V делимого понятия).
3.члены деления должны исключать друг друга (V членов деления не должны иметь общих элементов)
4.деление должно быть последовательным. (от делимого родового понятия следует переходить к видовым понятиям одного и того же уровня)
О (дефиниция) – логич. операция, раскрывающая содержание понятий.
Виды:
► Реальные (даётся отличит. хар-ка предмета)
► Номинальные (соглашения относит. смысла вновь видимых языковых выражений и в каком из различных имеющихся смыслов следует употреблять выражение в данном контексте) – что обознач. слово?
Виды по форме:
► Явные: чёткое указание признаков предмета.
Структура: «Dfd (определяемое понятие) ≡ (дефинитивная связка) Dfn (определяющее)».
О. через ближайший род и вид.отличие: А=ВС, В – ближайшее родовое понятие, С – видовой отличит. признак
Генетическое О: указание на ближайший род, в V кот. мыслиться определяемое понятие, а затем описание способа образования, построения, возникновения
► Неявные: признаки выраж. косвенно, путём выявления отношений, в кот. нах.определяемый предмет с др предметами.
Правила О:
1. должно быть соразмерным (Dfd ≡ Dfn)
2. не должно содержать в себе круга – нельзя определять Dfd через Dfn и наоборот
3. должно быть однозначным (не содерж. неясных выражений)
4.В Dfn могут входить лишь выражения, значения кот. уже приняты или ранее определены
Ошибки: широкое определение, узкое определение, перекрещивающееся определение, неоднозначность, круг в определении,
Виды:
► Реальные (даётся отличит. хар-ка предмета)
► Номинальные (соглашения относит. смысла вновь видимых языковых выражений и в каком из различных имеющихся смыслов следует употреблять выражение в данном контексте) – что обознач. слово?
Виды по форме:
► Явные: чёткое указание признаков предмета.
Структура: «Dfd (определяемое понятие) ≡ (дефинитивная связка) Dfn (определяющее)».
О. через ближайший род и вид.отличие: А=ВС, В – ближайшее родовое понятие, С – видовой отличит. признак
Генетическое О: указание на ближайший род, в V кот. мыслиться определяемое понятие, а затем описание способа образования, построения, возникновения
► Неявные: признаки выраж. косвенно, путём выявления отношений, в кот. нах.определяемый предмет с др предметами.
Правила О:
1. должно быть соразмерным (Dfd ≡ Dfn)
2. не должно содержать в себе круга – нельзя определять Dfd через Dfn и наоборот
3. должно быть однозначным (не содерж. неясных выражений)
4.В Dfn могут входить лишь выражения, значения кот. уже приняты или ранее определены
Ошибки: широкое определение, узкое определение, перекрещивающееся определение, неоднозначность, круг в определении,
Доказательство косвенное или апагогическое (отводящее), в котором истинность тезиса устанавливается не прямо
Косвенное доказательство
Через доказательство ложности противоречащего ему антитеза. Тезис и антитезис образуют логическое противоречие (как утверждение и отрицание). В этом и заключается логический смысл косвенного доказательства. Закон не противоречия запрещает одновременную истинность утверждения и отрицания.
Значит, установив логическое значение одного из противоречивых положений, мы можем «автоматически» получить логическое значение другого положения.
Если в ходе доказательства утверждается одновременная истинность противоречивых положений, то это противоречит правилам. Такую форму мысли греки назвали парадоксом (от греч. para – два и doxos – мнение). Эта форма мысли активно используется в литературном выражении (метафора), в маркетинге («парадоксальная реклама»), однако в формальной логике она является ошибкой. У парадокса есть латинский «брат» – абсурд (от лат. аbsurdus – глупый, нелепый). Под абсурдом в логике понимается внутренне противоречивое высказывание. Оно также нарушает закон противоречия и побуждает к признанию истинными утверждение и отрицание. Выражение, содержащее такое стремление, называют «абсурдным». На- пример, абсурдным будет следующее определение: «классическая формальная логика – это многозначная логика», поскольку первая признает «только два значения», а вторая – «только не два значения».
Косвенное доказательство
Через доказательство ложности противоречащего ему антитеза. Тезис и антитезис образуют логическое противоречие (как утверждение и отрицание). В этом и заключается логический смысл косвенного доказательства. Закон не противоречия запрещает одновременную истинность утверждения и отрицания.
Значит, установив логическое значение одного из противоречивых положений, мы можем «автоматически» получить логическое значение другого положения.
Если в ходе доказательства утверждается одновременная истинность противоречивых положений, то это противоречит правилам. Такую форму мысли греки назвали парадоксом (от греч. para – два и doxos – мнение). Эта форма мысли активно используется в литературном выражении (метафора), в маркетинге («парадоксальная реклама»), однако в формальной логике она является ошибкой. У парадокса есть латинский «брат» – абсурд (от лат. аbsurdus – глупый, нелепый). Под абсурдом в логике понимается внутренне противоречивое высказывание. Оно также нарушает закон противоречия и побуждает к признанию истинными утверждение и отрицание. Выражение, содержащее такое стремление, называют «абсурдным». На- пример, абсурдным будет следующее определение: «классическая формальная логика – это многозначная логика», поскольку первая признает «только два значения», а вторая – «только не два значения».
Формальный анализ умозаключения начинается с выявления его структуры. Любое умозаключение состоит из посылок и заключения или вывода из посылок.
Посылки - это исходные суждения, а заключение - новое суждение. При выявлении логической формы умозаключения посылки и заключение
принято записывать «столбиком». Посылки отделяются от заключения горизонтальной чертой. Над ней записываются посылки, а под ней - заключение.
Логическим основанием выведения нового суждения является смысловая связь посылок. Они состоят из суждений, состоящих из одинаковых терминов, т.е. связанных по содержанию. Если взять разные по содержанию суждения, то вывод из них невозможен. Например, из суждений
«Все планеты – небесные тела» и «Ручка – канцелярский прибор» нельзя сделать заключение. Ни в действительности, ни логически они не связаны.
Посылки - это исходные суждения, а заключение - новое суждение. При выявлении логической формы умозаключения посылки и заключение
принято записывать «столбиком». Посылки отделяются от заключения горизонтальной чертой. Над ней записываются посылки, а под ней - заключение.
Логическим основанием выведения нового суждения является смысловая связь посылок. Они состоят из суждений, состоящих из одинаковых терминов, т.е. связанных по содержанию. Если взять разные по содержанию суждения, то вывод из них невозможен. Например, из суждений
«Все планеты – небесные тела» и «Ручка – канцелярский прибор» нельзя сделать заключение. Ни в действительности, ни логически они не связаны.
Научная индукция – это такой вид умозаключения, в котором отбор существенных признаков класса предметов происходит через установление причинно-следственных связей между элементами данного класса. Поэтому научную индукцию называют также каузальной (от лат. causa - причина).
Как известно, все со словом «научное» ассоциируется с более надежным, выверенным, объективным, главным (научный подход, научный анализ, научный результат). Именуя себя «научной», индукция как бы отмежевывается от «горьких» уроков популярной индукции и рассматривает предмет не только с точки зрения повторяющихся признаков, но и условий, обстоятельств, причин, при каких эти признаки возникают, а при каких – нет. Это делается при помощи разных методов.
Метод сходства – метод научной индукции и вид умозаключения, в котором устанавливается сходная причина для появления одного и того же признака у разных явлений.
1-й случай: Ряд обстоятельств ASB вызывает признак Р
2-й случай: Ряд обстоятельств FDS вызывает признак Р
3-й случай: Ряд обстоятельств KMS вызывает признак Р
На том основании, что причина характеризуется повторяемостью и во всех трех случаях «общим» обстоятельством появления признака Р было обстоятельство S, заключаем, что S является причиной Р.
Как известно, все со словом «научное» ассоциируется с более надежным, выверенным, объективным, главным (научный подход, научный анализ, научный результат). Именуя себя «научной», индукция как бы отмежевывается от «горьких» уроков популярной индукции и рассматривает предмет не только с точки зрения повторяющихся признаков, но и условий, обстоятельств, причин, при каких эти признаки возникают, а при каких – нет. Это делается при помощи разных методов.
Метод сходства – метод научной индукции и вид умозаключения, в котором устанавливается сходная причина для появления одного и того же признака у разных явлений.
1-й случай: Ряд обстоятельств ASB вызывает признак Р
2-й случай: Ряд обстоятельств FDS вызывает признак Р
3-й случай: Ряд обстоятельств KMS вызывает признак Р
На том основании, что причина характеризуется повторяемостью и во всех трех случаях «общим» обстоятельством появления признака Р было обстоятельство S, заключаем, что S является причиной Р.
Вопросы можно делить по разным основаниям. Наиболее важными вида-
ми вопросов являются:
по сфере применения
- вопросы управления;
- вопросы экономики;
- вопросы здравоохранения ;
- вопросы психологии;
- вопросы педагогики и т . д .
по цели
- узнать или уточнить что-либо;
- объяснить что-либо;
- решить задачу , проблему;
- подумать о чем-либо . К ним относятся , например , вечные вопросы философии «Как устроен мир ?», « В чем смысл жизни?» , на которые каждая эпоха отвечает
по - своему . Их смысл и ценность в самом вопрошании . Степень требовательности в разных вопросах различна.
ми вопросов являются:
по сфере применения
- вопросы управления;
- вопросы экономики;
- вопросы здравоохранения ;
- вопросы психологии;
- вопросы педагогики и т . д .
по цели
- узнать или уточнить что-либо;
- объяснить что-либо;
- решить задачу , проблему;
- подумать о чем-либо . К ним относятся , например , вечные вопросы философии «Как устроен мир ?», « В чем смысл жизни?» , на которые каждая эпоха отвечает
по - своему . Их смысл и ценность в самом вопрошании . Степень требовательности в разных вопросах различна.