Научная индукция – это такой вид умозаключения, в котором отбор существенных признаков класса предметов происходит через установление причинно-следственных связей между элементами данного класса. Поэтому научную индукцию называют также каузальной (от лат. causa - причина).
Как известно, все со словом «научное» ассоциируется с более надежным, выверенным, объективным, главным (научный подход, научный анализ, научный результат). Именуя себя «научной», индукция как бы отмежевывается от «горьких» уроков популярной индукции и рассматривает предмет не только с точки зрения повторяющихся признаков, но и условий, обстоятельств, причин, при каких эти признаки возникают, а при каких – нет. Это делается при помощи разных методов.
Метод сходства – метод научной индукции и вид умозаключения, в котором устанавливается сходная причина для появления одного и того же признака у разных явлений.
1-й случай: Ряд обстоятельств ASB вызывает признак Р
2-й случай: Ряд обстоятельств FDS вызывает признак Р
3-й случай: Ряд обстоятельств KMS вызывает признак Р
На том основании, что причина характеризуется повторяемостью и во всех трех случаях «общим» обстоятельством появления признака Р было обстоятельство S, заключаем, что S является причиной Р.
Метод различия – метод научной индукции и вид умозаключения, в котором причина признака устанавливается на основании сравнения только двух случаев - когда данный признак возникает и когда не возникает. То, чем эти случаи различаются, считается причиной данного признака.
1-й случай: Ряд обстоятельств ASB вызывает признак Р
2-й случай: Ряд обстоятельств AB не вызывает признак Р
Поскольку причина имеет необходимый характер, заключаем, что S является причиной Р.
Например:
1-й случай: Простуда, занятость, высокое давление вызывают бронхит
2-й случай: Занятость и высокое давление не вызывают бронхит
Простуда часто бывает причиной бронхита.
Метод сходства и различия – объединенный метод научной индукции и вид умозаключения, в котором сравниваются не два случая, а две группы случаев. В первой группе выявляется сходство (как в методе сходств), а во второй – различие (как в методе различий) между явлениями по причинам, вызывающим определенный признак.
1-й ряд случаев
ASB вызывает признак Р
FDS вызывает признак Р
2-й ряд случаев
AB не вызывает признак Р
FD не вызывает признак Р
KSM вызывает признак Р KM не вызывает признак Р
Поскольку то же обстоятельство (S) (которое присутствует, когда имеет место признак Р) отсутствует, когда признак Р не имеет места, заключаем, что данное обстоятельство S является причиной появления признака Р.
Как известно, все со словом «научное» ассоциируется с более надежным, выверенным, объективным, главным (научный подход, научный анализ, научный результат). Именуя себя «научной», индукция как бы отмежевывается от «горьких» уроков популярной индукции и рассматривает предмет не только с точки зрения повторяющихся признаков, но и условий, обстоятельств, причин, при каких эти признаки возникают, а при каких – нет. Это делается при помощи разных методов.
Метод сходства – метод научной индукции и вид умозаключения, в котором устанавливается сходная причина для появления одного и того же признака у разных явлений.
1-й случай: Ряд обстоятельств ASB вызывает признак Р
2-й случай: Ряд обстоятельств FDS вызывает признак Р
3-й случай: Ряд обстоятельств KMS вызывает признак Р
На том основании, что причина характеризуется повторяемостью и во всех трех случаях «общим» обстоятельством появления признака Р было обстоятельство S, заключаем, что S является причиной Р.
Метод различия – метод научной индукции и вид умозаключения, в котором причина признака устанавливается на основании сравнения только двух случаев - когда данный признак возникает и когда не возникает. То, чем эти случаи различаются, считается причиной данного признака.
1-й случай: Ряд обстоятельств ASB вызывает признак Р
2-й случай: Ряд обстоятельств AB не вызывает признак Р
Поскольку причина имеет необходимый характер, заключаем, что S является причиной Р.
Например:
1-й случай: Простуда, занятость, высокое давление вызывают бронхит
2-й случай: Занятость и высокое давление не вызывают бронхит
Простуда часто бывает причиной бронхита.
Метод сходства и различия – объединенный метод научной индукции и вид умозаключения, в котором сравниваются не два случая, а две группы случаев. В первой группе выявляется сходство (как в методе сходств), а во второй – различие (как в методе различий) между явлениями по причинам, вызывающим определенный признак.
1-й ряд случаев
ASB вызывает признак Р
FDS вызывает признак Р
2-й ряд случаев
AB не вызывает признак Р
FD не вызывает признак Р
KSM вызывает признак Р KM не вызывает признак Р
Поскольку то же обстоятельство (S) (которое присутствует, когда имеет место признак Р) отсутствует, когда признак Р не имеет места, заключаем, что данное обстоятельство S является причиной появления признака Р.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи