Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ – материалист, систематизатор бэконовского материализма. В своих воззрениях он опирался и на европейскую философскую мысль, прежде всего на рационализм Р. Декарта.. Другая отличительная сторона философии Гоббса – ее социальная заостренность – также определялась особенностью эпохи.
Гоббс отвергал существование каких бы то ни было нематериальных субстанций. Мир, по его учению, представляет собой совокупность тел, («телес») ибо ничего бестелесного не существует. Бестелесная субстанция – такое же противоречие, как бестелесное тело. Нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит. Материя является субъектом всех изменений в объективной реальности, она не создается и не исчезает.
Выступая против идеалистической концепции, утверждающей, что понятия имеют объективное существование и представляют вещи, Гоббс утверждал, что единственно реальными являются материальные тела, которые существуют вне человека. Представление и понятие – это их отражение в человеческом сознании.
Основные свойства материальных тел, говорит Гоббс, сводятся к протяжению. Протяжение и величина являются постоянными и неотъемлемыми свойствами тел.
Гоббс отвергал существование каких бы то ни было нематериальных субстанций. Мир, по его учению, представляет собой совокупность тел, («телес») ибо ничего бестелесного не существует. Бестелесная субстанция – такое же противоречие, как бестелесное тело. Нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит. Материя является субъектом всех изменений в объективной реальности, она не создается и не исчезает.
Выступая против идеалистической концепции, утверждающей, что понятия имеют объективное существование и представляют вещи, Гоббс утверждал, что единственно реальными являются материальные тела, которые существуют вне человека. Представление и понятие – это их отражение в человеческом сознании.
Основные свойства материальных тел, говорит Гоббс, сводятся к протяжению. Протяжение и величина являются постоянными и неотъемлемыми свойствами тел.
Декарт – знаменитый французский ученый и философ. Родился в семье дворянина. Служил в армии. Путешествовал. Долго жил в Нидерландах, где написал свой главный труд «Принципы философии». В 1649 году переехал в Стокгольм, где вскоре и умер в 1650 году.
Вклад Декарта в развитие философии и науки столь велик, что его называют «картезианским» (от латинского написания его имени)». Основная черта философии Декарта – дуализм. Если в физике, космологии (учение о строении мира), космогонии (учение о происхождении планетной системы), Декарт материалист, то в теории познания, во взглядах на общество Декарт - идеалист.
Декарт допускает существование двух, независимых друг от друга субстанций – материальной и духовной, протяженной и мылящей. Связующим звеном между ними является у Декарта Бог, который сотворил этот мир, сообщил ему движение и покой и является гарантом всех законов природы. Отсюда и человек представляет собой реальную связь бездушного, безжизненного механизма с разумной душой, которая обладает волей и мышлением. Сам Бог объединяет тело и душу человека, дабы отличить его от животных.
Вклад Декарта в развитие философии и науки столь велик, что его называют «картезианским» (от латинского написания его имени)». Основная черта философии Декарта – дуализм. Если в физике, космологии (учение о строении мира), космогонии (учение о происхождении планетной системы), Декарт материалист, то в теории познания, во взглядах на общество Декарт - идеалист.
Декарт допускает существование двух, независимых друг от друга субстанций – материальной и духовной, протяженной и мылящей. Связующим звеном между ними является у Декарта Бог, который сотворил этот мир, сообщил ему движение и покой и является гарантом всех законов природы. Отсюда и человек представляет собой реальную связь бездушного, безжизненного механизма с разумной душой, которая обладает волей и мышлением. Сам Бог объединяет тело и душу человека, дабы отличить его от животных.
Бэкон – сын высокопоставленного английского сановника, видный философ, родоначальник английского философского материализма и экспериментальной науки Нового времени.
Философия Бэкона исходила из объективных потребностей общества и выражала интересы прогрессивных общественных сил того времени. Бэкон отвергал философию как созерцание и представлял ее как науку о реальном мире, основанном на опытном познании. Познание природы и подчинение ее власти человека составляли главное содержание его философии. Наука, с его точки зрения, - средство, а не цель сама по себе. Ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлений ради использования их для блага людей. Бэкону принадлежит знаменитый афоризм: «знание – сила», в котором отразилась практическая направленность новой науки.
Он считал, что основным источником достоверных знаний человека об окружающем мире являются чувства. «Нет ничего в разуме, чего не было бы до этого в чувствах» – так гласит основной тезис сторонников эмпиризма как течения в гносеологии. В своей философии Бэкон опирался на опыт, выделял два виды опыта: «плодоносный» и «светоносный».
Философия Бэкона исходила из объективных потребностей общества и выражала интересы прогрессивных общественных сил того времени. Бэкон отвергал философию как созерцание и представлял ее как науку о реальном мире, основанном на опытном познании. Познание природы и подчинение ее власти человека составляли главное содержание его философии. Наука, с его точки зрения, - средство, а не цель сама по себе. Ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлений ради использования их для блага людей. Бэкону принадлежит знаменитый афоризм: «знание – сила», в котором отразилась практическая направленность новой науки.
Он считал, что основным источником достоверных знаний человека об окружающем мире являются чувства. «Нет ничего в разуме, чего не было бы до этого в чувствах» – так гласит основной тезис сторонников эмпиризма как течения в гносеологии. В своей философии Бэкон опирался на опыт, выделял два виды опыта: «плодоносный» и «светоносный».
XVII в. – это начало формирования буржуазной философской мысли в странах Западной Европы. Развитие капиталистического способа производства обусловило преобразования не только в экономике, политике и социальных отношениях, но в корне изменило и сознание людей.
Философия Нового времени развивалась в тесном взаимодействии с наукой, а ее важнейшим объектом стала природа научного знания, методы его получения и формы существования. Быстрое развитие точного естествознания и социальный прогресс общества породили в философии культ разума, который стал рассматриваться как: а) совокупное знание; б) инструмент борьбы с религиозными и иными предрассудками; в) предпосылка « рациональной» организации общества; г) непременное условие свободы человека.
В связи с полемикой о природе и источниках достоверного знания в XVII столетии сформировались два крупных философских течения – эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт). В последующем на волне развития промышленности и науки в европейской философии сложилась устойчивая рационалистическая традиция с ее культом научного знания как «силы», важнейшего условия общественного прогресса. Сам человек также трактовался в духе рационализма как существо разумное, мыслящее, познающее и деятельное.
Философия Нового времени развивалась в тесном взаимодействии с наукой, а ее важнейшим объектом стала природа научного знания, методы его получения и формы существования. Быстрое развитие точного естествознания и социальный прогресс общества породили в философии культ разума, который стал рассматриваться как: а) совокупное знание; б) инструмент борьбы с религиозными и иными предрассудками; в) предпосылка « рациональной» организации общества; г) непременное условие свободы человека.
В связи с полемикой о природе и источниках достоверного знания в XVII столетии сформировались два крупных философских течения – эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт). В последующем на волне развития промышленности и науки в европейской философии сложилась устойчивая рационалистическая традиция с ее культом научного знания как «силы», важнейшего условия общественного прогресса. Сам человек также трактовался в духе рационализма как существо разумное, мыслящее, познающее и деятельное.
Джордано Бруно (1548-1600) – известный итальянский ученый, фило-соф и поэт эпохи Возрождения. Основы нового мировоззрения он изложил в работах «О причине, начале и едином» и «О бесконечности вселенной и мирах». Развивая в них гелиоцентрическую теорию Коперника, Бруно дополняет ее рядом существенных положений. Прежде всего Бруно полагал, что Солнце есть не абсолютный, а всего лишь относительный центр мира, в котором все мы существуем. Он обосновывает идею о бесконечном множестве миров и их историческом развитии, о том, что Солнце меняет свое положение по отношению к звездам, о постоянных геологических изменениях на Земле и что атмосфера последней вращается вместе с нею.
В этих положениях Бруно заложена мысль о материальном единстве Вселенной и ее развитии. Материя и движение, по мнению Бруно, неразделимы.
Говоря о познаваемости явлений природы, Бруно обращал внимание на роль опыта в этом процессе, но не отрицал и роли разума в познании.
Идея бесконечного множества миров являлось одной из самых смелых в творчестве мыслителя. Именно за эту идею он подвергся гонениям инквизиции и был публично сожжен на костре.
В этих положениях Бруно заложена мысль о материальном единстве Вселенной и ее развитии. Материя и движение, по мнению Бруно, неразделимы.
Говоря о познаваемости явлений природы, Бруно обращал внимание на роль опыта в этом процессе, но не отрицал и роли разума в познании.
Идея бесконечного множества миров являлось одной из самых смелых в творчестве мыслителя. Именно за эту идею он подвергся гонениям инквизиции и был публично сожжен на костре.
Николай Коперник (1473-1543 гг.)- великий польский астроном и создатель новой системы мироустройства. Его основной труд «Об обращениях небесных сфер» содержал в себе коренной пересмотр сложившейся астрономической картины мира
До XVI столетия господствовала, созданная еще во II веке н.э. античным ученым Птоломеем, так называемая геоцентрическая система мироздания. Согласно ей наблюдаемый нами мир конечен, а его центром является неподвижная планета Земля. Считалось также, что источником движения и развития мира является якобы таинственный перводвигатель.
Изучая геоцентрическую теорию Птоломея, Коперник доказал несостоятельность этой системы и создал новую гелиоцентрическую картину мира. Согласно ей земля отнюдь не является неподвижным центром космоса. Она, как и другие планеты, вращается вокруг собственной оси и Солнца как центра мира. В дальнейшем в эту теорию были внесены поправки: Солнце находится лишь в центре солнечной системы, которая сама движется в мировом пространстве.
Несмотря на недостатки и ограниченность (например, признание первотворца), гелиоцентрическая система Коперника нанесла непоправимый удар по традиционной теологии и способствовала углублению материалистического мировоззрения. Это был акт освобождения естествознания от теологии. Гелиоцентрическая теория Коперника оказала большое влияние на развитие науки и философии, в том числе теории познания.
До XVI столетия господствовала, созданная еще во II веке н.э. античным ученым Птоломеем, так называемая геоцентрическая система мироздания. Согласно ей наблюдаемый нами мир конечен, а его центром является неподвижная планета Земля. Считалось также, что источником движения и развития мира является якобы таинственный перводвигатель.
Изучая геоцентрическую теорию Птоломея, Коперник доказал несостоятельность этой системы и создал новую гелиоцентрическую картину мира. Согласно ей земля отнюдь не является неподвижным центром космоса. Она, как и другие планеты, вращается вокруг собственной оси и Солнца как центра мира. В дальнейшем в эту теорию были внесены поправки: Солнце находится лишь в центре солнечной системы, которая сама движется в мировом пространстве.
Несмотря на недостатки и ограниченность (например, признание первотворца), гелиоцентрическая система Коперника нанесла непоправимый удар по традиционной теологии и способствовала углублению материалистического мировоззрения. Это был акт освобождения естествознания от теологии. Гелиоцентрическая теория Коперника оказала большое влияние на развитие науки и философии, в том числе теории познания.
Слово «пантеизм» в переводе с греческого означает «всебожие». Пантеизм – это философское учение, согласно которому Бог представляет собой безличное начало, которое находится не за пределами природы, а тождественно с ней.
В эпоху Возрождения значительно возрос интерес к углублению и развитию новых представлений о природе. Началось отрицание существования надприродных сил. Философия стремилась выяснить «естественные причины», осмыслить проблему единства мира и естественности всех происходящих в нем процессов, обосновать единство природы и человека. Возникает натурфилософия как попытка объяснить природу исходя из нее самой. Христианский Бог утрачивает свой сверхъестественный характер. Он сливается с природой, а последняя обожествляется, что и есть пантеизм Возрожденческой натурфилософии.
В эпоху Возрождения значительно возрос интерес к углублению и развитию новых представлений о природе. Началось отрицание существования надприродных сил. Философия стремилась выяснить «естественные причины», осмыслить проблему единства мира и естественности всех происходящих в нем процессов, обосновать единство природы и человека. Возникает натурфилософия как попытка объяснить природу исходя из нее самой. Христианский Бог утрачивает свой сверхъестественный характер. Он сливается с природой, а последняя обожествляется, что и есть пантеизм Возрожденческой натурфилософии.
Важнейшей характеристикой возрожденческой эпохи был гуманистический антропоцентризм. Он представляет собой тип философствования, согласно которому человек является центром и высшей целью мироздания. Если в античности в центре внимания была космическая жизнь, а в средние века – Бог и связанная с ним идея спасения, то эпоха Возрождения сконцентрировала основное внимание на человеке, его сущности и природе, смысле существования и пребывания в мире. Важнейшими предпосылками гуманистического антропоцентризма были: социальные – наличие городского населения, в сфере которого формировалась светская культура; экономические – зарождение капиталистического способа производства; духовные – античная культура, основой которой было обращение к теме человека как уникальному явлению космоса.
К числу важнейших характеристик гуманистического антропоцентризма можно отнести следующие:
Во-первых, человек стал рассматриваться как творец самого себя, как великое и всемогущее существо, богочеловек.
Во-вторых, в это время стало высоко оцениваться активная деятельность человека как важнейший способ его существования в мире.
В-третьих, был провозглашен культ красоты и духовности человека, восстанавливались его самодеятельность, честь и достоинство, отвергнутые в средние века.
В недрах философии и искусства сформировалось понятие личности, важнейшим проявлением которой стала считаться свобода выбора жизненного пути и свободомыслие.
К числу важнейших характеристик гуманистического антропоцентризма можно отнести следующие:
Во-первых, человек стал рассматриваться как творец самого себя, как великое и всемогущее существо, богочеловек.
Во-вторых, в это время стало высоко оцениваться активная деятельность человека как важнейший способ его существования в мире.
В-третьих, был провозглашен культ красоты и духовности человека, восстанавливались его самодеятельность, честь и достоинство, отвергнутые в средние века.
В недрах философии и искусства сформировалось понятие личности, важнейшим проявлением которой стала считаться свобода выбора жизненного пути и свободомыслие.
Термин Renessance (Возрождение) был введён мыслителем и художником самой этой эпохи Дж. Вазари. Для него Ренессанс был временным Возрождением Античности. В дальнейшем содержание термина стало означать эмансипацию науки и искусства от богословия, стремление человека к свободе от ограничений католической церкви.
Для философии это время (XIV - XVI вв.) стало своеобразным переходным периодом от теоцентризма к рационализму, к исследованию мира средствами научного познания. В рамках этой великой эпохи стала очевидной глубокая ломка сложившейся в средние века теологической картины мира.
Эпоха возрождения была периодом органического синтеза философской мысли, науки и искусства. По сути дела, это была философско-художественная эпоха, «эпоха гигантов» – и по силе мысли, страсти и характеру, эпоха величайшего прогресса в истории человеческой цивилизации. Выражением такой мировоззренческой установки стал гуманизм – идейное течение, которое провозгласило человека высшей ценностью и целью общества и которое сформировало понятие личности. Дух гуманистического антропоцентризма пронизывал не только философию, но и всю культуру Возрожденческой эпохи. Это была эпоха, когда возобладал культ человека, его физической и духовной красоты, свободы и величия. Идеалом эпохи стал всесторонний универсальный человек, призвание которого было стать творцом, соучастником божественного миротворения.
Для философии это время (XIV - XVI вв.) стало своеобразным переходным периодом от теоцентризма к рационализму, к исследованию мира средствами научного познания. В рамках этой великой эпохи стала очевидной глубокая ломка сложившейся в средние века теологической картины мира.
Эпоха возрождения была периодом органического синтеза философской мысли, науки и искусства. По сути дела, это была философско-художественная эпоха, «эпоха гигантов» – и по силе мысли, страсти и характеру, эпоха величайшего прогресса в истории человеческой цивилизации. Выражением такой мировоззренческой установки стал гуманизм – идейное течение, которое провозгласило человека высшей ценностью и целью общества и которое сформировало понятие личности. Дух гуманистического антропоцентризма пронизывал не только философию, но и всю культуру Возрожденческой эпохи. Это была эпоха, когда возобладал культ человека, его физической и духовной красоты, свободы и величия. Идеалом эпохи стал всесторонний универсальный человек, призвание которого было стать творцом, соучастником божественного миротворения.
Мистика – одна из форм религиозно – идеалистического учения как практика непосредственного общения с Богом. В ее основе лежит идея об особой роли в познании органов чувств и интуиции. Разум должен всего лишь побеждать человеческий дух в его мистических исканиях.
Мистика не нуждается ни в каком научном истолковании мира. С позиций мистического познание Бога является единственным смыслом человеческой жизни. Излагая эти тезисы, мистицизм развивал тем самым иррационализм философии своего времени.
Мистика не нуждается ни в каком научном истолковании мира. С позиций мистического познание Бога является единственным смыслом человеческой жизни. Излагая эти тезисы, мистицизм развивал тем самым иррационализм философии своего времени.
Реализм является одним из направлений ранней схоластики, которое считало, что общие понятия (универсалии) имеют реальное и объективное существование. Они полагали, что общее – это идеи, которые существуют до единичных вещей и вне их. Реалисты выдвинули два положения:
1. «Универсалии суть реальность»;
2. «Универсалии существуют раньше вещей».
Они исходили из платоновской идеи о том, что только потусторонний мир идей реален, а земная действительность лишь бледная копия мира идей.
Известными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский и Иоанн Скот (Эриугена), Гильом из Шампо.
За спором номинализма и реализма скрывалась борьба двух тенденций в истории философии – материалистического номинализма и идеалистического реализма. Теоретическими источниками этого спора была философия Платона и Аристотеля.
1. «Универсалии суть реальность»;
2. «Универсалии существуют раньше вещей».
Они исходили из платоновской идеи о том, что только потусторонний мир идей реален, а земная действительность лишь бледная копия мира идей.
Известными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский и Иоанн Скот (Эриугена), Гильом из Шампо.
За спором номинализма и реализма скрывалась борьба двух тенденций в истории философии – материалистического номинализма и идеалистического реализма. Теоретическими источниками этого спора была философия Платона и Аристотеля.
Номинализм (от латинского – «пomina – имена) – направление в философии средневековья, которое считало, что общие понятия (универсалии) являются лишь именами отдельных предметов. Сторонники этого направления в противоположность реализму, утверждали, что реально существуют только единичные вещи, общие же понятия являются лишь звуками, голосом и речью. Их главными тезисами были:
1. «Вещи существуют раньше понятий»;
2. «Общие понятия суть имена».
Они признавали первичность предметов и вторичность понятий.
Номинализм, по словам К. Маркса, был первым выражением материализма того времени. Номинализм носил крайний характер, так как отвергал существование общих понятий, отражающих качество реально существующих вещей.
Видными представителями номинализма XI – XIV вв. принято считать Росцелина, Дунса Скота и др.
1. «Вещи существуют раньше понятий»;
2. «Общие понятия суть имена».
Они признавали первичность предметов и вторичность понятий.
Номинализм, по словам К. Маркса, был первым выражением материализма того времени. Номинализм носил крайний характер, так как отвергал существование общих понятий, отражающих качество реально существующих вещей.
Видными представителями номинализма XI – XIV вв. принято считать Росцелина, Дунса Скота и др.