Декарт – знаменитый французский ученый и философ. Родился в семье дворянина. Служил в армии. Путешествовал. Долго жил в Нидерландах, где написал свой главный труд «Принципы философии». В 1649 году переехал в Стокгольм, где вскоре и умер в 1650 году.
Вклад Декарта в развитие философии и науки столь велик, что его называют «картезианским» (от латинского написания его имени)». Основная черта философии Декарта – дуализм. Если в физике, космологии (учение о строении мира), космогонии (учение о происхождении планетной системы), Декарт материалист, то в теории познания, во взглядах на общество Декарт - идеалист.
Декарт допускает существование двух, независимых друг от друга субстанций – материальной и духовной, протяженной и мылящей. Связующим звеном между ними является у Декарта Бог, который сотворил этот мир, сообщил ему движение и покой и является гарантом всех законов природы. Отсюда и человек представляет собой реальную связь бездушного, безжизненного механизма с разумной душой, которая обладает волей и мышлением. Сам Бог объединяет тело и душу человека, дабы отличить его от животных.
Декарт определяет природу как непрерывную совокупность материальных частиц. По его мнению, отличающим свойством материи являются протяженность тел и их корпускулярность (внутренняя расчлененность). Здесь он отождествляет материю с протяженностью, т.е. с пространством.
С именем Декарта связывается обоснование рационалистического метода научного познания. По его мнению, чувства дают лишь смутное пред-ставление о вещах. Чувственно воспринимаемые качества цвета, тепла, звука и т.д. сами по себе объективно не существуют.
Началом и завершением научного поиска по Декарту является здоровый интеллектуальный скепсис («методологическое сомнение») как необходимое орудие познания. Сомнение является весьма важным признаком мыслящего духа. «Я мыслю, следовательно, существую» – подчеркивал Декарт. «Во всем должен сомневаться» - призывал он. Важнейшей составляющей декартовского дедуктивного метода является понятие интеллектуальной интуиции. Он понимал под ней ясный и внимательный ум, естественный «свет разума», который позволяет напрямую постигать истину. Таким образом, принцип рационального сомнения стал краеугольным камнем всей философии Декарта.
В истории философии Декарт известен как основатель принципа дуализма (признание материального и духовного как равноправных начал (субстанций) мира). Дуализм в философии Декарта появился прежде всего в его учении о «врожденных» идеях, изначально присущих душе. Учение о «врожденных» идеях на всем протяжении XVII- XVIII в.в. служило орудием борьбы идеализма против материализма и заслуженно опровергалось последним.
Основные работы Декарта: «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления», «Принципы философии» и др.
Ф. Бэкон и Р. Декарт обозначили наличие и соперничество двух крупнейших течений в европейской философии XVII в. – эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Эмпиризм подчеркивает, что важнейшим источником знаний является чувственный опыт, рационализм полагает таким источником деятельность человеческого разума.
Вклад Декарта в развитие философии и науки столь велик, что его называют «картезианским» (от латинского написания его имени)». Основная черта философии Декарта – дуализм. Если в физике, космологии (учение о строении мира), космогонии (учение о происхождении планетной системы), Декарт материалист, то в теории познания, во взглядах на общество Декарт - идеалист.
Декарт допускает существование двух, независимых друг от друга субстанций – материальной и духовной, протяженной и мылящей. Связующим звеном между ними является у Декарта Бог, который сотворил этот мир, сообщил ему движение и покой и является гарантом всех законов природы. Отсюда и человек представляет собой реальную связь бездушного, безжизненного механизма с разумной душой, которая обладает волей и мышлением. Сам Бог объединяет тело и душу человека, дабы отличить его от животных.
Декарт определяет природу как непрерывную совокупность материальных частиц. По его мнению, отличающим свойством материи являются протяженность тел и их корпускулярность (внутренняя расчлененность). Здесь он отождествляет материю с протяженностью, т.е. с пространством.
С именем Декарта связывается обоснование рационалистического метода научного познания. По его мнению, чувства дают лишь смутное пред-ставление о вещах. Чувственно воспринимаемые качества цвета, тепла, звука и т.д. сами по себе объективно не существуют.
Началом и завершением научного поиска по Декарту является здоровый интеллектуальный скепсис («методологическое сомнение») как необходимое орудие познания. Сомнение является весьма важным признаком мыслящего духа. «Я мыслю, следовательно, существую» – подчеркивал Декарт. «Во всем должен сомневаться» - призывал он. Важнейшей составляющей декартовского дедуктивного метода является понятие интеллектуальной интуиции. Он понимал под ней ясный и внимательный ум, естественный «свет разума», который позволяет напрямую постигать истину. Таким образом, принцип рационального сомнения стал краеугольным камнем всей философии Декарта.
В истории философии Декарт известен как основатель принципа дуализма (признание материального и духовного как равноправных начал (субстанций) мира). Дуализм в философии Декарта появился прежде всего в его учении о «врожденных» идеях, изначально присущих душе. Учение о «врожденных» идеях на всем протяжении XVII- XVIII в.в. служило орудием борьбы идеализма против материализма и заслуженно опровергалось последним.
Основные работы Декарта: «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления», «Принципы философии» и др.
Ф. Бэкон и Р. Декарт обозначили наличие и соперничество двух крупнейших течений в европейской философии XVII в. – эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Эмпиризм подчеркивает, что важнейшим источником знаний является чувственный опыт, рационализм полагает таким источником деятельность человеческого разума.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи