РАЗМНОЖЕНИЕ БЕСХВОСТЫХ ЗЕМНОВОДНЫХ

Наука » Биология
РАЗМНОЖЕНИЕ БЕСХВОСТЫХ ЗЕМНОВОДНЫХ

Весной для размножения лягушки обычно со­бираются в водоёмы, где вымётывают икру. Самцы часто надевают в это время яркий «брач­ный наряд». К примеру, самцы остромордой лягушки меняют заурядную коричневую окра­ску на экзотическую голубую. Но всего удивительней становится облик самцов волосатой ля­гушки, живущей в горных ручьях Центральной Африки. Их бока и лапы в это время покрыва­ются мягкими толстыми «волосами». Это выро­сты кожи, облегчающие лягушке кожное ды­хание.

Порой самцы вступают в драки друг с другом, пиная соперника задними ногами. Но чаще дело ограничивается «конкурсом певцов». Самки придирчиво оценивают вокальные данные пре­тендентов. Получить представление о них не­сложно: чем громче кваканье, тем здоровее и сильнее «певец». У серых жаб, по наблюдениям учёных, если самке пришлись не по вкусу песни «жениха», она направляется в ту часть водоёма, где много конкурентов. Там большие по размеру самцы помогут ей избавиться от неудачливого ухажёра.

У некоторых квакш потерпевший поражение в схватке самец не изгоняется с территории победителя, может остаться там жить. Но на него налагается строгий «обет молчания»: выводить рулады ему запрещается.

Если отложить икру прямо в водоём невоз­можно или опасно, амфибии идут на всевозмож­ные ухищрения, чтобы спасти своё потомство. Самец жабы-повитухи, например, носит икру с собой, намотав её на бёдра. Спрятавшись в сырую нору на несколько недель, он терпеливо ждёт, пока из икринок не разовьются головастики. Тогда он отправляется к воде и выпускает их туда. Если попробовать отобрать у него в это время его ношу, он будет отчаянно защищаться.

Южноамериканская суринамская пипа зна­менита тем, что вынашивает головастиков в ячейках на спине. Из ячеек выходят уже вполне сформировавшиеся лягушата.

Тропический двуцветный листолаз отклады­вает свою икру в пазухи листьев бромелий, где скапливается дождевая вода. Сюда откладывает­ся несколько икринок. Проходит несколько дней, и самец, будто сверившись с какими-то часами, возвращается на место кладки. Дело в том, что в каждом таком «водоёме» хватает места, чтобы мог вырасти только один головастик. Значит, надо расселить остальных по свободным «квар­тирам». Головастики прикрепляются к спине родителя. Разыскав для каждого из них новую заполненную влагой пазуху листа, самец осто­рожно опускает туда заднюю ногу: не куснёт ли его уже поселившийся там чужой головастик? Быть может, место уже занято? Когда свободное жилище найдено, головастики в порядке строгой очереди, по одному, спадают туда со спины отца.

Сумчатые квакши, наподобие кенгуру, вы­ращивают потомство в специальных сумках. А самец ринодермы Дарвина, обитающей в Чили, прославился тем, что заглатывает икринки и вынашивает их в голосовом мешке.

РАЗМНОЖЕНИЕ БЕСХВОСТЫХ ЗЕМНОВОДНЫХ


Жаба Беннета.


РАЗМНОЖЕНИЕ БЕСХВОСТЫХ ЗЕМНОВОДНЫХ


Обыкновен­ная квакша в прыжке.


РАЗМНОЖЕНИЕ БЕСХВОСТЫХ ЗЕМНОВОДНЫХ


Обыкновенная квакша.


Как правило, головастики бесхво­стых амфибий меньше своих родите­лей. Но, например, головастик южно­американской удивительной лягушки перед превращением во взрослую ля­гушку начинает не расти, а... умень­шаться. Этот гигантский (25 см) голо­вастик по мере развития мельчает, как будто сдувается, пока не превращается в маленькую (5 см) взрослую лягушку.

РАЗМНОЖЕНИЕ БЕСХВОСТЫХ ЗЕМНОВОДНЫХ


Волосатая лягушка.


РАЗМНОЖЕНИЕ БЕСХВОСТЫХ ЗЕМНОВОДНЫХ


Развитие головастика.


ОСТОРОЖНО, ЛЯГУШКИ!

Только в России под колёсами автомобилей на шоссе ежегодно гибнет около 10 млн. лягушек и жаб. В некоторых странах (например, в Германии) защитники природы уже стали устанавливать вдоль автострад специальные низкие барьеры из проволоки, которые направляют земноводных к определённым местам перехода через автостраду. В таких местах установлен специальный знак «Осторожно, лягуш­ки!». Такие меры несколько уменьшают число задавленных амфибий.

ЛЯГУШКИ И ЧЕЛОВЕК

Герой гоголевских «Мёртвых душ» помещик Собакевич, как известно, категорически заявлял: «Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму её в рот». Однако во многих странах блюда из лягушачьего мяса стали неотъемлемой ча­стью национальной кухни. Кстати говоря, второе название прудовой лягушки — «съедобная».

Гроссмейстер Александр Котов рассказывал о таком слу­чае во время поездки группы советских шахматистов в Аргентину: «Официант наполнял тарелки каким-то осо­бым, не виданным нами до сих пор ни в одной стране куша­ньем. Маленькие кусочки белого сладкого мяса, находившиеся внутри тонкого слоя обжаренного теста, приятно похру­стывали на зубах. Кушание всем нам понравилось, и мы не­сколько раз просили приготовить его к завтрашнему обеду». Однако, когда через несколько дней шахматисты спросили, что именно им подают на обед, и узнали, что это лягу­шачьи лапки, то заказы почему-то прекратились.

Кое-где (например, во Франции) уже созданы специаль­ные фермы по разведению лягушек для пищевой промышлен­ности.

Но особенно велики заслуги лягушек перед биологами и врачами. За последнее столетие миллионы лягушек стали безропотными «мучениками науки» в опытах по медицине и физиологии. В некоторых странах в честь лягушки уже пос­тавлены памятники.


Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.