Как работают наши мышцы?

Энциклопедии » Всё обо всем
В нашем организме существуют специальные клетки, которые составляют соединительную ткань — ткань, которая соединяет все части наше­го тела вместе. Не все клетки соединительной ткани могут сокращаться или сжиматься. Но в не­которых участках тела эти клетки могут сокра­щаться до такой степени, что превращаются в мышечные клетки.

В тех местах тела, где мышечные клетки находят свое применение, они многочисленны и соединены вместе в отдельные гладкие мышцы, состоящие из волокон. Гладких мышц в нашем теле достаточно много, и они помогают функционировать различ­ным органам. Например, гладкие мышцы закры­вают и раскрывают ваши глаза, регулируют ваше дыхание, осуществляют внутренние функции.

При развитии волокна гладких мышц преобра­зуются в мышцы другой формы, которые называ­ются поперечнополосатыми.

Тело человека состоит из 639 мышц. Плоть тела — это мышцы. Мышцами же является и то красное мясо, которое мы покупаем в магазине. Мышцы бывают разных размеров и форм. Мышца среднего размера состоит из примерно 10 млн., а все тело человека из 6 млрд. мышечных клеток!

Каждая из этих 6 миллиардов мышечных кле­ток напоминает двигатель с десятью цилиндрами. Цилиндры в клетках — это крошечные капсулы с жидкостью. Когда в эти капсулы из мозга посту­пает сигнал, мышцы сокращаются. За долю се­кунды жидкость в капсулах сгущается, а затем снова разжижается. Этот процесс и заставляет мышцы двигаться.

Без поперечнополосатых мышц наше тело не могло бы совершать движения. Например, мыш­цы, которые контролируют процесс пищеварения, действуют независимо от нашего желания. Реак­ция мышц происходит очень быстро. Мышца со­кращается за 0,1 сек. Сразу за этим следует рас­слабление мышцы. Эти сокращения повторяются снова и снова. Они происходят так быстро, что гладкие мышцы действуют непрерывно!

Что такое проказа?

Энциклопедии » Всё обо всем
С древних времен болезнь, которую мы назы­ваем проказой, терроризировала людей. Человек, болеющий проказой, страдал физически и мо­рально, так как был вынужден жить изолирован­но от остальных людей. Никто не хотел находить­ся рядом с ним в течение всей его жизни. В на­стоящее время о проказе мы знаем намного боль­ше и имеем возможность лечить ее различными способами. Проказа является инфекционной болезнью, которая передается непосредственно или через третьих лиц. Она действует на кожу или нервы или на то и другое. Бактерия, вызывающая инфекцию, выявлена в Норвегии доктором Хансе­ном. Поэтому проказа известна также, как бо­лезнь Хансена.

Несмотря на то, что болезнь известна уже сот­ни лет, микробы проказы мало распространены. Каким образом появляется инфекция, мы не зна­ем. Но микробы в основном в первую очередь проникают в кожу и поражают ее.

Если у организма высокая сопротивляемость, то узелковые утолщения и опухоли образуются медленно. Узелковые утолщения очень часто по­являются на коже в области лба, носа, глаз и губ. Это обезображивает внешний вид человека.

Когда инфекция поражает нервы, человек пе­рестает что-либо ощущать. Поэтому прокаженный очень легко может повредить себе, может не по­чувствовать ожог или порез. Мышцы становятся никуда не годными, отчего руки и ноги могут быть похожими на лапы или клешни. Бывает, что гниют кости рук и ног.

Проказа обосновалась во всем мире, но наи­большее распространение получила в тропиках, Северной Африке, Китае и Индии. Как ни стран­но, проказа может появиться и в США, особенно на юге страны. Сейчас врачи полагают, что про­каза не так заразна, как считали раньше. Многие люди лечатся от этой болезни у себя дома, вместо того чтобы быть изолированными. Некоторые ан­тибиотики могут препятствовать прогрессированию болезни. Есть люди, которые после прохож­дения курса лечения полностью выздоравливают.

Почему алкоголь вызывает опьянение?

Энциклопедии » Всё обо всем
Алкоголь присутствует в нашем организме по­стоянно. С пищей к нам в организм поступают углеводы, крахмал, сахар, из них вырабатывается алкоголь и впитывается в кровь. Таким образом, примерно около 1 г алкоголя постоянно циркули­рует в нашем организме. Но что происходит, ког­да мы принимаем дополнительную дозу алкоголя? Алкоголь — это наркотик. Его можно охарактери­зовать как вещество, которое быстро впитывается нервными клетками и парализует их. Но до нар­котического нарушения это стимулирует нервные клетки и приводит в состояние возбуждения. Де­лаем вывод, что алкоголь сначала действует как возбуждающее средство. Свойство алкоголя дли­тельное время поддерживать стимул ведет к тому, что затем он начинает употребляться как нарко­тик. Присутствие алкоголя в организме становит­ся необходимым.

Под воздействием алкоголя в организме начи­нает чрезмерно выделяться желудочный сок и возникает обильное слюноотделение. Вот почему многие европейцы предпочитают перед обедом принимать пряные вина. Они возбуждают аппе­тит.

Небольшие дозы алкоголя организм быстро впитывает, им также быстро усваиваются углекис­лота и сахар. Шампанское, например, содержит и сахар, и углекислоту, которые быстро всасывают­ся и производят возбуждающий эффект.

Как алкоголь действует на мозг? Первый эф­фект — это чувство возбуждения. Действия и речь оживляются. Кожа краснеет, кровяное давление повышается, сердце бьется быстрее, и ды­хание учащается.

Но алкоголь также оказывает на организм и угнетающий эффект. Наши наблюдения указыва­ют на то, что при употреблении алкоголя снижа­ется внимание. Высшие функции мозга парализу­ются, теряется контроль над своим настроением.

Другой серьезный эффект — это расслабление. В нашем организме много нервных волокон, на­зывающихся тормозящими волокнами, которые действуют на нервную систему как тормоз. Они проявляют результаты образования и воспитания, делают людей дисциплинированными и сдержан­ными.

Под влиянием алкоголя тормозящие нервные волокна парализуются, ослабляется контроль над собой, умение здраво рассуждать. И мы готовы говорить и делать такие вещи, которые никогда бы не сделали, если бы находились в нормальном состоянии. Алкоголь является причиной опьяне­ния!

Почему у нас две нервные системы?

Энциклопедии » Всё обо всем
Нервная система человека похожа на сеть про­водов, команды по которым поступают из мозга. Таким образом, осуществляется связь с каждой частью тела. Мозг является своеобразным цент­ром такой системы. Команды из мозга через нер­вные волокна поступают наружу, отчего и возни­кают смех, возбуждается аппетит, возникает по­ловое влечение и т.д.

Нервы обслуживают мозг как посыльные. Че­рез специальные участки нервной системы мозг получает информацию обо всем, что происходит с организмом. Спинной мозг является основным путем сообщения между головным мозгом и всем организмом. Спинной мозг расположен в позво­ночнике и объединяет в себе нервные стволы по­добно тому, как телеграфный кабель объединяет в себе провода.

Каждый ствол имеет две пары нервных корешков: передние — так называемые двигательные, и задние — чувствительные. Чувствительные кореш­ки передают сигналы от кожи, мышц, внутренних органов в спинной мозг, а оттуда в головной мозг. Двигательные корешки передают сигналы от спинного мозга в разные участки тела. Чувстви­тельные корешки контролируют ощущения, а двигательные контролируют действия. Когда кто-нибудь дотрагивается до нас, мы чувствуем это через чувствительные нервные корешки. Если мы двигаемся, импульсы от головного мозга переда­ются через двигательные корешки.

Эта нервная система называется центральной нервной системой. Она отвечает за все наши осознанные действия и за ответные реакции на внешние раздражители. Без центральной нервной системы мы бы не смогли думать, двигаться и ощущать.

Но, как вам известно, тело может совершать и подсознательные действия. Некоторые жизненно важные органы должны действовать, хотя созна­ние и не принимает в этом участия. Например, пищеварение и дыхание осуществляются автома­тически и независимо. Биение сердца также явля­ется автоматическим действием.

Эти и многие другие неосознанные действия, которые совершаются автоматически, регулиру­ются другой нервной системой. Ее называют пе­риферической нервной системой. Она не контро­лирует сознание. Она пропускает через себя им­пульсы, идущие из центральной нервной системы. Без такой системы, которая напоминает запутан­ную сеть, жизнь бы наша прекратилась. Итак, нам необходимы обе нервные системы для того, чтобы жить и функционировать по-человечески.

Каковы причины рефлексов?

Энциклопедии » Всё обо всем
Помните, когда вы идете к врачу на осмотр, он просит вас положить ногу на ногу, а затем ударяет по коленям резиновым молоточком? Это врач проверяет наличие рефлексов. В данном случае это проявление специального рефлекса, называемого коленным, т.к. молоточек ударяет по коленному нерву.

Что же происходит, когда молоток ударяет по нерву? Возбуждение передается от нервного окончания в спинной мозг. Там оно по двигатель­ному нерву моментально передается мышцам но­ги. Нога дергается, как будто вы пинаете кого-то в целях самообороны.

Такое действие является рефлекторным, т.е. автоматическим. Мы его не контролируем. Это действие не подчиняется осознанию. К примеру, когда вы ложитесь спать и закрываете глаза, это происходит по вашей воле. Но если вам в глаз попадет пылинка, то вы независимо от вашего желания сразу зажмуриваете его. Это автоматиче­ское движение и есть рефлекс.

Мы можем охарактеризовать рефлекс как ответную реакцию организма на внешние раздражи­тели при отсутствии нашего влияния на нее.

Как это происходит? Спинной мозг — переда­точный пункт наших рефлексов. При раздраже­нии нервных окончаний, находящихся на коже, раздражение проходит через спинной мозг, а за­тем передается двигательным нервам. Через дви­гательные нервы возбуждение достигает опреде­ленных мышц, что приводит их в движение. Нер­вные импульсы не могут миновать мозг.

Более 90% всех действий, которые контроли­руются нервной системой человека,— рефлексы!

Что такое инстинкт?

Энциклопедии » Всё обо всем
Большинство из нас думает, что каждое дейст­вие мы делаем осознанно — вот мы садимся, вста­ем, пожимаем друг другу руки, потому что мы так хотим. Но на самом деле действия людей и всех живых существ не так легко объяснимы. На­пример, когда вы едете на велосипеде, вы можете совершить сотни движений, не задумываясь о том, как вы их делаете. Ваши действия являются результатом опыта и навыка.

Допустим, вы дотрагиваетесь до чего-нибудь горячего и мгновенно отдергиваете палец. Вы не думаете о том, как отдернуть палец — вы просто делаете это. Такое действие является инстинктив­ным.

Рассмотрим еще один пример, когда наши дей­ствия не подлежат предварительному осмысле­нию. Вы голодны. Вы не всегда говорите себе: «Я голоден, я пойду и найду еду». Вы просто идете и принимаете пищу. Такое действие можно назвать инстинктом?

Так или иначе у людей действительно сущест­вуют инстинкты (такие, как голод, половой, обо­ронительный и т.д.), хотя некоторые психологи утверждают, что это неверно. Но нам известно, что другие животные действуют инстинктивно. Инстинкт — это реакция организма, возникающая в ответ на внешнее или внутреннее раздражение.

Например, птица строит гнездо, собирая пе­рышки, травинки, сучки. Все это она закрепляет на ветке или каком-нибудь уступе таким образом, что гнездо имеет определенные размеры и очень устойчиво. У птиц разных видов гнезда отличают­ся друг от друга, имеют свои особенности. Един­ственное, что может объяснить такие способности птицы,— это инстинкт.

Инстинктивные действия у живых существ всегда возникают из-за внутренних или внешних раздражителей, таких, как голод, страх или сексу­альное влечение. Вполне вероятно, что опреде­ленные изменения в железах внутренней секреции у птиц и животных ведут их к таким прояв­лениям, которые мы называем инстинктами. По­иск пищи, утреннее щебетание, материнская забо­та, миграция и зимняя спячка — это все проявле­ния действий желез у животных.

Таким образом, инстинктивное поведение всех живых существ соответствует жизненным потреб­ностям организма.

Что такое память?

Энциклопедии » Всё обо всем
Можете ли вы быстро и легко вспомнить ал­фавит? Легко ли вы можете написать свое имя? Можете ли вы сыграть гамму на музыкальном ин­струменте?

Возможно, вы скажете, что помните все это.

Но на самом деле вы все это заучили. А выучили вы все это за счет формирования привычки! Другими словами, то, что когда-то было трудно для вас, например назвать буквы алфавита или сыграть гамму, стало просто и выполняется почти автоматически, когда у вас сформировалась при­вычка делать это. Поэтому память можно обозна­чить как заучивание за счет формирования при­вычки.

У человека имеется невообразимое количество таких привычек, с помощью которых он делает почти все повседневные дела в своей жизни — на­пример, застегивает пуговицу или моет руки. Но представьте, что вы читаете книгу и кто-то спра­шивает у вас, о чем она, или просит рассказать сюжет. Конечно, это нельзя назвать привычкой.

Но если внимательно изучить ситуацию, то вы увидите, что имеет место что-то вроде привычки. Например, в обычном случае вы учитесь, как рас­положить определенные элементы в соответству­ющем порядке. А когда вы пересказываете сюжет книги или ее содержание, вы делаете то же самое. Некоторые психологи считают, что всякое обуче­ние (а это тоже означает память) состоит из об­ширных сочетаний простых привычек.

Но это не значит, что в процессе обучения и вспоминания вы просто формируете привычки за счет механического повторения или изучения ка­ких-то элементов. Существуют и некоторые дру­гие факторы, которые влияют на ситуацию и по­зволяют вам лучше учить и запоминать.

Один из них — желание учиться, то есть моти­вация или побуждение. Другой важный фактор — понимание того, что человек изучает. Например, вы быстро выучите (или вспомните) стихотворение, если вы его понимаете. И помнить его вы будете дольше.

Кроме того, немаловажную помощь в обуче­нии может оказать увязывание новых идей с тем, что уже отложилось в вашей памяти.

Что такое «гений»?

Энциклопедии » Всё обо всем
Время от времени мы слышим о каком-нибудь школьнике, которого считают гением. Или в газе­тах можно прочитать о том, как кто-то сделал что-то настолько исключительное, что его назы­вают гением. И при изучении истории, конечно, нам пришлось познакомиться со многими извест­ными людьми, которых мы признаем гениями.

А каково точное значение слова «гений» и что надо сделать, чтобы им стать? Это слово исполь­зуется для обозначения тех, кто обладает высо­чайшим интеллектом. Единственный способ при­знать гения — это узнать о том, что он совершил. Могут быть гении, которые никогда не совершили ничего выдающегося и никогда не прославились, хотя их IQ может быть таким же, как и у при­знанных гениев. Случается и так, что свершения непризнанного гения не признаются по средним стандартам. Многие из тех, кто в наши дни счита­ется гениями, умерли в нищете, считая себя неудачниками, потому что их работа не была призна­на при жизни.

Гений — это не то же самое, что талант. Для того, чтобы считаться талантливым, человеку до­статочно особенно хорошо выполнять какую-то определенную работу. Это означает, что он спо­собен довольно быстро и легко приобрести соот­ветствующие навыки. Например, человек может обладать талантом для игры на фортепиано, ката­ния на коньках или рисования.

Но гений — больше, чем талант. Гений обычно дает миру нечто такое, чего бы мы без него не получили.

Правда, надо сказать, что гений обычно специ­ализируется в какой-то одной области, например в химии, литературе, музыке или искусстве. Но если общие интеллектуальные способности такого человека не имеют исключительного уровня, то он будет всего лишь талантом.

В наше время считается, что человек рождает­ся гением. Обучение и случайности обнаруживают гениев, но настоящий гений обычно обладает упорством, позволяющим ему напряженно рабо­тать и стремиться к преодолению препятствий, которые остановили бы других людей.

Что такое коэффициент интеллекта?

Энциклопедии » Всё обо всем
Физический и интеллектуальный рост обычно соответствуют друг другу. Рост в обоих направле­ниях останавливается в различном возрасте, в за­висимости от индивидуальных особенностей чело­века. Например, кто-то может достигнуть роста в 1,6 м в шестнадцатилетнем возрасте и больше не расти. Но брат этого же человека может расти, пока его рост не составит 1,8 м к девятнадцати­летнему возрасту. Умственное развитие многих людей останавливается примерно в юношеском возрасте.

Если взять всех детей, родившихся, например, 10 октября 1947 года, и обследовать их сегодня, они будут отличаться физическим развитием. У некоторых будет средний рост, у других — высо­кий, третьи будут низкорослыми. Но они будут отличаться друг от друга и умственным развити­ем. Некоторые из них окажутся умными, способ­ными легко учиться, у других способности будут средними, а некоторые смогут учиться лишь с большими усилиями. Разница в умственном раз­витии может считаться разницей в умственном возрасте.

Рост человека мы можем измерить, а как из­мерить умственное развитие? Для этой цели раз­работана серия психологических тестов. Вот как это делается: во-первых, необходимо выяснить, какие проблемы могут быть решены детьми раз­личных возрастов. Шестилетние дети способны решить одни задачи, восьмилетние — другие и т.д. А теперь представьте, что тест для шестилеток мы даем разным детям. Некоторые четырех— и пятилетние дети тоже могут с ними справиться. С другой стороны, могут быть и дети, которые за­трудняются это сделать в возрасте десяти или двенадцати лет. Таким образом, мы располагаем способом измерения интеллекта. Если шестилет­ний ребенок способен выполнить тест для шести­летнего, то он имеет средний уровень. Если же ребенок в четыре года или в пять лет способен сделать то же самое, то он имеет отличное разви­тие. Если же двенадцатилетний неспособен сде­лать задание из теста для шестилеток, то он от­стает в развитии.

Буквы IQ («Ай-Кью») являются сокращением выражения «коэффициент интеллекта», который является способом описывать результаты таких тестов математическим языком. Например, IQ шестилетнего ребенка с шестилетним возрастом умственного развития составляет 100. Возраст ум­ственного развития делится на хронологический возраст, а затем умножается на сто. Если в пяти­летнем возрасте умственное развитие соответству­ет шести годам, то IQ будет равен 120 (шесть разделить на пять и умножить на 100). IQ между 90 и 100 является средним; результаты же, кото­рые превышают 110, будут превосходными.

Что такое мозг?

Энциклопедии » Всё обо всем
Среди всех отличий человека от других пред­ставителей животного мира самое важное — это мозг. Многие низшие животные вообще не имеют мозга, имеют очень небольшой или плохо разви­тый мозг. Например, у дождевого червя мозг раз­мером с булавочную головку, у кролика мозг — не больше наперстка. Мозг человека весит в сред­нем около 1,3 кг.

Между прочим, размер мозга — не самое важ­ное. У слона, например, мозг больше человече­ского, но он не так хорошо развит.

Мозг состоит из трех основных частей: коры, мозжечка и продолговатого мозга. Кора считается наиболее важной частью. Именно отсюда контро­лируются все наши осознанные действия.

Кора является также самой большой частью мозга человека, заполняя все пространство в вер­хней и задней части черепа. Кора разделена на две равные части, или полушария, и их поверх­ность покрыта складками и морщинами. Поверх­ность состоит из серого вещества, состоящего из клеток. Чем выше вид животного, тем многочис­леннее и глубже складки. Под этой поверхно­стью, называемой корой, находится белое вещест­во, состоящее из нервных волокон. По этому участку проходят сигналы от коры и к коре.

Определенные участки коры контролируют оп­ределенные функции организма, поэтому части коры головного мозга различны. В соответствии с данными науки можно указать определенные уча­стки, которые контролируют зрение, осязание, слух или сокращения определенных мышц. Поэ­тому нарушение деятельности хотя бы одного участка мозга (за счет свертывания крови, напри­мер) может повлиять на выполнение человеком каких-то определенных действий, например на речь.

Мозжечок находится в задней части черепа под корой. Он контролирует равновесие и коор­динирует работу мышц. Поэтому при его повреж­дении человек не в состоянии пройти по прямой или стоять ровно.

Продолговатый мозг примерно равен по раз­меру большому пальцу и находится на окончании позвоночника. Он контролирует дыхание, работу сердца, пищеварение и многие другие процессы, которые кажутся идущими сами по себе. Именно здесь сходятся нервные окончания, которые идут от головного мозга к спинному. Одна половина мозга контролирует противоположную сторону тела. Например, правое полушарие управляет ле­вой ногой и т.д.

Что такое эпилепсия?

Энциклопедии » Всё обо всем
В древности люди не понимали сути болезней и их причины. Поэтому они часто обходились очень жестоко с теми, кто болел определенными заболеваниями. Эпилептики в средние века счита­лись сумасшедшими или заколдованными. А знае­те ли вы, что многие великие люди и многие ге­нии были эпилептиками? Среди них можно на­звать герцога Веллингтона, Рихарда Вагнера, Вин­сента ван Гога и Луи-Гектора Берлиоза.

Эпилепсия — это болезнь нервной системы. Эпилептики подвержены внезапным припадкам, во время которых у них наблюдаются спазмы, которые называются конвульсиями, и после них они могут потерять сознание или впасть в кома­тозное состояние.

Медики пока еще не могут объяснить, что происходит во время болезни и что вызывает конвульсии. Создается впечатление, что обычные функции мозга нарушаются на некоторое время. Ткань мозга у таких людей очень чувствительна к химическим изменениям, и когда проявляются та­кие изменения, мозг посылает сигналы, которые и вызывают конвульсии.

У человека, предрасположенного к эпилепсии, наблюдаются такие реакции, в то время как у других людей могут происходить такие же хими­ческие изменения, которые, однако, не приводит к конвульсиям. Есть вероятность того, что эта бо­лезнь передается по наследству.

Эпилептический припадок может произойти вследствие повреждения головы, высокой темпе­ратуры, опухолей или шрамов в веществе мозга, нарушениях кровоснабжения и так далее. Резуль­татом повреждения мозга может быть эпилепсия.

Эпилепсия, однако, не имеет отношения к ум­ственному развитию. Человек, страдающий эпи­лепсией, должен считаться нормальной лично­стью, а не инвалидом или каким-то отверженным. Эпилептики могут вести нормальную жизнь — хо­дить в школу, работать, создавать семьи, воспи­тывать детей.

Медицина разработала препараты, позволяю­щие предотвращать припадки и контролировать их, когда они происходят. Эти лекарства обычно даются людям в течение многих лет, а то и всей жизни, поэтому они могут вести нормальную, счастливую жизнь.

Что такое морская болезнь?

Энциклопедии » Всё обо всем
Морская болезнь связана с понятиями о рав­новесии и головокружении. Наши органы равно­весия содержат жесткие волоски, окруженные жидкостью. Когда мы двигаемся в любом направ­лении, жидкость двигает волоски. Эти волоски посылают сигнал в мозг, который дает нам ощу­щение движения в данном направлении.

При нормальных условиях эта жидкость, кото­рая называется лимфой, и движение волосков та­ковы, что наше тело легко может приспособиться к изменениям, и нам удается сохранять равнове­сие. Но что происходит на корабле? По мере того как палуба меняет положение у нас под ногами, наша лимфа тоже колышется вверх-вниз, из сто­роны в сторону.

Чувствительные волоски тоже колеблются из стороны в сторону. Поэтому сигналы, которые они посылают в мозг, тоже переключаются с од­ного на другой. Как только в мозг поступает ка­кой-то «приказ», тут же следует другой, совер­шенно противоположный «приказ». Положение судна меняется так часто, что мозг получает сиг­налы, которые противоречат друг другу!

В результате наступает замешательство в этой части нашей нервной системы. Поэтому вскоре у нас появляется головокружение, головная боль, потемнение и искры в глазах, холодный пот, рвотные позывы и рвота — то есть все то, из чего и состоит морская болезнь.

К сожалению, единственным средством от морской болезни может быть приведение лимфы и органов равновесия в спокойное состояние или предотвращение такого положения, когда сигналы от органов равновесия оказывают на нас влияние. Все известные средства от морской болезни воз­действуют на организм вторым способом. До сих пор неизвестно никакого средства, которое бы за­ставило волоски и лимфу остановить движение.

Следовательно, средство от морской болезни оказывает следующее воздействие: оно парализует часть мозга, по которой проходит сигнал; или парализует рвотный центр в мозгу; или снижает чувствительность определенных нервов.

Один из наиболее эффективных способов про­тивостоять морской болезни — пойти на наиболее устойчивую часть корабля, в центр, и находиться там, стараясь как можно меньше двигаться. Важно помнить еще и то, что надо удерживаться от стра­хов, потому что страх и воображение только уси­ливают морскую болезнь!