В нашем организме существуют специальные клетки, которые составляют соединительную ткань — ткань, которая соединяет все части нашего тела вместе. Не все клетки соединительной ткани могут сокращаться или сжиматься. Но в некоторых участках тела эти клетки могут сокращаться до такой степени, что превращаются в мышечные клетки.
В тех местах тела, где мышечные клетки находят свое применение, они многочисленны и соединены вместе в отдельные гладкие мышцы, состоящие из волокон. Гладких мышц в нашем теле достаточно много, и они помогают функционировать различным органам. Например, гладкие мышцы закрывают и раскрывают ваши глаза, регулируют ваше дыхание, осуществляют внутренние функции.
При развитии волокна гладких мышц преобразуются в мышцы другой формы, которые называются поперечнополосатыми.
Тело человека состоит из 639 мышц. Плоть тела — это мышцы. Мышцами же является и то красное мясо, которое мы покупаем в магазине. Мышцы бывают разных размеров и форм. Мышца среднего размера состоит из примерно 10 млн., а все тело человека из 6 млрд. мышечных клеток!
Каждая из этих 6 миллиардов мышечных клеток напоминает двигатель с десятью цилиндрами. Цилиндры в клетках — это крошечные капсулы с жидкостью. Когда в эти капсулы из мозга поступает сигнал, мышцы сокращаются. За долю секунды жидкость в капсулах сгущается, а затем снова разжижается. Этот процесс и заставляет мышцы двигаться.
Без поперечнополосатых мышц наше тело не могло бы совершать движения. Например, мышцы, которые контролируют процесс пищеварения, действуют независимо от нашего желания. Реакция мышц происходит очень быстро. Мышца сокращается за 0,1 сек. Сразу за этим следует расслабление мышцы. Эти сокращения повторяются снова и снова. Они происходят так быстро, что гладкие мышцы действуют непрерывно!
В тех местах тела, где мышечные клетки находят свое применение, они многочисленны и соединены вместе в отдельные гладкие мышцы, состоящие из волокон. Гладких мышц в нашем теле достаточно много, и они помогают функционировать различным органам. Например, гладкие мышцы закрывают и раскрывают ваши глаза, регулируют ваше дыхание, осуществляют внутренние функции.
При развитии волокна гладких мышц преобразуются в мышцы другой формы, которые называются поперечнополосатыми.
Тело человека состоит из 639 мышц. Плоть тела — это мышцы. Мышцами же является и то красное мясо, которое мы покупаем в магазине. Мышцы бывают разных размеров и форм. Мышца среднего размера состоит из примерно 10 млн., а все тело человека из 6 млрд. мышечных клеток!
Каждая из этих 6 миллиардов мышечных клеток напоминает двигатель с десятью цилиндрами. Цилиндры в клетках — это крошечные капсулы с жидкостью. Когда в эти капсулы из мозга поступает сигнал, мышцы сокращаются. За долю секунды жидкость в капсулах сгущается, а затем снова разжижается. Этот процесс и заставляет мышцы двигаться.
Без поперечнополосатых мышц наше тело не могло бы совершать движения. Например, мышцы, которые контролируют процесс пищеварения, действуют независимо от нашего желания. Реакция мышц происходит очень быстро. Мышца сокращается за 0,1 сек. Сразу за этим следует расслабление мышцы. Эти сокращения повторяются снова и снова. Они происходят так быстро, что гладкие мышцы действуют непрерывно!
С древних времен болезнь, которую мы называем проказой, терроризировала людей. Человек, болеющий проказой, страдал физически и морально, так как был вынужден жить изолированно от остальных людей. Никто не хотел находиться рядом с ним в течение всей его жизни. В настоящее время о проказе мы знаем намного больше и имеем возможность лечить ее различными способами. Проказа является инфекционной болезнью, которая передается непосредственно или через третьих лиц. Она действует на кожу или нервы или на то и другое. Бактерия, вызывающая инфекцию, выявлена в Норвегии доктором Хансеном. Поэтому проказа известна также, как болезнь Хансена.
Несмотря на то, что болезнь известна уже сотни лет, микробы проказы мало распространены. Каким образом появляется инфекция, мы не знаем. Но микробы в основном в первую очередь проникают в кожу и поражают ее.
Если у организма высокая сопротивляемость, то узелковые утолщения и опухоли образуются медленно. Узелковые утолщения очень часто появляются на коже в области лба, носа, глаз и губ. Это обезображивает внешний вид человека.
Когда инфекция поражает нервы, человек перестает что-либо ощущать. Поэтому прокаженный очень легко может повредить себе, может не почувствовать ожог или порез. Мышцы становятся никуда не годными, отчего руки и ноги могут быть похожими на лапы или клешни. Бывает, что гниют кости рук и ног.
Проказа обосновалась во всем мире, но наибольшее распространение получила в тропиках, Северной Африке, Китае и Индии. Как ни странно, проказа может появиться и в США, особенно на юге страны. Сейчас врачи полагают, что проказа не так заразна, как считали раньше. Многие люди лечатся от этой болезни у себя дома, вместо того чтобы быть изолированными. Некоторые антибиотики могут препятствовать прогрессированию болезни. Есть люди, которые после прохождения курса лечения полностью выздоравливают.
Несмотря на то, что болезнь известна уже сотни лет, микробы проказы мало распространены. Каким образом появляется инфекция, мы не знаем. Но микробы в основном в первую очередь проникают в кожу и поражают ее.
Если у организма высокая сопротивляемость, то узелковые утолщения и опухоли образуются медленно. Узелковые утолщения очень часто появляются на коже в области лба, носа, глаз и губ. Это обезображивает внешний вид человека.
Когда инфекция поражает нервы, человек перестает что-либо ощущать. Поэтому прокаженный очень легко может повредить себе, может не почувствовать ожог или порез. Мышцы становятся никуда не годными, отчего руки и ноги могут быть похожими на лапы или клешни. Бывает, что гниют кости рук и ног.
Проказа обосновалась во всем мире, но наибольшее распространение получила в тропиках, Северной Африке, Китае и Индии. Как ни странно, проказа может появиться и в США, особенно на юге страны. Сейчас врачи полагают, что проказа не так заразна, как считали раньше. Многие люди лечатся от этой болезни у себя дома, вместо того чтобы быть изолированными. Некоторые антибиотики могут препятствовать прогрессированию болезни. Есть люди, которые после прохождения курса лечения полностью выздоравливают.
Алкоголь присутствует в нашем организме постоянно. С пищей к нам в организм поступают углеводы, крахмал, сахар, из них вырабатывается алкоголь и впитывается в кровь. Таким образом, примерно около 1 г алкоголя постоянно циркулирует в нашем организме. Но что происходит, когда мы принимаем дополнительную дозу алкоголя? Алкоголь — это наркотик. Его можно охарактеризовать как вещество, которое быстро впитывается нервными клетками и парализует их. Но до наркотического нарушения это стимулирует нервные клетки и приводит в состояние возбуждения. Делаем вывод, что алкоголь сначала действует как возбуждающее средство. Свойство алкоголя длительное время поддерживать стимул ведет к тому, что затем он начинает употребляться как наркотик. Присутствие алкоголя в организме становится необходимым.
Под воздействием алкоголя в организме начинает чрезмерно выделяться желудочный сок и возникает обильное слюноотделение. Вот почему многие европейцы предпочитают перед обедом принимать пряные вина. Они возбуждают аппетит.
Небольшие дозы алкоголя организм быстро впитывает, им также быстро усваиваются углекислота и сахар. Шампанское, например, содержит и сахар, и углекислоту, которые быстро всасываются и производят возбуждающий эффект.
Как алкоголь действует на мозг? Первый эффект — это чувство возбуждения. Действия и речь оживляются. Кожа краснеет, кровяное давление повышается, сердце бьется быстрее, и дыхание учащается.
Но алкоголь также оказывает на организм и угнетающий эффект. Наши наблюдения указывают на то, что при употреблении алкоголя снижается внимание. Высшие функции мозга парализуются, теряется контроль над своим настроением.
Другой серьезный эффект — это расслабление. В нашем организме много нервных волокон, называющихся тормозящими волокнами, которые действуют на нервную систему как тормоз. Они проявляют результаты образования и воспитания, делают людей дисциплинированными и сдержанными.
Под влиянием алкоголя тормозящие нервные волокна парализуются, ослабляется контроль над собой, умение здраво рассуждать. И мы готовы говорить и делать такие вещи, которые никогда бы не сделали, если бы находились в нормальном состоянии. Алкоголь является причиной опьянения!
Под воздействием алкоголя в организме начинает чрезмерно выделяться желудочный сок и возникает обильное слюноотделение. Вот почему многие европейцы предпочитают перед обедом принимать пряные вина. Они возбуждают аппетит.
Небольшие дозы алкоголя организм быстро впитывает, им также быстро усваиваются углекислота и сахар. Шампанское, например, содержит и сахар, и углекислоту, которые быстро всасываются и производят возбуждающий эффект.
Как алкоголь действует на мозг? Первый эффект — это чувство возбуждения. Действия и речь оживляются. Кожа краснеет, кровяное давление повышается, сердце бьется быстрее, и дыхание учащается.
Но алкоголь также оказывает на организм и угнетающий эффект. Наши наблюдения указывают на то, что при употреблении алкоголя снижается внимание. Высшие функции мозга парализуются, теряется контроль над своим настроением.
Другой серьезный эффект — это расслабление. В нашем организме много нервных волокон, называющихся тормозящими волокнами, которые действуют на нервную систему как тормоз. Они проявляют результаты образования и воспитания, делают людей дисциплинированными и сдержанными.
Под влиянием алкоголя тормозящие нервные волокна парализуются, ослабляется контроль над собой, умение здраво рассуждать. И мы готовы говорить и делать такие вещи, которые никогда бы не сделали, если бы находились в нормальном состоянии. Алкоголь является причиной опьянения!
Нервная система человека похожа на сеть проводов, команды по которым поступают из мозга. Таким образом, осуществляется связь с каждой частью тела. Мозг является своеобразным центром такой системы. Команды из мозга через нервные волокна поступают наружу, отчего и возникают смех, возбуждается аппетит, возникает половое влечение и т.д.
Нервы обслуживают мозг как посыльные. Через специальные участки нервной системы мозг получает информацию обо всем, что происходит с организмом. Спинной мозг является основным путем сообщения между головным мозгом и всем организмом. Спинной мозг расположен в позвоночнике и объединяет в себе нервные стволы подобно тому, как телеграфный кабель объединяет в себе провода.
Каждый ствол имеет две пары нервных корешков: передние — так называемые двигательные, и задние — чувствительные. Чувствительные корешки передают сигналы от кожи, мышц, внутренних органов в спинной мозг, а оттуда в головной мозг. Двигательные корешки передают сигналы от спинного мозга в разные участки тела. Чувствительные корешки контролируют ощущения, а двигательные контролируют действия. Когда кто-нибудь дотрагивается до нас, мы чувствуем это через чувствительные нервные корешки. Если мы двигаемся, импульсы от головного мозга передаются через двигательные корешки.
Эта нервная система называется центральной нервной системой. Она отвечает за все наши осознанные действия и за ответные реакции на внешние раздражители. Без центральной нервной системы мы бы не смогли думать, двигаться и ощущать.
Но, как вам известно, тело может совершать и подсознательные действия. Некоторые жизненно важные органы должны действовать, хотя сознание и не принимает в этом участия. Например, пищеварение и дыхание осуществляются автоматически и независимо. Биение сердца также является автоматическим действием.
Эти и многие другие неосознанные действия, которые совершаются автоматически, регулируются другой нервной системой. Ее называют периферической нервной системой. Она не контролирует сознание. Она пропускает через себя импульсы, идущие из центральной нервной системы. Без такой системы, которая напоминает запутанную сеть, жизнь бы наша прекратилась. Итак, нам необходимы обе нервные системы для того, чтобы жить и функционировать по-человечески.
Нервы обслуживают мозг как посыльные. Через специальные участки нервной системы мозг получает информацию обо всем, что происходит с организмом. Спинной мозг является основным путем сообщения между головным мозгом и всем организмом. Спинной мозг расположен в позвоночнике и объединяет в себе нервные стволы подобно тому, как телеграфный кабель объединяет в себе провода.
Каждый ствол имеет две пары нервных корешков: передние — так называемые двигательные, и задние — чувствительные. Чувствительные корешки передают сигналы от кожи, мышц, внутренних органов в спинной мозг, а оттуда в головной мозг. Двигательные корешки передают сигналы от спинного мозга в разные участки тела. Чувствительные корешки контролируют ощущения, а двигательные контролируют действия. Когда кто-нибудь дотрагивается до нас, мы чувствуем это через чувствительные нервные корешки. Если мы двигаемся, импульсы от головного мозга передаются через двигательные корешки.
Эта нервная система называется центральной нервной системой. Она отвечает за все наши осознанные действия и за ответные реакции на внешние раздражители. Без центральной нервной системы мы бы не смогли думать, двигаться и ощущать.
Но, как вам известно, тело может совершать и подсознательные действия. Некоторые жизненно важные органы должны действовать, хотя сознание и не принимает в этом участия. Например, пищеварение и дыхание осуществляются автоматически и независимо. Биение сердца также является автоматическим действием.
Эти и многие другие неосознанные действия, которые совершаются автоматически, регулируются другой нервной системой. Ее называют периферической нервной системой. Она не контролирует сознание. Она пропускает через себя импульсы, идущие из центральной нервной системы. Без такой системы, которая напоминает запутанную сеть, жизнь бы наша прекратилась. Итак, нам необходимы обе нервные системы для того, чтобы жить и функционировать по-человечески.
Помните, когда вы идете к врачу на осмотр, он просит вас положить ногу на ногу, а затем ударяет по коленям резиновым молоточком? Это врач проверяет наличие рефлексов. В данном случае это проявление специального рефлекса, называемого коленным, т.к. молоточек ударяет по коленному нерву.
Что же происходит, когда молоток ударяет по нерву? Возбуждение передается от нервного окончания в спинной мозг. Там оно по двигательному нерву моментально передается мышцам ноги. Нога дергается, как будто вы пинаете кого-то в целях самообороны.
Такое действие является рефлекторным, т.е. автоматическим. Мы его не контролируем. Это действие не подчиняется осознанию. К примеру, когда вы ложитесь спать и закрываете глаза, это происходит по вашей воле. Но если вам в глаз попадет пылинка, то вы независимо от вашего желания сразу зажмуриваете его. Это автоматическое движение и есть рефлекс.
Мы можем охарактеризовать рефлекс как ответную реакцию организма на внешние раздражители при отсутствии нашего влияния на нее.
Как это происходит? Спинной мозг — передаточный пункт наших рефлексов. При раздражении нервных окончаний, находящихся на коже, раздражение проходит через спинной мозг, а затем передается двигательным нервам. Через двигательные нервы возбуждение достигает определенных мышц, что приводит их в движение. Нервные импульсы не могут миновать мозг.
Более 90% всех действий, которые контролируются нервной системой человека,— рефлексы!
Что же происходит, когда молоток ударяет по нерву? Возбуждение передается от нервного окончания в спинной мозг. Там оно по двигательному нерву моментально передается мышцам ноги. Нога дергается, как будто вы пинаете кого-то в целях самообороны.
Такое действие является рефлекторным, т.е. автоматическим. Мы его не контролируем. Это действие не подчиняется осознанию. К примеру, когда вы ложитесь спать и закрываете глаза, это происходит по вашей воле. Но если вам в глаз попадет пылинка, то вы независимо от вашего желания сразу зажмуриваете его. Это автоматическое движение и есть рефлекс.
Мы можем охарактеризовать рефлекс как ответную реакцию организма на внешние раздражители при отсутствии нашего влияния на нее.
Как это происходит? Спинной мозг — передаточный пункт наших рефлексов. При раздражении нервных окончаний, находящихся на коже, раздражение проходит через спинной мозг, а затем передается двигательным нервам. Через двигательные нервы возбуждение достигает определенных мышц, что приводит их в движение. Нервные импульсы не могут миновать мозг.
Более 90% всех действий, которые контролируются нервной системой человека,— рефлексы!
Большинство из нас думает, что каждое действие мы делаем осознанно — вот мы садимся, встаем, пожимаем друг другу руки, потому что мы так хотим. Но на самом деле действия людей и всех живых существ не так легко объяснимы. Например, когда вы едете на велосипеде, вы можете совершить сотни движений, не задумываясь о том, как вы их делаете. Ваши действия являются результатом опыта и навыка.
Допустим, вы дотрагиваетесь до чего-нибудь горячего и мгновенно отдергиваете палец. Вы не думаете о том, как отдернуть палец — вы просто делаете это. Такое действие является инстинктивным.
Рассмотрим еще один пример, когда наши действия не подлежат предварительному осмыслению. Вы голодны. Вы не всегда говорите себе: «Я голоден, я пойду и найду еду». Вы просто идете и принимаете пищу. Такое действие можно назвать инстинктом?
Так или иначе у людей действительно существуют инстинкты (такие, как голод, половой, оборонительный и т.д.), хотя некоторые психологи утверждают, что это неверно. Но нам известно, что другие животные действуют инстинктивно. Инстинкт — это реакция организма, возникающая в ответ на внешнее или внутреннее раздражение.
Например, птица строит гнездо, собирая перышки, травинки, сучки. Все это она закрепляет на ветке или каком-нибудь уступе таким образом, что гнездо имеет определенные размеры и очень устойчиво. У птиц разных видов гнезда отличаются друг от друга, имеют свои особенности. Единственное, что может объяснить такие способности птицы,— это инстинкт.
Инстинктивные действия у живых существ всегда возникают из-за внутренних или внешних раздражителей, таких, как голод, страх или сексуальное влечение. Вполне вероятно, что определенные изменения в железах внутренней секреции у птиц и животных ведут их к таким проявлениям, которые мы называем инстинктами. Поиск пищи, утреннее щебетание, материнская забота, миграция и зимняя спячка — это все проявления действий желез у животных.
Таким образом, инстинктивное поведение всех живых существ соответствует жизненным потребностям организма.
Допустим, вы дотрагиваетесь до чего-нибудь горячего и мгновенно отдергиваете палец. Вы не думаете о том, как отдернуть палец — вы просто делаете это. Такое действие является инстинктивным.
Рассмотрим еще один пример, когда наши действия не подлежат предварительному осмыслению. Вы голодны. Вы не всегда говорите себе: «Я голоден, я пойду и найду еду». Вы просто идете и принимаете пищу. Такое действие можно назвать инстинктом?
Так или иначе у людей действительно существуют инстинкты (такие, как голод, половой, оборонительный и т.д.), хотя некоторые психологи утверждают, что это неверно. Но нам известно, что другие животные действуют инстинктивно. Инстинкт — это реакция организма, возникающая в ответ на внешнее или внутреннее раздражение.
Например, птица строит гнездо, собирая перышки, травинки, сучки. Все это она закрепляет на ветке или каком-нибудь уступе таким образом, что гнездо имеет определенные размеры и очень устойчиво. У птиц разных видов гнезда отличаются друг от друга, имеют свои особенности. Единственное, что может объяснить такие способности птицы,— это инстинкт.
Инстинктивные действия у живых существ всегда возникают из-за внутренних или внешних раздражителей, таких, как голод, страх или сексуальное влечение. Вполне вероятно, что определенные изменения в железах внутренней секреции у птиц и животных ведут их к таким проявлениям, которые мы называем инстинктами. Поиск пищи, утреннее щебетание, материнская забота, миграция и зимняя спячка — это все проявления действий желез у животных.
Таким образом, инстинктивное поведение всех живых существ соответствует жизненным потребностям организма.
Можете ли вы быстро и легко вспомнить алфавит? Легко ли вы можете написать свое имя? Можете ли вы сыграть гамму на музыкальном инструменте?
Возможно, вы скажете, что помните все это.
Но на самом деле вы все это заучили. А выучили вы все это за счет формирования привычки! Другими словами, то, что когда-то было трудно для вас, например назвать буквы алфавита или сыграть гамму, стало просто и выполняется почти автоматически, когда у вас сформировалась привычка делать это. Поэтому память можно обозначить как заучивание за счет формирования привычки.
У человека имеется невообразимое количество таких привычек, с помощью которых он делает почти все повседневные дела в своей жизни — например, застегивает пуговицу или моет руки. Но представьте, что вы читаете книгу и кто-то спрашивает у вас, о чем она, или просит рассказать сюжет. Конечно, это нельзя назвать привычкой.
Но если внимательно изучить ситуацию, то вы увидите, что имеет место что-то вроде привычки. Например, в обычном случае вы учитесь, как расположить определенные элементы в соответствующем порядке. А когда вы пересказываете сюжет книги или ее содержание, вы делаете то же самое. Некоторые психологи считают, что всякое обучение (а это тоже означает память) состоит из обширных сочетаний простых привычек.
Но это не значит, что в процессе обучения и вспоминания вы просто формируете привычки за счет механического повторения или изучения каких-то элементов. Существуют и некоторые другие факторы, которые влияют на ситуацию и позволяют вам лучше учить и запоминать.
Один из них — желание учиться, то есть мотивация или побуждение. Другой важный фактор — понимание того, что человек изучает. Например, вы быстро выучите (или вспомните) стихотворение, если вы его понимаете. И помнить его вы будете дольше.
Кроме того, немаловажную помощь в обучении может оказать увязывание новых идей с тем, что уже отложилось в вашей памяти.
Возможно, вы скажете, что помните все это.
Но на самом деле вы все это заучили. А выучили вы все это за счет формирования привычки! Другими словами, то, что когда-то было трудно для вас, например назвать буквы алфавита или сыграть гамму, стало просто и выполняется почти автоматически, когда у вас сформировалась привычка делать это. Поэтому память можно обозначить как заучивание за счет формирования привычки.
У человека имеется невообразимое количество таких привычек, с помощью которых он делает почти все повседневные дела в своей жизни — например, застегивает пуговицу или моет руки. Но представьте, что вы читаете книгу и кто-то спрашивает у вас, о чем она, или просит рассказать сюжет. Конечно, это нельзя назвать привычкой.
Но если внимательно изучить ситуацию, то вы увидите, что имеет место что-то вроде привычки. Например, в обычном случае вы учитесь, как расположить определенные элементы в соответствующем порядке. А когда вы пересказываете сюжет книги или ее содержание, вы делаете то же самое. Некоторые психологи считают, что всякое обучение (а это тоже означает память) состоит из обширных сочетаний простых привычек.
Но это не значит, что в процессе обучения и вспоминания вы просто формируете привычки за счет механического повторения или изучения каких-то элементов. Существуют и некоторые другие факторы, которые влияют на ситуацию и позволяют вам лучше учить и запоминать.
Один из них — желание учиться, то есть мотивация или побуждение. Другой важный фактор — понимание того, что человек изучает. Например, вы быстро выучите (или вспомните) стихотворение, если вы его понимаете. И помнить его вы будете дольше.
Кроме того, немаловажную помощь в обучении может оказать увязывание новых идей с тем, что уже отложилось в вашей памяти.
Время от времени мы слышим о каком-нибудь школьнике, которого считают гением. Или в газетах можно прочитать о том, как кто-то сделал что-то настолько исключительное, что его называют гением. И при изучении истории, конечно, нам пришлось познакомиться со многими известными людьми, которых мы признаем гениями.
А каково точное значение слова «гений» и что надо сделать, чтобы им стать? Это слово используется для обозначения тех, кто обладает высочайшим интеллектом. Единственный способ признать гения — это узнать о том, что он совершил. Могут быть гении, которые никогда не совершили ничего выдающегося и никогда не прославились, хотя их IQ может быть таким же, как и у признанных гениев. Случается и так, что свершения непризнанного гения не признаются по средним стандартам. Многие из тех, кто в наши дни считается гениями, умерли в нищете, считая себя неудачниками, потому что их работа не была признана при жизни.
Гений — это не то же самое, что талант. Для того, чтобы считаться талантливым, человеку достаточно особенно хорошо выполнять какую-то определенную работу. Это означает, что он способен довольно быстро и легко приобрести соответствующие навыки. Например, человек может обладать талантом для игры на фортепиано, катания на коньках или рисования.
Но гений — больше, чем талант. Гений обычно дает миру нечто такое, чего бы мы без него не получили.
Правда, надо сказать, что гений обычно специализируется в какой-то одной области, например в химии, литературе, музыке или искусстве. Но если общие интеллектуальные способности такого человека не имеют исключительного уровня, то он будет всего лишь талантом.
В наше время считается, что человек рождается гением. Обучение и случайности обнаруживают гениев, но настоящий гений обычно обладает упорством, позволяющим ему напряженно работать и стремиться к преодолению препятствий, которые остановили бы других людей.
А каково точное значение слова «гений» и что надо сделать, чтобы им стать? Это слово используется для обозначения тех, кто обладает высочайшим интеллектом. Единственный способ признать гения — это узнать о том, что он совершил. Могут быть гении, которые никогда не совершили ничего выдающегося и никогда не прославились, хотя их IQ может быть таким же, как и у признанных гениев. Случается и так, что свершения непризнанного гения не признаются по средним стандартам. Многие из тех, кто в наши дни считается гениями, умерли в нищете, считая себя неудачниками, потому что их работа не была признана при жизни.
Гений — это не то же самое, что талант. Для того, чтобы считаться талантливым, человеку достаточно особенно хорошо выполнять какую-то определенную работу. Это означает, что он способен довольно быстро и легко приобрести соответствующие навыки. Например, человек может обладать талантом для игры на фортепиано, катания на коньках или рисования.
Но гений — больше, чем талант. Гений обычно дает миру нечто такое, чего бы мы без него не получили.
Правда, надо сказать, что гений обычно специализируется в какой-то одной области, например в химии, литературе, музыке или искусстве. Но если общие интеллектуальные способности такого человека не имеют исключительного уровня, то он будет всего лишь талантом.
В наше время считается, что человек рождается гением. Обучение и случайности обнаруживают гениев, но настоящий гений обычно обладает упорством, позволяющим ему напряженно работать и стремиться к преодолению препятствий, которые остановили бы других людей.
Физический и интеллектуальный рост обычно соответствуют друг другу. Рост в обоих направлениях останавливается в различном возрасте, в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Например, кто-то может достигнуть роста в 1,6 м в шестнадцатилетнем возрасте и больше не расти. Но брат этого же человека может расти, пока его рост не составит 1,8 м к девятнадцатилетнему возрасту. Умственное развитие многих людей останавливается примерно в юношеском возрасте.
Если взять всех детей, родившихся, например, 10 октября 1947 года, и обследовать их сегодня, они будут отличаться физическим развитием. У некоторых будет средний рост, у других — высокий, третьи будут низкорослыми. Но они будут отличаться друг от друга и умственным развитием. Некоторые из них окажутся умными, способными легко учиться, у других способности будут средними, а некоторые смогут учиться лишь с большими усилиями. Разница в умственном развитии может считаться разницей в умственном возрасте.
Рост человека мы можем измерить, а как измерить умственное развитие? Для этой цели разработана серия психологических тестов. Вот как это делается: во-первых, необходимо выяснить, какие проблемы могут быть решены детьми различных возрастов. Шестилетние дети способны решить одни задачи, восьмилетние — другие и т.д. А теперь представьте, что тест для шестилеток мы даем разным детям. Некоторые четырех— и пятилетние дети тоже могут с ними справиться. С другой стороны, могут быть и дети, которые затрудняются это сделать в возрасте десяти или двенадцати лет. Таким образом, мы располагаем способом измерения интеллекта. Если шестилетний ребенок способен выполнить тест для шестилетнего, то он имеет средний уровень. Если же ребенок в четыре года или в пять лет способен сделать то же самое, то он имеет отличное развитие. Если же двенадцатилетний неспособен сделать задание из теста для шестилеток, то он отстает в развитии.
Буквы IQ («Ай-Кью») являются сокращением выражения «коэффициент интеллекта», который является способом описывать результаты таких тестов математическим языком. Например, IQ шестилетнего ребенка с шестилетним возрастом умственного развития составляет 100. Возраст умственного развития делится на хронологический возраст, а затем умножается на сто. Если в пятилетнем возрасте умственное развитие соответствует шести годам, то IQ будет равен 120 (шесть разделить на пять и умножить на 100). IQ между 90 и 100 является средним; результаты же, которые превышают 110, будут превосходными.
Если взять всех детей, родившихся, например, 10 октября 1947 года, и обследовать их сегодня, они будут отличаться физическим развитием. У некоторых будет средний рост, у других — высокий, третьи будут низкорослыми. Но они будут отличаться друг от друга и умственным развитием. Некоторые из них окажутся умными, способными легко учиться, у других способности будут средними, а некоторые смогут учиться лишь с большими усилиями. Разница в умственном развитии может считаться разницей в умственном возрасте.
Рост человека мы можем измерить, а как измерить умственное развитие? Для этой цели разработана серия психологических тестов. Вот как это делается: во-первых, необходимо выяснить, какие проблемы могут быть решены детьми различных возрастов. Шестилетние дети способны решить одни задачи, восьмилетние — другие и т.д. А теперь представьте, что тест для шестилеток мы даем разным детям. Некоторые четырех— и пятилетние дети тоже могут с ними справиться. С другой стороны, могут быть и дети, которые затрудняются это сделать в возрасте десяти или двенадцати лет. Таким образом, мы располагаем способом измерения интеллекта. Если шестилетний ребенок способен выполнить тест для шестилетнего, то он имеет средний уровень. Если же ребенок в четыре года или в пять лет способен сделать то же самое, то он имеет отличное развитие. Если же двенадцатилетний неспособен сделать задание из теста для шестилеток, то он отстает в развитии.
Буквы IQ («Ай-Кью») являются сокращением выражения «коэффициент интеллекта», который является способом описывать результаты таких тестов математическим языком. Например, IQ шестилетнего ребенка с шестилетним возрастом умственного развития составляет 100. Возраст умственного развития делится на хронологический возраст, а затем умножается на сто. Если в пятилетнем возрасте умственное развитие соответствует шести годам, то IQ будет равен 120 (шесть разделить на пять и умножить на 100). IQ между 90 и 100 является средним; результаты же, которые превышают 110, будут превосходными.
Среди всех отличий человека от других представителей животного мира самое важное — это мозг. Многие низшие животные вообще не имеют мозга, имеют очень небольшой или плохо развитый мозг. Например, у дождевого червя мозг размером с булавочную головку, у кролика мозг — не больше наперстка. Мозг человека весит в среднем около 1,3 кг.
Между прочим, размер мозга — не самое важное. У слона, например, мозг больше человеческого, но он не так хорошо развит.
Мозг состоит из трех основных частей: коры, мозжечка и продолговатого мозга. Кора считается наиболее важной частью. Именно отсюда контролируются все наши осознанные действия.
Кора является также самой большой частью мозга человека, заполняя все пространство в верхней и задней части черепа. Кора разделена на две равные части, или полушария, и их поверхность покрыта складками и морщинами. Поверхность состоит из серого вещества, состоящего из клеток. Чем выше вид животного, тем многочисленнее и глубже складки. Под этой поверхностью, называемой корой, находится белое вещество, состоящее из нервных волокон. По этому участку проходят сигналы от коры и к коре.
Определенные участки коры контролируют определенные функции организма, поэтому части коры головного мозга различны. В соответствии с данными науки можно указать определенные участки, которые контролируют зрение, осязание, слух или сокращения определенных мышц. Поэтому нарушение деятельности хотя бы одного участка мозга (за счет свертывания крови, например) может повлиять на выполнение человеком каких-то определенных действий, например на речь.
Мозжечок находится в задней части черепа под корой. Он контролирует равновесие и координирует работу мышц. Поэтому при его повреждении человек не в состоянии пройти по прямой или стоять ровно.
Продолговатый мозг примерно равен по размеру большому пальцу и находится на окончании позвоночника. Он контролирует дыхание, работу сердца, пищеварение и многие другие процессы, которые кажутся идущими сами по себе. Именно здесь сходятся нервные окончания, которые идут от головного мозга к спинному. Одна половина мозга контролирует противоположную сторону тела. Например, правое полушарие управляет левой ногой и т.д.
Между прочим, размер мозга — не самое важное. У слона, например, мозг больше человеческого, но он не так хорошо развит.
Мозг состоит из трех основных частей: коры, мозжечка и продолговатого мозга. Кора считается наиболее важной частью. Именно отсюда контролируются все наши осознанные действия.
Кора является также самой большой частью мозга человека, заполняя все пространство в верхней и задней части черепа. Кора разделена на две равные части, или полушария, и их поверхность покрыта складками и морщинами. Поверхность состоит из серого вещества, состоящего из клеток. Чем выше вид животного, тем многочисленнее и глубже складки. Под этой поверхностью, называемой корой, находится белое вещество, состоящее из нервных волокон. По этому участку проходят сигналы от коры и к коре.
Определенные участки коры контролируют определенные функции организма, поэтому части коры головного мозга различны. В соответствии с данными науки можно указать определенные участки, которые контролируют зрение, осязание, слух или сокращения определенных мышц. Поэтому нарушение деятельности хотя бы одного участка мозга (за счет свертывания крови, например) может повлиять на выполнение человеком каких-то определенных действий, например на речь.
Мозжечок находится в задней части черепа под корой. Он контролирует равновесие и координирует работу мышц. Поэтому при его повреждении человек не в состоянии пройти по прямой или стоять ровно.
Продолговатый мозг примерно равен по размеру большому пальцу и находится на окончании позвоночника. Он контролирует дыхание, работу сердца, пищеварение и многие другие процессы, которые кажутся идущими сами по себе. Именно здесь сходятся нервные окончания, которые идут от головного мозга к спинному. Одна половина мозга контролирует противоположную сторону тела. Например, правое полушарие управляет левой ногой и т.д.
В древности люди не понимали сути болезней и их причины. Поэтому они часто обходились очень жестоко с теми, кто болел определенными заболеваниями. Эпилептики в средние века считались сумасшедшими или заколдованными. А знаете ли вы, что многие великие люди и многие гении были эпилептиками? Среди них можно назвать герцога Веллингтона, Рихарда Вагнера, Винсента ван Гога и Луи-Гектора Берлиоза.
Эпилепсия — это болезнь нервной системы. Эпилептики подвержены внезапным припадкам, во время которых у них наблюдаются спазмы, которые называются конвульсиями, и после них они могут потерять сознание или впасть в коматозное состояние.
Медики пока еще не могут объяснить, что происходит во время болезни и что вызывает конвульсии. Создается впечатление, что обычные функции мозга нарушаются на некоторое время. Ткань мозга у таких людей очень чувствительна к химическим изменениям, и когда проявляются такие изменения, мозг посылает сигналы, которые и вызывают конвульсии.
У человека, предрасположенного к эпилепсии, наблюдаются такие реакции, в то время как у других людей могут происходить такие же химические изменения, которые, однако, не приводит к конвульсиям. Есть вероятность того, что эта болезнь передается по наследству.
Эпилептический припадок может произойти вследствие повреждения головы, высокой температуры, опухолей или шрамов в веществе мозга, нарушениях кровоснабжения и так далее. Результатом повреждения мозга может быть эпилепсия.
Эпилепсия, однако, не имеет отношения к умственному развитию. Человек, страдающий эпилепсией, должен считаться нормальной личностью, а не инвалидом или каким-то отверженным. Эпилептики могут вести нормальную жизнь — ходить в школу, работать, создавать семьи, воспитывать детей.
Медицина разработала препараты, позволяющие предотвращать припадки и контролировать их, когда они происходят. Эти лекарства обычно даются людям в течение многих лет, а то и всей жизни, поэтому они могут вести нормальную, счастливую жизнь.
Эпилепсия — это болезнь нервной системы. Эпилептики подвержены внезапным припадкам, во время которых у них наблюдаются спазмы, которые называются конвульсиями, и после них они могут потерять сознание или впасть в коматозное состояние.
Медики пока еще не могут объяснить, что происходит во время болезни и что вызывает конвульсии. Создается впечатление, что обычные функции мозга нарушаются на некоторое время. Ткань мозга у таких людей очень чувствительна к химическим изменениям, и когда проявляются такие изменения, мозг посылает сигналы, которые и вызывают конвульсии.
У человека, предрасположенного к эпилепсии, наблюдаются такие реакции, в то время как у других людей могут происходить такие же химические изменения, которые, однако, не приводит к конвульсиям. Есть вероятность того, что эта болезнь передается по наследству.
Эпилептический припадок может произойти вследствие повреждения головы, высокой температуры, опухолей или шрамов в веществе мозга, нарушениях кровоснабжения и так далее. Результатом повреждения мозга может быть эпилепсия.
Эпилепсия, однако, не имеет отношения к умственному развитию. Человек, страдающий эпилепсией, должен считаться нормальной личностью, а не инвалидом или каким-то отверженным. Эпилептики могут вести нормальную жизнь — ходить в школу, работать, создавать семьи, воспитывать детей.
Медицина разработала препараты, позволяющие предотвращать припадки и контролировать их, когда они происходят. Эти лекарства обычно даются людям в течение многих лет, а то и всей жизни, поэтому они могут вести нормальную, счастливую жизнь.
Морская болезнь связана с понятиями о равновесии и головокружении. Наши органы равновесия содержат жесткие волоски, окруженные жидкостью. Когда мы двигаемся в любом направлении, жидкость двигает волоски. Эти волоски посылают сигнал в мозг, который дает нам ощущение движения в данном направлении.
При нормальных условиях эта жидкость, которая называется лимфой, и движение волосков таковы, что наше тело легко может приспособиться к изменениям, и нам удается сохранять равновесие. Но что происходит на корабле? По мере того как палуба меняет положение у нас под ногами, наша лимфа тоже колышется вверх-вниз, из стороны в сторону.
Чувствительные волоски тоже колеблются из стороны в сторону. Поэтому сигналы, которые они посылают в мозг, тоже переключаются с одного на другой. Как только в мозг поступает какой-то «приказ», тут же следует другой, совершенно противоположный «приказ». Положение судна меняется так часто, что мозг получает сигналы, которые противоречат друг другу!
В результате наступает замешательство в этой части нашей нервной системы. Поэтому вскоре у нас появляется головокружение, головная боль, потемнение и искры в глазах, холодный пот, рвотные позывы и рвота — то есть все то, из чего и состоит морская болезнь.
К сожалению, единственным средством от морской болезни может быть приведение лимфы и органов равновесия в спокойное состояние или предотвращение такого положения, когда сигналы от органов равновесия оказывают на нас влияние. Все известные средства от морской болезни воздействуют на организм вторым способом. До сих пор неизвестно никакого средства, которое бы заставило волоски и лимфу остановить движение.
Следовательно, средство от морской болезни оказывает следующее воздействие: оно парализует часть мозга, по которой проходит сигнал; или парализует рвотный центр в мозгу; или снижает чувствительность определенных нервов.
Один из наиболее эффективных способов противостоять морской болезни — пойти на наиболее устойчивую часть корабля, в центр, и находиться там, стараясь как можно меньше двигаться. Важно помнить еще и то, что надо удерживаться от страхов, потому что страх и воображение только усиливают морскую болезнь!
При нормальных условиях эта жидкость, которая называется лимфой, и движение волосков таковы, что наше тело легко может приспособиться к изменениям, и нам удается сохранять равновесие. Но что происходит на корабле? По мере того как палуба меняет положение у нас под ногами, наша лимфа тоже колышется вверх-вниз, из стороны в сторону.
Чувствительные волоски тоже колеблются из стороны в сторону. Поэтому сигналы, которые они посылают в мозг, тоже переключаются с одного на другой. Как только в мозг поступает какой-то «приказ», тут же следует другой, совершенно противоположный «приказ». Положение судна меняется так часто, что мозг получает сигналы, которые противоречат друг другу!
В результате наступает замешательство в этой части нашей нервной системы. Поэтому вскоре у нас появляется головокружение, головная боль, потемнение и искры в глазах, холодный пот, рвотные позывы и рвота — то есть все то, из чего и состоит морская болезнь.
К сожалению, единственным средством от морской болезни может быть приведение лимфы и органов равновесия в спокойное состояние или предотвращение такого положения, когда сигналы от органов равновесия оказывают на нас влияние. Все известные средства от морской болезни воздействуют на организм вторым способом. До сих пор неизвестно никакого средства, которое бы заставило волоски и лимфу остановить движение.
Следовательно, средство от морской болезни оказывает следующее воздействие: оно парализует часть мозга, по которой проходит сигнал; или парализует рвотный центр в мозгу; или снижает чувствительность определенных нервов.
Один из наиболее эффективных способов противостоять морской болезни — пойти на наиболее устойчивую часть корабля, в центр, и находиться там, стараясь как можно меньше двигаться. Важно помнить еще и то, что надо удерживаться от страхов, потому что страх и воображение только усиливают морскую болезнь!