Деятельностный подход.

Энциклопедии » Энциклопедия заблуждений
Понятие деятельности является основополаг. для концепции, разработанной А. Н. Леонтьевым. Основной постулат заключается в идее неразрывности сознания и поведения. Согласно этой теории деятельность человека имеет сложную иерархическую структуру. Она состоит из верхнего уровня –уровень особых видов деятельности (связан с мотивами), затем следует уровень действий, затем уровень операций и самый низкий –уровень психофизиологических функций.
Действие – процесс направленный на реализацию цели (желаемого результата). Цель –это сознательный образ. выполняя какую-либо дет-ть человек держит у себя этот образ в сознании. Таким образом, действие это сознательное проявление активности человека (исключениями могут быть только психические нарушения, состояние аффекта).
Таким образом, выделяются 4 компонента действия:
1. акт сознания (постановка и удержание цели);
2. акт поведения (движение связанное с сознанием);
3. активность субъекта деят-ти;
4. выход деятельности на предметный и социальный мир (направленность деят-ти не только на биологический смысл деят-ти (добыча пищи), а на установление соц. контакта или создание предмета, не связанного с биологическими потребностями (творчество).
Каждое действие может быть выполнено по разному, то есть с помощью различных способов. Способ выполнения действия –операция. В различных условиях для достижения одних и тех же целей могут быть использованы разные операции. Поэтому цель в теории деятельности называется задачей. Главное свойство операций в том, что они почти или совсем не осознаются. В этом отличие от действий, связанных с осознанной целью и с контролем за выполнением. Уровень операций это уровень автоматических действий и навыков. Конечно, автоматизм достигается либо путем упражнений, либо это операции, основанные на рефлексах приспособления и адаптации к среде обитания (они не осознаются).
Под психофизиологическими функциями в теории деятельности подразумевается физиологические механизмы обеспечения психических процессов. Это способности к ощущению, моторные способности, мнемические способности, работа нервной системы и мозга. Психофизиологические функции генетически обусловлены.
Цель при выполнении действий рождается из потребностей и мотивов.
Потребность — исходная форма активности живых существ. В организме периодически возникают определенные состояния напряженности; они связаны с нехваткой веществ, требуемых для продолжения жизнедеятельности или предмета необходимого индивиду. Потребности делятся прежде всего на потребности первичные и потребности вторичные, то есть биологические и социальные:
• Биологические:относятся к естественным нуждам: это — потребности в воздухе, пище, воде, избегании боли, сексуальном удовлетворении.
• Социальные характеризуют человека как существо социальное; важнейшие из них — потребности в любви, сотрудничестве, автономии, агрессии, творчестве и пр.
Развитее потребности делится на 2 этапа:
• Как правило, если человек никогда не видел предмет, у него возникает напряжение, но он не понимает с чем это связано.
• Процесс «узнавания» потребностью своего предмета называется опредмечиванием.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.