Это ботаническая коллекция засушенных растений, оформленная и снабженная этикетками. В переводе с латинского слово «гербарий» значит «травник». Однако в гербарии могут быть не только травы, но и листья деревьев, и цветы.
Посмотрите весной на лесную поляну. Она покрыта сплошным ковром зелени, то здесь, то там яркие пятна цветов. А какое разнообразие травы составляет этот живой ковер! Пройдет месяц-другой, и многих из этих цветов и трав уже не будет. Зато появятся новые. А растения луга уже совершенно иные, чем на лесной поляне. На берегу реки или озера — опять другие. И, наверное, кто-то из вас захочет собирать коллекцию растений, но делать это самостоятельно нельзя. Вы можете ошибиться или сорвать растение, возможно уже занесенное в Красную книгу, или повредить его корень. Поэтому собирать гербарий надо с опытным специалистом, лучше с музейным работником, который знает, для какой цели нужна та или иная коллекция.
Для изучения разнообразия форм и видоизменений органов у растений собирают гербарий — морфологический. По хозяйственным признакам подбирают тематические гербарии, например: «Сорные травы», «Лекарственные растения». Представители всех видов растений края или области составят флористический гербарий. Если растения расположены в определенной системе по родам, по ботаническим семействам и т. д., то такой гербарий называют систематическим.
Собирая гербарий, выкапывают растение с корнем с помощью копалки, лопаты или ножа, освобождая корни от земли. Толстые корневища разрезают вдоль, чтобы они скорее высохли. Перочинным ножом срезают и ветки с деревьев или кустарников. Растения укладывают в экскурсионную папку, которая состоит из двух листов картона или фанеры с прорезями около углов. В них проде- вается широкая тесьма для завязывания папки.
Растения сушат в сложенных полулистах газетной бумаги — «сушильных рубашках». Между «рубашками» с растениями кладут специальные прокладки — целые газеты, сложенные вчетверо. Формат плотной бумаги для гербарных образцов —28—30х42—45 см. Для сушки применяется пресс — две деревянные рамки (30х45 см или 35х50 см), на которые натянуты металлические сетки. Пресс стягивают шнуром или ремнями.
Между листьями, которые ложатся друг на друга, кладут прослойки из бумаги. Под крупные и нежные цветки — тонкий слой ваты. На черновой этикетке проставляется порядковый номер, заменяющий название растения, пока оно не определено. Для краеведческого стенда или музея записывается местное народное название растения. При сборе гербария указывают рельеф, почву, степень увлажнения, условия освещения, характер распространения, пункт, где оно взято, дату, подписи взявшего растение и определившего его.
Когда растение высохнет и его при- обретенная в прессе форма уже не изменится, значит, оно пригодно для монтировки. На листе монтируется только один вид — в одном или нескольких экземплярах. Растение приклеивают к листу полосками бумаги.
Правильно собранный и хорошо оформленный гербарий — ценный экспонат краеведческого музея. Гер- барии помогают лучше узнавать родной край, разумно использовать и охранять его растительный мир.
Посмотрите весной на лесную поляну. Она покрыта сплошным ковром зелени, то здесь, то там яркие пятна цветов. А какое разнообразие травы составляет этот живой ковер! Пройдет месяц-другой, и многих из этих цветов и трав уже не будет. Зато появятся новые. А растения луга уже совершенно иные, чем на лесной поляне. На берегу реки или озера — опять другие. И, наверное, кто-то из вас захочет собирать коллекцию растений, но делать это самостоятельно нельзя. Вы можете ошибиться или сорвать растение, возможно уже занесенное в Красную книгу, или повредить его корень. Поэтому собирать гербарий надо с опытным специалистом, лучше с музейным работником, который знает, для какой цели нужна та или иная коллекция.
Для изучения разнообразия форм и видоизменений органов у растений собирают гербарий — морфологический. По хозяйственным признакам подбирают тематические гербарии, например: «Сорные травы», «Лекарственные растения». Представители всех видов растений края или области составят флористический гербарий. Если растения расположены в определенной системе по родам, по ботаническим семействам и т. д., то такой гербарий называют систематическим.
Собирая гербарий, выкапывают растение с корнем с помощью копалки, лопаты или ножа, освобождая корни от земли. Толстые корневища разрезают вдоль, чтобы они скорее высохли. Перочинным ножом срезают и ветки с деревьев или кустарников. Растения укладывают в экскурсионную папку, которая состоит из двух листов картона или фанеры с прорезями около углов. В них проде- вается широкая тесьма для завязывания папки.
Растения сушат в сложенных полулистах газетной бумаги — «сушильных рубашках». Между «рубашками» с растениями кладут специальные прокладки — целые газеты, сложенные вчетверо. Формат плотной бумаги для гербарных образцов —28—30х42—45 см. Для сушки применяется пресс — две деревянные рамки (30х45 см или 35х50 см), на которые натянуты металлические сетки. Пресс стягивают шнуром или ремнями.
Между листьями, которые ложатся друг на друга, кладут прослойки из бумаги. Под крупные и нежные цветки — тонкий слой ваты. На черновой этикетке проставляется порядковый номер, заменяющий название растения, пока оно не определено. Для краеведческого стенда или музея записывается местное народное название растения. При сборе гербария указывают рельеф, почву, степень увлажнения, условия освещения, характер распространения, пункт, где оно взято, дату, подписи взявшего растение и определившего его.
Когда растение высохнет и его при- обретенная в прессе форма уже не изменится, значит, оно пригодно для монтировки. На листе монтируется только один вид — в одном или нескольких экземплярах. Растение приклеивают к листу полосками бумаги.
Правильно собранный и хорошо оформленный гербарий — ценный экспонат краеведческого музея. Гер- барии помогают лучше узнавать родной край, разумно использовать и охранять его растительный мир.
Слово «герб» происходит от немецкого «эрбе» — наследство. Гербом называют изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города. В старину гербы имели также дворянские роды и отдельные лица.
Гербы появились очень давно. Они найдены на монетах, медалях и печатях древних государств и городов. Так, гербом шумерских государств, существовавших более четырех тысяч лет назад, был орел с львиной головой, гербом Древнего Египта — змея, Персии — орел, Армении — лев, увенчанный короной, Афин — сова, Коринфа — крылатый конь, острова Родос — роза. На шлеме Александра Македонского был изображен морской конек.
В средние века возникли гербы многих городов Европы: красная лилия Флоренции, ладья Парижа, крест и меч Лондона и много других.
Старинные гербы русских городов рассказывают потомкам о красоте и богатстве родной земли, о ратных подвигах, о народных сказаниях и легендах. При этом значение имеют не только изображенные на гербе фигуры, но и цвет фона. В русских гербах голубой цвет выражал красоту и величие, зеленый — изобилие, красный — мужество и храбрость.
Вот герб Москвы: на красном поле всадник в серебряных доспехах и лазо- ревом плаще. Привстав на стременах, он вонзает длинное копье в золотое тело дракона с зелеными крыльями. Раньше Москва имела другой герб: тоже всадник, но не с копьем, а с ловчим соколом на руке. Этот «мирный» всадник вполне соответствовал тогдашней Москве, еще не окрепшей для борьбы с Золотой Ордой. Воин с копьем, поражающий дракона, появился после битвы московского князя Дмитрия Донского с монголо-татарскими полчищами на Куликовом поле. Он показывает в условной форме и знаменитое сражение, и начало создания независимого Русского государства.
Этот герб чеканился и на монетах. Некоторые историки считают, что такие монеты Московского княжества могли, по всаднику с копьем, называться «копейными деньгами», а позже — просто «копейками». Впрочем, есть и другие мнения о происхождении слова «копейка».
Позже, при Иване III, Москва становится центром Русского государства. Иван III женится на племяннице византийского императора. Вскоре Византия — центр Восточной Римской империи — гибнет под ударами завоевателей-турок. И тогда Иван III принимает в качестве своего герба изображение византийского двуглавого орла. В гербе Византии две головы орла показывали два центра Римской империи: восточный (Византию) и западный (Рим). В гербе Московии (так тогда называлась Россия) двуглавый орел стал означать, что Москва пришла на смену Византии, сделалась «третьим Римом». Но на груди орла появляется щит с рисунком воинственного всадника — неизменный герб Москвы.
Одним из древнейших считается герб Киева. На голубом поле стоит архангел Михаил в серебряном одеянии и вооружении, с пламенеющим мечом и серебряным щитом. Киев был центром единения древнерусских племен. В образе святого запечатлены черты смелого воина, отстаивающего свою землю от врагов.
Некоторые из языческих племен, живших в Поволжье, считали своим предком и покровителем медведя. Память об этом отразилась и в гербах поволжских городов. Так, в гербе Ярославля изображен медведь, несущий на плече секиру. Интересно, что сейчас фигура медведя украшает грузовые автомобили Ярославского завода.
И в гербе города Пермь изображен медведь, но идущий на четырех лапах. И когда в Пермской земле христианство окончательно победило языческий культ медведя, на спину зверя водрузили Евангелие, а сверху поставили крест.
Племена, жившие на месте Нижнего Новгорода, поклонялись оленю. И в гербе этого города сохранился олень. Кстати, теперь он тоже стал «товарным знаком» выпускаемых здесь автомобилей.
Город Тула с давних пор известен как кузница русского оружия. И в его гербе — два перекрещенных клинка, ружейный ствол и два молота. А город Бийск прославился как один из центров добычи руд. И на его гербе показан разрез шахты в золотой горе.
Много еще интересного могут рас- сказать гербы стран, городов, дворян- ских фамилий. Изучением и объяснением гербов, составлением новых занимается специальная наука — геральдика.
Древние гербы городов Смоленска, Москвы, Киева, Суздаля.
Гербы появились очень давно. Они найдены на монетах, медалях и печатях древних государств и городов. Так, гербом шумерских государств, существовавших более четырех тысяч лет назад, был орел с львиной головой, гербом Древнего Египта — змея, Персии — орел, Армении — лев, увенчанный короной, Афин — сова, Коринфа — крылатый конь, острова Родос — роза. На шлеме Александра Македонского был изображен морской конек.
В средние века возникли гербы многих городов Европы: красная лилия Флоренции, ладья Парижа, крест и меч Лондона и много других.
Старинные гербы русских городов рассказывают потомкам о красоте и богатстве родной земли, о ратных подвигах, о народных сказаниях и легендах. При этом значение имеют не только изображенные на гербе фигуры, но и цвет фона. В русских гербах голубой цвет выражал красоту и величие, зеленый — изобилие, красный — мужество и храбрость.
Вот герб Москвы: на красном поле всадник в серебряных доспехах и лазо- ревом плаще. Привстав на стременах, он вонзает длинное копье в золотое тело дракона с зелеными крыльями. Раньше Москва имела другой герб: тоже всадник, но не с копьем, а с ловчим соколом на руке. Этот «мирный» всадник вполне соответствовал тогдашней Москве, еще не окрепшей для борьбы с Золотой Ордой. Воин с копьем, поражающий дракона, появился после битвы московского князя Дмитрия Донского с монголо-татарскими полчищами на Куликовом поле. Он показывает в условной форме и знаменитое сражение, и начало создания независимого Русского государства.
Этот герб чеканился и на монетах. Некоторые историки считают, что такие монеты Московского княжества могли, по всаднику с копьем, называться «копейными деньгами», а позже — просто «копейками». Впрочем, есть и другие мнения о происхождении слова «копейка».
Позже, при Иване III, Москва становится центром Русского государства. Иван III женится на племяннице византийского императора. Вскоре Византия — центр Восточной Римской империи — гибнет под ударами завоевателей-турок. И тогда Иван III принимает в качестве своего герба изображение византийского двуглавого орла. В гербе Византии две головы орла показывали два центра Римской империи: восточный (Византию) и западный (Рим). В гербе Московии (так тогда называлась Россия) двуглавый орел стал означать, что Москва пришла на смену Византии, сделалась «третьим Римом». Но на груди орла появляется щит с рисунком воинственного всадника — неизменный герб Москвы.
Одним из древнейших считается герб Киева. На голубом поле стоит архангел Михаил в серебряном одеянии и вооружении, с пламенеющим мечом и серебряным щитом. Киев был центром единения древнерусских племен. В образе святого запечатлены черты смелого воина, отстаивающего свою землю от врагов.
Некоторые из языческих племен, живших в Поволжье, считали своим предком и покровителем медведя. Память об этом отразилась и в гербах поволжских городов. Так, в гербе Ярославля изображен медведь, несущий на плече секиру. Интересно, что сейчас фигура медведя украшает грузовые автомобили Ярославского завода.
И в гербе города Пермь изображен медведь, но идущий на четырех лапах. И когда в Пермской земле христианство окончательно победило языческий культ медведя, на спину зверя водрузили Евангелие, а сверху поставили крест.
Племена, жившие на месте Нижнего Новгорода, поклонялись оленю. И в гербе этого города сохранился олень. Кстати, теперь он тоже стал «товарным знаком» выпускаемых здесь автомобилей.
Город Тула с давних пор известен как кузница русского оружия. И в его гербе — два перекрещенных клинка, ружейный ствол и два молота. А город Бийск прославился как один из центров добычи руд. И на его гербе показан разрез шахты в золотой горе.
Много еще интересного могут рас- сказать гербы стран, городов, дворян- ских фамилий. Изучением и объяснением гербов, составлением новых занимается специальная наука — геральдика.
Древние гербы городов Смоленска, Москвы, Киева, Суздаля.
Так звали величайшего героя мифов Древней Греции. Он был сыном кра- савицы Алкмены и Зевса — главного бога древних греков. Свой первый подвиг Геракл совершил, едва родившись на свет. Ночью, когда все спали, в колыбель к новорожденному заползли две огромные змеи. Но малютка Геракл проснулся, схватил змей за шеи и задушил их.
Увидев необычайную силу младенца, его приемный отец Амфитрион дал Гераклу воспитание, достойное героя. Мальчика обучали грамоте, пению и игре на кифаре — струнном инструменте древних греков. Но гораздо лучше были успехи Геракла в борьбе, стрельбе из лука и владении копьем и мечом. Геракл вырос на целую голову выше всех, а силой с ним не мог сравняться ни один человек. Глаза его светились необычайным, божественным светом. Вскоре Геракл убил грозного льва и снял с него шкуру. Он накинул ее, как плащ, на свои могучие плечи, а лапы связал у себя на груди. Шкура с головы льва служила Гераклу шлемом. Он вырвал из земли целое дерево и сделал себе огромную палицу — боевую дубину. Боги позаботились о снаряжении юного героя. Гермес подарил ему меч, Аполлон — лук и стрелы, Гефест выковал золотой панцирь, а мудрая Афина соткала одежду.
Возмужав, Геракл совершил много удивительных подвигов. Он разбивал вражеские войска, убивал насильников, притеснявших его народ, уничтожал чудовищных львов, кабанов, хищных птиц, укрощал бешеных быков, побеждал грозных великанов. Он убил лернейскую гидру — чудовище с телом змеи и девятью огнедышащими головами, добыл золотые яблоки Гесперид, поймал златорогую керинейскую лань, одолел грозного великана Антея — сына Земли. Антей был непобедим в борьбе, потому что мать-земля все время давала ему новые силы. Но Геракл оторвал Антея от земли, поднял над собой и задушил. Геракл уничтожил и грозных титанов, с которыми не могли справиться даже бессмертные боги.
Врагам удалось одолеть Геракла только хитростью, пропитав его одежду ядом. Умирая, Геракл воскликнул: «Мужи Греции!.. Ради вас я очистил землю и море от чудовищ и зла...» В награду за великие подвиги Зевс вознес Геракла на Олимп, где жили боги, и самого его сделал бессмертным богом.
Миф о Геракле перешел от греков к другому великому народу древности — римлянам. Те назвали Геракла на свой манер: Геркулесом. От римлян этот миф унаследовали другие народы. Некоторые даже называли именем героя своих мальчиков. Так, у грузин есть имя Ираклий, у французов — Эркюль (сокращенное Херкюлюс — Геркулес). О Геракле писали поэты разных народов, его подвиги изображали художники. Имя «Геркулес» дали особой овсяной крупе, очень полезной для детского питания. Попал Геракл и на небеса: одно из созвездий названо именем Геркулеса, а рядом с ним светится созвездие Гидры.
Почему же доныне так популярен, так любим герой древних греков? Жизнь древних народов была очень трудна. Дикие животные разоряли их поля, убивали скот и людей. Воинственные племена нападали на мирные селения и угоняли людей в рабство. Их косили страшные болезни, с которыми они не умели бороться. Многие народы погибли, исчезли с лица земли. Но на смену им приходили новые, еще более мужествен- ные, еще более упорные и трудолю- бивые. Год за годом, век за веком обживали они землю, возделывали поля, строили города, переплывали моря, истребляли опасных хищников. И всегда люди мечтали о богатырях, совершающих сказочные подвиги.
Гильгамеш вавилонян, Мелькарт финикийцев — народов, живших до древних греков, — во многом похожи на Геракла. Герои русских народных сказок тоже побеждали Бабу Ягу, Кащея Бессмертного, одолевали нечистую силу, убивали Змея Горыныча — близкого родственника лер-нейской гидры. И такие герои живут в преданиях едва ли не каждого народа.
Конечно, эти герои вымышлены, они не существовали в действительности. Но их главные подвиги — покорение природы, обуздание враждебных человеку сил — всё же были совершены. И совершили их своим незаметным, повседневным трудом бесчисленные поколения самых простых, обычных, рядовых людей. Поэтому, воспевая подвиги Геракла и других сказочных героев, мы воспеваем труды и свершения длинного ряда наших предков, ряда, начало которого теряется во мгле тысячелетий.
Увидев необычайную силу младенца, его приемный отец Амфитрион дал Гераклу воспитание, достойное героя. Мальчика обучали грамоте, пению и игре на кифаре — струнном инструменте древних греков. Но гораздо лучше были успехи Геракла в борьбе, стрельбе из лука и владении копьем и мечом. Геракл вырос на целую голову выше всех, а силой с ним не мог сравняться ни один человек. Глаза его светились необычайным, божественным светом. Вскоре Геракл убил грозного льва и снял с него шкуру. Он накинул ее, как плащ, на свои могучие плечи, а лапы связал у себя на груди. Шкура с головы льва служила Гераклу шлемом. Он вырвал из земли целое дерево и сделал себе огромную палицу — боевую дубину. Боги позаботились о снаряжении юного героя. Гермес подарил ему меч, Аполлон — лук и стрелы, Гефест выковал золотой панцирь, а мудрая Афина соткала одежду.
Возмужав, Геракл совершил много удивительных подвигов. Он разбивал вражеские войска, убивал насильников, притеснявших его народ, уничтожал чудовищных львов, кабанов, хищных птиц, укрощал бешеных быков, побеждал грозных великанов. Он убил лернейскую гидру — чудовище с телом змеи и девятью огнедышащими головами, добыл золотые яблоки Гесперид, поймал златорогую керинейскую лань, одолел грозного великана Антея — сына Земли. Антей был непобедим в борьбе, потому что мать-земля все время давала ему новые силы. Но Геракл оторвал Антея от земли, поднял над собой и задушил. Геракл уничтожил и грозных титанов, с которыми не могли справиться даже бессмертные боги.
Врагам удалось одолеть Геракла только хитростью, пропитав его одежду ядом. Умирая, Геракл воскликнул: «Мужи Греции!.. Ради вас я очистил землю и море от чудовищ и зла...» В награду за великие подвиги Зевс вознес Геракла на Олимп, где жили боги, и самого его сделал бессмертным богом.
Миф о Геракле перешел от греков к другому великому народу древности — римлянам. Те назвали Геракла на свой манер: Геркулесом. От римлян этот миф унаследовали другие народы. Некоторые даже называли именем героя своих мальчиков. Так, у грузин есть имя Ираклий, у французов — Эркюль (сокращенное Херкюлюс — Геркулес). О Геракле писали поэты разных народов, его подвиги изображали художники. Имя «Геркулес» дали особой овсяной крупе, очень полезной для детского питания. Попал Геракл и на небеса: одно из созвездий названо именем Геркулеса, а рядом с ним светится созвездие Гидры.
Почему же доныне так популярен, так любим герой древних греков? Жизнь древних народов была очень трудна. Дикие животные разоряли их поля, убивали скот и людей. Воинственные племена нападали на мирные селения и угоняли людей в рабство. Их косили страшные болезни, с которыми они не умели бороться. Многие народы погибли, исчезли с лица земли. Но на смену им приходили новые, еще более мужествен- ные, еще более упорные и трудолю- бивые. Год за годом, век за веком обживали они землю, возделывали поля, строили города, переплывали моря, истребляли опасных хищников. И всегда люди мечтали о богатырях, совершающих сказочные подвиги.
Гильгамеш вавилонян, Мелькарт финикийцев — народов, живших до древних греков, — во многом похожи на Геракла. Герои русских народных сказок тоже побеждали Бабу Ягу, Кащея Бессмертного, одолевали нечистую силу, убивали Змея Горыныча — близкого родственника лер-нейской гидры. И такие герои живут в преданиях едва ли не каждого народа.
Конечно, эти герои вымышлены, они не существовали в действительности. Но их главные подвиги — покорение природы, обуздание враждебных человеку сил — всё же были совершены. И совершили их своим незаметным, повседневным трудом бесчисленные поколения самых простых, обычных, рядовых людей. Поэтому, воспевая подвиги Геракла и других сказочных героев, мы воспеваем труды и свершения длинного ряда наших предков, ряда, начало которого теряется во мгле тысячелетий.
Геометрия — важный раздел матема- тики. Ее возникновение уходит в глубь тысячелетий и связано прежде всего с развитием ремесел, культуры, искусств, с трудовой деятельностью человека и наблюдением окружающего мира. Об этом свидетельствуют названия геометрических фигур. Например, название фигуры «трапеция» происходит от греческого слова «трапезион» (столик), от которого произошли также слово «трапеза» и другие родственные слова. От греческого слова «конос» (сосновая шишка) произошло название «конус», а термин «линия» возник от латинского «линум» (льняная нить).
И факты геометрии сначала имели опытное происхождение. Еще 5 тыс. лет назад древние египтяне знали, что если сделать на веревке 12 узелков на равных расстояниях и натянуть ее в форме треугольника, то получится прямой угол. И это было очень важно для правильной разметки плодородных земель в долине Нила. В египетских папирусах и вавилонских клинописных таблицах того времени мы находим другие геометрические факты, найденные опытным путем при измерении земельных участков, постройке зданий и т.д.
А в 5-м в. до н.э. произошел решительный поворот в развитии геометрии. И связан он с именем Фалеса, уроженца города Милет. Этот купец в свободное время занимался математикой. И сделал величайшее открытие: обнаружил, что многие геометрические закономерности можно получать не опытным путем, а с помощью рассуждения (доказательства). Вот некоторые факты, подмеченные Фалесом.
На рисунке 3 изображены вертикальные углы. Если повернуть плоскость вокруг точки О на 180 , то луч О А перейдет в ОС, а луч OВ — в луч OD. Следовательно, угол 1 совместится с углом 2, и поэтому они равны. Равенство вертикальных углов — одна из теорем, доказанных Фалесом.
Вот еще пример. На рисунке 2 прямые а и b параллельны. Если чертеж повернуть на 180 вокруг середины отрезка АВ, то отрезок ОА перейдет в OВ, а прямая а — в параллельную ей прямую, т. е. в прямую b. Следовательно, угол 1 перейдет в угол 2, и потому эти углы равны. Это формулируют так: накрест лежащие углы, получающиеся при пересечении двух параллельных прямых третьей прямой, равны.
Фалес доказал и ряд других теорем. Благодаря его открытию геометрия к 3- му в. до н. э. становится наукой, в которой имеется небольшое число аксиом (первоначальных предположений), а все остальные факты (теоремы) устанавливаются с помощью доказательств.
За Фалесом большой вклад в развитие геометрии внесли Евдокс, Евклид, Архимед.
И, вообще, говоря словами великого итальянского ученого Г. Галилея, «геометрия является самым могу- щественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать».
Если намотать вплотную (в виде спирали) веревку сначала на полусферу, а затем свернуть ее внутри круга такого же радиуса (рисунок), то окажется, что для полусферы нужна веревка вдвое длиннее. Это показывает, что площадь полусферы в два раза больше круга. Конечно, это не доказательство, а лишь опытное подтверждение данного факта. Но греческие ученые нашли и математи- ческое доказательство.
Древнегреческий ученый Эратосфен с помощью геометрии измерил длину окружности земного шара. Он обнаружил, что, когда Солнце стоит в Сиене (Африка) над головой, в Александрии, расположенной в 800 км, оно отклоняется от вертикали на 7 . Эратосфен заключил, что из центра Земли Солнце видно под углом 7 и, сле- довательно, окружность земного шара равна 360:7 х 800=41 140 км.
Свыше двух тысячелетий Евклид, давший особенно удачное и стройное изложение геометрии, был непрере- каемым законодателем в этой области математики. Немецкий философ И. Кант считал геометрию Евклида единственно возможной.
Было, однако, место в евклидовом изложении геометрии, которое не удовлетворяло математиков. Это единственность параллельной к данной прямой, которую можно провести в плоскости через данную точку А. Евклид считал это положение аксиомой, некоторые математики пытались доказать этот факт как теорему. Однако проходили века, а доказательства найти не удалось. Решил загадку параллельности профессор Казанского университета Н. И. Лобачевский, который опубликовал свое открытие в 1826 г. Несколько позже к тем же выводам пришли венгерский математик Янош Бояи и немецкий «король математики» К. Гаусс. Эти ученые установили, что единственность параллельной невозможно доказать как теорему. Ведь если допустить возможность провести через точку более одной прямой, не пересекающейся с данной, то мы придем к другой геометрии, неевклидовой, в которой, однако, не будет никаких противоречий. Эту геометрию называют сегодня геометрией Лобачевского.
Заменив аксиому параллельности противоположным утверждением (при сохранении остальных аксиом Евклида), мы придем к новой геометрии, которая во многом не согласуется с нашими привычными наглядными представлениями, но тем не менее не содержит никаких логических противоречий. Все трое ученых не только были убеждены в справедливости этой идеи, но и доказали десятки теорем неевклидовой геометрии. Особенно существенно развил ее Лобачевский.
В геометрии Лобачевского сумма углов любого треугольника меньше 180 . Два перпендикуляра к одной прямой все дальше отходят друг от друга. И еще много фактов есть в этой геометрии, не похожих на те, о которых говорится в школьных учебниках. И все же никаких противоречий в этой геометрии нет. А вскоре математики открыли много других геометрий. И все они нужны. А евклидова геометрия, которую изучают в школе, — самая простая из всех и в то же время самая нужная.
Геометрические знания широко применяются в жизни — в быту, на производстве, в науке. При покупке обоев надо знать площадь стен комнаты; при определении расстояния до предмета, наблюдаемого с двух точек зрения, нужно пользоваться известными вам теоремами; при изготовлении технических чертежей — выполнять геометрические построения. И если ты, юный читатель, хорошо изучил курс геометрии, то не останешься безоружным, когда при решении практических задач потребуется при- менить геометрические теоремы или формулы.
Подробно о геометрии читайте в книге: Депман И. Я. Мир чисел. Л.: Дет. лит., 1982. С. 14—21, 34-46.
И факты геометрии сначала имели опытное происхождение. Еще 5 тыс. лет назад древние египтяне знали, что если сделать на веревке 12 узелков на равных расстояниях и натянуть ее в форме треугольника, то получится прямой угол. И это было очень важно для правильной разметки плодородных земель в долине Нила. В египетских папирусах и вавилонских клинописных таблицах того времени мы находим другие геометрические факты, найденные опытным путем при измерении земельных участков, постройке зданий и т.д.
А в 5-м в. до н.э. произошел решительный поворот в развитии геометрии. И связан он с именем Фалеса, уроженца города Милет. Этот купец в свободное время занимался математикой. И сделал величайшее открытие: обнаружил, что многие геометрические закономерности можно получать не опытным путем, а с помощью рассуждения (доказательства). Вот некоторые факты, подмеченные Фалесом.
На рисунке 3 изображены вертикальные углы. Если повернуть плоскость вокруг точки О на 180 , то луч О А перейдет в ОС, а луч OВ — в луч OD. Следовательно, угол 1 совместится с углом 2, и поэтому они равны. Равенство вертикальных углов — одна из теорем, доказанных Фалесом.
Вот еще пример. На рисунке 2 прямые а и b параллельны. Если чертеж повернуть на 180 вокруг середины отрезка АВ, то отрезок ОА перейдет в OВ, а прямая а — в параллельную ей прямую, т. е. в прямую b. Следовательно, угол 1 перейдет в угол 2, и потому эти углы равны. Это формулируют так: накрест лежащие углы, получающиеся при пересечении двух параллельных прямых третьей прямой, равны.
Фалес доказал и ряд других теорем. Благодаря его открытию геометрия к 3- му в. до н. э. становится наукой, в которой имеется небольшое число аксиом (первоначальных предположений), а все остальные факты (теоремы) устанавливаются с помощью доказательств.
За Фалесом большой вклад в развитие геометрии внесли Евдокс, Евклид, Архимед.
И, вообще, говоря словами великого итальянского ученого Г. Галилея, «геометрия является самым могу- щественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать».
Если намотать вплотную (в виде спирали) веревку сначала на полусферу, а затем свернуть ее внутри круга такого же радиуса (рисунок), то окажется, что для полусферы нужна веревка вдвое длиннее. Это показывает, что площадь полусферы в два раза больше круга. Конечно, это не доказательство, а лишь опытное подтверждение данного факта. Но греческие ученые нашли и математи- ческое доказательство.
Древнегреческий ученый Эратосфен с помощью геометрии измерил длину окружности земного шара. Он обнаружил, что, когда Солнце стоит в Сиене (Африка) над головой, в Александрии, расположенной в 800 км, оно отклоняется от вертикали на 7 . Эратосфен заключил, что из центра Земли Солнце видно под углом 7 и, сле- довательно, окружность земного шара равна 360:7 х 800=41 140 км.
Свыше двух тысячелетий Евклид, давший особенно удачное и стройное изложение геометрии, был непрере- каемым законодателем в этой области математики. Немецкий философ И. Кант считал геометрию Евклида единственно возможной.
Было, однако, место в евклидовом изложении геометрии, которое не удовлетворяло математиков. Это единственность параллельной к данной прямой, которую можно провести в плоскости через данную точку А. Евклид считал это положение аксиомой, некоторые математики пытались доказать этот факт как теорему. Однако проходили века, а доказательства найти не удалось. Решил загадку параллельности профессор Казанского университета Н. И. Лобачевский, который опубликовал свое открытие в 1826 г. Несколько позже к тем же выводам пришли венгерский математик Янош Бояи и немецкий «король математики» К. Гаусс. Эти ученые установили, что единственность параллельной невозможно доказать как теорему. Ведь если допустить возможность провести через точку более одной прямой, не пересекающейся с данной, то мы придем к другой геометрии, неевклидовой, в которой, однако, не будет никаких противоречий. Эту геометрию называют сегодня геометрией Лобачевского.
Заменив аксиому параллельности противоположным утверждением (при сохранении остальных аксиом Евклида), мы придем к новой геометрии, которая во многом не согласуется с нашими привычными наглядными представлениями, но тем не менее не содержит никаких логических противоречий. Все трое ученых не только были убеждены в справедливости этой идеи, но и доказали десятки теорем неевклидовой геометрии. Особенно существенно развил ее Лобачевский.
В геометрии Лобачевского сумма углов любого треугольника меньше 180 . Два перпендикуляра к одной прямой все дальше отходят друг от друга. И еще много фактов есть в этой геометрии, не похожих на те, о которых говорится в школьных учебниках. И все же никаких противоречий в этой геометрии нет. А вскоре математики открыли много других геометрий. И все они нужны. А евклидова геометрия, которую изучают в школе, — самая простая из всех и в то же время самая нужная.
Геометрические знания широко применяются в жизни — в быту, на производстве, в науке. При покупке обоев надо знать площадь стен комнаты; при определении расстояния до предмета, наблюдаемого с двух точек зрения, нужно пользоваться известными вам теоремами; при изготовлении технических чертежей — выполнять геометрические построения. И если ты, юный читатель, хорошо изучил курс геометрии, то не останешься безоружным, когда при решении практических задач потребуется при- менить геометрические теоремы или формулы.
Подробно о геометрии читайте в книге: Депман И. Я. Мир чисел. Л.: Дет. лит., 1982. С. 14—21, 34-46.
В недрах Земли есть нефть, уголь, руды металлов, строительные материалы и драгоценные камни, вода. Изучают и находят эти богатства геологи.
Настоящему разведчику земных недр нужна немалая физическая сила и выносливость, смелость и настойчивость. Ему приходится жить в палатках. Сотни километров проходить пешком, переплывать бурные реки, с тяжелыми рюкзаками карабкаться по кручам. Главный закон жизни геолога — дружба, взаимовыручка.
Раньше поиск земных богатств вели с помощью кирки, лопаты, бура. Теперь геологу помогают заглянуть в глубь Земли сложные приборы. К его услугам самолет, вездеход, вертолет. Многие расчеты выполняют компьютеры.
Геология — наука о земной коре — очень сложна. Геологу нужно знать физику и химию, географию и биологию, математику и историю. Геолог — это не только человек с рюкзаком за плечами и молотком в руке. Много времени проводит он среди приборов, у микроскопа. За письменным столом. Сравниваются сведения о тысячах образцов пород, результаты исследований других ученых. Состав- ляются схемы, таблицы, подробные карты. И в результате долгой, кропот- ливой работы многих людей наконец рождается вывод: где лежит нужный людям минерал, много ли его, как к нему удобнее подступиться. Первое в России геологоразведочное учреждение организовал Петр I в 1700 г. «Берг- коллегии» — так оно называлось — подчинялись тогда государственные рудные заводы.
До начала нашего столетия были изучены недра едва десятой части Рос- сии. Отдаленные и малодоступные районы оставались неисследованными.
В наше время геологи изучили недра большей части территории страны.
Прочитайте книгу: Лагунов К. Я. Как искали в Тюмени нефть. М.: Малыш, 1981.
Настоящему разведчику земных недр нужна немалая физическая сила и выносливость, смелость и настойчивость. Ему приходится жить в палатках. Сотни километров проходить пешком, переплывать бурные реки, с тяжелыми рюкзаками карабкаться по кручам. Главный закон жизни геолога — дружба, взаимовыручка.
Раньше поиск земных богатств вели с помощью кирки, лопаты, бура. Теперь геологу помогают заглянуть в глубь Земли сложные приборы. К его услугам самолет, вездеход, вертолет. Многие расчеты выполняют компьютеры.
Геология — наука о земной коре — очень сложна. Геологу нужно знать физику и химию, географию и биологию, математику и историю. Геолог — это не только человек с рюкзаком за плечами и молотком в руке. Много времени проводит он среди приборов, у микроскопа. За письменным столом. Сравниваются сведения о тысячах образцов пород, результаты исследований других ученых. Состав- ляются схемы, таблицы, подробные карты. И в результате долгой, кропот- ливой работы многих людей наконец рождается вывод: где лежит нужный людям минерал, много ли его, как к нему удобнее подступиться. Первое в России геологоразведочное учреждение организовал Петр I в 1700 г. «Берг- коллегии» — так оно называлось — подчинялись тогда государственные рудные заводы.
До начала нашего столетия были изучены недра едва десятой части Рос- сии. Отдаленные и малодоступные районы оставались неисследованными.
В наше время геологи изучили недра большей части территории страны.
Прочитайте книгу: Лагунов К. Я. Как искали в Тюмени нефть. М.: Малыш, 1981.
География — одна из древнейших наук. Она изучает поверхность Земли, где существует жизнь и откуда человек получает все необходимое для своего существования.
С незапамятных времен в людях жила потребность узнать, что там находится за далекими лесами, морями, горами. Потом появилась необходимость описать близкие и далекие земли. Недаром название этой науки включает два слова из языка древних греков: «гео» — Земля и «графе» — описываю.
История людей — это история заселения ими нашей планеты, история открытия и освоения новых земель, которая продолжалась много тысячелетий. Недаром время с конца 15 в. до середины 17-го в. назвали эпохой Великих географических открытий.
В 20-м в. многие считали, что с карты нашей маленькой голубой и зеленой планеты стерты все «белые пятна», что больше нет неизвестных земель. Стали говорить, что из географии навсегда ушли романтика путешествий и открытий, что она исчерпала себя.
Но это совсем не правильно. В наши дни перед географией стоят новые задачи: эта наука непосредственно помогает человечеству выжить. К 1987 г. население Земли превысило 5 млрд. человек, а к 2000 г. прибавится еще миллиард жителей. Во всех странах отношения человека и природы становятся все более сложными и напряженными. На протяжении нашего 20-го в. производство во всем мире выросло примерно в 18 раз. Ныне в среднем каждому человеку — взрослому или ребенку — нужно для жизни 20 т всевозможных ресурсов в год, и это не считая воды и кислорода воздуха. Под натиском могучих машин уничтожаются леса, теряет плодородие почва. Загрязняется воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем. Вместе с другими науками, используя все свои достижения и новые данные, в том числе данные космических исследований, география должна научить людей бережно относиться к природе, к ее далеко не бесконечным ресурсам. Любовь к Родине начинается с любви к земле, где вы родились, жили и трудились. Забота о природе, о всех людях начинается с вашего бережного и любовного отношения к каждому ручейку, каждому кусту и дереву, к вашему селу или городу.
Современная география описывает каждое из более чем 200 государств мира и населяющие их народы, природу, хозяйство. Это очень важно для того, чтобы узнать современный мир, где все страны тесно связаны между собой, а многоликое человечество становится все более единым.
На протяжении 25—30 лет география из науки преимущественно описательной стала наукой созидательной. Она все более активно участвует в том, чтобы сохранить и даже приумножить силы природы Земли — нашего общего дома. «Нам и внукам» — такой лозунг выдвинули географы планеты. И не только внукам — всем будущим поколениям жителей Земли.
Более века назад Ф. Энгельс написал в письме, что для того, чтобы вырос всесторонне образованный человек, надо учить его истории и географии. Задумайтесь над этими словами. И постарайтесь понять живую душу географии.
С незапамятных времен в людях жила потребность узнать, что там находится за далекими лесами, морями, горами. Потом появилась необходимость описать близкие и далекие земли. Недаром название этой науки включает два слова из языка древних греков: «гео» — Земля и «графе» — описываю.
История людей — это история заселения ими нашей планеты, история открытия и освоения новых земель, которая продолжалась много тысячелетий. Недаром время с конца 15 в. до середины 17-го в. назвали эпохой Великих географических открытий.
В 20-м в. многие считали, что с карты нашей маленькой голубой и зеленой планеты стерты все «белые пятна», что больше нет неизвестных земель. Стали говорить, что из географии навсегда ушли романтика путешествий и открытий, что она исчерпала себя.
Но это совсем не правильно. В наши дни перед географией стоят новые задачи: эта наука непосредственно помогает человечеству выжить. К 1987 г. население Земли превысило 5 млрд. человек, а к 2000 г. прибавится еще миллиард жителей. Во всех странах отношения человека и природы становятся все более сложными и напряженными. На протяжении нашего 20-го в. производство во всем мире выросло примерно в 18 раз. Ныне в среднем каждому человеку — взрослому или ребенку — нужно для жизни 20 т всевозможных ресурсов в год, и это не считая воды и кислорода воздуха. Под натиском могучих машин уничтожаются леса, теряет плодородие почва. Загрязняется воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем. Вместе с другими науками, используя все свои достижения и новые данные, в том числе данные космических исследований, география должна научить людей бережно относиться к природе, к ее далеко не бесконечным ресурсам. Любовь к Родине начинается с любви к земле, где вы родились, жили и трудились. Забота о природе, о всех людях начинается с вашего бережного и любовного отношения к каждому ручейку, каждому кусту и дереву, к вашему селу или городу.
Современная география описывает каждое из более чем 200 государств мира и населяющие их народы, природу, хозяйство. Это очень важно для того, чтобы узнать современный мир, где все страны тесно связаны между собой, а многоликое человечество становится все более единым.
На протяжении 25—30 лет география из науки преимущественно описательной стала наукой созидательной. Она все более активно участвует в том, чтобы сохранить и даже приумножить силы природы Земли — нашего общего дома. «Нам и внукам» — такой лозунг выдвинули географы планеты. И не только внукам — всем будущим поколениям жителей Земли.
Более века назад Ф. Энгельс написал в письме, что для того, чтобы вырос всесторонне образованный человек, надо учить его истории и географии. Задумайтесь над этими словами. И постарайтесь понять живую душу географии.
Есть на свете удивительные фонтаны, они действуют сами по себе, без участия человека. Вода в них горячая — кипяток. Бьют они прямо из-под земли на десятки метров вверх. Это гейзеры. Их можно увидеть в нашей стране на Камчатке, в Исландии, в Новой Зеландии, в США — в Йеллоустонском национальном парке, в Японии.
От названия местечка Гейзер в Ислан- дии, где били горячие фонтаны возник термин «гейзер».
Гейзеры могут иметь вид небольших усеченных конусов с крутыми склонами, чашеобразных углублений, котловинок, низких, очень пологих куполов, различной формы ям.
Гейзеры всегда соседствуют с вул- канами — либо действующими, либо недавно потухшими. От выделяющихся из магмы раскаленных паров и газов подземные воды нагреваются и горячим фонтаном или источником выходят на поверхность. Извергаются гейзеры каждый по-своему, через определенные промежутки времени, с различной силой. Один гейзер на Камчатке «работает» каждые четыре минуты, его так и назвали — Часы. А Старый Служака Иеллоустонского парка бьет каждый час. Неустанный — каждые полминуты, хоть часы проверяй! Большой Гейзер Исландии извергается лишь раз в сутки, зато фонтаном его можно любоваться три часа подряд. Извержение кончается — и все стихает, будто ничего и не было. А потом вода снова начинает бурлить, клокотать, пока не произойдет новое извержение. Самый большой гейзер на Камчатке выбрасывает струю воды на высоту 40 м и облака пара на высоту несколько сотен метров.
Красиво и само извержение, красиво и все вокруг от натеков разноцветного гейзерита — отложений кремнезема, который выделяется из кипятка гейзера. Гейзерит окрашен в разные цвета — розовый, серовато-желтый, коричневый.
Раньше горячая вода гейзеров пропадала понапрасну, а теперь ею отапливают дома, теплицы, плавательные бассейны.
Не все гейзеры «долгожители». Например, гейзер Ваймангу в Новой Зеландии действовал только шесть лет. Зато он установил мировой рекорд по водометанию: при каждом извержении выбрасывал 800 т воды на 460 м вверх. О гейзерах прочитайте в книгах: Баландин Р. К. Горы огненных драконов. М.: Дет. лит., 1980. С. 14—15. Жилин М. Я. Огненное ожерелье. М.: Дет. лит., 1979. С. 8—10.
Пшонкин Ю. А. Встречи у вулканов. М.: Дет. лит., 1985. С. 13—19.
От названия местечка Гейзер в Ислан- дии, где били горячие фонтаны возник термин «гейзер».
Гейзеры могут иметь вид небольших усеченных конусов с крутыми склонами, чашеобразных углублений, котловинок, низких, очень пологих куполов, различной формы ям.
Гейзеры всегда соседствуют с вул- канами — либо действующими, либо недавно потухшими. От выделяющихся из магмы раскаленных паров и газов подземные воды нагреваются и горячим фонтаном или источником выходят на поверхность. Извергаются гейзеры каждый по-своему, через определенные промежутки времени, с различной силой. Один гейзер на Камчатке «работает» каждые четыре минуты, его так и назвали — Часы. А Старый Служака Иеллоустонского парка бьет каждый час. Неустанный — каждые полминуты, хоть часы проверяй! Большой Гейзер Исландии извергается лишь раз в сутки, зато фонтаном его можно любоваться три часа подряд. Извержение кончается — и все стихает, будто ничего и не было. А потом вода снова начинает бурлить, клокотать, пока не произойдет новое извержение. Самый большой гейзер на Камчатке выбрасывает струю воды на высоту 40 м и облака пара на высоту несколько сотен метров.
Красиво и само извержение, красиво и все вокруг от натеков разноцветного гейзерита — отложений кремнезема, который выделяется из кипятка гейзера. Гейзерит окрашен в разные цвета — розовый, серовато-желтый, коричневый.
Раньше горячая вода гейзеров пропадала понапрасну, а теперь ею отапливают дома, теплицы, плавательные бассейны.
Не все гейзеры «долгожители». Например, гейзер Ваймангу в Новой Зеландии действовал только шесть лет. Зато он установил мировой рекорд по водометанию: при каждом извержении выбрасывал 800 т воды на 460 м вверх. О гейзерах прочитайте в книгах: Баландин Р. К. Горы огненных драконов. М.: Дет. лит., 1980. С. 14—15. Жилин М. Я. Огненное ожерелье. М.: Дет. лит., 1979. С. 8—10.
Пшонкин Ю. А. Встречи у вулканов. М.: Дет. лит., 1985. С. 13—19.
Кто из нас не видывал обыкновенных галок? Окраска спинной стороны у них черная с металлическим блеском, брюшной — серовато-черная и белая (или черная — у даурской), на шее белый полуошейник. А тем, кто не узнает ее, галка «представится». «Гал-ка, гал-ка!» — крикнет она, будто называя свое имя. Галка — одна из самых обычных птиц в наших городах и поселках. Не так давно галки предпочитали жить вдали от населенных пунктов. Такие галки, «не признающие» людей, еще встречаются на Урале и в Поволжье. Но большинство этих птиц селятся все-таки вблизи человеческого жилья: тут скорее можно найти и место для гнезда (чердаки, колокольни, водонапорные башни), и еду, особенно зимой. Галки — птицы не перелетные. Только в некоторых местах зимой они откочевывают на 200—300 км к югу.
Весной галки возвращаются на прежнее место и приступают к строительству новых или к ремонту старых гнезд. Одно гнездо им служит несколько лет подряд. Самки откладывают в него по 3—8 голубовато-зеленых с темными пестринками яиц. Из них дней через 16 появляются птенцы.
Галки в еде не очень разборчивы, поэтому называются всеядными. Иногда разбойничают в садах и на огородах, а чаще выполняют роль «городских санитаров», поедая раз- личные отбросы. Истребляют они и большое количество насекомых-вре- дителей: слоников, листоедов, златок.
Прирученная галка свободно берет корм из рук человека, если и улетает, то сама возвращается к человеческому жилищу.
Особенно трогательна дружба галок с грачами. Весной галки с радостью встречают своих друзей, возвра- щающихся с юга. Тонкие галочьи голоса слышатся в их стаях. Вместе с грачами бродят они по проталинам, по дорогам, ищут корм возле скотных дворов.
Ну а когда грачи снова улетают на зиму в теплые края, галки их провожают. А сами остаются в родных местах.
О галках прочитайте в книге: Соколов-Микитов И. С. На теплой земле. М.: Дет. лит., 1988. С. 166— 171.
Весной галки возвращаются на прежнее место и приступают к строительству новых или к ремонту старых гнезд. Одно гнездо им служит несколько лет подряд. Самки откладывают в него по 3—8 голубовато-зеленых с темными пестринками яиц. Из них дней через 16 появляются птенцы.
Галки в еде не очень разборчивы, поэтому называются всеядными. Иногда разбойничают в садах и на огородах, а чаще выполняют роль «городских санитаров», поедая раз- личные отбросы. Истребляют они и большое количество насекомых-вре- дителей: слоников, листоедов, златок.
Прирученная галка свободно берет корм из рук человека, если и улетает, то сама возвращается к человеческому жилищу.
Особенно трогательна дружба галок с грачами. Весной галки с радостью встречают своих друзей, возвра- щающихся с юга. Тонкие галочьи голоса слышатся в их стаях. Вместе с грачами бродят они по проталинам, по дорогам, ищут корм возле скотных дворов.
Ну а когда грачи снова улетают на зиму в теплые края, галки их провожают. А сами остаются в родных местах.
О галках прочитайте в книге: Соколов-Микитов И. С. На теплой земле. М.: Дет. лит., 1988. С. 166— 171.
Галилео Галилей (1564—1642) Первым человеком, взглянувшим на небо в увеличительную оптическую трубу — телескоп, был итальянский ученый Галилео Галилей.
В 20 лет Галилей оставил занятия медициной, которую изучал в универ- ситете города Пизы, и занялся физикой, астрономией. Он стал профессором физики и математики и преподавал в крупнейших университетах Италии.
С 1606 г. он занимался исключительно астрономией, и его открытия буквально потрясли современников. В 1609 г. впервые в истории науки он сделал телескоп. Для этого он изучил сведения об изобретенной тогда в Голландии зрительной трубе. Телескоп давал приблизительно 3-кратное увеличение. Вскоре Галилей построил телескоп с увеличением в 32 раза. С его помощью он различал на поверхности Луны горы, долины, кратеры. Значит, Луна не гладкий шар, как считали в ту пору многие, а мир, похожий на Землю.
В телескоп он разглядел, что планета Венера, подобно Луне, меняет свою видимую форму. Это можно было объяснить только тем, что Венера обращается не вокруг Земли, а вокруг Солнца, как это и утверждал Николай Коперник.
На самом Солнце Галилею удалось различить темные пятна. По их сме- щению ученый доказал, что небесное светило вращается вокруг оси. Значит, и Солнце вовсе не идеально чистое, «совершенное» тело, как учили древние философы и современные Галилею церковники.
Но самым удивительным зрелищем оказалась огромная планета Юпитер. Вокруг нее вращались четыре спутника — совсем так же, как, по учению Коперника, вокруг Солнца должны обращаться Земля и планеты.
Наконец, Млечный Путь при наб- людении в телескоп распался на мно- жество не различимых невооруженным глазом звезд. Перед Галилеем открылся бесконечный мир звезд, каждая из которых — далекое солнце, подобное нашему. Становилось правдоподобным и учение Джордано Бруно о множестве обитаемых планет, кружащихся вокруг далеких звезд.
Открытия Галилея были наглядным подтверждением учения Коперника. Они опровергали принятое церковью учение Аристотеля и Птолемея о Земле как неподвижном центре Вселенной.
Учение Коперника церковники объявили ересью; с 1616 г. оно было под запретом. Тем, кто его распространял и защищал, грозила жестокая расправа. Но Галилей продолжал отстаивать свои научные взгляды, доказывать правоту Коперника. Он посвятил этому свое основное астро- номическое сочинение «Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой», написанное в 1632 г. Тогда в 1633 г. церковники устроили судилище над престарелым ученым и под страхом пыток заставили его отречься от своих взглядов.
Но в душе Галилей остался убежденнейшим сторонником учения Коперника. Хотя ученого до конца жизни посадили под домашний арест и запретили ему публиковать какие-либо книги по астрономии, он новыми открытиями в области механики про- должал содействовать развитию науки. Галилей проявил себя как один из выдающихся борцов за научное миро- воззрение.
В 20 лет Галилей оставил занятия медициной, которую изучал в универ- ситете города Пизы, и занялся физикой, астрономией. Он стал профессором физики и математики и преподавал в крупнейших университетах Италии.
С 1606 г. он занимался исключительно астрономией, и его открытия буквально потрясли современников. В 1609 г. впервые в истории науки он сделал телескоп. Для этого он изучил сведения об изобретенной тогда в Голландии зрительной трубе. Телескоп давал приблизительно 3-кратное увеличение. Вскоре Галилей построил телескоп с увеличением в 32 раза. С его помощью он различал на поверхности Луны горы, долины, кратеры. Значит, Луна не гладкий шар, как считали в ту пору многие, а мир, похожий на Землю.
В телескоп он разглядел, что планета Венера, подобно Луне, меняет свою видимую форму. Это можно было объяснить только тем, что Венера обращается не вокруг Земли, а вокруг Солнца, как это и утверждал Николай Коперник.
На самом Солнце Галилею удалось различить темные пятна. По их сме- щению ученый доказал, что небесное светило вращается вокруг оси. Значит, и Солнце вовсе не идеально чистое, «совершенное» тело, как учили древние философы и современные Галилею церковники.
Но самым удивительным зрелищем оказалась огромная планета Юпитер. Вокруг нее вращались четыре спутника — совсем так же, как, по учению Коперника, вокруг Солнца должны обращаться Земля и планеты.
Наконец, Млечный Путь при наб- людении в телескоп распался на мно- жество не различимых невооруженным глазом звезд. Перед Галилеем открылся бесконечный мир звезд, каждая из которых — далекое солнце, подобное нашему. Становилось правдоподобным и учение Джордано Бруно о множестве обитаемых планет, кружащихся вокруг далеких звезд.
Открытия Галилея были наглядным подтверждением учения Коперника. Они опровергали принятое церковью учение Аристотеля и Птолемея о Земле как неподвижном центре Вселенной.
Учение Коперника церковники объявили ересью; с 1616 г. оно было под запретом. Тем, кто его распространял и защищал, грозила жестокая расправа. Но Галилей продолжал отстаивать свои научные взгляды, доказывать правоту Коперника. Он посвятил этому свое основное астро- номическое сочинение «Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой», написанное в 1632 г. Тогда в 1633 г. церковники устроили судилище над престарелым ученым и под страхом пыток заставили его отречься от своих взглядов.
Но в душе Галилей остался убежденнейшим сторонником учения Коперника. Хотя ученого до конца жизни посадили под домашний арест и запретили ему публиковать какие-либо книги по астрономии, он новыми открытиями в области механики про- должал содействовать развитию науки. Галилей проявил себя как один из выдающихся борцов за научное миро- воззрение.
В темные летние ночи на ясном, без- облачном небе вы можете заметить широкую слабо светящуюся полосу, которая как бы опоясывает весь небосвод. Эта полоса напоминает след от пролитого молока, и поэтому еще в древности ее называли Млечным Путем.
Млечный Путь — это наша Галактика — гигантская звездная система, куда входит и наше Солнце, и все планеты Солнечной системы. При наблюдении в телескопы Млечный Путь распадается на великое множество звезд, которое невооруженный глаз воспринимает как сплошное сияние. Наблюдать Млечный Путь мы можем потому, что Солнце находится на окраине Галактики — огромного дискообразного скопления звезд, близ ее плоскости. Когда наш взгляд направлен вдоль этой плоскости, далекие многочисленные звезды сливаются в сияние Млечного Пути.
К нашей Галактике относятся и Млечный Путь, и все звезды, которые мы видим на ночном небе, и Солнце — рядовая звезда Галактики. Всего в Галактике более 100 млрд. звезд. Расстояние от края до края Галактики так велико, что луч света может преодолеть его лишь за 97,8 тыс. лет. В центре Галактики находится плотное, почти шарообразное скопление звезд. Его называют галактическим ядром.
Все звезды обращаются вокруг ядра Галактики, причем Солнце с планетами завершает облет галактического ядра за 230 млн. лет. Этот огромный промежуток времени называется галактическим годом.
Кроме звезд в состав Галактики входят исполинские, очень разреженные облака газа. Он состоит в основном из молекул и атомов водорода с примесью твердых частиц — космической «пыли». Облака выглядят как туманности — пылевые и газовые. Газовые облака и образующиеся из них молодые звезды сосредоточены в охватывающих всю Галактику спиральных рукавах.
Кроме нашей Галактики во Вселенной есть множество других галактик. Они видны на ночном небе как небольшие туманные пятна, например Туманность Андромеды или небольшие по размеру Магеллановы Облака. Ближайшие к нам галактики видны как разреженное облако в созвездии Большой Медведицы и неправильное скопление в созвездии Девы. От близких галактик до нас луч света доходит за миллионы лет, а от самых далеких из известных галактик — за миллиарды. Их долго путали с газо- выми туманностями в нашей Галактике, и только в 20-е гг. 20-го в. было доказано, что наша Галактика — Млечный Путь — лишь одна из мно- жества звездных систем, заполняющих Вселенную.
Прочитайте книги: Горьков В. Л., Авдеев Ю. Ф. Космическая азбука. М.: Дет. лит., 1984. С. 27.
Левитан Е. П. Малышам о звездах и планетах. М.: Педагогика-Пресс, 1993.
Млечный Путь — это наша Галактика — гигантская звездная система, куда входит и наше Солнце, и все планеты Солнечной системы. При наблюдении в телескопы Млечный Путь распадается на великое множество звезд, которое невооруженный глаз воспринимает как сплошное сияние. Наблюдать Млечный Путь мы можем потому, что Солнце находится на окраине Галактики — огромного дискообразного скопления звезд, близ ее плоскости. Когда наш взгляд направлен вдоль этой плоскости, далекие многочисленные звезды сливаются в сияние Млечного Пути.
К нашей Галактике относятся и Млечный Путь, и все звезды, которые мы видим на ночном небе, и Солнце — рядовая звезда Галактики. Всего в Галактике более 100 млрд. звезд. Расстояние от края до края Галактики так велико, что луч света может преодолеть его лишь за 97,8 тыс. лет. В центре Галактики находится плотное, почти шарообразное скопление звезд. Его называют галактическим ядром.
Все звезды обращаются вокруг ядра Галактики, причем Солнце с планетами завершает облет галактического ядра за 230 млн. лет. Этот огромный промежуток времени называется галактическим годом.
Кроме звезд в состав Галактики входят исполинские, очень разреженные облака газа. Он состоит в основном из молекул и атомов водорода с примесью твердых частиц — космической «пыли». Облака выглядят как туманности — пылевые и газовые. Газовые облака и образующиеся из них молодые звезды сосредоточены в охватывающих всю Галактику спиральных рукавах.
Кроме нашей Галактики во Вселенной есть множество других галактик. Они видны на ночном небе как небольшие туманные пятна, например Туманность Андромеды или небольшие по размеру Магеллановы Облака. Ближайшие к нам галактики видны как разреженное облако в созвездии Большой Медведицы и неправильное скопление в созвездии Девы. От близких галактик до нас луч света доходит за миллионы лет, а от самых далеких из известных галактик — за миллиарды. Их долго путали с газо- выми туманностями в нашей Галактике, и только в 20-е гг. 20-го в. было доказано, что наша Галактика — Млечный Путь — лишь одна из мно- жества звездных систем, заполняющих Вселенную.
Прочитайте книги: Горьков В. Л., Авдеев Ю. Ф. Космическая азбука. М.: Дет. лит., 1984. С. 27.
Левитан Е. П. Малышам о звездах и планетах. М.: Педагогика-Пресс, 1993.
Всю жизнь помнил он число 302939. Это был номер его первой винтовки. Он принял ее в свои руки еще школьником, чтобы защищать революцию.
Аркадий Петрович Голиков, которого вы знаете как писателя Гайдара, родился в городе Льгове, недалеко от Курска. Ему пришлось утаить свой истинный возраст, когда он, не по годам рослый, пошел добровольцем в Красную Армию. Сражался на многих фронтах гражданской войны, в шестнадцать лет уже командовал полком. Лишь тяжелое ранение вынудило его уйти из рядов армии.
Полководец Михаил Васильевич Фрунзе получил отчаянное письмо Гайдара с просьбой оставить его в Красной Армии. По совету Фрунзе, который угадал талант будущего писателя, Аркадий Петрович взялся за литературную работу. Вскоре он стал подписываться: Гайдар. По-разному объясняют этот псевдоним. Одна из версий говорит, что так когда-то монгольские конники назы- вали всадника, скакавшего дозорным далеко впереди отряда.
Гайдар говорил: «Пусть потом когда- нибудь люди думают, что вот жили люди, которые из хитрости назывались детскими писателями. На самом деле они готовили краснозвездную крепкую гвардию». Вот и Гайдар своими книгами помогал расти отважной и работящей гвардии молодых сынов и дочерей нашего народа. Ребята полюбили книги Гайдара: «Школа», «Дальние страны», «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Горячий камень». Но особенную любовь всех мальчишек и девчонок завоевала повесть Гайдара «Тимур и его команда» и ее главный герой — Тимур.
Гайдар и сам был таким, как герои его книг, — смелым, честным, не знавшим страха в бою. В первые же дни Великой Отечественной войны он уехал на фронт специальным корреспондентом «Комсомольской правды».
Осенью 1941 г. он попал в окружение в тылу врага и стал пулеметчиком партизанского отряда.
26 октября Гайдар шел дозорным впереди маленькой группы партизан. На их пути фашисты устроили засаду. Гайдар первым увидел фашистских автоматчиков и успел предупредить своих боевых товарищей. Но сам он погиб.
В 1965 г. Аркадий Петрович Гайдар был посмертно награжден почетным военным орденом — орденом Отечественной войны 1 степени.
Прочитайте книги: Богданов Н. В. Всадник, скачущий впереди. М.: Малыш, 1980.
Гайдар-Голикова Е. А. Едет папа на войну за Советскую страну: Рассказы- воспоминания об А. П. Гайдаре. М.: Дет. лит., 1986.
Две школы Аркадия Гайдара: Авто- биография; Повесть; Фотографии, документы, воспоминания. Л.: Дет. лит., 1988.
Аркадий Петрович Голиков, которого вы знаете как писателя Гайдара, родился в городе Льгове, недалеко от Курска. Ему пришлось утаить свой истинный возраст, когда он, не по годам рослый, пошел добровольцем в Красную Армию. Сражался на многих фронтах гражданской войны, в шестнадцать лет уже командовал полком. Лишь тяжелое ранение вынудило его уйти из рядов армии.
Полководец Михаил Васильевич Фрунзе получил отчаянное письмо Гайдара с просьбой оставить его в Красной Армии. По совету Фрунзе, который угадал талант будущего писателя, Аркадий Петрович взялся за литературную работу. Вскоре он стал подписываться: Гайдар. По-разному объясняют этот псевдоним. Одна из версий говорит, что так когда-то монгольские конники назы- вали всадника, скакавшего дозорным далеко впереди отряда.
Гайдар говорил: «Пусть потом когда- нибудь люди думают, что вот жили люди, которые из хитрости назывались детскими писателями. На самом деле они готовили краснозвездную крепкую гвардию». Вот и Гайдар своими книгами помогал расти отважной и работящей гвардии молодых сынов и дочерей нашего народа. Ребята полюбили книги Гайдара: «Школа», «Дальние страны», «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Горячий камень». Но особенную любовь всех мальчишек и девчонок завоевала повесть Гайдара «Тимур и его команда» и ее главный герой — Тимур.
Гайдар и сам был таким, как герои его книг, — смелым, честным, не знавшим страха в бою. В первые же дни Великой Отечественной войны он уехал на фронт специальным корреспондентом «Комсомольской правды».
Осенью 1941 г. он попал в окружение в тылу врага и стал пулеметчиком партизанского отряда.
26 октября Гайдар шел дозорным впереди маленькой группы партизан. На их пути фашисты устроили засаду. Гайдар первым увидел фашистских автоматчиков и успел предупредить своих боевых товарищей. Но сам он погиб.
В 1965 г. Аркадий Петрович Гайдар был посмертно награжден почетным военным орденом — орденом Отечественной войны 1 степени.
Прочитайте книги: Богданов Н. В. Всадник, скачущий впереди. М.: Малыш, 1980.
Гайдар-Голикова Е. А. Едет папа на войну за Советскую страну: Рассказы- воспоминания об А. П. Гайдаре. М.: Дет. лит., 1986.
Две школы Аркадия Гайдара: Авто- биография; Повесть; Фотографии, документы, воспоминания. Л.: Дет. лит., 1988.
Газом чаще всего мы называем метан, который горит синим пламенем в горелке кухонной плиты. Добывают его из подземных газовых месторождений в Сибири и в Средней Азии, вблизи Каспийского моря и даже под его дном. После очистки от вредных примесей газ подают по трубопроводам на заводы и в жилые дома. Кроме того, он выходит из некоторых нефтяных скважин. Газ можно получить также путем особой переработки угля и сланцев — горючих камней. Химики делают из газа синтетические волокна для изготовления одежды, упаковку для хранения продуктов и многое другое.
Но газ — это не только метан. Это и кислород, которым мы дышим. Без него не загорелась бы ни одна спичка. Его вдувают в печи для выплавки металла, чтобы она шла быстрее. Это и углекислый газ — именно он делает вкусной «газировку».
Газов много. Воздух, например, представляет собой смесь нескольких газов.
Основное свойство всех газов — занимать все доступное им простран- ство. Если насосом выкачать из бутылки половину воздуха, то воздух, который там остался, равномерно заполнит всю бутылку.
Где только не используют газы! На земле сжатый воздух работает в шинах автомобиля, управляет клапанами различных автоматов в специальных пневматических устройствах. Без воздуха нельзя раздуть огонь в кузнице, извлечь звуки из духовых музыкальных инструментов. Воздух гонит по водной глади парусные лодки. В космосе инертный газ «выжимает» топливо из баков в ракетные двигатели.
Смеси газов светятся в разноцветных рекламных трубках, в газовых лазерах рождаются мощные потоки света.
Газом ксеноном заполняют колбы ламп фотовспышек. А газ криптон в обычных электрических лампочках предохраняет раскаленную нить от преждевременного перегорания, и лампочка служит дольше.
Оказывается, газ может быть удобрением. Как показали исследования, в местах, где из глубинных слоев в почву проникает природный газ, растения развиваются лучше. Дело, предполагают, в том, что входящий в состав природного газа метан благопри- ятствует усвоению растениями питательных веществ. Опыты, проведенные на сельскохозяйственных культурах, показали, что применение необычного удобрения может оказаться перспективным.
О газе и его свойствах читайте в книге: Колтун М. М. Мир химии. М.: Дет. лит., 1988. С. 98—127.
Но газ — это не только метан. Это и кислород, которым мы дышим. Без него не загорелась бы ни одна спичка. Его вдувают в печи для выплавки металла, чтобы она шла быстрее. Это и углекислый газ — именно он делает вкусной «газировку».
Газов много. Воздух, например, представляет собой смесь нескольких газов.
Основное свойство всех газов — занимать все доступное им простран- ство. Если насосом выкачать из бутылки половину воздуха, то воздух, который там остался, равномерно заполнит всю бутылку.
Где только не используют газы! На земле сжатый воздух работает в шинах автомобиля, управляет клапанами различных автоматов в специальных пневматических устройствах. Без воздуха нельзя раздуть огонь в кузнице, извлечь звуки из духовых музыкальных инструментов. Воздух гонит по водной глади парусные лодки. В космосе инертный газ «выжимает» топливо из баков в ракетные двигатели.
Смеси газов светятся в разноцветных рекламных трубках, в газовых лазерах рождаются мощные потоки света.
Газом ксеноном заполняют колбы ламп фотовспышек. А газ криптон в обычных электрических лампочках предохраняет раскаленную нить от преждевременного перегорания, и лампочка служит дольше.
Оказывается, газ может быть удобрением. Как показали исследования, в местах, где из глубинных слоев в почву проникает природный газ, растения развиваются лучше. Дело, предполагают, в том, что входящий в состав природного газа метан благопри- ятствует усвоению растениями питательных веществ. Опыты, проведенные на сельскохозяйственных культурах, показали, что применение необычного удобрения может оказаться перспективным.
О газе и его свойствах читайте в книге: Колтун М. М. Мир химии. М.: Дет. лит., 1988. С. 98—127.