Голуби

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Бывает ли птичье молоко? Конечно нет, скажете вы. Ведь о птичьем молоке говорят как о чем-то невозможном. И все-таки птичье молоко существует. У голубей, когда они выводят птенцов, в зобу образуется масса, похожая на густое молоко или жидкий творог. Этим «молоком» они вскармливают голубят.
Но знаменит голубь другим: умением точно находить дорогу и возвращаться даже из очень отдаленных мест — на 500 км и более.
Много сотен лет служил людям почтовый голубь. Сейчас, когда вести доставляют радио и телеграф, поезда и самолеты, голубиная почта потеряла свое значение. Однако еще совсем недавно — во время второй мировой войны — голубей использовали для доставки донесений. В Японии вывели даже новую породу голубей, способных летать ночью: неприятель не увидит и не подстрелит воздушного почтальона, дневные хищные птицы его не схватят.
Почтовых, декоративных и мясных голубей человек вывел искусственно — это домашние птицы. Но есть немало и диких голубей. В наших лесах, например, живут клинтухи, вяхири, горлицы — это тоже голуби. Они разные по окраске, по величине, но объединяет их схожее строение организма и образ жизни. Все они выкармливают своих птенцов «птичьим молоком». Все они зерноядные птицы, все прекрасные летуны, и все хорошо ходят по земле.

Голограмма

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Начнем с вопроса: что такое «видеть»? Вот, например, мы видим яблоко. Почему? Ответ прост: потому, что в наши глаза попадают световые лучи, отражаемые поверхностью яблока. Чтобы такие лучи возникли, нужен, прежде всего, источник света; в темноте мы ничего не увидим. Сначала на яблоко должны упасть лучи от источника света, а затем от яблока во все стороны направятся отраженные лучи. (рис.1) Как говорят физики, эти лучи содержат информацию о внешнем виде яблока; попав в глаз наблюдателя, они создадут у него зрительный образ наблюдаемого предмета. Всегда казалось очевидным, что для возникновения отраженных све- товых лучей необходимо присутствие самого предмета. Нельзя увидеть яблоко, если его нет перед нами.
Так ли? Сейчас стало возможным получить световые лучи, в точности копирующие те лучи, которые отражал предмет. Поэтому мы можем видеть предмет даже тогда, когда на самом деле его нет. Представьте: «висит» в воздухе перед вами яблоко — совсем как настоящее. Вы протягиваете к нему руку — и она совершенно свободно проходит сквозь него. Не правда ли, похоже на чудо? Сотворением таких «чудес» и занимается голография — одно из особенно удивительных направлений современной оптики; оно возникло всего около четверти века тому назад. «Голография» в переводе с греческого означает «полная запись»: «голос» — полный, весь, целиком, «графе» — запи- сываю, фиксирую.
Голографические изображения (голограммы) все шире входят в нашу жизнь. Обычным явлением они стали в выставочных залах, где демонстрируются голографические двойники скульптур, археологических находок, драгоценностей, которые по тем или иным причинам не могут быть представлены оригиналами. Удивительное изобретение 20-го в. не редкость теперь и в частных коллекциях. В них можно встретить даже марки с голограммой. Первые 3,5 млн. таких марок выпустило почтовое ведомство Австрии. Чтобы подольше сохранить ягоды, их замораживают. Перед употреблением, естественно, размораживают. Нечто подобное делается в голографической лаборатории со световыми лучами (разумеется, это не надо понимать в буквальном смысле).
Первое, что мы заметим, это лазер. Он применяется здесь в качестве источника света, так как только лазеры дают свет, обладающий способностью «замораживаться». (рис.2) Лучи от лазера попадают сначала на полупрозрачное зеркало; в результате часть их проходит дальше, а часть отклоняется и падает на предмет (пусть это будет уже знакомое нам яблоко). Лучи, прошедшие сквозь зеркало, образуют так называемый опорный световой пучок, а отразившиеся от яблока — предметный. На месте их пересечения помещают специальную фотопластинку с очень большим разрешением. С помощью микроскопа на ней можно различить две тончайшие параллельные линии, отстоящие друг от друга всего на 0,001 мм.
Складываясь друг с другом, опорный и предметный световые пучки создают на фотопластинке крайне сложный «рисунок» из великого множества тончайших линий, образующих замысловатые узоры. В результате фотообработки этот «рисунок» закрепляют. Процесс «замораживания» предметного светового пучка на этом заканчивается. По-научному он называется записью голограммы предмета. Вот перед нами голограмма яблока. Она нисколько не похожа на фотографию яблока. Бесполезно пытаться различить какие-либо его очертания в сложной картине пятен и замысловатых узоров. Можно лишь подивиться тому, что именно в этой картине и хранится в «замороженном виде» предметный световой пучок. Конечно, голограмма сохраняет не его, а только информацию о предмете, которая содержалась в пучке после того, как он отразился от поверхности предмета. Важно, что здесь записана настолько полная информация, что она дает возможность восстановить реальный предметный световой пучок.
Чтобы его «разморозить», надо осветить голограмму точно таким же световым пучком, который на этапе ее записи играл роль опорного пучка. Встанем перед голограммой и направим сзади на нее опорный световой пучок от лазера. Тотчас же, как по волшебству, она просветлится, в ней возникнет прозрачное окно, в глубине которого мы и увидим наше яблоко. Видно, что тот же самый предметный пучок, который падал на фотопластинку, теперь продолжает распространяться от голо- граммы к наблюдателю. В результате он реально воспринимает наблюдаемый предмет, как если бы тот продолжал находиться на прежнем месте.
Мы уже говорили, что сама по себе голограмма — это «рисунок». Он может быть в принципе рассчитан на электронно-вычислительной машине (ЭВМ). Более того, с помощью ее этот «рисунок» можно нанести на фотопластинку. Одним словом, голо- грамму можно изготовить искусственно. При считывании такой голограммы мы увидим объемную копию предмета, которого в действительности вообще не существовало. Вместо того чтобы делать некоторую модель из материала, мы можем предварительно получить и изучить ее «световую копию».
Представьте, что вам подарили голограмму. «Зачем мне она? — спросите вы. — Ведь без лазера я не «прочитаю» ее».
Не огорчайтесь. Существуют голо- граммы, для считывания которых лазер не нужен — годится солнечный свет и даже свет от обычной лампы, висящей под потолком комнаты. Такие голограммы можно использовать в качестве иллюстраций в книгах. Допустим, вы садитесь за соответствующим образом освещенный стол, раскрываете учебник — и перед вами объемная картинка или совсем необычный объемный график. По такому учебнику заниматься значительно интереснее: объемные изображения помогают лучше разобраться в материале. Пока еще таких учебников нет, но со временем они непременно появятся.

Гоголь Николай Васильевич (1809—1852)

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Таких смешных книг им еще не прихо- дилось набирать. Едва автор появился в дверях типографии, наборщики при- нялись фыркать и прыскать со смеху.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя показались всем необыкновенно увлекательными и поэтичными. Молодой, доселе неизвестный писатель рассказывал о природе Украины, ее людях, их нравах и обычаях. Добрый смех озарял страницы, как солнце озаряет простор полей. И в каждой истории слышались отзвуки старинных преданий, народных сказок.
Еще в детстве, дома, в Васильевке (недалеко от Миргорода на Полтавщине) он любил слушать странствующих кобзарей, открывавших мальчику мир народных песен и преданий, любил рассказы бабушки о славных казаках Запорожской Сечи.
А в гимназии узнал и полюбил книги, театр. Постоянно тренировал свой ум, волю, чутко прислушивался к тому, что происходит в стране, мире. Его кумиром становится А. С. Пушкин. Вольнолюбивые стихи поэта, отрывки из «Цыган» и «Евгения Онегина» он переписывает в свою ученическую тетрадь, иллюстрируя их своими рисунками.
Из гимназии Гоголь вышел с твердым убеждением, что в своей жизни он должен сделать что-то значительное, и не надо терять даром времени.
В декабре 1828 г. юноша приехал в Петербург, чтобы в столице осуще- ствить свое стремление служить народу. Однако здесь Гоголю пришлось пережить целый ряд разочарований. Петербург оказался городом чиновников, равнодушных ко всему, что выходит за рамки служебных обязанностей.
Он долго не мог найти себе подходящего места работы. Наконец удалось поступить на службу канцелярским чиновником в один из департаментов. Но служба, где ему приходилось переписывать скучные казенные бумаги, не могла удовлетворить Гоголя. Из-под его пера рвались строки яркие, искрящиеся весельем и голосами родной земли.
В 1832 г. вышли «Вечера на хуторе близ Диканьки», и имя Гоголя стало известно среди писателей. «Вечера на хуторе близ Диканьки» — это захватывающие истории, в которых обычная жизнь вдруг оказывается сказочной, фантастичной. Чудесные приключения случаются с героями в их хатах, а обыкновенные люди оказываются и ведьмами, и колдунами, как в «Ночи перед рождеством». «Вечера» ценны тем, что в них автор показал душевную силу народа, его глубокую человечность, полноту чувств, богатство его языка. Гоголя приняли как равного писатели В. Жуковский, С. Аксаков и сам А. Пушкин. Сдружился Гоголь и с артистом М. Щепкиным.
В 1835 г. появляются в печати два сборника: «Арабески» и «Миргород». С этого времени Гоголь всецело отдается писательской деятельности.
В сборнике «Миргород» в романти- ческом стиле «Вечеров» написаны повести «Вий» и «Тарас Бульба». «Вий» — народная сказка, как указывает сам Гоголь. «Тарас Бульба» — историческая повесть. Вооруженный знанием исторических документов и народнопоэтических произведений, Гоголь воскрешал Запорожскую Сечь 16—17-го вв., героику казачества. Здесь запорожцы — настоящие былинные богатыри, героически сражающиеся за свою свободу. В «Старосветских помещиках» писатель рассказывает о самозабвенной преданности друг другу двух стариков.
Впечатления, которые дала ему жизнь в большом городе, и служба в унылой канцелярии стали основой «Петербургских повестей». О бедном, всеми обиженном чиновнике Акакии Акакиевиче Башмачкине рассказывает «Шинель».
Комедия Гоголя «Ревизор» была уже вызовом царским чиновникам, у которых главным законом было беззаконие, притеснение слабых, ложь, взяточничество. Передовые люди России высоко ценили смелость Гоголя и силу его обличительного смеха.
Много лет Гоголь жил вдалеке от родины, в Италии. Но не переставал думать о России, страдать за нее, писать о ней. Все наболевшее излил он в своем романе-поэме «Мертвые души». На первый взгляд казалось, что Гоголь описывает, как и прежде, смешных чудаков: скрягу Плюшкина, грубого, прижимистого Собакевича, бесшабашного Ноздрева, мошенника Чичикова. Но за этими почти карика- турными фигурами вставала правдивая и обличающая картина жизни в царской России.
— Боже, как грустна наша Россия! — сказал Пушкин, прослушав первые главы новой книги Гоголя.
Но писатель видит в то же время и могучую силу народа, его талант, тру- долюбие и способность не падать духом при любых обстоятельствах. Все лучшие свойства национального характера, его живой дух он находит в народе и противопоставляет ему мертвые души, помещиков — опору крепостной России.
Книги Гоголя — серьезные, грустные и веселые — и поныне с нами.

Глухарь

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Глухарь — одна из древнейших птиц на Земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище — вылет птиц из-под снега. Идешь на лыжах, кругом молочная гладь, снежинки сверкают на солнце. И вдруг из-под ног вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев, словно рядом рвут на части брезент. И снежная пыль забивает глаза.
Выводят птенцов глухари в конце мая — начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.
Любимая пища летом — земляника, малина, осенью — брусника, морошка, клюква, семена трав. Готовясь к зиме, глухари вылетают на берега рек и озер, набивают зобы маленькими круглыми камешками. Они помогают перемалывать жесткую сосновую хвою. Сосна, на которой кормятся глухари, к весне кажется совсем голой. Ведь хвоя почти единственная пища этих птиц в зимнее время.
Телосложение глухаря плотное. У него короткие широкие крылья. Ноги сильные, приспособленные для быстрого бега, пальцев четыре, клюв короткий, толстый, немного загнутый. Летает неплохо, но чаще спасается от врага бегством.
Крупнее глухаря нет птицы в наших лесах. Вес его достигает 5—6 кг.
Глухарь-петух очень красив. Шея и голова у него темно-серые с черными пестринками; зоб черный с блестящим зеленоватым отливом; грудь темно- бурая; темное брюшко с белыми пятнами. Клюв желто-розовый. Весной над глазами ярко выступают красные брови. На подбородке перья длинные: они напоминают бороду.
Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде среди веток и сухих листьев.
Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарем.
Песня обыкновенного глухаря сравнительно тихая для такой крупной птицы, и ее едва слышно на расстоянии не более 150 м. Начиная петь, глухарь подает сначала двойное щелканье («тэканье») вроде «тэ-кэ...». Затем следует короткая трель, которая резко обрывается. И вслед за этим звучит вторая часть песни из низких шипящих звуков, будто кто-то чистит щеткой кастрюлю. Вся песня длится около 5—6 секунд.
Эти птицы очень чутки к перемене погоды. Они предчувствуют туман и дождь. В плохую погоду они перестают петь.
Глухарь встречается у нас в лесах от западной границы до Байкала, на Алтае и в Саянах. От Байкала до Камчатки и Сахалина гнездится глухарь другого вида — каменный. В настоящее время численность глухарей сокращается. В ряде мест они находятся под охраной. В некоторых заповедниках их разводят в неволе.
О глухаре прочитайте в книгах: Дмитриев Ю. Д. Соседи по планете: Птицы. М.: Дет. лит., 1984. С. 224— 225.
Пожарицкая Н. М. Путешествие к домашним животным. М.: Дет. лит., 1987. С. 11—12.
Старикович С. Ф. Они живут не только в заповеднике. М.: Дет. лит., 1988. С. 5— 38.

Глубоководные аппараты

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
«До дна осталось 50... 45... 40...»— отсчитывает в динамике далекий голос. Люди на капитанском мостике внимательно слушают эти слова.
Над океаном несутся тучи, свежий ветер поднимает волны. А там, внизу, во мраке и тишине, медленно опускается в бездну батискаф — глубоководный корабль, или, как чаще говорят, глубоководный аппарат. В нижней его части, в шаре из прочнейшей стали, находятся люди.
Четыре с половиной часа назад была нажата кнопка «спуск», и батискаф под тяжестью балласта пошел вниз. Все глубже, глубже...
За толстым стеклом иллюминатора давно померк дневной свет. В ярком луче прожектора проплывают диковинные глубоководные рыбы. Наконец и они исчезли. И вот — прожектор осветил илистое дно.
Медленно оседает облако ила, поднятое батискафом. Теперь надо все внимательно осмотреть, сфото- графировать, измерить температуру воды, особым устройством взять пробу ила. И только после этого нажимается кнопка «подъем». Батискаф сбрасывает балласт и начинает всплывать.
Это произошло в 1960 г. Батискаф «Триест», созданный швейцарским ученым Огюстом Пикаром, опустился на дно Марианской впадины — одного из самых глубоких мест в Тихом океане. Морской офицер Дон Уолш и Жак Пикар, сын ученого, достигли глубины 11 022 м.
Еще во времени Петра I русский мастер крестьянин Ефим Никонов составил первый проект подводной лодки, или «потаенного судна». Этим заинте- ресовался царь и велел сыскать и отпустить изобретателю деньги на строительство. Замечательное судно было построено в 1724 г. Но царь- корабел умер, а после него никому уже не было дела до «потаенного судна».
Батискаф пока остается единственным средством исследования предельных глубин океана, без него туда не попадешь. Но глубин больше 6000 м в океане мало, и не там таятся главные океанские богатства. На глубинах в десятки и сотни метров ловят рыбу и морских животных, добывают нефть и газ, янтарь и алмазы, каменный уголь и руды ценных металлов. И чтобы лучше все это делать, нужны не батискафы, а другие подводные аппараты — небольшие, легкие, подвижные.
В 1969 г. специальная подводная лодка «Бен Франклин» под командой Жака Пикара 30 дней пробыла на глубине около 200 м. За это время океанское течение Гольфстрим пронесло ее почти 3000 км: от полуострова Флорида в Северной Америке до восточных берегов Канады. И на всем этом пути ученые исследовали подводный мир, следили через иллюминаторы за поведением рыб и других живых существ, фотографировали их, снимали на кинопленку, брали пробы воды, иногда опускались к самому дну океана, глубина которого в этих местах была от 457 до 610 м. Много специальных подводных аппаратов создано для обследования морских нефтепромыслов. Они прокладывают на дне электрические кабели и трубопроводы, собирают установки для бурения скважин, выполняют ремонтные работы. Это — своего рода подводные лодки, только не военные, а мирные. И вооружены они не торпедами, не пушками, а манипуляторами — механическими руками. Подчиняясь командам оператора, сидящего у иллюминатора, манипулятор орудует гаечным ключом, резаком и другими инструментами.
Глубоководные аппараты отыскивают на глубинах в сотни метров суда и упавшие в море самолеты, затонувшие ещё со времен войны торпеды и бомбы и своими манипуляторами прицепляют к ним крюки с тросами, которые опускают с поверхности спасательные суда.
В 1977 г. советские ученые в глубо- ководном аппарате погрузились на глубину 1450 м в озере Байкал, а в 1979—1980 гг. исследовали дно Красного моря. Им удалось записать целый ряд видеофильмов о жизни обитателей глубин, сделать много фотоснимков, собрать образцы донного грунта.
Вместо аппаратов с людьми часто используют «необитаемые» подводные аппараты, более легкие и дешевые. Они управляются с поверхности воды. Оператор сидит на сопровождающем надводном судне. На голове у него шлем, в который вместо очков вставлен маленький телевизор. Оператор поворачивает голову — и в подводном аппарате поворачивается телевизионная камера. Видимость такая, будто оператор сам находится под водой. Наши аппараты такого типа называются «Манта», «Звук». Кроме телекамер они имеют многозарядные фотоаппараты и локаторы бокового обзора.
В середине 80-х гг. СССР и Финляндия построили глубоководный аппарат «Мир» для погружения людей на глубины до 6 тыс. м. Для некоторых исследований создаются неподвижные научные лаборатории на морском дне. Исследователи живут в них по нескольку дней и даже недель и могут, надев водолазные скафандры, выходить и возвращаться через специальную шлюзовую камеру, подобно тому как космонавты выходят в открытый космос. Так живут и трудятся исследо- ватели, решающие загадки моря. Так современная техника помогает людям все лучше изучать морские глубины и использовать скрытые в них богатства.
Прочитайте книгу: Акимушкин И. И. Батискаф. М.: Малыш, 1987.

Глинка Михаил Иванович (1804—1857)

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Имя Михаила Ивановича Глинки, первого классика русской музыки, по справедливости стоит рядом с именем А. С. Пушкина. Они жили в одно время, они поставили русскую литературу и русскую музыку в один ряд с лучшими произведениями мирового искусства.
Его детство прошло в семье помещика, в селе Новоспасское на Смоленщине. Воспитание и образование будущий композитор получил сначала домашнее, а потом в Благородном пансионе в Петербурге — закрытом учебном заведении для дворянских детей. Но Глинка не стал «чиновником по дипломатической линии», как его готовили. Уже в юности музыка была основным делом его жизни. Он жадно слушал) запоминал все музыкальные мелодии, которые ему удавалось услышать: песни крестьян в Новоспасском, игру музыкантов- любителей и приезжих знаменитостей, песни народов Кавказа, где он бывал в юности, арии из итальянских опер.
Скоро его романсы на стихи русских поэтов стали известны в Петербурге. Но Глинка хорошо понимал, что это только начало, что ему нужны музыкальные впечатления, знания. И он отправляется в далекое путешествие, в Италию — страну, которая прославилась своей оперой. Много прекрасной музыки слышал там Глинка, многое сочинял сам. Его произведения издавали и исполняли в Италии. Теорией музыки он занимался в Германии.
Вернувшись на родину, Глинка решил написать настоящую русскую оперу. Это было его заветной мечтой. Поэт В. А. Жуковский посоветовал ему рассказать о подвиге Ивана Сусанина, русского крестьянина, который во время войны с поляками в 1613 г. завел в густой лес вражеский отряд и там погиб, но погубил и врагов.
Опера Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») прославила русскую музыку. Высоко оценили ее Пушкин и Гоголь.
Вскоре после написания оперы появился «Вальс-фантазия» для симфонического оркестра — произведение необычайно поэтическое и красочное. И в наши дни любят романсы Глинки: «Ночной зефир», «Сомнение», «Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок», «Попутная песня». Всего Глинка написал 80 романсов и песен.
Очень высоко ценил музыкальное творчество М. И. Глинки великий русский композитор П. И. Чайковский. Услышав его «Камаринскую», он сказал, что в ней, «как дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая школа».
Успех первой оперы вдохновил композитора, и он создает новую оперу по пушкинской сказочной поэме «Руслан и Людмила». Новая опера изумила всех яркостью и свежестью мелодий. В картинах жизни Киевской Руси, свадебного пира, сказаниях легендарного певца Бояна слышалась русская народная музыка. Им были противопоставлены картины и мелодии далеких сказочных стран. Вот когда пригодились Глинке напевы и песни, слышанные им в родном Новоспасском, ритмы лезгинки и других плясок кавказских народов.
Годы после завершения оперы «Руслан и Людмила» Глинка провел в новых путешествиях: был в Берлине, в Париже, а затем отправился в Испанию. Везде он знакомился со всем новым и интересным в музыке. Он поставил себе задачу — написать музыку, равно доступную и интересную и для знатоков, и для простых любителей. Чтобы решить эту нелегкую задачу, он обратился к народной музыке — и русской, и испанской. Он создал «Арагонскую хоту» на основе народных испанских песен и «Камаринскую» — фантазию для оркестра. Простые, известные всем народные мелодии заискрились, засверкали новыми красками.
Все творчество Глинки может служить подтверждением его слов: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем» (обрабатываем). Но чтобы так обрабатывать мелодии, как это делал Глинка, чтобы создавать музыку, которую бы знал и любил народ, нужно было обладать гениальной способностью к музыкальному творчеству и говорить самому языком народа. В поэзии это осуществил Пушкин, в музыке — Глинка.
О Глинке прочитайте в книге: Оржеховская Ф. М. Пять портретов: Повести о русских композиторах. М.: Дет. лит., 1982.

Глазунов Александр Константинович (1865—1936)

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
В 1879 г. четырнадцатилетний Алек- сандр Глазунов познакомился с известным музыкантом, главой «Мо- гучей кучки» (творческого содружества группы русских композиторов) М. А. Балакиревым. Балакиреву понравилась сочиненная мальчиком музыка. Как потом вспоминал Глазунов, маститый композитор посоветовал ему «изучать классиков».
Прошло немного времени, и Глазунов начал заниматься музыкой под руководством Н. А. Римского- Корсакова. 17 марта 1882 г. состоялась премьера его Первой симфонии. Публика с восторгом встретила произведение молодого композитора. Римский- Корсаков назвал симфонию праздником молодой русской школы.
Среди восьми симфоний, созданных Глазуновым, выделяется Пятая, ее музыка пронизана радостью жизни, праздничностью. Но есть у Глазунова и страницы, полные драматизма, как, например, первая часть Шестой сим- фонии. А в музыке Восьмой симфонии звучит ощущение тревоги, предчувствие надвигающихся перемен. В своих сочинениях композитор продолжает традиции Римского-Корсакова, А. П. Бородина, П. И. Чайковского, с которыми Глазунова связывали дру- жеские отношения.
Глазунов писал и танцевальную музыку, у него много прекрасных вальсов. Большой вклад внес композитор в развитие русского балета. Им созданы три балета — «Раймонда», «Барышня- служанка», «Времена года». Здесь он выступает как продолжатель Чайковского, вслед за которым так строит балет, что музыка в нем — не просто череда танцев, она помогает понять героев, какие они, чем примечательны, что движет их поступками. Танцы соединяются в драматическое действие. В «Раймонде» блистали многие прославленные мастера русского балета. Те, кто любит классическую музыку, высоко ценят и другие сочинения композитора. Проникнутая стихией народного бунта симфоническая поэма «Стенька Разин», сюита из «Из средних веков», музыкальные картины «Кремль», «Весна», «Лес», обработка русской народной песни «Эй, ухнем!» для хора и оркестра, 4-й и 5-й квартеты, музыка к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад».
Покоряют слушателей и выразительные лирико-патетические образы Первого концерта для скрипки с оркестром.
Вместе с Римским-Корсаковым Глазунов завершил оперу А. П. Бородина «Князь Игорь», записал по памяти две части его неоконченной Третьей симфонии, участвовал в редактировании произведений М. И. Глинки.
На родине и за рубежом Глазунов с успехом выступал как дирижер. В 1907 г. ему присуждают почетное звание доктора музыки Кембриджского и Оксфордского университетов.
С 1905 по 1928 г. Глазунов возглавлял Петербургскую консерваторию. Он немало сделал для развития отече- ственной музыкальной культуры. Его поразительный музыкальный слух безошибочно улавливал талант молодых дарований, и о судьбе таких учеников он проявлял особую заботу. Среди них был и Д. Д. Шостакович. Глазунов предсказал ему славное будущее, назвав «одной из лучших надежд нашего искусства».

Гимнастика

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
С гимнастическими упражнениями вы, ребята, знакомитесь с раннего детства. Утренняя зарядка — это пусть небольшая, но все-таки составная часть гимнастики спортивной. А на уроках физкультуры в школе вы с удовольствием занимаетесь на брусьях, кольцах, перекладине, пробуете разучить и несложные акробатические элементы.
Постоянные тренировки на гимна- стических снарядах делают мальчиков и девочек ловкими, гибкими, сильными. И смелыми. Ведь чтобы выполнить «солнышко» — большие обороты на перекладине, нужно побороть естественный страх. Зато как радостно сознавать, что ты умеешь владеть своим телом, крепкими мускулами! Гимнастика возникла в Элладе (так называлась в древности Греция) за несколько веков до нашей эры. В середине прошлого века на состязаниях гимнастов появились снаряды — брусья, перекладина, кольца. Гимнастика была включена в программу I Олимпийских игр современности — в 1896 г. А с 1903 г. начали проводиться и чемпионаты мира.
В России первые гимнастические соревнования были организованы в 1895 г., в них участвовало всего II человек. Первый чемпионат Советского Союза состоялся в 1928 г. И победил тогда командир Красной Армии из Ташкента Мирослав Мурашко. Через четыре года на гимнастический помост вышли и женщины. Они, как и мужчины, выполняли упражнения на перекладине, кольцах, гимнастки состязались и в беге, и в прыжках в длину, лазании по канату.
Как изменилась гимнастика за последние годы! Увлекательные по сложности и риску композиции исполняют мастера помоста сегодняшнего дня. Двойное сальто, «лунное» сальто, тройное сальто, «перелет Ткачева», «прыжок Юрченко» — красивые, оригинальные элементы. Фамилии в названиях элементов даны в честь тех, кто исполнил их первыми. Например, олимпийский чемпион Александр Ткачев впервые в мире выполнил на перекладине смелый перелет. Совершенно новый опорный прыжок продемонстрировала на соревнованиях и абсолютная чемпионка мира 1983 г. Наталья Юрченко.
Выдающиеся мастера гимнастики добились замечательных успехов на всех важных турнирах. Борис Шахлин, Лариса Латынина, Михаил Воронин, Николай Андрианов, Юрий Королев, Дмитрий Белозерчев, Владимир Артемов, Людмила Турищева, Ольга Корбут, Елена Шушунова — эти имена вошли в золотую летопись мировой гимнастики.
Гимнастика художественная включает в себя выполнение под музыку комбинаций из гимнастических и танцевальных упражнений с предметом и без него. Предметами в художественной гимнастике являются лента, мяч, скакалка, булава, обруч.
Художественная гимнастика возникла в нашей стране. В 1949 г. проведен первый чемпионат СССР. А в 1963 г. состоялся первый чемпионат мира. Абсолютными чемпионками мира были такие спортсменки, как Людмила Савинкова, Елена Карпухина, Галина Шугурова, Ирина Дерюгина. Виртуозное мастерство, отточенную технику демонстрируют спортсменки из разных стран мира на Олимпийских играх.
Большое распространение получила в наши дни оздоровительная ритмическая гимнастика (аэробика). Полчаса непрерывного движения под музыку с большим количеством повторений каждого упражнения создает такой же эффект, как, например, и получасовой быстрый бег. Ритмическая гимнастика укрепляет мышцы и связки, улучшает подвижность суставов и гибкость позвоночника, укрепляет организм. А главное — она повышает жизненный тонус и создает хорошее настроение на целый день.
Прочитайте книгу: Боброва Г. А. Искусство грации. Л.: Дет. лит., 1986.

Гимн

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Слово «гимн» образовано от греческого «гимнос» — восхваление, торжественная песнь. Есть гимны государственные, военные, религиозные, в честь выдающихся событий или героев. В Древней Греции, например, слагали гимны богам и героям мифов (миф — по- гречески «предание, сказание»). Известным создателем гимнов был древнегреческий поэт Гомер. Например, Гомер славит бога огня и кузнечного дела Гефеста зато, что он научил людей многим ремеслам:

Муза, Гефеста воспой, знаменитого разумом хитрым! Вместе с Афиною он светлоокою славным ремеслам Смертных людей на земле обучил...

Многие поэты разных стран посвящали торжественные стихотворения своей родине. Например, французский поэт 17- го в. П. Ронсар написал «Гимн Франции». В 1792 г. во время Великой французской революции (см. Бастилия) в городе Страсбурге офицер Рейнской армии поручик Руже де Лиль создал слова и музыку революционного гимна. Автор назвал его «Боевой песней Рейнской армии», но, быстро распространившись, он стал особенно популярен в городе Марселе и получил название «Марсельеза». В 1887 г. «Марсельеза» была утверждена официальным гимном Франции и является им до сих пор.
Долгое время гимном России служила мелодия полонеза «Гром победы, раздавайся!». В 20-е гг. 19-го в. композитор князь А. Ф. Львов и поэт В. А. Жуковский написали новый гимн — «Боже, царя храни...». Он исполнялся в России до февраля 1917 г. Во времена революции 1905—1907 гг. в России рабочие на баррикадах пели «Марсельезу», которую еще в 1875 г. участник Парижской Коммуны рево- люционер П. Л. Лавров перевел на русский язык:

Отречемся от старого мира, Отряхнем его прах с наших ног. Нам не надо златого кумира, Ненавистен нам царский чертог...

После Октябрьской революции 1917 г. в России государственным гимном стал «Интернационал». Текст песни написан во Франции рабочим поэтом Э. Потье в 1871 г., а музыка— композитором П. Дегейтером в 1888 г. В русском переводе «Интернационал» был опубликован в первом номере газеты «Искра», но только слова его припева, а полностью был напечатан в 1902 г. в Лондоне. «Интернационал» звал всех трудящихся к объединению в борьбе за справедливость на земле.
«Интернационал» был государственным гимном страны до 1944 г. В декабре 1943 г. был утвержден новый Гимн СССР. Его впервые исполнили по радио в ночь на 1 января 1944 г. По конкурсу прошел вариант поэтов С. В. Михалкова и Г. А. Эль-Регистана на музыку композитора А. В. Александрова. В 1977 г. текст гимна СССР был обновлен.
В 1991 г. был принят новый Гимн России. Для него композитор Андрей Петров использовал мелодию русского композитора М. И. Глинки.
Государственный гимн страны ис- полняется при подъеме ее Государ- ственного флага, вручении наград, на официальных встречах и проводах представителей других государств. Во время торжественных собраний и митингов гимн слушают стоя.

Гигиена

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Каждое утро вы умываетесь и чистите зубы. Но вот поиграли во дворе — и опять надо руки мыть. Перед обедом, перед ужином — снова... Ну зачем нужны такие строгие порядки? А затем, чтобы бороться с опасными врагами человека — возбудителями заразных болезней. Бактерии — живые существа, не видимые простым глазом. Их много в почве, в воде, они попадают на руки вместе с грязью.
Первых американских космонавтов, побывавших на Луне, две недели держали в изолированных камерах: опасались, что они занесут на Землю бактерии, с которыми на Земле не умеют бороться. Впрочем, на этот раз предосторожности оказались излишними. И раньше предполагали, что на Луне жизни нет, нет и бактерий, но убедились в этом, только когда космонавты вернулись из своего путешествия.
Вы знаете, что нельзя есть немытые овощи и фрукты. И дело тут не только в бактериях. Немалую опасность представляют избыточные минеральные удобрения, которые могут быть вредны человеку.
Нельзя садиться за стол с немытыми руками. Надо стричь ногти, ухаживать за волосами, чистить зубы. В правилах гигиены много скучных «нельзя» и «надо», но они помогают сохранить здоровье.
Гигиена — это наука о здоровье. Само слово в переводе с греческого означает «здоровый». Она изучает, как природа, условия жизни и труда влияют на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни.
Очень важно соблюдать гигиену труда и отдыха. Давно замечено, что неорганизованные люди устают обычно гораздо быстрее, чем люди подтянутые и дисциплинированные. У организованных людей неизмеримо выше эффективность работы и учебы, они и чувствуют себя лучше.
Важно, чтобы рабочее место было удобным. Письменный стол должен быть хорошо освещен, но не слишком ярко. Ровный свет (от окна или лампы) должен падать спереди и слева, чтобы голова и пишущая правая рука не бросали тень на бумагу. Сидеть за столом надо ровно и чуть расслабленно. Привычка наклоняться слишком низко над книгой ведет к близорукости и искривлению позвоночника.
После учебы лучший отдых — спорт. Но не забывайте о мере: можно полдня пробегать на ледовой площадке или футбольном поле и так «отдохнуть», что не останется сил на выполнение домашних заданий.
Спортивная одежда и обувь должны также отвечать гигиеническим правилам. Легкая, удобная и достаточно свободная одежда не затрудняет движений, дыхания и кровообращения, предохраняет от травм. Спортивные майки и футболки должны быть из натуральных хлопчатобумажных или шерстяных тканей. После занятий физическими упражнениями необходимо сменить все нательное белье. Спортивную одежду постоянно не носят. Она нужна только на тренировках и соревнованиях. После каждого занятия спортивную одежду стирают. Обувь подбирайте так, чтобы она не стесняла ногу, была легкой и хорошо вентилируемой.
Прочитайте книгу: Семенова И. Учусь быть здоровым, или Как стать Неболейкой. М.: Педагогика, 1989.

Героизм

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Героизм — выдающийся поступок, подвиг во имя жизни других людей, независимости и процветания Родины.
Героизм на поле боя требует от человека личного мужества, стойкости, готовности пожертвовать собой. Наш народ чтит память воинов, погибших на полях сражений Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Много памятников и обелисков героям стоит на нашей земле... В День Победы, 9 мая, наши соотечественники возлагают цветы к могиле Неизвестного солдата в Москве у Кремлевской стены, к Вечному огню, зажженному в честь погибших героев — защитников Москвы.

Куда б ни шел, ни ехал ты, Но здесь остановись, Могиле этой дорогой Всем сердцем поклонись... И для тебя, и для меня Он сделал все, что мог, Себя в бою не пожалел, А Родину сберег.

Можно стать героем и в простых, будничных делах, не только во время войны. Выдающиеся мыслители говорили: «Нередко отвага людская больше познается в малом, нежели в великом», «Храбрость нужна не только в битвах, но и в простых житейских делах».
Не всякий смелый поступок можно назвать героическим. Например, на глазах у прохожих перебежать улицу в опасном, неположенном месте на красный свет — это не героизм, а глу- пость, которая может очень плохо кончиться для «героя». Смелым можно назвать поступок, когда он совершается во имя благородной цели. Например, если человек, рискуя жизнью, спасает утопающего — это героизм. Есть героизм особого рода — он в том, чтобы никогда, ни при каких обстоятельствах не изменять правилам чести, порядочности, дружбы, человеколюбия. Это героизм духа. Яркий пример такого героизма — в судьбах людей, которые в нечеловеческих условиях ленинградской блокады, гитлеровских и сталинских лагерей и других подобных испытаниях сохраняли в себе достоинство, мужество, доброжелательность, — словом, все истинно человеческие качества.
В истории каждого народа есть примеры замечательного героизма. Много героев было и в истории нашего народа. Возможно, вы слышали об Иване Сусанине. Этот костромской крестьянин завел в дремучий лес отряд врагов. Он знал, что они убьют его, лишь только обнаружат обман. И все-таки он шел, чтобы спасти других русских людей.
В годы Великой Отечественной войны героизм проявляли и дети, которым было лишь по 10—14 лет. Они, как и взрослые, делали для победы всё, что могли.
Героями становятся и в мирной жизни. Жарким летом 1972 г. восемнадца- тилетний рязанский тракторист Анатолий Мерзлов работал на пшенич- ном поле. От случайной искры загорелся хлеб. Анатолий на растерялся и вступил в борьбу со стихией. Спасая урожай и свой трактор, юноша погиб. Он рисковал жизнью потому, что хотел спасти, народное добро.
Есть много героев и в истории науки. Это, например, полярники, подолгу находящиеся в бескрайних льдах. А норвежский ученый Тур Хейердал на легком плоту из бревен переплыл Тихий океан. Известны людям и герои-врачи, нарочно заражавшие себя опасными болезнями, чтобы научиться лечить их.
А герои космоса или подводного мира? Кто знает, не подстерегает ли на этот раз их непредвиденное? И всё же они уходят на задание, чтобы открыть человечеству новые тайны.
Дела и подвиги героев помнят и высоко чтят, на их примере учатся жить, бороться и побеждать.

Геродот (ок. 484 — ок. 425 до н. э.)

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Отцом истории называют этого выда- ющегося древнегреческого ученого. Он родился в малоазийском городе Галикарнасе. В молодости Геродот участвовал в политической борьбе и в результате был вынужден покинуть родину. В путешествиях он провел более 10 лет. Особенно привлекал Геродота Восток, культурные достижения которого вызывали у него восхищение. Он побывал в Ливии, Вавилоне, Ассирии, посетил многие греческие государства и Македонию. Особенно запомнился ему Египет. Вот как описывает Геродот обычаи египтян. «Как небо над египтянами отличается от неба других стран и река их имеет иную природу, чем все прочие реки, так подобно этому мно- гие нравы и обычаи их противоположны нравам и обычаям остальных людей. Женщины у них ходят на рынок и торгуют, а мужчины сидят дома и ткут. У всех остальных людей толкают уток вверх, а у египтян вниз. Мужчины у них носят тяжести на голове, женщины на плечах. Ни одна женщина не выполняет жреческих обязанностей ни при мужском, ни при женском божестве, и жреческие должности исполняют только мужчины как при богах, так и при богинях. Сыновья вовсе не обязаны, если они того не хотят, содержать родителей, дочери же, наоборот, обязаны это делать непременно, хотя бы они того и не желали». Но второй родиной Геродота стали Афины, где он провел значительную часть жизни. Здесь Геродот сблизился с самим правителем Афинского государства Периклом, талантливым, образованным человеком. Дружил и с философом Сократом.
В это время как раз начала развиваться историческая наука, большой вклад в которую внес и Геродот. Стремясь сохранить для потомков память о победах эллинов над могущественной тогда Персией, он написал историю греко-персидских войн. И поставил своей задачей рассказать не только о военных действиях, но и об истории народов, которые в них участвовали.
Собирая материал для своего труда, Геродот записал то, что видел сам, что слышал от местных жителей и о недавних событиях, и о далеком прошлом. Благодаря ему мы теперь знаем нравы и обычаи древних греков, народов стран Востока и юга нашей страны. Труды Геродота снискали ему славу и признание, но вряд ли бы он стал «отцом истории», если бы не создал целостную картину всего средиземноморского мира, не представил ее как историю многих народов. Описания жизни народов Египта, Сирии, Финикии, Македонии таковы, что они могли быть сделаны только очевидцем. Бытовые зарисовки, точные характеристики религиозных обрядов, детали врачевания свидетельствуют о любознательности и наблюдательности Геродота. Таким образом, он является и этнографом.
Еще в древности ученые Александрии разделили «Историю» Геродота на 9 книг, назвав каждую из них именем одной из греческих муз, покровительниц науки, поэзии и искусства: Клио — муза истории, Евтерпа — муза лирической поэзии, Талия — муза комедии, Мельпомена — муза трагедии, Терпсихора — муза танцев, Эрато — муза любовной поэзии, Полигимния — муза гимнов, Урания — муза астрономии, Каллиопа — муза эпической поэзии. Действительно, в замечательном труде великого историка гармонично сочетаются элементы науки и искусства, многие страницы пронизаны юмором. До нас дошло несколько списков труда Геродота, они хранятся в Париже, Флоренции, Риме. Впервые «История» напечатана в 1502 г. в Италии, а в Рос- сии — в 1763 г. Последнее издание сочинения Геродота осуществлено у нас в 1993 г.