Это искусство возникло в глубокой древности. Люди строили себе дома, выдалбливали из стволов деревьев лодки, вытачивали на токарном станке посуду. Из дерева вырезались ковши, солонки и ложки, мастерилась прялка. Из кости мамонта и моржа изготовлялись шкатулки и ларцы, вырезались гребни. На гончарном круге мастер вытягивал из глины крынку для молока и пузатенький горшок, в котором удобно было варить кашу, а из остатков глины лепил для детей игрушку: забавных барашков, коней, птиц, лесных зверей. В деревенских кузницах ковались не только подковы для лошадей и гвозди, но и похожие на тонкие стебли растений светцы для лучины и узорные петли для ставен и дверей — жуковины. Из бересты изготовлялись туеса и плелись корзины, с которыми привычно было ходить в лес за ягодами и грибами. Звонкие коклюшки выплетали узоры кружев из льняных ниток, а на ткацких станках мастерицы ткали полотно для одежды.
Все, что создавалось трудом людей, было необходимо для жизни. И дом, и лодка, и керамическая посуда, и кова- ный светец, и костяной гребень, и игрушка для забавы ребенка. Но оказывается, наряду с практической необходимостью всех этих предметов людям в такой же мере необходима была их красота.
Нужен был не только крепкий дом, красивым должно быть его резное убранство: бревна-охлупени в виде коня или птицы, венчающие крышу дома, карнизы и наличники с изображениями на них русалок — берегинь, львов и других зверей. Деревянные чаши, ковши, солонки, прялки, вальки, ложки, коромысла, лубяные и берестяные короба украшались резьбой и росписью. Очень ценились резные изделия по кости. Тонкий, сквозной ажур резьбы по кости и словно сотканный из снежинок узор кружев делали особенно красивыми и шкатулку, и гребень, и ожерелья, и брас- леты, и кольца, и головной платок.
Нам все это порой кажется загадочным и таинственным, но народные мастера воспроизводили картину окружающего мира такой, какой она им представлялась. Свои образы они черпали из древних сказаний, преданий, верований, а красоту и жизнера- достность творимого ими — от родной природы.
Ныне дело древних умельцев про- должают мастера и художники золотой Хохломы, Городца, лаковой миниатюры Палеха (Ярославская область), Мстёры, Федоскино, керамики Гжели, ювелирного искусства аула Кубачи (Северный Кавказ), коврового и керамического художественного ремесла Средней Азии и Закавказья. Дымковская игрушка. Её издавна делали в слободе Дымково в городе Вятке. Это всемирно известные центры народного искусства.
Некоторые мастера изготовляют предметы непосредственно для себя, в небольшом количестве на местный рынок: изделия из бересты, корней сосны, лозы, тканые половики, коврики, лоскутные покрывала, связанные из шерсти носки, варежки, войлочные ковры и другие предметы ручного ремесла. Матрешки — один из народных промыслов — славятся во всем мире.
Почему у искусства изготовления изделий из разных природных мате- риалов: глины, дерева, кости, металла, тканей, кружева и других — два определения: декоративно-прикладное? Третье определение — народное — понятно: создателем его является народ. А два других? Правильнее было бы первым поставить прикладное, а вторым — декоративное. Прикладное — искусство, которое имеет самое прямое отношение к жизни, возникшее в ней, иными словами — приложенное к ней, прикладываемое. Декоративность — понятие эстетическое, раскрывающее красоту образов, цветовые, орнаментальные, пластические достоинства произведений народного искусства.
В наши дни практическое назначение предметов народного искусства (прикладное) все больше отходит на второй план, а на первый выступает их декоративность.
Прочитайте книги: Осетров Е. И. Краса ненаглядная: Рассказы о русских народных художе- ственных промыслах. М.: Малыш, 1985.
Рогов А. П. Старинная потеха. М.: Малыш, 1988.
Все, что создавалось трудом людей, было необходимо для жизни. И дом, и лодка, и керамическая посуда, и кова- ный светец, и костяной гребень, и игрушка для забавы ребенка. Но оказывается, наряду с практической необходимостью всех этих предметов людям в такой же мере необходима была их красота.
Нужен был не только крепкий дом, красивым должно быть его резное убранство: бревна-охлупени в виде коня или птицы, венчающие крышу дома, карнизы и наличники с изображениями на них русалок — берегинь, львов и других зверей. Деревянные чаши, ковши, солонки, прялки, вальки, ложки, коромысла, лубяные и берестяные короба украшались резьбой и росписью. Очень ценились резные изделия по кости. Тонкий, сквозной ажур резьбы по кости и словно сотканный из снежинок узор кружев делали особенно красивыми и шкатулку, и гребень, и ожерелья, и брас- леты, и кольца, и головной платок.
Нам все это порой кажется загадочным и таинственным, но народные мастера воспроизводили картину окружающего мира такой, какой она им представлялась. Свои образы они черпали из древних сказаний, преданий, верований, а красоту и жизнера- достность творимого ими — от родной природы.
Ныне дело древних умельцев про- должают мастера и художники золотой Хохломы, Городца, лаковой миниатюры Палеха (Ярославская область), Мстёры, Федоскино, керамики Гжели, ювелирного искусства аула Кубачи (Северный Кавказ), коврового и керамического художественного ремесла Средней Азии и Закавказья. Дымковская игрушка. Её издавна делали в слободе Дымково в городе Вятке. Это всемирно известные центры народного искусства.
Некоторые мастера изготовляют предметы непосредственно для себя, в небольшом количестве на местный рынок: изделия из бересты, корней сосны, лозы, тканые половики, коврики, лоскутные покрывала, связанные из шерсти носки, варежки, войлочные ковры и другие предметы ручного ремесла. Матрешки — один из народных промыслов — славятся во всем мире.
Почему у искусства изготовления изделий из разных природных мате- риалов: глины, дерева, кости, металла, тканей, кружева и других — два определения: декоративно-прикладное? Третье определение — народное — понятно: создателем его является народ. А два других? Правильнее было бы первым поставить прикладное, а вторым — декоративное. Прикладное — искусство, которое имеет самое прямое отношение к жизни, возникшее в ней, иными словами — приложенное к ней, прикладываемое. Декоративность — понятие эстетическое, раскрывающее красоту образов, цветовые, орнаментальные, пластические достоинства произведений народного искусства.
В наши дни практическое назначение предметов народного искусства (прикладное) все больше отходит на второй план, а на первый выступает их декоративность.
Прочитайте книги: Осетров Е. И. Краса ненаглядная: Рассказы о русских народных художе- ственных промыслах. М.: Малыш, 1985.
Рогов А. П. Старинная потеха. М.: Малыш, 1988.
Фритьоф Нансен — известный нор- вежский путешественник и ученый. Его, как и многих исследователей последних десятилетий 19-го в., привлекал Северный полюс. Что там — суша или океан? Но льды не пропускали корабли так далеко на север, и никто не знал, каким образом достичь этой таинственной точки.
В 1884 г. у берегов Гренландии были найдены вмерзшие в лед вещи с американского судна «Жаннетта». Это судно было раздавлено льдами три года назад возле Новосибирских островов, расположенных далеко к востоку. Нансена эта находка навела на мысль: значит, льды все время дрейфуют — двигаются под влиянием течений и ветров. И Нансен решил построить судно особой, яйцевидной формы, чтобы льды не раздавили его при сжатии, и вместе со льдами дрейфовать в Северном Ледовитом океане. Возможно, что льды пронесут судно неподалеку от полюса. Во всяком случае, за время дрейфа можно будет провести важные наблюдения, исследования.
По проекту Нансена был построен корабль «Фрам» («Вперед»). Дрейфуя на «Фраме», Нансен сделал много открытий, например, выяснил, что Ледовитый океан довольно глубокий, изучал движение льдов, водные массы океана.
Но, к сожалению, «Фрам» не прошел близко к полюсу, путь льдов отклонялся в сторону. И тогда Нансен с молодым лейтенантом Юхансеном отправились к полюсу на собаках. Но путь через вздыбленные льды с разводьями оказался настолько тяжелым, что Нансен был вынужден повернуть к Земле Франца-Иосифа. Перезимовал здесь, а летом на судне английской экспедиции Ф. Джексона вернулся в Норвегию.
В 1902 г. Нансен создал Центральную океанографическую лабораторию в Христианин. Разработал метод определения скоростей течения с дрейфующего судна, пересек на лыжах Гренландию, жил среди эскимосов, был зоологом, изобрел приборы: батометр (для взятия проб воды) и ареометр (для измерения плотности жидкости). В 1913 г. Нансен совершил плавание вдоль берегов Северного Ледовитого океана к устью реки Енисей, затем путешествовал по югу Восточной Сибири и Дальнему Востоку.
Фритьоф Нансен был не только замечательным исследователем, ученым, мужественным путешественником, он был замечательным человеком. В трудный 1921 г. он стал одним из организаторов помощи голодающим Поволжья. За гуманную деятельность Нансен получил Нобелевскую премию Мира (1922 г.).
В 1884 г. у берегов Гренландии были найдены вмерзшие в лед вещи с американского судна «Жаннетта». Это судно было раздавлено льдами три года назад возле Новосибирских островов, расположенных далеко к востоку. Нансена эта находка навела на мысль: значит, льды все время дрейфуют — двигаются под влиянием течений и ветров. И Нансен решил построить судно особой, яйцевидной формы, чтобы льды не раздавили его при сжатии, и вместе со льдами дрейфовать в Северном Ледовитом океане. Возможно, что льды пронесут судно неподалеку от полюса. Во всяком случае, за время дрейфа можно будет провести важные наблюдения, исследования.
По проекту Нансена был построен корабль «Фрам» («Вперед»). Дрейфуя на «Фраме», Нансен сделал много открытий, например, выяснил, что Ледовитый океан довольно глубокий, изучал движение льдов, водные массы океана.
Но, к сожалению, «Фрам» не прошел близко к полюсу, путь льдов отклонялся в сторону. И тогда Нансен с молодым лейтенантом Юхансеном отправились к полюсу на собаках. Но путь через вздыбленные льды с разводьями оказался настолько тяжелым, что Нансен был вынужден повернуть к Земле Франца-Иосифа. Перезимовал здесь, а летом на судне английской экспедиции Ф. Джексона вернулся в Норвегию.
В 1902 г. Нансен создал Центральную океанографическую лабораторию в Христианин. Разработал метод определения скоростей течения с дрейфующего судна, пересек на лыжах Гренландию, жил среди эскимосов, был зоологом, изобрел приборы: батометр (для взятия проб воды) и ареометр (для измерения плотности жидкости). В 1913 г. Нансен совершил плавание вдоль берегов Северного Ледовитого океана к устью реки Енисей, затем путешествовал по югу Восточной Сибири и Дальнему Востоку.
Фритьоф Нансен был не только замечательным исследователем, ученым, мужественным путешественником, он был замечательным человеком. В трудный 1921 г. он стал одним из организаторов помощи голодающим Поволжья. За гуманную деятельность Нансен получил Нобелевскую премию Мира (1922 г.).
Все наши движения выполняют особые органы тела — мышцы. В теле человека их около 500, и у каждой своя задача.
Мышцы обладают особым свойством сокращаться и снова расслабляться. Получая по нервам приказ от мозга, мышца становится короче, а потом принимает прежний размер. Чаще всего мышца своими концами прикреплена к разным костям скелета. Поэтому при сокращении мышц расположение соответствующих костей меняется — происходит движение. Так, с помощью мышц сгибается или разгибается нога, рука, палец.
Только для того, чтобы сделать один шаг, нужна работа не менее двух десятков мышц. Обычно если одни мышцы сокращаются, то Другие должны расслабиться. Так, например, когда сокращаются мышцы, которые поворачивают голову налево, другие мышцы, поворачивающие голову направо, должны расслабиться. И все это в определенном порядке. К счастью, организм устроен так, что все обычные движения мы делаем автоматически, не задумываясь.
Человек может развить в себе спо- собность автоматически выполнять и несравненно более сложные движения. Когда пианист исполняет сложные музыкальные произведения и его пальцы делают 120 ударов в минуту, он не думает, каким пальцем ударить очередной клавиш. Терпеливыми упражнениями, сперва медленно, а затем все быстрее он приучил мышцы своих рук действовать автоматически. Так же автоматически, не задумываясь, нажимает на тормоза и шофер, когда перед машиной появляется препятствие. Великолепно управлять мышцами умеют артисты цирка и балета, спортсмены. Занятия физкультурой и спортом помогут вам, ребята, развить ловкость, силу, выносливость.
Мышцы обладают особым свойством сокращаться и снова расслабляться. Получая по нервам приказ от мозга, мышца становится короче, а потом принимает прежний размер. Чаще всего мышца своими концами прикреплена к разным костям скелета. Поэтому при сокращении мышц расположение соответствующих костей меняется — происходит движение. Так, с помощью мышц сгибается или разгибается нога, рука, палец.
Только для того, чтобы сделать один шаг, нужна работа не менее двух десятков мышц. Обычно если одни мышцы сокращаются, то Другие должны расслабиться. Так, например, когда сокращаются мышцы, которые поворачивают голову налево, другие мышцы, поворачивающие голову направо, должны расслабиться. И все это в определенном порядке. К счастью, организм устроен так, что все обычные движения мы делаем автоматически, не задумываясь.
Человек может развить в себе спо- собность автоматически выполнять и несравненно более сложные движения. Когда пианист исполняет сложные музыкальные произведения и его пальцы делают 120 ударов в минуту, он не думает, каким пальцем ударить очередной клавиш. Терпеливыми упражнениями, сперва медленно, а затем все быстрее он приучил мышцы своих рук действовать автоматически. Так же автоматически, не задумываясь, нажимает на тормоза и шофер, когда перед машиной появляется препятствие. Великолепно управлять мышцами умеют артисты цирка и балета, спортсмены. Занятия физкультурой и спортом помогут вам, ребята, развить ловкость, силу, выносливость.
Мухоловок на Земле много. Мы рас- скажем об одной из них — мухоловке- пеструшке. Гнездится она в лесах Европы и на прилегающих островах, в центральных областях Западной Сибири, а также в Северной Африке. В августе—сентябре мухоловка- пеструшка отправляется в Центральную Африку, а в апреле вновь появляется в наших краях, наполняя звуками громких песен лиственные леса, парки и сады.
Поселяясь в лесах, эти птицы охотно гнездятся в осветленных участках с перестойными, дуплистыми деревьями. Нередко встречаются и в селениях, если там есть хотя бы отдельные деревья. Гнездо устраивается в естественных дуплах, старых дуплах дятлов, в щелях деревьев, под крышами домов. Охотно занимаются искусственные гнездовья. На устройство гнезда у птиц уходит от 3 до 10 дней. Гнездо представляет собой кучу, сложенную из сухих травинок, бересты (если находится в березняке) или пленок коры сосны (если в сосняке). В нем бывают также мох, лубяные волокна, волосы. Лоток выстилается тонкими сухими листьями и стебельками травянистых растений.
Через 2—3 дня после постройки гнезда самка начинает откладывать яйца. Их обычно 4—10, чаще — 5—7, они голубого цвета. В южных поселениях в конце июня бывает вторая кладка. Яйца насиживаются 11—14 дней. И все это время самец караулит гнездо и иногда кормит самку. После вылупления птенцы находятся в гнезде около 18 дней. Их кормят оба родителя, делая вместе до 500 прилетов с кормом к гнезду за день. После вылета птенцов из гнезда взрослые птицы, докармливая молодых еще в течение недели, постепенно уводят их от гнезда. Собираясь в семейные стайки (5—6 молодых и 2 старые птицы), мухоловки- пеструшки начинают кочевать, и в конце июля выводки покидают места, где они появились на свет.
Судя по названию, эта птица должна питаться только мухами. Но больше половины ее добычи — другие насекомые: личинки пильщиков, жуки, гусеницы, хищные личинки божьих коровок, а также пауки и мелкие цикадки, которых она собирает с ветвей и листьев деревьев и кустарников и в траве.
Кроме мухоловки-пеструшки известны серая мухоловка, мухоловка- белошейка, синяя, длиннохвостая райская, японская, белолобая и веерохвостая мухоловки. В Австралии и на прилегающих островах обитает черная мухоловка. Нет мухоловок только в обширных пустынях и в приполярных областях. Все мухоловки (а их 378 видов) перелетные птицы.
Читайте о мухоловках: Дмитриев Ю. Д. Соседи по планете. М.: Дет. лит., 1984. Гл. «Воробьиные». С. 289—290.
Поселяясь в лесах, эти птицы охотно гнездятся в осветленных участках с перестойными, дуплистыми деревьями. Нередко встречаются и в селениях, если там есть хотя бы отдельные деревья. Гнездо устраивается в естественных дуплах, старых дуплах дятлов, в щелях деревьев, под крышами домов. Охотно занимаются искусственные гнездовья. На устройство гнезда у птиц уходит от 3 до 10 дней. Гнездо представляет собой кучу, сложенную из сухих травинок, бересты (если находится в березняке) или пленок коры сосны (если в сосняке). В нем бывают также мох, лубяные волокна, волосы. Лоток выстилается тонкими сухими листьями и стебельками травянистых растений.
Через 2—3 дня после постройки гнезда самка начинает откладывать яйца. Их обычно 4—10, чаще — 5—7, они голубого цвета. В южных поселениях в конце июня бывает вторая кладка. Яйца насиживаются 11—14 дней. И все это время самец караулит гнездо и иногда кормит самку. После вылупления птенцы находятся в гнезде около 18 дней. Их кормят оба родителя, делая вместе до 500 прилетов с кормом к гнезду за день. После вылета птенцов из гнезда взрослые птицы, докармливая молодых еще в течение недели, постепенно уводят их от гнезда. Собираясь в семейные стайки (5—6 молодых и 2 старые птицы), мухоловки- пеструшки начинают кочевать, и в конце июля выводки покидают места, где они появились на свет.
Судя по названию, эта птица должна питаться только мухами. Но больше половины ее добычи — другие насекомые: личинки пильщиков, жуки, гусеницы, хищные личинки божьих коровок, а также пауки и мелкие цикадки, которых она собирает с ветвей и листьев деревьев и кустарников и в траве.
Кроме мухоловки-пеструшки известны серая мухоловка, мухоловка- белошейка, синяя, длиннохвостая райская, японская, белолобая и веерохвостая мухоловки. В Австралии и на прилегающих островах обитает черная мухоловка. Нет мухоловок только в обширных пустынях и в приполярных областях. Все мухоловки (а их 378 видов) перелетные птицы.
Читайте о мухоловках: Дмитриев Ю. Д. Соседи по планете. М.: Дет. лит., 1984. Гл. «Воробьиные». С. 289—290.
О себе композитор М. П. Мусоргский писал, что он «сын старинной русской семьи». В те годы дворяне отдавали сыновей в юнкерские и гвардейские школы. В такую школу определили и тринадцатилетнего Модеста.
Однажды в школе был организован концерт. Воспитанники с восхищением слушали, как блестяще импровизировал на рояле новичок. А еще через некоторое время он удивил товарищей другим сюрпризом, принеся в школу тонкую тетрадь только что изданных нот. Это произведение — польку «Подпрапорщик» — тринадцатилетний автор посвятил «товарищам по юнкерской школе».
Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров Мусоргский закончил успешно. Началась служба. И наверное, она продолжалась бы долго, если бы не встреча с композитором А. С. Даргомыжским. В его доме Мусоргский впервые услышал произведения М. И. Глинки и почувствовал, что хочет учиться, работать и посвятить себя искусству. Вскоре он познакомился с замечательным музыкантом М. А. Балакиревым и другими будущими членами «Могучей кучки» — творческого содружества передовых русских композиторов — А. П. Бородиным, Н. А. Римским-Корсаковым, Ц. А. Кюи. Эти знакомства сыграли решающую роль в дальнейшей судьбе Мусоргского. Теперь уже главным в его жизни становится музыка. И он решает оставить блестяще начатую военную службу. Упорный труд, самообразование становятся его жизнью.
Быстро растет талант композитора. Он сочиняет песни на слова Н. А. Некрасова, А. Н. Островского, Т. Г. Шевченко, а также на собственные тексты. Когда же друзья предложили ему попробовать написать музыку к пушкинскому «Борису Годунову», Мусоргский тут же приступил к делу. С увлечением изучал русскую историю, знакомился с пушкинскими материалами, текстами, письмами. Главным действующим лицом оперы становится народ, который композитор рассматривал «как великую личность». Впервые в опере зазвучали мелодии народных песен. И все последующие произведения — вокальные циклы «Без солнца», «Песни и пляски смерти», опера «Хованщина» — говорят о том, что всю силу своего таланта Мусоргский отдал, чтобы воспеть русский народ, его жизнь и историю. «Сплю и вижу его, ем и помышляю о нем, пью — и мерещится мне он, он один, цельный, большой, неподкрашенный... » — писал композитор.
Он мечтал о «Пугачевщине» — третьей опере, которую хотел писать по «Капитанской дочке» Пушкина. Но этому замыслу помешала пре- ждевременная смерть. Не были закончены и «Хованщина», и веселая «Сорочинская ярмарка».
Трудная жизнь, постоянное безденежье подорвали и без того расстроенное здоровье композитора. Он умер сорока двух лет, не успев закончить многие начатые произведения. Но то, что он создал, ставит его в ряды величайших композиторов мира.
Друзья, высоко ценившие талант Мусоргского, собрали его незакон- ченные материалы, обработали, кое-что дописали, оркестровали.
«Песня о Блохе», «Рассвет на Москве- реке» (вступление к опере «Хованщина»), симфоническая картина «Ночь на Лысой горе», фортепьянные пьесы «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов», «Гном» (из цикла «Картинки с выставки») и другие сочинения Мусоргского часто исполняются в концертах и по радио.
О композиторе М. П. Мусоргском читайте в книге: Орусевская Ф. М. Пять портретов. М.: Дет. лит., 1982. Гл. «Последний сеанс». С. 75—91.
Однажды в школе был организован концерт. Воспитанники с восхищением слушали, как блестяще импровизировал на рояле новичок. А еще через некоторое время он удивил товарищей другим сюрпризом, принеся в школу тонкую тетрадь только что изданных нот. Это произведение — польку «Подпрапорщик» — тринадцатилетний автор посвятил «товарищам по юнкерской школе».
Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров Мусоргский закончил успешно. Началась служба. И наверное, она продолжалась бы долго, если бы не встреча с композитором А. С. Даргомыжским. В его доме Мусоргский впервые услышал произведения М. И. Глинки и почувствовал, что хочет учиться, работать и посвятить себя искусству. Вскоре он познакомился с замечательным музыкантом М. А. Балакиревым и другими будущими членами «Могучей кучки» — творческого содружества передовых русских композиторов — А. П. Бородиным, Н. А. Римским-Корсаковым, Ц. А. Кюи. Эти знакомства сыграли решающую роль в дальнейшей судьбе Мусоргского. Теперь уже главным в его жизни становится музыка. И он решает оставить блестяще начатую военную службу. Упорный труд, самообразование становятся его жизнью.
Быстро растет талант композитора. Он сочиняет песни на слова Н. А. Некрасова, А. Н. Островского, Т. Г. Шевченко, а также на собственные тексты. Когда же друзья предложили ему попробовать написать музыку к пушкинскому «Борису Годунову», Мусоргский тут же приступил к делу. С увлечением изучал русскую историю, знакомился с пушкинскими материалами, текстами, письмами. Главным действующим лицом оперы становится народ, который композитор рассматривал «как великую личность». Впервые в опере зазвучали мелодии народных песен. И все последующие произведения — вокальные циклы «Без солнца», «Песни и пляски смерти», опера «Хованщина» — говорят о том, что всю силу своего таланта Мусоргский отдал, чтобы воспеть русский народ, его жизнь и историю. «Сплю и вижу его, ем и помышляю о нем, пью — и мерещится мне он, он один, цельный, большой, неподкрашенный... » — писал композитор.
Он мечтал о «Пугачевщине» — третьей опере, которую хотел писать по «Капитанской дочке» Пушкина. Но этому замыслу помешала пре- ждевременная смерть. Не были закончены и «Хованщина», и веселая «Сорочинская ярмарка».
Трудная жизнь, постоянное безденежье подорвали и без того расстроенное здоровье композитора. Он умер сорока двух лет, не успев закончить многие начатые произведения. Но то, что он создал, ставит его в ряды величайших композиторов мира.
Друзья, высоко ценившие талант Мусоргского, собрали его незакон- ченные материалы, обработали, кое-что дописали, оркестровали.
«Песня о Блохе», «Рассвет на Москве- реке» (вступление к опере «Хованщина»), симфоническая картина «Ночь на Лысой горе», фортепьянные пьесы «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов», «Гном» (из цикла «Картинки с выставки») и другие сочинения Мусоргского часто исполняются в концертах и по радио.
О композиторе М. П. Мусоргском читайте в книге: Орусевская Ф. М. Пять портретов. М.: Дет. лит., 1982. Гл. «Последний сеанс». С. 75—91.
Муравьи живут не только в муравей- никах, но и в стволах деревьев, под землей, в стеблях цветов. У походных тропических муравьев, например, совсем нет постоянного жилища. Они движутся колонной через леса, через ручьи, самку — «царицу» несут в середине колонны, тащат личинок, молодых муравьев. Такие муравьи, проходя, съедают все живое.
Знаете ли вы, что муравьи одного азиатского вида, собираясь группами, могут нести червяка или другую пищу весом, превышающим в 5 тыс. раз их собственный? В одной транспортной операции обычно занято около 10 муравьев-носильщиков. Если переводить на человеческие возможности, это означает, что группа из 10 человек со средним весом 70 кг должна нести груз в 3500 т! Муравьиную кучу видел каждый. Но не все знают, что это лишь верхний этаж муравейника. Главная его часть уходит глубоко под землю. Перед дождем муравьи закрывают входы-выходы, а в хорошую погоду выносят иногда погреть свои белые яички. На самом деле это не яйца, а куколки, из которых выходят взрослые муравьи. Из яиц, которые откладывает самка, или «царица», вылупляются изогнутые белые личинки, похожие на червячков. Рабочие муравьи кормят их питательной массой, потом личинки превращаются в куколок. Куколка лежит в коконе и очень похожа на взрослого муравья, только она белая и неподвижная. В зависимости от пищи, которую получила личинка, из куколки вылупляется или рабочий муравей — недоразвитая самка, или крылатые самцы и самки. Век крылатых самцов недолог. Поднимутся они в воздух блестящим роем, а потом спустятся на землю и погибнут. А самки сбрасывают крылья и до конца жизни поселяются в глубине муравейника, откладывают яички. Рабочие муравьи делают всю работу в муравейнике: строят, запасают пищу, защищают. У некоторых видов муравьев есть «солдаты» — более крупные муравьи с сильными челюстями; их дело — защита муравейника.
Человеку муравьи — друзья: они спасают лес. Подсчитано, что муравьи за 12 ч принесли в муравейник 33 тыс. гусениц пяденицы. Значит, за весь период размножения пядениц они уничтожат около миллиона этих вредителей! Вот почему там, где, как сторожевые башни, высятся муравьиные крепости, лес здоровый, чистый.
Знаете ли вы, что муравьи одного азиатского вида, собираясь группами, могут нести червяка или другую пищу весом, превышающим в 5 тыс. раз их собственный? В одной транспортной операции обычно занято около 10 муравьев-носильщиков. Если переводить на человеческие возможности, это означает, что группа из 10 человек со средним весом 70 кг должна нести груз в 3500 т! Муравьиную кучу видел каждый. Но не все знают, что это лишь верхний этаж муравейника. Главная его часть уходит глубоко под землю. Перед дождем муравьи закрывают входы-выходы, а в хорошую погоду выносят иногда погреть свои белые яички. На самом деле это не яйца, а куколки, из которых выходят взрослые муравьи. Из яиц, которые откладывает самка, или «царица», вылупляются изогнутые белые личинки, похожие на червячков. Рабочие муравьи кормят их питательной массой, потом личинки превращаются в куколок. Куколка лежит в коконе и очень похожа на взрослого муравья, только она белая и неподвижная. В зависимости от пищи, которую получила личинка, из куколки вылупляется или рабочий муравей — недоразвитая самка, или крылатые самцы и самки. Век крылатых самцов недолог. Поднимутся они в воздух блестящим роем, а потом спустятся на землю и погибнут. А самки сбрасывают крылья и до конца жизни поселяются в глубине муравейника, откладывают яички. Рабочие муравьи делают всю работу в муравейнике: строят, запасают пищу, защищают. У некоторых видов муравьев есть «солдаты» — более крупные муравьи с сильными челюстями; их дело — защита муравейника.
Человеку муравьи — друзья: они спасают лес. Подсчитано, что муравьи за 12 ч принесли в муравейник 33 тыс. гусениц пяденицы. Значит, за весь период размножения пядениц они уничтожат около миллиона этих вредителей! Вот почему там, где, как сторожевые башни, высятся муравьиные крепости, лес здоровый, чистый.
Главное орудие этих своеобразных млекопитающих — длинный, тонкий и клейкий язык, которым они захва- тывают свою пищу — муравьев и тер- митов. На свете существует всего три вида муравьедов, и живут они в Южной Америке.
В кустарниковых саваннах живет большой муравьед, длиной более метра и весом до 35 кг. Морда у него длинная, трубкообразная, глаза и уши маленькие, зато хвост громадный и пышный. А лапы вооружены мощными и острыми загнутыми когтями. Перед силой его лап не устоит ни один муравейник или термитник. Добравшись до его обитателей, муравьед захватывает их своим клейким языком (длиной более полуметра), двигая им вперед-назад до 160 раз в минуту! Хотя зубов у муравьеда нет, он пережевывает пищу... желудком. На стенках желудка у него есть роговые бороздки, а кроме того, в желудке много песка и камешков — там и перемалывается пища.
Когда у большого муравьеда появится детеныш, мать носит его на спине больше месяца. Детеныш крепко держится за шерсть матери острыми когтями.
Другой муравьед — тамандуа — гораздо меньше, длиной до полуметра и весом всего 3—5 кг. Мордочка у него покороче, зато уши больше, чем у его крупного собрата. Тамандуа может ходить по земле, но с большим удо- вольствием лазает по деревьям. Хвост у тамандуа цепкий, он помогает ему держаться среди ветвей.
В густом лесу в кроне деревьев изредка удается заметить карликового муравьеда. Это крошечный зверек, размером до 20 см и весом около 500 г. На землю он не спускается, целую ночь лазает по ветвям, держась за них лапами и длинным цепким хвостом. А днем забирается в дупло и спит, свернувшись в клубок.
Раньше муравьедов истребляли ради их вкусного мяса, но теперь они стали редкими животными и их охраняют.
В кустарниковых саваннах живет большой муравьед, длиной более метра и весом до 35 кг. Морда у него длинная, трубкообразная, глаза и уши маленькие, зато хвост громадный и пышный. А лапы вооружены мощными и острыми загнутыми когтями. Перед силой его лап не устоит ни один муравейник или термитник. Добравшись до его обитателей, муравьед захватывает их своим клейким языком (длиной более полуметра), двигая им вперед-назад до 160 раз в минуту! Хотя зубов у муравьеда нет, он пережевывает пищу... желудком. На стенках желудка у него есть роговые бороздки, а кроме того, в желудке много песка и камешков — там и перемалывается пища.
Когда у большого муравьеда появится детеныш, мать носит его на спине больше месяца. Детеныш крепко держится за шерсть матери острыми когтями.
Другой муравьед — тамандуа — гораздо меньше, длиной до полуметра и весом всего 3—5 кг. Мордочка у него покороче, зато уши больше, чем у его крупного собрата. Тамандуа может ходить по земле, но с большим удо- вольствием лазает по деревьям. Хвост у тамандуа цепкий, он помогает ему держаться среди ветвей.
В густом лесу в кроне деревьев изредка удается заметить карликового муравьеда. Это крошечный зверек, размером до 20 см и весом около 500 г. На землю он не спускается, целую ночь лазает по ветвям, держась за них лапами и длинным цепким хвостом. А днем забирается в дупло и спит, свернувшись в клубок.
Раньше муравьедов истребляли ради их вкусного мяса, но теперь они стали редкими животными и их охраняют.
В зале гаснет свет, и на экране оживает прекрасный и удивительный мир фантазии. Здесь обитают герои любимых детских книжек — проказник Карлсон, который живет на крыше, забавный медвежонок Винни-Пух, добрый и немножко грустный Крокодил Гена, очаровательная Белоснежка. Рисованные и кукольные персонажи ведут себя совсем как живые — они радуются, грустят, совершают самые невероятные чудеса... Но это никого не удивляет. Ведь мы привыкли, что в мультипликации все возможно. И редко кто задумывается: а как же, собственно, происходит это необыкновенное чудо? Совершают чудо художники-муль- типликаторы — добрые волшебники экрана. Это под их руками оживают рисованные персонажи будущего мультфильма. Но оживить персонаж, оказывается, совсем непросто. Ведь в жизни не существует ни Карлсона, ни Чебурашки, ни Крокодила Гены. Их создает художник из множества рисунков. Чтобы персонаж просто шевельнулся или моргнул, надо изго- товить несколько десятков рисунков. И это для одного мгновения! А сколько же надо нарисовать рисунков для десятиминутного фильма? Около 15 тыс.
У нас, как и во всем мире, мульти- пликационные фильмы любят и взрос- лые, и дети. Фильмы Ф. Хитрука, В. Котёночкина, Р. Качанова, Ю. Норштейна и других мастеров мультипликации пользуются неизмен- ным успехом.
Всемирную известность получили мультфильмы американского режиссера У. Диснея: «Бэмби», «Белоснежка и семь гномов», «Пиноккио», «Фантазия», «Спящая красавица» и другие. Диснею принадлежит и серия талантливых короткометражных мультфильмов о приключениях мышонка Микки Мауса.
Мультипликация широко используется в учебных фильмах и телепередачах (особенно в США, Англии, Японии).
У нас, как и во всем мире, мульти- пликационные фильмы любят и взрос- лые, и дети. Фильмы Ф. Хитрука, В. Котёночкина, Р. Качанова, Ю. Норштейна и других мастеров мультипликации пользуются неизмен- ным успехом.
Всемирную известность получили мультфильмы американского режиссера У. Диснея: «Бэмби», «Белоснежка и семь гномов», «Пиноккио», «Фантазия», «Спящая красавица» и другие. Диснею принадлежит и серия талантливых короткометражных мультфильмов о приключениях мышонка Микки Мауса.
Мультипликация широко используется в учебных фильмах и телепередачах (особенно в США, Англии, Японии).
Неизвестно, каким был первый музы- кальный инструмент. Возможно, это было дерево с дуплом. Древний человек ударял по нему, и дерево звучало. Он повторял свое действие, и звуки появлялись снова: бум-бум-бум! Это навело его на мысль об использовании диковинного инструмента для подачи сигнала. Но ведь к дереву постоянно не набегаешься. И человек тогда взял кусок древесины и выдолбил его. К тому времени уже было известно, что полые предметы, если по ним стучать, издают звук.
А может быть, он неожиданно дунул в кость, и раздался свист, похожий на птичий. А если дуть в длинную кость, то звук уже другой — низкий. Охотясь на дикого зверя, первобытный человек заметил, что тетива лука, когда пускаешь стрелу, тоже звенит.
Так появилась мелодия, а вместе с ней — музыкальные инструменты. Таким образом, выдолбленное дерево, полая кость и тетива лука — первенцы всех музыкальных инструментов. И теперь все известные ныне музыкальные инструменты делятся на три группы: струнные, духовые и ударные.
Струнные инструменты — это те музыкальные инструменты, звук из которых извлекается движением смычка по струне. Отсюда и возникло их название: струнные или смычковые. Смычок — это длинная деревянная трость, вдоль которой натянута тонкая полоса из конского волоса. Струнные инструменты делятся на группы: смычковые (например, скрипка, альт, виолончель), щипковые (арфа, балалайка, гитара), клавишные (фортепьяно, клавесин).
Первые скрипки появились во Франции и Италии в начале 16-го в. Вскоре искусство их изготовления широко распространилось по всей Европе. А до скрипки любимым смычковым инструментом эпохи Возрождения была виола. Виолончель вошла в музыкальный быт во второй половине 16-го в. Своим созданием она обязана искусству выдающихся скрипичных мастеров: братьев Маджини, Гаспаро да Сало, Андреа Амати, а позже — Антонио Страдивари.
Долгий путь создания и совершен- ствования прошло фортепьяно. Звучание этого инструмента можно сравнить с целым оркестром! Фортепьянная игра прекрасно сочетается с игрой на других инструментах, например на скрипке.
А теперь вспомним древнего музыканта, который однажды подул в кость, и превратил ее в духовой инструмент. Назовем его флейтой, гобоем, кларнетом, дудкой, фаготом. Это деревянные духовые инструменты. Но есть также группа медных духовых — валторна, труба, тромбон, туба и их разновидности. Свое название эти инструменты получили благодаря материалу, из которого они изго- товляются. Так же как и у деревянных духовых, звучащим телом у медных является столб воздуха, заключенный в трубке.
Название ударных инструментов произошло от способа извлечения звука — удара по натянутой коже, по металлическим пластинкам, по дере- вянным брускам и т. д.
Кроме того, ударные делят на две большие группы. К первой относятся те, которые имеют настройку, — литавры, колокольчики, ксилофон, колокола. Инструменты другой группы не имеют настройки и издают относительно более высокие или низкие звуки. Это треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, тамтам, кастаньеты и многие другие.
Знакомы вам и древнейший музы- кальный инструмент арфа, и король клавишных инструментов орган, и ги- тара, и балалайка, усовершенствованная русским музыкантом В. В. Андреевым. Кто-то из вас, ребята, учится играть на баяне, аккордеоне или гармонике, а может быть, любит пастуший рожок, домбру или самый простой инструмент русского народа — расписные деревянные ложки. Словом, музыкальных инструментов в мире много. Обо всех здесь не расскажешь. С ними вы можете познакомиться на занятиях в музыкальных школах или по специальным книгам самостоятельно. Постарайтесь научиться различать музыкальные инструменты. Это принесет вам радость! Но лучше научитесь сами на них играть.
Известно, что не из каждого дерева можно создать рояль, скрипку или виолончель. Более всего для создания этих инструментов подходит резонанс- ная ель, растущая в Словакии. Подбор нужного материала начинается еще с семян, которые берут непременно от элитной ели, а почву — с родины «предков». Несколько сотен молодых деревьев выращивают в специальном рассаднике. Когда они окрепнут, их переносят в горы на высоту 700 м, а спустя десять лет прореживают. Через сорок лет эту операцию повторяют. Наконец через 100—150 лет приступают к рубке. Если 50-метровая ель пройдет лабораторный анализ, тогда дерево нарезают на куски определенной вели- чины. На мировом рынке один кубометр такой древесины стоит тысячу долларов.
А может быть, он неожиданно дунул в кость, и раздался свист, похожий на птичий. А если дуть в длинную кость, то звук уже другой — низкий. Охотясь на дикого зверя, первобытный человек заметил, что тетива лука, когда пускаешь стрелу, тоже звенит.
Так появилась мелодия, а вместе с ней — музыкальные инструменты. Таким образом, выдолбленное дерево, полая кость и тетива лука — первенцы всех музыкальных инструментов. И теперь все известные ныне музыкальные инструменты делятся на три группы: струнные, духовые и ударные.
Струнные инструменты — это те музыкальные инструменты, звук из которых извлекается движением смычка по струне. Отсюда и возникло их название: струнные или смычковые. Смычок — это длинная деревянная трость, вдоль которой натянута тонкая полоса из конского волоса. Струнные инструменты делятся на группы: смычковые (например, скрипка, альт, виолончель), щипковые (арфа, балалайка, гитара), клавишные (фортепьяно, клавесин).
Первые скрипки появились во Франции и Италии в начале 16-го в. Вскоре искусство их изготовления широко распространилось по всей Европе. А до скрипки любимым смычковым инструментом эпохи Возрождения была виола. Виолончель вошла в музыкальный быт во второй половине 16-го в. Своим созданием она обязана искусству выдающихся скрипичных мастеров: братьев Маджини, Гаспаро да Сало, Андреа Амати, а позже — Антонио Страдивари.
Долгий путь создания и совершен- ствования прошло фортепьяно. Звучание этого инструмента можно сравнить с целым оркестром! Фортепьянная игра прекрасно сочетается с игрой на других инструментах, например на скрипке.
А теперь вспомним древнего музыканта, который однажды подул в кость, и превратил ее в духовой инструмент. Назовем его флейтой, гобоем, кларнетом, дудкой, фаготом. Это деревянные духовые инструменты. Но есть также группа медных духовых — валторна, труба, тромбон, туба и их разновидности. Свое название эти инструменты получили благодаря материалу, из которого они изго- товляются. Так же как и у деревянных духовых, звучащим телом у медных является столб воздуха, заключенный в трубке.
Название ударных инструментов произошло от способа извлечения звука — удара по натянутой коже, по металлическим пластинкам, по дере- вянным брускам и т. д.
Кроме того, ударные делят на две большие группы. К первой относятся те, которые имеют настройку, — литавры, колокольчики, ксилофон, колокола. Инструменты другой группы не имеют настройки и издают относительно более высокие или низкие звуки. Это треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, тамтам, кастаньеты и многие другие.
Знакомы вам и древнейший музы- кальный инструмент арфа, и король клавишных инструментов орган, и ги- тара, и балалайка, усовершенствованная русским музыкантом В. В. Андреевым. Кто-то из вас, ребята, учится играть на баяне, аккордеоне или гармонике, а может быть, любит пастуший рожок, домбру или самый простой инструмент русского народа — расписные деревянные ложки. Словом, музыкальных инструментов в мире много. Обо всех здесь не расскажешь. С ними вы можете познакомиться на занятиях в музыкальных школах или по специальным книгам самостоятельно. Постарайтесь научиться различать музыкальные инструменты. Это принесет вам радость! Но лучше научитесь сами на них играть.
Известно, что не из каждого дерева можно создать рояль, скрипку или виолончель. Более всего для создания этих инструментов подходит резонанс- ная ель, растущая в Словакии. Подбор нужного материала начинается еще с семян, которые берут непременно от элитной ели, а почву — с родины «предков». Несколько сотен молодых деревьев выращивают в специальном рассаднике. Когда они окрепнут, их переносят в горы на высоту 700 м, а спустя десять лет прореживают. Через сорок лет эту операцию повторяют. Наконец через 100—150 лет приступают к рубке. Если 50-метровая ель пройдет лабораторный анализ, тогда дерево нарезают на куски определенной вели- чины. На мировом рынке один кубометр такой древесины стоит тысячу долларов.
Древние греки сложили миф о певце Орфее. Там, где не спасали стрела и меч, не помогали сила и мужество, песня Орфея делала чудеса. Когда он брал в руки кифару и пел под мелодичный звон ее струн, ветер переставал колыхать листву, далекие скалы двигались навстречу песне, море замирало, дикие звери выбирались из своих логовищ и смиренно шли за удивительным певцом, завороженные чудом из чудес — музыкой. Вот так еще в древности признали ее силу.
Музыка играет в жизни человека важную роль. Она формирует его внутренний мир, помогает правильно оценивать события, воспитывает вкус. Замечательный советский скульптор С. Т. Коненков говорил: «Я никогда не стал бы художником, если бы с детства не полюбил музыку».
Музыка выражает самые высокие чувства и самые тонкие переживания. Трудно представить себе человека, который бы ее не любил. Только понимание музыки бывает разным — поверхностным или глубоким. Да и музыка разная — серьезная и легкая. Но это вовсе не значит, что серьезная музыка хорошая, а легкая — плохая.
Легкую музыку и слушать и понимать легче. Это песня, танцевальные мелодии, джазовая музыка. Такая музыка нужна человеку, она поднимает настроение, легко запоминается. Легкую музыку нередко писали и пишут «серьезные» композиторы. Важно, чтобы это была хорошая музыка.
Музыка Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского, Грига, Шумана, Рах- манинова, Прокофьева — это серьезная музыка. Ее надо научиться понимать, и это вполне доступно каждому. Надо постепенно подготовить себя к знакомству с серьезной музыкой, узнать о композиторе и его времени, может быть, прочитать литературное произведение, к которому написана музыка. И очень важно, если вы с дет- ства полюбите такие несложные клас- сические произведения, как, например, «Неаполитанская песенка», «Танец маленьких лебедей» Чайковского, «Сурок» Бетховена, «Турецкое рондо» Моцарта, «Песня Сольвейг» Грига, «Венгерские танцы» Брамса, сим- фоническая сказка Прокофьева «Петя и Волк». Позже вам проще будет знакомиться с операми, балетами, с сочинениями для хора, для различных сольных инструментов и сим- фонического оркестра.
Прочитайте книгу: Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. М.: Дет. лит., 1974.
Музыка играет в жизни человека важную роль. Она формирует его внутренний мир, помогает правильно оценивать события, воспитывает вкус. Замечательный советский скульптор С. Т. Коненков говорил: «Я никогда не стал бы художником, если бы с детства не полюбил музыку».
Музыка выражает самые высокие чувства и самые тонкие переживания. Трудно представить себе человека, который бы ее не любил. Только понимание музыки бывает разным — поверхностным или глубоким. Да и музыка разная — серьезная и легкая. Но это вовсе не значит, что серьезная музыка хорошая, а легкая — плохая.
Легкую музыку и слушать и понимать легче. Это песня, танцевальные мелодии, джазовая музыка. Такая музыка нужна человеку, она поднимает настроение, легко запоминается. Легкую музыку нередко писали и пишут «серьезные» композиторы. Важно, чтобы это была хорошая музыка.
Музыка Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского, Грига, Шумана, Рах- манинова, Прокофьева — это серьезная музыка. Ее надо научиться понимать, и это вполне доступно каждому. Надо постепенно подготовить себя к знакомству с серьезной музыкой, узнать о композиторе и его времени, может быть, прочитать литературное произведение, к которому написана музыка. И очень важно, если вы с дет- ства полюбите такие несложные клас- сические произведения, как, например, «Неаполитанская песенка», «Танец маленьких лебедей» Чайковского, «Сурок» Бетховена, «Турецкое рондо» Моцарта, «Песня Сольвейг» Грига, «Венгерские танцы» Брамса, сим- фоническая сказка Прокофьева «Петя и Волк». Позже вам проще будет знакомиться с операми, балетами, с сочинениями для хора, для различных сольных инструментов и сим- фонического оркестра.
Прочитайте книгу: Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. М.: Дет. лит., 1974.
Много сотен лет назад люди начали собирать и хранить вещи, чем-то им дорогие и памятные. Такие собрания, или коллекции, оружия, книг, украшений во времена Древней Руси хранили в соборах и монастырях.
Простой народ лишь понаслышке знал об этих сокровищах: их почти никому не показывали. Только в 1719 г. при Петре I открыли в Петербурге кунсткамеру — собрание диковинок для всеобщего обозрения. Это был первый русский музей.
С тех пор у нас появилось немало государственных музеев. В них собраны картины, скульптуры, рукописи, самые различные вещи. Есть еще тысяча народных и школьных музеев.
Музеи бывают разные. Зоологические — в них чучела животных, коллекции насекомых и бабочек. Геологические — там собраны образцы минералов. Музеи ботанические, театральные, музыкальные.
В Москве на Красной площади находится Государственный историче- ский музей. В его залах можно увидеть прошлое и настоящее нашего народа.
В краеведческих музеях многих городов — тоже история, но только одного края, области, города.
Первая в мире электрическая лампа, первое в мире радио, первая атомная электростанция, первый искусственный спутник Земли... Все эти важные изобретения русских ученых и инженеров и достижения техники можно увидеть в Политехническом музее.
Бесценные художественные сокровища — картины и скульптуры, вазы, гравюры — хранятся в Эрмитаже и Русском музее в Петербурге, в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и Третьяковской галерее в Москве и других художественных музеях.
Музей деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале — это музей под открытым небом.
Немало музеев посвящено выдающимся государственным деятелям, ученым, писателям, художникам, композиторам, артистам.
Много разных музеев в других странах. Во Франции —это Лувр, одно из величайших художественных хранилищ мира. Здесь находится самое зна- чительное собрание восточных древ- ностей. С наибольшей полнотой в Лувре представлено французское искусство. Особенно богата его картинная галерея.
Одно из крупнейших в мире собраний живописи — Дрезденская картинная галерея в Германии. Богата музеями Италия, которых здесь более 150.
Первый «видеомузей» создали итальянские инженеры. На видеопластинке диаметром 30 см они за- писали всю экспозицию (и весь интерьер) римской картинной галереи Палаццо Спада. В ее залах выставлены произведения видных художников 14— 17-го вв. Запись на пластинке осуществляется лазерным лучом, а вос- производится на экране цветного телевизора и сопровождается специаль- ным комментарием. Все это создает впечатление настоящей экскурсии по галерее. С помощью компьютера маршрут можно выбрать самому, на несколько минут остановиться, чтобы получше разглядеть картину. Продолжительность «экскурсии» — 25 мин, количество изображений — 5 тыс. Пластинка способна вмещать 54 тыс. изображений при продолжительности 72 мин.
Прочитайте книгу: Кончин Е. В. Как рождается музей: Рассказы. М.: Дет. лит., 1988.
Простой народ лишь понаслышке знал об этих сокровищах: их почти никому не показывали. Только в 1719 г. при Петре I открыли в Петербурге кунсткамеру — собрание диковинок для всеобщего обозрения. Это был первый русский музей.
С тех пор у нас появилось немало государственных музеев. В них собраны картины, скульптуры, рукописи, самые различные вещи. Есть еще тысяча народных и школьных музеев.
Музеи бывают разные. Зоологические — в них чучела животных, коллекции насекомых и бабочек. Геологические — там собраны образцы минералов. Музеи ботанические, театральные, музыкальные.
В Москве на Красной площади находится Государственный историче- ский музей. В его залах можно увидеть прошлое и настоящее нашего народа.
В краеведческих музеях многих городов — тоже история, но только одного края, области, города.
Первая в мире электрическая лампа, первое в мире радио, первая атомная электростанция, первый искусственный спутник Земли... Все эти важные изобретения русских ученых и инженеров и достижения техники можно увидеть в Политехническом музее.
Бесценные художественные сокровища — картины и скульптуры, вазы, гравюры — хранятся в Эрмитаже и Русском музее в Петербурге, в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и Третьяковской галерее в Москве и других художественных музеях.
Музей деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале — это музей под открытым небом.
Немало музеев посвящено выдающимся государственным деятелям, ученым, писателям, художникам, композиторам, артистам.
Много разных музеев в других странах. Во Франции —это Лувр, одно из величайших художественных хранилищ мира. Здесь находится самое зна- чительное собрание восточных древ- ностей. С наибольшей полнотой в Лувре представлено французское искусство. Особенно богата его картинная галерея.
Одно из крупнейших в мире собраний живописи — Дрезденская картинная галерея в Германии. Богата музеями Италия, которых здесь более 150.
Первый «видеомузей» создали итальянские инженеры. На видеопластинке диаметром 30 см они за- писали всю экспозицию (и весь интерьер) римской картинной галереи Палаццо Спада. В ее залах выставлены произведения видных художников 14— 17-го вв. Запись на пластинке осуществляется лазерным лучом, а вос- производится на экране цветного телевизора и сопровождается специаль- ным комментарием. Все это создает впечатление настоящей экскурсии по галерее. С помощью компьютера маршрут можно выбрать самому, на несколько минут остановиться, чтобы получше разглядеть картину. Продолжительность «экскурсии» — 25 мин, количество изображений — 5 тыс. Пластинка способна вмещать 54 тыс. изображений при продолжительности 72 мин.
Прочитайте книгу: Кончин Е. В. Как рождается музей: Рассказы. М.: Дет. лит., 1988.
Более двухсот лет назад по всей Европе распространилась молва об удивительном пятилетнем музыканте Вольфганге Моцарте из австрийского города Зальцбурга. Рассказы о том) что он с необыкновенным мастерством играет на клавесине, на скрипке, на органе, передавали из уст в уста. Поразительный дар мальчика сочинять и играть музыкальные произведения восхищал не только любителей музыки, но и известных композиторов. «Этот мальчик затмит нас всех», — признавали многие из них. Оригинальные, неповторимо пленительные мелодии он создавал почти мгновенно.
Рассказы о гениальном мальчике походили на легенды. Газеты сообщали о его необыкновенных концертах в Германии, Англии, Швейцарии, Италии, Франции.
Когда Моцарту исполнилось четыр- надцать лет, знаменитый итальянский оперный театр в г. Милане заказал ему оперу «Митридад, царь Понтийский». Прошла она в 1770 г. с огромным успехом. Выдержал Моцарт и сложнейшие испытания в музыкальной академии г. Болоньи. На заданную старинную мелодию для одного голоса он за полчаса написал сложное произведение для целого хора. Так четырнадцатилетний Моцарт стал членом академии. В Италии он написал много песен, серенады, симфонии.
Путешествуя, Моцарт узнал музыку Италии, Франции, Англии, Бельгии, Голландии. Ему нравились народные напевы многих стран. «Музыкальные странствия» были школой серьезной и важной.
В 26 лет он уехал из родного Зальцбурга. Началась самостоятельная жизнь в Вене. Здесь, как и всюду, восхищались его игрой на клавесине, истинные любители музыки преклонялись перед его симфониями, сонатами, операми «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта».
В венских придворных театрах того времени были в моде итальянские композиторы. В Вене враждебно относились к немецкой музыке, а Моцарт стремился возвысить отечественную музыку. Его противники сделали все, чтобы Моцарт за десять лет жизни в Вене не получил достойной его таланта работы.
Умер Моцарт в расцвете творческих сил, когда ему не было еще 36 лет. Непосильный труд (ведь он почти ежедневно выступал в концертах) и лишения подорвали его здоровье. Но музыка Моцарта, светлая и лучезарная, бессмертна. Она вселяет веру в победу разума и справедливости.
Рассказы о гениальном мальчике походили на легенды. Газеты сообщали о его необыкновенных концертах в Германии, Англии, Швейцарии, Италии, Франции.
Когда Моцарту исполнилось четыр- надцать лет, знаменитый итальянский оперный театр в г. Милане заказал ему оперу «Митридад, царь Понтийский». Прошла она в 1770 г. с огромным успехом. Выдержал Моцарт и сложнейшие испытания в музыкальной академии г. Болоньи. На заданную старинную мелодию для одного голоса он за полчаса написал сложное произведение для целого хора. Так четырнадцатилетний Моцарт стал членом академии. В Италии он написал много песен, серенады, симфонии.
Путешествуя, Моцарт узнал музыку Италии, Франции, Англии, Бельгии, Голландии. Ему нравились народные напевы многих стран. «Музыкальные странствия» были школой серьезной и важной.
В 26 лет он уехал из родного Зальцбурга. Началась самостоятельная жизнь в Вене. Здесь, как и всюду, восхищались его игрой на клавесине, истинные любители музыки преклонялись перед его симфониями, сонатами, операми «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта».
В венских придворных театрах того времени были в моде итальянские композиторы. В Вене враждебно относились к немецкой музыке, а Моцарт стремился возвысить отечественную музыку. Его противники сделали все, чтобы Моцарт за десять лет жизни в Вене не получил достойной его таланта работы.
Умер Моцарт в расцвете творческих сил, когда ему не было еще 36 лет. Непосильный труд (ведь он почти ежедневно выступал в концертах) и лишения подорвали его здоровье. Но музыка Моцарта, светлая и лучезарная, бессмертна. Она вселяет веру в победу разума и справедливости.