ЯДОВИТЫЕ ГРИБЫ

Наука » Биология
ЯДОВИТЫЕ ГРИБЫ

БЛЕДНАЯ ПОГАНКА. «Какие великолепные грибы! — восхищённо сказал древнеримский император Клавдий своей супруге Агриппине, угощавшей его домашним обедом. — Почему их не подавали к моему столу ранее? Отныне пусть подают мне только такие грибы!» Распоряжение императора осталось невыполненным: на следу­ющий день он скончался от отравления. По мнению историков, вместо любимых древними римлянами цезарских грибов (этот съедобный гриб, похожий на мухомор, малоизвестен в Рос­сии, но жители Рима считали его «царём грибов») вероломная супруга подала Клавдию смер­тельно ядовитую бледную поганку.

Бледная поганка — своеобразный «чемпи­он», самый ядовитый гриб на свете. Вероятно, и самый коварный. Дело не только в приятном грибном запахе и вкусе (о котором мы можем судить по оценке Клавдия), но и в том, что съевший бледную поганку человек первона­чально чувствует себя вполне хорошо. Про­ходит час, два, двенадцать часов, иногда — сутки после рокового обеда, а человек всё ещё ничего не замечает.

Наконец, появляются первые приз­наки отравления — головная боль, жажда, резь в животе, затем рвота и сильная слабость, — но теперь спасать человека, как правило, уже поздно. Он может прожить ещё 2—4 дня, возможны даже временные улучше­ния, но, если количество съеденных грибов пре­вышает смертельную дозу, роковой исход почти неизбежен.

Яд бледной поганки не разрушается ни при кипячении, ни при жаренье. Поэтому единст­венный способ избежать отравления — хорошо уметь распознавать этот гриб. Его отличитель­ные признаки — кольцо на ножке, «чашечка» (вольва) в её основании, белый цвет пластинок шляпки. По первым двум признакам бледную поганку можно отличить от сыроежек, а по вто­рому и третьему — от шампиньонов (пластинки у них розоватые или тёмные).

Писатель Владимир Солоухин свой рассказ о бледной поганке завершает так: «Вот какое зло­действо может произрасти из доброй земли, из доброго воздуха, из доброй воды, из доброго солнца. Правда, мы уже знаем, что змеиный яд — прекрасное лекарство, облегчающее страдание больного человека и возвращающее ему здоро­вье. Я думаю, и бледная поганка зачем-нибудь да нужна, если её создала природа. Когда-ни­будь, вероятно, узнают её полезную сторону, и она будет ценнейшим растением. Но пока что, дорогие грибники, берегитесь бледной поганки!»

МУХОМОРЫ. В. Солоухин пишет: «Все ядовитые грибы в народе называются поган­ками. Но у меня никогда не было ощущения, что красный мухомор — гриб поганый. Напротив, я всегда любовался им и любуюсь до сих пор, когда увижу. Что и говорить, гриб красив. Яркий, с белыми крапинками по красному полю, он ук­рашает чёрный колорит елового леса, внося пре­красное и нужное глазу разнообразие».

Во впадине шляпок старых мухоморов иногда скапливается дождевая влага. Насекомые, же­лая напиться, прилетают на «водопой». Утолив жажду из шляпки мухомора, они погибают и падают замертво возле гриба. Отсюда — и его название.

Человек, отравившийся красным мухомором, чувствует сильное нервное возбуждение и что-то вроде опьянения, у него возникают галлюцина-

ЯДОВИТЫЕ ГРИБЫ


ЯДОВИТЫЕ ГРИБЫ:


1. Бледная поганка (белая и зелёная формы). 2. Ложнодождевик обыкновенный. 3. Ложноопёнок серно-жёлтый. 4. Говорушка восковатая. 5. Красный мухомор.


ции. Выздоровление обычно наступает через день-два, смертельные исходы редки.

Знаменитые средневековые завоеватели — ви­кинги — нашли применение возбуждающим свой­ствам красного мухомора. Непобедимыми воина­ми среди них считались берсерки — «обоерукие»: обнажённые по пояс, не чувствуя боли, в пылу схватки они разили врагов направо и налево ме­чами, зажатыми в обеих руках. Перед боем они пили отвар красных мухоморов и затем уже уст­ремлялись в битву, кусая в воинственной ярости свой щит. Берсерки наводили ужас на противни­ков викингов.

Бледная поганка, разнообразные мухоморы — ближайшие родственники, из рода аманита. Как ни странно, есть в этом роду и съедобные, порой даже очень ценные грибы: цезарский гриб, поп­лавки, розовый мухомор. Но различия между ними и их смертельно ядовитыми собратьями иногда настолько незаметны, что уверенно со­бирать их могут только самые опытные грибники.

ГРИБЫ-ДВОЙНИКИ. Надо сказать, что мно­гие смертельно ядовитые грибы никакой реальной опасности для человека не представляют по той простой причине, что их никто никогда не соби­рает. Опасны для человека так называемые гри­бы-двойники — ядовитые грибы, похожие на ка­кие-либо съедобные. Почти каждый съедобный гриб имеет чем-то похожего на него несъедобного или ядовитого собрата. «Ложным белым грибом» можно назвать несъедобный желчный гриб. Мя­коть его на изломе розовеет. Несъедобный ложноопёнок серно-жёлтый отличается от осенних и летних опёнков жёлто-зелёным цветом пласти­нок. Ну а «ложный шампиньон» — это не более и не менее как бледная поганка. Неопытный грибник может спутать её порой и с сыроежкой. О её отличиях мы уже рассказали. Есть среди шам­пиньонов и ядовитый рыжеющий шампиньон — от него исходит «больничный запах» карболки, а при надавливании его мякоть желтеет. Смертель­но ядовитую говорушку восковатую можно пере­путать с малоизвестным съедобным грибом ивишнем. У ивишня пластинки розоватые, у говорушки — белые.

Существует множество легенд о том, как раз­личить съедобные и ядовитые грибы. Будто бы от отвара поганок темнеет серебро, свёртывается мо­локо. И «черви» (личинки мух) ядовитые грибы будто бы никогда не поражают. А если эти грибы поварить хорошенько с солью да ещё выпить к грибам рюмку спиртного — никакая отрава якобы не страшна. Все эти поверья и «приметы» откро­венно ложны и ничего общего с действительно­стью не имеют. На самом деле единственный способ избежать отравлений — знать все съедоб­ные и ядовитые грибы «в лицо» и никогда не собирать «незнакомцев». Даже съедобные грибы, состарившись или зачервивев, могут стать ядо­витыми.

ВОЛШЕБНЫЙ ГРИБ АЦТЕКОВ

В раскопках поселений древних майя археологи издавна находили каменные «грибки», служившие, по-видимому, объектом поклонения. Возраст самых древних из них до­стигал трёх тысяч лет. С другой стороны, в произведе­нии жившего в XVI в. францисканского монаха Бернардино де Саагуна «История Новой Испании», где описывается культура разгромленного испанцами ацтекского государст­ва, есть упоминание о том, что во время религиозных обрядов индейцы употребляли в пищу какой-то гриб, вызы­вавший опьянение и галлюцинации. Монах называл этот гриб «порождением дьявола». Сами ацтеки считали иначе, называя гриб «теонанакатл» — «божественный гриб».

Следы индейского культа грибов терялись во мраке столетий. Но в 1953 г. одна американская чета — Дж. Уоссон и его жена Вера Павловна, увлекавшиеся очень редкой наукой — этномикологией, т. е. наукой о значении грибов в культуре разных народов, — решила исследовать эту загадку. Они отправились в одну затерянную в горах мексиканскую деревушку, где жили индейцы мацатеки — потомки древних ацтеков. Но только через два года супру­гам Уоссон удалось добиться такого доверия со стороны индейцев, что те позволили им присутствовать на тай­ной грибной церемонии. Они стали первыми белыми людьми, вкусившими таинственного «волшебного гриба ац­теков».

Ночью участники обряда собрались в пустующей хижи­не на окраине деревни. Здесь был воздвигнут христианский алтарь с распятием, возле которого лежали священные грибы. Как потом выяснили учёные, это были грибы рода псилоцибе, близкие родственники наших ложных опят. По размеру они невелики: 1—2 см в высоту. Руководила обря­дом старая женщина-шаманка. В церемонии смешались языческие и христианские ритуалы. Напевая молитвы, зна­харка съела 12 грибов и раздала по нескольку штук осталь­ным. Американцы, также поевшие грибов, вместе со всеми подпали под власть разнообразных величественных виде­ний: роскошных дворцов, пейзажей, праздничных шествий. К утру участники грибного пира уснули.

Позднее швейцарский химик Гофман, исследуя эти гри­бы, также решил проверить на себе их действие. Вот как он описывает свои ощущения: «Всё вокруг чудесным обра­зом изменилось. Я понимал, что, зная о мексиканском про­исхождении грибов, я могу видеть только мексиканские мотивы. С открытыми и закрытыми глазами я видел лишь индейские орнаменты с их характерными соче­таниями красок. Когда надо мной наклонился врач, чтобы измерить кровяное давление, он превратился для меня в ацтекского жреца, приносящего жертву, и я не был бы удивлён, если бы в руках у него появился обсидиановый нож. Несмотря на всю серьёзность опыта, я не мог не раз­веселиться при виде того, как знакомое лицо моего кол­леги стало совершенно индейским».

Любопытно, что Гофман до этого в Мексике и Латинской Америке никогда не бывал и этнографией не интересовался. Он определил химическую структуру нар­котического вещества «волшебного гриба» и назвал это ве­щество псилоцибином. По химическому строению псилоцибин похож на алкалоид спорыньи, из которого полу­чают наркотик ЛСД (см. ст. «Грибы-паразиты»).

Ну а если всё-таки не удалось избе­жать отравления... Уложите больного в постель, дайте ему грелку, крепкий чай для улучшения работы сердца, можно моло­ко и ни в коем случае — спиртные напитки.

Желудок предварительно следует очистить, вы­пив много воды с содой. И — срочно вызывайте врача. Если человек отравился смертельно ядо­витым грибом, например бледной поганкой, ми­нута промедления может стоить ему жизни.


Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.