Основные закономерности и противоречия педагогического процесса.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Ведущим методологическим основанием для описания закономерностей в педагогике является диалектический, системно-структурный подход, позволяющий последовательно выявлять существенные, устойчивые, повторяющиеся (т.е. закономерные) связи педагогического процесса. Для установления закономерностей целостного педагогического процесса необходимо проанализировать следующие связи:

1) педагогического процесса с более широкими социальными процессами и условиями;

2) внутри педагогического процесса:

- между образованием, воспитанием, обучением и развитием;

- между воспитанием, самовоспитанием и перевоспитанием;

- между обучением и самообразованием;

- между процессами педагогического руководства и самосовершенствования;

- между субъектами и объектами педагогического процесса.

3) между целями, задачами, содержанием, организацией и методикой педагогического процесса.

1. Педагогический процесс в целом обусловлен потребностями и возможностями общества в формировании свободной и демократичной личности.

2. Эффективность педагогического процесса зависит от условий, в которых он протекает.

3. В педагогическом процессе взаимосвязаны процессы образования, воспитания (в узком смысле), обучения и развития.

4. Эффективность функционирования педагогического процесса определяется единством воздействия и взаимодействия всех его субъектов и объектов.

5. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят: а) от наследственности, б) воспитательной и учебной среды, в) включенности в педагогическую деятельность, г) применяемых средств и способов педагогических воздействий и взаимодействий.

6. Содержание целостного педагогического процесса обусловлено его целями и задачами.

7. Методы, формы и средства педагогического процесса соотносятся с его задачами и содержанием.

8. Только целостный учет всех внешних и внутренних взаимосвязей педагогического процесса способствует достижению максимального возможных в данных условиях результатов за отведенное время, т.е. его оптимизации.

9. Только взаимосвязь всех компонентов педагогического процесса обеспечивает достижение результатов, соответствующих поставленным целям и задачам.

Следует предостеречь от ошибочного умозаключения, будто изложенными закономерностями исчерпываются связи, действующие в педагогическом процессе. На самом деле их значительно больше. Из закономерностей вытекают основные принципы педагогического процесса, определяющие его организацию, содержание и методику. В современной науке принципы – это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, правила поведения и действий. В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделить две группы принципов: организации педагогического процесса, руководства деятельностью обучаемых.

К принципам организации педагогического процесса можно отнести:

- социально-ценностную целевую направленность процесса;

- гуманистическую направленность процесса;

- комплексный подход к организации различных видов педагогической деятельности;

- обеспечение связи процесса с жизнью и военной службой;

- научность;

- единство формирования ЗНУ, сознания и поведения;

- обучение и воспитание курсантов в коллективе;

- единство требовательности и уважения к обучаемым;

- преемственность, последовательность и систематичность;

- наглядность;

- эстетизацию обучения и воспитания.

Среди принципов управления деятельностью обучаемых выделяются следующие:

- сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности обучаемых;

- сознательность и активность обучаемых;

- уважение к личности обучаемого в сочетании с разумной требовательностью к нему;

- опора на положительное в человеке, на сильные стороны его личности;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;

- согласованность требований семьи, школы, ввуза и общественности;

- сочетание прямых и параллельных педагогических действий;

- доступность и посильность в обучении и воспитании;

- прочность и действенность результатов обучения, воспитания и развития и др.

Педагогические принципы не являются раз и навсегда данными и неизменными. Развитие педагогической действительности влечет за собой появление новых принципов и изменение существа традиционных принципов педагогического процесса.

Поступательное движение педагогического процесса от решения одних задач к другим осуществляется в результате научно обоснованного разрешения объективных и субъективных педагогических противоречий, являющихся следствием ошибочных действий педагогов.

Внутренними являются следующие противоречия:

- между реальными возможностями обучаемых и теми требованиями, которые к ним предъявляются со стороны общества, высшей школы и родителей;

- активно-деятельностной природой обучаемого и социально-педагогическими условиями его жизни;

- социальными интересами и интересами личности;

- коллективом и личностью;

- сложными явлениями и недостатком опыта для их понимания;

- стремительно нарастающим потоком информации и возможностями педагогического процесса и др.

К субъективным противоречиям относятся следующие:

- между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического процесса;

- отставанием процесса генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения;

- индивидуальным творческим процессом становления личности и массовым характером организации педагогического процесса;

- возрастающей ролью гуманитарных предметов в гражданском становлении и тенденцией к технократизации педагогического процесса и др.

Основными условиями разрешения данных противоречий педагогического процесса могут быть:

1) организация педагогического взаимодействия между педагогами и обучаемыми;

2) активное участие всего общества и отдельных его институтов в педагогическом процессе;

3) организация и методика обучения и воспитания в комплексе форм, средств, методов и приемов;

4) научная организация труда;

5) своевременное осознание и устранение субъективно порожденных несоответствий;

6) создание оптимальных мер педагогических воздействий на обучаемых;

7) изучение действительных и мнимых педагогических явлений и выбор верных способов педагогических действий и др.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.