Управление образованием взрослых

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Как отмечалось, образование взрослых имеет специфическую, присущую только ей структуру учреждений, обусловленную особенностям вы­полняемых задач. Серьезный недостаток современного образования взрослых его слабо выраженная вертикальная структура. В нем практически нет соответствующих концепции непрерывного образования после­довательно восходящих ступеней.

Образование взрос­лых не нуждается в жестко регламентированном руководстве со сторо­ны центральных и местных органов власти. Потребность в едином управленческом органе вытекает из необходимости координации дей­ствий его различных подразделений, а также учреждений и организа­ций, выступающих учредителями и заказчиками различных форм обуче­ния.

Объектом управления служит не учебный процесс и не деятель­ность отдельных учебных заведений, а процесс развития образования взрослых как таковой (структурная политика, планирование ориента­ции на нужды региона, согласование интересов обучаемых и их рабо­тодателей, финансовая политика).

Управление образованием взрослых представляет собой деятель­ность органов власти и негосударственных организаций, направленную на повышение его эффективности, т.е. на более полное достижение целей образовательной политики. Процесс управления складывается из ряда последовательно выполняемых функций:

- анализ и оценка сложившейся образовательной практики;

- планирование развития: разработка оптимальной модели и системы мер по ее воплощению;

- документирование: подготовка, принятие и оформление управ­ленческих решений и нормативных актов, обеспечивающих их выполне­ние;

- организация: совместная согласованная деятельность лиц, учреждений и организации, причастных к выполнению поставленных задач;

- правовое, финансо­вое и иное обеспечение, содействующее разрешению проблемы;

- контроль по принципу обратной связи, обеспечивающий коррек­цию целей и путей их достижения.

Управление образованием взрослых[90] осуществляется на различных уровнях, каждый из которых включает перечисленные выше функции, в их преломлении к своей специфике. К числу основных уровней относятся:

- федеральный - вопросы стратегии, их воплощение в образовательной политике, развитие законодательства;

- региональный - формирование и развитие сети образовательных учреждений с учетом производственно-технологических, экономиче­ских, культурных особенностей территории;

- местный - создание комплекса необходимых населению образо­вательных услуг, контроль за их качеством;

- учрежденческий - разработка и реализация образовательных программ, их коррекция и обновление.

Крайне актуален вопрос о сочетании централизованного управле­ния и местной инициативы. Децентрализация - процесс, безусловно положительный, он выражается в переходе ряда функции центральной власти к региональным и местным администрациям. Имеется в виду такое распределение обязанностей, полномочий и ответственности, при котором каждый из уровней управления обеспечивает выполнение опреде­ленных, свойственных только ему задач.

Суть проблемы заключается в том, как поставить процесс управ­ления образованием взрослых на рациональную основу, позволяющую, с одной стороны, продуктивно разрабатывать и успешно осуществлять единую общегосударственную стратегию и политику; с другой - увеличить степень свободы и меру государственной поддержки позитивных инициатив, исходящих от общественных организаций, местных органов власти, образовательных учреждений и объединений образователей.

По мере усиления "суверенизации" регионов широкое распространение получает практика разработки региональных программ развития образования. Ориентация на потребности региона и более полный учет его экономического и культурного потенциала - тенденция безусловно положительная. Одна­ко во многих случаях региональные программы носят узкий характер, ограничиваясь вопросами совершенствования общего среднего и на­чального профессионального образования. Образование взрослых оста­ется “за кадром”.

Отсутствие централизованной (общегосударственной) системы управления развитием системы образования взрослых не является серьезным препятствием для реализации местной инициативы. Не вмешиваясь в учебный процесс, государственные органы и органы местной власти достаточно жестко контролируют финансовую деятельность учебных заведении, мотивируя это тем, что деньги налогоплательщиков не должны быть растрачены впустую. Разумеется, особенности финансово-хозяйственной деятельности учреждений образования взрослых составляют отдельную область для изучения и практических рекомендаций.[91]

Вопросы непосредственного управления образованием взрослых имеют, также, свою специфику, которая не может быть описана в привычных терминах педагогической теории.

Термин "андрагогика" в буквальном переводе означает "вести взрослого". Его возникновение связано главным образом с массовым обучением взрослого населения элементарной грамоте и основам наук, т.е. относится к периоду, когда образование взрослых выпол­няло в основном задачи начальной общеобразовательной школы. Пo мере того как расширялись, обогащались и усложнялись его функции, значение термина ''андрагогика" все больше расходилось со значени­ем термина "педагогика". Постепенно эти различия приняли качественный ха­рактер.

Дидактическая система образования взрослых приобрела свою собственную и четко выраженную специфику. Современный преподаватель в системе образования взрослых мало похож по характеру выполняемых задач на традиционного учителя, он скорее организатор учебной деятельности, ее проектировщик.

Важная особенность руководства учением взрослого - помочь ему осознать связь между вновь приобретаемыми знаниями и жизнью, научить его эффективно применять знания для решения практических и познавательных проблем. Особое значение имеет при этом согласованность между формальным, неформальным и информальным образованием.

Выбор оптимальной системы руководства учебной деятельностью индивидуализируется с учетом развитости умения учиться, он также зависит от типа и профиля учебного заведения, от особенностей его контингента.

Современная система руководства учебной деятельностью взрос­лого представляет собой совокупность согласованных действий ориен­тирующего, координирующего и корректирующего характера, осуще­ствляемых профессиональными образователями в целях содействия ее успешности. Она складывается из четырех главных элементов:

а) устные советы, консультации, наставления в ходе непосредствен­ных контактов;

б) печатные руководства в виде методических реко­мендации, перечень литературных источников и иных инструктивных материалов;

в) консультации и установочные лекции в ходе контак­тов в аудиторий, а также, через средства массовой информации;

г) внесение консультативно-справочной информации в компьютерной сети, исполь­зование электронной почты и телефонной связи в рамках дистантного образования.

Важный элемент системы управления образованием взрослых составляет персонал. Среди острых проблем, тормозящих успеш­ное развитие образования, - нехватка кадров, профессио­нально подготовленных для работы со взрослыми учащимися.

Термин "образователь" обозначает не только учителя. Работни­ки образования взрослых - это люди, занимающиеся на постоянной основе тем или иным видом оплачиваемой деятельности, связанной с функционированием и развитием его учреждений.

Они подразделяются на ряд категорий:

- педагоги-андрагоги, т.е. лица, непосредственно занятые обучающей деятельностью - преподаватели, инструкторы, консультан­ты;

- методисты - разработчики инструктивных материалов и пособий;

- организаторы учебного процесса - руководители образователь­ных учреждений и их помощники;

- координаторы - специалисты служб занятости и других служб, обеспечивающих связь образовательных структур с учреждениями, предприятиями, организациями;

- социальные работники - лица, занимающиеся пропагандой обра­зовательных услуг, агитацией населения, профориентационной рабо­той;

- управленческий персонал - сотрудники аппарата органов власти, ответствен­ные за определенные участки работы;

- аналитики - лица, занятые сбором, анализом и обобщением данных, характеризующих положение дел в образовании взрослых;

- разработчики образовательной политики - члены парламент­ских и иных комиссии, законодатели;

- исследователи - научные сотрудники разного профиля, разра­батывающие теоретические основы деятельности упомянутых выше работников.

Каждая из категорий работников нуждается в общих для всех специализированных знаниях и умениях, позволяющих адекватно пони­мать и успешно выполнять служебные задачи. Уже несколько лет действует Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности “Андрагогика”. Однако, число специалистов-андрагогов вряд ли превышает в настоящее время несколько десятков человек.

Кадровый корпус современного образования взрослых дополняет­ся главным образом за счет все увеличивающегося притока специалистов, не имеющих педагогической и иной подготовки, требуемой для компетентного выполнения возрастающих в своей сложности служебно-профессиональных задач. Этот приток будет увеличиваться и впредь. Поэтому проблема профессионализации работников образования взрослых - одна из центральных во всем комплексе проблем, связанных с разработкой стратегии его развития.

Можно ожидать, что кадровая проблема окажется наиболее трудноразреши­мой при дальнейшем расширении массовости образования взрослых. В особенности это касается отдаленных регионов.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.