ХИМИЯ И «ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЗРЫВ»

Наука » Химия
Даже полтора столетия назад моло­дая наука химия развивалась до­вольно быстро. Некоторые факты успевали устареть к тому времени, когда становились известны широко­му кругу исследователей. Но ещё су­ществовала реальная возможность следить за всеми успехами химии. Правда, такое оказывалось под си­лу лишь очень немногим учёным. Среди них был шведский химик Йёнс Якоб Берцелиус. На протяжении почти 30 лет он публиковал «Ежегод­ные сообщения», стремясь отразить в них с максимальной полнотой до­стижения химических исследований в разных странах. Каждое издание служило своеобразной энциклопеди­ей химических сведений и фактов, добытых за год. Незадолго до кончи­ны, в 1847 г., Берцелиус прекратил свой подвижнический труд. Не толь­ко из-за возраста и болезней. Про­сто он уже не поспевал за новыми открытиями...

В XVII — XVIII вв. об уровне хи­мических знаний, о важнейших науч­ных представлениях и наблюдениях можно было узнать из солидных фо­лиантов, таких, например, как «Курс химии» (1675 г.) французского учё­ного Никола' Лемери. Отдельные сведения по химии публиковались в немногочисленных научных журна­лах. Первый специальный журнал, публиковавший статьи по химии, был основан в 1778 г. в Германии.

Со второй половины XIX в. нача­ли выходить журналы, посвяшённые конкретным областям химии. Новые химические издания стали своего рода зеркалом тех процес­сов, которые происходили в хи­мии, — дифференциации, гибриди­зации и интеграции. В 1990 г. в мире выходило более 14 тыс. жур­налов, содержащих статьи по химии. Ежегодно появляется около 700 тыс. публикаций, посвяшённых химиче­ским исследованиям.

Рост числа периодических изда­ний по химии с годами всё более и более осложняет знакомство с ними. Они выходят на разных языках, а да­леко не всякий химик — полиглот. Кроме того, множество сведений по химии печатается в журналах, посвяшённых иным научным дисципли­нам. Ещё в XIX в. возникли первые реферативные журналы, содержа­щие обзор публикаций по какой-ли­бо отрасли науки или техники. В 1907 г. увидел свет первый номер всемирно известного американского журнала «Chemical Abstracts». В на­шей стране с 1953 г. издаётся рефе­ративный журнал «Химия».

Досадно заново «открывать Аме­рику». Поэтому, приступая к новым исследованиям, химик должен чётко представлять, что уже сделано в дан­ной области и не грозит ли ему «по­вторение пройденного». Первым де­лом он просматривает последние номера реферативных журналов, по­том продолжает свой поиск, двигаясь назад по шкале времени. И если спустя определённый срок удаётся составить удовлетворительное до­сье по интересующему вопросу — исследователь с лёгким сердцем пе­решагнёт порог лаборатории.

Это, конечно, идеальная карти­на. Так бывает, только далеко не всегда. Часто намного легче провести эксперимент без предва­рительной «литературной подго­товки». Ведь на разыскание инфор­мации в реферативных и прочих журналах может уйти гораздо боль­ше времени, нежели на саму рабо­ту. Собственно, удивляться тут осо­бенно и нечему. Ещё в 1975 г. было подсчитано: каждую минуту в мире публикуется одна работа по хи­мии. То есть 60 работ за час, 1440 — за сутки. Пусть каждая из них — всего лишь двухстраничная статья. Следовательно, 2880 стра­ниц печатного текста ежесуточно добавляется к мировым анналам химических сведений. Нужны ли здесь комментарии? Столь стреми­тельный рост информации не в силах оперативно отразить ни один реферативный журнал.

«Информационный взрыв» — так определяют ситуацию, сложи­вшуюся ныне во всех без исключения областях науки и техники. Его влия­ние на жизнь современного общест­ва ещё не проанализировано долж­ным образом. Как оно проявится в будущем, мы пока точно не знаем.

Были времена, когда химики мог­ли жаловаться на недостаток инфор­мации — теперь они задыхаются от её избытка. Но ничто не остановит развития химии, и потому нужно ис­кать выход из положения.

Помогают экспресс-информации по отдельным химическим дисципли­нам — издания вроде ежедневных специализированных химических газет. Призваны на службу персо­нальные компьютеры. Они хранят в своей памяти многие сведения и библиографию по вопросам, интере­сующим исследователя. Электрон­ную версию имеют и некоторые хи­мические журналы. Если хотите, это ещё одна характерная черта совре­менной химической науки.

ХИМИЯ И «ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЗРЫВ»

Титульный лист «Ежегодных сообщений об успехах химии и физики»
Й. Я. Берцелиуса. Издание 1832 г.