Понятие социологического исследования.
Виды социологического исследования.
Социологическое исследование – это способ изучения социальных явлений и процессов в их конкретном состоянии с помощью методов, позволяющих производить сборы, измерения, обобщения и анализ социологической информации. Оно включает в себя систему последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью – получение достоверного знания об изучаемом объекте для его дальнейшего использования на практике. Причем, цель СИ не только объяснение фактов и процессов, но и их предсказание.
Виды социологического исследования.
Социологическое исследование – это способ изучения социальных явлений и процессов в их конкретном состоянии с помощью методов, позволяющих производить сборы, измерения, обобщения и анализ социологической информации. Оно включает в себя систему последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью – получение достоверного знания об изучаемом объекте для его дальнейшего использования на практике. Причем, цель СИ не только объяснение фактов и процессов, но и их предсказание.
В отличие от методологии методы и процедуры исследования – это система более или менее формализованных правил сбора, обработки и анализа информации. Но и здесь методологические посылки играют важнейшую роль, прежде всего в выборе тех или иных приемов для изучения поставленной проблемы. Затем обнаруживается, что конструирование методики для изучения отдельных сторон вопроса так или иначе включает исходные посылки, касающиеся природы объекта в целом, и отсюда – способов, с помощью которых мы должны извлечь необходимые сведения.
Ни в отечественной, ни в зарубежной практике нет единого словоупотребления относительно частных приемов социологического исследования. Одну и ту же систему действий некоторые авторы называют методом, другие – техникой, третьи – процедурой или методикой, а иногда методологией.
Метод – способы сбора, обработки, изложения и анализа данных. К методам сбора данных относят, например, интервью, наблюдение, социометрию. К методам обработки и анализа данных – контент-анализ, факторный анализ. К методам изложения и представления результатов – графический, описательный.
Ни в отечественной, ни в зарубежной практике нет единого словоупотребления относительно частных приемов социологического исследования. Одну и ту же систему действий некоторые авторы называют методом, другие – техникой, третьи – процедурой или методикой, а иногда методологией.
Метод – способы сбора, обработки, изложения и анализа данных. К методам сбора данных относят, например, интервью, наблюдение, социометрию. К методам обработки и анализа данных – контент-анализ, факторный анализ. К методам изложения и представления результатов – графический, описательный.
Фундаментальное знание – обладает статусом научного открытия и является приоритетным в своей области. Цель фундаментального исследования – развитие и совершенствование научных представлений об изучаемом объекте. Подсчитано, что теоретико-эмпирические исследования составляют лишь 3 % от всех проводимых исследований. Это так называемое предметно ориентированное знание, целью которого является проверка теории или получение нового знания.
Прикладное исследование посвящается разрешению какой-либо конкретной социальной проблемы. Специфика прикладного исследования состоит в том, что это не простой сбор, отбор каких-либо социальных фактов (такой отбор может быть субъективным), а научная процедура, в рамках которой используются специальные социологические методы сбора информации, а также применяются специальные социологические технологии, в том числе организация выборки.
Какими бы проблемами ни занимался социолог – молодежной субкультурой, семьей и браком или трудовым поведением на производстве – и к какой бы отрасли (прикладной или академической) он ни принадлежал, социолог всегда остается частью целого – социологии как науки.
Прикладное исследование посвящается разрешению какой-либо конкретной социальной проблемы. Специфика прикладного исследования состоит в том, что это не простой сбор, отбор каких-либо социальных фактов (такой отбор может быть субъективным), а научная процедура, в рамках которой используются специальные социологические методы сбора информации, а также применяются специальные социологические технологии, в том числе организация выборки.
Какими бы проблемами ни занимался социолог – молодежной субкультурой, семьей и браком или трудовым поведением на производстве – и к какой бы отрасли (прикладной или академической) он ни принадлежал, социолог всегда остается частью целого – социологии как науки.
1. Наблюдение – способ сбора социологической информации, основанный на анализе естественного хода каких-либо событий, явлений. Если наблюдатель является участником наблюдаемых событий, то имеет место включенное наблюдение. Когда исследователь находится вне изучаемого объекта, такое наблюдение называется не включенным. Если наблюдение производится по строго определенной схеме, то оно является формализованным. Если таковая схема отсутствует, то неформализованным.
2. Анализ документов – способ рассмотрения и объяснения документа в его социальном контексте, служащий целям извлечения и анализа социологической информации. Оно основано не просто на прочтении документа, а на анализе его содержания, понимании и толковании содержащейся в нем информации. При этом документы могут быть представлены в печатном, рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото и кинопленке.
3. Опрос, который разделяется на интервью и анкетные опросы. Интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с опрашиваемым. По способу организации различают групповые и индивидуальные интервью. В первом случае организуется дискуссия в группе, во втором беседа ведется только с одним человеком. По технике проведения различают свободные интервью, протекающие в форме беседы на заданную тему, без детальной разработки вопросов. Стандартизированное интервью основано на детальной разработке вопросов, когда всем опрашиваемым задаются одни и те же вопросы в строгой последовательности. Полустандартизированные интервью – беседа ведется по заданной теме, есть список вопросов, но отсутствует строгая последовательность в их задавании.
2. Анализ документов – способ рассмотрения и объяснения документа в его социальном контексте, служащий целям извлечения и анализа социологической информации. Оно основано не просто на прочтении документа, а на анализе его содержания, понимании и толковании содержащейся в нем информации. При этом документы могут быть представлены в печатном, рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото и кинопленке.
3. Опрос, который разделяется на интервью и анкетные опросы. Интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с опрашиваемым. По способу организации различают групповые и индивидуальные интервью. В первом случае организуется дискуссия в группе, во втором беседа ведется только с одним человеком. По технике проведения различают свободные интервью, протекающие в форме беседы на заданную тему, без детальной разработки вопросов. Стандартизированное интервью основано на детальной разработке вопросов, когда всем опрашиваемым задаются одни и те же вопросы в строгой последовательности. Полустандартизированные интервью – беседа ведется по заданной теме, есть список вопросов, но отсутствует строгая последовательность в их задавании.
Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.
Разведывательное исследование - самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. В ходе его проведения опрашиваются от 20 до 100 чел. Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. Такое исследование особенно важно в тех случаях, когда проблема изучена недостаточно или вообще ставится впервые. Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно подводится в том случае, когда объект анализа - относительно большая совокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками. Например, трудовой коллектив крупного предприятия, где работают люди разных профессий, пола, возраста, стажа работы и т. д. В описательном исследовании может быть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных.
Самый серьезный вид социологического анализа - аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно следственных связей - главное назначение такого исследования. В аналитическом исследовании изучается совокупность многих факторов, обусловливающих то или иное явление.
Разведывательное исследование - самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. В ходе его проведения опрашиваются от 20 до 100 чел. Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. Такое исследование особенно важно в тех случаях, когда проблема изучена недостаточно или вообще ставится впервые. Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно подводится в том случае, когда объект анализа - относительно большая совокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками. Например, трудовой коллектив крупного предприятия, где работают люди разных профессий, пола, возраста, стажа работы и т. д. В описательном исследовании может быть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных.
Самый серьезный вид социологического анализа - аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно следственных связей - главное назначение такого исследования. В аналитическом исследовании изучается совокупность многих факторов, обусловливающих то или иное явление.
Состав липопротеинов. Липопротеины состоят из ядра, в котором находятся триацилглицеролы (ТАГ), эфиры холестерола (ЭХ), и поверхностного монослоя из фосфолипидов (ФЛ), свободного или неэстерифицированного холестерола (СХ) и апопротеинов. Функцией липопротеинов является транспорт липидов. Без этой транспортной формы липиды были бы нерастворимы в плазме крови.
Синтез хиломикронов (ХМ). В клетках слизистой кишечника (энтероцитах) идет эстерификация 2-МАГ и ХС жирными кислотами (ЖК), образуются ТАГ и ЭХ, из которых затем формируются ХМ. Всосавшиеся ЖК активируются, преобразуясь в ацил-КоА. Это происходит в гладком ЭР. Важнейшим структурным компонентом ХМ является белок (апо В-48). В составе одной частицы ХМ находится одна молекула апо В-48.
ХМ секретируются с базолатеральной поверхности клеток кишечника в лимфу, а оттуда, через грудной лимфатический проток, попадают в систему кровообращения. После того как ХМ попадают в лимфу, они получают от ЛПВП апо С-II, С-III и апо Е.
Синтез хиломикронов (ХМ). В клетках слизистой кишечника (энтероцитах) идет эстерификация 2-МАГ и ХС жирными кислотами (ЖК), образуются ТАГ и ЭХ, из которых затем формируются ХМ. Всосавшиеся ЖК активируются, преобразуясь в ацил-КоА. Это происходит в гладком ЭР. Важнейшим структурным компонентом ХМ является белок (апо В-48). В составе одной частицы ХМ находится одна молекула апо В-48.
ХМ секретируются с базолатеральной поверхности клеток кишечника в лимфу, а оттуда, через грудной лимфатический проток, попадают в систему кровообращения. После того как ХМ попадают в лимфу, они получают от ЛПВП апо С-II, С-III и апо Е.
Глюкуроновый путь («Путь уроновых кислот») осуществляется в печени и в клетках соединительной ткани. Первая часть процесса (до образования УДФ-глюкозы) совпадает с реакциями синтеза гликогена, заключительный этап (от ксилулозо-5-ф до гл-6-ф) совпадает с неокислительным этапом ПФП
Значение глюкуронового пути:
1.Образование активированного глюкуроната.
В гепатоцитах УДФ-глюкуроновая кислота используется на процессы обезвреживания
(реакции конъюгации с билирубином, продуктами гниения белков, лекарствами и др.).
В фибробластах УДФ-глюкуроновая кислота используется на синтез гетерополи- сахаридов (гиалуроновая кислота, хондроитинсульфат, дерматансульфат, гепарин).
Значение глюкуронового пути:
1.Образование активированного глюкуроната.
В гепатоцитах УДФ-глюкуроновая кислота используется на процессы обезвреживания
(реакции конъюгации с билирубином, продуктами гниения белков, лекарствами и др.).
В фибробластах УДФ-глюкуроновая кислота используется на синтез гетерополи- сахаридов (гиалуроновая кислота, хондроитинсульфат, дерматансульфат, гепарин).
Пентозофосфатный путь (ПФП) обмена углеводов нередко называют апотомическим путём, так как обмен глюкозы идёт по первому (С1) атому углерода.
Доля ПФП в количественном превращении глюкозы в клетках обычно невелика (в
большинстве клеток не более 10 %) и варьирует в зависимости от типа ткани и её функ- ционального состояния. Так, в клетках печени по этому пути превращается до 20 % глюкозы, в эритроцитах — 7 %, в клетках мозга — около 2 %. Этот процесс идет в клетках многих органов и тканей.
Ферменты ПФП локализованы в цитоплазме клеток.
Превращение глюкозы по ПФП не требует присутствия кислорода. Если по ПФП
превращается шесть молекул Гл-6-Ф, то за один цикл молекула Гл-6-Ф катаболизирует до 6 СО2.
Доля ПФП в количественном превращении глюкозы в клетках обычно невелика (в
большинстве клеток не более 10 %) и варьирует в зависимости от типа ткани и её функ- ционального состояния. Так, в клетках печени по этому пути превращается до 20 % глюкозы, в эритроцитах — 7 %, в клетках мозга — около 2 %. Этот процесс идет в клетках многих органов и тканей.
Ферменты ПФП локализованы в цитоплазме клеток.
Превращение глюкозы по ПФП не требует присутствия кислорода. Если по ПФП
превращается шесть молекул Гл-6-Ф, то за один цикл молекула Гл-6-Ф катаболизирует до 6 СО2.
Глюконеогенез — синтез глюкозы из соединений неуглеводной природы.
В организме взрослого человека за сутки может синтезироваться до 250 г глюкозы. Глюконеогенез осуществляется главным образом в печени (синтезируетя до 90 % всей глюкозы), в корковом веществе почек и в энтероцитах (совсем незначительно).
Глюконеогенез стимулируется при длительном голодании, при ограничении поступления углеводов с пищей, в период восстановления после мышечной нагрузки, у новорождённых в первые часы после рождения.
Субстраты глюконеогенеза. Истинными субстратами глюконеогенеза являютя пируват, оксалоацетат, фосфодиоксиацетон, которые непосредственно включаются в этот процесс. Все вещества неуглеводной природы, дающие эти метаболиты, являются субстратами глюконеогенеза: лактат→ПВК, метаболиты цикла Кребса→ЩУК, глицерол→фосфодиоксиацетон, пропионил-КоА→метаболиты цикла Кребса→ЩУК, глюкогенные аминокислоты→ПВК или ЩУК. Главный источник субстратов глюконеогенеза — глюкогенные аминокислоты. К глюкогенным аминокислотам относятся все протеиногенные аминокислоты, кроме лейцина и лизина.
В организме взрослого человека за сутки может синтезироваться до 250 г глюкозы. Глюконеогенез осуществляется главным образом в печени (синтезируетя до 90 % всей глюкозы), в корковом веществе почек и в энтероцитах (совсем незначительно).
Глюконеогенез стимулируется при длительном голодании, при ограничении поступления углеводов с пищей, в период восстановления после мышечной нагрузки, у новорождённых в первые часы после рождения.
Субстраты глюконеогенеза. Истинными субстратами глюконеогенеза являютя пируват, оксалоацетат, фосфодиоксиацетон, которые непосредственно включаются в этот процесс. Все вещества неуглеводной природы, дающие эти метаболиты, являются субстратами глюконеогенеза: лактат→ПВК, метаболиты цикла Кребса→ЩУК, глицерол→фосфодиоксиацетон, пропионил-КоА→метаболиты цикла Кребса→ЩУК, глюкогенные аминокислоты→ПВК или ЩУК. Главный источник субстратов глюконеогенеза — глюкогенные аминокислоты. К глюкогенным аминокислотам относятся все протеиногенные аминокислоты, кроме лейцина и лизина.
Гликолиз — это сложный ферментативный процесс расщепления глюкозы до двух молекул пирувата (аэробный гликолиз) или двух молекул лактата (анаэробный гликолиз, протекающий без потребления кислорода).
Суммарное уравнение анаэробного гликолиза:
C6H12O6 + 2АДФ + 2Фн 2CH3CH(OH)COOH + 2АТФ + 2H2O Глюкоза Молочная кислота
Гликолиз функционирует во всех живых клетках. Все ферменты локализованы в цитозоле, формируя полиферментный комплекс.
Гликолиз осуществляется в два этапа.
I. Подготовительный этап — дихотомический распад глюкозы на две молекулы глицеральдегид-3-фосфата. Превращения сопровождаются затратой 2 АТФ.
II. Этап гликолитической оксидоредукции — превращение глицеральдегид-3-фосфата в лактат. Включает окислительно-восстановительные реакции и реакции фосфорилирования, сопровождающиеся генерацией АТФ.
Суммарное уравнение анаэробного гликолиза:
C6H12O6 + 2АДФ + 2Фн 2CH3CH(OH)COOH + 2АТФ + 2H2O Глюкоза Молочная кислота
Гликолиз функционирует во всех живых клетках. Все ферменты локализованы в цитозоле, формируя полиферментный комплекс.
Гликолиз осуществляется в два этапа.
I. Подготовительный этап — дихотомический распад глюкозы на две молекулы глицеральдегид-3-фосфата. Превращения сопровождаются затратой 2 АТФ.
II. Этап гликолитической оксидоредукции — превращение глицеральдегид-3-фосфата в лактат. Включает окислительно-восстановительные реакции и реакции фосфорилирования, сопровождающиеся генерацией АТФ.
Психология масс представляет собой форму первых социально-психологических теорий. Эта теория родилась во Франции во второй половине XIX в. Истоки ее были заложены в концепции подражания Г.Тарда. С точки зрения Тарда, социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания. Официальная же, интеллектуалистически ориентированная академическая психология пытается объяснить его, пренебрегая аффективными элементами, и потому терпит неуспех. Идея же подражания учитывает иррациональные моменты в социальном поведении, поэтому и оказывается более продуктивной. Именно эти две идеи Тарда - роль иррациональных моментов в социальном поведении и роль подражания - были усвоены непосредственными создателями психологии масс. Это были итальянский юрист С.Сигеле (1868-1913) и французский социолог Г.Лебон (1841-1931). Сигеле в основном опирался на изучение уголовных дел, в которых его привлекала роль аффективных моментов. Лебон, будучи социологом, преимущественное внимание уделял проблеме противопоставления масс и элит общества. В 1895 г. появилась его основная работа "Психология народов и масс", в которой и изложена суть концепции.
Важной особенностью развития отечественной социологии в период с конца 1980-х гг. до наших дней является активизация усилий ее представителей не только в центральных городах (Москва, Санкт-Петербург), но и в региональных центрах, особенно тех, где в 1990-х гг. начало развиваться профессиональное социологическое образование.
Социология не осталась в стороне от них. Ее также затронули центробежные тенденции. Так, вместо нескольких крупных отделений, работавших в составе Советской социологической ассоциации (Центральное, Северо-Западное, Поволжское, Северо-Кавказское, Уральское, Сибирское, Дальневосточное), в структуре ее правопреемника — Российского общества социологов — оказалось первоначально 47 региональных отделений. В самом этом факте ничего страшного нет, если только он не ведет к определенному социологическому изоляционизму и снижению уровня научных исследований. Именно в последнем обстоятельстве заключена опасность разрыва налаженных исследовательских связей в научном сообществе.
Социология не осталась в стороне от них. Ее также затронули центробежные тенденции. Так, вместо нескольких крупных отделений, работавших в составе Советской социологической ассоциации (Центральное, Северо-Западное, Поволжское, Северо-Кавказское, Уральское, Сибирское, Дальневосточное), в структуре ее правопреемника — Российского общества социологов — оказалось первоначально 47 региональных отделений. В самом этом факте ничего страшного нет, если только он не ведет к определенному социологическому изоляционизму и снижению уровня научных исследований. Именно в последнем обстоятельстве заключена опасность разрыва налаженных исследовательских связей в научном сообществе.