В отличие от методологии методы и процедуры исследования – это система более или менее формализованных правил сбора, обработки и анализа информации. Но и здесь методологические посылки играют важнейшую роль, прежде всего в выборе тех или иных приемов для изучения поставленной проблемы. Затем обнаруживается, что конструирование методики для изучения отдельных сторон вопроса так или иначе включает исходные посылки, касающиеся природы объекта в целом, и отсюда – способов, с помощью которых мы должны извлечь необходимые сведения.
Ни в отечественной, ни в зарубежной практике нет единого словоупотребления относительно частных приемов социологического исследования. Одну и ту же систему действий некоторые авторы называют методом, другие – техникой, третьи – процедурой или методикой, а иногда методологией.
Метод – способы сбора, обработки, изложения и анализа данных. К методам сбора данных относят, например, интервью, наблюдение, социометрию. К методам обработки и анализа данных – контент-анализ, факторный анализ. К методам изложения и представления результатов – графический, описательный.
Виды методов – навязываемые (методы, связанные с вторжением в жизнь человека: опрос, включенное наблюдение) и ненавязываемые: контент-анализ, анализ статистики, невключенное наблюдение, сравнительный, исторический анализ, типологический анализ. Первые три из ненавязываемых являются методами эмпирического исследования. Остальные, «кабинетные», методы исследования являются теоретическими. Они представляют собой пример наиболее универсальных, общепринятых методов исследования. Большинство же теоретических методов являются уникальными для каждого ученого, который сам их разрабатывает в процессе постоянного поиска. «Метод Дюркгейма», «метод Вебера», «метод Сорокина», метод Бурдье – «генетический структурализм», «гарфинкелинг», – сами по себе объект методологического анализа.[3] Поэтому в нашем курсе мы уделяем внимание только более или менее устоявшимся, многократно опробованным методам сбора и анализа эмпирической информации.
На собственную логику конкретного исследования накладывается процедурная логика, поскольку каждый метод содержит собственную логику, требующую придерживаться системы регулятивных принципов, или методических процедур. Процедурой обычно называют последовательность всех операций с использованием инструментария и технических средств для достижения определенной цели. В строгое соответствие с процедурой «приводятся» в социологическом исследовании единицы логического анализа (понятия, проблемы, гипотезы), изучаемые эмпирические признаки событий, фактов, методический инструментарий, организационные и технические средства. В свою очередь, процедура воплощается в определенных исследовательских техниках и методиках.
Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Развитие основных дисциплин всегда было тесно связано с совершенствованием процедуры и развитием техники. Развитие техники само по себе не гарантирует развития науки, но оно является необходимым условием для этого. Рост внимания к процедуре и технике социологии за последние десятилетия является несомненным признаком того, что она начинает становиться зрелой наукой.
Методика – понятие, которым обозначается совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь [97, C. 64]. Методика – это логика применения того или иного метода сбора и анализа информации.
Приведем пример. Метод неструктурированного интервью, как метод сбора данных, имеет свою процедуру, различную при интервью с «мягким» вопросником и при свободном интервью, а конкретная техника воплощается в приемах комбинирования формулировок вопросов – вординге, достижении сотрудничества с респондентом и т.д. Опыт полевой работы в каком-либо проекте, если он стал известен за пределами исследовательской группы, был опубликован или вошел в учебники в качестве образцового исследования, образует методику.
Если охватить все методические, технические и процедурные особенности работы социолога, доля таких приемов исследования, которые бы не встречались в других социальных или даже технических науках, будет не столь уж велика. Социолог использует наряду со специальными общенаучные методы. Помимо этого, многие приемы позаимствованы из других общественных дисциплин, особенно из экономических, исторических, психологических. Социолог должен владеть приемами статистического анализа, иметь представление о соответствующих разделах математики и статистики.
При надлежащей организации труда существует разделение обязанностей между социологом и статистиком-математиком, которому он передает собранную информацию для обработки по заданной программе. Но развитие программных статистических средств заставляет социологов осваивать и сами программы (Paradox, DA-система, более современные версии пакетов SPSSPC+, Statistica, SAS и т.д.), и статистические приемы, которые в них заложены разработчиками.
Ни в отечественной, ни в зарубежной практике нет единого словоупотребления относительно частных приемов социологического исследования. Одну и ту же систему действий некоторые авторы называют методом, другие – техникой, третьи – процедурой или методикой, а иногда методологией.
Метод – способы сбора, обработки, изложения и анализа данных. К методам сбора данных относят, например, интервью, наблюдение, социометрию. К методам обработки и анализа данных – контент-анализ, факторный анализ. К методам изложения и представления результатов – графический, описательный.
Виды методов – навязываемые (методы, связанные с вторжением в жизнь человека: опрос, включенное наблюдение) и ненавязываемые: контент-анализ, анализ статистики, невключенное наблюдение, сравнительный, исторический анализ, типологический анализ. Первые три из ненавязываемых являются методами эмпирического исследования. Остальные, «кабинетные», методы исследования являются теоретическими. Они представляют собой пример наиболее универсальных, общепринятых методов исследования. Большинство же теоретических методов являются уникальными для каждого ученого, который сам их разрабатывает в процессе постоянного поиска. «Метод Дюркгейма», «метод Вебера», «метод Сорокина», метод Бурдье – «генетический структурализм», «гарфинкелинг», – сами по себе объект методологического анализа.[3] Поэтому в нашем курсе мы уделяем внимание только более или менее устоявшимся, многократно опробованным методам сбора и анализа эмпирической информации.
На собственную логику конкретного исследования накладывается процедурная логика, поскольку каждый метод содержит собственную логику, требующую придерживаться системы регулятивных принципов, или методических процедур. Процедурой обычно называют последовательность всех операций с использованием инструментария и технических средств для достижения определенной цели. В строгое соответствие с процедурой «приводятся» в социологическом исследовании единицы логического анализа (понятия, проблемы, гипотезы), изучаемые эмпирические признаки событий, фактов, методический инструментарий, организационные и технические средства. В свою очередь, процедура воплощается в определенных исследовательских техниках и методиках.
Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Развитие основных дисциплин всегда было тесно связано с совершенствованием процедуры и развитием техники. Развитие техники само по себе не гарантирует развития науки, но оно является необходимым условием для этого. Рост внимания к процедуре и технике социологии за последние десятилетия является несомненным признаком того, что она начинает становиться зрелой наукой.
Методика – понятие, которым обозначается совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь [97, C. 64]. Методика – это логика применения того или иного метода сбора и анализа информации.
Приведем пример. Метод неструктурированного интервью, как метод сбора данных, имеет свою процедуру, различную при интервью с «мягким» вопросником и при свободном интервью, а конкретная техника воплощается в приемах комбинирования формулировок вопросов – вординге, достижении сотрудничества с респондентом и т.д. Опыт полевой работы в каком-либо проекте, если он стал известен за пределами исследовательской группы, был опубликован или вошел в учебники в качестве образцового исследования, образует методику.
Если охватить все методические, технические и процедурные особенности работы социолога, доля таких приемов исследования, которые бы не встречались в других социальных или даже технических науках, будет не столь уж велика. Социолог использует наряду со специальными общенаучные методы. Помимо этого, многие приемы позаимствованы из других общественных дисциплин, особенно из экономических, исторических, психологических. Социолог должен владеть приемами статистического анализа, иметь представление о соответствующих разделах математики и статистики.
При надлежащей организации труда существует разделение обязанностей между социологом и статистиком-математиком, которому он передает собранную информацию для обработки по заданной программе. Но развитие программных статистических средств заставляет социологов осваивать и сами программы (Paradox, DA-система, более современные версии пакетов SPSSPC+, Statistica, SAS и т.д.), и статистические приемы, которые в них заложены разработчиками.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи