Генеральная совокупность это полный набор исследуемых единиц (элементов исследования), которые удовлетворяют определенным спецификациям.
Спецификации определяют принадлежность каждой исследуемой единицы к генеральной совокупности. Например, потребителями пиццы считаются те, кто ест ее раз в неделю или чаще.
Ценз – обследование всех элементов генеральной совокупности.
Исследование всей генеральной совокупности иногда слишком дорого, иногда невозможно (при определении срока службы ламп они в конце испытаний все выйдут из строя), а иногда дает неточные результаты (из-за большого количества полевых работников, проводящих опросы, увеличивается вероятность ошибок).
Правила проверки анкет.
- Всегда использовать личное интервью. Фиксировать неясные моменты, сомнения при ответах.
- Проверка производится самыми опытными исследователями.
- Проверочные опросы проводятся среди респондентов, близких по характеристикам к объектам исследования.
- Проверяется, как респонденты понимают вопрос, легко ли дают ответ, находят ли нужных ответ среди предложенных в анкете, правильно ли отмечают его, в каких дополнительных разъяснениях нуждаются.
2. К анкете желательно приложить сопроводительное письмо или дать преамбулу. Надо указать важность самого исследования, важность мнения респондента, поощрение за участие, фирму-спонсора исследования.
3. Размер анкеты влияет на ее восприятие. Анкета не должна быть большой. В этом случае кажется, что ее легче заполнить, если
- строчки не тесные;
- достаточно места для открытых вопросов (длина ответа на открытый вопрос во многом определяется оставленным местом);
- вопросы достаточно подробны и снабжены соответствующими пояснениями.
Лучше, если анкета расположена на одном листе (от открытки до А4), иначе требуется оформлять ее как буклет.
Для пояснения порядка вопросов полезно использовать стрелки или раскраску вопросов.
1. Открывающие вопросы должны быть интересными и простыми. Очень хороши вопросы о мнении (многим приятно, что к их мнению прислушиваются). Иногда даже используются вопросы, ответы на которые не обрабатываются. Они служат только для возбуждения интереса.
2. Используйте воронкообразный подход (от общего к частному).
Как Вам понравилось обслуживание в нашем магазине?_
Как Вам понравилась вежливость персонала?__________
3. Соблюдайте четкую логическую последовательность вопросов. Используйте фильтрующие вопросы и пояснения.
4. Тщательно проектируйте ветвления в анкетах типа если ответ положительный, перейдите к вопросу 15. Ветвления могут быть направлены на уменьшение рассматриваемых альтернатив или получение информации от тех, кто может ее дать. В письменных анкетах использование ветвлений должно быть минимальным.
Анкетадля маркетинговых исследований представляет собой опросный лист со списком вопросов, в который позже заносятся и ответы респондента.
Анкета может заполняться как самим респондентом, так и исследователем (интервьюером) со слов респондента. Форма для регистрации структурированных наблюдений также может рассматриваться как разновидность анкеты, заполняемой наблюдателем по результатам наблюдения.
Каждому респонденту должна предъявляться для заполнения отдельная анкета, чтобы он не видел ответы других респондентов.
При использовании компьютера анкета может представлять собой текстовый файл, электронную таблицу или таблицу базы данных. Ответы одного респондента обычно записываются в виде одной записи (строки) таблицы базы данных.
***
Проектирование анкет является искусством. Ясно, что вопрос должен быть четким и понятным, не допускать двоякого толкования. Проблема заключается в том, как этого достичь.
Ниже приводится общая схема проектирования анкет. Она может быть использована начинающими исследователями, так как содержит полезные рекомендации. Рассматриваются также типовые ошибки. Однако каждый опытный исследователь проектирует анкеты по-своему. Проектирование рассматривается здесь как последовательный процесс, но реально приходится часто возвращаться к уже пройденным шагам.
Итак, при проектировании следует определить следующие аспекты.
Следующим шагом должно было стать объективное, инструментальное измерение процессов, происходящих в мозге человека.
В 2004 году состоялась первая в мире конференция «Нейроэкономика», на которой обсуждались вопросы объективных измерений предпочтений потребителей. Для этого используется функциональный магнитно-резонансный томограф. В отличие от обычного, фиксирующего состояние мозга однократно, он способен снимать показания 20 раз в секунду, то есть следить за изменениями состояния мозга в режиме реального времени. Такой прибор стоит до $7 млн., поэтому в России пока не применяется.
Достоинство метода в том, что в отличие от гальванометра, измерителя артериального давления или частоты пульса, требующих подсоединений к телу испытуемого, этот метод в них не нуждается.
Прибор обеспечивает высокую точность, маскировку измерения от опрашивающего (демонстративное пользование секундомером и запись его показаний нервируют респондента), не удлиняет интервью и не усложняет работу.
Специальная подготовка к наблюдениям убыстряет процесс, удешевляет его, повышает объективность. Например, для проверки новых игрушек организуются «опытные ясли». В комнате играют с игрушками дети, за которыми ведется наблюдение. Это гораздо эффективнее, чем раздавать образцы игрушек по домам и опрашивать родителей.
При наблюдениях в лабораторных условиях устраняются побочные факторы (например, задержки в процессе покупок на разговор со знакомыми). Это повышает внутреннюю валидность. Однако остается проблема внешней валидности.
Другим плюсом подготовленных наблюдений является то, что не надо ждать определенного события. Организаторы и участники сами создают требуемую ситуацию.
Таким образом, при наблюдениях в лабораторных условиях можно быстро получить достоверные данные.