Что заставляет сердце биться?

Энциклопедии » Всё обо всем
Большинство из нас знает, что сердце — это насос. Оно перекачивает кровь в нашем теле, де­лая таким образом возможной жизнь.

Но что это за изумительный насос! С каждым ударом сердце выталкивает около 100 кубических сантиметров крови. За день это составляет около 10 000 литров крови, которая перекачивается че­рез кровеносные сосуды. За среднюю продолжи­тельность жизни сердце перекачивает около 250 миллионов литров крови!

Каждый удар человеческого сердца происходит примерно за 0,8 секунды. Сердце делает около ста тысяч ударов в день и столько же отдыхает между ударами. В целом этот отдых составляет 6 часов за весь день.

То, что мы называем «ударом» сердца, есть со­кращение и расслабление мышц. Во время сокра­щения кровь выталкивается, во время расслабле­ния в сердце поступает новая порция крови. Но это происходит не простым путем, как, например, вы можете разжать или сжать кулак. Сокращение происходит волнообразно, начинаясь в нижней части сердца и двигаясь вверх.

Что обеспечивает биение сердца? Исходит ли откуда-нибудь импульс для сокращения и рас­слабления? Или это происходит самостоятельно? Это один из самых загадочных вопросов биоло­гии, и многое здесь еще остается в тайне. Давайте я расскажу вам об одном интересном эксперимен­те, который известен сотни лет.

Предположим, вы взяли куриное яйцо и поме­стили его в инкубатор на 26 часов. Теперь откро­ем его и при помощи увеличительного стекла изучим те пленки в яйце, из которых позднее ра­зовьется сердце цыпленка. Вы увидите, что эти пленки бьются! Даже до того, как пленки стали сердцем, они уже бьются!

А теперь предположим, вы убираете эти плен­ки и позволяете им расти в благоприятной среде. Если вы разрежете растущее сердце на шесть час­тей, каждая часть будет продолжать сокращаться с той же частотой.

Как это объяснить? Мы не знаем. Все, что мы можем сказать, это то, что сердце имеет опреде­ленную характеристику автоматического сокращения. А один из секретов жизни — почему бьется сердце — остается загадкой!

Почему мы должны дышать?

Энциклопедии » Всё обо всем
Все мы неосознанно знаем, что должны ды­шать. Но почему необходимо дышать всем живым растениям и животным? Причина очень проста. С помощью дыхания мы из воздуха получаем кис­лород. Без этого газа жизнь не может существо­вать.

Когда мы выдыхаем воздух, он уже другой, чем при вдыхании. Проходя через нашу дыха­тельную систему, часть кислорода поглощается, одновременно объем углекислого газа и воды уве­личивается.

Природа имеет постоянный запас кислорода для нашего дыхания. Фактически из года в год происходят небольшие изменения в количестве кислорода и углекислого газа, находящихся в воз­духе. Это происходит потому, что углекислый газ, который мы выдыхаем, поглощается растениями. Они выделяют кислород, в котором мы нуждаемся.

Дыхание состоит из двух частей: наружного и внутреннего дыхания. Наружное дыхание — это то, о чем большинство из нас думает, когда мы говорим о дыхании. Оно состоит из вдоха и выдо­ха. Вдыхание означает втягивание воздуха через рот, нос или одновременно через то и другое. Выдыхание означает удаление воздуха через те же каналы, но воздуха, в котором примерно пя­тая часть кислорода заменена на равный объем углекислого газа. Это происходит в легких.

Внутреннее дыхание — противоположность внешнему. Кислород, взятый из воздуха легкими, доставляется в ткани тела красными кровяными клетками. В тканях этот кислород сжигает опре­деленные пищевые продукты, делая их пригодными для использования организмом. Кровь забира­ет отходы, включая воду и углекислый газ. Они возвращаются кровью в легкие для выдоха. Из-за того что изменения в соотношении газов (кисло­рода и углекислого газа) происходят как в лег­ких, так и в тканях, требуется большая площадь поверхности, чтобы осуществлять этот обмен. Площадь легких у взрослых, например, равна примерно 3 кв. м. Большая часть этой площади сохраняется в резерве, так как мы потребляем в 8-10 раз больше кислорода во время работы, чем, когда мы отдыхаем. Если нам нужно больше кислорода, мы дышим глубже или чаще.

Разные живые существа дышат с разной часто­той. Это зависит от объема кислорода, в котором они нуждаются.

Новорожденный ребенок дышит с частотой один раз в секунду, а в возрасте 15 лет дыхание происходит уже около 20 раз в минуту. Слон ды­шит 10 раз в минуту, собака — 25 раз в минуту.

Что такое жизнь?

Энциклопедии » Всё обо всем
Это, вероятно, один из серьезнейших вопросов, который может задать человек, и одна из ве­личайших тайн, стоящих перед ним.

Ученые обнаружили, что все живое состоит из материи, называемой протоплазмой. Они могут вывести химическую формулу протоплазмы, взять молекулы различных элементов и составов, сое­динить их и создать материалы, подобные протоп­лазме. Но то, что получится,— не живое.

Все, что может человек сделать,— это исследо­вать живые существа на земле, всех размеров и видов, где бы они ни жили, и найти, что они име­ют общего. Затем мы можем сказать, что эти об­щие качества определяют жизнь.

Давайте посмотрим, что это за общие качества. Все живые организмы должны иметь возмож­ность расти. Они растут до вполне определенных размеров и форм. Котенок становится кошкой, желудь вырастает до дуба. Для некоторых живых существ требуется немного времени, чтобы пол­ностью вырасти, а секвойе — тысячи лет. Но все живое растет.

Все организмы могут восстанавливать и заме­нять свои части. Омар может отрастить новую клешню, у людей восстанавливается кожа или ко­сти, дерево выращивает новые листья.

Еще одна особенность, относящаяся только к живым существам,— это способность воспроиз­водства. Если бы ее не существовало, живые су­щества исчезли бы с земли, так как стали бы ста­рыми и умерли. Животные, рыбы, птицы, насеко­мые, растения — все производят потомство.

Живые существа способны адаптироваться к окружающей среде. Человек это может сделать лучше, чем другие живые существа, благодаря своему мозгу, сознанию. Но растения способны на это только в ограниченной степени.

Живые организмы также могут реагировать на раздражители. Это означает, что если что-то извне воздействует на них, то они могут реагировать на это. Когда вы нюхаете продукты, вы реа­гируете, а цветы растут только по направлению к свету.

Конечно, все сказанное не дает вам ответ на вопрос, что значит жизнь, но в целом описывает качества тех предметов, которые нужно считать «живыми».

Когда появился балет?

Энциклопедии » Всё обо всем
Что такое балет? Это вид театрального пред­ставления, который соединяет в себе несколько вещей: танцы, декорации и музыку. Некоторые балеты имеют сюжет, другие просто отражают идею или настроение.

Когда вы смотрите балет, вы видите, как чело­веческое тело принимает самые элегантные и гар­моничные позы. Все это требует длительных на­пряженных тренировок танцоров, чтобы выгля­деть во время выступления естественно и красиво.

Балету около 500 лет. Он возник в Италии в то время, когда Колумб открывал Америку. Но он совершенно отличался от балета сегодняшнего. В те времена балет был формой дворцовых раз­влечений. Итальянские аристократы развлекали себя и своих гостей представлениями, соединяю­щими в себе танец, музыку, пантомиму, поэзию и драму.

Таким образом, первыми балетными танцора­ми были королевские и титулованные особы, а профессиональных танцоров не было. Танцеваль­ные па были взяты из элегантных, но довольно простых придворных танцев того времени, и тан­цоры не надевали танцевальные туфли.

Однако такие танцы не называли балетом до начала правления короля Генриха III во Фран­ции.

В 1581 году королева Екатерина Медичи при­казала устроить грандиозные празднования в честь королевской свадьбы. Был устроен захваты­вающий балет, в котором участвовали сотни тан­цоров, певцов и актеров. Он был поставлен итальянским музыкантом Божуолем. Он был, вероятно, первым хореографом или постановщиком танцев. Божуоль назвал свою работу «Королев­ский комический балет», и с тех пор представле­ния такого рода назывались балетами.

Ведущая танцовщица в балетной группе назы­вается прима-балерина. Первой прима-балериной была Лафонтен, танцевавшая в 1681 году. Позд­нее разные люди вносили изменения и улучшения в балет.

Кто изобрел первую граммофонную пластинку?

Энциклопедии » Всё обо всем
Томас А. Эдисон изобрел запись на пластинку в 1877 году, когда он заметил две особенности звука.

Во-первых, маленький диск внутри телефон­ной трубки вибрирует, если человек на другом конце линии говорит. Таким образом, у него поя­вилась идея прикрепить к центру диска очень ма­ленькую иголку, посредством которой он мог оп­ределить количество звука, посланного извне.

Он также заметил, что, когда пропускаешь бу­мажную телеграфную ленту со знаками точек и тире азбуки Морзе на большой скорости через аппарат, она производит небольшой шум, очень похожий на звук человеческого разговора. Если человеческий голос мог заставить двигаться игол­ку, то почему бы та же самая игла не смогла снять рисунок звуковых волн на бумажной ленте?

После нескольких экспериментов Эдисон за­менил парафиновую бумагу металлическим ци­линдром. Он обернул кусок оловянной фольги вокруг цилиндра и прикрепил два диска с иглами. Один должен был воспринимать звук, другой — воспроизводить его. Когда первый диск вибриро­вал, игла делала маленькие извилистые царапины на оловянной фольге, когда цилиндр поворачи­вался. Когда «считывающая» игла двигалась по тем же самым извилинам, ее диск тоже вибриро­вал, восстанавливая звуки.

Эдисон включил цилиндр, наклонился к диску для записи и воскликнул: «У Мэри был барашек!» (это начало известной детской песенки). Затем он доставил иголку второго диска в ту же самую ка­навку и повернул диск. Голос вернулся! Он про­извел первую запись голоса! Это произошло в 1877 году.

В 1895 году человек по имени Эмиль Берлинер выпустил первую граммофонную пластинку на рынок. Это была пластинка, а не цилиндр, она была изготовлена из цинка и покрыта воском.

Когда записывающая игла вибрировала от зву­ка голоса, она царапала извилистый рисунок на воске. Затем пластинку опускали в кислоту, кото­рая въедалась в цинк в тех местах, где игла оста­вила бороздки. Таков был путь записи человече­ского голоса и изготовления граммофонных пла­стинок.

Кто сделал первую скрипку?

Энциклопедии » Всё обо всем
Знаете ли вы, что из более чем ста музыкан­тов в симфоническом оркестре свыше тридцати — скрипачи?

Красота тона и широкий диапазон выражения звуков у скрипки считается лучше, чем у любого другого инструмента.

Скрипка пережила много веков в своем разви­тии. Ее история началась в Индии. Именно здесь впервые воспользовались смычком, чтобы играть на струнных инструментах. А в средние века в Европе смычком играли на различных инструмен­тах.

Одним из них была виола, которая, вероятно,

была привезена в Европу в X веке. Как и скрип­ка, виола клалась на плечо исполнителя. Позднее виола изменилась под влиянием старинной трех­струнной скрипки (ребеки). Это был арабский инструмент, который через Испанию проник в ос­тальную Европу. Из комбинации изящного кор­пуса виолы с тонким устройством колков (деталь в музыкальных инструментах для натяжения и настройки струн) в трехструнной скрипке (ребеке) родилась новая группа инструментов.

Скрипка получила свою современную форму между 1550 и 1600 годами, и невозможно ска­зать, кто сделал первый инструмент именно та­ким, как мы его знаем сейчас. Самые лучшие скрипки были сделаны в XVII и XVIII веках.

В Италии существовали знаменитые семьи ав­торов скрипок. Каждая имела свои собственные секреты, и отцы передавали их своим сыновьям. Семья Амати из города Кремона изготовляла скрипки, которые имели звучание редкой мело­дичности и нежности. Долгое время считалось, что никто не может сделать скрипки лучше.

Но у Николо Амати был выдающийся ученик, которого звали Антонио Страдивари. Его называ­ли мастером мастеров, и он изготовил скрипку, отличающуюся высокими концертными качества­ми, ему удалось приблизить звук инструмента к тембру человеческого голоса.

Говорят, что Страдивари изготовил 1116 инст­рументов, и 540 из них продолжают существо­вать. Каждая оценивается огромной суммой денег и считается выдающимся произведением искусства.

Непревзойденным скрипачом всех времен был Николо Паганини, который жил в 1784—1840 го­дах.

Как развивался оркестр?

Энциклопедии » Всё обо всем
Оркестр — это большая группа музыкантов, играющих на инструментах разных видов. Стан­дартный оркестр состоит из 75—100 исполнителей. Из них более половины играют на струнных инструментах, которые образуют основу оркестра. Остальные играют на деревянных духовых, мед­ных и на ударных инструментах.

Оркестр такого вида называют симфониче­ским.

Оркестр, который имеет от 15 до 30 исполни­телей, называют камерным оркестром. Он доста­точно маленький и может играть в маленьком за­ле или «комнате». Струнный оркестр состоит только из струнных инструментов симфоническо­го оркестра.

Современный оркестр развивался сотни лет. Было осуществлено много экспериментов и изме­нений, и многие композиторы внесли свой вклад в усовершенствование формы оркестра.

Первым выдающимся автором, писавшим для оркестра, был итальянец Клаудио Монтеверди (1567—1643). Он был также первым великим оперным композитором. В одной из своих работ он использовал оркестр из 35 музыкантов, играю­щих на скрипках, гитарах, клавесинах, органах, трубах, тромбонах и флейтах.

Когда скрипка была усовершенствована в XVII веке, струнные стали ведущими инструментами оркестра. Великий французский оперный компо­зитор Рамо (1683—1764) был одним из первых композиторов, использовавших в оркестре клар­неты. Он также постоянно использовал фаготы и рожки.

Турецкие оркестры, путешествовавшие по Ев­ропе, познакомили музыкантов с несколькими но­выми ударными инструментами. Это басовые ба­рабаны, треугольник, цимбалы и другие. Итак, мы видим, как оркестр рос и изменялся по числу и виду инструментов, которые могли использовать композиторы. И композиторы писали музыку, ко­торая давала возможность оркестрам изображать новые звуки и звуковые краски.

Где был первый театр?

Энциклопедии » Всё обо всем
Театр, как мы знаем, прошел долгую историю развития. Сама идея драмы получила начало в религии.

У китайцев первые представления выглядели как танцы в их храмах. Позднее стали использо­ваться специальные площадки. Это были простые сцены без занавеса, освещения и только имели крышу, украшенную как крыша храма.

Японцы тоже имели театр в древние времена. Один вид представлений назывался «Но» и попу­лярной была форма театра «кабуки». Они также проходили на площадках с крышей в виде храма.

В Древней Индии драматические представле­ния давались на специально построенных припод­нятых площадках с тканями на заднем фоне.

Древние греки сделали невероятно много для развития театра. Зрители сидели на склонах хол­ма. Действие пьесы происходило на травяном круге. Была специальная постройка, которая на­зывалась «скене», она использовалась для выхода актеров, для переодевания и для размещения де­кораций.

В средние века христианская церковь осуждала все формы театра, но позднее религиозные пред­ставления стали важной частью жизни церкви. Священники в средние века ставили сцены из Библии, как часть церковного богослужения.

В годы правления Елизаветы I, театр в Англии шагнул далеко вперед. В 1576 году актер Джеймс Бэрбидж построил первое здание специально для представлений. Оно называлось просто «театр».

Вскоре были построены другие театры, среди них «Глобус», где были поставлены многие пьесы Шекспира, «Красный бык» и «Черные монахи». Зрители стояли в яме перед или вокруг сцены или сидели в кабинах вокруг или над сценой. Наш современный театр берет свое начало с этих ранних английских театров.

Как возникла поэзия?

Энциклопедии » Всё обо всем
Прежде всего, что такое поэзия? Поэзия — это глубоко прочувствованный и глубоко проникаю­щий язык, на котором пишут и говорят в специ­альной форме. Рифма в стихотворении и отличает его от прозы.

Исходя из этого мы можем установить, как начиналась поэзия. Конечно, мы никогда не узна­ем, кто первым и когда создал стихотворение. Но поскольку мы знаем кое-что о жизни первобыт­ных людей, мы можем догадаться, как начиналась поэзия.

Человек исполнял различные ритмичные тан­цы еще задолго до возникновения языка. Он про­изводил телодвижения, издавал звуки, мычание, кричал в особые моменты, как, например, перед сражением или охотой. Также он создал барабан, в который можно было бить разными способами. И вскоре человек стал использовать звуки и ба­рабанный ритм, чтобы обращать магические слова своим богам.

Первобытный человек начал развивать танец, который становился все более и более сложным по мере развития. Вскоре слова божественных пе­сен становятся более важными, чем удары в бара­баны. Ведущий такого рода церемонии был свое­образным поэтом или бардом.

В то же время на протяжении тысяч лет на че­ловека оказывали влияние ритмы, которые он ви­дел и слышал повсюду вокруг себя — в звуке во­ды, ветра, в полете птиц, в ритмическом движе­нии животных. Стараясь воспроизвести некоторые их этих ритмов, человек обращался к поэтическо­му воображению.

Потом эти танцы, песни, заклинания люди на­чали хранить. Их передавали от одного поколе­ния другому, и они стали видом поэзии.

В Древней Греции в V веке до нашей эры по­этические произведения писались специально для определенных случаев, но они все еще исполня­лись с музыкой и танцами. Позднее греками был создан особый вид поэзии, в этих поэтических произведениях рассказывалось о героических со­бытиях или описывалась жизнь различных людей.

Когда была создана первая скульптура?

Энциклопедии » Всё обо всем
Скульптура, вероятно, самое старое искусство. Люди высекали из камня еще до того, как начали рисовать или даже строить дома.

Уцелело только незначительное количество предметов, иллюстрирующих, какой была скульп­тура тысячи лет назад. Но люди, живущие сегод­ня на первобытной стадии развития, часто высе­кают из камня предметы, которые могут дать представление о доисторической скульптуре.

Доисторическая скульптура не должна была быть красивой. Она всегда предназначалась для использования в ритуалах. Фигуры мужчин, жен­щин и животных делались в честь сил природы, которым поклонялись как злым или хорошим ду­хам.

Ранние цивилизации также использовали скульптуру для выражения своих верований. Древние египтяне верили в жизнь после смерти, и они высекали из камня в натуральную величину или даже больше статуи своих правителей, пред­ставителей знати и богов. Статуи помещались в могилы, и египтяне верили, что дух умершего че­ловека возвратится в нее.

Один из величайших периодов в истории скульптуры наступил с появлением греческой ци­вилизации — около 600 года до н.э. Для греков скульптура стала одной из самых важных форм выражения.

Греки сделали изображение фигуры человека основным объектом своего искусства. Греческие скульптуры всегда искали лучшие способы изо­бражения человеческой фигуры.

Во время первого тысячелетия христианства было создано очень мало скульптур. Но в течение последующих трех веков были построены некото­рые из самых выразительных христианских церк­вей, и большое количество скульптур было созда­но для украшения этих церквей.

Позднее, во время Ренессанса, человеческая фигура снова была возвеличена, и великие скуль­пторы создали шедевры, которые составляют со­кровищницу мировой культуры.

Кто нарисовал первые картины?

Энциклопедии » Всё обо всем
Первыми художниками на земле были пещер­ные люди. На стенах пещер в южной Франции и в Испании обнаружены цветные рисунки живо­тных, которые были выполнены в период с 30 000 по 20 000 год до нашей эры.

Многие из этих рисунков удивительно хорошо сохранились, потому что пещеры были неизвест­ны многие века. Древние люди рисовали диких животных, которых видели вокруг себя. Очень незрелые по технике исполнения человеческие фигуры, но нарисованные в словно живых позах, были обнаружены в Африке и в восточной Испании.

Пещерные художники разрисовывали стены пещер разнообразными яркими красками. В каче­стве красителей использовали земляную охру (окиси железа разнообразных цветов — от ярко-желтого до темно-оранжевого) и марганец (ме­таллический элемент). Они размельчались в по­рошок, смешивались с жиром, животным салом и наносились неким подобием кисточки.

Иногда красителями, истолченными в порошок и смешанными с салом, наполняли деревянные палочки, которые становились похожи на «цвет­ные карандаши». Пещерные люди должны были делать кисточки из шерсти животных или воло­кон растений и острые отточенные резцы из кремня для нацарапывания линий.

Одна из ранних цивилизаций появилась в Египте, и тогда были художники, которые рисова­ли картины. Многие произведения искусства со­здавались для украшения пирамид и гробниц фа­раонов и других важных людей. На стенном по­лотне гробниц художники увековечивали сцены из жизни человека. Они использовали акварель­ные краски и белила.

Другая древняя цивилизация — Эгейская — то­же достигла значительного уровня развития ис­кусства живописи. Их художники работали в сво­бодном и изящном стиле, они изображали жизнь моря, животных, цветы, спортивные игры. Их ри­сунки делались на мокрой штукатурке. Этот осо­бый вид рисования мы сейчас называем фресками.

Итак, вы видите, что рисование уходит своими корнями в очень ранние годы человеческой циви­лизации.

Когда было изготовлено первое гончарное изделие?

Энциклопедии » Всё обо всем
Влажной глине можно придать любую форму. Через несколько дней глина высохнет и становит­ся твердой. Если глина высушена или обожжена, ее структура меняется. Изделия из обожженной глины называют керамикой. Керамические сосуды называют гончарными изделиями.

Первые гончарные изделия были сделаны око­ло 10 тысяч лет назад. Чтобы хранимое зерно не просыпалось через отверстия в корзинах, эти корзины изнутри обмазывали влажной глиной. Возможно, однажды одна такая корзина упала в костер. Тростник сгорел, и получилось первое гончарное изделие.

Различают три вида гончарных изделий — гли­няная посуда, керамические изделия и фарфоро­вые изделия. Простейший вид гончарных изде­лий — глиняная посуда — изготавливается из глины и обжигается. Она пористая и медленно про­пускает воду.

Шло время, люди узнали, что некоторые кам­ни можно расплавлять в подобие стекла. Камни измельчали и смешивали с глиной. Гончарные из­делия, сделанные из такой глины, называют кера­микой. Керамические изделия не пропускают воду и могут использоваться для приготовления пи­щи на огне.

Во времена династии Тан (618—906 гг.) китай­цы начали изготовлять другой вид гончарных из­делий. Они делались из специальной белой глины, смешанной с растолченными камнями. Такие гончарные изделия, называемые фарфором, обжига­лись в печах при температуре, достаточной для плавки железа. Фарфоровые изделия были полу­прозрачны (через них можно было видеть свет) и прочны.

Около 3300 года до нашей эры стали исполь­зовать гончарный круг. Гончар клал кусок глины на круг в центр. Во время вращения круга он придавал глине необходимую форму, надавливая на нее пальцами. Горшки, изготавливаемые на круге, всегда круглые.

Люди всех древних цивилизаций — египетской, персидской, мессопотамской — делали красивые гончарные изделия. Египтяне использовали гла­зурь многих цветов. Персы разрисовывали свои гончарные изделия еще за 4000 лет до нашей эры. Древние греки и римляне тоже изготавлива­ли большие глиняные вазы. Но самые красивые гончарные изделия в древнейшие времена изго­тавливали китайцы.