Слово «икона» греческого происхо- ждения и означает «изображение, образ, представление». Иконы повествуют о жизни пророков, Иисуса Христа, Богоматери, приобщают человека к событиям духовной и отечественной истории. На протяжении столетий икона хранит память о великом духовном, нравственном, ратном подвиге русских людей, прославивших свою землю, — киевском князе Владимире, Александре Невском, Дмитрии Донском, Сергии Радонежском и многих других.
Иконы писались для храмов, были они и в доме каждого человека, их брали с собой в дорогу. Они учили людей любви, красоте, добру, милосердию.
Система художественных приемов иконописи сложилась к 9—10-му вв. в Византии. Особое место принадлежало мозаичным иконам; они были как небольшими, так и крупного раза, отражавшие стиль современной им настенной живописи церквей. Самая большая древняя мозаичная икона Богоматери Одигитрии (2-й в.) — в церкви св. Георгия в Стамбуле (Константинополь).
В Византии, вероятно, после 9-го в. распространился новый тип иконы — житийный: в центре изображается фигура святого или святой, а на полях иконы в клеймах (маленьких живописных композициях) представлены сцены из жизни святого. Из Византии житийные иконы попали в Италию, на Балканы, Русь и Кавказ.
Иконопись играла важную роль в Древней Руси, где она стала одной из основных форм изобразительного искусства. Самые ранние древнерусские иконы имели традиции византийской иконописи, но очень скоро на Руси возникли свои самобытные центры и школы иконописи: Московская, Псковская, Новгородская, Тверская, среднерусских княжеств, «северные письма» и др. Появились и свои русские святые, и свои церковные праздники (Покров Богородицы и др.), которые нашли свое яркое отражение в иконописи.
Процесс создания иконы сложен. Умело выбиралась доска (чаще всего из липы). На ее поверхность наносился горячий рыбий клей (приготовленный из пузырей и хрящей осетровых рыб), плотно приклеивался новый холст — наволока. На наволоку в несколько приемов накладывался левкас (основание для живописи), приготовленный из растертого мела, воды и рыбьего клея. Левкас сушился и полировался.
Древнерусские иконописцы использовали натуральные красители — местные мягкие глины и твердые драгоценные камни, привозимые с Урала, из Индии, Византии и других мест. Для приготовления красок камни измельчали в порошок, добавляли связующее, чаще всего желток, а также камедь (растворимую в воде смолу акации, вишни, сливы, алычи). Иконописцы варили из льняного или макового масла олифу, которой покрывали живопись иконы.
В Италии и многих других европейских странах (Франции, Германии, Австрии, Польше) иконы выполнялись преимущественно на дереве и писались масляными красками.
Искусство иконописи на Руси постоянно изменялось, особенно значительно со второй половины 17-го в. под влиянием эстетики Западной Европы. И постепенно высокие духовные традиции древнерусской иконописи были утрачены. Распространение получили дешевые иконы.
Доски этих икон не имели левкаса, а покрывались тонким слоем красно- коричневого грунта, по которому делали упрощенный контурный рисунок черной жидкой краской, а затем писали всю композицию. Ныне идет возрождение иконописи как у нас в стране, так и за рубежом.
Об иконописи читайте: Энциклопедический словарь юного художника. М.: Педагогика, 1983. С. 162—165
Иконы писались для храмов, были они и в доме каждого человека, их брали с собой в дорогу. Они учили людей любви, красоте, добру, милосердию.
Система художественных приемов иконописи сложилась к 9—10-му вв. в Византии. Особое место принадлежало мозаичным иконам; они были как небольшими, так и крупного раза, отражавшие стиль современной им настенной живописи церквей. Самая большая древняя мозаичная икона Богоматери Одигитрии (2-й в.) — в церкви св. Георгия в Стамбуле (Константинополь).
В Византии, вероятно, после 9-го в. распространился новый тип иконы — житийный: в центре изображается фигура святого или святой, а на полях иконы в клеймах (маленьких живописных композициях) представлены сцены из жизни святого. Из Византии житийные иконы попали в Италию, на Балканы, Русь и Кавказ.
Иконопись играла важную роль в Древней Руси, где она стала одной из основных форм изобразительного искусства. Самые ранние древнерусские иконы имели традиции византийской иконописи, но очень скоро на Руси возникли свои самобытные центры и школы иконописи: Московская, Псковская, Новгородская, Тверская, среднерусских княжеств, «северные письма» и др. Появились и свои русские святые, и свои церковные праздники (Покров Богородицы и др.), которые нашли свое яркое отражение в иконописи.
Процесс создания иконы сложен. Умело выбиралась доска (чаще всего из липы). На ее поверхность наносился горячий рыбий клей (приготовленный из пузырей и хрящей осетровых рыб), плотно приклеивался новый холст — наволока. На наволоку в несколько приемов накладывался левкас (основание для живописи), приготовленный из растертого мела, воды и рыбьего клея. Левкас сушился и полировался.
Древнерусские иконописцы использовали натуральные красители — местные мягкие глины и твердые драгоценные камни, привозимые с Урала, из Индии, Византии и других мест. Для приготовления красок камни измельчали в порошок, добавляли связующее, чаще всего желток, а также камедь (растворимую в воде смолу акации, вишни, сливы, алычи). Иконописцы варили из льняного или макового масла олифу, которой покрывали живопись иконы.
В Италии и многих других европейских странах (Франции, Германии, Австрии, Польше) иконы выполнялись преимущественно на дереве и писались масляными красками.
Искусство иконописи на Руси постоянно изменялось, особенно значительно со второй половины 17-го в. под влиянием эстетики Западной Европы. И постепенно высокие духовные традиции древнерусской иконописи были утрачены. Распространение получили дешевые иконы.
Доски этих икон не имели левкаса, а покрывались тонким слоем красно- коричневого грунта, по которому делали упрощенный контурный рисунок черной жидкой краской, а затем писали всю композицию. Ныне идет возрождение иконописи как у нас в стране, так и за рубежом.
Об иконописи читайте: Энциклопедический словарь юного художника. М.: Педагогика, 1983. С. 162—165
Вы, конечно, хорошо знакомы с разными играми. В каждой из них, как правило, играющие делают ходы по очереди и следуя определенным правилам. Есть и цель игры: тот, кто достигает ее первым, считается выигравшим. Разумеется, игра должна быть интересной, иначе в нее не станут играть.
Игры с одним участником вовсе не бессмысленны или малоинтересны. Например, в спортивную игру «Наб- расывание колец» могут играть несколько человек, но может играть и один. Постепенно развивая ловкость и сноровку, вы пытаетесь перекрыть или повторить свои собственные рекорды.
Среди игр с одним участником — всевозможные головоломки, когда вам приходится искать такую логическую последовательность ходов, которая привела бы к решению. Например, в известной игре-головоломке «Волк, коза и капуста» крестьянин, роль которого выполняет играющий, должен перевезти через реку волка, козу и капусту, причем волка нельзя оставить с козой (съест), а козу — с капустой, но в присутствии хозяина они ведут себя смирно. В лодку кроме крестьянина можно поместить либо только волка, либо только козу, либо только капусту. Еще один пример головоломки — игра с переливанием жидкостей, когда нужно разделить пополам жидкость из ведра вместимо- стью 8 л, причем есть два пустых ведра вместимостью 5 и 3 л.
Вам, наверное, хорошо известна игра «Морской бой». В нее играют двое, и их роли неравноправны: один «прячет» где- то на игральном поле свои корабли, а другой пытается побыстрее «потопить» их. В игре «Ицзяньши» двое играющих, начиная с нуля, поочередно прибавляют какое-либо натуральное число не больше 10, пока в сумме не получится 100.
По тому, насколько играющим известна дальнейшая ситуация, различают игры с полной и неполной информацией. Шахматы, шашки, «Ицзяньши» и другие игры относятся к числу игр с полной информацией. Здесь ситуация игры полностью известна обоим играющим. В таких играх только логически осмысленное поведение играющего приводит к успеху. Заметим, что для игр с полной информацией математики доказали следующую интересную теорему: всякая такая игра при правильном поведении играющих всегда заканчивается вничью, либо же она несправедлива к одной из сторон, т. е. при правильной игре всегда выигрывает один и тот же независимо от поведения второго игрока.
«Морской бой», карточные игры, а также игры с игральным кубиком и другие относятся к числу игр с неполной информацией. Недаром существует шутливая поговорка: «Прежде чем ходить, постарайся заглянуть в карты противника — в свои посмотреть успеешь!» В играх с игральным кубиком ход после бросания кубика предопределен, но результат игры заранее не известен. По существу игроки здесь пассивны, они азартно бросают кубик и надеются, что выпадет удачное число. Мыслить, играть активно здесь не приходится. Впрочем, в некоторых играх с костями игроки могут быть более активны: у каждого несколько фишек, и пойти можно либо той, либо другой, выбирая ту или иную линию поведения. Таковы, например, игры «Кто первый», «Нарды» и многие другие.
Много всяких бездумных игр появилось в связи с внедрением компьютеров — электронных вычислительных машин, а также игровых автоматов. Сбить самолет противника, убежать от дикого зверя, поймать преступника, заполнить числа в своей карточке лото и другие — таковы сюжеты этих игр. Но и от этих игр есть определенная польза: играющие осваивают клавиатуру терминала, а это важно для работы с компьютером, или вырабатывают быструю реакцию. К их числу относятся и несомненно полезные игры-тренажеры. В игровой форме они помогают овладеть навыками машинописи, действиями в двоичной системе счисления, правилами уличного движения, принципами руководства заводом и т. п.
Но есть более ценные игры — раз- вивающие , интеллектуальные. Напри- мер, игры-головоломки (игра «Ицзяньши») способствуют развитию логического мышления, мыслительных способностей. Вот еще пример. Компьютер предлагает вам шести- значный номер «билетика», а вы должны поставить между цифрами знаки действия, чтобы получить 100. Например, если предложен билетик 476295, то имеется несколько решений: 4 * (7 + 6 – 2 + 9 + 5) = 100 (-4 + 7 * 6 - 2 * 9) = 100 47+ 6 + 2 + 9 * 5 = 100 и другие. Если заставить школьника прорешать десятка полтора примеров, каждый из которых содержит 6 цифр и знаки действий, большого энтузиазма это у него не вызовет. Но творческая инициатива поиска тех комбинаций, которые в результате дают 100 (да еще к тому же дух соревнования, когда рядом другие ребята делают то же: кто быстрей?), превращает эту работу в занимательную игру. А в результате — отличные навыки счета, чувство числа, владение арифметической комбинатори- кой.
Игры с одним участником вовсе не бессмысленны или малоинтересны. Например, в спортивную игру «Наб- расывание колец» могут играть несколько человек, но может играть и один. Постепенно развивая ловкость и сноровку, вы пытаетесь перекрыть или повторить свои собственные рекорды.
Среди игр с одним участником — всевозможные головоломки, когда вам приходится искать такую логическую последовательность ходов, которая привела бы к решению. Например, в известной игре-головоломке «Волк, коза и капуста» крестьянин, роль которого выполняет играющий, должен перевезти через реку волка, козу и капусту, причем волка нельзя оставить с козой (съест), а козу — с капустой, но в присутствии хозяина они ведут себя смирно. В лодку кроме крестьянина можно поместить либо только волка, либо только козу, либо только капусту. Еще один пример головоломки — игра с переливанием жидкостей, когда нужно разделить пополам жидкость из ведра вместимо- стью 8 л, причем есть два пустых ведра вместимостью 5 и 3 л.
Вам, наверное, хорошо известна игра «Морской бой». В нее играют двое, и их роли неравноправны: один «прячет» где- то на игральном поле свои корабли, а другой пытается побыстрее «потопить» их. В игре «Ицзяньши» двое играющих, начиная с нуля, поочередно прибавляют какое-либо натуральное число не больше 10, пока в сумме не получится 100.
По тому, насколько играющим известна дальнейшая ситуация, различают игры с полной и неполной информацией. Шахматы, шашки, «Ицзяньши» и другие игры относятся к числу игр с полной информацией. Здесь ситуация игры полностью известна обоим играющим. В таких играх только логически осмысленное поведение играющего приводит к успеху. Заметим, что для игр с полной информацией математики доказали следующую интересную теорему: всякая такая игра при правильном поведении играющих всегда заканчивается вничью, либо же она несправедлива к одной из сторон, т. е. при правильной игре всегда выигрывает один и тот же независимо от поведения второго игрока.
«Морской бой», карточные игры, а также игры с игральным кубиком и другие относятся к числу игр с неполной информацией. Недаром существует шутливая поговорка: «Прежде чем ходить, постарайся заглянуть в карты противника — в свои посмотреть успеешь!» В играх с игральным кубиком ход после бросания кубика предопределен, но результат игры заранее не известен. По существу игроки здесь пассивны, они азартно бросают кубик и надеются, что выпадет удачное число. Мыслить, играть активно здесь не приходится. Впрочем, в некоторых играх с костями игроки могут быть более активны: у каждого несколько фишек, и пойти можно либо той, либо другой, выбирая ту или иную линию поведения. Таковы, например, игры «Кто первый», «Нарды» и многие другие.
Много всяких бездумных игр появилось в связи с внедрением компьютеров — электронных вычислительных машин, а также игровых автоматов. Сбить самолет противника, убежать от дикого зверя, поймать преступника, заполнить числа в своей карточке лото и другие — таковы сюжеты этих игр. Но и от этих игр есть определенная польза: играющие осваивают клавиатуру терминала, а это важно для работы с компьютером, или вырабатывают быструю реакцию. К их числу относятся и несомненно полезные игры-тренажеры. В игровой форме они помогают овладеть навыками машинописи, действиями в двоичной системе счисления, правилами уличного движения, принципами руководства заводом и т. п.
Но есть более ценные игры — раз- вивающие , интеллектуальные. Напри- мер, игры-головоломки (игра «Ицзяньши») способствуют развитию логического мышления, мыслительных способностей. Вот еще пример. Компьютер предлагает вам шести- значный номер «билетика», а вы должны поставить между цифрами знаки действия, чтобы получить 100. Например, если предложен билетик 476295, то имеется несколько решений: 4 * (7 + 6 – 2 + 9 + 5) = 100 (-4 + 7 * 6 - 2 * 9) = 100 47+ 6 + 2 + 9 * 5 = 100 и другие. Если заставить школьника прорешать десятка полтора примеров, каждый из которых содержит 6 цифр и знаки действий, большого энтузиазма это у него не вызовет. Но творческая инициатива поиска тех комбинаций, которые в результате дают 100 (да еще к тому же дух соревнования, когда рядом другие ребята делают то же: кто быстрей?), превращает эту работу в занимательную игру. А в результате — отличные навыки счета, чувство числа, владение арифметической комбинатори- кой.
Она прилетает к нам одной из последних. Давно уже отгремели птичьи хоры в апрельском лесу. Прокуковала кукушка и заворожил всех соловей в мае. А иволги не слышно. Но однажды солнечным утром донесется вдруг из березовой рощи или дубравы полнозвучная переливчатая песнь. Будто кто пробует флейту. После паузы — еще раз полнозвучная фиоритура. Потом еще и еще. Знающий человек улыбнется и подумает: «Вот и лето на носу — иволга прилетела». Так оно и есть. Иволги прилетают в последних числах мая, а иногда даже и в первые дни июня.
Однако увидеть иволгу нелегко — она прячется в густой листве. Без особой нужды своего места не покидает. Это очень красивая птица, особенно самец. Он золотисто-желтый, с черными крыльями и с черным хвостом.
Когда приходит время, семейная пара быстро и дружно мастерит гнездо- корзиночку, выбирая для гнезда развилку на конце длинных, прочных, гибких ветвей — подальше от ствола дерева. По такой ветке ни кошка, ни куница не проберется — ветка согнется под их тяжестью. Снизу тоже не достать. Птицы подвешивают гнездо высоко над землей. Не меньше пяти метров. А иногда и на 25-метровой высоте. Ну а если все-таки кто-нибудь попытается добраться до гнезда? Тогда, говорят, отец-иволга рассердится и закричит страшным голосом. Как кошка, которой отдавили лапу. Именно за этот крик иволгу называют иногда лесной кошкой. В каких случаях она так кричит, есть и другое мнение. Как считают некоторые ученые, имя птицы — иволга — идет от древнего славянского слова, означа- ющего «влага». Видимо, древние наши предки заметили, что «драной кошкой» иволга кричит, предвещая дождь— влажную, «волглую» погоду.
Жизнь у иволг хлопотливая. После того как построят гнездо, две недели самка насиживает яйца, столько же времени родители выкармливают птенцов. До 200 раз на день прилетают они с добычей, выкармливая малышей. И всякий раз несут то мух, то лесных клопов, то жуков, то вредных для леса ядовитых волосатых гусениц, которых не трогает большинство других птиц.
В августе иволги отправляются на зимовку. Летят одни в Африку — поближе к экватору, другие — в Индию. Всего два месяца живет эта птица на родине. Чтобы добраться до нее, целый месяц летит, преодолевая сложный, полный опасностей путь в несколько тысяч километров. И все для того, чтобы птенцы знали и помнили свою настоящую родину. Как же не отнестись к иволгам (да и ко всем птицам) с уважением! Как не встать на их защиту! Читайте об иволге: Дмитриев Ю. Д. О природе для больших и маленьких. М.: Педагогика, 1982. Гл. «Фиу-тиу-лиу». С. 88— 90.
Однако увидеть иволгу нелегко — она прячется в густой листве. Без особой нужды своего места не покидает. Это очень красивая птица, особенно самец. Он золотисто-желтый, с черными крыльями и с черным хвостом.
Когда приходит время, семейная пара быстро и дружно мастерит гнездо- корзиночку, выбирая для гнезда развилку на конце длинных, прочных, гибких ветвей — подальше от ствола дерева. По такой ветке ни кошка, ни куница не проберется — ветка согнется под их тяжестью. Снизу тоже не достать. Птицы подвешивают гнездо высоко над землей. Не меньше пяти метров. А иногда и на 25-метровой высоте. Ну а если все-таки кто-нибудь попытается добраться до гнезда? Тогда, говорят, отец-иволга рассердится и закричит страшным голосом. Как кошка, которой отдавили лапу. Именно за этот крик иволгу называют иногда лесной кошкой. В каких случаях она так кричит, есть и другое мнение. Как считают некоторые ученые, имя птицы — иволга — идет от древнего славянского слова, означа- ющего «влага». Видимо, древние наши предки заметили, что «драной кошкой» иволга кричит, предвещая дождь— влажную, «волглую» погоду.
Жизнь у иволг хлопотливая. После того как построят гнездо, две недели самка насиживает яйца, столько же времени родители выкармливают птенцов. До 200 раз на день прилетают они с добычей, выкармливая малышей. И всякий раз несут то мух, то лесных клопов, то жуков, то вредных для леса ядовитых волосатых гусениц, которых не трогает большинство других птиц.
В августе иволги отправляются на зимовку. Летят одни в Африку — поближе к экватору, другие — в Индию. Всего два месяца живет эта птица на родине. Чтобы добраться до нее, целый месяц летит, преодолевая сложный, полный опасностей путь в несколько тысяч километров. И все для того, чтобы птенцы знали и помнили свою настоящую родину. Как же не отнестись к иволгам (да и ко всем птицам) с уважением! Как не встать на их защиту! Читайте об иволге: Дмитриев Ю. Д. О природе для больших и маленьких. М.: Педагогика, 1982. Гл. «Фиу-тиу-лиу». С. 88— 90.
При имени этого русского художника мы сразу же вспоминаем его главную картину, которую он рисовал в течение двадцати лет, — «Явление Христа народу». В Третьяковской галерее в большом и светлом зале висит это грандиозное полотно, рядом располо- жены многочисленные этюды, эскизы — все, что обычно называется подготовительным материалом к кар- тине. Но эти этюды имеют самосто- ятельную художественную ценность.
Они скорее представляют собой законченные портреты людей разных сословий и возрастов. Иванов показы- вает нам человека в радости, в сомнении, в силе и доверчивости молодости, в мудрости преклонных лет, в слепоте фанатизма.
Александр Иванов был сыном про- фессора Петербургской академии художеств Андрея Ивановича Иванова. У отца он прошел основательную подготовку по рисованию еще до поступления в академию, учеником которой стал в одиннадцать лет. Упорным трудом ему удавалось заслу- жить хорошие отметки и медали.
Первой самостоятельной живописной работой Иванова стала картина на тему поэмы Гомера «Илиада» — «Приам, испрашивающий у Ахилла тело Гектора». В 18 лет Иванов создал произведение в стиле русского классицизма, но такого зрелого мас- терства, которое заставило говорить о появлении в живописи соперника блестящего Карла Брюллова.
После окончания академии Иванов уехал в Италию и поселился в Риме, где прожил 27 лет.
Картина А. А. Иванова «Явление Христа народу» — один из шедевров русского и мирового искусства. 1837—1857. Для своей главной картины Иванов выбрал евангельский сюжет. На ней изображен момент появления Христа перед народом во время крещения в реке Иордан от рук Иоанна Крестителя. Но нельзя ограничивать содержание картины только евангельским текстом. Художник как бы воскрешает историческое событие, повлиявшее на судьбы мира и людей. Эта картина во все времена будет волновать людей, так как говорит о меняющемся мире, о духовном переворо- те, о пророках истинных и ложных, о трудности выбора правильного пути.
Картина Иванова монументальна не только своими размерами, но и глубиной идеи. Художник мучительно и долго продвигался к раскрытию замысла — для этого появлялись его гениальные этюды, эскизы, пейзажи.
И вот наконец многолетняя работа над картиной завершена. Иванов воз- вращается на Родину. «Явление Христа народу» с подготовительными этюдами выставляются в залах академии. Все хотят видеть легендарное полотно, но оценки зрителей не однозначны, признания нет. Сам художник остро чувствует одиночество. Привыкший строго оценивать свою работу, он считает картину незавершенной.
Через полтора месяца после возвращения Иванов скончался. Как это часто бывает, после смерти к художнику пришло запоздалое, но глубокое признание. Отныне имя его навсегда останется в истории русского искусства, его влияние на последующие поколения мастеров неоспоримо. Прав был И. Н. Крамской, сказав: «Историческая заслуга Иванова та, что он сделал для всех нас, русских художников, огромную просеку в непроходимых до того дебрях и именно в том направлении, в котором была нужна большая столбовая доро- га...»
Они скорее представляют собой законченные портреты людей разных сословий и возрастов. Иванов показы- вает нам человека в радости, в сомнении, в силе и доверчивости молодости, в мудрости преклонных лет, в слепоте фанатизма.
Александр Иванов был сыном про- фессора Петербургской академии художеств Андрея Ивановича Иванова. У отца он прошел основательную подготовку по рисованию еще до поступления в академию, учеником которой стал в одиннадцать лет. Упорным трудом ему удавалось заслу- жить хорошие отметки и медали.
Первой самостоятельной живописной работой Иванова стала картина на тему поэмы Гомера «Илиада» — «Приам, испрашивающий у Ахилла тело Гектора». В 18 лет Иванов создал произведение в стиле русского классицизма, но такого зрелого мас- терства, которое заставило говорить о появлении в живописи соперника блестящего Карла Брюллова.
После окончания академии Иванов уехал в Италию и поселился в Риме, где прожил 27 лет.
Картина А. А. Иванова «Явление Христа народу» — один из шедевров русского и мирового искусства. 1837—1857. Для своей главной картины Иванов выбрал евангельский сюжет. На ней изображен момент появления Христа перед народом во время крещения в реке Иордан от рук Иоанна Крестителя. Но нельзя ограничивать содержание картины только евангельским текстом. Художник как бы воскрешает историческое событие, повлиявшее на судьбы мира и людей. Эта картина во все времена будет волновать людей, так как говорит о меняющемся мире, о духовном переворо- те, о пророках истинных и ложных, о трудности выбора правильного пути.
Картина Иванова монументальна не только своими размерами, но и глубиной идеи. Художник мучительно и долго продвигался к раскрытию замысла — для этого появлялись его гениальные этюды, эскизы, пейзажи.
И вот наконец многолетняя работа над картиной завершена. Иванов воз- вращается на Родину. «Явление Христа народу» с подготовительными этюдами выставляются в залах академии. Все хотят видеть легендарное полотно, но оценки зрителей не однозначны, признания нет. Сам художник остро чувствует одиночество. Привыкший строго оценивать свою работу, он считает картину незавершенной.
Через полтора месяца после возвращения Иванов скончался. Как это часто бывает, после смерти к художнику пришло запоздалое, но глубокое признание. Отныне имя его навсегда останется в истории русского искусства, его влияние на последующие поколения мастеров неоспоримо. Прав был И. Н. Крамской, сказав: «Историческая заслуга Иванова та, что он сделал для всех нас, русских художников, огромную просеку в непроходимых до того дебрях и именно в том направлении, в котором была нужна большая столбовая доро- га...»
Зяблик — певчая птица. Его звонкие, раскатистые трели можно услышать и на лесной лужайке, и в городском парке, и в старом саду: пиньк-пиньк-пиньк...
фить-фить-фють-фить... Обитает он и у самого жилья человека. Гнезда вьет на деревьях, чаще на хвойных. Строительным материалом служат стебли травянистых растений, прутики, мох, лишайники. Зяблики — мастера хорошие: аккуратно сотканное гнездо похоже на корзиночку. Оно так старательно замаскировано в ветвях дерева, что лишь опытный глаз может его разглядеть. Если вам придется заметить гнездо зяблика, не трогайте его, иначе птицы покинут его навсегда.
Летом в гнезде появляются птенцы. И усердные родители без устали добывают им пищу, очищая лес от вредных насекомых. Питаются зяблики также семенами и зелеными частями растений.
В конце лета зяблики собираются в стаи и отправляются в теплые края. Зиму они проводят в Северной Африке или на юге Европы. А весной они снова дарят нам свои звучные и радостные трели.
Кроме Европы эта с большими белыми пятнами на крыльях птица распространена в Западной Азии, на Востоке, вплоть до Красноярска.
фить-фить-фють-фить... Обитает он и у самого жилья человека. Гнезда вьет на деревьях, чаще на хвойных. Строительным материалом служат стебли травянистых растений, прутики, мох, лишайники. Зяблики — мастера хорошие: аккуратно сотканное гнездо похоже на корзиночку. Оно так старательно замаскировано в ветвях дерева, что лишь опытный глаз может его разглядеть. Если вам придется заметить гнездо зяблика, не трогайте его, иначе птицы покинут его навсегда.
Летом в гнезде появляются птенцы. И усердные родители без устали добывают им пищу, очищая лес от вредных насекомых. Питаются зяблики также семенами и зелеными частями растений.
В конце лета зяблики собираются в стаи и отправляются в теплые края. Зиму они проводят в Северной Африке или на юге Европы. А весной они снова дарят нам свои звучные и радостные трели.
Кроме Европы эта с большими белыми пятнами на крыльях птица распространена в Западной Азии, на Востоке, вплоть до Красноярска.
Это музей живой природы, в котором вы можете познакомиться с предста- вителями животного мира нашей пла- неты.
Все музеи, и в том числе зоопарки, являются научными учреждениями. Здесь изучают поведение, образ жизни, способ питания, рост и развитие малышей диких животных. В природе многие животные обитают в трудно- доступных местах: в тундре, непро- ходимой тайге, высоко в горах. Не- которые из них ведут ночной образ жизни. Например, очень редкое животное — снежный барс — ирбис. Он живет высоко в горах Средней и Центральной Азии, отлично приспособлен к очень суровым условиям, заходит на высоту до 4000 м над уровнем моря. Когда эти животные оказались в Московском зоопарке, перед специалистами встала задача: как создать для них благоприятные условия жизни? Пришлось долго изучать ирбисов, постоянно наблюдать за их поведением, предлагать им различные корма, подбирать наиболее удобную вольеру. Теперь эти животные живут и размножаются в зоопарке.
В зоопарках работают зоологи, биологи, зооинженеры, ветеринарные врачи. Непосредственно общаясь с животными, они научились понимать их сложный язык и повадки. Каждое животное, попадая в условия неволи — в зоопарк, ставит множество вопросов перед его работниками: в какую клетку или вольеру его поселить, чем накормить, как взять у него анализы, чтобы определить состояние здоровья? На все эти вопросы должны найти ответы специалисты зоопарка. Часто дикие животные, у которых в зоопарке появились детеныши, отказываются их кормить. Иногда это происходит из-за шума на территории, ведь в летний день здесь бывают тысячи посетителей! Приходится детенышам подбирать приемных родителей — чаще всего это кошки, собаки, домашние козы.
Каждый зоопарк интересен своей коллекцией животных, в любом есть что- то свое, особенное: гигантские лягушки- водоносы, змеи анаконды, достигающие 11 м длины, огромные нильские крокодилы, рыбы самых необыкновенных расцветок, форм и размеров. А как разнообразен мир пернатых! В Московском зоопарке вы можете увидеть индийских и африканских слонов, моржей, гривистых волков из Южной Америки, гепардов из Африки, орангутанов с острова Калимантан и много-много других животных — всего 800 видов. В Санкт-Петербургском — целое стадо жирафов, белых медведей, в Калининградском — карликовых бегемотов, белых носорогов. В Алма- Атинском — гигантских хищных птиц — бородачей-ягнятников.
Все животные на Земле нуждаются в нашей любви и бережном отношении. Зоопарки помогают сохранить редких и исчезающих животных. Так уцелели на Земле, например, зубры, олени Давида. Ребята, если кто из вас захочет посвятить свою жизнь работе с животными, изучению животного мира, можете прийти после 5-го класса в кружок юных биологов при зоопарке. Даже если, став взрослыми, вы изберете себе другую специальность: не станете ни зоологом, ни ветеринарным врачом, вы навсегда полюбите природу, станете ее друзьями и защитниками.
О жизни животных в зоопарке про- читайте книги: Лысов Е. С. Наш зоопарк. Л.: Дет. лит., 1983.
Чаплина В. В. Питомцы зоопарка: Рассказы. М.: Дет. лит., 1983.
Все музеи, и в том числе зоопарки, являются научными учреждениями. Здесь изучают поведение, образ жизни, способ питания, рост и развитие малышей диких животных. В природе многие животные обитают в трудно- доступных местах: в тундре, непро- ходимой тайге, высоко в горах. Не- которые из них ведут ночной образ жизни. Например, очень редкое животное — снежный барс — ирбис. Он живет высоко в горах Средней и Центральной Азии, отлично приспособлен к очень суровым условиям, заходит на высоту до 4000 м над уровнем моря. Когда эти животные оказались в Московском зоопарке, перед специалистами встала задача: как создать для них благоприятные условия жизни? Пришлось долго изучать ирбисов, постоянно наблюдать за их поведением, предлагать им различные корма, подбирать наиболее удобную вольеру. Теперь эти животные живут и размножаются в зоопарке.
В зоопарках работают зоологи, биологи, зооинженеры, ветеринарные врачи. Непосредственно общаясь с животными, они научились понимать их сложный язык и повадки. Каждое животное, попадая в условия неволи — в зоопарк, ставит множество вопросов перед его работниками: в какую клетку или вольеру его поселить, чем накормить, как взять у него анализы, чтобы определить состояние здоровья? На все эти вопросы должны найти ответы специалисты зоопарка. Часто дикие животные, у которых в зоопарке появились детеныши, отказываются их кормить. Иногда это происходит из-за шума на территории, ведь в летний день здесь бывают тысячи посетителей! Приходится детенышам подбирать приемных родителей — чаще всего это кошки, собаки, домашние козы.
Каждый зоопарк интересен своей коллекцией животных, в любом есть что- то свое, особенное: гигантские лягушки- водоносы, змеи анаконды, достигающие 11 м длины, огромные нильские крокодилы, рыбы самых необыкновенных расцветок, форм и размеров. А как разнообразен мир пернатых! В Московском зоопарке вы можете увидеть индийских и африканских слонов, моржей, гривистых волков из Южной Америки, гепардов из Африки, орангутанов с острова Калимантан и много-много других животных — всего 800 видов. В Санкт-Петербургском — целое стадо жирафов, белых медведей, в Калининградском — карликовых бегемотов, белых носорогов. В Алма- Атинском — гигантских хищных птиц — бородачей-ягнятников.
Все животные на Земле нуждаются в нашей любви и бережном отношении. Зоопарки помогают сохранить редких и исчезающих животных. Так уцелели на Земле, например, зубры, олени Давида. Ребята, если кто из вас захочет посвятить свою жизнь работе с животными, изучению животного мира, можете прийти после 5-го класса в кружок юных биологов при зоопарке. Даже если, став взрослыми, вы изберете себе другую специальность: не станете ни зоологом, ни ветеринарным врачом, вы навсегда полюбите природу, станете ее друзьями и защитниками.
О жизни животных в зоопарке про- читайте книги: Лысов Е. С. Наш зоопарк. Л.: Дет. лит., 1983.
Чаплина В. В. Питомцы зоопарка: Рассказы. М.: Дет. лит., 1983.
На двойной лист плотной писчей или ватманской бумаги наклейте три ровные гладкие рейки шириной около 8 мм и толщиной 3—4 мм: сначала короткую, потом — крест-накрест — длинные. Придавите плотно рейки к бумаге, переверните змея и пригладьте бумагу вдоль реек. Концы должны выступать на 15—20 мм. Сверху будут торчать «рожки» — пересекающиеся концы, а снизу — «ножки». На «ножках» сделайте зарубки и привяжите к ним петли из ниток.
Когда клей высохнет, привяжите к «рожкам» уздечку. Середина ее должна оттягиваться на 3 см ниже скрещивания длинных реек. По обе стороны скрещивания приколите бумагу и туго обмотайте место скрещивания ниткой. Длинный конец этой нитки — третий поводок уздечки — привяжите к середине петли между «рожками». При натянутой средней нитке узел должен выходить на 2 см выше верхней кромки змея.
Бумагу на змее чуть-чуть обрызгайте водой. Высохнув, она туго натянется.
Для хвоста лучше всего подойдут мочальные ленты, надерганные из рогожки. Сделайте из них полосу длиной около 2 м, привяжите ее концами к нитяным петлям на «ножках» змея. 8—10 мочальных лент длиной по 60—70 см сложите в пучок. Один конец этого пучка обогните вокруг середины ленты, привязанной к «ножкам», и туго обвяжите ниткой. Пучок должен передвигаться по ленте с усилием.
К уздечке привяжите конец суровой нитки, смотанной на палку. Воткните палку в землю и, разматывая нитку, отойдите шагов на 50 по ветру. Поднимите змея на «ножки» так, чтобы нитка была натянута. Дождавшись хорошего порыва ветра, когда змей сам потянет вверх, отпустите его.
Если змей, взлетев, будет крениться в сторону, сдвиньте в эту же сторону среднюю нитку уздечки или пучок хвоста. Если змей будет кувыркаться или опрокидываться — хвост слишком легок. Привяжите к концу пучок травы.
Существует множество конструкций змеев, и простых, и очень сложных. Ведь змей — выдумка не новая. Им забавлялись еще в глубокой древности. Архитас из Тарента запускал змеев за 400 лет до новой эры.
Архитасу было просто: в его время не существовало никаких проводов. А теперь их сколько угодно: и электри- ческих, и телеграфных, и телефонных. Пускайте змея только в таких местах, где проводов нет! Прочитайте книгу: Пантюхин С. П. Воздушные змеи. М.: ДОСААФ, 1984.
Когда клей высохнет, привяжите к «рожкам» уздечку. Середина ее должна оттягиваться на 3 см ниже скрещивания длинных реек. По обе стороны скрещивания приколите бумагу и туго обмотайте место скрещивания ниткой. Длинный конец этой нитки — третий поводок уздечки — привяжите к середине петли между «рожками». При натянутой средней нитке узел должен выходить на 2 см выше верхней кромки змея.
Бумагу на змее чуть-чуть обрызгайте водой. Высохнув, она туго натянется.
Для хвоста лучше всего подойдут мочальные ленты, надерганные из рогожки. Сделайте из них полосу длиной около 2 м, привяжите ее концами к нитяным петлям на «ножках» змея. 8—10 мочальных лент длиной по 60—70 см сложите в пучок. Один конец этого пучка обогните вокруг середины ленты, привязанной к «ножкам», и туго обвяжите ниткой. Пучок должен передвигаться по ленте с усилием.
К уздечке привяжите конец суровой нитки, смотанной на палку. Воткните палку в землю и, разматывая нитку, отойдите шагов на 50 по ветру. Поднимите змея на «ножки» так, чтобы нитка была натянута. Дождавшись хорошего порыва ветра, когда змей сам потянет вверх, отпустите его.
Если змей, взлетев, будет крениться в сторону, сдвиньте в эту же сторону среднюю нитку уздечки или пучок хвоста. Если змей будет кувыркаться или опрокидываться — хвост слишком легок. Привяжите к концу пучок травы.
Существует множество конструкций змеев, и простых, и очень сложных. Ведь змей — выдумка не новая. Им забавлялись еще в глубокой древности. Архитас из Тарента запускал змеев за 400 лет до новой эры.
Архитасу было просто: в его время не существовало никаких проводов. А теперь их сколько угодно: и электри- ческих, и телеграфных, и телефонных. Пускайте змея только в таких местах, где проводов нет! Прочитайте книгу: Пантюхин С. П. Воздушные змеи. М.: ДОСААФ, 1984.
Про змей рассказывают больше небылиц, чем про всех остальных животных. Почему? В самом облике змей много таинственного и страшного — гибкое, лишенное ног тело, которое сворачивается кольцами, как канат, и вдруг с неожиданной силой распрямляется и скользит, извиваясь, по земле. Знаменитый немигающий взгляд, злобное шипение, а самое главное — смертельный, ядовитый укус. Есть чего испугаться.
Но до чего же интересны змеи, если наблюдать за ними глазами натурали- ста! Замечателен способ их передви- жения. Изгибаясь, змея опирается о землю чешуйками брюшка, с которыми изнутри соприкасаются кончики ребер, причем отталкивается она наружной стороной каждого изгиба. Без опоры для чешуек змея не может ползти; на стекле она беспомощна. Зато на деревья змеи влезают легко — в этом им помогает мощная мускулатура. Умеют змеи и плавать, а огромный удав анаконда плавает помногу и любит сидеть в воде.
Много ходит легенд о взгляде змей, под которым цепенеют все животные и человек. Взгляд у змей действительно немигающий — у них просто-напросто нет век, а глаза прикрыты прозрачной пленкой, как контактными линзами. Со временем эта пленка покрывается царапинами, мутнеет да и шкура змеи обтрепывается. И она линяет, сбрасывает верхнюю пленку от головы до хвоста. Постепенно змея выползает из старой кожи, и тогда видно, что даже с глаз сходит круглая прозрачная пленка. Такая шкура змеи называется «выпол- зок» — только не путайте ее с кожей. Новая кожа блестит, как лакированная. Узорчатые змеи удивительно нарядны после весенней линьки. Шипенье змей — это только способ предупредить: «Я здесь». У гремучей змеи — очень ядовитой — на кончике хвоста есть костяные погремушки. Заметив крупное животное, она ставит хвост торчком и трясет им. Этот сухой треск не от злобы — просто сигнал, что змея тебя заметила. Не хочешь — не подходи. Змеи никогда сами не нападают на людей. Чаще всего кусают, защищаясь, если на них наступили или сунули руку в их убе- жище. Из двух с половиной тысяч видов живущих на Земле змей для человека опасны 410. Из них пятьдесят живут в море, но никогда не нападают на купающихся — они кусают, если их неосторожно схватить в сетях с рыбой.
Яд — это такое же оружие охоты, как клыки и когти у хищников. Он вырабатывается в специальных железах, расположенных по бокам головы. Их протоки открываются в канальцы ядовитых зубов, расположенных на верхней челюсти, но у некоторых змей ядовитые зубы есть и на нижней челюсти. В момент укуса змеи впрыскивают яд в ранки от зубов. Маленькой мыши или тушканчику после такого укуса жить остается несколько секунд. Гибнут и крупные животные, особенно быстро при укусе в губы.
То, что по ошибке называют жалом, просто змеиный язык. И он постоянно мелькает возле губ не от кровожадности: язык ощупывает и «обнюхивает» все кругом, потом прячется в специальную ямку во рту, захватывая с собой пахучие частицы.
Кроме ядовитых змей есть и неядовитые, но люди нередко истребляют всех змей без разбора. Но змеи, как и все живое на Земле, — важное звено в природной цепи. В природе нет вредных животных. И человеку змеи приносят пользу. Из яда змей готовят чудодейственные лекарства, в том числе противозмеиные сыворотки, благодаря которым удается вылечить или спасти от смерти неосторожных путешественников или змееловов.
Чтобы получить лечебный яд, змей не только ловят, но и разводят в питомниках. Один из самых крупных питомников в мире находится в столице Узбекистана Ташкенте, а самый крупный — в Бразилии, в городе Сан- Паулу.
Египетские ученые считают, что яд кобры, обитающей в скалистых обла- стях Верхнего Египта, может разрушать структуру раковых клеток. В экспериментах с животными не смертельно действующая доза одной фракции яда, названной «фракция 3», снижала жизнеспособность раковых клеток на 60%. Так что есть надежда со временем получить действенное лекарство от смертельной болезни.
Читайте о змеях: Акимушкин И. И. Причуды природы. М.: Мысль, 1981. Гл. «Южнее Сахары». С. 141—145; «Анаконда». С. 186—189; «Шестое, седьмое и прочие чувства». С. 197—199.
Сладков Н. И. Рептилии. М.: Дет. лит., 1988.
Но до чего же интересны змеи, если наблюдать за ними глазами натурали- ста! Замечателен способ их передви- жения. Изгибаясь, змея опирается о землю чешуйками брюшка, с которыми изнутри соприкасаются кончики ребер, причем отталкивается она наружной стороной каждого изгиба. Без опоры для чешуек змея не может ползти; на стекле она беспомощна. Зато на деревья змеи влезают легко — в этом им помогает мощная мускулатура. Умеют змеи и плавать, а огромный удав анаконда плавает помногу и любит сидеть в воде.
Много ходит легенд о взгляде змей, под которым цепенеют все животные и человек. Взгляд у змей действительно немигающий — у них просто-напросто нет век, а глаза прикрыты прозрачной пленкой, как контактными линзами. Со временем эта пленка покрывается царапинами, мутнеет да и шкура змеи обтрепывается. И она линяет, сбрасывает верхнюю пленку от головы до хвоста. Постепенно змея выползает из старой кожи, и тогда видно, что даже с глаз сходит круглая прозрачная пленка. Такая шкура змеи называется «выпол- зок» — только не путайте ее с кожей. Новая кожа блестит, как лакированная. Узорчатые змеи удивительно нарядны после весенней линьки. Шипенье змей — это только способ предупредить: «Я здесь». У гремучей змеи — очень ядовитой — на кончике хвоста есть костяные погремушки. Заметив крупное животное, она ставит хвост торчком и трясет им. Этот сухой треск не от злобы — просто сигнал, что змея тебя заметила. Не хочешь — не подходи. Змеи никогда сами не нападают на людей. Чаще всего кусают, защищаясь, если на них наступили или сунули руку в их убе- жище. Из двух с половиной тысяч видов живущих на Земле змей для человека опасны 410. Из них пятьдесят живут в море, но никогда не нападают на купающихся — они кусают, если их неосторожно схватить в сетях с рыбой.
Яд — это такое же оружие охоты, как клыки и когти у хищников. Он вырабатывается в специальных железах, расположенных по бокам головы. Их протоки открываются в канальцы ядовитых зубов, расположенных на верхней челюсти, но у некоторых змей ядовитые зубы есть и на нижней челюсти. В момент укуса змеи впрыскивают яд в ранки от зубов. Маленькой мыши или тушканчику после такого укуса жить остается несколько секунд. Гибнут и крупные животные, особенно быстро при укусе в губы.
То, что по ошибке называют жалом, просто змеиный язык. И он постоянно мелькает возле губ не от кровожадности: язык ощупывает и «обнюхивает» все кругом, потом прячется в специальную ямку во рту, захватывая с собой пахучие частицы.
Кроме ядовитых змей есть и неядовитые, но люди нередко истребляют всех змей без разбора. Но змеи, как и все живое на Земле, — важное звено в природной цепи. В природе нет вредных животных. И человеку змеи приносят пользу. Из яда змей готовят чудодейственные лекарства, в том числе противозмеиные сыворотки, благодаря которым удается вылечить или спасти от смерти неосторожных путешественников или змееловов.
Чтобы получить лечебный яд, змей не только ловят, но и разводят в питомниках. Один из самых крупных питомников в мире находится в столице Узбекистана Ташкенте, а самый крупный — в Бразилии, в городе Сан- Паулу.
Египетские ученые считают, что яд кобры, обитающей в скалистых обла- стях Верхнего Египта, может разрушать структуру раковых клеток. В экспериментах с животными не смертельно действующая доза одной фракции яда, названной «фракция 3», снижала жизнеспособность раковых клеток на 60%. Так что есть надежда со временем получить действенное лекарство от смертельной болезни.
Читайте о змеях: Акимушкин И. И. Причуды природы. М.: Мысль, 1981. Гл. «Южнее Сахары». С. 141—145; «Анаконда». С. 186—189; «Шестое, седьмое и прочие чувства». С. 197—199.
Сладков Н. И. Рептилии. М.: Дет. лит., 1988.
Так называют знакомых многим из вас лягушек и тритонов, которых легко обнаружить в любом пруду, озере или речке. Само название «земноводные» говорит о том, что живут эти животные и на земле, и в воде.
В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, подобно рыбам. Когда же малыши-головастики подрастут, они теряют жабры и начинают дышать легкими, как все наземные животные.
Кожа земноводных тонкая и влажная, она нуждается в периодическом смачивании водой. Поэтому земно- водные не отходят далеко от воды. Если лягушку или тритона долго держать в сухом месте, они могут погибнуть.
Все земноводные — хищники. Они ловят насекомых, поедают червей и моллюсков. А головастики питаются подводными растениями. Они грызут их острыми роговыми зубчиками.
А вот увидеть, как пьет лягушка, вам никогда не удастся. Оказывается, «пьет» она кожей своего тела. Забравшись в воду, лягушка впитывает ее сквозь кожу, и ей не приходится раскрывать рта для питья.
Оказывается, к лягушкам, которые живут в грязных болотах и лужах, где полно бактерий, не пристает инфекция. Почему? На этот вопрос ответил амери- канский биолог Майкл Заслофф. Наблюдая за африканской раненой лягушкой в загрязненной воде, он пришел к выводу: в коже лягушек происходят уникальные противоинфекционные процессы. Так что в дальнейшем на их основе, возможно, получат новые действенные лекарства.
Весной в наших водоемах появляются зернистые комочки лягушачьей икры. Прогретые ласковым весенним солнцем, в икринках развиваются зародыши. Вскоре из икринок выходят крошечные головастики, очень похожие на мальков рыб. У них длинный хвост и нет еще и намека на ноги. Но вот головастик подрастает, у него появляются сначала задние, а потом и передние ноги. По бокам головы у головастика торчит пара ветвистых жабр.
Наконец головастик подрос и соби- рается выходить на сушу. И теперь с ним происходит удивительное превра- щение. Жабры исчезают, а немного позже, уже на берегу, пропадает и хвост. И перед нами маленький лягушонок, совсем не похожий на головастика.
У тритонов такое превращение происходит иначе. Главное — у них не исчезает хвост. Поэтому тритонов и их родственников называют хвостатыми земноводными. В наших прудах можно увидеть обыкновенного и гребенчатого тритонов, но только весной и ранним летом. Ближе к осени тритоны выходят на сушу и держатся во влажных местах, днем прячутся под камнями, валежником, а охотиться выходят по ночам, когда не так жарко и сухо, как днем.
В Карпатах живут огненные саламандры — тоже хвостатые земноводные. У них тело покрыто круглыми рыжими пятнами. Такая окраска предупреждает врага: «Не тронь меня, я несъедобна». И действительно, кожа саламандры выделяет едкое вещество, от чего сразу портится аппетит у любого хищника.
Бесхвостых земноводных гораздо больше, чем хвостатых. Это и лягушки, и жабы, и квакши, и жерлянки.
Земноводные очень полезны — они уничтожают массу вредителей в наших лесах, огородах и садах.
Сами земноводные служат пищей многим полезным животным. А в некоторых странах (например, во Франции) люди употребляют лягушек в пищу и считают их деликатесом. Там приходится даже вводить особые законы, ограничивающие охоту на лягушек.
Прочитайте книгу: Дмитриев Ю. Д. Соседи по планете: Земноводные и пресмыкающиеся. М.: Дет. лит., 1978.
В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, подобно рыбам. Когда же малыши-головастики подрастут, они теряют жабры и начинают дышать легкими, как все наземные животные.
Кожа земноводных тонкая и влажная, она нуждается в периодическом смачивании водой. Поэтому земно- водные не отходят далеко от воды. Если лягушку или тритона долго держать в сухом месте, они могут погибнуть.
Все земноводные — хищники. Они ловят насекомых, поедают червей и моллюсков. А головастики питаются подводными растениями. Они грызут их острыми роговыми зубчиками.
А вот увидеть, как пьет лягушка, вам никогда не удастся. Оказывается, «пьет» она кожей своего тела. Забравшись в воду, лягушка впитывает ее сквозь кожу, и ей не приходится раскрывать рта для питья.
Оказывается, к лягушкам, которые живут в грязных болотах и лужах, где полно бактерий, не пристает инфекция. Почему? На этот вопрос ответил амери- канский биолог Майкл Заслофф. Наблюдая за африканской раненой лягушкой в загрязненной воде, он пришел к выводу: в коже лягушек происходят уникальные противоинфекционные процессы. Так что в дальнейшем на их основе, возможно, получат новые действенные лекарства.
Весной в наших водоемах появляются зернистые комочки лягушачьей икры. Прогретые ласковым весенним солнцем, в икринках развиваются зародыши. Вскоре из икринок выходят крошечные головастики, очень похожие на мальков рыб. У них длинный хвост и нет еще и намека на ноги. Но вот головастик подрастает, у него появляются сначала задние, а потом и передние ноги. По бокам головы у головастика торчит пара ветвистых жабр.
Наконец головастик подрос и соби- рается выходить на сушу. И теперь с ним происходит удивительное превра- щение. Жабры исчезают, а немного позже, уже на берегу, пропадает и хвост. И перед нами маленький лягушонок, совсем не похожий на головастика.
У тритонов такое превращение происходит иначе. Главное — у них не исчезает хвост. Поэтому тритонов и их родственников называют хвостатыми земноводными. В наших прудах можно увидеть обыкновенного и гребенчатого тритонов, но только весной и ранним летом. Ближе к осени тритоны выходят на сушу и держатся во влажных местах, днем прячутся под камнями, валежником, а охотиться выходят по ночам, когда не так жарко и сухо, как днем.
В Карпатах живут огненные саламандры — тоже хвостатые земноводные. У них тело покрыто круглыми рыжими пятнами. Такая окраска предупреждает врага: «Не тронь меня, я несъедобна». И действительно, кожа саламандры выделяет едкое вещество, от чего сразу портится аппетит у любого хищника.
Бесхвостых земноводных гораздо больше, чем хвостатых. Это и лягушки, и жабы, и квакши, и жерлянки.
Земноводные очень полезны — они уничтожают массу вредителей в наших лесах, огородах и садах.
Сами земноводные служат пищей многим полезным животным. А в некоторых странах (например, во Франции) люди употребляют лягушек в пищу и считают их деликатесом. Там приходится даже вводить особые законы, ограничивающие охоту на лягушек.
Прочитайте книгу: Дмитриев Ю. Д. Соседи по планете: Земноводные и пресмыкающиеся. М.: Дет. лит., 1978.
Земля — одна из планет Солнечной системы. Она обращается вокруг Солнца почти по окружности на рас- стоянии 149,6 млн. км от него. Срок, за который Земля полностью облетает Солнце, называется годом. Промежуток времени, за который Земля полностью оборачивается вокруг своей оси, называется сутками. Год содержит приблизительно 365 суток.
Поперечник земного шара равен 12 756 км, а длина земного экватора близка к 40 000 км. Земной шар слегка приплюснут у полюсов — так называют точки земной поверхности, через которые проходит воображаемая ось Земли. Земная ось наклонена к плоскости орбиты Земли под углом, близким к 66 градусам. Благодаря этому наклону земной оси Земля, облетая Солнце, по- разному освещается его лучами: в одних участках орбиты земной шар наклонен к Солнцу своими северным полушарием, в других — южным. Наружный твердый слой Земли называется земной корой. Ее толщина на суше от 30 до 70 км, под дном океанов — всего 5—10 км. Под корой, до глубины почти 3000 км, расположена мантия, а еще глубже, до центра Земли — земное ядро. Чем глубже расположены земные породы, тем они плотнее и горячее. Ученые пред- полагают, что мантия твердая и раскаленная, а земное ядро состоит, по- видимому, из расплавленного железа. Температура в центре Земли около 4000 С.
Земную кору вместе с верхней мантией иначе называют литосферой — каменной оболочкой. А океаны, моря, озера, реки и подземные воды образуют гидросферу — водную оболочку Земли.
Воздушная оболочка земли называется атмосферой. Она состоит главным образом из азота (78%) и кислорода (21%).
Все живые организмы на Земле: микроорганизмы, растения, животные, люди — образуют биосферу Земли, ее «живую» оболочку. Современная биосфера сложилась в итоге долгого, длившегося миллиарды лет, процесса развития жизни на Земле.
Земля — единственная пока известная нам планета во Вселенной, где существует жизнь, где существует разум. Ученые пытались найти сигналы других цивилизаций, посылали сообщения другим мирам, но установить с ними связь пока не удалось.
Прочтите о Земле: Томилин А. Н. Как люди изучали свою Землю. М.: Дет. лит., 1983.
Томилин А. Н. Голубая планета Земля. М.: Малыш, 1985.
Поперечник земного шара равен 12 756 км, а длина земного экватора близка к 40 000 км. Земной шар слегка приплюснут у полюсов — так называют точки земной поверхности, через которые проходит воображаемая ось Земли. Земная ось наклонена к плоскости орбиты Земли под углом, близким к 66 градусам. Благодаря этому наклону земной оси Земля, облетая Солнце, по- разному освещается его лучами: в одних участках орбиты земной шар наклонен к Солнцу своими северным полушарием, в других — южным. Наружный твердый слой Земли называется земной корой. Ее толщина на суше от 30 до 70 км, под дном океанов — всего 5—10 км. Под корой, до глубины почти 3000 км, расположена мантия, а еще глубже, до центра Земли — земное ядро. Чем глубже расположены земные породы, тем они плотнее и горячее. Ученые пред- полагают, что мантия твердая и раскаленная, а земное ядро состоит, по- видимому, из расплавленного железа. Температура в центре Земли около 4000 С.
Земную кору вместе с верхней мантией иначе называют литосферой — каменной оболочкой. А океаны, моря, озера, реки и подземные воды образуют гидросферу — водную оболочку Земли.
Воздушная оболочка земли называется атмосферой. Она состоит главным образом из азота (78%) и кислорода (21%).
Все живые организмы на Земле: микроорганизмы, растения, животные, люди — образуют биосферу Земли, ее «живую» оболочку. Современная биосфера сложилась в итоге долгого, длившегося миллиарды лет, процесса развития жизни на Земле.
Земля — единственная пока известная нам планета во Вселенной, где существует жизнь, где существует разум. Ученые пытались найти сигналы других цивилизаций, посылали сообщения другим мирам, но установить с ними связь пока не удалось.
Прочтите о Земле: Томилин А. Н. Как люди изучали свою Землю. М.: Дет. лит., 1983.
Томилин А. Н. Голубая планета Земля. М.: Малыш, 1985.
В декабре 1988 г. мир потрясла трагедия Армении. Здесь произошло крупнейшее за последние сто лет землетрясение. Были разрушены города Ленинакан, Кировакан, Спитак, многие села. Погибли десятки тысяч человек.
Может ли беда быть большей, если нет войны, чем подобная мгновенная катастрофа? Страшнее всего именно то, что за считанные секунды разрушаются целые города и гибнет много людей. Два-три толчка откуда-то из земных глубин, а потом снова все спокойно, сияет солнце на безоблачном небе, как будто бы ничего и не произошло. А город лежит в развалинах и под обломками — люди, которых надо срочно спасать...
Каждый год на Земле происходит несколько сотен тысяч землетрясений. Не все они, конечно, одинаковой силы, но каждое из них регистрируется сейсмическими станциями, специально следящими за сотрясениями почвы.
Немало землетрясений огромной разрушительной силы было на Земле. В 1908 г. на острове Сицилия был пол- ностью разрушен город Мессина, погибли больше 100 тыс. человек. В 1923 г. от подземных толчков и океанской волны, поднявшейся на высоту 10 м, пострадала столица Японии Токио. Погибли 150 тыс. жителей. Сильнейшее землетрясение в 1927 г. в Крыму разрушило курортный город Ялту. 5 октября 1948 г. произошла трагедия в Ашхабаде. За 20 секунд была уничтожена большая часть города.
В 1966 г. землетрясение причинило большой ущерб крупнейшему городу Средней Азии — Ташкенту. Тогда на помощь ему пришла вся страна: прибыли лучшие строители, поезда доставили стройматериалы, оборудование, технику. Город был восстановлен. Он стал более красивым и благо- устроенным, чем был. Его новые высотные дома построены с устойчивым каркасом. Сейсмическая опасность (от греческого слова «сейсмос» — «землетрясение») обычно существует в горных районах, и там нужно вести специальное строительство.
В 1985 г. произошло сильнейшее землетрясение в Мексике. Здесь была разрушена треть домов столицы страны Мехико. Погибли 3 тыс. человек.
Сила землетрясения определяется в баллах. Самое сильное, когда рушатся все строения и образуются широкие трещины в земле, — 12 баллов. Но очень опасные и те, сила которых 10, 9, 8 баллов. Именно в 9 баллов и более оценивались Ашхабадское, Ташкентское и Мексиканское землетрясения.
Самое глубинное землетрясение произошло 29 июня 1934 г. под островом Флорес, в районе Зондских островов (Тихий океан), — на глубине 720 км. В Европе подобное землетрясение случилось 24 марта 1954 г. в Южной Испании. Его глубина — 655 км. Такие землетрясения очень редки. Чаще всего очаг находить на глубине 5—10 км, а особо разрушительные землетрясения происходят на расстоянии 10— 30 км ниже поверхности Земли.
В тайну возникновения землетрясения ученые проникают, исследуя упругие волны в земной коре. Они распространяются во все стороны от того места, где происходит выделение энергии, вызывающей разрушения на поверхности Земли. Эту энергию и переносят сейсмические волны. Их источник называют очагом землетря- сения. Он обычно находится на глубине 20—30 км. Там происходят перемещения огромных масс земной коры, которые ворочаются, как бы укладываясь поудобнее. Энергия передается наверх и достигает земной поверхности.
Если очаг землетрясения располагается под дном океана, он возбуждает волну цунами. В переводе с японского это слово означает «большая волна в гавани». В открытом океане она почти незаметна, но с уменьшением глубин быстро растет и обрушивается на берег стеной воды высотой до 10—20 м. Особенно часто волны цунами бушуют на островах Тихого океана и его западном побережье.
Ученые установили, что земная кора определенным образом реагирует на готовящиеся в недрах перевороты. Изменяются некоторые ее физические и химические свойства. Например, иным становится химический состав воды в глубинных источниках. Это — химические предвестники стихийного бедствия. Изменяется также электрическое сопротивление горных пород. Надо только уметь улавливать эти перемены.
Исследования ученых позволяют надеяться, что недалеко то время, когда землетрясения будут предсказываться.
Может ли беда быть большей, если нет войны, чем подобная мгновенная катастрофа? Страшнее всего именно то, что за считанные секунды разрушаются целые города и гибнет много людей. Два-три толчка откуда-то из земных глубин, а потом снова все спокойно, сияет солнце на безоблачном небе, как будто бы ничего и не произошло. А город лежит в развалинах и под обломками — люди, которых надо срочно спасать...
Каждый год на Земле происходит несколько сотен тысяч землетрясений. Не все они, конечно, одинаковой силы, но каждое из них регистрируется сейсмическими станциями, специально следящими за сотрясениями почвы.
Немало землетрясений огромной разрушительной силы было на Земле. В 1908 г. на острове Сицилия был пол- ностью разрушен город Мессина, погибли больше 100 тыс. человек. В 1923 г. от подземных толчков и океанской волны, поднявшейся на высоту 10 м, пострадала столица Японии Токио. Погибли 150 тыс. жителей. Сильнейшее землетрясение в 1927 г. в Крыму разрушило курортный город Ялту. 5 октября 1948 г. произошла трагедия в Ашхабаде. За 20 секунд была уничтожена большая часть города.
В 1966 г. землетрясение причинило большой ущерб крупнейшему городу Средней Азии — Ташкенту. Тогда на помощь ему пришла вся страна: прибыли лучшие строители, поезда доставили стройматериалы, оборудование, технику. Город был восстановлен. Он стал более красивым и благо- устроенным, чем был. Его новые высотные дома построены с устойчивым каркасом. Сейсмическая опасность (от греческого слова «сейсмос» — «землетрясение») обычно существует в горных районах, и там нужно вести специальное строительство.
В 1985 г. произошло сильнейшее землетрясение в Мексике. Здесь была разрушена треть домов столицы страны Мехико. Погибли 3 тыс. человек.
Сила землетрясения определяется в баллах. Самое сильное, когда рушатся все строения и образуются широкие трещины в земле, — 12 баллов. Но очень опасные и те, сила которых 10, 9, 8 баллов. Именно в 9 баллов и более оценивались Ашхабадское, Ташкентское и Мексиканское землетрясения.
Самое глубинное землетрясение произошло 29 июня 1934 г. под островом Флорес, в районе Зондских островов (Тихий океан), — на глубине 720 км. В Европе подобное землетрясение случилось 24 марта 1954 г. в Южной Испании. Его глубина — 655 км. Такие землетрясения очень редки. Чаще всего очаг находить на глубине 5—10 км, а особо разрушительные землетрясения происходят на расстоянии 10— 30 км ниже поверхности Земли.
В тайну возникновения землетрясения ученые проникают, исследуя упругие волны в земной коре. Они распространяются во все стороны от того места, где происходит выделение энергии, вызывающей разрушения на поверхности Земли. Эту энергию и переносят сейсмические волны. Их источник называют очагом землетря- сения. Он обычно находится на глубине 20—30 км. Там происходят перемещения огромных масс земной коры, которые ворочаются, как бы укладываясь поудобнее. Энергия передается наверх и достигает земной поверхности.
Если очаг землетрясения располагается под дном океана, он возбуждает волну цунами. В переводе с японского это слово означает «большая волна в гавани». В открытом океане она почти незаметна, но с уменьшением глубин быстро растет и обрушивается на берег стеной воды высотой до 10—20 м. Особенно часто волны цунами бушуют на островах Тихого океана и его западном побережье.
Ученые установили, что земная кора определенным образом реагирует на готовящиеся в недрах перевороты. Изменяются некоторые ее физические и химические свойства. Например, иным становится химический состав воды в глубинных источниках. Это — химические предвестники стихийного бедствия. Изменяется также электрическое сопротивление горных пород. Надо только уметь улавливать эти перемены.
Исследования ученых позволяют надеяться, что недалеко то время, когда землетрясения будут предсказываться.
Четыре века назад к востоку от Каменного пояса — Уральских гор лежали неведомые, неисследованные земли. Мало кто знал о них. И вот на восток, в просторы Сибири и Дальнего Востока, пошли русские люди, «ко всякому труду и ратному делу спо- собные». Этих отважных, смелых людей, что открывали за Уральским хребтом новые земли, называли зем- лепроходцами.
Многие из них были потомками вольных новгородцев, которые еще в 14-м в. дошли до берегов Северного Ледовитого океана и предгорий Урала. Среди землепроходцев были поморы, жившие на берегу Белого моря, а также выходцы из северного города Великого Устюга.
В конце 16-го — начале 17-го в. главным путем в Сибирь служила пересекающая Урал дорога, открытая дружиной Ермака, из города Соликамска до верховьев реки Туры. Здесь был основан город Верхотурье, который сыграл огромную роль в продвижении русского населения в Сибирь и на Дальний Восток. Между этими городами была проложена мощеная дорога. В Верхотурье был построен склад, из запасов которого снабжались хлебом служилые люди, а также отпускались семена первым Пространства за Уралом осваивались быстро: в 1586 г. был основан город Тюмень, в 1587 г. — Тобольск, в 1604 г. — Томск, в 1619 — Енисейск. Начинается быстрое, неудержимое продвижение простых русских казаков и промышленников — славных землепроходцев на восток и северо- восток Азии — в новые «земли изо- бильные». Их трудами граница Российского государства отодвигалась все дальше на северо-восток.
Землепроходцы в Сибири шли не по дорогам, которых тогда не существо- вало, а сквозь тайгу, по рекам, то опускаясь почти до Северного Ледо- витого океана, то двигаясь по притокам больших сибирских рек до их истоков, а затем перебирались через хребты из одного речного бассейна в другой. Здесь на противоположном склоне хребта, найдя новую реку, землепроходцы строили лодки и в них спускались вниз по ее течению.
Важным пунктом проникновения русских в Прибайкалье стал Енисейский острог (деревянная крепость). Отсюда шли на реки Лену, Ангару и к озеру Байкал. В 1631 г. казаки-первопроходцы основали Братский и Усть-Кутский остроги, а через год — Ленский, позднее названный Якутским. Он стал главным центром края. Отсюда русские люди начали продвижение к Ледовитому и Тихому океанам. Они обследовали бассейны рек Яны, Индигирки, Алазеи, Колымы.
В трудные походы уходили смельчаки, открывая новые реки, мысы, горы. Томский казак Иван Москвитин с отрядом в 32 человека прошел по рекам ленского бассейна и волоком перебрался к реке Улье, которая вывела в Охотское море. Так был открыт с запада Тихий океан. Было это в 1639 г. Весной казаки отправились на нартах по снегу к югу и дошли до устья реки Амура.
В 1643 г. на Амур из Якутска отпра- вилась экспедиция в 132 человека во главе с Василием Даниловичем Пояр- ковым. Он должен был отыскать путь на Амур и «пашенную землицу» Даурию. Путь этот он отыскал. Достиг Амура и реки Уссури. Поярковцы вышли к Охотскому морю и увидели на горизонте остров Сахалин. Это трудное и опасное путешествие длилось три года. Землепроходцы прошли по новым землям 8 тыс. км.
Наиболее успешным был поход казаков под руководством уроженца вологодской деревни Ерофея Павловича Хабарова в Приамурье. Во время похода он строго следил за дисциплиной своих людей. Русские люди по-хозяйски обживали новые места, что привлекло в районы Дальнего Востока переселенцев из-за Урала, из Забайкалья и Якутии. Благодаря земледелию и ремеслу налаживались торговые отношения с местным населением. Они вместе строили города, поселки, прокладывали пути, которые способствовали укреплению дружеских связей между народами Русского государства. Своими действиями на Амуре Хабаров совершил славный подвиг и заслужил глубокое уважение и память. Именем Хабарова назван огромный край Дальнего Востока и крупный город Хабаровск, являющийся центром этого края.
Русские землепроходцы в 17-м в. проникли не только на юго-восток Сибири. Путями, проложенными с реки Оби на реки Енисей и Лену, они достигли крайнего северо-востока Азиатского материка.
Отважным землепроходцем проявил себя также выходец из вологодских крестьян Семен Иванович Дежнев. В 1642 г. он вместе с Михаилом Стадухиным отправился из Якутска на реку Индигирку. А в 1648 г. присоединился к экспедиции купца Ф. А. Попова. На шести судах — кочах они вышли из устья реки Колымы и двинулись на восток вдоль морского побережья. Мореходы несколько раз попадали в бурю. У них осталось всего лишь три коча. Но они все же добрались до северо-восточного выступа Азии, обогнули его и прошли проливом, носящим ныне имя В. Беринга, и доказали существование прохода из Северного Ледовитого океана в Тихий. Тем самым было совершено одно из крупнейших географических открытий 17-го в.
Позже крайнюю северо-восточную оконечность материка Евразии назвали мысом Дежнева.
Следующий шаг по пути освоения окраин Сибири сделали казак Лука Морозко и анадырский приказчик Владимир Атласов, снарядивший экс- педицию на Камчатку (1697). На основании его отчета была составлена карта-чертеж Камчатки, которая стала одной из первых и древнейших карт Чукотского полуострова, Камчатки и Курильских островов.
Открыв Камчатку и положив начало ее освоению, русские путешественники проникли на ближайшие острова Тихого океана, а также на Курилы. Русские дали им такое название за постоянно дымящиеся там вулканы.
Открывая новые «землицы», русские землепроходцы строили по всей Сибири крепости, составляли карты-чертежи и оставляли записи своих походов. Все больше узнавали люди о дальней земле, и точные сведения помогали им лучше ее осваивать. В этом им способствовали и местные жители, нередко добровольно поставлявшие первопроходцам «вожей» (проводников). Конечно, были между русскими отрядами и коренными обитателями края и стычки. Но в Сибири ратные люди чаще погибали от голода и болезней. И все же русские землепроходцы не отступали, а упорным трудом преображали пустынный и холодный край, заражая своей энергией, знанием и умением вести хозяйство и местное население.
Более подробно о землепроходцах можно узнать из книг: Коняев Н. М. Рассказы о землепро- ходцах. Л.: Дет. лит., 1987.
Кублицкий Г. И. Весь шар земной: Рассказы о путешествиях и открытиях. М.: Дет. лит., 1986.
Томилин А. Н. Как люди открывали свою Землю. Л.: Дет. лит., 1987.
Чуковский Н. К. Водители фрегатов: Книга о великих мореплавателях. М.: Дет. лит., 1987.
Многие из них были потомками вольных новгородцев, которые еще в 14-м в. дошли до берегов Северного Ледовитого океана и предгорий Урала. Среди землепроходцев были поморы, жившие на берегу Белого моря, а также выходцы из северного города Великого Устюга.
В конце 16-го — начале 17-го в. главным путем в Сибирь служила пересекающая Урал дорога, открытая дружиной Ермака, из города Соликамска до верховьев реки Туры. Здесь был основан город Верхотурье, который сыграл огромную роль в продвижении русского населения в Сибирь и на Дальний Восток. Между этими городами была проложена мощеная дорога. В Верхотурье был построен склад, из запасов которого снабжались хлебом служилые люди, а также отпускались семена первым Пространства за Уралом осваивались быстро: в 1586 г. был основан город Тюмень, в 1587 г. — Тобольск, в 1604 г. — Томск, в 1619 — Енисейск. Начинается быстрое, неудержимое продвижение простых русских казаков и промышленников — славных землепроходцев на восток и северо- восток Азии — в новые «земли изо- бильные». Их трудами граница Российского государства отодвигалась все дальше на северо-восток.
Землепроходцы в Сибири шли не по дорогам, которых тогда не существо- вало, а сквозь тайгу, по рекам, то опускаясь почти до Северного Ледо- витого океана, то двигаясь по притокам больших сибирских рек до их истоков, а затем перебирались через хребты из одного речного бассейна в другой. Здесь на противоположном склоне хребта, найдя новую реку, землепроходцы строили лодки и в них спускались вниз по ее течению.
Важным пунктом проникновения русских в Прибайкалье стал Енисейский острог (деревянная крепость). Отсюда шли на реки Лену, Ангару и к озеру Байкал. В 1631 г. казаки-первопроходцы основали Братский и Усть-Кутский остроги, а через год — Ленский, позднее названный Якутским. Он стал главным центром края. Отсюда русские люди начали продвижение к Ледовитому и Тихому океанам. Они обследовали бассейны рек Яны, Индигирки, Алазеи, Колымы.
В трудные походы уходили смельчаки, открывая новые реки, мысы, горы. Томский казак Иван Москвитин с отрядом в 32 человека прошел по рекам ленского бассейна и волоком перебрался к реке Улье, которая вывела в Охотское море. Так был открыт с запада Тихий океан. Было это в 1639 г. Весной казаки отправились на нартах по снегу к югу и дошли до устья реки Амура.
В 1643 г. на Амур из Якутска отпра- вилась экспедиция в 132 человека во главе с Василием Даниловичем Пояр- ковым. Он должен был отыскать путь на Амур и «пашенную землицу» Даурию. Путь этот он отыскал. Достиг Амура и реки Уссури. Поярковцы вышли к Охотскому морю и увидели на горизонте остров Сахалин. Это трудное и опасное путешествие длилось три года. Землепроходцы прошли по новым землям 8 тыс. км.
Наиболее успешным был поход казаков под руководством уроженца вологодской деревни Ерофея Павловича Хабарова в Приамурье. Во время похода он строго следил за дисциплиной своих людей. Русские люди по-хозяйски обживали новые места, что привлекло в районы Дальнего Востока переселенцев из-за Урала, из Забайкалья и Якутии. Благодаря земледелию и ремеслу налаживались торговые отношения с местным населением. Они вместе строили города, поселки, прокладывали пути, которые способствовали укреплению дружеских связей между народами Русского государства. Своими действиями на Амуре Хабаров совершил славный подвиг и заслужил глубокое уважение и память. Именем Хабарова назван огромный край Дальнего Востока и крупный город Хабаровск, являющийся центром этого края.
Русские землепроходцы в 17-м в. проникли не только на юго-восток Сибири. Путями, проложенными с реки Оби на реки Енисей и Лену, они достигли крайнего северо-востока Азиатского материка.
Отважным землепроходцем проявил себя также выходец из вологодских крестьян Семен Иванович Дежнев. В 1642 г. он вместе с Михаилом Стадухиным отправился из Якутска на реку Индигирку. А в 1648 г. присоединился к экспедиции купца Ф. А. Попова. На шести судах — кочах они вышли из устья реки Колымы и двинулись на восток вдоль морского побережья. Мореходы несколько раз попадали в бурю. У них осталось всего лишь три коча. Но они все же добрались до северо-восточного выступа Азии, обогнули его и прошли проливом, носящим ныне имя В. Беринга, и доказали существование прохода из Северного Ледовитого океана в Тихий. Тем самым было совершено одно из крупнейших географических открытий 17-го в.
Позже крайнюю северо-восточную оконечность материка Евразии назвали мысом Дежнева.
Следующий шаг по пути освоения окраин Сибири сделали казак Лука Морозко и анадырский приказчик Владимир Атласов, снарядивший экс- педицию на Камчатку (1697). На основании его отчета была составлена карта-чертеж Камчатки, которая стала одной из первых и древнейших карт Чукотского полуострова, Камчатки и Курильских островов.
Открыв Камчатку и положив начало ее освоению, русские путешественники проникли на ближайшие острова Тихого океана, а также на Курилы. Русские дали им такое название за постоянно дымящиеся там вулканы.
Открывая новые «землицы», русские землепроходцы строили по всей Сибири крепости, составляли карты-чертежи и оставляли записи своих походов. Все больше узнавали люди о дальней земле, и точные сведения помогали им лучше ее осваивать. В этом им способствовали и местные жители, нередко добровольно поставлявшие первопроходцам «вожей» (проводников). Конечно, были между русскими отрядами и коренными обитателями края и стычки. Но в Сибири ратные люди чаще погибали от голода и болезней. И все же русские землепроходцы не отступали, а упорным трудом преображали пустынный и холодный край, заражая своей энергией, знанием и умением вести хозяйство и местное население.
Более подробно о землепроходцах можно узнать из книг: Коняев Н. М. Рассказы о землепро- ходцах. Л.: Дет. лит., 1987.
Кублицкий Г. И. Весь шар земной: Рассказы о путешествиях и открытиях. М.: Дет. лит., 1986.
Томилин А. Н. Как люди открывали свою Землю. Л.: Дет. лит., 1987.
Чуковский Н. К. Водители фрегатов: Книга о великих мореплавателях. М.: Дет. лит., 1987.