Детство и юность великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова прошли на Волге. «Благословенная река, кормилица народа!» — говорил он о ней. Но здесь же, на этой «благословенной реке», еще ребенком увидел Некрасов и бурлаков, которые, согнувшись, медленно брели вдоль реки и тянули за собой тяжелую баржу. Их изнурительный, безрадостный труд волновал впечатлительного мальчика до слез.
Очень рано он испытал то острое сочувствие к людским страданиям, которое и сделало его великим русским поэтом-гражданином. Он посвятил всю свою жизнь борьбе за освобождение народа, за его счастье.
В 16 лет Некрасов по настоянию отца поехал в Петербург поступать в Дворянский полк (так называлось одно из офицерских училищ). Но, последовав совету матери и собственной склонности, он начал готовиться к поступлению в университет. Узнав об этом, отец перестал посылать ему деньги, и юноша очутился в чужом городе без гроша в кармане.
Чего только не пришлось пережить Некрасову! «Ровно три года, — вспо- минал он впоследствии, — я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным». Он брался за любую работу: писал прошения неграмотным, переписывал пьесы для актеров, давал уроки... В 1838 г. начал печатать свои стихи. Некрасов был поэтом глубоко национальным.
В его поэзии живет все богатство русского народного языка. Многие стихи Некрасова еще при его жизни стали народными песнями и поются доныне, например «Коробейники», «Меж высоких хлебов...». Тема сострадания, сочувствия к народу, бедным и угнетенным — одна из главных в поэзии Некрасова.
Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал, —
писал он. В стихотворении «Железная дорога» он рассказал, что «царь голод» согнал крестьян на постройку железной дороги. Многие не выдержали тяжкого труда и погибли.
Во многих своих стихах Некрасов воспевал «народных заступников». В поэме «Кому на Руси жить хорошо» единственным действительно счастли- вым человеком в России оказался Гриша Добросклонов. Он знал, что его ждут «чахотка и Сибирь», он был счастлив, потому что боролся за счастье всех людей и верил, что оно придет.
Некрасов, выражая мнение лучших людей своей Родины, призывал каждого быть гражданином — борцом за свободу и счастье народа. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», — писал он.
Очень рано он испытал то острое сочувствие к людским страданиям, которое и сделало его великим русским поэтом-гражданином. Он посвятил всю свою жизнь борьбе за освобождение народа, за его счастье.
В 16 лет Некрасов по настоянию отца поехал в Петербург поступать в Дворянский полк (так называлось одно из офицерских училищ). Но, последовав совету матери и собственной склонности, он начал готовиться к поступлению в университет. Узнав об этом, отец перестал посылать ему деньги, и юноша очутился в чужом городе без гроша в кармане.
Чего только не пришлось пережить Некрасову! «Ровно три года, — вспо- минал он впоследствии, — я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным». Он брался за любую работу: писал прошения неграмотным, переписывал пьесы для актеров, давал уроки... В 1838 г. начал печатать свои стихи. Некрасов был поэтом глубоко национальным.
В его поэзии живет все богатство русского народного языка. Многие стихи Некрасова еще при его жизни стали народными песнями и поются доныне, например «Коробейники», «Меж высоких хлебов...». Тема сострадания, сочувствия к народу, бедным и угнетенным — одна из главных в поэзии Некрасова.
Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал, —
писал он. В стихотворении «Железная дорога» он рассказал, что «царь голод» согнал крестьян на постройку железной дороги. Многие не выдержали тяжкого труда и погибли.
Во многих своих стихах Некрасов воспевал «народных заступников». В поэме «Кому на Руси жить хорошо» единственным действительно счастли- вым человеком в России оказался Гриша Добросклонов. Он знал, что его ждут «чахотка и Сибирь», он был счастлив, потому что боролся за счастье всех людей и верил, что оно придет.
Некрасов, выражая мнение лучших людей своей Родины, призывал каждого быть гражданином — борцом за свободу и счастье народа. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», — писал он.
Удивительное явление — невесомость! Все предметы вдруг потеряли свой вес, когда космический корабль вышел на околоземную орбиту. Из перевернутого стакана не выливается вода. Если ее вытряхнуть оттуда, она превратится в шар и повиснет в воздухе. Для движений не нужно делать никаких усилий. Вы плаваете, парите в воздухе. В космосе мальки рыб плавают не прямо, а по спирали — все более уменьшающемуся кругу. И только через несколько суток они начинают плавать по-прежнему. Зато мальки, которые появились на свет в космосе, сразу начинают плавать, как на Земле, а не кружить на одном месте.
Потеряв вес, растения и животные в космосе теряют и ориентацию, чувство верха и низа. Пауки Анита и Арабелла, обитавшие некоторое время на американской орбитальной станции «Скайлэб», совершенно потеряли способность плести паутину. Они плели ее беспорядочно и только через несколько дней смогли соткать свой традиционный узор.
Почему же возникает невесомость? Дело в том, что, когда космический корабль движется вокруг Земли, он не перестает испытывать земное притяжение. При полете корабля вокруг Земли происходит то же, что и при повороте поезда. По инерции пассажир отклоняется в сторону, противо- положную повороту. На Земле эта сила инерции прижимает пассажира к стенке поезда, а в космосе она уравно- вешивается земным притяжением. В результате равновесия этих двух сил и возникает невесомость.
С развитием космонавтики специа- листов все больше интересует это явление. Они изучают возможности его использования в медицине, биологии, технике, предлагают способы защиты человека от вредных влияний невесомости в длительных космических полетах. Без нагрузки расслабляются мышцы, уменьшаются размеры и прочность костей. Космонавту бывает трудно снова привыкать к жизни на Земле.
До какого предела может пере- страиваться организм человека в невесомости? Это очень важный вопрос для развития космонавтики. Ученые борются с вредным влиянием невесомости. На космических кораблях и на орбитальных станциях устраиваются бегущие дорожки, чтобы космонавты могли тренировать мышцы. На космонавтов надевают нагрузочные костюмы.
Потеряв вес, растения и животные в космосе теряют и ориентацию, чувство верха и низа. Пауки Анита и Арабелла, обитавшие некоторое время на американской орбитальной станции «Скайлэб», совершенно потеряли способность плести паутину. Они плели ее беспорядочно и только через несколько дней смогли соткать свой традиционный узор.
Почему же возникает невесомость? Дело в том, что, когда космический корабль движется вокруг Земли, он не перестает испытывать земное притяжение. При полете корабля вокруг Земли происходит то же, что и при повороте поезда. По инерции пассажир отклоняется в сторону, противо- положную повороту. На Земле эта сила инерции прижимает пассажира к стенке поезда, а в космосе она уравно- вешивается земным притяжением. В результате равновесия этих двух сил и возникает невесомость.
С развитием космонавтики специа- листов все больше интересует это явление. Они изучают возможности его использования в медицине, биологии, технике, предлагают способы защиты человека от вредных влияний невесомости в длительных космических полетах. Без нагрузки расслабляются мышцы, уменьшаются размеры и прочность костей. Космонавту бывает трудно снова привыкать к жизни на Земле.
До какого предела может пере- страиваться организм человека в невесомости? Это очень важный вопрос для развития космонавтики. Ученые борются с вредным влиянием невесомости. На космических кораблях и на орбитальных станциях устраиваются бегущие дорожки, чтобы космонавты могли тренировать мышцы. На космонавтов надевают нагрузочные костюмы.
В Севастополе на площади перед Графской пристанью стоит памятник адмиралу П. С. Нахимову. На поста- менте — развернутый бронзовый лист со словами из знаменитого нахимовского приказа: «...в случае встречи с неприятелем, превышающим нас в силах, я атакую его, будучи совершенно уверен, что каждый из нас сделает свое дело». В этих словах — весь Нахимов.
Родился Павел Нахимов в семье отставного офицера. Шестнадцати лет блестяще окончил Морской кадетский корпус в Петербурге и в чине мичмана — самом первом из морских офицерских званий — был зачислен на военный корабль.
В 1827 г. во время победоносного Наваринского сражения с турецко- египетским флотом Нахимов коман- довал одной из корабельных батарей. Он отличился в этом бою, был награжден за храбрость и произведен в капитан- лейтенанты. Вскоре он получил в командование свой первый корабль.
Нахимов учил подчиненных личным примером. Он был отличным знатоком военно-морского дела. Имел огромную силу воли, выдержку. Был строг и требователен, но одновременно справедлив, отзывчив и внимателен к людям. Был безгранично смел. Преданно любил Россию и ее народ.
В октябре 1853 г. Турция, подстрекаемая Англией и Францией, объявила России войну. Разведка донесла, что корабли турецкого флота, сосредоточенные в Синопской бухте, готовятся к захвату Кавказа.
Узнав об этом, адмирал Нахимов решил идти на перехват противника. Вот тогда- то и прозвучали слова приказа, вычеканенные на бронзе памятника. В распоряжении Нахимова было всего три боевых корабля, а у противника — двенадцать кораблей под защитой шести береговых батарей.
Встав на выходе из Синопской бухты, Нахимов своими кораблями запер находившуюся в ней турецкую эскадру и задержал ее, пока не прибыло подкрепление.
Утром 18 ноября Нахимов ворвался в бухту. Все было рассчитано по минутам. Каждый русский корабль заранее знал свою цель. Первый огневой шквал был обрушен на «Ауни Аллах» — флагманский корабль, на котором находился турецкий адмирал Осман- паша. Четыре часа спустя турецкий военно-морской флот перестал существовать. Осман-паша был взят в плен. Украшенная драгоценными камнями кривая сабля турецкого адмирала перешла в руки Нахимова.
В марте 1854 г. Англия и Франция сами вступили в войну с Россией. Чтобы уничтожить русский Черноморский флот, захватить Крым и Кавказ, им нужно было взять Севастополь.
349 дней и ночей длилась героическая оборона города, которую после гибели адмирала В. А. Корнилова возглавил Нахимов.
У защитников Севастополя не хватало боеприпасов, продовольствия, медикаментов. Враг был гораздо мно- гочисленнее, лучше вооружен. Однако все попытки взять город измором или штурмом не достигли цели. Неукротимый дух Нахимова передавался каждому участнику обо- роны. Ежедневно он обходил все передовые позиции и подолгу разгова- ривал с матросами и солдатами, вселяя в них волю к борьбе. Неоднократно возглавлял штыковые контратаки. Дважды был ранен, но оставался в строю.
В конце августа 1855 г. русские войска вынуждены были оставить город. Произошло это уже после смерти Нахимова. 28 июня Павел Степанович был ранен пулей в голову и через два дня скончался в полевом лазарете.
Народ высоко чтит память адмирала Нахимова. Во время Великой Отечественной войны Правительство СССР учредило боевые ордена 1-й и 2-й степени и медаль адмирала Нахимова. Его имя присвоено училищу в Санкт- Петербурге, готовящему воспитанников для поступления в высшие военно- морские учебные заведения
Родился Павел Нахимов в семье отставного офицера. Шестнадцати лет блестяще окончил Морской кадетский корпус в Петербурге и в чине мичмана — самом первом из морских офицерских званий — был зачислен на военный корабль.
В 1827 г. во время победоносного Наваринского сражения с турецко- египетским флотом Нахимов коман- довал одной из корабельных батарей. Он отличился в этом бою, был награжден за храбрость и произведен в капитан- лейтенанты. Вскоре он получил в командование свой первый корабль.
Нахимов учил подчиненных личным примером. Он был отличным знатоком военно-морского дела. Имел огромную силу воли, выдержку. Был строг и требователен, но одновременно справедлив, отзывчив и внимателен к людям. Был безгранично смел. Преданно любил Россию и ее народ.
В октябре 1853 г. Турция, подстрекаемая Англией и Францией, объявила России войну. Разведка донесла, что корабли турецкого флота, сосредоточенные в Синопской бухте, готовятся к захвату Кавказа.
Узнав об этом, адмирал Нахимов решил идти на перехват противника. Вот тогда- то и прозвучали слова приказа, вычеканенные на бронзе памятника. В распоряжении Нахимова было всего три боевых корабля, а у противника — двенадцать кораблей под защитой шести береговых батарей.
Встав на выходе из Синопской бухты, Нахимов своими кораблями запер находившуюся в ней турецкую эскадру и задержал ее, пока не прибыло подкрепление.
Утром 18 ноября Нахимов ворвался в бухту. Все было рассчитано по минутам. Каждый русский корабль заранее знал свою цель. Первый огневой шквал был обрушен на «Ауни Аллах» — флагманский корабль, на котором находился турецкий адмирал Осман- паша. Четыре часа спустя турецкий военно-морской флот перестал существовать. Осман-паша был взят в плен. Украшенная драгоценными камнями кривая сабля турецкого адмирала перешла в руки Нахимова.
В марте 1854 г. Англия и Франция сами вступили в войну с Россией. Чтобы уничтожить русский Черноморский флот, захватить Крым и Кавказ, им нужно было взять Севастополь.
349 дней и ночей длилась героическая оборона города, которую после гибели адмирала В. А. Корнилова возглавил Нахимов.
У защитников Севастополя не хватало боеприпасов, продовольствия, медикаментов. Враг был гораздо мно- гочисленнее, лучше вооружен. Однако все попытки взять город измором или штурмом не достигли цели. Неукротимый дух Нахимова передавался каждому участнику обо- роны. Ежедневно он обходил все передовые позиции и подолгу разгова- ривал с матросами и солдатами, вселяя в них волю к борьбе. Неоднократно возглавлял штыковые контратаки. Дважды был ранен, но оставался в строю.
В конце августа 1855 г. русские войска вынуждены были оставить город. Произошло это уже после смерти Нахимова. 28 июня Павел Степанович был ранен пулей в голову и через два дня скончался в полевом лазарете.
Народ высоко чтит память адмирала Нахимова. Во время Великой Отечественной войны Правительство СССР учредило боевые ордена 1-й и 2-й степени и медаль адмирала Нахимова. Его имя присвоено училищу в Санкт- Петербурге, готовящему воспитанников для поступления в высшие военно- морские учебные заведения
В переводе с французского языка слово «натюрморт» означает «мертвая природа». Натюрмортом называют изображение вещей, окружающих человека. Вещи многое могут рассказать о его жизни, вкусе, привычках. Разные сочетания тканей, посуды, цветов, овощей и фруктов, даров моря, дичи говорят о красоте и богатстве окружающего нас мира, создают печальное или радостное настроение. Художники разных времен и народов создавали натюрморты в живописи, графике, скульптуре, чеканке.
В истории искусства сложилось два основных типа натюрморта. В одном вещи говорят прежде всего не о самих себе, а о своем хозяине. Человек незримо присутствует на картине, и порой кажется, будто он только отошел и тотчас может вернуться. Исторически этот метод идет от классических образцов голландского натюрморта 17- го в. В другом типе натюрморта вещи изображаются, скорее, как нечто самоценное. Они говорят прежде всего о самих себе, словно предлагая зрителю полюбоваться красотой их облика, формой, цветом. Эта разновидность идет от классического натюрморта, популярного в 17-м в. в Испании.
Особенно знамениты натюрморты фламандских и голландских художников 17-го в. Ф. Снейдерса, В. Хеда и других. На своих полотнах художники славили изобилие плодов земли, дарованных человеку природой, и красоту вещей, созданных человеком.
Замечательными мастерами натюрморта были советские художники И. Э. Грабарь, М. С. Сарьян, П. П. Кончаловский, И. И. Машков и многие другие. В натюрморте Машкова «Снедь московская: хлебы» горой возвышаются на столе великолепные изделия пекарей — хлебы — извечное богатство русского народа. Это пышные караваи, румяные булки, золотистая сияющая плетенка с маком, узорный крендель, баранки, затейливой формы пирожные, поджаристые сайки.
Как радует этот богатый и красочный стол! Разнообразны оттенки золотисто- коричневой поверхности хлебов. Вы словно чувствуете, каковы на ощупь эти изделия: то сухие и ломкие, с хрустящей корочкой, то мягкие и пышные.
Художник сопоставляет их с поверхностью дерева, то гладко отпо- лированного — на столе, то грубо обструганного — на полке, или ткани, затейливыми изгибами свисающей среди хлебов.
Мир самых простых и обыденных вещей предстает перед нами во всем своем удивительном богатстве.
В истории искусства сложилось два основных типа натюрморта. В одном вещи говорят прежде всего не о самих себе, а о своем хозяине. Человек незримо присутствует на картине, и порой кажется, будто он только отошел и тотчас может вернуться. Исторически этот метод идет от классических образцов голландского натюрморта 17- го в. В другом типе натюрморта вещи изображаются, скорее, как нечто самоценное. Они говорят прежде всего о самих себе, словно предлагая зрителю полюбоваться красотой их облика, формой, цветом. Эта разновидность идет от классического натюрморта, популярного в 17-м в. в Испании.
Особенно знамениты натюрморты фламандских и голландских художников 17-го в. Ф. Снейдерса, В. Хеда и других. На своих полотнах художники славили изобилие плодов земли, дарованных человеку природой, и красоту вещей, созданных человеком.
Замечательными мастерами натюрморта были советские художники И. Э. Грабарь, М. С. Сарьян, П. П. Кончаловский, И. И. Машков и многие другие. В натюрморте Машкова «Снедь московская: хлебы» горой возвышаются на столе великолепные изделия пекарей — хлебы — извечное богатство русского народа. Это пышные караваи, румяные булки, золотистая сияющая плетенка с маком, узорный крендель, баранки, затейливой формы пирожные, поджаристые сайки.
Как радует этот богатый и красочный стол! Разнообразны оттенки золотисто- коричневой поверхности хлебов. Вы словно чувствуете, каковы на ощупь эти изделия: то сухие и ломкие, с хрустящей корочкой, то мягкие и пышные.
Художник сопоставляет их с поверхностью дерева, то гладко отпо- лированного — на столе, то грубо обструганного — на полке, или ткани, затейливыми изгибами свисающей среди хлебов.
Мир самых простых и обыденных вещей предстает перед нами во всем своем удивительном богатстве.
Почему из семян одуванчика вырастают только одуванчики, а не лютики? Почему у собаки родятся щенята, а у кошки — котята и никогда не бывает наоборот? Почему дети похожи на своих родителей, братья на сестер? Сто лет назад никому тогда не из- вестный австрийский ученый Грегор Мендель начал свои знаменитые мно- голетние опыты с растениями гороха. Ему удалось установить, что признаки «родителей» — форма и окраска цветка и другие особенности — передаются «детям» по твердым законам наследственности.
Основа любого живого организма — клетка. Клетки размножаются, и поэтому организм растет. Откуда они получают команду создать такой же организм, как у родителей? Как ребенку передаются черты родителей? Мендель только предположил, что есть в клетках такие мельчайшие, никем не видимые частицы, которые управляют передачей наследственных признаков. Он даже дал им название —гены.
Догадка великого ученого подтвер- дилась, когда появились электронные микроскопы, увеличивающие в сотни тысяч раз; когда наука достигла таких огромных успехов, что человек сумел заглянуть не только в клетку, но и в мельчайшие частицы клетки — молекулы.
То, что мы называем геном, — огромная молекула ДНК — так сокращенно назвали химики это удивительное вещество. Каждая частица ДНК — особый приказ, какое вещество и когда клетка должна создавать.
Приказ можно произнести голосом, можно написать буквами или передать азбукой Морзе — точками и тире. В ДНК приказы записаны разными соединениями химических веществ. А так как частиц ДНК много, ядро клетки, где они находятся, можно сравнить с книгой приказов. Эти приказы необходимы, во-первых, чтобы образовались вещества, нужные именно этой клетке; во-вторых, чтобы создавались все вещества во всех клетках всего организма.
Обычно, когда клетки уже приобрели «специальность» (клетки кожи, мышц, костей, крови и прочие), они «читают» в своих ядрах не все, что там записано, а только определенные «строчки», нужные для работы именно этим клеткам.
Всегда клетки работают так, как «записано» в генах, полученных от клеток-предков. В этом и причина явления наследственности, причина того, почему дети похожи на родителей.
Если скрещивать животных разной породы или растения разных сортов, в клетках окажутся два вида признаков различных родительских форм (на- пример, цвет венчика у цветка — белый или красный). Но клетки гибридов, т. е. тех, кто родился в результате такого скрещивания, несут только один из этих признаков. Поэтому животное или растение-гибрид будет похожим чем-то на «отца», а чем-то на «мать».
Иногда у животных или растений вдруг появляются совершенно новые признаки, которых не было у родителей и прародителей. Значит, в каких-то генах химические «буквы» поменялись местами, получился другой химический приказ. Возьмите простое слово «кот», поменяйте буквы местами, получится «ток» или «кто» — слова совсем с другими значениями.
Такие «ошибки» чаще всего случаются, когда организм подвергается воздействию ядовитых веществ или рентгеновских и космических лучей. Биологи отыскивают среди растений и животных экземпляры с полезными «ошибками» и используют их для выведения новых пород и сортов.
Ученые теперь специально действуют на семена растений рентгеновскими лучами и химическими веществами, чтобы получить много экземпляров с «ошибками» в генах и выбрать такие «ошибки», которые могут пригодиться людям.
Таким путем создано уже немало новых хороших сортов культурных растений.
Основа любого живого организма — клетка. Клетки размножаются, и поэтому организм растет. Откуда они получают команду создать такой же организм, как у родителей? Как ребенку передаются черты родителей? Мендель только предположил, что есть в клетках такие мельчайшие, никем не видимые частицы, которые управляют передачей наследственных признаков. Он даже дал им название —гены.
Догадка великого ученого подтвер- дилась, когда появились электронные микроскопы, увеличивающие в сотни тысяч раз; когда наука достигла таких огромных успехов, что человек сумел заглянуть не только в клетку, но и в мельчайшие частицы клетки — молекулы.
То, что мы называем геном, — огромная молекула ДНК — так сокращенно назвали химики это удивительное вещество. Каждая частица ДНК — особый приказ, какое вещество и когда клетка должна создавать.
Приказ можно произнести голосом, можно написать буквами или передать азбукой Морзе — точками и тире. В ДНК приказы записаны разными соединениями химических веществ. А так как частиц ДНК много, ядро клетки, где они находятся, можно сравнить с книгой приказов. Эти приказы необходимы, во-первых, чтобы образовались вещества, нужные именно этой клетке; во-вторых, чтобы создавались все вещества во всех клетках всего организма.
Обычно, когда клетки уже приобрели «специальность» (клетки кожи, мышц, костей, крови и прочие), они «читают» в своих ядрах не все, что там записано, а только определенные «строчки», нужные для работы именно этим клеткам.
Всегда клетки работают так, как «записано» в генах, полученных от клеток-предков. В этом и причина явления наследственности, причина того, почему дети похожи на родителей.
Если скрещивать животных разной породы или растения разных сортов, в клетках окажутся два вида признаков различных родительских форм (на- пример, цвет венчика у цветка — белый или красный). Но клетки гибридов, т. е. тех, кто родился в результате такого скрещивания, несут только один из этих признаков. Поэтому животное или растение-гибрид будет похожим чем-то на «отца», а чем-то на «мать».
Иногда у животных или растений вдруг появляются совершенно новые признаки, которых не было у родителей и прародителей. Значит, в каких-то генах химические «буквы» поменялись местами, получился другой химический приказ. Возьмите простое слово «кот», поменяйте буквы местами, получится «ток» или «кто» — слова совсем с другими значениями.
Такие «ошибки» чаще всего случаются, когда организм подвергается воздействию ядовитых веществ или рентгеновских и космических лучей. Биологи отыскивают среди растений и животных экземпляры с полезными «ошибками» и используют их для выведения новых пород и сортов.
Ученые теперь специально действуют на семена растений рентгеновскими лучами и химическими веществами, чтобы получить много экземпляров с «ошибками» в генах и выбрать такие «ошибки», которые могут пригодиться людям.
Таким путем создано уже немало новых хороших сортов культурных растений.
На нашей планете живет 2 млн. видов насекомых, более чем всех остальных животных да и растений, вместе взятых. Они обитают в почве, на земле, в воде, в воздухе — везде: от холодных полярных льдов до жарких тропиков. Самое большое насекомое — бабочка- орнитоптера с Соломоновых островов. Размах ее крыльев около 30 см. Длина жука-голиафа более 20 см. Наряду с великанами есть и крошки. Так, длина жука-трихоптерикса равна всего лишь третьей части миллиметра. И у такой малютки есть мозг, сердце, органы дыхания, кишечник!..
Необычен вид многих насекомых. Так, термиты наделены длинными носатыми выростами на голове. На кончиках странных рогов мухи-диопсиды расположены глаза. Головка муравья — рабочего-феидоли круглая. А у муравьев — феидоли-солдатов, напротив, такая большая голова, что все туловище, в том числе и брюшко, кажется придатком к ней. Очень длинный нос у слоника-антилиаринуса. А вот у слоника-аподеруса шея так сильно вытянута, что кажется, будто этот жук что-то пристально рассматривает. У кобылки-акриды лоб похож на башню, а на верху ее красуются глаза, словно перископ.
Самый главный орган чувств насекомых — усы. Их разнообразие тоже велико. У комара-звонца они мохнатые, у мухи усики короткие и с вздутиями. Как ниточка усики кузнечика-долихопода и в длину в 3—4 раза больше тела. Он живет в темной пещере. Длинные усы помогают ему далеко вокруг себя ощупывать предметы. Словно пилочка усы у жука-щелкуна, как гребеночка — у бабочки. И ведь все это предназначено для какой-то цели.
Рот у насекомых тоже у всех разный и зависит от их питания. У бабочки, любительницы нектара, — длинный хоботок. Она проникает им в кладовые цветов. Комар-кусака своим хоботком прокалывает кожу слона. Такие же острые хоботки и у всей прочей кровососущей братии: блох, вшей, мошек, слепней, москитов. У домовой мухи на голове втягивающийся хоботок. Очень острые и зазубренные челюсти у жука-жужелицы. Кое-кому природа не дала ротовых придатков, и снизу головы лишь голая площадка. Поэтому пища такого насекомого накоплена еще в стадии личинки.
Насекомые плохо видят, а у некоторых и вовсе нет никаких глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из величайшего множества глазков, и каждый может давать самостоятельное изображение. У большеглазых насекомых, кроме того, еще есть на лбу крошечные, будто линзы, три глазка. Иногда два больших глаза сливаются вместе или появляются четыре, направленные в разные стороны. Жук-вертячка двумя глазами видит все, что находится сверху, над водой, а двумя другими — снизу, под водой.
В груди насекомых сосредоточены мышцы. Они приводят в движение крылья и ноги. Крылья у летающих насекомых очень крепкие. Тонкий и нудный писк летящего комара — это пение крыльев, работающих с огромной быстротой. Выполнять такую работу могут только в совершенстве сложенные мышцы.
Скорость полета насекомых не велика. Пчела пролетает в среднем 10—20 км в час, шмель — 3,5, муха — 2, златоглазка — всего лишь 0,5 км. Зато слепни летят с быстротой до 40 км в час, бабочки- бражницы — около 60.
Насекомых называют «шестиногим народом». У одних — это ноги-коро- тышки, на которых можно только медленно ползать по земле, и ноги длинные, и ноги цепкие с разными крючьями и острыми шипами. Если ноги служат для рытья почвы, они вооружены «лопатками», если для плавания в воде, имеют форму весел. У других — мощные прыгательные ноги. В случае опасности насекомые взлетают в воздух и уносятся вдаль.
Наука, изучающая насекомых, называется энтомологией. Она подробно изучает насекомых, их жизнь, кто из них вреден, кто полезен.
Прочитайте книгу: Аракчеев Ю. С. Кто развесил в лесу кружева? М.: Малыш, 1987.
Необычен вид многих насекомых. Так, термиты наделены длинными носатыми выростами на голове. На кончиках странных рогов мухи-диопсиды расположены глаза. Головка муравья — рабочего-феидоли круглая. А у муравьев — феидоли-солдатов, напротив, такая большая голова, что все туловище, в том числе и брюшко, кажется придатком к ней. Очень длинный нос у слоника-антилиаринуса. А вот у слоника-аподеруса шея так сильно вытянута, что кажется, будто этот жук что-то пристально рассматривает. У кобылки-акриды лоб похож на башню, а на верху ее красуются глаза, словно перископ.
Самый главный орган чувств насекомых — усы. Их разнообразие тоже велико. У комара-звонца они мохнатые, у мухи усики короткие и с вздутиями. Как ниточка усики кузнечика-долихопода и в длину в 3—4 раза больше тела. Он живет в темной пещере. Длинные усы помогают ему далеко вокруг себя ощупывать предметы. Словно пилочка усы у жука-щелкуна, как гребеночка — у бабочки. И ведь все это предназначено для какой-то цели.
Рот у насекомых тоже у всех разный и зависит от их питания. У бабочки, любительницы нектара, — длинный хоботок. Она проникает им в кладовые цветов. Комар-кусака своим хоботком прокалывает кожу слона. Такие же острые хоботки и у всей прочей кровососущей братии: блох, вшей, мошек, слепней, москитов. У домовой мухи на голове втягивающийся хоботок. Очень острые и зазубренные челюсти у жука-жужелицы. Кое-кому природа не дала ротовых придатков, и снизу головы лишь голая площадка. Поэтому пища такого насекомого накоплена еще в стадии личинки.
Насекомые плохо видят, а у некоторых и вовсе нет никаких глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из величайшего множества глазков, и каждый может давать самостоятельное изображение. У большеглазых насекомых, кроме того, еще есть на лбу крошечные, будто линзы, три глазка. Иногда два больших глаза сливаются вместе или появляются четыре, направленные в разные стороны. Жук-вертячка двумя глазами видит все, что находится сверху, над водой, а двумя другими — снизу, под водой.
В груди насекомых сосредоточены мышцы. Они приводят в движение крылья и ноги. Крылья у летающих насекомых очень крепкие. Тонкий и нудный писк летящего комара — это пение крыльев, работающих с огромной быстротой. Выполнять такую работу могут только в совершенстве сложенные мышцы.
Скорость полета насекомых не велика. Пчела пролетает в среднем 10—20 км в час, шмель — 3,5, муха — 2, златоглазка — всего лишь 0,5 км. Зато слепни летят с быстротой до 40 км в час, бабочки- бражницы — около 60.
Насекомых называют «шестиногим народом». У одних — это ноги-коро- тышки, на которых можно только медленно ползать по земле, и ноги длинные, и ноги цепкие с разными крючьями и острыми шипами. Если ноги служат для рытья почвы, они вооружены «лопатками», если для плавания в воде, имеют форму весел. У других — мощные прыгательные ноги. В случае опасности насекомые взлетают в воздух и уносятся вдаль.
Наука, изучающая насекомых, называется энтомологией. Она подробно изучает насекомых, их жизнь, кто из них вреден, кто полезен.
Прочитайте книгу: Аракчеев Ю. С. Кто развесил в лесу кружева? М.: Малыш, 1987.
На Земле живет более 4 млрд. человек. Они принадлежат к разным народам. Есть народы численностью больше 100 млн. каждый, например: русские, японцы, китайцы, бенгальцы. Немцев, французов, итальянцев по нескольку десятков миллионов. Самый многочисленный народ Земли — китайцы, их ныне уже более одного миллиарда человек.
Есть и малочисленные народы. Наверное, самый маленький из них— племя тасадай на Филиппинах в Тихом океане. В нем около 30 человек. Живут они в горных пещерах, промышляют охотой и сбором диких растений и до недавних пор даже не знали, что кроме них еще есть люди.
Всего народов на Земле, больших и малых, около 2 тыс. Они говорят на разных языках, у них разные обычаи. Различаются народы и по внешнему облику. У японцев, к примеру, волосы черные и жесткие, а глаза миндалевидной формы, бенгальцы смуглые, а народы Тропической Африки темнокожие, с курчавыми волосами.
Большинство народов говорят на своих особых языках. Но есть и исключения. Так, англичане и американцы говорят одинаково — по-английски, немцы и австрийцы — по-немецки, испанцы и большинство народов Южной и Центральной Америки — по-испански. Но это разные народы — у каждого из них своя история, образ жизни, обычаи.
Много различий между народами, но еще больше между ними схожего, общего. Все они составляют человечество. Все народы одинаково стремятся к счастливой, радостной и мирной жизни.
В наши дни рейсы кораблей и самолетов, линии телеграфной и почтовой связи, отношения международного торгового и культурного сотрудничества тесно охватили земной шар. Ни один народ сегодня не может замкнуться в своих национальных границах, существовать без постоянных связей и обменов, культурных и экономических, с другими народами, как соседними, так и дальними. Чем прочнее будут отношения мира, дружбы и взаимопомощи между разными народами нашей страны и всего мира, тем лучше будет становиться жизнь каждого отдельного народа и каждого человека.
Есть и малочисленные народы. Наверное, самый маленький из них— племя тасадай на Филиппинах в Тихом океане. В нем около 30 человек. Живут они в горных пещерах, промышляют охотой и сбором диких растений и до недавних пор даже не знали, что кроме них еще есть люди.
Всего народов на Земле, больших и малых, около 2 тыс. Они говорят на разных языках, у них разные обычаи. Различаются народы и по внешнему облику. У японцев, к примеру, волосы черные и жесткие, а глаза миндалевидной формы, бенгальцы смуглые, а народы Тропической Африки темнокожие, с курчавыми волосами.
Большинство народов говорят на своих особых языках. Но есть и исключения. Так, англичане и американцы говорят одинаково — по-английски, немцы и австрийцы — по-немецки, испанцы и большинство народов Южной и Центральной Америки — по-испански. Но это разные народы — у каждого из них своя история, образ жизни, обычаи.
Много различий между народами, но еще больше между ними схожего, общего. Все они составляют человечество. Все народы одинаково стремятся к счастливой, радостной и мирной жизни.
В наши дни рейсы кораблей и самолетов, линии телеграфной и почтовой связи, отношения международного торгового и культурного сотрудничества тесно охватили земной шар. Ни один народ сегодня не может замкнуться в своих национальных границах, существовать без постоянных связей и обменов, культурных и экономических, с другими народами, как соседними, так и дальними. Чем прочнее будут отношения мира, дружбы и взаимопомощи между разными народами нашей страны и всего мира, тем лучше будет становиться жизнь каждого отдельного народа и каждого человека.
Это искусство возникло в глубокой древности. Люди строили себе дома, выдалбливали из стволов деревьев лодки, вытачивали на токарном станке посуду. Из дерева вырезались ковши, солонки и ложки, мастерилась прялка. Из кости мамонта и моржа изготовлялись шкатулки и ларцы, вырезались гребни. На гончарном круге мастер вытягивал из глины крынку для молока и пузатенький горшок, в котором удобно было варить кашу, а из остатков глины лепил для детей игрушку: забавных барашков, коней, птиц, лесных зверей. В деревенских кузницах ковались не только подковы для лошадей и гвозди, но и похожие на тонкие стебли растений светцы для лучины и узорные петли для ставен и дверей — жуковины. Из бересты изготовлялись туеса и плелись корзины, с которыми привычно было ходить в лес за ягодами и грибами. Звонкие коклюшки выплетали узоры кружев из льняных ниток, а на ткацких станках мастерицы ткали полотно для одежды.
Все, что создавалось трудом людей, было необходимо для жизни. И дом, и лодка, и керамическая посуда, и кова- ный светец, и костяной гребень, и игрушка для забавы ребенка. Но оказывается, наряду с практической необходимостью всех этих предметов людям в такой же мере необходима была их красота.
Нужен был не только крепкий дом, красивым должно быть его резное убранство: бревна-охлупени в виде коня или птицы, венчающие крышу дома, карнизы и наличники с изображениями на них русалок — берегинь, львов и других зверей. Деревянные чаши, ковши, солонки, прялки, вальки, ложки, коромысла, лубяные и берестяные короба украшались резьбой и росписью. Очень ценились резные изделия по кости. Тонкий, сквозной ажур резьбы по кости и словно сотканный из снежинок узор кружев делали особенно красивыми и шкатулку, и гребень, и ожерелья, и брас- леты, и кольца, и головной платок.
Нам все это порой кажется загадочным и таинственным, но народные мастера воспроизводили картину окружающего мира такой, какой она им представлялась. Свои образы они черпали из древних сказаний, преданий, верований, а красоту и жизнера- достность творимого ими — от родной природы.
Ныне дело древних умельцев про- должают мастера и художники золотой Хохломы, Городца, лаковой миниатюры Палеха (Ярославская область), Мстёры, Федоскино, керамики Гжели, ювелирного искусства аула Кубачи (Северный Кавказ), коврового и керамического художественного ремесла Средней Азии и Закавказья. Дымковская игрушка. Её издавна делали в слободе Дымково в городе Вятке. Это всемирно известные центры народного искусства.
Некоторые мастера изготовляют предметы непосредственно для себя, в небольшом количестве на местный рынок: изделия из бересты, корней сосны, лозы, тканые половики, коврики, лоскутные покрывала, связанные из шерсти носки, варежки, войлочные ковры и другие предметы ручного ремесла. Матрешки — один из народных промыслов — славятся во всем мире.
Почему у искусства изготовления изделий из разных природных мате- риалов: глины, дерева, кости, металла, тканей, кружева и других — два определения: декоративно-прикладное? Третье определение — народное — понятно: создателем его является народ. А два других? Правильнее было бы первым поставить прикладное, а вторым — декоративное. Прикладное — искусство, которое имеет самое прямое отношение к жизни, возникшее в ней, иными словами — приложенное к ней, прикладываемое. Декоративность — понятие эстетическое, раскрывающее красоту образов, цветовые, орнаментальные, пластические достоинства произведений народного искусства.
В наши дни практическое назначение предметов народного искусства (прикладное) все больше отходит на второй план, а на первый выступает их декоративность.
Прочитайте книги: Осетров Е. И. Краса ненаглядная: Рассказы о русских народных художе- ственных промыслах. М.: Малыш, 1985.
Рогов А. П. Старинная потеха. М.: Малыш, 1988.
Все, что создавалось трудом людей, было необходимо для жизни. И дом, и лодка, и керамическая посуда, и кова- ный светец, и костяной гребень, и игрушка для забавы ребенка. Но оказывается, наряду с практической необходимостью всех этих предметов людям в такой же мере необходима была их красота.
Нужен был не только крепкий дом, красивым должно быть его резное убранство: бревна-охлупени в виде коня или птицы, венчающие крышу дома, карнизы и наличники с изображениями на них русалок — берегинь, львов и других зверей. Деревянные чаши, ковши, солонки, прялки, вальки, ложки, коромысла, лубяные и берестяные короба украшались резьбой и росписью. Очень ценились резные изделия по кости. Тонкий, сквозной ажур резьбы по кости и словно сотканный из снежинок узор кружев делали особенно красивыми и шкатулку, и гребень, и ожерелья, и брас- леты, и кольца, и головной платок.
Нам все это порой кажется загадочным и таинственным, но народные мастера воспроизводили картину окружающего мира такой, какой она им представлялась. Свои образы они черпали из древних сказаний, преданий, верований, а красоту и жизнера- достность творимого ими — от родной природы.
Ныне дело древних умельцев про- должают мастера и художники золотой Хохломы, Городца, лаковой миниатюры Палеха (Ярославская область), Мстёры, Федоскино, керамики Гжели, ювелирного искусства аула Кубачи (Северный Кавказ), коврового и керамического художественного ремесла Средней Азии и Закавказья. Дымковская игрушка. Её издавна делали в слободе Дымково в городе Вятке. Это всемирно известные центры народного искусства.
Некоторые мастера изготовляют предметы непосредственно для себя, в небольшом количестве на местный рынок: изделия из бересты, корней сосны, лозы, тканые половики, коврики, лоскутные покрывала, связанные из шерсти носки, варежки, войлочные ковры и другие предметы ручного ремесла. Матрешки — один из народных промыслов — славятся во всем мире.
Почему у искусства изготовления изделий из разных природных мате- риалов: глины, дерева, кости, металла, тканей, кружева и других — два определения: декоративно-прикладное? Третье определение — народное — понятно: создателем его является народ. А два других? Правильнее было бы первым поставить прикладное, а вторым — декоративное. Прикладное — искусство, которое имеет самое прямое отношение к жизни, возникшее в ней, иными словами — приложенное к ней, прикладываемое. Декоративность — понятие эстетическое, раскрывающее красоту образов, цветовые, орнаментальные, пластические достоинства произведений народного искусства.
В наши дни практическое назначение предметов народного искусства (прикладное) все больше отходит на второй план, а на первый выступает их декоративность.
Прочитайте книги: Осетров Е. И. Краса ненаглядная: Рассказы о русских народных художе- ственных промыслах. М.: Малыш, 1985.
Рогов А. П. Старинная потеха. М.: Малыш, 1988.
Фритьоф Нансен — известный нор- вежский путешественник и ученый. Его, как и многих исследователей последних десятилетий 19-го в., привлекал Северный полюс. Что там — суша или океан? Но льды не пропускали корабли так далеко на север, и никто не знал, каким образом достичь этой таинственной точки.
В 1884 г. у берегов Гренландии были найдены вмерзшие в лед вещи с американского судна «Жаннетта». Это судно было раздавлено льдами три года назад возле Новосибирских островов, расположенных далеко к востоку. Нансена эта находка навела на мысль: значит, льды все время дрейфуют — двигаются под влиянием течений и ветров. И Нансен решил построить судно особой, яйцевидной формы, чтобы льды не раздавили его при сжатии, и вместе со льдами дрейфовать в Северном Ледовитом океане. Возможно, что льды пронесут судно неподалеку от полюса. Во всяком случае, за время дрейфа можно будет провести важные наблюдения, исследования.
По проекту Нансена был построен корабль «Фрам» («Вперед»). Дрейфуя на «Фраме», Нансен сделал много открытий, например, выяснил, что Ледовитый океан довольно глубокий, изучал движение льдов, водные массы океана.
Но, к сожалению, «Фрам» не прошел близко к полюсу, путь льдов отклонялся в сторону. И тогда Нансен с молодым лейтенантом Юхансеном отправились к полюсу на собаках. Но путь через вздыбленные льды с разводьями оказался настолько тяжелым, что Нансен был вынужден повернуть к Земле Франца-Иосифа. Перезимовал здесь, а летом на судне английской экспедиции Ф. Джексона вернулся в Норвегию.
В 1902 г. Нансен создал Центральную океанографическую лабораторию в Христианин. Разработал метод определения скоростей течения с дрейфующего судна, пересек на лыжах Гренландию, жил среди эскимосов, был зоологом, изобрел приборы: батометр (для взятия проб воды) и ареометр (для измерения плотности жидкости). В 1913 г. Нансен совершил плавание вдоль берегов Северного Ледовитого океана к устью реки Енисей, затем путешествовал по югу Восточной Сибири и Дальнему Востоку.
Фритьоф Нансен был не только замечательным исследователем, ученым, мужественным путешественником, он был замечательным человеком. В трудный 1921 г. он стал одним из организаторов помощи голодающим Поволжья. За гуманную деятельность Нансен получил Нобелевскую премию Мира (1922 г.).
В 1884 г. у берегов Гренландии были найдены вмерзшие в лед вещи с американского судна «Жаннетта». Это судно было раздавлено льдами три года назад возле Новосибирских островов, расположенных далеко к востоку. Нансена эта находка навела на мысль: значит, льды все время дрейфуют — двигаются под влиянием течений и ветров. И Нансен решил построить судно особой, яйцевидной формы, чтобы льды не раздавили его при сжатии, и вместе со льдами дрейфовать в Северном Ледовитом океане. Возможно, что льды пронесут судно неподалеку от полюса. Во всяком случае, за время дрейфа можно будет провести важные наблюдения, исследования.
По проекту Нансена был построен корабль «Фрам» («Вперед»). Дрейфуя на «Фраме», Нансен сделал много открытий, например, выяснил, что Ледовитый океан довольно глубокий, изучал движение льдов, водные массы океана.
Но, к сожалению, «Фрам» не прошел близко к полюсу, путь льдов отклонялся в сторону. И тогда Нансен с молодым лейтенантом Юхансеном отправились к полюсу на собаках. Но путь через вздыбленные льды с разводьями оказался настолько тяжелым, что Нансен был вынужден повернуть к Земле Франца-Иосифа. Перезимовал здесь, а летом на судне английской экспедиции Ф. Джексона вернулся в Норвегию.
В 1902 г. Нансен создал Центральную океанографическую лабораторию в Христианин. Разработал метод определения скоростей течения с дрейфующего судна, пересек на лыжах Гренландию, жил среди эскимосов, был зоологом, изобрел приборы: батометр (для взятия проб воды) и ареометр (для измерения плотности жидкости). В 1913 г. Нансен совершил плавание вдоль берегов Северного Ледовитого океана к устью реки Енисей, затем путешествовал по югу Восточной Сибири и Дальнему Востоку.
Фритьоф Нансен был не только замечательным исследователем, ученым, мужественным путешественником, он был замечательным человеком. В трудный 1921 г. он стал одним из организаторов помощи голодающим Поволжья. За гуманную деятельность Нансен получил Нобелевскую премию Мира (1922 г.).
Все наши движения выполняют особые органы тела — мышцы. В теле человека их около 500, и у каждой своя задача.
Мышцы обладают особым свойством сокращаться и снова расслабляться. Получая по нервам приказ от мозга, мышца становится короче, а потом принимает прежний размер. Чаще всего мышца своими концами прикреплена к разным костям скелета. Поэтому при сокращении мышц расположение соответствующих костей меняется — происходит движение. Так, с помощью мышц сгибается или разгибается нога, рука, палец.
Только для того, чтобы сделать один шаг, нужна работа не менее двух десятков мышц. Обычно если одни мышцы сокращаются, то Другие должны расслабиться. Так, например, когда сокращаются мышцы, которые поворачивают голову налево, другие мышцы, поворачивающие голову направо, должны расслабиться. И все это в определенном порядке. К счастью, организм устроен так, что все обычные движения мы делаем автоматически, не задумываясь.
Человек может развить в себе спо- собность автоматически выполнять и несравненно более сложные движения. Когда пианист исполняет сложные музыкальные произведения и его пальцы делают 120 ударов в минуту, он не думает, каким пальцем ударить очередной клавиш. Терпеливыми упражнениями, сперва медленно, а затем все быстрее он приучил мышцы своих рук действовать автоматически. Так же автоматически, не задумываясь, нажимает на тормоза и шофер, когда перед машиной появляется препятствие. Великолепно управлять мышцами умеют артисты цирка и балета, спортсмены. Занятия физкультурой и спортом помогут вам, ребята, развить ловкость, силу, выносливость.
Мышцы обладают особым свойством сокращаться и снова расслабляться. Получая по нервам приказ от мозга, мышца становится короче, а потом принимает прежний размер. Чаще всего мышца своими концами прикреплена к разным костям скелета. Поэтому при сокращении мышц расположение соответствующих костей меняется — происходит движение. Так, с помощью мышц сгибается или разгибается нога, рука, палец.
Только для того, чтобы сделать один шаг, нужна работа не менее двух десятков мышц. Обычно если одни мышцы сокращаются, то Другие должны расслабиться. Так, например, когда сокращаются мышцы, которые поворачивают голову налево, другие мышцы, поворачивающие голову направо, должны расслабиться. И все это в определенном порядке. К счастью, организм устроен так, что все обычные движения мы делаем автоматически, не задумываясь.
Человек может развить в себе спо- собность автоматически выполнять и несравненно более сложные движения. Когда пианист исполняет сложные музыкальные произведения и его пальцы делают 120 ударов в минуту, он не думает, каким пальцем ударить очередной клавиш. Терпеливыми упражнениями, сперва медленно, а затем все быстрее он приучил мышцы своих рук действовать автоматически. Так же автоматически, не задумываясь, нажимает на тормоза и шофер, когда перед машиной появляется препятствие. Великолепно управлять мышцами умеют артисты цирка и балета, спортсмены. Занятия физкультурой и спортом помогут вам, ребята, развить ловкость, силу, выносливость.
Мухоловок на Земле много. Мы рас- скажем об одной из них — мухоловке- пеструшке. Гнездится она в лесах Европы и на прилегающих островах, в центральных областях Западной Сибири, а также в Северной Африке. В августе—сентябре мухоловка- пеструшка отправляется в Центральную Африку, а в апреле вновь появляется в наших краях, наполняя звуками громких песен лиственные леса, парки и сады.
Поселяясь в лесах, эти птицы охотно гнездятся в осветленных участках с перестойными, дуплистыми деревьями. Нередко встречаются и в селениях, если там есть хотя бы отдельные деревья. Гнездо устраивается в естественных дуплах, старых дуплах дятлов, в щелях деревьев, под крышами домов. Охотно занимаются искусственные гнездовья. На устройство гнезда у птиц уходит от 3 до 10 дней. Гнездо представляет собой кучу, сложенную из сухих травинок, бересты (если находится в березняке) или пленок коры сосны (если в сосняке). В нем бывают также мох, лубяные волокна, волосы. Лоток выстилается тонкими сухими листьями и стебельками травянистых растений.
Через 2—3 дня после постройки гнезда самка начинает откладывать яйца. Их обычно 4—10, чаще — 5—7, они голубого цвета. В южных поселениях в конце июня бывает вторая кладка. Яйца насиживаются 11—14 дней. И все это время самец караулит гнездо и иногда кормит самку. После вылупления птенцы находятся в гнезде около 18 дней. Их кормят оба родителя, делая вместе до 500 прилетов с кормом к гнезду за день. После вылета птенцов из гнезда взрослые птицы, докармливая молодых еще в течение недели, постепенно уводят их от гнезда. Собираясь в семейные стайки (5—6 молодых и 2 старые птицы), мухоловки- пеструшки начинают кочевать, и в конце июля выводки покидают места, где они появились на свет.
Судя по названию, эта птица должна питаться только мухами. Но больше половины ее добычи — другие насекомые: личинки пильщиков, жуки, гусеницы, хищные личинки божьих коровок, а также пауки и мелкие цикадки, которых она собирает с ветвей и листьев деревьев и кустарников и в траве.
Кроме мухоловки-пеструшки известны серая мухоловка, мухоловка- белошейка, синяя, длиннохвостая райская, японская, белолобая и веерохвостая мухоловки. В Австралии и на прилегающих островах обитает черная мухоловка. Нет мухоловок только в обширных пустынях и в приполярных областях. Все мухоловки (а их 378 видов) перелетные птицы.
Читайте о мухоловках: Дмитриев Ю. Д. Соседи по планете. М.: Дет. лит., 1984. Гл. «Воробьиные». С. 289—290.
Поселяясь в лесах, эти птицы охотно гнездятся в осветленных участках с перестойными, дуплистыми деревьями. Нередко встречаются и в селениях, если там есть хотя бы отдельные деревья. Гнездо устраивается в естественных дуплах, старых дуплах дятлов, в щелях деревьев, под крышами домов. Охотно занимаются искусственные гнездовья. На устройство гнезда у птиц уходит от 3 до 10 дней. Гнездо представляет собой кучу, сложенную из сухих травинок, бересты (если находится в березняке) или пленок коры сосны (если в сосняке). В нем бывают также мох, лубяные волокна, волосы. Лоток выстилается тонкими сухими листьями и стебельками травянистых растений.
Через 2—3 дня после постройки гнезда самка начинает откладывать яйца. Их обычно 4—10, чаще — 5—7, они голубого цвета. В южных поселениях в конце июня бывает вторая кладка. Яйца насиживаются 11—14 дней. И все это время самец караулит гнездо и иногда кормит самку. После вылупления птенцы находятся в гнезде около 18 дней. Их кормят оба родителя, делая вместе до 500 прилетов с кормом к гнезду за день. После вылета птенцов из гнезда взрослые птицы, докармливая молодых еще в течение недели, постепенно уводят их от гнезда. Собираясь в семейные стайки (5—6 молодых и 2 старые птицы), мухоловки- пеструшки начинают кочевать, и в конце июля выводки покидают места, где они появились на свет.
Судя по названию, эта птица должна питаться только мухами. Но больше половины ее добычи — другие насекомые: личинки пильщиков, жуки, гусеницы, хищные личинки божьих коровок, а также пауки и мелкие цикадки, которых она собирает с ветвей и листьев деревьев и кустарников и в траве.
Кроме мухоловки-пеструшки известны серая мухоловка, мухоловка- белошейка, синяя, длиннохвостая райская, японская, белолобая и веерохвостая мухоловки. В Австралии и на прилегающих островах обитает черная мухоловка. Нет мухоловок только в обширных пустынях и в приполярных областях. Все мухоловки (а их 378 видов) перелетные птицы.
Читайте о мухоловках: Дмитриев Ю. Д. Соседи по планете. М.: Дет. лит., 1984. Гл. «Воробьиные». С. 289—290.
О себе композитор М. П. Мусоргский писал, что он «сын старинной русской семьи». В те годы дворяне отдавали сыновей в юнкерские и гвардейские школы. В такую школу определили и тринадцатилетнего Модеста.
Однажды в школе был организован концерт. Воспитанники с восхищением слушали, как блестяще импровизировал на рояле новичок. А еще через некоторое время он удивил товарищей другим сюрпризом, принеся в школу тонкую тетрадь только что изданных нот. Это произведение — польку «Подпрапорщик» — тринадцатилетний автор посвятил «товарищам по юнкерской школе».
Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров Мусоргский закончил успешно. Началась служба. И наверное, она продолжалась бы долго, если бы не встреча с композитором А. С. Даргомыжским. В его доме Мусоргский впервые услышал произведения М. И. Глинки и почувствовал, что хочет учиться, работать и посвятить себя искусству. Вскоре он познакомился с замечательным музыкантом М. А. Балакиревым и другими будущими членами «Могучей кучки» — творческого содружества передовых русских композиторов — А. П. Бородиным, Н. А. Римским-Корсаковым, Ц. А. Кюи. Эти знакомства сыграли решающую роль в дальнейшей судьбе Мусоргского. Теперь уже главным в его жизни становится музыка. И он решает оставить блестяще начатую военную службу. Упорный труд, самообразование становятся его жизнью.
Быстро растет талант композитора. Он сочиняет песни на слова Н. А. Некрасова, А. Н. Островского, Т. Г. Шевченко, а также на собственные тексты. Когда же друзья предложили ему попробовать написать музыку к пушкинскому «Борису Годунову», Мусоргский тут же приступил к делу. С увлечением изучал русскую историю, знакомился с пушкинскими материалами, текстами, письмами. Главным действующим лицом оперы становится народ, который композитор рассматривал «как великую личность». Впервые в опере зазвучали мелодии народных песен. И все последующие произведения — вокальные циклы «Без солнца», «Песни и пляски смерти», опера «Хованщина» — говорят о том, что всю силу своего таланта Мусоргский отдал, чтобы воспеть русский народ, его жизнь и историю. «Сплю и вижу его, ем и помышляю о нем, пью — и мерещится мне он, он один, цельный, большой, неподкрашенный... » — писал композитор.
Он мечтал о «Пугачевщине» — третьей опере, которую хотел писать по «Капитанской дочке» Пушкина. Но этому замыслу помешала пре- ждевременная смерть. Не были закончены и «Хованщина», и веселая «Сорочинская ярмарка».
Трудная жизнь, постоянное безденежье подорвали и без того расстроенное здоровье композитора. Он умер сорока двух лет, не успев закончить многие начатые произведения. Но то, что он создал, ставит его в ряды величайших композиторов мира.
Друзья, высоко ценившие талант Мусоргского, собрали его незакон- ченные материалы, обработали, кое-что дописали, оркестровали.
«Песня о Блохе», «Рассвет на Москве- реке» (вступление к опере «Хованщина»), симфоническая картина «Ночь на Лысой горе», фортепьянные пьесы «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов», «Гном» (из цикла «Картинки с выставки») и другие сочинения Мусоргского часто исполняются в концертах и по радио.
О композиторе М. П. Мусоргском читайте в книге: Орусевская Ф. М. Пять портретов. М.: Дет. лит., 1982. Гл. «Последний сеанс». С. 75—91.
Однажды в школе был организован концерт. Воспитанники с восхищением слушали, как блестяще импровизировал на рояле новичок. А еще через некоторое время он удивил товарищей другим сюрпризом, принеся в школу тонкую тетрадь только что изданных нот. Это произведение — польку «Подпрапорщик» — тринадцатилетний автор посвятил «товарищам по юнкерской школе».
Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров Мусоргский закончил успешно. Началась служба. И наверное, она продолжалась бы долго, если бы не встреча с композитором А. С. Даргомыжским. В его доме Мусоргский впервые услышал произведения М. И. Глинки и почувствовал, что хочет учиться, работать и посвятить себя искусству. Вскоре он познакомился с замечательным музыкантом М. А. Балакиревым и другими будущими членами «Могучей кучки» — творческого содружества передовых русских композиторов — А. П. Бородиным, Н. А. Римским-Корсаковым, Ц. А. Кюи. Эти знакомства сыграли решающую роль в дальнейшей судьбе Мусоргского. Теперь уже главным в его жизни становится музыка. И он решает оставить блестяще начатую военную службу. Упорный труд, самообразование становятся его жизнью.
Быстро растет талант композитора. Он сочиняет песни на слова Н. А. Некрасова, А. Н. Островского, Т. Г. Шевченко, а также на собственные тексты. Когда же друзья предложили ему попробовать написать музыку к пушкинскому «Борису Годунову», Мусоргский тут же приступил к делу. С увлечением изучал русскую историю, знакомился с пушкинскими материалами, текстами, письмами. Главным действующим лицом оперы становится народ, который композитор рассматривал «как великую личность». Впервые в опере зазвучали мелодии народных песен. И все последующие произведения — вокальные циклы «Без солнца», «Песни и пляски смерти», опера «Хованщина» — говорят о том, что всю силу своего таланта Мусоргский отдал, чтобы воспеть русский народ, его жизнь и историю. «Сплю и вижу его, ем и помышляю о нем, пью — и мерещится мне он, он один, цельный, большой, неподкрашенный... » — писал композитор.
Он мечтал о «Пугачевщине» — третьей опере, которую хотел писать по «Капитанской дочке» Пушкина. Но этому замыслу помешала пре- ждевременная смерть. Не были закончены и «Хованщина», и веселая «Сорочинская ярмарка».
Трудная жизнь, постоянное безденежье подорвали и без того расстроенное здоровье композитора. Он умер сорока двух лет, не успев закончить многие начатые произведения. Но то, что он создал, ставит его в ряды величайших композиторов мира.
Друзья, высоко ценившие талант Мусоргского, собрали его незакон- ченные материалы, обработали, кое-что дописали, оркестровали.
«Песня о Блохе», «Рассвет на Москве- реке» (вступление к опере «Хованщина»), симфоническая картина «Ночь на Лысой горе», фортепьянные пьесы «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов», «Гном» (из цикла «Картинки с выставки») и другие сочинения Мусоргского часто исполняются в концертах и по радио.
О композиторе М. П. Мусоргском читайте в книге: Орусевская Ф. М. Пять портретов. М.: Дет. лит., 1982. Гл. «Последний сеанс». С. 75—91.