Методы устранения нежелательных эмоциональных состояний
Как мы уже отмечали, эмоции не всегда желательны. Многие российские и зарубежные психологи работали в направлении устранения нежелательных эмоциональных состояний. К. Изард отмечает три способа устранения таких эмоциональных состояний:
1) посредством другой эмоции, то есть сознательные усилия направляются на активацию другой эмоции, противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить;
2) внимание и мышление используются для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над ней. Это происходит в результате переключения сознания на события и деятельность, вызывающие у человека интерес, положительные эмоции;
3) использование физической активности в качестве разрядки возникшего эмоционального напряжения.
Сюда же можно отнести и такие способы регуляции, как дыхательные упражнения, психическая регуляция, использование «защитных механизмов», изменение направленности сознания.
Психическая регуляция может осуществляться двумя путями:
Как мы уже отмечали, эмоции не всегда желательны. Многие российские и зарубежные психологи работали в направлении устранения нежелательных эмоциональных состояний. К. Изард отмечает три способа устранения таких эмоциональных состояний:
1) посредством другой эмоции, то есть сознательные усилия направляются на активацию другой эмоции, противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить;
2) внимание и мышление используются для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над ней. Это происходит в результате переключения сознания на события и деятельность, вызывающие у человека интерес, положительные эмоции;
3) использование физической активности в качестве разрядки возникшего эмоционального напряжения.
Сюда же можно отнести и такие способы регуляции, как дыхательные упражнения, психическая регуляция, использование «защитных механизмов», изменение направленности сознания.
Психическая регуляция может осуществляться двумя путями:
Значение желательных эмоций и способы их намеренного вызова
Большую роль играет вызванная эмоция у композиторов, актеров, спортсменов, то есть у людей, чья деятельность требует вдохновения, творческого подъема. Один известный в нашей стране композитор говорил, что сочинение музыки – это работа, которая требует определенного душевного настроя, эмоционального состояния. И это состояние он вызывает у себя сам. В спортивной деятельности имеется такое понятие, как «спортивная злость». В.М. Игуменов (1971) показал, что успешно выступавшие на чемпионатах Европы и мира борцы имели перед соревнованиями уровень эмоционального возбуждения в два раза выше, чем у менее успешных. По данным Е.П. Ильина и др. (1979), лучшая интеллектуальная мобилизованность была у студентов, волновавшихся перед экзаменом.
1. Актуализация эмоциональной памяти и воображения – способ вызова определенного эмоционального состояния – составная часть саморегуляции. Суть – человек вспоминает ситуации из своей жизни, которые сопровождались у него сильными переживаниями, эмоциями радости или огорчения, воображает некоторые значимые для него ситуации. Эффект этого приема возрастает в результате повторных попыток (Писаренко, 1986).
Большую роль играет вызванная эмоция у композиторов, актеров, спортсменов, то есть у людей, чья деятельность требует вдохновения, творческого подъема. Один известный в нашей стране композитор говорил, что сочинение музыки – это работа, которая требует определенного душевного настроя, эмоционального состояния. И это состояние он вызывает у себя сам. В спортивной деятельности имеется такое понятие, как «спортивная злость». В.М. Игуменов (1971) показал, что успешно выступавшие на чемпионатах Европы и мира борцы имели перед соревнованиями уровень эмоционального возбуждения в два раза выше, чем у менее успешных. По данным Е.П. Ильина и др. (1979), лучшая интеллектуальная мобилизованность была у студентов, волновавшихся перед экзаменом.
1. Актуализация эмоциональной памяти и воображения – способ вызова определенного эмоционального состояния – составная часть саморегуляции. Суть – человек вспоминает ситуации из своей жизни, которые сопровождались у него сильными переживаниями, эмоциями радости или огорчения, воображает некоторые значимые для него ситуации. Эффект этого приема возрастает в результате повторных попыток (Писаренко, 1986).
Устранение отрицательных эмоций
Эмоциональный подъем, хорошее настроение способствует осуществлению человеком какой-либо деятельности, общению.
В.М. Бехтерев писал о необходимости регулировать эмоциональное состояние маленьких детей. Он писал о том, что переживание положительных эмоций способствует нормальному развитию ребенка, в том числе и интеллектуальному. В.М. Бехтерев отмечал роль правильного ухода за младенцем для вызова у него положительных эмоций. С дальнейшим развитием ребенка его радует всякая блестящая безделушка и «…вообще, всякое новое впечатление, не содержащее в себе чего-либо неблагоприятного для него. Наконец, источником бодрящей веселой эмоции являются доступные ребенку занятия, которые в состоянии его заинтересовать, в особенности же забавы и игры».
Эмоциональный подъем, хорошее настроение способствует осуществлению человеком какой-либо деятельности, общению.
В.М. Бехтерев писал о необходимости регулировать эмоциональное состояние маленьких детей. Он писал о том, что переживание положительных эмоций способствует нормальному развитию ребенка, в том числе и интеллектуальному. В.М. Бехтерев отмечал роль правильного ухода за младенцем для вызова у него положительных эмоций. С дальнейшим развитием ребенка его радует всякая блестящая безделушка и «…вообще, всякое новое впечатление, не содержащее в себе чего-либо неблагоприятного для него. Наконец, источником бодрящей веселой эмоции являются доступные ребенку занятия, которые в состоянии его заинтересовать, в особенности же забавы и игры».
Арт-терапия
Арт-терапия – художественная терапия, «терапия творческим самовыражением». Во многих случаях «арт-терапевти-
ческими» называют оздоровительные занятия с использованием физических упражнений, танцев, вдыхание благовоний, чтение сказок, рисование, лепка и т.д.
Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она имеет «инсайт-ориентированный» характер; предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека. Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояния, проведение соответствующих исследований и сопоставлений. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает сформировать более активную жизненную позицию. Как всякий лечебно-коррекционный метод, групповая арт-терапия имеет своей целью определенные изменения в состоянии и социальном поведении участников группы.
Арт-терапия – художественная терапия, «терапия творческим самовыражением». Во многих случаях «арт-терапевти-
ческими» называют оздоровительные занятия с использованием физических упражнений, танцев, вдыхание благовоний, чтение сказок, рисование, лепка и т.д.
Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она имеет «инсайт-ориентированный» характер; предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека. Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояния, проведение соответствующих исследований и сопоставлений. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает сформировать более активную жизненную позицию. Как всякий лечебно-коррекционный метод, групповая арт-терапия имеет своей целью определенные изменения в состоянии и социальном поведении участников группы.
Идеал – метод Ч. Тойча
Концепция Чампиона Курта Тойча заключается в том, что генетический код еще до рождения человека определяет большую часть перспектив его жизни и основные паттерны поведения.
Молекулы ДНК несут не только генетический код наследуемых биологических и физиологических особенностей организма, предрасположенностей к определенным болезням, но и генетический код, определяющий паттерны поведения, предрасположенность к определенным проблемам, событиям, жизненным трудностям. Вместе с информацией о внешности в ДНК сохраняется информация об опыте и жизненных ролях предков. Каждый человек имеет свое уникальное Основное Внутреннее Направление (ОВН) – соединение генетических, бессознательных и сознательных факторов, в соответствии с которыми он движется по жизни, получает опыт и играет свои роли независимо от своих сознательных реакций и интерпретаций. Излучение ОВН притягивает взаимодополняющих людей.
Доктор Тойч, один из основателей виктимологии (от «victum» (англ.) ? жертва), утверждает, что человек – жертва генетического кода и проблем своих предков, он невольно повторяет ошибки и нерешенные проблемы своих предков, и если эти проблемы не будут решены данным человеком в его жизни, они неминуемо передадутся его детям, внукам и далее до тех пор, пока повторяющаяся проблема не будет решена кем-то из потомков.
Концепция Чампиона Курта Тойча заключается в том, что генетический код еще до рождения человека определяет большую часть перспектив его жизни и основные паттерны поведения.
Молекулы ДНК несут не только генетический код наследуемых биологических и физиологических особенностей организма, предрасположенностей к определенным болезням, но и генетический код, определяющий паттерны поведения, предрасположенность к определенным проблемам, событиям, жизненным трудностям. Вместе с информацией о внешности в ДНК сохраняется информация об опыте и жизненных ролях предков. Каждый человек имеет свое уникальное Основное Внутреннее Направление (ОВН) – соединение генетических, бессознательных и сознательных факторов, в соответствии с которыми он движется по жизни, получает опыт и играет свои роли независимо от своих сознательных реакций и интерпретаций. Излучение ОВН притягивает взаимодополняющих людей.
Доктор Тойч, один из основателей виктимологии (от «victum» (англ.) ? жертва), утверждает, что человек – жертва генетического кода и проблем своих предков, он невольно повторяет ошибки и нерешенные проблемы своих предков, и если эти проблемы не будут решены данным человеком в его жизни, они неминуемо передадутся его детям, внукам и далее до тех пор, пока повторяющаяся проблема не будет решена кем-то из потомков.
Саногенное мышление – управление психическим состоянием воздействием на мыслительную сферу
Основным методическим приемом психической саморегуляции для лиц, которые хотят оптимизировать свое эмоциональное состояние, является обучение саногенному мышлению. Автор этой методики – профессор Ю.М. Орлов.
Метафорически он различает «человека привычки» и «человека воли». Под «человеком привычки» понимаются лица, не владеющие саморегуляцией, не склонные к рефлексии, к волевому самоконтролю. Это почти механический человек, который подчиняется первому желанию, у него сознательные и бессознательные процессы почти срастаются, а поведение может быть названо «полевым», ибо он механически реагирует на различное поле стимулов. Самовоспитание может облагородить «человека привычки», ослабить импульсивное поведение, усиливая самоконтроль и актуализацию воли и сознания на решение жизненных задач, на профессиональное самовоспитание.
«Человек воли» не дает воли своим привычкам, если они идут вразрез с требованиями жизни и профессиональными задачами. Но иногда, карикатурно заостряясь, волевое поведение превращается в упрямство или излишнее насилие над собой. Обучение саногенному мышлению преследует психогигиенические цели управления собой с сохранением и укреплением нервно-психического здоровья. Оно способствует выработке гармоничного поведения и умения управлять собой, используя элементы саморефлексии, «отчуждения» так, чтобы в поведении реализовалась разумная воля, главными признаками которой являются знание и умение мыслить саногенно, т.е. так, как необходимо для реализации поставленной цели.
Основным методическим приемом психической саморегуляции для лиц, которые хотят оптимизировать свое эмоциональное состояние, является обучение саногенному мышлению. Автор этой методики – профессор Ю.М. Орлов.
Метафорически он различает «человека привычки» и «человека воли». Под «человеком привычки» понимаются лица, не владеющие саморегуляцией, не склонные к рефлексии, к волевому самоконтролю. Это почти механический человек, который подчиняется первому желанию, у него сознательные и бессознательные процессы почти срастаются, а поведение может быть названо «полевым», ибо он механически реагирует на различное поле стимулов. Самовоспитание может облагородить «человека привычки», ослабить импульсивное поведение, усиливая самоконтроль и актуализацию воли и сознания на решение жизненных задач, на профессиональное самовоспитание.
«Человек воли» не дает воли своим привычкам, если они идут вразрез с требованиями жизни и профессиональными задачами. Но иногда, карикатурно заостряясь, волевое поведение превращается в упрямство или излишнее насилие над собой. Обучение саногенному мышлению преследует психогигиенические цели управления собой с сохранением и укреплением нервно-психического здоровья. Оно способствует выработке гармоничного поведения и умения управлять собой, используя элементы саморефлексии, «отчуждения» так, чтобы в поведении реализовалась разумная воля, главными признаками которой являются знание и умение мыслить саногенно, т.е. так, как необходимо для реализации поставленной цели.
Метод символдрамы
Метод символдрамы, называемый иначе кататимным переживанием образов (КПО), разработан немецким психотерапевтом Хансом Карлом Лейнером. Методика была впервые опубликована автором в 1954 г. «Symboldrama» представляет собой одну из наиболее удачных попыток упорядочения и систематизации «грёз наяву». Метод символдрамы включает в себя множество эффективных психотехник и принципов для интенсивной и краткосрочной профилактики различных негативных эмоциональных состояний. В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития (теория объектных отношений М. Кляйн, М. Балинга, Э. Эриксона, О. Кернберга и др.). Оставаясь на психоаналитических позициях, данный метод имеет много общего с теорией архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также с разработанным им методом активного воображения.
Кататимное переживание образов (КПО) – психотехника «сновидений наяву». Символ – это замещающее наглядное средство выражения чего-то скрытого, с чем у него есть какие-то общие очевидные признаки и с чем его объединяют какие-то общие внутренние ассоциативные связи. Символобразование в значительной мере относится к области бессознательного. Решающее значение, с точки зрения психоанализа, имеет то обстоятельство, что сам человек не знает, что имеет дело с символом. Символ, по З. Фрейду, «мотивирован динамически». Импульс исходит из бессознательного.
Метод символдрамы, называемый иначе кататимным переживанием образов (КПО), разработан немецким психотерапевтом Хансом Карлом Лейнером. Методика была впервые опубликована автором в 1954 г. «Symboldrama» представляет собой одну из наиболее удачных попыток упорядочения и систематизации «грёз наяву». Метод символдрамы включает в себя множество эффективных психотехник и принципов для интенсивной и краткосрочной профилактики различных негативных эмоциональных состояний. В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития (теория объектных отношений М. Кляйн, М. Балинга, Э. Эриксона, О. Кернберга и др.). Оставаясь на психоаналитических позициях, данный метод имеет много общего с теорией архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также с разработанным им методом активного воображения.
Кататимное переживание образов (КПО) – психотехника «сновидений наяву». Символ – это замещающее наглядное средство выражения чего-то скрытого, с чем у него есть какие-то общие очевидные признаки и с чем его объединяют какие-то общие внутренние ассоциативные связи. Символобразование в значительной мере относится к области бессознательного. Решающее значение, с точки зрения психоанализа, имеет то обстоятельство, что сам человек не знает, что имеет дело с символом. Символ, по З. Фрейду, «мотивирован динамически». Импульс исходит из бессознательного.
Рациональная психотерапия как вид социально-психологической коррекции
Основоположником является П. Дюбуа. Свой метод он предложил в 1912 г., противопоставив его суггестивной терапии. Метод основан на развитии у клиента путем логической аргументации убеждения и переубеждения в том, что он правильно относится к проблеме и понимает ее природу. Рациональная психокоррекция осуществляется при максимальном участии самого клиента в процессе психокоррекции. При этом клиента можно ознакомить с определенной психологической информацией, способной поколебать его убеждения. Большую роль здесь играет авторитет, престиж, высокий профессиональный уровень психолога. Рациональная психокоррекция показана в основном при коррекции нерезко выраженных невротических состояниях.
Наиболее эффективной моделью самораскрытия является «окно Джогари», названное так в честь его изобретателей Джозефа Лафта и Гарри Инграма (рис. 8).
Основоположником является П. Дюбуа. Свой метод он предложил в 1912 г., противопоставив его суггестивной терапии. Метод основан на развитии у клиента путем логической аргументации убеждения и переубеждения в том, что он правильно относится к проблеме и понимает ее природу. Рациональная психокоррекция осуществляется при максимальном участии самого клиента в процессе психокоррекции. При этом клиента можно ознакомить с определенной психологической информацией, способной поколебать его убеждения. Большую роль здесь играет авторитет, престиж, высокий профессиональный уровень психолога. Рациональная психокоррекция показана в основном при коррекции нерезко выраженных невротических состояниях.
Наиболее эффективной моделью самораскрытия является «окно Джогари», названное так в честь его изобретателей Джозефа Лафта и Гарри Инграма (рис. 8).
Рис. 8. «Окно Джогари»
Социально-психологический тренинг (СПТ)
Тренинг (с англ.) – тренировка, упражнение. Развитию Т‑групп положили начало исследования К. Левина, работы которого считаются классическими в области групповой динамики.
Пример СПТ – тренинг общения. Тренинг направлен на приобретение компетентности, грамотности в общении, лучшее понимание себя и других, более точную самооценку.
Оптимальный вариант – 7-15 человек, 1 раз в неделю, по 1,5‑2 часа.
Тренинг (с англ.) – тренировка, упражнение. Развитию Т‑групп положили начало исследования К. Левина, работы которого считаются классическими в области групповой динамики.
Пример СПТ – тренинг общения. Тренинг направлен на приобретение компетентности, грамотности в общении, лучшее понимание себя и других, более точную самооценку.
Оптимальный вариант – 7-15 человек, 1 раз в неделю, по 1,5‑2 часа.
Способы восстановления эмоционального равновесия
Поскольку эмоции не всегда желательны, так как при своей избыточности они могут дезорганизовать деятельность или их внешнее проявление может поставить человека в неловкое положение, выдав, например, его чувства по отношению к другому, желательно научиться управлять и контролировать их внешнее проявление. В настоящее время разработано много различных способов регуляции и саморегуляции негативных эмоциональных состояний: релаксирующая тренировка, аутогенная тренировка, саногенное мышление, медитация и др. Эмоциональная регуляция связана либо с воздействием извне (другого человека, музыки, цвета, природного ландшафта), либо с саморегуляцией.
Наиболее распространенным является способ, разработанный в 1932 г. немецким психологом И. Шульцем и названный «аутогенной тренировкой». В настоящее время появилось много ее модификаций.
Поскольку эмоции не всегда желательны, так как при своей избыточности они могут дезорганизовать деятельность или их внешнее проявление может поставить человека в неловкое положение, выдав, например, его чувства по отношению к другому, желательно научиться управлять и контролировать их внешнее проявление. В настоящее время разработано много различных способов регуляции и саморегуляции негативных эмоциональных состояний: релаксирующая тренировка, аутогенная тренировка, саногенное мышление, медитация и др. Эмоциональная регуляция связана либо с воздействием извне (другого человека, музыки, цвета, природного ландшафта), либо с саморегуляцией.
Наиболее распространенным является способ, разработанный в 1932 г. немецким психологом И. Шульцем и названный «аутогенной тренировкой». В настоящее время появилось много ее модификаций.
Профилактика и управление стрессом
Человечество живет в трудное время, в постоянно меняющемся мире. Меняющемся на глазах и не всегда в лучшую сторону. Особенно стремительно нарастают перемены в последние 60-100 лет. Изменилась сама среда обитания человека: состав воды, воздуха, пищи. Темп жизни, ответственность, напряженность – кривые всех параметров труда упрямо взметнулись вверх.
Сегодня профессиональная деятельность многих сотен миллионов людей планеты проходит в условиях, требующих, безусловно, максимума от физических и психических возможностей человека. Ритм современной жизни и современного производства увеличился, человеку стало трудно поспевать за ним.
Изменение условий профессиональной деятельности человека, повышение эмоциональных нагрузок и ответственности за каждое принятое решение и т.д. предъявляют высокие требования к деятельности как отдельных систем, так и организма в целом. К настоящему времени специалистами описано около десяти тысяч заболеваний и более ста тысяч болезненных симптомов, связанных со стрессогенными раздражителями различной природы.
Человечество живет в трудное время, в постоянно меняющемся мире. Меняющемся на глазах и не всегда в лучшую сторону. Особенно стремительно нарастают перемены в последние 60-100 лет. Изменилась сама среда обитания человека: состав воды, воздуха, пищи. Темп жизни, ответственность, напряженность – кривые всех параметров труда упрямо взметнулись вверх.
Сегодня профессиональная деятельность многих сотен миллионов людей планеты проходит в условиях, требующих, безусловно, максимума от физических и психических возможностей человека. Ритм современной жизни и современного производства увеличился, человеку стало трудно поспевать за ним.
Изменение условий профессиональной деятельности человека, повышение эмоциональных нагрузок и ответственности за каждое принятое решение и т.д. предъявляют высокие требования к деятельности как отдельных систем, так и организма в целом. К настоящему времени специалистами описано около десяти тысяч заболеваний и более ста тысяч болезненных симптомов, связанных со стрессогенными раздражителями различной природы.
Концепции психической саморегуляции
Психологический (эмоциональный) стресс, обусловленный бытовыми проблемами, межличностными отношениями, содержанием профессиональной деятельности, информационными перегрузками, пожалуй, одна из весьма неприятных сторон образа жизни современного человека. Довольно часто ему приходится пребывать в состоянии эмоционального напряжения, переживать чувство повышенной тревоги, беспокойства, неуверенности в себе. Состояние стресса сопровождается не только нарушением психического равновесия, но и целым рядом негативных изменений в функционировании физиологических механизмов (мышечные спазмы, повышение артериального давления, ухудшение циркуляции крови, учащенное дыхание и пр.).
Стрессоустойчивость, защита своего физического и психического здоровья от влияния факторов стресса во многом зависит от самого человека, его желания и умения пользоваться теми или иными приемами психической саморегуляции (ПСР). Предпочтение какого-либо из них должно соответствовать не только вкусам, но и определенным индивидуально-психологическим особенностям личности. Здесь имеется в виду принцип индивидуального подхода. Важно, выбрав для себя приемлемый вид ПСР, придерживаться в дальнейшем одного непременного условия – постоянности и регулярности в овладении ее приемами.
Психологический (эмоциональный) стресс, обусловленный бытовыми проблемами, межличностными отношениями, содержанием профессиональной деятельности, информационными перегрузками, пожалуй, одна из весьма неприятных сторон образа жизни современного человека. Довольно часто ему приходится пребывать в состоянии эмоционального напряжения, переживать чувство повышенной тревоги, беспокойства, неуверенности в себе. Состояние стресса сопровождается не только нарушением психического равновесия, но и целым рядом негативных изменений в функционировании физиологических механизмов (мышечные спазмы, повышение артериального давления, ухудшение циркуляции крови, учащенное дыхание и пр.).
Стрессоустойчивость, защита своего физического и психического здоровья от влияния факторов стресса во многом зависит от самого человека, его желания и умения пользоваться теми или иными приемами психической саморегуляции (ПСР). Предпочтение какого-либо из них должно соответствовать не только вкусам, но и определенным индивидуально-психологическим особенностям личности. Здесь имеется в виду принцип индивидуального подхода. Важно, выбрав для себя приемлемый вид ПСР, придерживаться в дальнейшем одного непременного условия – постоянности и регулярности в овладении ее приемами.