Смертная казнь

Наука » Философия
Смертная казнь — проблема скорее социально-политическая, нежели этическая. Хотя в основе вопроса — именно нравственный парадокс.
Высшая мера наказания за те или иные преступления устанавливается го- сударством с целью гарантировать святость человеческой жизни как таковой. Чтобы защитить жизнь её отнимают у того, кто покушается её отнять у ближнего. Смерть — главный инструмент государственной власти, без применения или угрозы которого её не станут воспринимать всерьёз многие подданные. Многие века смертная казнь, в том числе в самых жестоких и даже массовых формах, применялась самыми разными государствами и их противниками. Речь конечно идёт не просто о гибели людей в войнах или в результате массовых репрессий, а именно о казнях по суду в мирное время за совершение особо тяжких преступлений.
В XX веке были казнены многие правители, потерпевшие поражение в гражданских, либо международных войнах. Среди них множество действительных или мнимых противников Сталина среди военного и гражданского руководства СССР в 1930-е –1950-е годы; лидер итальянских фашистов Бенито Муссолини (1945); 12 руководителей поверженного нацистского рейха, осуждённых международным трибуналом в Нюрнберге (1946); премьер Венгрии Имре Надь и его министр обороны Пал Малетеру (1958); отставной премьер Пакистана Беназир Бхутто (1979); свергнутый президент Ркумынии Николае Чаушеску (1989) и некоторые другие. Первой жертвой такого ранга стал поверженный США иракский лидер Садам Хусейн (2006).

Эвтаназия

Наука » Философия
Эвтаназия (реч. «eu» — хорошо, приятно + «thanatos» — смерть) в медицинском смысле термина представляет собой методику облегчения предсмертных страданий больного. В качестве биоэтической проблемы эвтаназия рассматривается как помощь пациенту умереть, причём по воз- можности быстрее и безболезненнее. В этом плане различают эвтаназию пассивную (прекращение медицинской помощи, отключение систем жизнеобеспечения) и активную (медицинское вмешательство с целью прекра- тить жизнь пациента).
Эвтаназия в настоящее время запрещена законодательством практически всех стран мира; рассматривается как вариант уголовного преступ- ления, убийства. В Голландии и некоторых штатах США рассматриваются законопроекты о легализации пассивной эвтаназии при строго определённых условиях (представительный консилиум медиков и юристов; абсолютно безнадежный диагноз и запредельные страдания пациента; согласие родственников пациента). Там существует целое общественное движение «Хэмлок» за помощь в уходе из жизни безнадёжно больным людям.

Биомедицинская этика

Наука » Философия
Биомедицинская этика — сравнительно новая область исследований, расположенная на стыке нескольких традиционных наук и практик (биологии, медицины, техники, этики, богословия, юриспруденции, ряда других). Она обсуждает и регламентирует вопросы жизни и смерти, подвластные современной медицине и фармакологии. Её оформление связано с небывалым увеличением возможностей хирургического, медикаментозного и прочего вмешательства в организменные процессы. Один из вечных принципов медицины «Не навреди!» в условиях современных возможностей науки, техники и фармакологии приобретает особое значение. Навредить — с помощью эксперимента, новой технологии, изменения подходов к проблеме здоровья и болезни — можно уже не отдельному пациенту, а массам людей, всему роду человеческому.
Другой причиной биоэтики послужила демократизация общественной жизни на Западе, укоренение идеи прав человека, прежде всего на жизнь и свободу. Пациент из объекта врачебных манипуляций превратился в субъект выбора стратегии лечения. Принцип информированного согласия в современной медицине предполагает предварительное обсуждение с пациентом возможностей, перспектив и цены врачебного вмешательства в его организм. Врач предлагает варианты решения, а больной выбирает для себя один из них. Медицина из командно-репрессивной по сути своей превращается в понастоящему гуманную.

Смысл жизни человека

Наука » Философия
Смысл жизни человека составляет, пожалуй, основной вопрос философии. Во всяком случае, большинство остальных философских проблем так или иначе замыкается на нём. Кроме того, этот вопрос предельно философичен постольку, поскольку не имеет общепринятого и окончательного решения. Хотя постановка и обсуждение этого вопроса отнюдь не сводится к хаотическому своеволию мысли и чувства отдельной личности. Смысл жизни непременно есть у каждого человека. Только каждый человек по-разному понимает, определяет его в разные периоды своей жизни, даже в разном состоянии и настроении. Нередко то, что человек думает об этом смысле, расходится с поступками той же личности, а мысли и действия человека в свою очередь иначе оцениваются окружающими его людьми. Наше существование на этом свете осмысливается нами так или иначе, время от времени, зато делается это практически повсеместно и пожизненно.
В истории философии и культуры уже давно сложились типичные подходы к определению смысла индивидуальной жизни:
· позиция нигилистическая (от лат. nihil — ничто, нечего) — жизнь, если разобраться, абсурдна, лишена какого бы то ни было смысла: она рано или поздно разрушит любые идеи и намерения на сей счёт («Всё суета!» Экклезиаста и т.п. заключения); нетрудно видеть, однако, что отрицание в своей и чужой жизни смысла всё-таки представляет собой его, осмысления, разновидность; нигилизм маркирует моменты кризиса личной и общественной жизни;

Арнольд Джозеф Тойнби

Наука » Философия
Арнольд Джозеф Тойнби (1888–1975) — английский философ, автор 12-титомного труда «Постижение истории». В ней он насчитывал 32 совершенно различных цивилизации, из которых 21 полностью развились, раскрыли все свои возможности. Все цивилизации самобытны, отличаются друг от друга, но механизмы и цели их развития похожи. Судьба каждой — пройти через этапы возникновения, роста, надлома и, наконец, распада. На месте распавшихся цивилизаций неизбежно возникают новые, и цикл развития начинается сначала. Конечно, цикл этот разные страны и регионы Земли проходят в разные сроки и не обязательно через все стадии. Не исключены и такие возможности, как замирание цивилизации на одной стадии или ее движение вспять. Так, «застыли» на одной стадии многие первобытные народы (эксимосы, индейцы, папуасы и т.п.). Главная движущая сила любой цивилизации заключается в творческом меньшинстве ее народонаселения. Оно увлекает за собой инертную массу остального народа, который подражает своим лидерам. Когда авторитет лидеров ставится под сомнение, цивилизация впадает в кризис. Лидеры прибегают к насилию, чтобы на какое-то время удержать власть над массами; а народ вырождается в пролетариат — бесправных, обездоленных и озлобленных людей. На- дежда общества на выход из социальных потрясений заключается в религии. Именно вера в Бога как высшую цель и идеал общественного развития является конечной целью развития любой цивилизации, ее главным отли- чием от других цивилизаций. Судьбы любой цивилизации определяются таким механизмом, который Тойнби называет «Вызов и Ответ».

Определения цивилизации

Наука » Философия
Определения цивилизации зависят от смыслового контекста употребления данного термина. Его ввели в научно-литературный оборот философы-просветители XVIII в. — для обозначения желанного нам состояния общества, устроенного на началах разума и справедливости. Этот пафос общесоциального идеала присутствует в понятии цивилизации при любом его толковании. Цивилизованным может считаться общество с динамичной экономикой, эффективным управлением, гарантиями прав и свобод личности. Соответственна этимология этого слова: лат. «civilis» означает гражданский, государственный — в противоположность первобытному, примитивному образу жизни; рассеянному на малые группы поселению людей; анархии в их взаимных отношениях.
Указанный самый общий смысл рассматриваемой категории распадается на несколько дополняющих друг друга значений, образующих варианты понятия цивилизации.

«Осевое время» в философии истории К. Ясперса

Наука » Философия
1. Карл Ясперс (1883–1969) — один из нескольких главных философов XX в. Выпускник медицинского факультета Гейдельбергского университета, врач-психиатр по образованию и началу профессиональной карьеры. Доктор психологии (Диссерта- ция «Всеобщая психопатология» (1913)). Профессор философии («Философия» в 3-х тт.; 1931–32). Один из лидеров философии экзистенциализма («философии существования») — одного из ведущих направлений западной мысли в Новейшее время. Лишeние работы в 1937 – 1945 гг. при нацизме. 1945 – 1967 — возврат к преподаванию, публикация многих философских трудов.
2. Трактат К. Ясперса «Истоки истории и её цель» (1948) — теория мирового исторического процесса, раздумья над путями выхода человечества из тоталитарного кризиса.

Мухаммед

Наука » Философия
Основоположник ислама Мухаммед (570–632) принадлежал к знатному, но обедневшему роду, жившему в городе Мекке — одному из крупнейших торговых центров Аравии. Через этот город пролегали караванные пути из Африки и Йемена в Палестину и Месопотамию; здесь ежегодно собиралась всеаравийская ярмарка, на вре- мя которой устанавливалось перемирие сражавшихся между собой арабских племён. Здесь располагалась Кааба — главное святилище Аравии, каждое из племён которой поклонялось своему богу. Их каменные идолы были выставлены в Каабе. Каабу кон- тролировало племя курейш, в одном из родов которого (хашим) и родился Мухаммед.
Мальчик рано осиротел и воспитывался в семье деда, а затем дяди. С детства Мухаммеду пришлось трудиться — пастухом, погонщиком верблюдов, торговым агентом. Выгодно женившись на богатой вдове Хадидже (по её брачному предложению), он самостоятельно занялся торговлей. Разъезжая по торговым делам, Мухаммед часто встречался с проповедниками разных религий, в том числе монотеистических — хри- стианами, иудеями, ханифами (арабскими представителями единобожия в лице Алла- ха). В спорах с ними, собственных размышлениях о боге, Мухаммед выработал исход- ные идеи новой религии. Когда ему исполнилось 40 лет, его стали посещать видения ангелов и демонов, слышаться их голоса.

Ислам

Наука » Философия
Ислам (по-арабски — «покорность» воле Аллаха) или же мусульман- ство (муслим — по-арабски «вверивший себя Аллаху») также относится к числу действительно мировых религий по огромному количеству своих сторонников. Эта религия возникла в начале VII в. н. э. на Ближнем Востоке, в Западной Аравии. Ислам освятил становление государственности в среде арабских племён. Арабы — прирождённые воины и умелые торгов- цы. В условиях глобального кризиса, который охватил культуру Западной Европы при переходе от Античности к Средневековью, арабы, как более молодой и динамичный этнос, переняли, сохранили и умножили многие достижения европейской мысли в науке, философии, религии. Ислам стал идеологией арабской культуры. Вместе с арабскими завоеваниями и торго- выми караванами идеи ислама распространились на многие регионы Вос- тока и некоторые Запада. Сегодня мусульмане составляют подавляющее большинство населения в странах Ближнего (Турция, Сирия, Иордания, Ирак, Объединённые арабские эмираты, Судан, Сомали) и Среднего (Иран, Афганистан, Пакистан) Востока, так называемого Магриба (Марокко, Ал- жир, Тунис, Ливия), Индонезии. Очень много мусульман также в Ливане (до половины населения), Индии, Пакистане, Китае, Эфиопии, Албании, бывшей Югославии, Болгарии. Господствует ислам по южному краю быв- шего СССР — в Средней Азии, Казахстане, Азербайджане. А в России — на Северном Кавказе и в Дагестане, в Калмыкии, Татарии, Башкирии (все- го более сорока народов принадлежат в Российской Федерации к ислам- ской культуре). Вместе с выходцами из этих регионов исламские общины существуют в большинстве остальных районов Земли. Общее число му- сульман во всём мире подходит к миллиарду. В России (согласно переписи 2002 г.) их 14,4 миллиона, т.е. около 10 % населения. Больше всего мусульман проживает у нас в Дагестане (2430000), в Башкирии (223400), в Татарии (2040000), в Чечне (105800). И числа эти будут в обозримом будущем быстро расти.

Буддизм

Наука » Философия
Первой религией, которая шагнула за пределы одной страны и получила международное звучание, стал буддизм, названный так потому, что его основал индус Гаутама, принц Сиддхартха из рода Шакьев, прозван- ный за это Шакья Муни (мудрец из рода Шакьев) и Будда — Просветлённый (слово будда — от санскритского корня будх — «будить», «очнуться», что означает в данном случае переход от спящего, затенённого сознания к бодрствующему, ясному; таким образом, будда это любой человек, чей ум просветлён в соответствии с учением первого будды — принца Гаутамы). Произошло это примерно в середине I тыс. до н. э. в Индии — огромной стране, населённой множеством разных рас и народов. Ведущей религией, более или менее подчинявшей себе тогда индийцев, был брахманизм, основанный на канонизации Вед. «Ведами» называется священная книга ин- доевропейцев, объединившая их древнейшие мифы о сотворении и устройстве Вселенной, жизни человека. Будда многое взял у брахманов — жрецов этой старой религии.

Иудаизм

Наука » Философия
Иудаизм — религия древних и современных евреев (иудеев), утвер- ждающая веру в единого бога Яхве — творца неба и земли; на основе этой религии в начале I тыс. н. э. возникает христианство, добавившее к Ветхому (древнему) завету (Бога людям) еврейских пророков и царей Новый завет Иисуса Христа и его апостолов.
Кроме того, от большинства мало-мальски крупных (по числу приверженцев) религий откалывались секты, претендующие обновить веро- учение и культ, “очистить” данную религию до ее истинного состояния. Процесс размножения религий и дробления их на секты продолжается до сих пор.
На рубеже XX–XXI вв. появляется всё больше конфессий, обожествляющих необычные для традиционного богословия явления. Вроде маргиналов и невротиков«кришнаитов», которые отличаются от известных хиппи только бритыми головами и вполне бездумно вопят приветствия царю-герою древней Индии Кришне (по-санскрит- ски «Черный»); или же «церкви сайентологии» («наукобожия»), чей основатель американец Р. Хаббард стал неким гибридом из Д. Карнеги и папы римского; или же отечественного “Белого братства”, чьи создатели (инженер-неудачник, бывшая журналистка из комсомольских функционеров и т.п. юродивые) вместо объявленного ими «конца света» попали в украинскую тюрьму за нападение на православные святыни в Киеве; японская секта (на основе вульгаризированного буддизма) Аум сёнрикё, устроившая газовые атаки в токийском метро, похищения людей, разного рода мошенничества (пока её руководитель не был повешен по решению японского суда, а остальные руко- водители лишены свободы); европейско-русские сатанисты, пытающиеся возродить средневековые практики чёрной магии и человеческих жертвоприношений; многие другие, столь же изуверские секты. На их удочку попадаются наиболее темные, неве- же-ственные и обиженные жизнью люди.

Япония

Наука » Философия
Синтоизм — по-японски “путь богов”; распространенное в Японии поклонение множеству божеств во главе с богиней Аматэресу и вдобавок обожествляющий императора “Страны восходящего солнца”;