Ислам (по-арабски — «покорность» воле Аллаха) или же мусульман- ство (муслим — по-арабски «вверивший себя Аллаху») также относится к числу действительно мировых религий по огромному количеству своих сторонников. Эта религия возникла в начале VII в. н. э. на Ближнем Востоке, в Западной Аравии. Ислам освятил становление государственности в среде арабских племён. Арабы — прирождённые воины и умелые торгов- цы. В условиях глобального кризиса, который охватил культуру Западной Европы при переходе от Античности к Средневековью, арабы, как более молодой и динамичный этнос, переняли, сохранили и умножили многие достижения европейской мысли в науке, философии, религии. Ислам стал идеологией арабской культуры. Вместе с арабскими завоеваниями и торго- выми караванами идеи ислама распространились на многие регионы Вос- тока и некоторые Запада. Сегодня мусульмане составляют подавляющее большинство населения в странах Ближнего (Турция, Сирия, Иордания, Ирак, Объединённые арабские эмираты, Судан, Сомали) и Среднего (Иран, Афганистан, Пакистан) Востока, так называемого Магриба (Марокко, Ал- жир, Тунис, Ливия), Индонезии. Очень много мусульман также в Ливане (до половины населения), Индии, Пакистане, Китае, Эфиопии, Албании, бывшей Югославии, Болгарии. Господствует ислам по южному краю быв- шего СССР — в Средней Азии, Казахстане, Азербайджане. А в России — на Северном Кавказе и в Дагестане, в Калмыкии, Татарии, Башкирии (все- го более сорока народов принадлежат в Российской Федерации к ислам- ской культуре). Вместе с выходцами из этих регионов исламские общины существуют в большинстве остальных районов Земли. Общее число му- сульман во всём мире подходит к миллиарду. В России (согласно переписи 2002 г.) их 14,4 миллиона, т.е. около 10 % населения. Больше всего мусульман проживает у нас в Дагестане (2430000), в Башкирии (223400), в Татарии (2040000), в Чечне (105800). И числа эти будут в обозримом будущем быстро расти.
Исторически так получается, что многие наиболее кровавые и затяж- ные конфликты и войны в недавнем прошлом и сейчас ведутся в зонах, где исламисты сталкиваются с представителями иных этноконфессиональных традиций (Турция — Армения; Армения — Азербайджан; Израиль и его арабское окружение; сербы, албанцы и хорваты в бывшей Югославии; Аф- ганистан; США — Ливия, Ирак, Иран; русский Кавказ; многие другие). Чтобы правильно судить об этих политических коллизиях, понимать бога- тую историю и культуру Арабского Востока, нужно познакомиться с ха- рактером ислама как религии и соответствующего ей образа жизни.
Исторически так получается, что многие наиболее кровавые и затяж- ные конфликты и войны в недавнем прошлом и сейчас ведутся в зонах, где исламисты сталкиваются с представителями иных этноконфессиональных традиций (Турция — Армения; Армения — Азербайджан; Израиль и его арабское окружение; сербы, албанцы и хорваты в бывшей Югославии; Аф- ганистан; США — Ливия, Ирак, Иран; русский Кавказ; многие другие). Чтобы правильно судить об этих политических коллизиях, понимать бога- тую историю и культуру Арабского Востока, нужно познакомиться с ха- рактером ислама как религии и соответствующего ей образа жизни.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи