Основоположник ислама Мухаммед (570–632) принадлежал к знатному, но обедневшему роду, жившему в городе Мекке — одному из крупнейших торговых центров Аравии. Через этот город пролегали караванные пути из Африки и Йемена в Палестину и Месопотамию; здесь ежегодно собиралась всеаравийская ярмарка, на вре- мя которой устанавливалось перемирие сражавшихся между собой арабских племён. Здесь располагалась Кааба — главное святилище Аравии, каждое из племён которой поклонялось своему богу. Их каменные идолы были выставлены в Каабе. Каабу кон- тролировало племя курейш, в одном из родов которого (хашим) и родился Мухаммед.
Мальчик рано осиротел и воспитывался в семье деда, а затем дяди. С детства Мухаммеду пришлось трудиться — пастухом, погонщиком верблюдов, торговым агентом. Выгодно женившись на богатой вдове Хадидже (по её брачному предложению), он самостоятельно занялся торговлей. Разъезжая по торговым делам, Мухаммед часто встречался с проповедниками разных религий, в том числе монотеистических — хри- стианами, иудеями, ханифами (арабскими представителями единобожия в лице Алла- ха). В спорах с ними, собственных размышлениях о боге, Мухаммед выработал исход- ные идеи новой религии. Когда ему исполнилось 40 лет, его стали посещать видения ангелов и демонов, слышаться их голоса. Рассказывая про это, Мухаммед заслужил репутацию нового пророка. Он собрал вокруг себя небольшую группу первых последо- вателей ислама, прежде всего своих родственников и свойственников. Не получив при- знания в родном городе, Мухаммед и его община (полтораста человек) переселились в соседний город Йасриб (затем переименованный в «город пророка» — Медину). Это событие (хиждра — переселение) в 622 г. считается началом истории новой религии и нового летоисчисления, принятого затем во всем исламском мире. В Медине Мухам- мед стал главой города и полководцем его войска. Оно успешно воевало с соседями, захватывало направлявшиеся к ним торговые караваны.
Вооруженная борьба двух городов через 8 лет закончилась победой мединцев, во главе которых стоял Мухаммед, проявивший себя талантливым полководцем, ора- тором и политиком. Он был уверен, что его устами говорит сам Аллах и поэтому каж- дый мусульманин должен беспрекословно следовать его указаниям. Очищенная от языческих идолов Кааба (т.е. «куб» — квадратное в плане строение, в фундаменте ко- торого заложен чёрный метеорит) была превращёна в храм-мечеть единого бога Аллаха и стал центром паломничества для правоверных мусульман всего мира.
Вокруг Мекки и Медины стало строиться арабо-мусульманское госу- дарство. Его размеры увеличивались ураганными темпами. Уже под вла- стью династии Омейядов (661–750) эта империя — Арабский Халифат исключила в себя Месопотамию, Сирию и Палестину, Иран, Египет, Север- ную Африку, Пиренейский полуостров, Среднюю Азию, северо-западную Индию, Армению, Азербайджан, часть Грузии. Глобальная агрессия арабов с трудом были остановлены на пороге Восточной и Западной Европы после нескольких веков ожесточённых сражений воинов ислама с европейским рыцарством, греками-византийцами, тюрками-хазарами и другими народа- ми Европы. Военно-политические и социально-экономические успехи ара- бов во многом объяснялись эффективностью ислама как идеологии их внутренней жизни и борьбы с соседями.
Первым словом, с которым Аллах обратился к Мухаммеду через про- рока Гавриила-Джабраила, было: Внимай! (Читай!). Имеется в виду, что Аллах постепенно продиктовал Мухаммеду свои поучения (за 10 лет в Мекке и 10 лет в Медине). Пророк точно запомнил сказанное ему Богом и повторил людям. В этом отличие Корана от Библии, чьи книги писались людьми, избранными для этого Богом, т.е. как бы в соавторстве с ним. Му- хаммед не был обучен грамоте, свои поучения он произносил наизусть. Лет через 20 после кончины Мухаммеда его богословские высказывания, про- поведи были собраны воедино и записаны (со слов первых сподвижников пророка, некоторые из которых служили профессиональными исполните- лями священных текстов). Получившийся сводный текст назван Кораном (по-арабски — «то, что произносят вслух, читают наизусть»). Канониче- скую версию Корана создали по приказу третьего халифа Османа (644–656). Он же, как видно, распорядился уничтожить все остальные варианты Корана. Священная книга мусульман состоит из 114 глав (сур, т.е. «важнейших раз- рядов», глав), каждая из которых делится на стихи (аяты, т.е. «знамения, чудеса»). Суры расположены по размеру — от наибольших к самым кратким, в несколько строк (хотя те и другие изречения обнародовались Мухаммедом в разные периоды его жизни
— сначала самые лаконичные, затем всё более пространные). Почти весь Коран написан ритмической прозой. Каждая сура имеет (условное) название (например, «Корова», «Свет», «Ангелы», «Звезда» и т.д. — по самой яркой её фразе или теме). Все суры (кроме девятой) начинаются формулой: «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!» С этой фразой мусульманин начинает любое важное дело.
Попозже самого Корана были записаны хадисы — рассказы знавших Мухаммеда и его сподвижников лично людей об их поступках и высказываниях. Сборники таких рассказов именуются сунна. Поскольку пророк нередко высказывался довольно туман- но, потребовалось составить подробные толкования Корана (тафсир). На основе Ко- рана и хадисов мусульманские богословы разработали шариат (по-арабски «правиль- ный путь») — свод принципов мышления и правил поведения, обязательных для каж- дого мусульманина. Согласно сурам Корана регламентируется жизнь правоверного мусульманина (пищевые запреты, количество жён, отношения в семье, правила насле- дования имущества, торговых сделок, раздела военной добычи, внесения и распреде- ления налогов, отношения к другим религиям и т.д.). Здесь же определены самые тя- желые грехи — ростовщичество, пьянство, азартные игры, супружеская неверность, воровство. Таким образом, в отличие от остальных религий, в исламе нет разделения общества, церкви и государства. Здесь и церковью, и частью государства является са- ма мусульманская община-умма.
Священное писание любой крупной религии противоречиво. Не составляет ис- ключения и Коран: одни его стихи противоречат другим. Это связано с тем, что меня- лось положение Мухаммеда — сначала его мало кто признавал, ему угрожали; затем он завоевал беспрекословный авторитет соотечественников. Кроме того, сложностью отличаются темы отдельных частей Корана. Поэтому им с успехом пользуются как мирные мусульмане, так и исламские террористы.
Ещё более гибкой логикой отличаются сборники хадисов. 6 наиболее автори- тетных из них составлены в IX в. Вот пример оттуда одной из речей Мухаммеда: «Лю- би бедных; всегда обращай внимание на тех, которые стоят ниже тебя, и не обращай внимания на тех, кто стоит выше тебя; не проси никогда ничего ни у кого; храни верность родственникам, хотя бы они и причиняли тебе горе; говори всегда правду, как бы она ни была горька; не позволяй совращать себя оскорблениями с пути Божьего». В хадисы включены также многие пригодившиеся арабам идеи соседних с ними и покорённых ими народов (вплоть до мнений античных философов, христианских молитв, идей иудаизма, зороастризма и прочих учений древности и средневековья). При этом ярко проявились особая любознательность арабов и их склонность к путешествиям в чужие страны.
При всей пестроте своих источников, ислам отличается внутренним единством. Его исходная формула — Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед
— пророк его. В этом высказывании подчёркивается две исходных и важ- нейших идеи — единобожия и пророческой миссии Мухаммеда. Главный долг каждого мусульманина — подтверждать это. 112-я сура Корана гла- сит: Скажи: Он — Бог — один / Бог крепкий; / не родил и не был рождён, / и не был Ему равным ни один! Аллах одновременно и грозный, и милости- вый для людей; он непостижим для них и одновременно постоянно являет себя им через разные знамения. Сотворив весь мир, Аллах управляет им, сообщив людям свою волю через своего пророка — Мухаммеда. Благочес- тивый мусульманин обязан как можно чаще упоминать Аллаха по его мно- гочисленным (99) именам (милостивый, милосердный, верный и т.п.). Со- гласно исламу, всё происходящее в мире, как добро, так и зло, а также все поступки людей обусловлены волей Всевышнего.
Предшественниками Мухаммеда, тоже пророками признаются осно- воположники иудаизма (библейские пророки Авраам-Ибрахим, Моисей- Муса, Давид-Дауд и др.) и христианства (Иисус-Иса). Своё происхождение арабский народ возводит к старшему сыну пророка Авраама — Исмаилу. Согласившись с этим, Мухаммед утверждал, будто именно ими воздвигну- ты стены Каабы. Мусульмане признают священное происхождение Ветхого и Нового Заветов Библии, однако считают, что иудеи в Торе и христиане Евангелии исказили божественный закон. Тем не менее, именно у них ислам заимствовал представления о загробном мире, страшном суде, рае и аде, ангелах и демонах, а главное, — об абсолютном всесилии единого Бога. Поскольку люди забывали или искажали поучения его пророков, мило- стивый Бог послал им последнего — Мухаммеда (тот поэтому именуется в
исламе печатью пророков). Язык Корана, а значит для мусульманина, и Бога, — только арабский. Слушать или читать Коран по-арабски для мусульман означает внимать самому Аллаху. Переводы Корана на другие языки считаются ими лишь популярными истолкованиями его текста. Богослужения в любой мусульманской стране ведутся только на арабском.
Таким образом, ислам возник как своеобразный синтез иудаизма, христианства и аравийского язычества. Мухаммед творчески переработал их содержание и применил к социально-политическим условиям и задачам своего народа. Не договорившись о союзе с иудейской и христианскими общинами Медины, пророк в своих проповедях от идеи веротерпимости («нет принуждения в религии») перешёл к идее безусловного преимущест- ва ислама над прочими вариантами единобожия. Общим днем молитвы мусульман становится пятница — в противовес иудейской субботе и хри- стианскому воскресенью.
Мусульманское вероучение базируется на пяти основных принципах.
· Первый назывался выше. Это вера в единого Бога и пророческий дар Мухаммеда (шихада — «свидетельство»). Произнося главную формулу
— «Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед — послан- ник его», мусульманин отличает себя от людей других вероисповеданий. В сражении это изречение (или его краткий эвивалент: Аллах акбар! — «Ал- лах велик!») служит боевым кличем. Погибший с таким возгласом на устах воин признаётся шахидом, становится мучеником за веру, которому угото- вано райское блаженство. Произнесения шихады в присутствии двух взрос- лых мусульман-свидетелей (мужчин) достаточно для принятия ислама.
Остальные четыре идейных столпа ислама следующие:
· обязательная 5 раз в день, в строго определённое время молитва (намаз); его совершают на рассвете, около полудня, перед вечером, перед закатом и с наступлением ночи; кроме этих 5 обязательных может быть совершено любое число добровольных молитв; молитва сопровождается очищением верующего, внутренним (настрой на покаяние и искупление) и внешним (водой, а если её нет, то песком, камнем) омовением; молитвен- ный ритуал ракат включает в себя цикл молитвенных поз (стоя, в поясном поклоне, на коленях, сидя на пятках) и движений, которые сопровождают- ся произнесением молитвенных формул; последовательность этих движе- ний и формул возводится к Мухаммеду и с тех пор не меняется; молиться можно как индивидуально, так и коллективно; полуденную молитву в пят- ницу рекомендуется совершать в мечети;
· периодический (в течение месяца рамадан по лунному календарю) пост (ураза); он состоит в полном воздержании в светлое время суток от любой еды, питья, курения, исполнения супружеских обязанностей, т.е. от всего того, что отвлекает от благочестивого настроения; с наступлением ночи эти запреты снимается, однако рекомендуется и тогда проводить время не только во сне, но и за чтением Корана, раздумьями, беседами, разда- чей милостыни и совершением других добрых дел;
· налог в пользу бедных и немощных членов мусульманской общины (закят); его выплачивают состоятельные мусульмане; кроме нищих, сирот, инвалидов, престарелых, странников, из этого же источника финансируют- ся воины за веру;
· паломничество в Мекку (хадж) к храму Каабы; его обязан совер- шить хотя бы раз в жизни каждый мусульманин, если позволят здоровье и финансы; кульминацией паломничества является стояние у горы Арафат (как бы непосредственно перед ликом Аллаха) и обход Каабы; совершив- ший паломничество получает звание хаджи и право носить зелёную чалму; массовый сбор паломников в Мекку символизирует единство мусульман- ской общины всего мира, независимо от национальных и прочих различий верующих в Аллаха.
Дом пророка в Медине стал первой мусульманской церковью — ме- четью. Здесь были выработаны основные обряды ислама (форма молитвы, порядок поста, ритуал восходящего к язычеству праздника жертвоприно- шения — курбан-байрам). Этот главный праздник мусульман начинается после завершения паломничества и длится три дня. В память о жертвопри- ношении Авраама, паломники забивают тогда домашний скот (барана, верблюда, быка); две трети мяса принято раздаривать неимущим.
Также три дня длится второй по значению мусульманский праздник
— ураза-байрам. Он отмечается после поста в месяце рамадан и состоит в разговении — обильной праздничной трапезе, после общей молитвы. Как писал Р. Киплинг:
Опустили руки мы как мудрецы
В коричневый соус из жирной овцы
И кто не ел из того котла —
Не умеет добра отличить от зла…
В дни своих праздников мусульмане надевают парадные одежды, по- сещают могилы предков и родственников, наносят визиты родным и друзь- ям, дарят им подарки.
Несколько поколений исламских богословов до мелких деталей рег- ламентировали повседневную и общественную жизнь мусульман. Ни одна другая религия так глубоко не проникает в политику, экономику, право, частную жизнь, как ислам. Первые преемники Мухаммеда — халифы (за- местители) Абу Бакр, Омар, Осман, как и он, сочетали в своих руках выс- шую светскую и религиозную власть. Однако уже при четвёртом халифе — Али в мусульманском государстве (халифате) возникли крупные разно- гласия по поводу порядка передачи и раздела власти. В результате ислам раскололся на три главных направления: суннитов, шиитов и хариджитов, а также ещё целый ряд более мелких направлений.
Сунниты (их теперь до 90 % всех мусульман мира) отдают власть в государстве халифу, избираемому всей мусульманской общиной (часть ха- дисов, касающихся халифа Али, они отрицают). У суннитов нет церкви и священнослужителей в нашем (христианском) понимании этих институтов; суннитские богословы, в отличие от шиитских, не пользуются правом вы- носить собственные решения по вопросам религиозной и общественной жизни, их роль сводится к толкованию текста Корана и поучению верую- щих с его помощью. А шииты считают законной передачу власти в ислам- ском государстве лишь по наследству потомкам пророка Мухаммеда по линии его двоюродного брата Али. Для суннитов глава мусульманской общины — имам («стоящий впереди», на молитве, прежде всего) выступа- ет лишь руководителем молитвы. Его функции может выполнять любой благочестивый мусульманин, умеющий читать Коран. А в глазах шиитов он воплощает в себе божественную благодать, передающуюся от одного потомка Али к другому. Поэтому для шиитов власть имама имеет божест- венное происхождение и не зависит от желания людей.
Шиизм, в отличие от суннизма, не представляет собой единого дви- жения, но расколот на многие течения и секты (имамитов, исмаилитов, друзов, алавитов и многие другие). Истинного имама — вождя всех му- сульман они усматривают в разных деятелях этой религии из разных поко- лений потомков пророка. Сейчас для большинства шиитов зримого имама нет, а представителями временно скрытого имама считаются главные авто- ритеты ислама — аятоллы. Они имеют право отдавать приказы по самым важным вопросам не только религиозной, но и общественной жизни тех стран, где господствует шиизм (например, в Иране).
Кроме суннитов и шиитов разных толков, в исламе существуют и по- являются ещё более жёсткие варианты вероисповедания и культа. Это упо- мянутые выше хариджиты («повстанцы») — первая секта в исламе, доби- вавшаяся (сугубо террористическими методами) демократизации власти в Халифате при пророке Али. Затем прославились мистики суфии, пропове- дующие строгий аскетизм — отказ от всех земных благ, доходящие до экс- таза молитвы и прочие ритуальные телодвижения (зикр).
Печальную известность получил в последнее время также ваххабизм, настаивающий на немедленном начале войны против представителей дру- гих религий (джихад, газават). Осноположником этой секты в конце XVIII в. стал Мухаммед ибн Абд-аль Ваххаб, проповедовавший среди ара- вийских бедуинов строгое восстановление «чистоты первоначального ис- лама». С тех пор ваххабиты особо беспощадно искореняют в своей среде показную роскошь, алкоголь и наркотики, пение и танцы, прочие развлече- ния. На самом деле, изначально и до сих пор идеи этой секты служили прикрытием для передела власти в отдельных районах мусульманского ми- ра, для нападения с той же целью на соседние страны. Последнее по времени государство, где победили ваххабиты, — Саудовская Аравия. Именно представители ваххабитов возглавили войну чеченцев за отделение Кавказа от России; они же придали этой борьбе террористические формы (захваты заложников и превращение их в рабов, взрывы жилых домов, угоны само- летов и пароходов с мирными жителями, т.п.). Свои фанатики были и есть в истории любой крупной религии, но именно в исламе они сохранились в большом числе до наших дней. Однако эти террористы представляют не весь ислам, а только его фундаменталистскую (т.е. доведенную до крайно- сти, нежелающую меняться в мирную сторону) часть. Многие представи- тели международного терроризма находят убежище и поддержку в странах наиболее фундаментального ислама (Ливии, Иране, Палестине, Афгани- стане). Террористы, прикрывающиеся Кораном, опасны в первую очередь настоящим мусуль-манам, поскольку создают им невыносимые условия жизни, навлекают на них вражду соседних стран и народов. Скажем, аф- ганские талибы («студенты» медресе-школ при мечетях) — солдаты, за- вербованные, обученные и вооружённые Пакистаном, захватили почти всю страну и устанавливают там варварский образ жизни (запрещались радио и телевидение, игры вроде шахмат; женщины не имели права работать вне дома, появляться на улице без закрывающей лицо чадры, сопровождения мужчин-родственников и т.п.). По приказу имамов движения Талибан раз- рушались ценнейшие памятники буддизма и других религий на территории Афганистана. Всё это безумие закончилось вторжением армии США и на- сильственным свержением талибского режима.
С искажённым фундаменталистами исламом предстоит долгая и трудная борьба. Борьбе с терроризмом в мусульманской оболочке должны помогать мирные трактовки ислама, призывающие творить людям добро.
Мальчик рано осиротел и воспитывался в семье деда, а затем дяди. С детства Мухаммеду пришлось трудиться — пастухом, погонщиком верблюдов, торговым агентом. Выгодно женившись на богатой вдове Хадидже (по её брачному предложению), он самостоятельно занялся торговлей. Разъезжая по торговым делам, Мухаммед часто встречался с проповедниками разных религий, в том числе монотеистических — хри- стианами, иудеями, ханифами (арабскими представителями единобожия в лице Алла- ха). В спорах с ними, собственных размышлениях о боге, Мухаммед выработал исход- ные идеи новой религии. Когда ему исполнилось 40 лет, его стали посещать видения ангелов и демонов, слышаться их голоса. Рассказывая про это, Мухаммед заслужил репутацию нового пророка. Он собрал вокруг себя небольшую группу первых последо- вателей ислама, прежде всего своих родственников и свойственников. Не получив при- знания в родном городе, Мухаммед и его община (полтораста человек) переселились в соседний город Йасриб (затем переименованный в «город пророка» — Медину). Это событие (хиждра — переселение) в 622 г. считается началом истории новой религии и нового летоисчисления, принятого затем во всем исламском мире. В Медине Мухам- мед стал главой города и полководцем его войска. Оно успешно воевало с соседями, захватывало направлявшиеся к ним торговые караваны.
Вооруженная борьба двух городов через 8 лет закончилась победой мединцев, во главе которых стоял Мухаммед, проявивший себя талантливым полководцем, ора- тором и политиком. Он был уверен, что его устами говорит сам Аллах и поэтому каж- дый мусульманин должен беспрекословно следовать его указаниям. Очищенная от языческих идолов Кааба (т.е. «куб» — квадратное в плане строение, в фундаменте ко- торого заложен чёрный метеорит) была превращёна в храм-мечеть единого бога Аллаха и стал центром паломничества для правоверных мусульман всего мира.
Вокруг Мекки и Медины стало строиться арабо-мусульманское госу- дарство. Его размеры увеличивались ураганными темпами. Уже под вла- стью династии Омейядов (661–750) эта империя — Арабский Халифат исключила в себя Месопотамию, Сирию и Палестину, Иран, Египет, Север- ную Африку, Пиренейский полуостров, Среднюю Азию, северо-западную Индию, Армению, Азербайджан, часть Грузии. Глобальная агрессия арабов с трудом были остановлены на пороге Восточной и Западной Европы после нескольких веков ожесточённых сражений воинов ислама с европейским рыцарством, греками-византийцами, тюрками-хазарами и другими народа- ми Европы. Военно-политические и социально-экономические успехи ара- бов во многом объяснялись эффективностью ислама как идеологии их внутренней жизни и борьбы с соседями.
Первым словом, с которым Аллах обратился к Мухаммеду через про- рока Гавриила-Джабраила, было: Внимай! (Читай!). Имеется в виду, что Аллах постепенно продиктовал Мухаммеду свои поучения (за 10 лет в Мекке и 10 лет в Медине). Пророк точно запомнил сказанное ему Богом и повторил людям. В этом отличие Корана от Библии, чьи книги писались людьми, избранными для этого Богом, т.е. как бы в соавторстве с ним. Му- хаммед не был обучен грамоте, свои поучения он произносил наизусть. Лет через 20 после кончины Мухаммеда его богословские высказывания, про- поведи были собраны воедино и записаны (со слов первых сподвижников пророка, некоторые из которых служили профессиональными исполните- лями священных текстов). Получившийся сводный текст назван Кораном (по-арабски — «то, что произносят вслух, читают наизусть»). Канониче- скую версию Корана создали по приказу третьего халифа Османа (644–656). Он же, как видно, распорядился уничтожить все остальные варианты Корана. Священная книга мусульман состоит из 114 глав (сур, т.е. «важнейших раз- рядов», глав), каждая из которых делится на стихи (аяты, т.е. «знамения, чудеса»). Суры расположены по размеру — от наибольших к самым кратким, в несколько строк (хотя те и другие изречения обнародовались Мухаммедом в разные периоды его жизни
— сначала самые лаконичные, затем всё более пространные). Почти весь Коран написан ритмической прозой. Каждая сура имеет (условное) название (например, «Корова», «Свет», «Ангелы», «Звезда» и т.д. — по самой яркой её фразе или теме). Все суры (кроме девятой) начинаются формулой: «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!» С этой фразой мусульманин начинает любое важное дело.
Попозже самого Корана были записаны хадисы — рассказы знавших Мухаммеда и его сподвижников лично людей об их поступках и высказываниях. Сборники таких рассказов именуются сунна. Поскольку пророк нередко высказывался довольно туман- но, потребовалось составить подробные толкования Корана (тафсир). На основе Ко- рана и хадисов мусульманские богословы разработали шариат (по-арабски «правиль- ный путь») — свод принципов мышления и правил поведения, обязательных для каж- дого мусульманина. Согласно сурам Корана регламентируется жизнь правоверного мусульманина (пищевые запреты, количество жён, отношения в семье, правила насле- дования имущества, торговых сделок, раздела военной добычи, внесения и распреде- ления налогов, отношения к другим религиям и т.д.). Здесь же определены самые тя- желые грехи — ростовщичество, пьянство, азартные игры, супружеская неверность, воровство. Таким образом, в отличие от остальных религий, в исламе нет разделения общества, церкви и государства. Здесь и церковью, и частью государства является са- ма мусульманская община-умма.
Священное писание любой крупной религии противоречиво. Не составляет ис- ключения и Коран: одни его стихи противоречат другим. Это связано с тем, что меня- лось положение Мухаммеда — сначала его мало кто признавал, ему угрожали; затем он завоевал беспрекословный авторитет соотечественников. Кроме того, сложностью отличаются темы отдельных частей Корана. Поэтому им с успехом пользуются как мирные мусульмане, так и исламские террористы.
Ещё более гибкой логикой отличаются сборники хадисов. 6 наиболее автори- тетных из них составлены в IX в. Вот пример оттуда одной из речей Мухаммеда: «Лю- би бедных; всегда обращай внимание на тех, которые стоят ниже тебя, и не обращай внимания на тех, кто стоит выше тебя; не проси никогда ничего ни у кого; храни верность родственникам, хотя бы они и причиняли тебе горе; говори всегда правду, как бы она ни была горька; не позволяй совращать себя оскорблениями с пути Божьего». В хадисы включены также многие пригодившиеся арабам идеи соседних с ними и покорённых ими народов (вплоть до мнений античных философов, христианских молитв, идей иудаизма, зороастризма и прочих учений древности и средневековья). При этом ярко проявились особая любознательность арабов и их склонность к путешествиям в чужие страны.
При всей пестроте своих источников, ислам отличается внутренним единством. Его исходная формула — Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед
— пророк его. В этом высказывании подчёркивается две исходных и важ- нейших идеи — единобожия и пророческой миссии Мухаммеда. Главный долг каждого мусульманина — подтверждать это. 112-я сура Корана гла- сит: Скажи: Он — Бог — один / Бог крепкий; / не родил и не был рождён, / и не был Ему равным ни один! Аллах одновременно и грозный, и милости- вый для людей; он непостижим для них и одновременно постоянно являет себя им через разные знамения. Сотворив весь мир, Аллах управляет им, сообщив людям свою волю через своего пророка — Мухаммеда. Благочес- тивый мусульманин обязан как можно чаще упоминать Аллаха по его мно- гочисленным (99) именам (милостивый, милосердный, верный и т.п.). Со- гласно исламу, всё происходящее в мире, как добро, так и зло, а также все поступки людей обусловлены волей Всевышнего.
Предшественниками Мухаммеда, тоже пророками признаются осно- воположники иудаизма (библейские пророки Авраам-Ибрахим, Моисей- Муса, Давид-Дауд и др.) и христианства (Иисус-Иса). Своё происхождение арабский народ возводит к старшему сыну пророка Авраама — Исмаилу. Согласившись с этим, Мухаммед утверждал, будто именно ими воздвигну- ты стены Каабы. Мусульмане признают священное происхождение Ветхого и Нового Заветов Библии, однако считают, что иудеи в Торе и христиане Евангелии исказили божественный закон. Тем не менее, именно у них ислам заимствовал представления о загробном мире, страшном суде, рае и аде, ангелах и демонах, а главное, — об абсолютном всесилии единого Бога. Поскольку люди забывали или искажали поучения его пророков, мило- стивый Бог послал им последнего — Мухаммеда (тот поэтому именуется в
исламе печатью пророков). Язык Корана, а значит для мусульманина, и Бога, — только арабский. Слушать или читать Коран по-арабски для мусульман означает внимать самому Аллаху. Переводы Корана на другие языки считаются ими лишь популярными истолкованиями его текста. Богослужения в любой мусульманской стране ведутся только на арабском.
Таким образом, ислам возник как своеобразный синтез иудаизма, христианства и аравийского язычества. Мухаммед творчески переработал их содержание и применил к социально-политическим условиям и задачам своего народа. Не договорившись о союзе с иудейской и христианскими общинами Медины, пророк в своих проповедях от идеи веротерпимости («нет принуждения в религии») перешёл к идее безусловного преимущест- ва ислама над прочими вариантами единобожия. Общим днем молитвы мусульман становится пятница — в противовес иудейской субботе и хри- стианскому воскресенью.
Мусульманское вероучение базируется на пяти основных принципах.
· Первый назывался выше. Это вера в единого Бога и пророческий дар Мухаммеда (шихада — «свидетельство»). Произнося главную формулу
— «Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед — послан- ник его», мусульманин отличает себя от людей других вероисповеданий. В сражении это изречение (или его краткий эвивалент: Аллах акбар! — «Ал- лах велик!») служит боевым кличем. Погибший с таким возгласом на устах воин признаётся шахидом, становится мучеником за веру, которому угото- вано райское блаженство. Произнесения шихады в присутствии двух взрос- лых мусульман-свидетелей (мужчин) достаточно для принятия ислама.
Остальные четыре идейных столпа ислама следующие:
· обязательная 5 раз в день, в строго определённое время молитва (намаз); его совершают на рассвете, около полудня, перед вечером, перед закатом и с наступлением ночи; кроме этих 5 обязательных может быть совершено любое число добровольных молитв; молитва сопровождается очищением верующего, внутренним (настрой на покаяние и искупление) и внешним (водой, а если её нет, то песком, камнем) омовением; молитвен- ный ритуал ракат включает в себя цикл молитвенных поз (стоя, в поясном поклоне, на коленях, сидя на пятках) и движений, которые сопровождают- ся произнесением молитвенных формул; последовательность этих движе- ний и формул возводится к Мухаммеду и с тех пор не меняется; молиться можно как индивидуально, так и коллективно; полуденную молитву в пят- ницу рекомендуется совершать в мечети;
· периодический (в течение месяца рамадан по лунному календарю) пост (ураза); он состоит в полном воздержании в светлое время суток от любой еды, питья, курения, исполнения супружеских обязанностей, т.е. от всего того, что отвлекает от благочестивого настроения; с наступлением ночи эти запреты снимается, однако рекомендуется и тогда проводить время не только во сне, но и за чтением Корана, раздумьями, беседами, разда- чей милостыни и совершением других добрых дел;
· налог в пользу бедных и немощных членов мусульманской общины (закят); его выплачивают состоятельные мусульмане; кроме нищих, сирот, инвалидов, престарелых, странников, из этого же источника финансируют- ся воины за веру;
· паломничество в Мекку (хадж) к храму Каабы; его обязан совер- шить хотя бы раз в жизни каждый мусульманин, если позволят здоровье и финансы; кульминацией паломничества является стояние у горы Арафат (как бы непосредственно перед ликом Аллаха) и обход Каабы; совершив- ший паломничество получает звание хаджи и право носить зелёную чалму; массовый сбор паломников в Мекку символизирует единство мусульман- ской общины всего мира, независимо от национальных и прочих различий верующих в Аллаха.
Дом пророка в Медине стал первой мусульманской церковью — ме- четью. Здесь были выработаны основные обряды ислама (форма молитвы, порядок поста, ритуал восходящего к язычеству праздника жертвоприно- шения — курбан-байрам). Этот главный праздник мусульман начинается после завершения паломничества и длится три дня. В память о жертвопри- ношении Авраама, паломники забивают тогда домашний скот (барана, верблюда, быка); две трети мяса принято раздаривать неимущим.
Также три дня длится второй по значению мусульманский праздник
— ураза-байрам. Он отмечается после поста в месяце рамадан и состоит в разговении — обильной праздничной трапезе, после общей молитвы. Как писал Р. Киплинг:
Опустили руки мы как мудрецы
В коричневый соус из жирной овцы
И кто не ел из того котла —
Не умеет добра отличить от зла…
В дни своих праздников мусульмане надевают парадные одежды, по- сещают могилы предков и родственников, наносят визиты родным и друзь- ям, дарят им подарки.
Несколько поколений исламских богословов до мелких деталей рег- ламентировали повседневную и общественную жизнь мусульман. Ни одна другая религия так глубоко не проникает в политику, экономику, право, частную жизнь, как ислам. Первые преемники Мухаммеда — халифы (за- местители) Абу Бакр, Омар, Осман, как и он, сочетали в своих руках выс- шую светскую и религиозную власть. Однако уже при четвёртом халифе — Али в мусульманском государстве (халифате) возникли крупные разно- гласия по поводу порядка передачи и раздела власти. В результате ислам раскололся на три главных направления: суннитов, шиитов и хариджитов, а также ещё целый ряд более мелких направлений.
Сунниты (их теперь до 90 % всех мусульман мира) отдают власть в государстве халифу, избираемому всей мусульманской общиной (часть ха- дисов, касающихся халифа Али, они отрицают). У суннитов нет церкви и священнослужителей в нашем (христианском) понимании этих институтов; суннитские богословы, в отличие от шиитских, не пользуются правом вы- носить собственные решения по вопросам религиозной и общественной жизни, их роль сводится к толкованию текста Корана и поучению верую- щих с его помощью. А шииты считают законной передачу власти в ислам- ском государстве лишь по наследству потомкам пророка Мухаммеда по линии его двоюродного брата Али. Для суннитов глава мусульманской общины — имам («стоящий впереди», на молитве, прежде всего) выступа- ет лишь руководителем молитвы. Его функции может выполнять любой благочестивый мусульманин, умеющий читать Коран. А в глазах шиитов он воплощает в себе божественную благодать, передающуюся от одного потомка Али к другому. Поэтому для шиитов власть имама имеет божест- венное происхождение и не зависит от желания людей.
Шиизм, в отличие от суннизма, не представляет собой единого дви- жения, но расколот на многие течения и секты (имамитов, исмаилитов, друзов, алавитов и многие другие). Истинного имама — вождя всех му- сульман они усматривают в разных деятелях этой религии из разных поко- лений потомков пророка. Сейчас для большинства шиитов зримого имама нет, а представителями временно скрытого имама считаются главные авто- ритеты ислама — аятоллы. Они имеют право отдавать приказы по самым важным вопросам не только религиозной, но и общественной жизни тех стран, где господствует шиизм (например, в Иране).
Кроме суннитов и шиитов разных толков, в исламе существуют и по- являются ещё более жёсткие варианты вероисповедания и культа. Это упо- мянутые выше хариджиты («повстанцы») — первая секта в исламе, доби- вавшаяся (сугубо террористическими методами) демократизации власти в Халифате при пророке Али. Затем прославились мистики суфии, пропове- дующие строгий аскетизм — отказ от всех земных благ, доходящие до экс- таза молитвы и прочие ритуальные телодвижения (зикр).
Печальную известность получил в последнее время также ваххабизм, настаивающий на немедленном начале войны против представителей дру- гих религий (джихад, газават). Осноположником этой секты в конце XVIII в. стал Мухаммед ибн Абд-аль Ваххаб, проповедовавший среди ара- вийских бедуинов строгое восстановление «чистоты первоначального ис- лама». С тех пор ваххабиты особо беспощадно искореняют в своей среде показную роскошь, алкоголь и наркотики, пение и танцы, прочие развлече- ния. На самом деле, изначально и до сих пор идеи этой секты служили прикрытием для передела власти в отдельных районах мусульманского ми- ра, для нападения с той же целью на соседние страны. Последнее по времени государство, где победили ваххабиты, — Саудовская Аравия. Именно представители ваххабитов возглавили войну чеченцев за отделение Кавказа от России; они же придали этой борьбе террористические формы (захваты заложников и превращение их в рабов, взрывы жилых домов, угоны само- летов и пароходов с мирными жителями, т.п.). Свои фанатики были и есть в истории любой крупной религии, но именно в исламе они сохранились в большом числе до наших дней. Однако эти террористы представляют не весь ислам, а только его фундаменталистскую (т.е. доведенную до крайно- сти, нежелающую меняться в мирную сторону) часть. Многие представи- тели международного терроризма находят убежище и поддержку в странах наиболее фундаментального ислама (Ливии, Иране, Палестине, Афгани- стане). Террористы, прикрывающиеся Кораном, опасны в первую очередь настоящим мусуль-манам, поскольку создают им невыносимые условия жизни, навлекают на них вражду соседних стран и народов. Скажем, аф- ганские талибы («студенты» медресе-школ при мечетях) — солдаты, за- вербованные, обученные и вооружённые Пакистаном, захватили почти всю страну и устанавливают там варварский образ жизни (запрещались радио и телевидение, игры вроде шахмат; женщины не имели права работать вне дома, появляться на улице без закрывающей лицо чадры, сопровождения мужчин-родственников и т.п.). По приказу имамов движения Талибан раз- рушались ценнейшие памятники буддизма и других религий на территории Афганистана. Всё это безумие закончилось вторжением армии США и на- сильственным свержением талибского режима.
С искажённым фундаменталистами исламом предстоит долгая и трудная борьба. Борьбе с терроризмом в мусульманской оболочке должны помогать мирные трактовки ислама, призывающие творить людям добро.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи