АКТИВ (от лат. activus - действенный), 1) левая сторона бухгалтерского баланса предприятия, фирмы, отражающая в денежном выражении материальные и нематериальные ценности, принадлежащие предприятию, фирме, их состав, размещение и использование на начало и конец отчётного периода; см. также Пассив; 2) превышение доходов над расходами (напр., в активном платёжном балансе).
АКТИВЫ, совокупность имущества и денежных средств, принадлежащих предприятию, фирме, компании (здания, сооружения, машины и оборудование, материальные запасы, банковские вклады, вложения в ценные бумаги, патенты, авторские права), в которые вложены средства владельцев, хозяев компании, их собственность. В широком смысле - любые ценности, обладающие денежной стоимостью, оцениваемые в деньгах.
АКТИВЫ, совокупность имущества и денежных средств, принадлежащих предприятию, фирме, компании (здания, сооружения, машины и оборудование, материальные запасы, банковские вклады, вложения в ценные бумаги, патенты, авторские права), в которые вложены средства владельцев, хозяев компании, их собственность. В широком смысле - любые ценности, обладающие денежной стоимостью, оцениваемые в деньгах.
АККРЕДИТИВ (от лат. accredo - доверяю), денежный документ, содержащий поручение о выплате определённой суммы денег предъявителю этого документа в соответствии с указанными в нём условиями. Выплату производит банк по предъявлении аккредитива. Денежные аккредитивы являются именными; они позволяют получить указанную в них сумму полностью или частями в течение определённого периода. На основе аккредитивов могут производиться безналичные расчёты между предприятиями и организациями. Банк плательщика даёт поручение банку, обслуживающему получателя платежа, оплатить требуемую сумму в оговорённый срок на основе условий, предусмотренных в аккредитивном документе плательщика.
АЖИО (итал. aggio), 1) отклонение в сторону превышения рыночной цены золота, выраженной в денежных средствах национальной валюты; 2) надбавка к цене золота; 3) превышение рыночных курсов денежных знаков, векселей или ценных бумаг по сравнению с их нарицательной стоимостью; 4) разница за счёт превышения кредитной банковской процентной ставки над депозитной; 5) термином "ажио" обозначается также комиссия, плата, взимаемая банком или другим финансовым учреждением за перевод денег из одной формы в другую, напр. за обмен монет на банкноты или за обмен одной валюты на другую.
Ажио обычно начисляется в процентах к номиналу, нарицательной стоимости, указанной на ценных бумагах, бумажных деньгах, банкнотах, монетах.
На получение ажио направлена деятельность банков, бирж, других юридических и физических лиц, рассчитанная на создание и поддерживание искусственного, спекулятивного повышения (понижения) курса ценных бумаг или цен на товары в ходе биржевых торгов с целью увеличения прибыли. Ажио выступает как разница между: номинальной стоимостью акции и её курсом на бирже; курсом валюты в данный момент и её курсом при продаже на определённый срок; стоимостью бумажных денег и курсом валюты в валютных операциях; стоимостью металла и биржевой стоимостью монеты в операциях с золотыми монетами. Противоположное понятие - дизажио.
Ажио обычно начисляется в процентах к номиналу, нарицательной стоимости, указанной на ценных бумагах, бумажных деньгах, банкнотах, монетах.
На получение ажио направлена деятельность банков, бирж, других юридических и физических лиц, рассчитанная на создание и поддерживание искусственного, спекулятивного повышения (понижения) курса ценных бумаг или цен на товары в ходе биржевых торгов с целью увеличения прибыли. Ажио выступает как разница между: номинальной стоимостью акции и её курсом на бирже; курсом валюты в данный момент и её курсом при продаже на определённый срок; стоимостью бумажных денег и курсом валюты в валютных операциях; стоимостью металла и биржевой стоимостью монеты в операциях с золотыми монетами. Противоположное понятие - дизажио.
АДМИНИСТРАТИВНО - КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА, хозяйство, в котором господствует государственная форма собственности и основные, а также менее значимые экономические решения принимаются на высшем уровне управления и административно, в виде команд, обязательных для выполнения, доводятся до каждой экономической единицы. Методы и механизмы товарного производства и рыночной экономики не применяются или применяются в ограниченном, а иногда и в искажённом виде. Централизованная бюрократическая система управления использует в основном нерыночные рычаги выполнения директивных заданий и решений.
Хозяйственная самостоятельность предприятий и организаций в административно-командной экономике в значительной мере ограничена. Действуют плановые задания, которые детально определяют доводимые до каждого предприятия в виде подробной росписи натуральные и стоимостные показатели. Распределение материально-технических средств (машин, оборудования, сырья и материалов) и реализация готовой продукции также строго регламентированы.
Ценообразование осуществляется исключительно административным путём. Все товары продаются и покупаются по ценам, установленным специальными государственными органами.
Хозяйственная самостоятельность предприятий и организаций в административно-командной экономике в значительной мере ограничена. Действуют плановые задания, которые детально определяют доводимые до каждого предприятия в виде подробной росписи натуральные и стоимостные показатели. Распределение материально-технических средств (машин, оборудования, сырья и материалов) и реализация готовой продукции также строго регламентированы.
Ценообразование осуществляется исключительно административным путём. Все товары продаются и покупаются по ценам, установленным специальными государственными органами.
Иногда создается впечатление, будто бы бихевиористы утверждают, что все поведение человека является результатом обучения и подкрепления, а все человеческие болезни, от войн до бородавок, можно исцелить правильным использованием подкрепления. Это, конечно, не так. Поведение является богатой смесью внешних и внутренних ответов, как выученных, так и невыученных. Как это известно каждой матери, индивидуальные особенности являются врожденными (биолог Т.С.Шнейрла показал наличие индивидуальных особенностей поведения даже у насекомых). Далее, громадная часть того, что мы делаем и чувствуем, является результатом нашей эволюции в качестве общественных животных. В это входит наше стремление к взаимодействию и взаимной поддержке ("реципрокный альтруизм"), а также наклонность к агрессивным реакциям, если кто-либо посягает на наши идеалы или собственность ("защита ореола"). А кроме того, то что делается или говорится в данный момент, может в значительной степени зависеть от физического состояния, оцениваемого либо согласно прошлому опыту, либо прогнозу на будущее: человек, который очень голоден или мерзнет, может вести себя совсем не так, как тогда, когда он находится в комфортных условиях, вне зависимости от других обстоятельств.
Таким образом, метод подкрепления имеет свои ограничения, и я не вижу в этом ничего плохого. Наше понимание поведения представляется мне в виде трех сцепленных колец, наподобие торгового знака пива Ballantine. В одном круге располагаются такие бихевиористы, как Скиннер, и все, что нам известно об обучении и познавательных способностях; в другом круге находятся этологи, такие как Лоренц, и все, что мы знаем о биологической эволюции поведения; а в треть ем круге - поведение, которое мы еще не совсем, понимаем, например, игра. И часть каждого круга по своему содержанию перекрывается с двумя другими.
Таким образом, метод подкрепления имеет свои ограничения, и я не вижу в этом ничего плохого. Наше понимание поведения представляется мне в виде трех сцепленных колец, наподобие торгового знака пива Ballantine. В одном круге располагаются такие бихевиористы, как Скиннер, и все, что нам известно об обучении и познавательных способностях; в другом круге находятся этологи, такие как Лоренц, и все, что мы знаем о биологической эволюции поведения; а в треть ем круге - поведение, которое мы еще не совсем, понимаем, например, игра. И часть каждого круга по своему содержанию перекрывается с двумя другими.
На протяжении всей книги я рассказывала о том, как теория подкрепления позволяет профессиональным дрессировщикам формировать поведение у тех существ, к которым про сто не может быть применена сила: кошек, пум, цыплят, птиц в воздухе, слонов в посудной лавке. Обучение с подкреплением открыло новые горизонты, которые, как мне кажется, мы только начинаем исследовать с целью создания полезного действенного партнерства с новыми неодомашненными видами животных. Оно даст возможность животным продемонстрировать нам такие свои возможности, о которых в других условиях мы, возможно, никогда и не узнали бы. Военно-морские силы США занимают передовые позиции в деле развития новых способов использования диких животных, начиная от охраны портов дельфинами до спасения гриндами локаторов. На учебном полигоне в Калифорнии, где вода слишком глубока, мутна и холодна для пловцов-людей, ВМС США обычно используют для обнаружения и обратной транспортировки отстрелянных ракет группу дрессированных морских львов. Ученый Джим Симмонс, работающий в ВМС, проводил эксперименты с голубями, выступавшими в роли корректировщиков в спасательных операциях вода - воздух. Голубей, перевозимых на легких самолетах, обучали клевать кнопку, если они видели желтый, оранжевый или красный предмет (цвета спасательных жилетов и плотов).
В нашей стране труд и управление традиционно стояли на противоположных позициях. Мысль о том, что все принимают участие в общей игре, никогда не была особенно популярна в американском бизнесе. Практика бизнеса исходила из того, что каждая из сторон старается получить от другой как можно больше, а дать как можно меньше. Конечно, на" самом деле это молчаливо подразумевалось исходными позициями обучения, но некоторые администрации склонялись к другим подходам. В шестидесятые годы получили популярность "бережное обучение" и другие социально-психологические подходы, ставившие целью просветить администрацию по вопросам нужд и чувств сотрудников и служащих. Но можно быть сколь угодно хорошо осведомленным, но не знать при этом, как же решать каждую конкретную проблему. Положение в бизнесе таково, что одни занимают более высокое, другие более низкое положение, одни получают распоряжение, другие их отдают. В США ситуация в большинстве случаев не напоминает семейную и не должна быть таковой. Поэтому семейственный тип разрешения межличностных конфликтов на работе не проходит. Среди последних публикаций о бизнесе меня в последнее время заинтересовали несколько сообщений, где описаны наиболее эффективные подходы, где используется подкрепление - от наиболее простых до совершенно блестящих. Например, один из консультантов по менеджменту советует в случае, если необходимо временно освободить от работы часть персонала, определить 10% худших и 20% лучших работников. Вы освобождаете самых слабых работников, но вы так же должны обязательно обеспечить 20% лучших, при этом они должны знать, что их оставляют потому, что они прекрасно работают. Очень здравая мысль. Помимо того, что вы убережете своих лучших работников от нескольких бессонных ночей и очень существенно положительно их подкрепите при вызывающих тревогу обстоятельствах, вы к тому же побуждаете средних работников либо стремиться к подкреплению, которое, как они видят, получено лучшими, либо хотя бы не попасть в низшую группу - кандидатов на вылет.
Судя по моим случайным наблюдениям, тренировки в большинстве командных видов спорта - например, профессиональный футбол, - продолжают старую добрую неандертальскую традицию: множество лишений, наказание, фаворитизм, оскорбление на словах и в мыслях. Однако в тренировочном мире в индивидуальных видах спорта по-видимому происходят радикальные изменения. Фактически именно один из симптомов этого переворота побудил к написанию этой книги. На обеде в округе Весчестер штат Нью-Йорк, я сидела рядом с теннисистом-профессионалом, тренировавшем хозяйку дома, приятным молодым человеком из Австралии. Он сказал мне: - Я слышал, что вы тренируете дельфинов. Вы знаете о Скиннере и всех этих штуках? -Да. - Тогда скажите мне, где достать книгу о Скиннере, которая помогла бы мне усовершенствоваться в качестве тренера. Я знала, что такой книги нет. Почему ее не было, до сих . пор остается для меня загадкой, и я решила написать ее. И вот она перед вами. Между тем я раздумывала над удиви тельным фактом о том, что этот человек и, возможно, многие другие ему подобные точно знали, что им было нужно. Это означало, что существовали люди, которые уже ухватились за обучение с подкреплением и хотят знать о нем побольше. ; В то время я жила в Нью-Йорке. Частично в качестве : разнообразия в ограниченной рамками дома сидячей городской жизни, а частично из-за любопытства дрессировщика я начала посещать занятия по нескольким видам физической 1; культуры, начиная от уроков по выживанию, парусного спорта, лыж (как горных, так и равнинных) до фигурного катания и танцев. К моему удивлению, только один из инструкторов, под чьим руководством я работала (преподаватель класса труда) опирался на насмешки и угрозы для того, чтобы вызвать нужное поведение. Все остальные использовали своевременное положительное подкрепление, а часто и чрезвычайно остроумные методики формирования поведения.
В начале этой книги, рассматривая теорию Скиннера, я уже говорила, что любая оригинальная идея сначала отвергается, потом подвергается яростным нападкам, и, наконец, принимается как аксиома. Я думаю, что в эволюции любой идеи есть и четвертая фаза: идея не только принимается, но и осознается, удерживается в умах и претворяется в действиях. И это, как я вижу, происходит с положительным подкреплением, и особенно среди людей, которые выросли на идеях Скиннера, витавшими в воздухе, а именно людей, родившихся после 1950 г. Они приобрели привычку пользоваться положительным подкреплением и формировать поведение без страха и колебаний, как нынешние дети приняли компьютеры, которые иногда страшат их родителей. Они распространили эти приемы среди своих старших партнеров, а те со свойственным им энтузиазмом заразили ими окружающих. Разрешите привести несколько наиболее ярких примеров.
Пристрастие к потреблению различных веществ - сигарет, алкоголя, кофеина, наркотиков и т.д. - оказывают физиологические эффекты, способствуют удержанию вас на крючке и приводят к возникновению тяжелых абстинентных симптомов, если вам приходится обходиться без данного вещества. Но существует также большое число поведенческих составляющих этих пристрастий. Некоторые люди ведут себя как наркоманы, включая проявления абстинентных симптомов, по отношению к относительно безвредным веществам, таким как чай, содовая шипучка, шоколад, или к такому времяпрепровождению как бег или еда. Некоторые могут давать ход и останавливать вредные привычки. Например, у большинства курильщиков потребность закурить возникает регулярно с точностью часового механизма, и они впадают в неистовство, если их лишить сигарет. Но некоторые правоверные иудеи могут интенсивно курить шесть дней в неделю, а затем полностью обходиться без сигарет в субботу и не терзаться этим. Помимо физического состояния большинство вредных привычек дают временное уменьшение психического напряжения, вследствие чего они принимают характер заместительной деятельности, что усиливает трудность их преодоления. Но поскольку вредные привычки имеют выраженные поведенческие составляющие, то теоретически можно допустить, что к любой вредной привычке можно подойти как поведенческой проблеме, применив один или более из восьми предложенных методов, и иметь некоторую, вероятность получения положительных результатов. Почти все программы реабилитации от вредных привычек, начиная с клинического лечения алкоголизма, базируются в основном на методах 1 и 8. Вожделенное вещество становится физически недоступно, а лечение сводится к попыткам найти другой источник удовлетворения пациента - повышение уровня самооценки, самоанализа, профессионального мастерства. - смена мотивации, которая определяет потребности.
Люди, у которых сложная, требующая отдачи жизнь, иногда опаздывают потому, что им многое надо сделать и они должны пытаться как-то втиснуть все дела в имеющееся время - это работающие матери, люди, занявшиеся новым, быстро расширяющимся делом, некоторые врачи и т.д. У других людей опоздание становится правилом Вне зависимости от того, заняты они или нет Поскольку некоторые люди, даже занимающиеся делами мирового масштаба, безукоризненно пунктуальны, следует предположить, что те, кто часто опаздывает, подсознательно выбирают именно такой тип поведения Некоторые склонны считать, что медлительность должна сама себя изживать, по типу отрицательного подкрепления - вы пропустили половину фильма, вечер, на который пришли, почти окончен, человек, которого вы заставили ждать, в ярости. Но это скорее наказание, а не негативное подкрепление, потому что эти следствия наступают уже после того поведения, которое необходимо изменить, и которое состоит не в том, что вы поздно пришли, а в том, что вы недостаточно рано вышли для того, чтобы быть вовремя. Постоянно опаздывающие люди обычно имеют в запасе удивительные оправдания, с помощью которых они добиваются положительного подкрепления в виде прощения (которые формируют их навыки отыскания оправданий и фактически подкрепляют опоздания) Наиболее быстрым способом преодолеть опоздания является метод 8 - смена мотивации. У людей много причин для опоздания Одна из них - страх: вам не хочется в школу, и поэтому вы копаетесь. Другая - претензия на сочувствие: "Ах, я бедняжка, на меня столько навьючили, что я не справляюсь со своими обязанностями". Опоздания могут быть выражением неприязни - когда вы подсознательно не хотите быть со ждущими вас людьми, - и демонстративное опоздание, когда вы показываете, что у вас есть гораздо более важные дела, чем появление в данном месте.
Кусание ногтей является одновременно проявлением стрессового состояния и способом моментального получения разрядки. У животных такой тип активности называется заместительным поведением. Собака в ситуации напряженности - например, когда незнакомый человек пытается ее погладить - может внезапно сесть и начать чесаться. Две лошади, принимающие угрожающие позы в борьбе за доминантное положение, внезапно начинают щипать траву. Заместительное поведение очень часто имеет характер приведения себя в порядок (груминг - самоухаживание, самочистка). У животных в условиях ограничения свободы это поведение может так часто повторяться, что ведет к самокалеченью. Птицы чистят перышки до тех пор, пока не выщипают их все до лысин; кошки разлизывают лапу до ран. Кусание ногтей (так же как выдергивание волос, чесание и другие виды чистящего поведения) у людей тоже могут привести к таким крайностям, и даже боль не может прекратить это поведение. Поскольку данное поведение действительно мгновенно переключает со стрессовой ситуации, оно становится само подкрепляемым и может совершаться даже тогда, когда ни какого стресса нет. Иногда положительный результат дает метод 4 - угашение. Данная привычка постепенно исчезает, когда человек становится старше, у него появляется большая уверенность в себе. Но на это могут потребоваться годы. Метод 1 - сделать так, чтобы грызть ногти было бы невозможно, скажем, надевать перчатки, и метод 2 - наказание предъявлением обвинений и выговоров - не обучит того, кто грызет ногти другому поведению. Метод 3 - отрицательное подкрепление - намазать ногти чем-либо неприятным на вкус - может оказаться эффективным, только если данная привычка сама постепенно исчезает (это относится также и к сосанию пальца). Если у вас есть эта привычка, то лучшим способом от нее избавиться является комбинация всех четырех позитивных методом Сначала, используя метод 5 - несовместимое по ведение, - приучитесь ловить себя в начале этого занятия, и всякий раз, когда ваша рука тянется ко рту, отдергивайте ее и производите какое-либо другое действие. Сделайте четыре глубоких вздоха. Выпейте стакан воды. Попрыгайте. Потянитесь.