Буддизм (от санскритского слова "будда", буквально — просветленный) — одна из трех мировых религий, получившая распространение среди населения ряда стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.
По представлению буддистов, каждое существо, достигшее высшей святости, может стать буддой, т. е. просветленным. Один из будд, прозванный в его земной жизни Шакьямуни („отшельник из рода шакьев"), поведал людям учение о „спасении", которое его последователи называют, как правило, санскритским словом „дхарма" (учение, закон). Поэтому под термином „будда" обычно подразумевают именно Шакьямуни.
Вопрос о том, является ли личность Шакьямуни полностью мифической, или в основе его биографии, расцвеченной религиозной фантазией составителей, лежат некоторые реальные факты, Наукой пока не решен. Подробные "биографии" Шакьямуни возникли не ранее II—III вв. н. э. Однако не подлежит сомнению, что Шакьямуни единоличным „создателем" буддизма, каким его представляет буддийская литература, быть не мог.
Легенда о Будде
Буддисты верят, что после бесчисленных предшествующих перерождений грядущий Будда решил к радости всех богов спуститься на землю и возвестить людям путь к спасению. Для „последнего своего рождения" он избрал царскую семью в знатном роде Готама (отсюда одно из его имен - Гаутама) племени шакьев, живших в Северной Индии.
По представлению буддистов, каждое существо, достигшее высшей святости, может стать буддой, т. е. просветленным. Один из будд, прозванный в его земной жизни Шакьямуни („отшельник из рода шакьев"), поведал людям учение о „спасении", которое его последователи называют, как правило, санскритским словом „дхарма" (учение, закон). Поэтому под термином „будда" обычно подразумевают именно Шакьямуни.
Вопрос о том, является ли личность Шакьямуни полностью мифической, или в основе его биографии, расцвеченной религиозной фантазией составителей, лежат некоторые реальные факты, Наукой пока не решен. Подробные "биографии" Шакьямуни возникли не ранее II—III вв. н. э. Однако не подлежит сомнению, что Шакьямуни единоличным „создателем" буддизма, каким его представляет буддийская литература, быть не мог.
Легенда о Будде
Буддисты верят, что после бесчисленных предшествующих перерождений грядущий Будда решил к радости всех богов спуститься на землю и возвестить людям путь к спасению. Для „последнего своего рождения" он избрал царскую семью в знатном роде Готама (отсюда одно из его имен - Гаутама) племени шакьев, живших в Северной Индии.
Одной из древнейших форм религии был тотемизм. О сущности тотемизма в науке еще не сложилось единого мнения, и по этому поводу ведутся оживленные дискуссии. Многие зарубежные ученые не считают тотемизм религией. Одни из них рассматривают тотемизм в качестве средства организации общества, другие полагают, что он был попыткой первобытного человека классифицировать вещи и явления. Советские ученые, не отрицая большой социальной значимости тотемизма, считают его религией. В наиболее общем виде тотемизм - это вера в таинственную родственную связь меж- ду группой людей, с одной стороны, и определенным видом растений, животных или явлением природы - с другой. Тотемизм самым тесным образом связан с родовым строем, и существует мнение, что эта форма религии возникла как фантастическое отражение в сознании людей складывающихся родовых отношений. Обычно каждый род был одновременно и отдельной тотемической группой и назывался по имени тотемного животного, растения и т. д. Тотемистические верования имеют несколько разновидностей: кроме основной разновидности — родового тотемизма существуют также племенной, фратриальный, половой и индивидуальный тотемизм.
Очень распространена была среди первобытных людей также вера в магию. Согласно магическим представлениям, путем определенных действий, заклинаний можно воздействовать на какое-нибудь явление природы или на человека.
Весьма рано возник в первобытном обществе и фетишизм - почитание неодушевленных материальных предметов, якобы обладающих сверхъестественными свойствами.
Очень распространена была среди первобытных людей также вера в магию. Согласно магическим представлениям, путем определенных действий, заклинаний можно воздействовать на какое-нибудь явление природы или на человека.
Весьма рано возник в первобытном обществе и фетишизм - почитание неодушевленных материальных предметов, якобы обладающих сверхъестественными свойствами.
Палеоантропологические и археологические находки 60-80-х годов заставили внести существенные коррективы в прежние представления о времени существования человеческого общества.
В 1960 г. английский археолог Л. Лики обнаружил в древнем слое Олдовайского ущелья на севере Танзании костные остатки существа, во многом похожего на австралопитековых обезьян, однако значительно превосходившего их по объему своего мозга. Если средний объем мозга австралопитековых немногим превышал 500 см3, то объем мозга у найденного Л. Лики существа достигал почти 660 см3. Еще существеннее было то, что Ноmо habilis (человек умелый), как английский археолог назвал свою находку, обладал, в от-личие от австралопитековых, зачатками орудийной деятельности: в одном горизонте с ним были обнаружены примитивные галечниковые орудия. С помощью калий-аргонового метода абсолютной хронологии было установлено, что Ноmо hаbilis жил 1750 тыс. лет назад.
Поскольку человека отличает от животного прежде всего сознательное изготовление орудий, то Ното habilis был назван рядом антропологов древнейшим известным современной науке представителем человеческого рода (некоторые ученые считают Ноmо habilis не человеком, а предчеловеком).
Не менее сенсационная находка была сделана в 1970 г. в Кооби-Фора, на восточном берегу озера Рудольф в Кении, где в слое, имеющем абсолютный возраст 2,6 млн. лет, были раскопаны древнейшие из до сих пор известных орудий труда. И хотя костных остатков человека вместе с этими орудиями обнаружено не было, не вызывает сомнения, что создателем их могло быть существо, близкое Ноmо hаbilis.
В 1960 г. английский археолог Л. Лики обнаружил в древнем слое Олдовайского ущелья на севере Танзании костные остатки существа, во многом похожего на австралопитековых обезьян, однако значительно превосходившего их по объему своего мозга. Если средний объем мозга австралопитековых немногим превышал 500 см3, то объем мозга у найденного Л. Лики существа достигал почти 660 см3. Еще существеннее было то, что Ноmо habilis (человек умелый), как английский археолог назвал свою находку, обладал, в от-личие от австралопитековых, зачатками орудийной деятельности: в одном горизонте с ним были обнаружены примитивные галечниковые орудия. С помощью калий-аргонового метода абсолютной хронологии было установлено, что Ноmо hаbilis жил 1750 тыс. лет назад.
Поскольку человека отличает от животного прежде всего сознательное изготовление орудий, то Ното habilis был назван рядом антропологов древнейшим известным современной науке представителем человеческого рода (некоторые ученые считают Ноmо habilis не человеком, а предчеловеком).
Не менее сенсационная находка была сделана в 1970 г. в Кооби-Фора, на восточном берегу озера Рудольф в Кении, где в слое, имеющем абсолютный возраст 2,6 млн. лет, были раскопаны древнейшие из до сих пор известных орудий труда. И хотя костных остатков человека вместе с этими орудиями обнаружено не было, не вызывает сомнения, что создателем их могло быть существо, близкое Ноmо hаbilis.
Барон Рудольф фон Зеботтендорф, он же Эрвин Торре — один из видных немецких оккультистов. Настоящее имя Адам Альфред Рудольф Глауэр (8 ноября 1875 — 8 мая 1945). Основатель Общества Туле, немецкой оккультной организации, из которой вышло много видных членов нацистской партии. Принадлежал к масонам, практиковал суфийские медитации, астрологию, нумерологию и алхимию.
Ранние годы
Родился в Хойерсверде, Саксония, Германия, в семье машиниста из Дрездена. Позднее заявлял, что был усыновлён семьёй Зеботтендорф и использовал эту фамилию и баронский титул в качестве псевдонима. В 1897-1900 годах работал техником в Египте. После недолгой карьеры моряка торгового флота, в 1901 году Глауэр осел в Турции, устроился работать инженером в крупном поместье и принял гражданство Османской империи.
Глауэр начал интересоваться масонством и теософией. Также он открыл для себя нумерологию, каббалу и суфизм, особенно течение суфизма, представленное орденом бекташей. Возможно, он принял ислам, хотя в его полуавтобиографических произведениях этот вопрос не слишком освещён. Кроме того, надо заметить, что в то время многие ордена бекташей были тесно связаны с группами дёнме, последователями Шабтая Цви. Примерно к 1912 году он уверился, что обрёл «ключ к духовному осознанию», позднее описываемый исследователями как «комплекс нумерологических медитативных упражнений, несущих на себе печать суфизма и масонства».
Ранние годы
Родился в Хойерсверде, Саксония, Германия, в семье машиниста из Дрездена. Позднее заявлял, что был усыновлён семьёй Зеботтендорф и использовал эту фамилию и баронский титул в качестве псевдонима. В 1897-1900 годах работал техником в Египте. После недолгой карьеры моряка торгового флота, в 1901 году Глауэр осел в Турции, устроился работать инженером в крупном поместье и принял гражданство Османской империи.
Глауэр начал интересоваться масонством и теософией. Также он открыл для себя нумерологию, каббалу и суфизм, особенно течение суфизма, представленное орденом бекташей. Возможно, он принял ислам, хотя в его полуавтобиографических произведениях этот вопрос не слишком освещён. Кроме того, надо заметить, что в то время многие ордена бекташей были тесно связаны с группами дёнме, последователями Шабтая Цви. Примерно к 1912 году он уверился, что обрёл «ключ к духовному осознанию», позднее описываемый исследователями как «комплекс нумерологических медитативных упражнений, несущих на себе печать суфизма и масонства».
Чандра Мохан Раджниш — известный индийский религиозный деятель, основатель мистического учения, с начала семидесятых более известен как Бхагван Шри Раджниш и позднее как Ошо. Во многих странах последователей Ошо относят к сектам.
Проповедовал собственное учение, декларировавшее своей целью свободную и счастливую жизнь человека, борьбу с предрассудками, ложными ценностями общества, бюрократическим государством, бюрократизированной церковной верой (клерикализм), "бездуховностью" семейного уклада и прочим. Разработал множество новых систем медитации, связанных с музыкой, движением, дыханием.
Беседы Ошо, записанные в период с 1969 по 1989 год, собраны и изданы последователями в виде большого (несколько сотен) числа книг. Основатель системы ашрамов во многих странах. Во время пребывания в США основал город Раджанешпурам и оказался замешан в скандалах по причине незаконной деятельности учеников.
Биография
Родился Чандра Мохан Джеин 11 декабря 1931 года в маленькой деревне Кушваде (штат Мадхья-Прадеш, центральная Индия) в джайнаистской семье торговца полотенцами. Первые семь лет воспитывался в семье родителей отца.
Проповедовал собственное учение, декларировавшее своей целью свободную и счастливую жизнь человека, борьбу с предрассудками, ложными ценностями общества, бюрократическим государством, бюрократизированной церковной верой (клерикализм), "бездуховностью" семейного уклада и прочим. Разработал множество новых систем медитации, связанных с музыкой, движением, дыханием.
Беседы Ошо, записанные в период с 1969 по 1989 год, собраны и изданы последователями в виде большого (несколько сотен) числа книг. Основатель системы ашрамов во многих странах. Во время пребывания в США основал город Раджанешпурам и оказался замешан в скандалах по причине незаконной деятельности учеников.
Биография
Родился Чандра Мохан Джеин 11 декабря 1931 года в маленькой деревне Кушваде (штат Мадхья-Прадеш, центральная Индия) в джайнаистской семье торговца полотенцами. Первые семь лет воспитывался в семье родителей отца.
«Святая Македа, царица Савская»
Царица Савская, X век до н. э. — легендарная правительница аравийского царства Саба (Шеба), чей визит в Иерусалим к израильскому царю Соломону описан в Библии.
Имя этой правительницы в Библии не упоминается. В более поздних арабских текстах она зовётся Балкис (Билкис, европеизир. — Балкида), а в эфиопских легендах — Македа. В массовой англоязычной культуре название её страны, Шеба, иногда ошибочно принимается за личное имя.
Хотя историческое существование царицы не доказано, её образ оказал значительное влияние на фольклор и литературу многих народов Европы, Северной Африки и Ближнего Востока.
В Священных Писаниях
В Ветхом Завете
История царицы Савской в Библии тесно связана с израильским царём Соломоном. Согласно библейскому повествованию, царица Савская, узнав о мудрости и славе Соломона, «пришла испытать его загадками». Её визит описан в 10-й главе Третьей книги Царств (I Царей), а также в 9-й главе Второй книги Паралипоменон (II Хроник).
Царица Савская, X век до н. э. — легендарная правительница аравийского царства Саба (Шеба), чей визит в Иерусалим к израильскому царю Соломону описан в Библии.
Имя этой правительницы в Библии не упоминается. В более поздних арабских текстах она зовётся Балкис (Билкис, европеизир. — Балкида), а в эфиопских легендах — Македа. В массовой англоязычной культуре название её страны, Шеба, иногда ошибочно принимается за личное имя.
Хотя историческое существование царицы не доказано, её образ оказал значительное влияние на фольклор и литературу многих народов Европы, Северной Африки и Ближнего Востока.
В Священных Писаниях
В Ветхом Завете
История царицы Савской в Библии тесно связана с израильским царём Соломоном. Согласно библейскому повествованию, царица Савская, узнав о мудрости и славе Соломона, «пришла испытать его загадками». Её визит описан в 10-й главе Третьей книги Царств (I Царей), а также в 9-й главе Второй книги Паралипоменон (II Хроник).
Царь Соломон, держащий в руках изображение Храма. Икона из пророческого ряда церкви Преображения, Кижи, XVIII в.
Соломон — третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965-928 до н. э., в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), его соправитель в 967-965 до н. э.. Считается автором «Книги Екклесиаста», книги «Песнь песней Соломона», «Книги Притчей Соломоновых», а также некоторых псалмов. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский храм — главная святыня иудаизма.
Имена Соломона
Имя Шломо (Соломон) на иврите происходит от корня (шалом — «мир», в значении не война), а также (шалем — «совершенный», «цельный»).
Соломон упоминается в Библии также под рядом иных имён. Так, иногда он называется Иедидия («возлюбленный Богом») — символическое имя, данное Соломону в знак благоволения Бога к его отцу Давиду, после его глубокого раскаяния в истории с Вирсавией.
Библейское повествование
История не оставила точных сведений о Соломоне. Все имеющиеся о нём сведения почерпнуты из Библии и некоторых других источников.
Соломон — третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965-928 до н. э., в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), его соправитель в 967-965 до н. э.. Считается автором «Книги Екклесиаста», книги «Песнь песней Соломона», «Книги Притчей Соломоновых», а также некоторых псалмов. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский храм — главная святыня иудаизма.
Имена Соломона
Имя Шломо (Соломон) на иврите происходит от корня (шалом — «мир», в значении не война), а также (шалем — «совершенный», «цельный»).
Соломон упоминается в Библии также под рядом иных имён. Так, иногда он называется Иедидия («возлюбленный Богом») — символическое имя, данное Соломону в знак благоволения Бога к его отцу Давиду, после его глубокого раскаяния в истории с Вирсавией.
Библейское повествование
История не оставила точных сведений о Соломоне. Все имеющиеся о нём сведения почерпнуты из Библии и некоторых других источников.
Древнейший из сохранившихся списков римских епископов, который приводится в трактате Против ересей (Adversus haereses) Иринея Лионского и доведен до папы Элевтерия (ум. ок. 189), большинство исследователей признает исторически достоверным. Список Евсевия, доведенный до Марцеллина (ум. 304) и, возможно, восходящий к историку церкви Юлию Африкану (ум. после 240), содержит даты восшествия на престол и число лет каждого понтификата. Исправленная Римская редакция списка появляется в т.н. Каталоге папы Либерия, в котором приводятся имена всех епископов от апостола Петра до Либерия (ум. 366), продолжительность каждого понтификата с точностью до месяцев и дней, даты консульств, имена правивших императоров, а нередко и другие подробности. Хронология понтификатов до 235 это в основном результат вычислений, и потому она имеет сомнительную историческую ценность. Наиболее авторитетной долгое время считалась Книга пап (Liber pontificalis); она доведена до папы Гонория II (ум. 1130), однако для ранних пап она зависит от Каталога папы Либерия. Списки пап, составлявшиеся позднейшими историками, менялись с развитием исторической науки и в зависимости от точки зрения на каноническую легитимность тех или иных избраний и низложений. Приводимый ниже список был подготовлен Анджело Меркати, префектом Ватиканских секретных архивов, и опубликован в Annuario Pontificio за 1993. До папы Элевтерия приводимые в этом списки даты не вполне достоверны, но приблизительны в пределах одного-двух лет. Для периода от Элевтерия до середины 11 в. остаются сомнения относительно месяцев и дней. Понтификаты древних пап отсчитывались с момента их рукоположения в епископы. Позднее возник обычай коронации пап (до начала 9 в.), и продолжительность понтификата исчислялась от их коронации. Начиная с Григория VII, понтификаты стали отсчитываться от избрания, когда, как считалось, папа и получает свой сан. Имена антипап (избранных или провозгласивших себя папами в противовес канонически избранным папам) приводятся в скобках.
Рамбам или Маймонид (1138, Кордова — 1204, Каир) — выдающийся еврейский философ, раввин, врач и разносторонний учёный, кодификатор законов Торы. Духовный руководитель религиозного еврейства как своего поколения, так и последующих веков вплоть до нашего времени.
Биография
Родился 1138 в Кордове в Испании у рава Маймона, носившего фамилию Овадья (ибн Абдалла), ученика рава Йосефа ибн Мигаша, который был учеником Ицхака Альфаси. После 1148 вследствие вторжения Альмохадов из Северной Африки семья Рамбама в течение десяти лет скиталась по Южной Испании, а затем поселилась в Фесе Марокко, где Маймонид приобрёл основы светских знаний в местном университете. В этот период он составил комментарий на Мишну. В 1165 вся семья покинула Фес и жила в Акко; в течение шести месяцев Маймонид путешествовал по Святой земле, а затем переехал в Египет, где стал личным врачом ал-Фадила, визиря Салах ад-Дина и главой еврейской общины Египта.
Семья Маймонида занималась торговлей с Индией.
Маймонид известен рядом высказываний, указывающим на его крайне негативное отношение к христианству и язычеству.
Биография
Родился 1138 в Кордове в Испании у рава Маймона, носившего фамилию Овадья (ибн Абдалла), ученика рава Йосефа ибн Мигаша, который был учеником Ицхака Альфаси. После 1148 вследствие вторжения Альмохадов из Северной Африки семья Рамбама в течение десяти лет скиталась по Южной Испании, а затем поселилась в Фесе Марокко, где Маймонид приобрёл основы светских знаний в местном университете. В этот период он составил комментарий на Мишну. В 1165 вся семья покинула Фес и жила в Акко; в течение шести месяцев Маймонид путешествовал по Святой земле, а затем переехал в Египет, где стал личным врачом ал-Фадила, визиря Салах ад-Дина и главой еврейской общины Египта.
Семья Маймонида занималась торговлей с Индией.
Маймонид известен рядом высказываний, указывающим на его крайне негативное отношение к христианству и язычеству.
Елена Петровна Блаватская (31 июля (12 августа) 1831, Екатеринослав, Российская Империя — 8 мая 1891 Лондон; (урождённая Елена Петровна Ган) — русский философ, ученый, просветитель, писательница, путешественница и основательница Теософского общества (основано в 1875).
В России 1880-х была известна под литературным псевдонимом Радды-Бай. За пределами России известна как Madame Blavatsky.
Основная деятельность Е.П.Блаватской в проходила в США, Англии и Британской Индии.
Биография
Дочь полковника Петра Алексеевича Гана (Peter von Hahn; 1798—1873), принадлежавшего немецкой аристократической семье из Базедова (Макленбург), и рано умершей русской беллетристки Е.А. Ган (в девичестве Фадеева), она приходилась двоюродной сестрой государственному деятелю С.Ю. Витте, племянницей генералу Р.А. Фадееву и старшей сестрой писательнице В.П. Желиховской. По матери принадлежала к роду князей Долгоруковых: родителями её матери были А.М. Фадеев (1841—1846), губернатор Саратова, а позднее Тифлиса, и Елена Павловна Долгорукая (в девичестве).
Воспитывалась в основном в Саратове и Тифлисе у своего деда.
В России 1880-х была известна под литературным псевдонимом Радды-Бай. За пределами России известна как Madame Blavatsky.
Основная деятельность Е.П.Блаватской в проходила в США, Англии и Британской Индии.
Биография
Дочь полковника Петра Алексеевича Гана (Peter von Hahn; 1798—1873), принадлежавшего немецкой аристократической семье из Базедова (Макленбург), и рано умершей русской беллетристки Е.А. Ган (в девичестве Фадеева), она приходилась двоюродной сестрой государственному деятелю С.Ю. Витте, племянницей генералу Р.А. Фадееву и старшей сестрой писательнице В.П. Желиховской. По матери принадлежала к роду князей Долгоруковых: родителями её матери были А.М. Фадеев (1841—1846), губернатор Саратова, а позднее Тифлиса, и Елена Павловна Долгорукая (в девичестве).
Воспитывалась в основном в Саратове и Тифлисе у своего деда.
Тереза Гонджа Бояджиу Калькуттская, Мать Тереза (1910—1997) — католическая монахиня, известная своей благотворительной деятельностью. Причислена Католической Церковью к лику блаженных. В миру — Агнесса Гонджа Бояджиу (Agneze Gonxhe Bojaxhiu). Родилась 27 августа 1910 в македонском городе Скопье. Этническая албанка. В восемнадцать лет она уехала в Ирландию, где вступила в монашеский орден «Ирландские сестры Лорето». В 1931 г. приняла постриг и получила имя Тереза в честь канонизированной в 1927 г. монахини-кармелитки Терезы из Лизье, известной своей добротой и милосердием.
Вскоре орден направил её в Калькутту, где около 20 лет она преподавала в женской школе святой Марии. 10 сентября 1946 г. она получила разрешение от руководства ордена помогать бедным и обездоленным Калькутты, а в 1948 г. основала там общину Ордена милосердия, деятельность которого была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания.
С 1965 г. деятельность Ордена милосердия переступила границы Индии, в настоящее время он имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Его миссии, как правило, действуют в районах стихийных бедствий и экономически неблагополучных регионах.
Вскоре орден направил её в Калькутту, где около 20 лет она преподавала в женской школе святой Марии. 10 сентября 1946 г. она получила разрешение от руководства ордена помогать бедным и обездоленным Калькутты, а в 1948 г. основала там общину Ордена милосердия, деятельность которого была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания.
С 1965 г. деятельность Ордена милосердия переступила границы Индии, в настоящее время он имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Его миссии, как правило, действуют в районах стихийных бедствий и экономически неблагополучных регионах.
Мартин Лютер. Портрет работы Лукаса Кранаха Старшего 1526
Мартин Лютер (1483 – 1546) родился 10 ноября 1483 г. в семье бедного рудокопа Ганса Лютера, жившего в немецком городе Эйслебене. В 1497 г. Лютеры переехали из г. Мансфельда в г. Магдебург, и Мартин поступил во французскую школу. Именно здесь он проникся сознанием величия католической церкви и дал себе клятву совершить путешествие в Рим и стать монахом. В 1501 г. Лютер поступил в Эрфуртский университет, бывший в то время главным центром гуманистического образования в Германии, но в 1505 г. ушел из него и вступил в августинский монашеский орден, и там не прекращал учиться. Пророческим можно считать известное высказывание о Лютере богослова Поллиха в 1509 г. Он сказал, что монах с глубокими глазами и чудными фантазиями собьет с пути всех докторов, введет новое учение и преобразует всю римскую церковь.
В 1519 г. в Лейпциге произошел открытый разрыв между Лютером и католической церковью. Обращаясь к светским властям Германии – императору, князьям и дворянам, он призвал их заняться исправлением церкви, поскольку она уже не в состоянии исправить сама себя. Надо прекратить платежи в Рим, решать все церковные дела внутри страны. Каждая община должна выбрать себе в пастыри набожного гражданина, предоставив ему право жениться, если он того пожелает.
Мартин Лютер (1483 – 1546) родился 10 ноября 1483 г. в семье бедного рудокопа Ганса Лютера, жившего в немецком городе Эйслебене. В 1497 г. Лютеры переехали из г. Мансфельда в г. Магдебург, и Мартин поступил во французскую школу. Именно здесь он проникся сознанием величия католической церкви и дал себе клятву совершить путешествие в Рим и стать монахом. В 1501 г. Лютер поступил в Эрфуртский университет, бывший в то время главным центром гуманистического образования в Германии, но в 1505 г. ушел из него и вступил в августинский монашеский орден, и там не прекращал учиться. Пророческим можно считать известное высказывание о Лютере богослова Поллиха в 1509 г. Он сказал, что монах с глубокими глазами и чудными фантазиями собьет с пути всех докторов, введет новое учение и преобразует всю римскую церковь.
В 1519 г. в Лейпциге произошел открытый разрыв между Лютером и католической церковью. Обращаясь к светским властям Германии – императору, князьям и дворянам, он призвал их заняться исправлением церкви, поскольку она уже не в состоянии исправить сама себя. Надо прекратить платежи в Рим, решать все церковные дела внутри страны. Каждая община должна выбрать себе в пастыри набожного гражданина, предоставив ему право жениться, если он того пожелает.