Елена Петровна Блаватская (31 июля (12 августа) 1831, Екатеринослав, Российская Империя — 8 мая 1891 Лондон; (урождённая Елена Петровна Ган) — русский философ, ученый, просветитель, писательница, путешественница и основательница Теософского общества (основано в 1875).
В России 1880-х была известна под литературным псевдонимом Радды-Бай. За пределами России известна как Madame Blavatsky.
Основная деятельность Е.П.Блаватской в проходила в США, Англии и Британской Индии.
Биография
Дочь полковника Петра Алексеевича Гана (Peter von Hahn; 1798—1873), принадлежавшего немецкой аристократической семье из Базедова (Макленбург), и рано умершей русской беллетристки Е.А. Ган (в девичестве Фадеева), она приходилась двоюродной сестрой государственному деятелю С.Ю. Витте, племянницей генералу Р.А. Фадееву и старшей сестрой писательнице В.П. Желиховской. По матери принадлежала к роду князей Долгоруковых: родителями её матери были А.М. Фадеев (1841—1846), губернатор Саратова, а позднее Тифлиса, и Елена Павловна Долгорукая (в девичестве).
Воспитывалась в основном в Саратове и Тифлисе у своего деда.
Для того, чтобы иметь возможность путешествовать, в 1849 году, будучи едва 18 лет, заключила фиктивный брак, с эриваньским вице-губернатором Н.В. Блаватским. Через несколько недель супруги расстались. В 1849 г. покидает Россию и путешествует по странам Европы, Азии и Америки.
В 1858 году вернулась в Россию. До конца 1860-х была в Южной и Восточной Европе; вероятно участвовала в битве при Ментане на стороне гарибальдийцев.
В 1873 году уехала в Париж, затем в США.
3 апреля 1875 года оформила номинальный брак - с Майклом Бетанелли (Michael C. Betanelly) в Нью-Йорке, с которым разошлась через несколько месяцев.
8 июля 1878 года она приняла американское гражданство.
В феврале 1879 года Блаватская и Олькотт отбыли в Бомбей, в Индию, где устраивают штаб-квартиру Общества. Вскоре они познакомились с Алфредом Синнеттом (Alfred Percy Sinnett), в то время редактором правительственной аллахабадской газеты The Pioneer. Синнетт всерьёз заинтересовался учением деятельностью Общества.
У Е.П.Блаватской было много недоброжелателей. Лондонское Общество психических исследований в 1885 году обвинило Блаватскую в мошенничестве. На основании этого заключения через год после ухода Е.П.Блаватской из жизни была написана книга Всеволода Соловьева "Современная жрица Изиды". С опровержением книги Вс.Соловьева выступила В.П. Желиховская - сестра Е.П.Блаватской.
Однако, через 100 лет (в 1985 году) Общество психических исследований, которое обвинило Блаватскую в мошеничестве, после повторного расследования фактов, описанных в деле, признало Обвинения несправедливыми. Е.П.Блаватская была полностью оправдана, а Общество принесло свои извинения в ее адрес. Эти материалы были опубликованы в ведущих англоязычных газетах Америки, Канады, Австралии.
Умерла 8 мая 1891 года, переболев гриппом. Прах её был сожжён, а пепел разделён между тремя центрами теософского движения: Лондон, Нью-Йорк и Адьяр (близ Мадраса). День смерти Е.П.Блаватской отмечается ее последователями под именем «дня белого лотоса».
Творчество и учение Блаватской
Н.К.Рерих "Вестник"
В России письма Блаватской о ее путешествиях были опубликованы под псевдонимом «Радда-Бай».
В 1875 году Е.П.Блаватская начала писать своё фундаментальное сочинение Isis Unveiled («Разоблачённая Изида» 1877).
В этом же году в Нью-Йорке вместе с Г.С. Олкоттом основала «Теософическое общество», которое провозгласило следующие цели: «1. Образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания. 2. Способствовать изучению арийских и других священных текстов мировых религий и других научных направлений. 3. Исследовать сокровенную сторону природы и непроявленные психические и духовные силы человека».
Учение Блаватской – теософия – ставило целью спасти от извращения архаические истины, являющиеся основой всех религий, раскрыть их единую основу, указать человеку его законное место во Вселенной. В учении отрицалось существование антропоморфного бога-творца и утверждалась вера в Универсальный Божественный Принцип – Абсолют, вера в то, что Вселенная разворачивается сама, из своей собственной Сущности, не будучи сотворенной. Самым важным для теософии Блаватская считала очищение душ, облегчение страданий, моральные идеалы, соблюдение принципа Братства человечества. Блаватская называла себя не творцом системы, а лишь проводником Высших Сил, хранителем сокровенных знаний Учителей, Махатм, от которых она получила все теософские истины. Среди учителей Блаватской были Махатмы Мория, Кут Хуми и Джул Кул.
В главном труде Е.П. Блаватской «Тайная Доктрина», по некоторым мнениям, предсказаны многие научные открытия.
Некоторые религиозные философы (в частности, В. Соловьёв) видели в теософии приспособление буддизма к потребностям европейского атеистического мышления. В «Русском Обозрении» за август 1890 г В.С.Соловьев опубликовал статью с критической рецензией книги Е.П.Блаватской "Ключ к Теософии".
Блаватская вступила в полемику, указывая на то, что трактовку Теософии и восточной философии в рецензии В.Соловьева она квалифицирует как «ошибки критика, — как нарочитые, так и случайные» .
Развитие теософского движения встретило неприязнь со стороны английской колониальной администрации, клерикальных кругов (в особенности иезуитов, работавших в Индии) и поклонников спиритизма.
Русская православная церковьвысказывает неприятие учения Е.П.Блаватской; однако, сама она положительно относилась к христианству вообще и православию в частности, критикуя при этом лицемерие и фарисейство на религиозной почве.
Благославение Митрополита Киевского (с 1860 г. – Митрополита Новгородского и Санкт-Петербурского) преосвященного Исидора.
Весной 1860 года Елена Петровна вместе с сестрой направляясь из Ругодева на Кавказ в гости к деду и бабушке остановились в Задонске (Воронежской губернии) в земле войска Донского, одном из центров паломничества, где покоятся мощи Св.Тихона. «…мы остановились отдохнуть, – пишет Елена Петровна, - и я уговорила мою лентяйку-сестру сопровождать меня к обедне. Мы узнали, что в этот день молиться у святых мощей будет митрополит киевский (с 1860 г. – Митрополит Новгородский и Санкт-Петербурский) преосвященный Исидор; его, бывшего экзарха Грузии, мы обе хорошо знали в детстве и юности в бытность свою в Тифлисе… У обедни почтеный старец узнал нас и прислал служку с приглашением навестить его в доме у архиепископа.»
После длительной беседы на прощание он благословил ее и напутствовал словами, которые навеки остались ей памятны и дороги как мнение, об исключительном даре ее, просвещённого Иерея православной церкви. Он сказал:
«Нет силы не от Бога! Смущаться ею вам нечего, если вы не злоупотребляете особым даром, данным вам… Мало ли неизведанных сил в природе? Всех их далеко не дано знать человеку; но узнавать их ему не воспрещено, как не воспрещено и пользоваться ими. Он преодолеет и, со временем, может употребить их на пользу всего человечества… Бог да благословит вас на все хорошее и доброее».
Опубликованные произведения на русском языке
* «Из пещер и дебрей Индостана»
* «Разоблачённая Изида» (1877)
* «Тайная доктрина» («The Secret Doctrine», т. 1—2, 1888)
* «Беседы с Блаватской» — стенографическая запись ответов Блаватской на вопросы учеников (1889).
* «Голос безмолвия» (Голос тишины) (1889)
* «Ключ к теософии» — книга для тех, кто хочет познакомиться с Теософией (1889)
* «Теософский словарь» — посмертное издание (1892)
Память о Е.П. Блаватской
В Днепропетровске (бывший Екатеринослав) в доме Фадеевых, где она жила, организован Музейный центр Е.П. Блаватской и её семьи.
В мае 2006 года в Ярославле и Санкт-Петербурге прошли вечера, посвященные Е.П.Блаватской и её наследию.
В России 1880-х была известна под литературным псевдонимом Радды-Бай. За пределами России известна как Madame Blavatsky.
Основная деятельность Е.П.Блаватской в проходила в США, Англии и Британской Индии.
Биография
Дочь полковника Петра Алексеевича Гана (Peter von Hahn; 1798—1873), принадлежавшего немецкой аристократической семье из Базедова (Макленбург), и рано умершей русской беллетристки Е.А. Ган (в девичестве Фадеева), она приходилась двоюродной сестрой государственному деятелю С.Ю. Витте, племянницей генералу Р.А. Фадееву и старшей сестрой писательнице В.П. Желиховской. По матери принадлежала к роду князей Долгоруковых: родителями её матери были А.М. Фадеев (1841—1846), губернатор Саратова, а позднее Тифлиса, и Елена Павловна Долгорукая (в девичестве).
Воспитывалась в основном в Саратове и Тифлисе у своего деда.
Для того, чтобы иметь возможность путешествовать, в 1849 году, будучи едва 18 лет, заключила фиктивный брак, с эриваньским вице-губернатором Н.В. Блаватским. Через несколько недель супруги расстались. В 1849 г. покидает Россию и путешествует по странам Европы, Азии и Америки.
В 1858 году вернулась в Россию. До конца 1860-х была в Южной и Восточной Европе; вероятно участвовала в битве при Ментане на стороне гарибальдийцев.
В 1873 году уехала в Париж, затем в США.
3 апреля 1875 года оформила номинальный брак - с Майклом Бетанелли (Michael C. Betanelly) в Нью-Йорке, с которым разошлась через несколько месяцев.
8 июля 1878 года она приняла американское гражданство.
В феврале 1879 года Блаватская и Олькотт отбыли в Бомбей, в Индию, где устраивают штаб-квартиру Общества. Вскоре они познакомились с Алфредом Синнеттом (Alfred Percy Sinnett), в то время редактором правительственной аллахабадской газеты The Pioneer. Синнетт всерьёз заинтересовался учением деятельностью Общества.
У Е.П.Блаватской было много недоброжелателей. Лондонское Общество психических исследований в 1885 году обвинило Блаватскую в мошенничестве. На основании этого заключения через год после ухода Е.П.Блаватской из жизни была написана книга Всеволода Соловьева "Современная жрица Изиды". С опровержением книги Вс.Соловьева выступила В.П. Желиховская - сестра Е.П.Блаватской.
Однако, через 100 лет (в 1985 году) Общество психических исследований, которое обвинило Блаватскую в мошеничестве, после повторного расследования фактов, описанных в деле, признало Обвинения несправедливыми. Е.П.Блаватская была полностью оправдана, а Общество принесло свои извинения в ее адрес. Эти материалы были опубликованы в ведущих англоязычных газетах Америки, Канады, Австралии.
Умерла 8 мая 1891 года, переболев гриппом. Прах её был сожжён, а пепел разделён между тремя центрами теософского движения: Лондон, Нью-Йорк и Адьяр (близ Мадраса). День смерти Е.П.Блаватской отмечается ее последователями под именем «дня белого лотоса».
Творчество и учение Блаватской
Н.К.Рерих "Вестник"
В России письма Блаватской о ее путешествиях были опубликованы под псевдонимом «Радда-Бай».
В 1875 году Е.П.Блаватская начала писать своё фундаментальное сочинение Isis Unveiled («Разоблачённая Изида» 1877).
В этом же году в Нью-Йорке вместе с Г.С. Олкоттом основала «Теософическое общество», которое провозгласило следующие цели: «1. Образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания. 2. Способствовать изучению арийских и других священных текстов мировых религий и других научных направлений. 3. Исследовать сокровенную сторону природы и непроявленные психические и духовные силы человека».
Учение Блаватской – теософия – ставило целью спасти от извращения архаические истины, являющиеся основой всех религий, раскрыть их единую основу, указать человеку его законное место во Вселенной. В учении отрицалось существование антропоморфного бога-творца и утверждалась вера в Универсальный Божественный Принцип – Абсолют, вера в то, что Вселенная разворачивается сама, из своей собственной Сущности, не будучи сотворенной. Самым важным для теософии Блаватская считала очищение душ, облегчение страданий, моральные идеалы, соблюдение принципа Братства человечества. Блаватская называла себя не творцом системы, а лишь проводником Высших Сил, хранителем сокровенных знаний Учителей, Махатм, от которых она получила все теософские истины. Среди учителей Блаватской были Махатмы Мория, Кут Хуми и Джул Кул.
В главном труде Е.П. Блаватской «Тайная Доктрина», по некоторым мнениям, предсказаны многие научные открытия.
Некоторые религиозные философы (в частности, В. Соловьёв) видели в теософии приспособление буддизма к потребностям европейского атеистического мышления. В «Русском Обозрении» за август 1890 г В.С.Соловьев опубликовал статью с критической рецензией книги Е.П.Блаватской "Ключ к Теософии".
Блаватская вступила в полемику, указывая на то, что трактовку Теософии и восточной философии в рецензии В.Соловьева она квалифицирует как «ошибки критика, — как нарочитые, так и случайные» .
Развитие теософского движения встретило неприязнь со стороны английской колониальной администрации, клерикальных кругов (в особенности иезуитов, работавших в Индии) и поклонников спиритизма.
Русская православная церковьвысказывает неприятие учения Е.П.Блаватской; однако, сама она положительно относилась к христианству вообще и православию в частности, критикуя при этом лицемерие и фарисейство на религиозной почве.
Благославение Митрополита Киевского (с 1860 г. – Митрополита Новгородского и Санкт-Петербурского) преосвященного Исидора.
Весной 1860 года Елена Петровна вместе с сестрой направляясь из Ругодева на Кавказ в гости к деду и бабушке остановились в Задонске (Воронежской губернии) в земле войска Донского, одном из центров паломничества, где покоятся мощи Св.Тихона. «…мы остановились отдохнуть, – пишет Елена Петровна, - и я уговорила мою лентяйку-сестру сопровождать меня к обедне. Мы узнали, что в этот день молиться у святых мощей будет митрополит киевский (с 1860 г. – Митрополит Новгородский и Санкт-Петербурский) преосвященный Исидор; его, бывшего экзарха Грузии, мы обе хорошо знали в детстве и юности в бытность свою в Тифлисе… У обедни почтеный старец узнал нас и прислал служку с приглашением навестить его в доме у архиепископа.»
После длительной беседы на прощание он благословил ее и напутствовал словами, которые навеки остались ей памятны и дороги как мнение, об исключительном даре ее, просвещённого Иерея православной церкви. Он сказал:
«Нет силы не от Бога! Смущаться ею вам нечего, если вы не злоупотребляете особым даром, данным вам… Мало ли неизведанных сил в природе? Всех их далеко не дано знать человеку; но узнавать их ему не воспрещено, как не воспрещено и пользоваться ими. Он преодолеет и, со временем, может употребить их на пользу всего человечества… Бог да благословит вас на все хорошее и доброее».
Опубликованные произведения на русском языке
* «Из пещер и дебрей Индостана»
* «Разоблачённая Изида» (1877)
* «Тайная доктрина» («The Secret Doctrine», т. 1—2, 1888)
* «Беседы с Блаватской» — стенографическая запись ответов Блаватской на вопросы учеников (1889).
* «Голос безмолвия» (Голос тишины) (1889)
* «Ключ к теософии» — книга для тех, кто хочет познакомиться с Теософией (1889)
* «Теософский словарь» — посмертное издание (1892)
Память о Е.П. Блаватской
В Днепропетровске (бывший Екатеринослав) в доме Фадеевых, где она жила, организован Музейный центр Е.П. Блаватской и её семьи.
В мае 2006 года в Ярославле и Санкт-Петербурге прошли вечера, посвященные Е.П.Блаватской и её наследию.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи